Для педагогов

Чуркина Галина Владимировна

Консультации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Иланский детский сад № 50»

Консультация для педагогов

На тему: «Воспитатель и музыка».

                                                               

Подготовила:                                                                 Чуркина Галина                                

музыкальный руководитель                                            Владимировна  

 

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.

Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

 Педагогу-воспитателю необходимо:

 1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

 На музыкальном занятии

 

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

 

Слушание музыки:

 

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

 

Распевание, пение:

 

1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6 Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном

 пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);

 

Музыкально-ритмические движения и игры:

 

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —

 упражнения на развитие творческой активности детей);

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца

 или пляски;

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Иланский детский сад № 50»

Консультация для педагогов

На тему: «Декоративно-пространственный дизайн в оформлении праздников».

                                                               

Подготовила:                                                                 Чуркина Галина                                

музыкальный руководитель                                            Владимировна  

 

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребёнка ярким событием и остаться в памяти надолго. Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочно оформленное помещение, костюмы способствуют развитию у детей чувства прекрасного и красивого. Праздник – это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроением, создаёт то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – всё это привлекает ребят. Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении, убранство зала привлекает внимание детей, наполняют их сердца чувством радости. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.

   Сколько радости и восторга испытывают наши дети, когда на празднике и развлечениях они приходят в сказочно оформленный музыкальный зал. Эстетическому оформлению зала необходимо всегда уделять большое внимание. Музыкальный зал оформляется в зависимости от времени года и тематики праздника. Зал украшает ламбрекен из органзы, на центральную стену вывешивается в деревянной раме панно (в соответствии с темой). Эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель и музыкальный руководитель. При проведении праздников в оформлении зала предусматривается появление неожиданностей, (появление сказочных героев, сюрпризные моменты, «волшебные превращения).

   Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Актуальность этой темы бесспорна, а в наши дни приобретает особое значение, т.к. современная концепция рассматривает искусство как базу для духовного возрождения нации.

    Важные условия для дизайна в оформлении праздников:

  1. Не пренебрегать «мелочами» - все детали художественного оформления (элементы мебели, светильники, двери…) должны соответствовать единому художественному замыслу.
  2. Дополнять и усовершенствовать, а не переделывать (тем более, если учитывать материальные условия ДОУ), т.е., в соответствии с главной дизайнерско-оформительской идеей общий образ помещения должен постепенно насыщаться дополнительными элементами, обогащающими художественный замысел в целом.
  3. Художественно-эстетическое оформление музыкального зала должно реализовываться с учётом физических, психологических и эмоциональных особенностей детей, т.к. важнейшее условие пребывания детей в ДОУ – здоровьесбережение.

                Поэтому необходимо следовать следующим правилам:

          Все материалы, применяемые в оформлении детского учреждения, должны быть безвредными и иметь сертификаты качества.

          Острые углы в интерьере, по возможности, должны быть «сглажены» конструктивно или с помощью визуальных эффектов.

          Фоновый колорит должен быть светлых тонов «мажорного звучания» с яркими цветовыми акцентами.

          Соответствующе требованиям СанПин равномерное фронтальное освещение должно сочетаться с дополнительным освещением, т.к. оно создаёт зоны эмоционального притяжения, вызывая у детей эстетические чувства, тем самым способствуя оптимизации педагогического процесса.

          Детская мебель должна соответствовать санитарным стандартам, быть многофункциональной, иметь «обтекаемые» формы, не загромождать полезного пространства. С первых лет жизни ребёнка, важно уделять внимание быта и праздника. Красивое оформление зала, красивый костюм на ребёнке – всё это создаёт эмоциональное настроение, приучает к красивому.

         Воспитание в детском саду должно проходить с ознакомлением их традиционными праздниками, например, как Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и т.д. Такие радостные дни оставляют только хорошие впечатления детям, родителям и воспитателям. Тема праздника влияет на оформление помещения. Это могут быть детские поделки, шары, цветы, плакаты. В качестве оформления к празднику можно использовать детские рисунки. Все украшения должны вписываться в интерьер зала. Если материала  на изготовление ёлочных игрушек не хватает, то можно использовать для этого конфеты.

        Детское оформление шарами – это универсально, из воздушных шаров можно сделать гирлянды и букеты, гелиевые цепочки и арки, настенные панно, фигуры из шаров (клоуны, двойные сердца, звёзды, кактусы, животные и т.д.). Воздушные шарики – это детство, радость, смех. Человек, которому с детства распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многосторонне, он полнее и радостнее живёт. Восприимчивость к красивому не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки, поведение на добрые дела.



Предварительный просмотр:

«МБДОУ Иланский детский сад №50»

 

Консультация для воспитателей

на тему:

«Музыкально-театрализованная деятельность

 на занятиях музыки в детском саду».

Музыкальный руководитель:

Чуркина Галина Владимировна

Иланский

 Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного  умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать интерес маленького человека к родной культуре, театру, литературе, живописи, музыке.  Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются  в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя.     Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли.

Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Цель: Развитие у детей творческих способностей в музыкально -театрализованной деятельности.     

Задачи:

1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей;

2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку;

4. Формировать у детей театрально - творческие способности, навыки театральной культуры.

5. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.

6.  Снимать зажатость и скованность;

7.  Создать условия для развития творческой активности детей.

8. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

9. Пополнить и активизировать словарь детей, познакомить детей с основными театральными терминами.

10. Повышение доверия к педагогам.

11. Научить ребёнка самовыражению в музыкально-театрализованной деятельности.

12. Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой и музыкальной деятельности. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.

13. Для выполнения поставленных задач использую: театрализованные игры, музыкальные спектакли, сказки, сценки, постановки кукольного театра;

Для успешного развития творческих способностей детей  в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- соблюдение принципа свободы;

- накопление впечатлений от восприятия искусства;

- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

- развитие основных музыкальных способностей;

- оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности.

Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов:

-основы кукловождения;

-актерское мастерство;

-игровое творчество;

-имитирование на музыкальных инструментах;

-песенное и танцевальное творчество детей;

-проведение праздников и развлечений.

Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

-инсценировка песен;

-развлечения;

-фольклорные праздники;

-сказки, мюзиклы, театрализованные представления.

Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность помогает ребенку развиваться всесторонне. В раннем возрасте театрализованная деятельность является устойчивым увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, она заметно для самого ребенка становится источником творческого развития

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Когда дети приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.

В младшей группе, ставим небольшие спектакли, драматизации, сказки в которых ведущую роль исполняет воспитатель. В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку.

Примерный муз. репертуар: «Полёт птиц. Птицы клюют зёрнышки» Г.Фрид, «Зайчики» Т.Ломовой, «Курочка с циплятами» М.Красева, «Кошка икотята» В.Витоин, «Зайчики илисичка» А.Филиппенко, «Я на лошади скачу»А.Филиппенко и др. Музикально-театрализованные игры проводятся с использованием масок, кукол, игрушек и др. Реквизитов (султанчики, фонарики, поргемушки и т. п.)

 В средней группе ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);(Например игра «Дирижёр»)
- от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.(Например образ Вани в сценке  «На огороде»)

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц.

Примерный муз. репертуар: «Колпачёк» рнп, «Огородняя-хороводная» Б.Можжевелова, «Лётчики на аэродром» М.Раухвергера, драмотизация сказок «Теремок», «Три медведя», сценка «На огороде» и др. В музыкально-театрализованной деятельности так же используются маски, костюмы, изготавливаются атрибуты.

В старшем возрасте в драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Примерный муз. репертуар: упражнения «петушок», «всадники», «зеркало», «петушок», инсценировка песен «Урожай собирай»А.Филиппенко, «Жил был у бабушки серенький козлик»рнп, «Как у наших у ворот»рнп, «Земелюшка-чернозём»рнп, драматизация по мотивам сказок «Колобок», «Снеговик-почтовик», сценки «Спор овощей», «Ёлочки» и др.

 Дошкольники с удовольствием включаются в игру, участвуя в театрализованных играх.

Театрализованная игра - как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Особенности театрализованной игры.

- Действия детей с кукольными персонажами;

- Непосредственные действия детей по ролям;

- Литературная деятельность через диалоги и монологи;

- Исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценированные, приплясывание и т.д.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них успехом.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Музыкальные сказки пользуются у детей огромной любовью. С большим удовольствием дети перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, бороться со злом и побеждать.

Сказка-это волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующая от детей старание, фантазии. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современную музыку, доступную детям.

Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки переведены на стихотворный ритм, это облегчает работу над текстом. Дети c удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности

Постановка музыкальной сказки это ключик, который открывает дверцу в волшебный мир. Ведь театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Иланский детский сад № 50»

Консультация для педагогов

На тему: «Оформление музыкальных уголков

в группе детского сада».

                                                               

Подготовила:                                                                 Чуркина Галина                                

музыкальный руководитель                                            Владимировна  

 

Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и ее красоту.

Слушание музыки занимает важное место в воспитании детей.

Благодаря этому процессу ребенку прививается желание любить и познавать прекрасное.

Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь. Как оформить музыкальный уголок?

Инструкция:

1 При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.

2 Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.

3 В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.

4 В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

5 Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.

6 В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки. Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память. Это вызывает у ребятни интерес к музыке, развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук.

Обратите внимание:

Используя предметно-развивающую среду музыкального уголка, ребенок выбирает себе занятие по душе, но это не значит, что он предоставлен самому себе.

В функции воспитателя входит:

Влияние на музыкальные впечатления детей, организация музыкальных игр, создание условий, способствующих развертыванию деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен следить за тем, насколько бережно дети обращаются с музыкальными игрушками.