5.Учебно-исследовательская деятельность

Альбрехт Ангелина Сергеевна

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_albreht.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЦМК педагогики, психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Развитие представления о величине  старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

Выполнила : 

Альбрехт Ангелина

Студентка группы Д-32

Специальность 44.02.02

Дошкольное образование

Научный руководитель:

Каряева Елена Анатольевна

Преподаватель дисциплин

профессионального цикла

 

 


Содержание

Введение…………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретические аспекты представлений  о величинах у дошкольников в ДОУ…………………………………………………………………………..6

1.1 Формирование у дошкольников представлений о величине в педагогической теории………………………………………………………………………….6

1.2 Задачи, содержание работы по формированию  представлений старших дошкольников о величине в детском саду…………………………………12

1.3 Проектная деятельность как средство развития представлений старших дошкольников о величине………………………………………….18

Выводы………………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………..24

Список используемой литературы……………………………………25

                                               ВВЕДЕНИЕ

Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений, способствует расширению представлений о свойствах предметов, развитию навыков дифференцировать эти свойства, выделять их из множества других. В детском саду изучаются такие величины, как длина (ширина, высота), масса, объем, площадь, время. Познавательное значение формирования представлений о величине у старших дошкольников состоит с том, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания ребенком каждого предмета окружающего мира в отдельности, но и для понимания отношений между предметами. Формирование умения старших дошкольников определять, называть, сравнивать величины предметов оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов детьми старшего дошкольного возраста положительно влияет на их умственное развитие, так как связано не только с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, но и постепенно подводит детей к пониманию величины как математического понятия, готовит их к усвоению в школе соответствующего раздела математики. В процессе овладения детьми измерением величин в дошкольном возрасте у детей возникают предпосылки учебной деятельности, развиваются способности осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи. Формирование понятий о величине способствует развитию многих математических представлений и понятий, с помощью которых можно решать практические и бытовые задачи. Формирование понятия о величине можно реализовать в различных видах деятельности: дидактическими играми, экспериментированием и т.д. Одним из эффективных средств развития представлений о величине  старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком (от личностно-ориентированного к компетентностному подходу). Однако она требует большой подготовки, воспитатель должен  организовать много этапов. Возникает противоречие между  необходимостью развития представлений о величине  у детей дошкольного возраста и недостаточной реализации этого процесса в рамках проектной деятельности. Формулируем проблему-каковы возможности проектной деятельности для развития представлений о величине  у детей старшего дошкольного возраста. Ответ на этот вопрос и составил цель нашего исследования.

Объект исследования – процесс развития  представлений о величине  у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – проектная деятельность как средство развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:

1)Рассмотреть понятие «величина»

2) Проанализировать основы формирования представлений о величине в старшем дошкольном возрасте;

3)Рассмотреть возможности проектной деятельности в развитии представлений о величине

Методы исследования: анализ печатных источников, анализ Интернет-ресурсов

Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений о величинах у дошкольников в ДОУ

1.1 Проблема формирования у дошкольников представлений о величине в педагогической теории

Величиной называется одно из математических понятий, обобщающее такие конкретные понятия как длины, объема, массы и т.д. Понятие величины связано со способами сравнения определенных свойств предметов. Вопрос о роли представлений о величине в формировании первых математических представлений ставился еще в работах К.Д. Ушинского .

Отечественные методисты в области дошкольного воспитания А.М. Леушина, Л.С. Метлина указывали на необходимость обучения детей, начиная с дошкольного возраста, измерению общепринятыми мерами. М. Монтессори считала, что к разного вида измерениям следует привлекать детей уже с 5-6 лет. Их легко познакомить с метром и научить обращаться с ним. По мнению педагога семилетние дети должны научиться измерять сантиметровой линейкой и дециметром линии, стороны квадрата, прямоугольника; метром длину и ширину класса, длину дорожки в саду или грядки на огороде, они должны уметь нарисовать в тетради линию определенной длины, отмерить доску, полоску бумаги указанного размера и др. Она знакомила детей со следующими мерами: метром, дециметром, сантиметром,- рекомендовала учить измерять руками, шагами, чашками, стаканами, ложками.

В рамках исследования формирования представлений дошкольников о величине возникла идея об измерительной практике как основе формирования понятия числа у ребенка. И хотя в настоящее время обучение измерению осуществляется на базе развития представлений о числе и счетных умений, эта концепция послужила основой для разработки многих теоретических и методических вопросов.

По мнению М.Ю. Стожарова , в детском саду измерительная деятельность носит элементарный, пропедевтический характер. Ребенок вначале учится измерять объекты условными мерками, и лишь в результате этого создаются предпосылки для овладения «настоящим» измерением.

Потребность в простейших измерениях возникает у детей в практических делах: сделать одинаковые по длине и ширине грядки, встать друг за другом по росту на занятиях гимнастикой, определить, чья постройка оказалась выше, кто на занятиях по физкультуре прыгнул дальше и т.д. Наиболее часто требуется произвести измерение для выполнения различных заданий конструктивного характера, в строительных играх, на занятиях по изобразительной деятельности и физкультуре, в быту. В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять на специальных занятиях, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного труда, создавая аппликации, конструируя, при разбивке грядок, клумб, дорожек. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Леушина А.М. отмечает, сто наблюдая практическую и хозяйственную деятельность взрослых, дети часто сталкиваются с различными измерениями. Им в общих чертах известна работа продавца в промтоварном магазине, его действия при продаже тканей, лент, тесьмы. Дети имеют некоторое представление о том, как выбирается одежда или обувь нужного размера. Измерение объема жидких и сыпучих веществ они наблюдают, когда покупают сами или вместе с родителями разнообразные продукты в магазине. Так, постепенно складывается общее представление о значении измерительной деятельности. Этому способствуют экскурсии в магазины, которые проводятся целенаправленно, а также самостоятельные наблюдения детей. Отражая труд взрослых в сюжетно-ролевых играх «Ателье», «Магазин тканей», «Гастроном» и др., дети воспроизводят и действия измерения. Измерительная деятельность обогащает содержание детских игр.

Практическая и игровая деятельность детей и хозяйственная деятельность взрослых рассматривалась исследователями в качестве основы для ознакомления с простейшими способами различных измерений. Л.П. Стойлова отмечает, что обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, то есть пространственные признаки предметов. Ориентировка в отдельных свойствах, умение выделять их требуются при выборе условной меры, адекватной измеряемому свойству. В измерении предметная сторона действительности предстает перед ребенком с новой, еще неизвестной для него стороны.

Уточнение детских представлений о величине в процессе измерений позволили М.А. Фидлер прийти к выводу, что оно связано с развитием зрительного восприятия, включением обследовательских действий, активизацией речи и мышления. Сенсорные, мыслительные и речевые процессы тесно взаимодействуют друг с другом. Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер.

Было установлено, что простейшие измерения способствуют возникновению опосредованного подхода к некоторым явлениям действительности. Оценка величины при этом строится не на субъективных впечатлениях, а на овладении специальными способами, обеспечивающими объективность показателей.

            По мнению Метлиной Л.С. измерительная практика активизирует причинно-следственное мышление. Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Измерение длин и объемов позволяет уточнить и углубить целый ряд элементарных математических представлений. На основе измерения познается новая функция числа как отношения. Ребенок перестает отождествлять единицу с отдельностью.

Михайлова З.А. отмечает, что измерительную деятельность необходимо вводить в ее элементарной форме еще до того, как дети научились считать и на ее основе формировать понятие числа. Но процесс измерения требует умения подсчитывать количество мерок. Поэтому дошкольник вначале должен научится считать, овладевает навыками этой деятельности, а уже потом вводится новая деятельность, в процессе которой используются полученные знания и навыки о числе. Такой подход обеспечивает углубление и расширение представлений детей о числе. В настоящее время вторая точка зрения получила широкое распространение, поэтому навыки измерительной деятельности формируются в основном в старшем дошкольном возрасте, когда дети научились считать и у них имеются представления о некоторых величинах.

На основе деятельности по измерению, появляется возможность познакомить детей-дошкольников с некоторыми математическими связями, зависимостями и отношениями: отношением части и целого, равенства - неравенства, свойством транзитивности отношений, простейшими видами функциональной зависимости и др. Эти математические закономерности не лежат на поверхности, их поиск и осознание требуют активной работы мысли. Современные исследователи считают, что освоение этого материала в наибольшей степени влияет как на математическое, так и на общее развитие дошкольников.

Работа по измерению подготавливает ребенка к пониманию арифметических действий с числами: сложения, вычитания, умножения и деления. Упражнения, связанные с измерениями, дают возможность получить также числовые данные, которые используются при составлении и решении задач. Обучение измерению готовит детей к усвоению не только математики, но и других учебных предметов в школе.

Роль формирования понятий о величине предметов рассматривалась Ж. Пиаже, который указывает, что этот процесс имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста:

1.  Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности (они узнают, что предметы окружающей действительности могут быть различны не только по форме, цвету, но и по величине);

2.      Развиваются такие умственные операции, как сериация (умение располагать предметы в ряд по порядку, начиная от самого толстого до самого тонкого), классификация (умение разложить предметы в группы одинаковые по величине); сравнение (сравнивать предметы по величине, без чего вообще невозможно дальнейшее обучение в школе);

        Обогащается словарь ребенка (это особенно актуально в группах, которые посещают дети с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития): в речи детей, наряду с обобщёнными понятиями (большой - маленький) появляются уже более дифференцированные (длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий и т.д.), слова выражающие сравнительную степень (короче, длиннее, выше, толще, уже и т.д.);

Осуществляется подготовка к другим видам деятельности: игровой, изобразительной и трудовой, а также к усвоению элементов черчения, физики, геометрии, географии, естествознания и других.

Таким образом, величина является одним из обобщающих математических понятий, в которую входит длина, время, масса и другие. Проблема формирования представлений о величине рассматривалась многими исследователями, которые пришли к выводу о необходимости обучения дошкольников измерению, знакомства с мерой длины, значении измерительной деятельности детей для формирования у них понятия числа. Были изучены особенности измерительной деятельности дошкольников, определен ее элементарный, пропедевтический характер, развития представлений о значении измерительной деятельности в процессе наблюдения за взрослыми, в организованных видах деятельности, играх в детском саду. Исследователями было также обоснована связь формирования представлений о величине с развитием зрительного восприятия, речи и мышления, развитию других видов деятельности.

 

     1.2 Задачи, содержание формирования представлений старших      дошкольников о величине в детском саду

В старшем дошкольном возрасте формирование представлений о величине подчинено задаче формирования более точного восприятия величины сравниваемых предметов с помощью условных мерок. Детей следует знакомить с правилами измерения условной меркой, научить дифференцировать объекты, средства измерения и результат, осознавая последний через количество мерок как одного из случаев функциональной зависимости, развивать умение давать словесные отчеты о выполнении задания, на этой основе углублять представления о связях и отношениях между числами, использовать навыки измерения для деления целого на части, развития глазомера [8.].

В дальнейшем работа по формированию представлений о величине направляется на совершенствование измерительных умений и связанных с ними представлений, а также расширение математических знаний за счет ознакомления со стандартными мерами и способами измерения. Детям показывают значение применения общепринятых мер измерения для получения объективных показателей величины измеряемых предметов и веществ, продолжается работа по углублению представлений о функциональной зависимости между компонентами измерения (объектом, средством и результатом), подводят детей к использованию полученных знаний при составлении и решении арифметических задач.

М.А. Касицына отмечает, что в детском саду дети должны овладеть несколькими видами измерения условной меркой, которые выделяются в зависимости от особенностей объекта и мерки. К первому виду следует отнести «линейное» измерение, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов. Второй вид - определение объема сыпучих веществ: кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями вымеряют количество крупы, сахара в пакете, в мешочке, в тарелке и т.д. Наконец, третий вид - это измерение объема жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов или кружек молока в бидоне, воды в графине, чаю в чайнике.

По мнению Г.А. Корнеевой ,что для введения измерения условными мерками следует научить выделять в предметах определенные признаки (длину, высоту, ширину, объем), соизмерять объекты по этим признакам, определяя их равенство или неравенство. Следовательно, этой работе должно предшествовать формирование представлений о величине как свойстве предметов. К моменту овладения навыками измерительной деятельности у детей должны быть прочными навыка счетной деятельности.

Педагог заранее продумывает и отбирает предметы, которые будут использоваться в процессе обучения измерению. Объекты для измерения и мерки могут специально изготавливаться взрослым с привлечением детей (полоски бумаги, палочки, ленты и т.д.) или браться готовыми. Для измерения привлекаются самые разнообразные бытовые предметы: веревки, тесьма, детали строительного материала (бруски), подкрашенная вода, песок, пакеты, мешочки, миски, тарелки, стаканы, чашки, ложки, банки и т.д. Широко применяются естественные мерки: шаг, горсть, расставленные в стороны руки и т. д. Объекты для измерения ребенок может сам находить в окружающей обстановке: длина, ширина, высота стола, стула, шкафа, аквариума, количество семян, корма для рыбок, воды, необходимой для полива растений, и многие другие. Следует постепенно расширять круг предметов, вовлекаемых в процесс измерения. Это способствует более быстрому и прочному формированию навыков, переносу их в разные ситуации. В оборудование педагогического процесса при обучении измерению включаются при необходимости карандаши, ножницы, так называемые фишки-эквиваленты - мелкие однородные предметы (кружки, квадраты, треугольники, палочки, пуговицы и т.д.), служащие для точного подсчета числа мерок.

Овладение детьми элементами измерительной деятельности складывается из суммы знаний, умений и навыков, формируемых в упражнениях с дидактическим материалом под руководством педагога. Упражнениям, которые предлагаются для выполнения детям, целесообразно по возможности придавать практическую направленность: измерить полоски меркой и выбрать равные по длине и ширине для плетения ковриков; измерив ленту, разделить ее на равные части, чтобы хватило всем девочкам в группе; отмерить нужное количество воды для полива растений, корма для рыбок. Задания, предлагаемые в такой форме, будят мысль, активизируют знания, способствуют выработке гибкости навыков.

Воспитателю следует продумывать способы и приемы использования материала, а также организации работы детей для создания условий по увеличению числа упражнений с целью закрепления навыков и умений. Такие упражнения организуются на занятиях по математике и вне их: в процессе игр, труда, занятий, по другим разделам «Программы воспитания и обучения в детском саду».

М.З. Левина отмечает, что в процессе формирования представлений о величине необходимо обучение измерению, для которого могут использоваться разные формы организации деятельности детей: коллективная и индивидуальная. Они зависят от степени сформированности измерительных навыков и умений, характера привлекаемого материала. Первоначальное обучение измерению требует 10-12 занятий. Для этой работы отводится обычно часть занятия, а остальное время посвящается реализации других требований программы развития математических представлений. Обучение новому виду измерения может осуществляться в течение всего занятия. Постепенно обучение измерительной деятельности перемещается из первой части занятия в другие, в том числе заключительную. Это можно связать с разными программными задачами развития математических представлений .

Упражнения в измерениях могут организовываться на участке детского сада. В этих случаях предварительно продумывается, что и чем будет измеряться, а также распределение детей при выполнении практических работ. С целью закрепления навыков можно давать домашние задания в измерении объектов. Важно, чтобы этот прием не был формальным. Воспитателю следует поинтересоваться выполнением домашнего задания.

Собственная измерительная деятельность детей должна сочетаться с наблюдением измерительной деятельности взрослых в процессе их труда. Такие наблюдения проводятся постепенно, в течение всего процесса обучения измерению. Приобретенные на занятиях по математике знания и навыки измерения следует закреплять на занятиях по рисованию, аппликации, конструированию, в процессе труда в природе, в быту и т.д. Можно рекомендовать родителям привлекать детей к посильным измерениям в домашних условиях, предварительно познакомив их с возможностями дошкольников в этом плане .

В старшем возрасте следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. Сравнивая предметы различного объема, дети должны понять, что большими и меньшими их называют в зависимости от трех измерений. Количество предметов, которые сравниваются увеличивается до 10 и разница в размерах между ними уменьшается. Усложнение заключается в том, что сначала предметы сравниваются по одному признаку, а потом по другому (палочки сначала раскладываются по ширине, а потом по длине). Другое усложнение - указанный предмет сравнивается не только с соседними, но и с предшествующими и последующими.

Дети должны практиковаться в измерении предметов постоянно, в разнообразных видах деятельности, в лепке, при создании построек, в изготовлении игрушек, но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответствующих количественных отношений .

В связи с этим в работе по формированию представлений о величинах необходимо использовать контрастные по величинам образцы, давать детям возможность видеть сравниваемые предметы близко, затем на расстоянии и только после этого - по памяти, в зависимости от возраста выбирать предметы для сравнения, чем младше ребенок, тем крупнее предметы, использовать практический метод приложения для сравнения величин, знакомить детей со всеми способами сравнения (приложение, наложение), после усвоения плоскостного сравнения переходить к объемному, сравнивать предметы по одному параметру, давать ребенку возможность отображать разницу величины в изобразительной деятельности.

В настоящее время в условиях реформы школьного образования необходим тщательный учет всех возможностей детей в овладении знаниями, совершенствование программных требований и методов обучения в детском саду. Е.В. Соловьева указывает, что в процессе формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста необходимым является введение измерительной деятельности. Это направление работы педагога требует учета следующих особенностей развития старших дошкольников:

1)  опыта дифференцированной оценки детьми длины, ширины, высоты, размера предмета в целом, что позволяет сосредоточить внимание ребенка на собственно измерительных действиях;

2)      умения координировать движение руки и глаза, что является непременным условием точности при выполнении измерений;

3)        определенного уровня развития счетных умений и количественных представлений детей, благодаря чему они могут сочетать измерение и счет;

4)        способности к обобщению, являющейся важным фактором осмысливания сущности измерения .

Таким образом, задачами формирования представлений старших дошкольников о величине в детском саду являются формирования восприятия величины сравниваемых предметов с помощью условных мерок, освоение правил измерения условной меркой, дифференциации объектов, использования средств измерения и его результата, развитие умения давать словесные отчеты о выполнении задания, что позволит расширить опыт измерительных умений и связанных с ними представлений, а также расширение математических знаний за счет ознакомления со стандартными мерами и способами измерения. В процессе формирования представлений о величине необходимо заранее продумывать и отбирать предметы для использования в процессе обучения, такими объектами могут быть как готовые, специально изготовленные взрослым предметы, так и выполненные совместно с детьми.

В ходе формирования представлений о величине задача овладения измерительной деятельностью детьми выполняется на основе знаний и умений, которые развиваются с помощью дидактического материала, средствами упражнений, заданий, которые используются на занятиях, во время коллективной и индивидуальной деятельности детей. Используются приемы: сравнения, приложения, наложения, которое позволит детям перейти к пониманию трехмерности предметов. При проведении необходимым является учет имеющегося у детей опыта дифференцированной оценки величин, уровень развития координации, счетных умений, способности к обобщению.

 1.3 Проектная деятельность как средство развития представлений старших дошкольников о величине.

XXI век – век технологий и изменений в жизни людей. На сегодняшний день можно отметить то, как сильно поменялся детский сад изнутри своей работы. По сравнению с прошлым веком появились новые методы обучения, виды и классификации взаимодействия педагога с ребенком, с родителями и т.д.  Хочется отметить и то, что появляются и новые методов работы педагога с детьми, как например, проектная деятельность.

Проект –  специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ .

Проектная деятельность – самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое .

Метод проектов содержит в себе достаточно большую ценность. В ходе работы дети повышают свою самостоятельную активность, коллективизм, творческие умения; дошкольники развивают в себе такие чувства, как находчивость, трудолюбие, любопытность, проворность,  организованность, причастие к детскому коллективу, любознательность. Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью; интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением воспитанниками системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит и многостороннее развитие растущей личности [12].

В настоящее время поток информации огромный, и детям, в силу своих возрастных особенностей, самостоятельность сложно этот поток систематизировать. Именно по этой причине задача педагога является научить ребенка выявлять нужные ему знания и их классифицировать, чтобы в дальнейшем применить изученный теоретический опыт в практике.  

Проектная деятельность для самого же дошкольника является способом для развития  творческой личности, который сопровождается познавательными элементами.  Дети старшего дошкольного возраста с интересом и задором ищут способ решения проблемы, при этом, используя, весь свой уже ранее собранный опыт. Ребята познают мир и воплощают новые знания в реальный итоговый продукт.

Организация проектной деятельности достаточно сложный, но не менее интересный фрагмент. Важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, а также взять во внимание тот факт, что взрослый в данном методе является всего лишь наставником, который может навести ребят на постановку проблемы, заинтриговать и вызвать интерес к решению задачи . В практике ДОУ для старших дошкольников по Л.В. Киселёвой используется исследовательски-творческий тип проекта. Он включается в себя то, что дети экспериментируют, а затем воплощают результаты своей деятельности в виде газет, драматизации, детского дизайна и т.д.  

В проектной деятельности включаются следующие этапы работы:

1.Подготовительный (организационный) – педагог вызывает интерес у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности путем дидактических игр, бесед по предстоящей проектной деятельности.

2.Основной (практический) – педагог организует занятия , прогулки, подвижные игры и т.д. по теме проекта, получая в результате  продукты детей.

3.Заключительный – проведение мероприятия по теме проектной деятельности. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта .

Также проектную деятельность можно разделить по следующей классификации :

1. По количеству участников:

А) Индивидуальный;

Б) Парный;

В) Групповой;

Г) Фронтальный.

2. По доминирующему методу:

А) Исследовательские;

Б) Информационные;

В) Творческие;

Г) Игровые;

Д) Приключенческие;

Е) Практико-ориентированные.

3. По характеру содержания:

А) Включают ребенка и его семью;

Б) Ребенка и природу;

В) Ребенка и рукотворный мир;

Г) Ребенка, общество и его культурные ценности.

4. По характеру участия ребенка в проекте:

А) Заказчик;

Б) Эксперт;

В) Участник от зарождения идеи до получения результата.

5. По характеру контактов:

А) Осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ;

Б) Осуществляется в контакте с семьей,

В) Осуществляется в контакте  с учреждениями культуры,

Г) Осуществляется в контакте  с общественными организациями (открытый проект).

6) По продолжительности:

А) Краткосрочный

Б) Средней продолжительности

В) Долгосрочный

   Обучение измерению  в проектной деятельности ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, совершенствует глазомер, вырабатывается точность и аккуратность. Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Все это готовит детей к усвоению не только математики, но и других учебных предметов в школе, что является полезной задачей для старшей  группы.

По нашей теме можно организовать проекты «Всё измерить мы хотим!», «Измерительные приборы», «Хотим всё знать и измерять!».    

В проекте можно будет-

-познакомить  детей с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень (формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества)

-познакомить детей с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины.

-познакомить детей с весами (сравнение веса предметов путем взвешивания).

- научить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки (бумаги в клетку)

-познакомить детей с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема.

- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

- упражнять в  умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.

-учить  самостоятельно,  находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.

 -учить детей  анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать взаимосвязи, закономерности.

-развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике.

- совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности,  совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.

- заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

                                               ВЫВОДЫ

Обзор литературных источников позволил понять, что проблема формирования представлений о величинах детей старшего дошкольного возраста актуальна. Под величиной в методической литературе понимают математическое понятие, которое вместе с другими показателями включает в себя длину, ширину, высоту.

Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений, что способствует расширению представлений о свойствах предметов, развитию навыков дифференцировать эти свойства, выделять их из множества других.

Старшие дошкольники знакомятся с понятием величины с помощью условных мерок. Определение величины предметов в старшем дошкольном возрасте во многом определяется глазомером - одной из главных сенсорных

способностей. Постепенно происходит усложнение содержания знаний детей о свойствах величины. Дети узнают о возможности сравнивать величины, об их изменчивости. Расширяется и круг сравниваемых предметов.

Уточнено, что при знакомстве дошкольников с величинами и способами их измерения следует организовывать данную деятельность, используя разнообразные формы организации и различные методы и приемы, стимулирующие познавательную активность дошкольников, так как значение измерительной деятельности для формирования у детей понятия числа и других важных направлений крайне велико.

 

                               

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретическое исследование проблемы формирования представлений о величинах детей дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы.

Величиной обозначается математическое понятие, которое наряду с другими показателями включает в себя длину, объем, площадь. Педагогическая наука и практика исследуя особенности развития представлений о величинах у старших дошкольников обоснованно указывает на необходимость обучения дошкольников приемам измерения, проведения работы по знакомству детей с мерой длины, обеспечения освоения детьми значения измерительной деятельности для формирования у них понятия числа и другие важные направления.

Задачами формирования представлений старших дошкольников о величине являются развитие у детей понимания и определения величины сравниваемых предметов по условным меркам, правил измерения с помощью условной мерки, объединения и отличия объектов по величинам, использования средств измерения и его результата, развитие умения давать словесные отчеты о выполнении задания. Данная работа должна проводится с помощью наглядных материалов, которыми могут быть готовые, специально изготовленные взрослыми или выполненных детьми предметы.

Представления о величине формируются в детском саду на основе уже имеющихся знаний и умений, с помощью упражнений, заданий, занятий, коллективной и индивидуальной деятельности детей, используя приемы сравнения, приложения, наложения. Также необходимо использовать предметно-практическую деятельность, проводить работу по активизации речи детей и усвоению математических понятий, способов мышления, самоконтроля и самопроверки, отслеживания результатов развития педагогом, обеспечивать практическую направленность измерительной деятельности детей

 

                                           Список литературы

  1. .      Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников  / А.В. Белошистая. - М.: ДиК, 2013. - 274 с.
  2. .        Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова. - М.: Академия, 2009. - 211 с.
  3. .        Касицына, М. А. Дошкольная математика / М.А. Касицына. - М.: Гном - Пресс, 2009. - 97 с.
  4. .        Левина, М.З. Логика и математика для дошкольников / М.З. Левина. - СПб.: Акцидент, 2013. - 79 с.
  5. .        Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Аванта-Пресс. - 263 с.
  6. .        Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л.С. Метлина. - М.: Мир, 2010. - 163 с.
  7. .        Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. - М.: АРКТИ, 2012. - 228 с.
  8. .        Метлина, Л.С. Математика для дошкольников / Л.С. Метлина. - М.: Линга-Книга, 2011. - 196 с.
  9. .        Стожарова, М.Ю. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста/ М.Ю. Стожарова // Детский сад: теория и практика, 2012, № 1. - С. 70-71.
  10. .        Фидлер, М.А. Математика уже в саду / М. Фидлер. - М.: Контент-М, 2011. - 174 с.
  11. .        Фрейлах, Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах- М.: ФОРУМ, 2011. - 236 с.
  12. .        Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики / Л.М. Фридман. - М.: Наука, 2011. - 156 с.

  1. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова, М.: 2018.- 208с.
  2.         Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2019.-144с
  3. . Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 112с.