Кружковая деятельность

Петрова Наталья Алексеевна

Кружок

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

кружка «Русская изба»

(для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет)

Срок реализации - 4 года

 

Сроки реализации кружка: 4 года.

Вид кружка: творческий, групповой, комплексный.

Участники: дети детского сада «Снежинка», их родители, сотрудники.

Возраст детей: 3-7 лет.

 Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, пение, танцевальное и игровое творчество, народно-прикладное творчество.

Отличительная черта программы – взаимодействие ребенка с различными формами народного творчества. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игры, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.

  • Фольклор как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки и т.д.
  • Народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха.
  • Народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
  • Русская народная игрушка – как одно из направлений художественного прикладного творчества. При изготовлении игрушек дети приобретают навыки работы с материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
  • Русские народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.

Цель программы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа.

Задачи:

  • Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одежды, национальными блюдами;
  • Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством;
  • Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных особенностей;
  • Знакомить  детей с праздниками  и традициями русского народа.
  • Воспитывать в детях особенные черты русского характера, доброту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д., широко используя все виды русского фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
  • Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле;
  • Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе);
  • Обогащение словарного запаса детей.

Пути решения задач

  • Приобщение детей к русской народной культуре через обрядовые праздники. Выработка путей решения проблемы.
  • Создание банка методической, программной литературы.
  • Повышение профессионального уровня на курсах, семинарах, методических объединениях и т.д.
  • Создание системы взаимодействия с воспитателями и музыкальными руководителями в планировании и организации обрядовых праздников.
  • Использование передового опыта и инновационных технологических подходов по решению проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volchok.pptx869.35 КБ
Файл poigraem_v_biryulki.pptx842.1 КБ
Файл sinichkin_den.docx530.28 КБ
Файл zanyatie_po_rnk.docx1.74 МБ
Файл stsenariy_folklornogo_osennego_prazdnika.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деревянная развивающая игрушка «ВОЛЧОК» Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) Муниципальное бюджетное дошкольное образованное учреждение «Детский сад № 4 «Снежинка» городского округа " Жатай "

Слайд 2

Волчок – это игрушка, вращающаяся вокруг своей оси, сохраняющая опору и удерживающаяся в вертикальном положении. При уменьшении скорости вращения угол наклона уменьшается, и при полной остановке он падает. Волчок – это простейший пример гироскопа, являющегося приборов.

Слайд 3

Волчок встречается у разных народов, в разных уголках мира. В Древней Греции волчки были отдельным видом спорта у взрослых. В древней Японии волчки были неотъемлемым атрибутом актеров и фокусников, с их помощью завораживающие иллюзионные шоу. В Латинской Америке и Африке волчки применялись и в быту: как веретено для пряжи или приспособление для быстрого розжига огня.

Слайд 4

Начиная с 18 столетия волчок становится излюбленной игрушкой стран Европы. В Америке волчок становится популярен 19 века. С этого же времен, благодаря немецкому игрушечному мастеру Лоренцо Больцу, волчок приобретает ту форму, каким мы знаем его сегодня и рождается понятная для любого игрушка – юла. В Советском Союзе массовое производство металлических и пластиковых волчков и юл началось в 1960-70 -х годах.

Слайд 5

Волчок – это игрушка, которая тренирует моторику рук, координацию. Движения, развивает мышление, тактильное и зрительное восприятие. В процессе игры у ребенка обогащается словарный запас, расширяются представления об окружающем мире, развиваются усидчивость, терпение И любознательность Процесс игры с Волчками очень увлекает ребенка и занимает на продолжительное время.

Слайд 6

Волчок – это игрушка, которая вращается вокруг своей оси, при сохраняет опору и удерживается в вертикальном положении Некоторое время. Процесс кручения волчка завораживает, побуждает повторять действие снова и снова. Каждая юбочка волчка имеет свой неповторимый рисунок, но при кручении получается новый уникальный калейдоскоп изображений, который приведет в восторг не только детей, но и взрослых.

Слайд 7

Дети развиваются постоянно, и лучше всего их развитие проходит через игру. Важно не только правильно выбрать игрушку, но и показать, как ею играть!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Поиграем в бирюльки?» Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) Муниципальное бюджетное дошкольное образованное учреждение «Детский сад № 4 «Снежинка» городского округа " Жатай " Разработала – воспитатель Петрова Наталья Алексеевна

Слайд 2

Что такое бирюльки и чем полезна эта игра для малыша? Любознательный ребенок, услышав новое слово, обязательно спросит «А что такое бирюльки?». Большинство из нас кроме расхожей фразы «это вам не в бирюльки играть!» ничего о бирюльках не слышали, поэтому небольшой экскурс в историю не помешает.

Слайд 3

Что такое бирюльки? «Бирюльки» - от слова « бирать », брать. Бирюльки - сбор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее), старинная русская настольная игра. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов, имеющих ушки либо отверстия - чашек, чайников и так далее. Иногда бирюльки изготавливают в виде кусочков абстрактной формы, тогда в них сверлят несколько небольших отверстий. В качестве бирюлек можно также использовать подручные предметы - соломинки или спички.

Слайд 4

Правила игры: Бирюльки высыпаются кучей на ровную поверхность. Игроки с помощью специального крючка поочередно вынимают по одной бирюльке, стараясь не пошевелить соседние. Пошевеливший соседнюю бирюльку передаёт ход следующему игроку. Игра продолжается, пока не разберут всю кучу. Выигрывает собравший больше всего бирюлек, либо первым набравший заранее оговоренное количество.

Слайд 5

Забытая старинная забава изначально была детской игрой. О том, как игра в бирюльки переросла во всенародное увлечение, история умалчивает, имя мастера, который первым сделал фигурки для детской игры тоже неизвестно. Но известно, что поначалу это была игра бедняков, играли в нее, чтобы скоротать зимние вечера, а бирюльками служила горсть одинаковых соломинок, которые бросали на стол пучком. Соломенным крючком доставали из пучка одну соломинку за другой, стараясь не задеть соседние. Пошевелил или задел соломинки - ход отдается другому. Побеждал в игре тот, у кого оказывалось больше соломинок.

Слайд 6

Со временем игра из бедняцких домов перебралась в дворцовые покои, дома аристократов и знатных горожан, и стала всенародно любимой игрой. Соломенные бирюльки заменили деревянными фигурками, на заказ делались бирюльки из слоновой кости и хранились они в изящных шкатулочках украшенных искусной резьбой. Фигурки были разными – миниатюрная посуда, музыкальные инструменты, обувь, оружие и другие маленькие чудеса.

Слайд 7

Чем полезна игра для малыша? С приходом нового времени о бирюльках забыли, и вспомнили о них спустя почти столетие. Несколько лет назад народные умельцы возродили некогда популярную игру и сейчас бирюльки переживают второе рождение. Пока это еще не семейное увлечение, это детская игра, очень и очень полезная для ребенка. Вариантов игры немало, к традиционному, где крючком достаются предметы, добавлены игры, в которых нужно на ощупь найти одинаковые фигурки в мешочке. Во время игры у ребенка развивается память и воображение, а перебирание фигурок в мешочке - это еще и отличный массаж кистей рук. Особенно он полезен, когда малыш испытывает недостаток тактильных ощущений (например, это может проявляться в привычке сосать палец). Игра в бирюльки тренирует мелкую моторику. Малыши учатся аккуратности, терпению, усидчивости, развивают глазомер и координацию движений. Не стоит забывать и о живом общении, увлекшись игрой, дети подсказывают друг другу, что и как лучше сделать, обсуждают успехи и промахи и все это стимулирует развитие речи.

Слайд 8

Вот такая она, полезная, интересная и увлекательная игра в бирюльки!



Предварительный просмотр:

«Синичкин день»

«Пластилин графия» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с рельефными объектами.

- Пластилин графия развивает детское творчество, в первую очередь изобразительное, – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью. Техника пластилиновой графики является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин.

Пластилин графия – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Фома: групповая

Участники: воспитанники средней группы «Яблочко».

Цель: Развитие мелкой моторики рук и творческого воображения детей через нетрадиционный способ изобразительной деятельности - пластилинография.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20201112-WA0041.jpgC:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20201112-WA0042.jpgC:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20201112-WA0043.jpgC:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20201112-WA0038.jpgC:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20201112-WA0036.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного осеннего праздника «Капустные посиделки».

Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с обрядами, традициями, духовной жизни русского народа;
  2. Закрепить знания малых форм фольклора. Учить детей чувствовать красоту русской песни, народной игры, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка;
  3. вырабатывать у детей четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
  4. Развивать эмоциональный потенциал детей;
  5. Закрепить навыки основных движений русской народной пляски.

Предварительная работа:

  1. Включение потешек, прибауток, считалок, загадок, пословиц и поговорок в повседневную жизнь детей.
  2. Проведение бесед с родителями об использовании малых фольклорных форм в семьях.
  3. Знакомство детей с предметами народного быта;
  4. Ознакомление детей с приемами заготовки капусты на зиму (шинковка, засолка, квашение);
  5. Подбор русских народных мелодий;
  6. Разучивание движений русского народного танца.
  7. Подборка родителями рецептов засолки белокачанной капусты
  8. приготовление блюд из капусты.

Оснащение (оформление): зал декорирован под русскую избу: печка, лавка, стол, русские народные костюмы, свежие овощи (капуста, морковь), пироги с капустой.

Предметно – развивающая музыкальная среда: «Вейся капустка» - русская народная песня, оркестр им. Андреевой, «Пчелочка злотая» - русская народная песня.

Действующие лица: Ведущая, хозяйка, воспитанники старшей группы.

Ход праздника:

Ведущая: Вот и наступила поздняя осень. Собрали последний урожай с полей, срубили капусту. И начались на Руси веселые вечерки в честь капусты – «Капустница».

Нарядно одетые девушки – крестьянки обходили все дома своей деревни с песнями и помогали хозяевам рубить капусту. Хозяйка в этот день пекла пироги с капустой и угощала ими всех гостей. Вот и мы сегодня будем капусту рубить.

Хозяйка: Просим, просим в избу. Красному гостю – красное место. Здравствуйте, мои дорогие, Проходите, будьте как дома. Будем песни петь, шутить да капусту рубить.

Ребенок 1(девочка): Здравствуй, хозяюшка, слышали мы что вы капусту рубить собираетесь вот и пришли к вам на помощь, на вечерку.

Хозяйка: Для дорогого гостя и ворота настежь, добрый гость всегда впору, гостю в переднем углу место (кланяется гостям). К нам наехали капустные вечера на конях, на соболях, на лисицах, горностаях. Уж вы кумушки, подруженьки мои, поработайте у меня, подсобите мне капустку нарубить, подсобите – ка ее мне усолить.

Ребенок 2(девочка): Не откажемся капустку порубить, не откажемся ее и усолить.

Хозяйка: Мойте рученьки свои белые, да берите кочаны спелые! Кто пироги любит есть, для того здесь работушка есть: кто кочаны носить, кто их резать, кто солить. Кто их мять да в бочку толкать. А у меня тем временем пироги поспеют.

Хозяйка: А может быть вы нам частушки споете.

Дети: Споем. (Частушки)

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей:

Тятька лыка надерет –

Лапти новые сошьет.

Во саду ли, в огороде

Наш Матвей ворон считал.

И какое ему дело,

Что капусту убирал.

Ходит Катя между гряд,

Выбирает все подряд:

Где капуста, где сорняк –

Не поймет она никак.

Братец мой по кухне  рыщет,

Он вилок капусты ищет,

Ну, а мне то что за дело?

Я давно его уж съела.

Я могу капусту квасить,

От безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости

Всех капустой угощу.

Хозяйка: Ну вот, пока частушки пелись, дело сделалось, недаром говорится, что дело мастера боится. Кончил дело – гуляй смело. Заводитека, красны девицы, хоровод про капусту, чтобы она и впредь богато рождалась.

Хоровод (группа)

Вейся, вейся капустка,

Завивайся, белая.

Как капустке не виться,

Белой – зеленой не ломится?

Дождик льет, поливает,

Белую зеленую ломает,

Хоровод набирает.

Ведущий: В старину первый кочан покрывали большим чугуном, а чугун белой скатертью для того, чтобы вилки капусты были большие, тугие. А сейчас приглашаем всех поиграть («Колышки», «Капуста», «Сбей колпачок» «Лавочка – суковаточка»)

Дети: Песни пели и плясали, что ж, хозяева устали. Дай Бог тому, кто в этом дому. Уродись у вас пшеница и капуста с чечевицей! На столе всегда пирог,  легких вам всегда дорог.

Ребенок 1: А где же пироги? Ведь изба красна не углями, а пирогами.

Песня «Ой, блины» (исполняет группа)

Хозяйка: (Достает пироги) Будут вам и блины и пироги. Пока вы плясали да пели у меня пироги капустные поспели. Приглашаю всех к чаю с пирогами (угощают всех пирогами)

Ведущая: Благодарные гости говорили спасибо и хозяевам, и самому празднику.

Хозяйка: А теперь дружно скажем: «Батюшка Покров, покрой нашу избушку теплом, а хозяина добром».

Приложение к празднику:

« Капустные посиделки»

Игра «Колышки»

Девочки выбирают себе пару из мальчиков и встают по кругу. Мальчики  (колышки) присаживаются на корточки, а девочки встают за ними. Водящий  ходит в центре круга, подходит к одной из пар и говорит:

- Кума, кума, продай колышки.

- Купи.

- А что стоит?

- Кочан капусты, да веник, да рубль денег.

- Ну, по рукам да в баню.

Ударяют по рукам и бегут вокруг «колышков» мальчиков в разные стороны.  Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший становится  водящим.

Игра «Капуста»

 Все становятся в круг. Водящий говорит:

-Что за скрип, что за хруст?

-Это что еще за куст?

-Как же быть без хруста,

 Если я …

И указывает на одного из игроков, тот должен сказать: «Капуста» и бежать по кругу. Водящий догоняет. Если «капуста» успела через один круг встать на свое место, водящий проигрывает и начинает игру сначала. Если же водящий нагоняет «капусту», то сам становится «капустой». Другой начинает водить.

Игра «Капуста в колпаке»

В небольшое ведро «устанавливается» кочан капусты, на который надевается  колпак. Необходимо сбить колпак с расстояния 5 – 6 шагов» дубинкой из  плотной бумаги. Кто сбил – тот победил.

Игра «Лавочка – суковаточка»

Берется любая, достаточно длинная лавочка или тесно сдвинутые стулья.  Дети выбирают водящего по считалке:

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки, Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись – кА ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три, огонь зажжем,

Кочерыжка, выйди вон!

Дети садятся рядом на лавку. Водящий прохаживается мимо, потом вдруг легонько ударяет по колену одного из сидящих. Чем внезапнее, неожиданнее этот удар, тем лучше. Водящему вместе кого он выбрал, нужно обежать вокруг лавки и постараться занять освободившееся место. Тот, кто не успел становится водящим.

Частушки

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей:

Тятька лыка надерет –

Лапти новые сошьет.

Во саду ли, в огороде

Наш Матвей ворон считал.

И какое ему дело,  

Что капусту убирал.

Ходит Катя между гряд,

Выбирает все подряд:

Где капуста, где сорняк –

Не поймет она никак.

Братец мой по кухне  рыщет,

Он вилок капусты ищет,

Ну, а мне то что за дело?

Я давно его уж съела.

Я могу капусту квасить,  

От безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости

 Всех капустой угощу.

Литература:

  1. О.А. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., изд. «Детство - Пресс», 1998.
  2. О.А. Князева как жили люди на Руси? Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., изд. «Детство - Пресс», 1998.
  3. М.В. Тихонова. Красна изба…. Знакомство детей с русскими народным искусством, ремеслами, бытом.  СПб., изд. «Детство - Пресс», 2000
  4. Г.П. Федорова На золотом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., изд. «Детство - Пресс», 2000
  5. Г.П. Федорова Заглянет солнце и в наше оконце. Игры и потешки для развития способностей детей. «Колокольчик», СПБ., 1997.
  6. Л.И. Мельникова. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях М. 2000
  7. Е.н. Кулагина Русские традиции в обряды в Вашем доме, Система Плюс, СПб., 1997.
  8. «Русский фольклор». Песни, сказки, былины, загадки, игры, пословицы, М. «Художественная литература», 1986.