Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях

Первушина Татьяна Игоревна

Материалы выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_2020.docx1.72 МБ
Microsoft Office document icon master-klass_zharina_e.d._pervushina_t.i._mou_sosh_18.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Методы и приемы технологии развития

критического мышления

как средство формирования метапредметных

компетенций на уроках в начальной школе»

Жарина Евгения Дмитриевна, Первушина Татьяна Игоревна,

учителя начальных классов

МОУ СОШ № 18 имени Н.В. Менчинского г.о. Павловский Посад

Мастер-класс по развитию критического мышления учащихся для учителей начальных классов содержит знакомство с различными приемами технологии развития критического мышления (ТРКМ) и практические рекомендации.

Цель: осмысление возможности развития критического мышления в повседневной педагогической деятельности.

Ожидаемый результат:

  • коллеги приобретут опыт использования различных приемов ТРКМ;
  • наметят пути развития ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Эпиграф:

Что мысль, когда ни с кем не делится она?

Что гордый ум, когда он сам в себе замкнется?

Что рукопись, когда она не прочтена?

Душа, когда она к другой душе не рвется?

(А.С. Пушкин)

Ход занятия:

 (Слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня в этой аудитории. Выступление хотим начать со слов А.С.Пушкина (Слайд 2)

Используя приём «Верите ли вы …», заполните таблицу в ваших маршрутных листах.

- Верите ли вы, что узнаете что-нибудь новое для своей дальнейшей педагогической деятельности по окончании нашего занятия?

- Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения критическому мышлению?

- Верите ли вы, что можно научить учеников тому, как учиться?

Педагогический прием "Верно — Не верно" в рамках ТРКМ удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.

На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.

Алгоритм работы приема ТРКМЧП "Верно — Не верно"

  • Объявляется тема урока.
  • Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
  • Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
  • На стадии рефлексии снова вернемся к составленным таблицам.

         

        Мы призваны научить обучающегося самому искать информацию, ориентироваться в этой информации, правильно принимать решения. Мы стараемся развить такие навыки, чтобы, когда ребенко закончил начальную школу, он умел ориентироваться в изменившемся мире.

       Предлагаю начать с приема «Чистая доска», который будет сопровождать нас в течение всего мастер-класса. Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена вопросами. Мы время от времени мы будем спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то вопрос убирается. Задача наша в том, чтобы к концу занятия доска оказалась чистой, и мы получили ответы на все вопросы.

Сегодня мы хотим поделиться с вами своим опытом по использованию приемов технологии развития критического мышления, которые, как мы заметили способствуют формированию метапредметных компетенций на уроках в начальной школе.

Что изменилось в нашей практике? Описание изменений в своей практике начнем с перестановки мебели в кабинете, кажется, такая мелочь, а насколько это было сложно психологически.  Привыкнув к стройным рядам парт, к дисциплине и порядку на уроке, когда каждый ученик как на ладони, был дискомфорт, когда все вдруг переменилось. Сейчас же это очень удобная организация рабочего места и для учителя, и для учеников.

Каким раньше было начало урока? И, конечно, никогда мне не приходило в голову танцевать или играть в начале урока. Скажу более, я считала, что учащимся с самого начала урока необходим серьезный настрой. На практике используются разные приемы по созданию коллаборативной среды: танцы, игры, разговоры в кругу.

         Осмысление новой информации проходило традиционно. Учитель сам объяснял новый материал, сам проверял степень усвоения знаний и контролировал ход урока. Ученикам же нравятся новые правила. Чаще в своей практике использовала лишь фронтальную и индивидуальную работу, работу в парах. Групповую работу использовала еще реже. Однако групповая работа нравится всем ученикам: сильные имеют возможность продемонстрировать свои знания, организовать работу группы, слабые – чувствуют себя комфортнее, нежели на традиционном уроке, потому что вопросы по теме только приветствуются. Из обратной связи стало понятно, что слабым ученикам легче спросить у одноклассника, чем у учителя. Деление на группы (команды) происходит по разным принципам, например,  прием «Конфета».

Определение правил работы в группах
- Уважительное отношение ко всем членам группы;
- умение слушать и слышать всех членов группы;
-оказание помощи друг другу;
- активное участие всех членов группы в работе

Немного  теории

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, формирующих способность логически анализировать информацию и применять полученные результаты в разных ситуациях.

Этапы технологии развития критического мышления

  1. Этап вызова

Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»).

  1. Этап осмысления

Этот этап дает возможность ученикам:

- получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней;

- осмыслить информацию;

- соотнести новые знания с уже имеющимися.

  1. Этап размышления (рефлексии)

Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания;

- расширение предметного поля;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

Функции этапов технологии развития критического мышления

  1. Вызов

Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

  1. Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

  1. Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Основные приемы технологии развития критического мышления, используемые на уроках в начальной школе:

  1. Прием «Корзина» идей, понятий, имен

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Русский язык. Имя существительное. Склонение имен существительных

  1. Прием «Кластер»

Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Русский язык. Звуки речи

  1. ИНСЕРТ (маркеровка текста)

Прочитайте в своих маршрутных листах информацию об ИНСЕРТ.

ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов. 

  1. Тонкие и толстые вопросы

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать.

Прием «толстых и тонких» вопросов может быть использован на любой из трех стадий урока.

Например, при изучении темы «Виды текстов»

Что дают нам вопросы?

  • Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом" толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

  • Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

  1. Синквейн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Заметили, что при составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Пример: Каникулы

Мы снова возвращаемся к составленным в начале нашей работы таблицам. Я вновь зачитываю вопросы, а Вы отмечаете, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

- Верите ли вы, что узнаете что-нибудь новое для своей дальнейшей педагогической деятельности по окончании нашего занятия?

- Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения критическому мышлению?

- Верите ли вы, что можно научить учеников тому, как учиться?

Узнали ли вы что-то новое для себя?

Проанализируйте наше занятие и используя стратегию «ХИМС» запишите, что по вашему мнению было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой.

6. «ХИМС»

Каждый участник на карточках пишет: Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой.

Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам, лежащим на полу.

Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами.

Благодарю всех за сотрудничество!