Система педагогической деятельности

Смородникова Зоя Анатольевна
Система педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemapedagogicheskoydeyatelnosti.docx680.32 КБ

Предварительный просмотр:

Система педагогической деятельности

Важно не кем быть, а каким быть

Самое главное в жизни каждого человека - сделать свой выбор, чтобы не разочароваться самому и не разочаровать тех, кто в тебя верит и на тебя надеется. Ведь будущее за профессионалом, любящим свое дело! Мой выбор – учитель!

Мои яркие впечатления и первые радости связаны с детством и отрочеством, где особое место занимали одноклассники и учителя. Именно учитель, сопровождал нас в мир знаний, учил отличать хорошее от плохого, чувствовать радость, раскрывал творческие способности, чтобы сформировать в нас личность. Моя педагогическая философия – это своего рода философский путь, который был выстроен из трех жизненных шагов. Первый шаг – шаг проб и ошибок. Пробовала себя в разных сферах деятельности и это принесло не только открытие творческих способностей, но и радость. Второй шаг – изучение своих интересов, склонностей, мышления, памяти и внимания. Изучив себя и сопоставив со своими возможностями, я сделала свой выбор сознательным. Третий шаг оказался самым важным и значимым не только в моей жизни, но и в жизни моих родителей, бабушек и прадедов. Профессию учителя, положительное отношение взрослых и детей к ней, любовь к своему делу -  передают у нас из поколения в поколение.

Село Иволгинск находится в 30 км от г. Улан-Удэ. Население села Иволгинск постоянно увеличивается из-за переезда из других районов, а также г. Улан-Удэ. Увеличивается и количество учащихся школы, в связи с этим многие классы весь учебный год учатся во вторую смену, что очень сильно сказывается на обучении учеников. В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают. У значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, дефектов речи.  Встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками. Всё чаще появляются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция.  Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Увеличивается количество неблагополучных и малообеспеченных семей, т.к. отсутствуют рабочие места, что также играет немаловажную роль в образовании.

Программа Муниципального автономного образовательного учреждения Иволгинская СОШ предусматривает создание образовательной модели, обеспечивающей устойчивое развитие школы в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Реализация ФГОС направлена на реализацию качественно новой личностно-ориентированной модели средней общеобразовательной школы и призвана обеспечить выполнение следующих основных целей:

- развитие личности школьника, интереса к учению, формирования желания и умение учиться;

- развитие творческих способностей школьников; поддержка индивидуальностей ребенка;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим;

- создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

- становление основ гражданской педантичности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.

Естественнонаучное образование в школе вносит существенный вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая развитие научного мировоззрения школьников, их мыслительных и творческих способностей. В результате освоения содержания естественнонаучного образования, ученик получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков и способов деятельности.  

Наша школа располагает современным уровнем материально – технической базы, соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.  Естественное и искусственное освещение, ориентация окон, окраска помещения, естественная вентиляция, электроснабжение обеспечено в соответствии с нормами СНиП. В моем кабинете №25 имеется проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебная мебель с учетом физических параметров детей. Книжные шкафы, где хранятся учебные стандарты, рабочие программы, паспорт кабинета с инструкциями по технике безопасности, методическая литература, разработки открытых уроков, классных часов, мероприятий; справочники, тесты, дидактический материал; оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала. Учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями. Умение пользоваться программным обеспечением мне позволяет самостоятельно создавать тесты, презентации к урокам и внеклассным мероприятиям, что дает возможность ребенку закрепить изученный материал, проверить свои знания, получить удовольствие от процесса обучения. Свободная ориентация в современных психолого-педагогических концепциях обучения позволяет мне адаптировать программу для учащихся с учетом социального заказа общества, государственных общеобразовательных стандартов, целей школы. Администрация школы создает необходимые условия для успешной работы.

В своей работе опираюсь на требования стандарта начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования по иностранному языку.  Я убеждена, что в начальной школе изучение иностранного языка полезно всем детям, поскольку оно способствует развитию мышления, внимания, памяти, речевых способностей. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в проекте стандарта в качестве портрета выпускника.  Каким же должен быть ребёнок, оканчивающий начальную школу?

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
  • имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Работая с детьми в начальной школе, в первую очередь   поставила целью обучения следующее:

- овладение детьми иностранным языком как средством общения;

- усвоение внеязыковой информации (песни, стихи, сказки);

- развитие личности ребенка - создание условий для усвоения определенной системы знаний, формирование на основе этих общеучебных и специальных умений и навыков, способствующих развитию у учащихся личностно-познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

1.Использование технологий проектной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий, академических знаний, умений, навыков и развития творческих способностей младших школьников.

2.Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

3.Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, формирование экологического мышления, воспитание нравственных и духовных качеств личности.

4.Создание наиболее благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей.

При разработке уроков использую коммуникативный подход к обучению и изучению языка. На среднем этапе обучения программа по иностранному языку ставит перед учителем такие цели, как развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Для достижения поставленных целей, использую различные технологии преподавания: проектную методику, элементы интенсивной методики, логико-синтаксические схемы, творческие задания, ролевые игры. Каждый урок стремлюсь сделать развивающим, то есть строить его как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач. Эти задачи могут соотноситься с их личным опытом, знаниями, умениями.

В старшей школе перед учителем стоит задача закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в основной школе. В соответствии с требованиями базового уровня мои учащиеся могут читать различные типы аутентичных текстов: художественные, публицистические, научно-популярные. У учащихся развиты умения чтения различных видов чтения: ознакомительного, изучающего, просмотрового. Учащиеся могут выделять необходимые факты, отделять основную информацию от второстепенной, прогнозировать развитие фактов, обобщать описываемые факты, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа.

Я работаю по УМК «Rainbow English» под редакцией О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. Данный учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.

Линия УМК «Rainbow English» рассчитана на использование в различных типах общеобразовательных учреждений, где согласно учебным планам на изучение английского языка отводится 2 часа в неделю. Все компоненты УМК предоставляют учащимся возможность получить начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью. Основные особенности УМК:

- взаимосвязь и строгая системность всех компонентов;

- постепенное нарастание сложности изучаемого материала;

- единство фонетического, орфографического, лексического, грамматического и аудитивных аспектов;

- привлечение лингвострановедческой информации;

- многообразие типов упражнений, развивающих творческий потенциал учащихся;

- коммуникативно-когнитивная направленность всех компонентов УМК.

Используемая терминология понятна учащимся данной возрастной группы. Творческие задания в каждом УМК дают учащимся возможность самореализации и самовыражения, позволяют сформировать индивидуальные познавательные стратегии. Общеучебные умения являются основой для развития учебной компетенции в освоении английского языка. Дозированное системное введение нового материала позволяет избежать перегрузки и обеспечивает его усвоение. Иллюстративный материал облегчает восприятие основного содержания и содействует развитию познавательного интереса учащихся, являясь одновременно основой для пояснения и конкретизации содержания, а также источником информации.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности.  Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.   И задача каждого учителя - построить процесс обучения таким образом, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе   системно-деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- ИКТ-технологию,

- проблемно-диалогическую технологию;

-  игровую технологию;

- технологию организации проектной деятельности;

- здоровьесберегающую технологию.   

Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе, что   позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
  • свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;
  • индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно - исследовательскую деятельность

 (моделирование, метод проектов, разработка презентаций и т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.

При проведении уроков я использую    мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления выполнения заданий. Использование на уроках цифровых образовательных ресурсов позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС, современной образовательной парадигме.

Сегодня   одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет. Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя, работающего в начальных классах. Первый год обучения английскому языку является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.  В своей работе стараюсь применять компьютерные   развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности. Для наибольшей эффективности я использую в преподавании дидактические игры, дискуссии, наглядность, проблемные ситуации, средства обратной связи, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Вся работа носит преобразующий характер деятельности обучающихся (дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности).

Все это побуждает обучающихся к мыслительным действиям, их планированию. Много заданий предлагаю для интенсивной самостоятельной деятельности обучающихся, связанных с эмоциональными переживаниями, которые сопровождаются эффектом неожиданности, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества.  Стараюсь создать такие ситуации общения на уроке, которые позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Элементы соревнований, включенные в учебную деятельность, помогают переводить дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие и др. На уроках мы очень часто путешествуем или к нам приходят гости, и от их имени веду беседы.

В процессе обучения создаю проблемные ситуации. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.    

На уроках создаю ситуации успеха для стимулирования деятельности учащихся.

Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчеркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, отслеживаю, какими способами деятельности овладел ребенок в ходе обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности

Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход к обучению. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра», так писал американский философ Джон Дьюи. Несмотря на то, что в сфере образования происходят реформы, урок остается главной формой обучения. Участниками образовательного процесса являются учитель и ученик. Каким будет урок – решать каждому из нас. Свой урок я стараюсь сделать своеобразным произведением, где я выступаю в роли режиссера: организовываю и координирую самостоятельную деятельность учащихся. Для того чтобы уровень учащихся был высоким, наполняю урок не только содержательной и методической стороной, но и атмосферой. Основная цель учителя английского языка – научить учащихся коммуникативной компетенции, умению общаться на английском языке. Для реализации этой цели служит социокультурный компонент. Сформировать социокультурную компетенцию помогает системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход -  это целеустремленная система, направленная на результат. Чтобы добиться результата, использую обратную связь и учитываю психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Рассмотрим на примерах. Необходимым этапом в обучении английскому языку является фонетическая зарядка. Цель проведения фонетической зарядки: настроить артикуляцию учащихся для общения и способствовать правильному произношению звуков. Поэтому в игровой форме мы повторяем действия паровозика и имитируем звуки.

Для постановки учебной задачи в обучении аудированию использую различные картинки. Учащимся предлагается определить, что это, как связано с темой и прослушать текст. В данном случае бой кремлевских курантов и посчитать сколько раз пробили.

Еще один из этапов урока – динамическая пауза. На данном этапе мы с ребятами не только отдыхаем, но и играем и отрабатываем глаголы движения.

Как мы знаем, алфавит – основа любого языка. Для совершенствования знаний использую игру «Последовательность». Детям необходимо соединить буквы, чтобы получился рисунок.

Для реализации системно-деятельностного подхода применяю различные методы и приемы. Работа в малых группах позволяет показать не только личностный результат, но и результат всей команды. Свои уроки стараюсь сделать неповторимыми, запоминающимися. Для развития коммуникативных навыков и активизации пассивного словаря применяю театрализованные диалоги, песни, стихи. В дальнейшем стихи и песни можно использовать во внеурочной деятельности для проведения праздников и интегрированных уроков. Проектная деятельность помогает учащимся самостоятельно решать учебные задачи и развивать творческие способности. Обучая детей не только коммуникативной компетенции и основным видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму) я стараюсь создать положительные эмоции и обстановку комфорта, так как дети изучают английский язык в неязыковой среде.

Используемые методы и формы работы, позволяют

- формировать познавательный мотив у детей (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 

- выполнить определенные действия для приобретения недостающих знаний;

- выявить, освоить и осознанно применять приобретенные знания;

- сформировать у школьников умение контролировать свои действия и включить содержание обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Один мудрец сказал: «Если хочешь собрать урожай через несколько месяцев, пожни его, если хочешь через 10 лет есть плоды, посади дерево, если хочешь всю жизнь прожить в уважении и оставить после себя хороший след, учи детей». Любая работа требует полной отдачи. Только в таком случае она приносит удовлетворение человеку, дает радость творчества в самом монотонном рутинном деле. Профессия учителя сложная, но в то же время интересная и увлекательная. Все важные события строятся из истины и радости. Мы вместе с учениками участвуем в этих событиях, одинаково радуясь большим и маленьким победам. За десять лет плодотворной работы мы с учениками достигли высоких результатов не только в обучении, но и в творчестве. Самое дорогое для меня – это искренние детские глаза, благодарные за то, что не жалея сил и времени, я посвящаю им себя!

В моем понятии, педагогическое кредо – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения педагога, работающего по признанию и любящему детей.  Каждому учителю свойственны свои правила работы. Что же касается меня, то:

- стараюсь, чтобы дети, с которыми я вместе работаю над приобретением знаний, верили в то, что «лучше знания, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (притчи Соломона);

- знания даю детям для того, чтобы они добывали новые знания;

- следую завету В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».  

Для того чтобы учебный процесс был плодотворным, современный учитель должен заниматься не только саморазвитием, самосовершенствованием, но и обладать рядом компетенций. В – первых, социально-политической, т.е. готовностью к решению проблем. Во-вторых, информационной осведомленностью, т.е. готовностью и потребностью работать с современными источниками информации. Немаловажную роль играет коммуникативная информативность – владение содержанием образования, предметная компетентность, владение социокультурными знаниями и способностью к толерантности.

У каждого из нас свое представление о слове «Учитель», но, сколько смысла в одном этом слове. Школа – наш второй дом, а главная ценность этого дома – дети, от которых зависит наше будущее.