Проект "В мире безопасности" с детьми 4-5 лет

Стратонова Александра Сергеевна

Муниципальное бюджетнон дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №104»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект на тему

«В мире безопасности дорожного движения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Стратонова

Александра Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменск-Уральский

2022

Пояснительная записка

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей 4-5 лет  навыков безопасного поведения на улице, дороге, вблизи проезжей части.

Дети данного возраста характеризуются неспособностью само регуляции поведения, у детей отсутствует страх перед приближающейся опасностью. Это нормально. Ведь с ранних лет, когда дети только начинают познавать окружающий мир, их привлекают дома, различные транспортные средства, движущиеся по дороге, пешеходы

Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. В связи с этим необходимо способствовать формированию у детей данного возраста сознательного и ответственного отношения к вопросам безопасности: собственной и окружающих. Так как большую часть своего времени дети проводят в детском саду, необходимо именно здесь давать детям знания и навыки по безопасному поведению на улицахдорогах, в транспорте и правилам дорожного движения и умению правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания в повседневной жизни.

С опорой на сформулированные положения был разработан педагогический проект «В мире безопасности дорожного движения». Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге, который реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Создание проблемы перед детьми «Всем ли нужно знать и выполнять правила дорожного движения

Задачи проекта.

Задачи:

Обучающие:

- формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода;

- познакомить детей с назначением дорожных знаков, научить их понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;

- расширить знания детей о транспортных средствах.

Развивающие:

- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;

- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответ-ственность и осмотрительность на дороге;

- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения

- привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформированы необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
  • У детей сформированы представления и закрепляются знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках, сигналах светофора.
  • У детей привито желание выполнять данные правила в повседневной жизни.
  • Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.

Продукт проекта : создание книжек-малышек по правилам дорожного движения.

Тип проекта: познавательно-творческий, игровой.

Продолжительность проекта : долгосрочный (с 1.09.2022 по 31.05.2023).

По количеству участников – групповой.

Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы с родителями по реализации проекта «В мире безопасности дорожного движения»

 

Этапы

Содержание деятельности

 

Ценностно-ориентированный этап

  • Родительское собрание на тему «Ребенок и правила дорожного движения».
  • Папка-передвижка «Беседа о правилах дорожного движения»
  • Памятка по ПДД «По дороге в детский сад»

 

Конструктивный этап

  • Консультация «Светоотражающие элементы на детской одежде».
  • Проведение инструктажа с родителями по ПДД.

Практический этап

  • Памятка «Правила поведения на дороге зимой».
  • Консультация «Воспитываем грамотного пешехода».
  • Выставка совместных с родителями работ «Правила дорожные детям знать положено».
  • Папка-передвижка «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
  • Памятка «Безопасность детей в летний период»

 

Заключительный этап

  • Фото-отчет о создании совместных работ родителей и детей о ПДД.

Презентационный этап

  • Показ презентации с фото-отчетом. 

 

Оценочно-рефлексивный этап

  • Отзыв о результате проекта на сайте ДОО.

 

Содержание деятельности по этапам реализации проекта

Этапы проекта

 

Задачи

Содержание

1.Ценностно-ориентированный этап.

Сентябрь

  • Смотивировать детей и родителей на участие в проекте.
  • Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении. Закрепить понятия “улица”, “дорога”, ”транспорт”, «светофор», познакомить с понятиями “переход”, ”перекресток”.

Работа с детьми:

  • Чтение стихотворения А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный».
  • Беседа: «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».
  • Просмотр мультфильма «Пешеходная «зебра» из цикла «Азбука безопасности» («Смешарики»).
  • Наблюдение: «За пешеходами». Подвижная игра: «Автобусы».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Мы - пешеходы»

Работа с родителями:

  • Родительское собрание на тему «Ребенок и правила дорожного движения».
  • Папка-передвижка «Беседа о правилах дорожного движения»

2.Конструктивный этап.

Октябрь

  • Дать представление о профессии водителя.
  • Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта.
  • Расширять знания о правилах поведения водителей на дороге.
  • Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека.

 Работа с детьми:

  • Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка».
  • Беседа: «Внимание: дорожный знак».
  • Дидактическая игра: «Водители».
  • Наблюдение: «За движением транспорта».
  • Подвижная игра: «Найди свой цвет».
  • Конструирование: «Гаражи для своей машины»

Работа с родителями:

  • Памятка по ПДД «По дороге в детский сад».

3.Практический этап.

Ноябрь-февраль

  • Рассказать о назначении светофора в дорожном движении, чередовании и расположении цветов. Закрепить знания перехода улицы по сигналам светофора.
  • Формирование понятий “наземный”, ”подземный”, ”общественный транспорт”, расширение знаний о его видах.
  • Познакомить с понятием «дорожный знак».
  • Рассказать о назначении дорожных знаков.
  • Познакомить с основными дорожными знаками.
  • Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: дать представление о информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках.
  • Учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки.

Работа с детьми:

  • Аппликация “Светофор”.
  • Чтение худ. лит. В. Миходед “Уроки светофора”.
  • Просмотр мультфильма «Светофор» из цикла «Азбука безопасности» («Смешарики»).
  • Подвижная игра “Светофор”.
  • Подвижная игра “Стой-иди”.
  • Дидактическая игра “Транспорт”.
  • Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры».
  • Беседа: «Как вести себя в общественном транспорте».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, различных видов транспорта, тематических плакатов.
  • Просмотр мультфильма «В автобусе» из цикла «Азбука безопасности» («Смешарики»).
  •  Дидактическая игра «Машины».
  • Подвижная игра «Такси».
  • Чтение художественной литературы Я. Пишумов «Машины».
  • Раскрашивание машин в ИЗО уголке (раскраски, трафареты).
  • Рассматривание иллюстраций дорожных знаков и сюжетных картинок к ним.
  • Беседа «Знаки дорожные знать каждому положено»
  • Отгадывание загадок про дорожные знаки
  • Дидактическая игра «Дорожные знаки»
  • Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период.
  • Чтение стихотворений А. Усачева «Футбольный мяч»; В. И. Мирясова (стихи про транспорт).
  • Дидактическая игра: «Дорожные знаки».
  • Игровая ситуация: «Кто самый грамотный пешеход».
  • Подвижная игра: «Веселый трамвайчик»

Работа с родителями:

  • Консультация «Светоотражающие элементы на детской одежде».
  • Проведение инструктажа с родителями по ПДД.
  • Памятка «Правила поведения на дороге зимой».
  • Консультация «Воспитываем грамотного пешехода».

4.Заключительный этап.

Март.

  • Расширять знания детей о видах транспорта, рассказать о назначении железнодорожного транспорта, его особенностях.
  • Формировать знания о правилах поведения на железной дороге.

Работа с детьми:

  • Рассматривание сюжетных картинок о железной дороге.
  • Беседа «Правила поведения на железной дороге».
  •  Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Девочка и грибы».
  • Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково».
  • Подвижная игра «Паровозики».

Работа с родителями:

  • Выставка совместных с родителями работ «Правила дорожные детям знать положено».

5.Презентационный этап.

Апрель.

  • Познакомить детей с машинами специального назначения: “cкорая помощь”, “пожарная”, “милиция” и их назначением.

Работа с детьми:

  • Рассматривание сюжетных картин с изображением машин специального назначения.
  •  Беседа «Как машины людям помогают».
  • Чтение худ. лит. С. Маршак «Кошкин дом».
  • Просмотр мультфильма «Автомобили специального назначения» из цикла «Азбука безопасности» («Смешарики»).
  • Дидактическая игра «Машины», лото по теме «Транспорт».
  • Подвижная игра «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили».
  • Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».

 Работа с родителями:

  • Папка-передвижка «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

6.Оценочно-рефлексивный этап.

Май.

  • Закреплять знания детей об ориентировании на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях.

Работа с детьми:

  • Загадывание загадок о транспорте.
  • Беседа: «Мы на улице».
  • Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок, изображающих различные ситуации на дороге.
  •  Дидактическая игра: «Правила поведения».
  • Наблюдение: «За пешеходами на тротуаре».
  • Сюжетно-ролевые игры: Сочиняем старые сказки на новый лад.
  • Подвижная игра: «Пешеходы и водители».

Работа с родителями:

  • Памятка «Безопасность детей в летний период».

 

Вывод

 

В работе над проектом, с детьми были использованы наглядные, словесные, практические, игровые методы, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Данные методы были реализованы, используя разнообразные приемы такие, как образец воспитателя, показ способов действия, рассматривание иллюстраций, использование дидактических пособий в виде предметов соответствующих учебным задачам занятиям, вопросы, художественное слово, пояснения к действиям, упражнение детей, дидактическая игра и игровые упражнения.

Участие детей в проекте позволило обогатить знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, светофоре. Дети научились определять опасную ситуацию на дороге и варианты ее избежания или исправления. Реализация данного проекта вызвала более тесное сплочение между его участниками.

 Проблема данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения», Изд.: Творческий центр, Москва, 2013
  2. Л.А. Вдовиченко «Ребенок на улице», Изд.: Детство – пресс, Санкт – Петербург, 2008.
  3. Н.В. Елжова «ПДД в детском саду» второе издание, Изд.: Феникс, Ростов – на – Дону, 2013.
  4. Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова, О.Н. Сирченко, Э.Г. Шамаева «Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет», Изд.: Учитель, Волгоград,2013.
  5. З.А. Ефанова «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа», Изд.: Учитель, Волгоград, 2014.