Педагогический опыт

Шмакова Наталья Владимировна

Материалы учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛУЧАЙНО НЕСЛУЧАЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЛИ МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Я понял, что детей надо любить не только красиво, но с чувством глубокой ответственности за их будущее, их надо любить всей своей жизнью, надо любить их постоянно. А это значит – заботиться о них, о каждом из них, не услаждать их байками о “светлом будущем”, а вдохнуть в них мужество бороться против тьмы, учить их самих строить, облагораживать жизнь для себя и для других и защитить ее.

      Ш.А.Амонашвили

1 сентября. После уроков родители забирают сына первоклассника из школы. Интересуются, понравилось ли ему там. На что получают следующий ответ: «Что же вы не сказали, что всё это на целых 11 лет…»

Да, к сожалению, не все дети любят школу. Если спросить, что они любят, то можно получить такие ответы: «Люблю каникулы, выходные, если уроки отменяют, когда ничего не задают…». А сколько раз учителя слышат радостное: «Ура! Каникулы!» И в который раз вечером в воскресенье, спрашивая, готово ли чадо к школе, родители выслушивают: «Ну, опять в школу…»

Все мы – учителя когда-то были детьми и ходили в школу. Не все из нас любили её. И у каждого взрослого к школе своё отношение, которое зачастую передаётся нашим детям.

Но всё же, что такое ШКОЛА? Одни скажут большое (или не очень) здание, другие (и таких немало) ежедневные уроки, оценки, домашние задания. Найдутся, конечно, и те, кто вспомнит первого учителя, или любимого учителя-предметника… Обязательно будет тот, кто школу терпеть не мог и не может. И вот он то точно скажет: «Слава Богу, что закончил! Сто лет там не был и ещё столько же не пойду…»

 Учителя… Учителя бывают добрые и злые (так их характеризуют дети), требовательные и мягкие, отзывчивые и равнодушны, те, кто отдаёт детям кусочек своего сердца, и те, кто «отбывает наказание» на работе. Жутко, правда? Но именно от учителей во многом зависит отношение школьника, выпускника к школе, которую он закончил или ещё учится. И все эти мнения имеют место быть. Для каждого из нас школа – это что-то своё, что-то особенное: воспоминания, эмоции, впечатления, как положительные, так и отрицательные.

Кстати, среди выпускников бывают ещё и такие.. Это те, кто возвращаются в школу,  возвращаются как учителя. Очень многие из друзей такого человека смотрят на него настороженно, с удивлением, про себя крутя пальчиком у виска: «В школу? В наши дни? Это не престижно… Не ожидал..». Хорошо, что есть и те, кто это решение поддерживает. Спасибо им!

Каждый из нас пришел в школу, в профессию своим особенным неповторимым путём, который не похож на другие…

Кто-то попал в школу, потому что родился в семье учителей,  продолжатель педагогической династии. Кто-то очень любит детей и мечтал о работе в школе или детском саду с раннего детства. А кто-то так любил своего учителя (первого учителя или преклонялся перед учителем предметником), что захотел пойти по его стопам и быть похожим на него, своего кумира.

Есть, конечно, и случайно «заблудшие овечки», те, кто совершенно случайно попали в профессию и стали работать в школе.

У всех своя судьба… Объединяет всех нас то, что мы работаем в образовании. А значит, от нас, учителей, во многом, зависит какое «лицо» будет иметь наше подрастающее поколение. Ведь наши дети – это будущее России. И в этом будущем нам предстоит жить.

Могу точно сказать, что я как раз отношусь к последней категории. Я попал в школу совершенно случайно… Теперь-то я могу с уверенностью сказать, что это было не так… Но это сейчас по прошествии почти 9 лет… А когда-то давно…

В 2003 году я закончила Владимирский педагогический колледж… Летом совершенно случайно попала на работу в ДОУ № 103, где и проработала год. После выпуска группы, я узнала, что в родной школе  освободилось место учителя начальных классов. Так 1 сентября 2004 года я вместе со своими первоклашками вошла в класс и провела свой первый «взрослый» урок.

Да, было тяжело, трудно… Бывали моменты, когда казалось уйду, не выдержу… А потом ничего, втянулась… Начала получать «кайф» от работы. Поняла, что испытываю радость, когда вижу огонёк интереса и любопытства в глазах ребёнка. Как приятно смотреть на ученика, когда он с таким упорством и старанием выполняет задания, которые получил от меня в школе.  И вот прошло 8 лет… Эти года для меня стали незабываемыми, счастливыми, полными творчества и ярких открытий. Я поняла, что это – моё!

Теперь я с уверенностью могу сказать, что я люблю свою работу, люблю уроки, свой светлый и уютный класс, своих ребят. От своей работы я получаю истинное удовольствие. Как говорил Иммануил Кант «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» и я полностью с ним согласна.

Вот она – случайная НЕСЛУЧАЙНОСТЬ!

Я работаю в той же школе, в которой училась. Работаю 9-й год. За это время я точно поняла, что школа  – это дом…Дом не только для педагогов, которые проводят там  «живут» (в силу социально-экономических причин)…Школа должна стать вторым домом, в первую очередь, для ребят, которые  в ней учатся.

Для некоторых из них она действительно становится вторым домом, для кого-то адом (и это не секрет). Многие мальчишки и девчонки с радостью бегут на уроки, на встречу с учителями, ходят с классом на экскурсии, участвуют в школьных мероприятиях, с удовольствием учатся…Но ведь есть и другая категория…

В современном обществе, когда на первом и центральном месте стоят материальные блага, подрастающее поколение посещает школу в основном ради «тусовки»: показать новые шмотки, фенечки, гаджеты, похвастаться новыми марками телефонов, плееров, ноутбуков, в конце концов, пообщаться со сверстниками… Наверняка, многие из нынешних ребят вообще бы (дай им волю) в школу не ходили.

Нет, не всё так мрачно! Есть ребята, и таких немало,  которые приходят в школу за знаниями. Слава Богу, что с каждым годом таких персонажей в школах становится всё больше.

Я считаю, что моя задача как учителя донести до ребят, что школа-это не только оценки, уроки, контрольные и зачёты, но ещё и интересные увлечения, творческие работы, выступления, игры, конкурсы, исследования  и ещё много других интереснейших дел. В своей работе это я и стараюсь сделать. Для того, чтобы заинтересовать, увлечь своих учеников в удивительный мир знаний, мир информации, я очень часто на уроках использую проблемные ситуации, чтобы выйти из которых нужно подключить не только голову, но и обратиться к разным источникам информации.

В наш век, когда Internet вошёл уже практически в каждый дом, можно с уверенностью сказать, что одной из главных задач школы является воспитание медиаграмотного и компетентного пользователя всемирной сети. Именно школа должна показать, как грамотно и правильно работать с тем изобилием информации, которая есть в мире, с тем огромным количеством различных точек зрения на проблемы современности, и при этом не потерять собственного я.

Учитель должен убедить своих воспитанников, что в школе можно получать удовольствие, не только от общения со сверстниками, но и в процессе творческого диалога с учителем,  с преподавателем. Современный педагог должен доказать, что Учитель – Человек, который поймёт, поможет, поддержит в трудную минуту, подставит плечо, а не запугает очередной двойкой, унизит и даже не вникнет в суть проблемы. Наш школьник должен быть уверен, что в любой момент он может обратиться за помощью и  поддержкой к своему старшему другу.

"Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. "  А. Дистервег

Я думаю, не важно отличник мой ученик он или троечник (хотелось бы чтобы все были хорошистами), главное, чтобы «человек хороший был». Да, сейчас он ещё мал, но когда он станет взрослым, я убеждена, что он должен стать Настоящим Человеком!

Мой ученик, будь добрым, честным, смелым, любящим и понимающим прекрасное, умеющим понять «что такое хорошо и что такое плохо»; я очень хочу, что ты  вырос неравнодушным человеком, чтобы никогда не прошёл мимо несправедливости, когда обижают слабого и старого, не молчал  если где-то поступают нечестно, мог защитить себя и своих близких… Будь достойным гражданами нашей страны, нашей России!

Хочется надеяться, и я верю в это, что мои ученики станут людьми с огромной душой, такой же необъятной, как их Родина. Поэтому моим жизненным девизом на протяжении многих лет являются строки американского поэта Дугласа Мэллоха:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине, но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!
Все мы не можем быть капитанами, кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдется работа на корабле жизни, только найди свое дело.
Работа может быть большой и малой.
Мы должны делать то, что неотложно.

Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе.
Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим!
Проявляй лучшее, что в тебе есть.

Шмакова Н.В.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. ВЛАДИМИРА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»

ТЕМА ОПЫТА

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

 МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Шмакова Наталья Владимировна

учитель начальных классов

участник XX конкурса

«Педагог года»

Владимир 2011

Оглавление

I.  ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ        

Условия возникновения и становления опыта.        

Актуальность опыта        

Ведущая педагогическая идея        

Теоретическая  база опыта        

Компетентностный подход в образовании.        

Информационная компетентность.        

Интерактивные технологии.        

Использование интерактивной доски для формирования информационной компетентности учащихся.        

Новизна опыта        

II.  ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА        

Постановка целей и задач педагогической деятельности        


I.  ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта.

В последнее время, в связи с внедрением ФГОС второго поколения, главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.

Модернизация образования - непременное условие повышения качества и эффективности учебного процесса. На этапе оснащения школ компьютерами и мультимедийной техникой появляются новые широкие возможности использования их в процессе обучения.

Информатизация  МБОУ г.Владимира «СОШ №36» активно идет с 2003-2004 уч.года.  Данный педагогический опыт формировался в  условиях информатизации учебного заведения и становления информационной компетентности учителя в ходе работы по теме самообразования «Использование ИКТ на уроках в начальной школе с целью повышения познавательной активности учащихся».

В связи с оснащением кабинета «мобильным» классом, интерактивной доской и доступом к беспроводному Интернету в 2009 году, появилась потребность начать работу по развитию медиаграмотности или медиакомпетентности своих учеников.

 В своей работе я столкнулась с тем, что современные дети, с раннего возраста «общаясь» с компьютером, испытывают трудности при поиске, анализе, обработке и выборе необходимой им информации. Чаще всего, за них это делают родители, которым проще найти всё необходимое самим, чем научить этому своего ребёнка.  В большинстве своём наши дети используют персональный компьютер как источник развлечения – для игр.

Ни для кого ни секрет, что российская школа сегодня сталкивается с интеллектуальной пассивностью учащихся, нежеланием детей учиться, неумением самостоятельно получать знания и находить различные способы решения задач и т. д. Данные выводы согласуются с низкими показателями, полученными выпускниками начальной школы по международным программам PISA−2009, TIMSS−2008, PIRLS−2006, а также с исследованиями З. И. Калмыковой, А. А. Плигина и др.

Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в начальной школе за счет «использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» (ФГОС, п. 22), основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве младших школьников с учителем и одноклассниками. В полной мере указанными характеристиками обладают интерактивные технологии, педагогический потенциал которых может быть использован для развития информационных компетенций у младших школьников [ ].

Актуальность опыта

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходиться неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становиться реальностью и необходимостью [ ].

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов его развития. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых и является именно информационная компетенция. Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных.

При анализе исследований PISА (Programme for International Student Assessment) было установлено, что российские учащиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез.

Таким образом, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику, приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку - а именно формирование информационной компетентности.

В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности [ ].

Создание условий для формирования и развития этих качеств всё чаще рассматривается как важнейшая задача системы образования. Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов  поведения, проб на выстраивание разнообразия круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков.

Ведущая педагогическая идея

С целью повышения качества образования создать  условия для: 

  1. развития интеллектуальных способностей, саморазвития и самосовершенствования личности младшего школьника;
  2. развития информационной компетентности младшего школьника средствами интерактивных технологий.

Через 10—15 лет сегодняшние школьники станут полноправными гражданами нашей страны, и уже они будут определять вектор дальнейшего развития экономики и жизни общества. Поэтому наша основная задача — выстроить стратегию «образования для будущего». Суть новой стратегии — отказаться от старого инструментария: сместить акцент с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно [ ].

Репродуктивному типу мышления на смену должен прийти навык работы с разнородными и противоречивыми данными, навык самостоятельного критического мышления, умение ориентироваться в огромном мире информации, выбирая нужную для себя.

Каждый современный человек, живущий в медиатизированном пространстве, должен быть готов к умению ориентироваться в нем, находить необходимую информацию, способен к полноценному восприятию, оценке медиатекстов, пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентативных систем, используемых медиа, то есть быть медиакомпетентным [5].

Интерактивные формы обучения позволяют учителю сформировать информационную компетентность, то есть:

  1. сформировать умения самостоятельно конструировать свои знания;
  2. научить критически мыслить;
  3. научить детей ориентироваться в информационном пространстве;
  4. создать условия для самовыражения личности учащегося, развития его творческих способностей;
  5. эффективно применять информационные технологии при решении интеллектуальных задач из любой сферы  учебной деятельности.

Теоретическая  база опыта

Компетентностный подход в образовании.

Образование во все времена было направлено на развитие человека. Основная задача образования - научить обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта.

В материалах модернизации российского образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Позитивное содержание компетентностей можно рассматривать как социальный заказ современного российского образования. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе.

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.) [15].

Компетентностный подход «выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологии;

3) во взаимоотношениях людей;

4) в практической жизни при выполнении социальных ролей…» [ ].

Целью компетентностного подхода является качество образования, особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания. Результатом обучения, как отмечено в Стратегии модернизации образования, должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Перед современным школьным учителем  остро стоит проблема необходимости использования таких  моделей  обучения предмету, которые  позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям.  К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике технологии  трансформирования знаний, умений и навыков, проблемного, программированного, разноуровневого, адаптивного, модульного обучения и др [ ].

В соответствии с введением ФГОС второго поколения приоритетным направлением становится развитие компетенций школьников.

В науке термин «компетенции» на сегодняшний день не имеет строгого определения. Теоретическое осмысление компетентностного подхода как приоритетной парадигмы образования находит отражение в трудах Н. С. Веселовского, А. Э. Зеера, И. А. Зимней, Н. А. Переломовой, Дж. Равена, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского и др. Применению компетентностного подхода в начальной школе посвящены исследования А. А. Вострикова, А. В. Ворониной, Ю. В. Пестеревой, А. В. Тихоненко и др.

Большинство современных учёных под компетенциями  понимают  комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых [ ].

Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди педагогов школы. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования[  ].

Также как нет однозначного определения компетентности, нет и единой структуру компетенций. Анализируя имеющиеся подходы, можно утверждать, что наиболее часто среди компонентов компетентности авторы называют:

  1. учебно-познавательную компетенцию или совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
  1. информационную компетенцию или способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
  1. коммуникативную компетенцию или владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями[http://www.openclass.ru].

В европейских исследованиях выделяется такая структура компетентностей –

общие компетенции, включающие инструментальные, межличностные,

системные; а также специальные компетенции, разделенные по уровням.

В свою очередь каждые из названных в структуре компетентностей подразделяются на отдельные компетенции. Так, инструментальные компетенции включают способность к анализу и синтезу, способность к организации и планированию, навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников), способность принимать решения. Межличностные компетенции включают способность к критике и самокритике, способность работать в команде, межличностные навыки. Системные компетенции включают способность применять знания на практике, способность к обучению, способность к адаптации к новым ситуациям, способность к генерации новых идей, ответственность за качество, волю к успеху.

Д.А. Леонтьев выделяет следующие ключевые компетентности учащихся, рассматриваемые как показатель достижения нового качества образования:

1) личностная компетентность как «процесс личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы»;

2) гражданская компетентность как способность применения на практике прав и исполнения обязанностей, обусловленных статусом гражданина;

3) учебная компетентность как способность человека к непрерывному самообразованию, основанная на развитых информационных, коммуникативных, проектно-исследовательских умениях.

Четкое основание для иерархии ключевых компетенций предложено А.В. Хуторским. В качестве такого основания он предлагает использовать дифференциацию содержания образования. Его можно разделить на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей), предметное (для каждого учебного предмета). В соответствии с этим все существующие компетенции целесообразно представить в трехуровневой иерархии:

  1. ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  2. общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  3. предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов».

При    определении состава ключевых компетенций в данной работе была взята за  основу классификация ключевых образовательных  компетенций Андрея Викторовича Хуторского, который выделил 7 ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначения, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемов действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.

6. Социально-трудовая компетенция. Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования. Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура [3].

Анализ научной литературы (Хуторской А.В., Шапкин В.В., Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Скипор И.Л. и т.д.) позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время одним из приоритетных направлений, включающего в себя систему знаний и умений школьников, его ценностные ориентации, мотивы деятельности является информационная компетентность.


Информационная компетентность.

Информационная компетентность в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (В.Л.Акуленко, М.Г.Дзугоева, О.Б.Зайцева, А.Л.Семёнов, Н.Ю.Таирова, О.М.Толстых). Так, в исследованиях учёных понятие "информационная компетентность" трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств (О.Б.Зайцева, 2002); новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств (А.Л.Семёнов, 2000).

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  Информационная компетентность - это умение:

  1.  владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
  2.  самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  3.  ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  4.  владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
  5.  применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет [6].

С определением информационной компетентности тесно связано и определение ИКТ-грамотности [18].

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Информационная культура человека — это совокупность качеств, отражающих его знания и представления об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, освоение систем морально-этических и юридических норм, ценностей, установок, связанных с ИКС, а также владение компьютерной грамотностью.

Компьютерная грамотность. Если под традиционной грамотностью понимать умение обращаться с бумажными носителями информации (читать, писать, вычислять), то компьютерная грамотность охватывает операции с персональным компьютером, умение использовать компьютерные программные средства, работать с электронным текстом, электронными таблицами, создавать презентации и базы данных.

Информационная компетентность. Ещё более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность — компьютерная грамотность плюс умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем.

Основные принципы технологии формирования информационной культуры:

  1. Неограниченность обучения в информационно-образовательной среде: содержание информации, её интерпретация и приложения могут быть как угодно велики.
  2. Общение с компьютером — глобальный фактор социализации.
  3. Информационная (компьютерная) компетентность — ключевая суперкомпетентность человека XXI века, важнейший инструмент будущей профессиональной деятельности нынешних школьников.
  4. Освоение информационной культуры — это взаимонаправленный коммуникативный процесс, для которого справедливее основные закономерности коммуникативной деятельности.
  5. Непрерывное освоение новых информационных средств обучения и коммуникации. Цель школы состоит не в том, чтобы выучить детей работать на том или ином компьютере. Ребёнок, который сегодня пришёл в класс, через десять лет увидит на своём рабочем месте компьютер, который даже трудно себе представить. Поэтому нужно научить ребёнка (выпускника школы) пользоваться компьютером в принципе.
  6. ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
  1. повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
  2. обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
  3. углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

По данным современных исследований, в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения [19].

Функциями категории "информационная компетентность" являются:

  1. познавательная, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;
  2. коммуникативная функция, носителями которой являются семантическая компонента, "бумажные и электронные" носители информации педагогического программного комплекса;
  3. адаптивная функция, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
  4. нормативная функция, проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
  5. оценочная (информативная) функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.
  6. интерактиавная, которая формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.

Эти функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс, позволяющий видеть взаимосвязь проблем различных учебных дисциплин в целостной системе знаний учащихся [16].

Методы формирования информационной  компетентности:

Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией.

Поиск и сбор информации:

  1. задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
  2. задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
  3. задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

Обработка информации:

  1. задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
  2. составление планов к тексту;
  3. подготовка вопросов к тексту;
  4. составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
  5. задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
  6. задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

Передача информации:

  1. подготовка докладов, сообщений по теме;
  2. подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу;
  3. подготовка учебных пособий по теме;
  4. подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

Как в условиях модернизации российского образования помочь ребёнку стать медиакомпетентным?

Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность.

Интерактивные технологии.

Как известно в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. Аналогичное разделение моделей обучения можно встретить и у Вячеслава Валерьевича Гузеева, но по-другому названные: экстраактивный, интраактивный и интерактивный режимы соответственно.

Особенностями пассивной модели или экстрактивного режима является активность обучающей среды. Это значит, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примерами такой модели могут быть традиционные формы уроков, например в виде лекции. Эта модель самая традиционная и довольно-таки часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов, вызывающих активность ребенка.

Активные или интраактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки [18 ].

Теоретические положения применения интерактивных технологий обучения раскрыты в трудах Н. П. Аникеевой, О. Г. Воровщикова, С. Е. Емельянова и др. Подходы к пониманию особенностей интерактивных технологий обучения изложены в работах М. М. Бахтина, В. С. Библера, А. А. Вербицкого, И. А. Джидарьян, Е. В. Коротаевой, Б. Ф. Ломова, Т. С. Паниной, К. Роджерса, С. Л. Рябцевой, Г. К. Селевко, Н. Л. Худяковой и др.

Итак, что же такое интерактивные технологии?

Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно изменяющихся субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом [18].

Рассмотрим особенности организации интерактивных технологий

Целевые ориентации

  1. Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.
  2. Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
  3. Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
  4. Индивидуализация педагогического взаимодействия.
  5. Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
  6. Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.

Концептуальные позиции

  1. Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
  2. Интерактивное общение способствует умственному развитию.
  3. При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
  4. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
  5. Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
  6. Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
  7. Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике [19 ].

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Технологий и методов интерактивного обучения существует много.  Вот некоторые из них:

— работа в малых группах (в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”);

— метод карусели;

— лекции с проблемным изложением;

— эвристическая беседа;

— уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

— конференции;

— деловые игры;

— использование средств мультимедиа (компьютерные классы, интерактивные доски и т.п.);

— технология полноценного сотрудничества;

— технология моделирования, или метод.

Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками.

В своей работе я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения

Одной из интереснейших интерактивных форм работы является ролевая игра.

Игра относится к числу основных видов деятельности человека. Она появилась в его жизни с незапамятных времен и до сих пор до конца не разгадана. Игра присутствует на всех этапах жизни человека, постоянно. Но, игры играм рознь. Одни игры включаются в учебно-воспитательный процесс, другие – являются исключительно развлекательными, третьи отличаются социальной направленностью и содержанием, особенностями целей и задач. По мнению известного психолога Б.Г. Ананьева, игра занимает ведущее место в социальном формировании человека как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные ситуации, что необходимо для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей, навыков. Человек может накопить в своей памяти определенное количество информации, может приобрести множество навыков для решения сложнейших жизненных задач, но без способностей к ролевому взаимодействию с другими людьми не один человек не в состоянии реализовать свои ресурсы и быть полезным.3

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Существуют подвиды ролевых игр, различающихся по способу проигрывания:

  1. Опосредованные ролевые игры. Осуществляются игроком при помощи компьютера. К ним относятся: компьютерные, форумные ролевые игры, а также игры по электронной почте.
  2. Ролевые игры живого действия. Человек физически принимает участие в событиях игры. Разновидностью таких игр являются: настольные ролевые игры, полевые ролевые игры живого действия, учебные ролевые игры.

Большое значение в этой связи играет контакт учителя с ребятами. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую – либо роль, однако, не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Обычно учитель берет себе роли лишь в начале, когда школьники ещё не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.

В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.

В ролевой игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и не вербальными средствами: изобразительными, графическими, монологическим (диалогическим текстом) и т. д. Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить.

В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров, например официальные (неофициальные). В разделе роли содержится список ролей. Описание роли дается в ролевой карточке, при этом информация может быть представлена детально: даны сведения о человеке (добрый, честный, ленивый и т. д.), о его жизненном и речевом опыте, о привычках, увлечениях и т. п. Однако информация не должна излагаться слишком подробно, ибо в этом случае участник игры лишается возможности проявить творчество. Описание может быть кратким, чтобы ученик мог домыслить образ персонажа, роль которого он будет исполнять. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль [ ].

В целом, в сценарии ролевой игры прописаны только первоначальные ситуации, а все остальное оставлено на отыгрыш участникам-игрокам, как и что они сыграют, то и получится.

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Проектная деятельность привлекает особое внимание, не только потому, что в ней явно выражены ранее указанные базовые компетентности, но и решает следующие задачи:

- контроль знаний и умений по пройденному материалу;

- возможность работы за компьютером;

- развитие умений поиска и обработки информации;

- развитие самостоятельности;

- развитие исследовательских умений.

Разбивая работу над проектом на этапы, особое внимание необходимо уделить на этап поиска информации различными способами и этап оформления проекта. Разработка проекта предполагает не только сбор информации посредством интервьюирования, опросов, наблюдений и экспериментов, но и большую работу с литературными источниками, что требует умения работать не только с каталогами в библиотеке, но находить нужную информацию в сети Интернет, таким образом, компьютер является источником учебной информации, наглядным пособием. Это приносит свои плоды, так как развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений.

Обычно проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы. Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы.

В результате работы с информационными технологиями над проектом у учащихся должны сформироваться такие умения как:

- умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;

- умение наглядно представлять имеющийся материал.

Сегодня презентация – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации. Чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивает успех.

При разработке презентации учитывается, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.

В процессе работы над проектом учащиеся применяют средства информационных технологий для построения графиков, диаграмм, работы с таблицами, осуществления вычислительных операций, выполняют отчет в электронном виде [  ].

Использование интерактивной доски для формирования информационной компетентности учащихся.

Использование информационных технологий позволяет перейти от традиционной технологии, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. Интерактивная доска является одним из новейших инструментов, позволяющих внедрять в практику учителей информационные технологии с целью формирования информационных компетенций учащихся.

Использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных урока.

Интерактивная доска создает позитивную среду обучения, вовлекающую в активную работу школьников, они увлекаются её освоением, работают в классе с большим желанием. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что, в свою очередь, развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении отдельных предметов, но и информатики и мультимедийных технологий, т.е. развивает информационную компетентность.

Электронная интерактивная доска – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Первые интерактивные доски были выпущены фирмой SMART Technologies в 1991 году.

В системе образования  сегодня происходит активное внедрение интерактивных досок в учебный процесс. С их использованием преподавание действительно становится креативным и увлекательным.

Технология обучения с использованием интерактивных досок позволяет учащимся видеть реалистичные двухмерные и трехмерные объекты учебной дисциплины, наблюдать их изменение и управлять их свойствами, непосредственно касаясь руками доски.
   Такая технология обеспечивает реализацию на практике развивающего обучения.  
   С использованием интерактивных досок сокращается время, затрачиваемое педагогом на подготовку к занятию, вместе с тем улучшается качество обучения за счет нового способа изложения и подготовки материала урока.
   Объяснение нового материала сопровождается наглядным изображением трехмерных образов объектов учебных дисциплин, которые построены на основе "честных” математических уравнений, описывающих изучаемый объект или явление.  

 Представление материала на интерактивной доске в сочетании с индивидуальной работой в компьютерном классе позволяет добиться уникальных результатов обучаемости.

Их можно немедленно проверить при помощи контрольных вопросов (как общих на интерактивной доске, так и тестовых на персональном компьютере) – простых, но требующих активного восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов [21].

За счет активного использования в учебном процессе интерактивных и проектных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе, а именно:

– повышение познавательной активности на основе умения получать информацию из различных источников;

– становление активной позиции в учебной деятельности, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов;

– развитие навыков общения и взаимодействия, как в малой группе, так и со своими сверстниками через Интернет;

– принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, межкультурного взаимодействия, т.е. воспитание толерантности.

Таким образом,  интерактивные технологии позволяют решать одновременно несколько задач. Главное – они развивают информационные, коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Новизна опыта.

Создание условий (разработка системы уроков) для развития информационных компетенций младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности.

 II.  ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Цель опыта – создать условия для развития информационных компетенций младших школьников.

Гипотеза: использование интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе способствует успешному развитию информационной компетентности младшего школьника.

Достижению данной цели  способствует решение следующих задач:

  1. Изучение и анализ теоретической базы по вопросу формирования информационной компетентности учащихся средствами интерактивных технологий;
  2. Выявление и апробация наиболее эффективных интерактивных технологий для развития информационных компетенций  младших школьников.
  3. Разработка системы занятий по развитию информационной компетентности младших школьников средствами интерактивных технологий.
  4. Проведение мониторинга развития информационной компетенции младших школьников;
  5. Разработка методических рекомендаций по развитию информационной компетенции младшего школьника.

Организация учебно-воспитательного процесса

Под понятием «информационная компетентность» в данной работе подразумевается умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения учебных задач.

В ходе реализации опыта были определены следующие организационно-педагогические условия развития информационной компетентности младшего школьника:

  1. мотивированность;
  2. творческая среда;
  3. психологический комфорт;
  4. систематичность;
  5. учет возрастных особенностей учащихся;
  6. создание условия для самореализации, самовыражения и самоутверждения каждой личности ребенка;
  7. осуществление деятельностного подхода в образовательном процессе;

Развитие информационной компетентности учащихся в учебно-воспитательном процессе осуществлялось в следующих направлениях:

  1. Систематическое создание учебных ситуаций, способствующих творческому самовыражению индивидуальности каждого ученика, развитию ключевых компетенций, в том числе информационных.
  2. Организация проектной деятельности в учебном процессе с помощью ИКТ.
  3. Развитие медиаграмотности, коммуникативности,  умения самостоятельно получать знания и находить различные способы решения поставленных задач, в том числе творческих.

Процесс развития информационной компетентности учащихся представлял собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов медиаграмотности школьников, которая представляет собой комплекс базовых знаний и умений, приобретённых в процессе медиаобразования и обеспечивающих стартовые возможности личности к дальнейшему развитию в области медиакультуры.

 

К числу таких знаний и умений относятся:

  1. культура общения с виртуальной медиа реальностью,
  2. творческие и коммуникативные способности,
  3. критическое мышление,
  4. умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов,
  5. самовыражение при помощи медиатехники.

К критериям медиакультуры можно отнести:

  1. умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
  2. умение эффективно осуществлять поиск нужной информации;
  3. умение адекватно перерабатывать информацию и создавать новую;
  4. умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
  5. наличие компьютерной грамотности [22].

Медиапросвещение осуществлялось на уроках и во внеурочное время.

Формирование медиакультуры (информационной компетентности) основано на ряде компонентов. Первый компонент – опыт. Чем больше у нас опыта контактов с медиа и с реальным миром, тем больше наш потенциал для развития более высокого уровня. Второй компонент – активное приложение умений в сфере медиа. Третий компонент – созревание/готовность к самообразованию».

Активное приложение умений в сфере медиа у учащихся (например, создание своих медиапродуктов) нуждается в сопровождении педагогом.

Рассмотрим формирование этих компоненты подробнее.

Первый компонент – опыт. Максимально опыт контактов с медиа у школьников можно сформировать путём активного использования информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности. Например, применение учителем авторских компьютерных презентаций, электронных учебников, интернет-технологий., создание посредством использования медиатехнологий во внеурочной деятельности, участие в интернет-сообществах, открытого информационного пространства.

Второй компонент – активное приложение умений в сфере медиа. Наилучшим способом достигается путём проблемного коллективного обсуждения и рецензирования медиатекстов (статей, радиопередач, фильмов, телепередач, клипов, компьютерных игр, сайтов сети Интернет и т.д.): сопоставление и обсуждение кинофильмов, статей, книг; подготовка рефератов, посвященных проблемам медиакультуры; устные коллективные обсуждения медиатекстов.

Проектная деятельность предполагает использование исследовательских, поисковых методов, методов решения проблем, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся. Наибольшая эффективность при работе над проектом достигается тогда, когда найдено решение пусть небольшой, но какой-то определенной проблемы. Решение этой проблемы должно предусматривать умение интегрировать информацию рецензировать, умение отбирать и применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и масс-медиа.

Третий компонент – готовность к самообразованию. Данный компонент проявляется тогда, когда ученик активно использует и объективно оценивает медиаресурсы и готов самосовершенствоваться используя эти ресурсы, например, участвуя в интернет-проектах [22].

Таким образом, развитие информационной компетентности младшего школьника в процессе организации учебно-воспитательной деятельности учащихся предполагала последовательные этапы, каждый из которых имел свое содержание и набор действий.

Первый этап соответствовал первому и второму классу начальной школы. Задачи развития информационной компетентности первоклассников включали в себя: максимальный опыт контактов с медиа у школьников активное использования информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности; поддержание медиа активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, находить различные источники информации и выделять из них необходимый материал. На этом же этапе ребята получили первоначальные представления о подготовке и выполнении учебных и творческих проектов.

Второй этап – третий класс начальной школы был ориентирован: на приобретение новых знаний, умений и навыков в разделе медиаграмотности; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников, на развитие умений определять тему, ход, этапы проекта, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, находить необходимый материал, оформлять результаты проектной деятельности; презентовать их. На этом этапе активно применялись средства ИКТ: мобильный класс, интерактивная доска, интернет.

Включение младших школьников в проектную деятельность осуществлялось через создание проблемных ситуаций посредством проектных задач; использование ролевых игр и проведение нестандартных уроков.

Третий этап соответствует четвертому классу начальной школы.  На данном этапе обучения большое внимание уделяется обогащению медиакомпетентности школьников через дальнейшее накопление представлений о возможностях ИКТ технологий; расширение их использования; осознание логики проектной деятельности и развитие информационно-исследовательских умений.

На протяжении всего обучения мною обеспечивалось обогащение медиаграмотности школьников на основе их индивидуальных возможностей:

а) для детей «слабых» предоставлялась возможность участвовать в выполнении коллективных работ;

б) для учащихся средней возможности предлагалось выполнить индивидуальные проектные задания, проекты в малых группах.

в) «сильные» учащиеся  включались в оценку и анализ выполненных работ; выступали в роли помощника учителя на разных этапах работы.

Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проекта, что стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков (обмен материалом, обсуждение их). Работая над проектом, учащиеся проверяют себя на самоорганизованность, самодисциплину, на уровень творчества и неординарность мышления.

В работу над проектом включаются все дети. Каждый работает в том направлении, которое выбрал сам по своим интересам: сочиняют сказки, пишут стихи, сочинения, рефераты, создают презентации.

Коллективная работа по методу проектов избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию [20].

За прошедшее десятилетие школьники заметно изменились. Они растут в мире неограниченного доступа к информации. Новые для большинства педагогов цифровые игры, смартфоны, МР3-плееры, Интернет, портативные компьютеры — обычная для школьников часть мира. Осваивать и использовать все новые и новые технические устройства, комбинирующие в себе различные средства работы с цифровой информацией, становится для большинства из них привычным делом.

Цифровыми фото и видео увлекается все больше школьников. Распространение собственных материалов через Интернет для многих превратилось в рутину. Приходя в школу, они скептически смотрят на учителей, которые слабо знакомы с новыми информационными технологиями. Школьники первыми осваивают и используют социальные интернет-сервисы. Разрыв между современными детьми и теми, кто вырос в докомпьютерную эпоху, будет только расти.

Сегодня совершенно ясно, что изменения в содержании, методах и организационных формах учебной работы, которые мы связываем с информатизацией образования, — не прихоть отдельных педагогов, а вынужденный ответ школы на глобализацию экономики, повышение требований к личности и усложнение жизни, вызванные становлением информационного общества. Потребность в этих изменениях очевидна, бесспорна и срочна.

    Компьютерные технологии позволяют ученикам  с интересом усваивать большой объем информации, урок становится более наглядным, разнообразным и увлекательным. Чтобы повысить эффективность урока, передо мной как учителем стоит задача и в дальнейшем осваивать новые возможностей интерактивной доски.

Еще совсем недавно это казалось фантастикой: в школьном классе вместо обычной доски висит большой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, передающему на доску изображение с помощью проектора. Сегодня это реальность!

Мультимедийные, интерактивные классы - это технологии завтрашнего дня, доступные уже сегодня.

Медиакультура учащихся за

висит от профессиональной медиакомпетентности учителя. Роль учителя в решении вопросов заключается в консультациях по техническим и правовым вопросам. Школа должно приучать ребенка мыслить не только критично, но и культурно. Ребенок может с помощью компьютера или мобильного телефона не только получать информацию на любом языке и в любое время, но и осуществлять реальный диалог с людьми и организациями разных континентов, размещать тексты в Интернете, создавая свои сайты. Медиасредства также увеличивают свободное время ученика, которое он начинает заполнять такими проявлениями медиакультуры, как компьютерные игры, телешоу, чаты Интернет. Для того, чтобы не было ситуации, при которой не задумываясь, не анализируя, подросток впитывал информацию, вступал в диалог с людьми, оставаясь при этом наедине с самим собой необходимо формирование медиакультуры. Учитель может и должен оказывать всяческую поддержку творческим начинаниям школьников, организовывать группы единомышленников, ненавязчиво учить своих учеников медиакультуре, быть посредником между медиасредой и учащимися, тем самым способствовать развитию творческой личности, востребованной современным обществом.

Список использованных источников


  1. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
  2. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".
  3. Хуторской  А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm].
  4. Компетентностная модель обучения в начальной школе. // Начальная школа плюс до и после. – 2008. - №12.
  5. Челышева И.В. Интерактивные формы и методы работы с медиатекстом в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. С. 161-164.
  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М., 2011.
  7. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//http://www.school.edu/.
  9. Ильина Н.А. Условия эффективности формирования ИКТ-компетентности школьников. http://www.rusedu.info/Article1046.html 
  10. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителей. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва. Просвещение. 2008
  11. Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей. Под редакцией А.Б. Воронцова. Москва. Просвещение. 2009
  12.  Мальцева Ю.В. Формирование икт—компетентности младших школьников в условиях проектной деятельности http://ito.edu.ru/2010/Troitsk/IX/IX-0-17.html 
  13.  Интерактивное образование. Электронная газета. http://io.nios.ru
  14. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/]
  15. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.\
  16. Информационная компетентность как педагогическая категория. Тришина Светлана Владимировна. http://www.eidos.ru
  17.  Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.
  18.  Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Начало проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников. .-М.: Педагогческий университет «Первое сентября», 2007.
  19. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.-М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  20. Тамара Андреевна Петров. Развитие коммуникативной компетенции на основе интерактивных форм обучения. Интерактивное образование. Электронная газета. http://io.nios.ru 
  21. Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)
  22. Дрофа Елена Владимировна. Формирование медиакультуры современного школьника. Информационные технологии в образовании. http://ito.edu.ru