Матвеева Ксения Анатольевна

Матвеева Ксения Анатольевна

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

В первые, годы жизни ребёнок стремительно развивается – получает большое количество знаний, приобретает много необходимых навыков и умений. Период дошкольного детства лишь небольшой отрезок жизни человека, но как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое и интересное. Важно помнить, что зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.
Одна из важных функций, которую выполняет детский сад, является подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Основная цель организованной образовательной деятельности по ФЭМП - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и поэтому постижим для человека.
Актуальность темы заключается в том, что дошкольное образование выдвигает ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовал вопрос: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС, посредством использования дидактических игр.
Цель:
• обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера;
• формирование математических знаний у дошкольников;
• создание благоприятных условий для развития математических способностей.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Этапы решения поставленных задач:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познавательное развитие» в детском саду. Через познавательную деятельность реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (дидактическая) подчеркивает использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Игры, способствующие развитию математических наклонностей.
1. Это счетные палочки - с их помощью можно знакомить ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки следует предлагать детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур.
2. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.
3. Целесообразно использовать загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
4. Задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, всё это замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)
5. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» можно называть цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.
Группы дидактических игр, которые направлены на всестороннее развитие элементарных математических способностей.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала, предлагается детям узнать в окружающих предметах геометрические фигуры. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур из счетных палочек, «Сложи фигуру», «Подбери по форме», «Развивающее лото» дают возможность закреплению знаний о формах.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от машинки стоит пирамида, слева от куклы - медвежонок и т. д.
Для формирования представлений о времени дети в игровой форме знакомятся с частями суток через дидактические игры: «Малыш, знай время», «Назови скорее», «Тик - так»; с днями недели «Веселый паровозик», «Детям о времени»; с временами года «Заботы круглый год», «Четыре времени года».
Обучение количеству и счету можно реализовывать, играя в игры «Какой цифры не стало?», «Сосчитай», «Исправь ошибку», «Путаница», «Число, как тебя зовут?».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления - формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей. Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удаётся при умелом сочетании игровых и дидактических методов обучения.

Матвеева Ксения Анатольевна

Конспект занятия по лепке в младшей группе «Мухомор».

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательной области: Познавательное развитие.
Тема: «Мухомор»
Цель: Закрепление представления о грибах, учение передавать форму гриба в лепке..
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение отщипывать маленькие кусочки от основного куска.
- Познакомить детей со строением гриба. Закрепить знания детей о признаках осени.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, образное логическое мышление.
- Развивать мышление и внимание детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Словарная работа: лес, гриб, ножка, шляпка, мухомор, красный, белый.
Материалы и оборудование:
Наглядный: муляж мухомора, изображение гриба мухомора на бумажной основе.
Раздаточный: пластилин, доски для лепки, стеки, картинки грибов.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Это белочка, она принесла нам корзинку с грибами. Давайте внимательно рассмотрим, какие грибы собрала белочка в лесу.
- Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей). Что созревает осенью в огороде на грядках? (Овощи.) А что люди собирают осенью в лесу? В лесу осенью появляется много грибов.
- Ребята, посмотрите, это поляна с грибами. У каждого гриба есть шляпка и ножка. Шляпка может быть разного цвета, а ножка у гриба белого или серого цвета.
- Ребята, как вы думаете, все грибы можно кушать? (Ответы детей).
- Посмотрите, я нашла красивый, красный гриб с белыми пятнышками и белой ножкой – это гриб мухомор.
- Этот гриб кушать нельзя, он ядовитый. Ребята, смотрите, у мухомора есть красная шапочка с белами пятнышками и белая ножка. Сейчас мы с вами будем лепить свои мухоморы, но сначала немного подвигаемся.
Физкультминутка Осенью в лесу
Заходи в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые стоят,
Под берёзками грибочки
На нас глядят –
В корзинку прыгнуть хотят. Дети выполняют ходьбу на месте или по кругу.
Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.
Поднимают руки вверх.
Приседают и выполняют упражнение грибок.
Встают и выполняют упражнение корзинка.

Основная часть:
- Ребята, давайте сделаем из пластилина белые пятнышки, и украсим шляпку этого гриба. У нас с вами получится мухомор, и вы запомните, что этот гриб кушать нельзя.
(Дети отщипывают от куска пластилина маленькие кусочки и прикрепляют их на шляпку гриба).
Заключительная часть:
-Ребята, Вам понравилось занятие? (Ответы детей). А что именно понравилось? (Дети отвечают) Что мы с вами сегодня лепили? (Ответы детей) Какие вы все – молодцы, какие у вас получились красивые мухоморы. Давайте, повесим ваши грибочки на выставку, чтобы мамы и папы увидели, какие вы молодцы. И запомним ребята, что мухомор – ядовитый гриб, и его нельзя кушать.

Добавить запись

Защита от спам-роботов