Взаимодействие детского сада и школы

Тризна Мария Николаевна
Региональный семинар-практикум "Взаимодействие детского сада  и школы", в рамках регионального проекта "Предшкола:стандарт детского сада"
    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon magnit_i_ego_svoystva.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

«Свойства магнита»

образовательная область «Познание»

Опытно-экспериментальное занятие в подготовительной к школе группе

                                                     Воспитатель:

                                                            Тризна Мария Николаевна  

                                                   

Задачи:

Образовательные:
Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Закреплять умение осторожно обращаться с острыми и колющими предметами. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле.

Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.

Воспитательные: Воспитывать желание приходить на помощь другим.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: посылка, письмо из цветочного городка, схемы опытов, иллюстративный материал: резиновый мяч,гвоздь, тарелка, книга, металлические опилки, компас,

Раздаточный: металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы, магниты, емкости, песок, стакан с водой, картон.

                                                        Ход

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила посылку, а в ней странное письмо. Посылка пришла к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья. Винтик и Шпунтик хотели построить новую машину для уборки снега, а Незнайка все детали перепутал, теперь вместе лежат железные, деревянные, пластмассовые и др. предметы.

    Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям?

Дети: Выбрать все железные предметы.

Воспитатель: А как вы сможете отличить железные детали, от остальных?

Дети: По весу, они тяжелее других; они тонут в воде;  а можно использовать магнит, он притягивает железо.

Воспитатель: Так как же можно помочь нашим маленьким друзьям?

Дети: Надо провести магнитом над предметами и железные детали притянуться?

        

Воспитатель: Приступайте!

        Опыт

Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.

Воспитатель: Расскажите, что делали? И что получилось?

Ребенок: Я провел  магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

Воспитатель:  А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем, что вы увидели.

     Резина          -

     Дерево         -

     Железо        +

     Пластмасса -

     Стекло         -

     Какие вы, молодцы, помогли малышам из цветочного города и самостоятельно узнали первое свойство магнита. (Выставляет схему №1).

     Воспитатель: Вы видели, как магнит притягивает железные предметы,  почему так происходит?

     Дети: Потому что на них действуют магнитные силы.

Воспитатель: Как же увидеть магнитные силы? Подумайте, для этого есть железные опилки, магнит, картон.

(Ответы детей).

Воспитатель: Нужно положить магнит под картон и насыпать с небольшой  высоты железные опилки. Посмотрите, что получится.

Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку.

                                            Опыт

    Воспитатель проводит опыт, комментируя свои действия: Я с небольшой высоты насыпаю металлические опилки на стекло. Что с ними произошло?

Дети: Они притянулись  в том месте, где находится магнит – примагнителись.

Воспитатель: Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Так что же притягивает  железные предметы?

Дети: Магнитное поле.

Воспитатель: Правильно, ребята, магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит – круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах. Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле это его второе свойство. (Воспитатель ставит схему №2).

     А теперь внимание! Со мною произошел интересный случай, как-то, раз я потеряла часы на пляже, в песке. Как же их найти, посоветуйте?

Дети: Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, если светит солнце, стекло часов заблестит; можно  магнитом провести над песком, корпус часов железный и часы притянутся.

Воспитатель: Молодцы правильно. А теперь сами достаньте предметы, спрятанные в песке. Приступайте.

        Опыт

Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.

Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?

Дети: Я провел магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке. Значит, магнитные силы проходят сквозь песок.

(Давайте поставим схему №3).

А через воду пройдут ли магнитные силы?  Проверьте  используя магнит. Приступайте.

                                  Опыт

Дети проводят магнитом над водой, железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.

Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?

Дети: Я провел над стаканом с водой магнитом и гвоздь лежащий в воде притянулся. Значит, магнитные силы проходят через воду.

                (Давайте поставим схему №4).

А  пройдут ли магнитные силы через картон? Давайте проверим. Приступайте.

                           Опыт

Дети кладут картон на магнит, на картон кладут железные предметы, двигая магнит, наблюдают за движением железных предметов.

Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?

Дети: Я провел магнитом под картоном, и железные предметы на нем стали двигаться за магнитом. Значит, магнитные силы действуют и через картон.

Воспитатель: Правильно, молодец. Давайте поставим схему.

(Схема №5)

Давайте вспомним, что мы делали, что узнали нового о магнитных силах?

-Магнитные силы проходят через песок;

- Магнитные силы проходят через воду;

- Магнитные силы проходят через картон.

Воспитатель: Так что же мы узнали о магнитных силах?

Дети: Магнитные силы проходят через разные материалы.

Воспитатель: Это еще одно свойство магнита. (Третье.)                                  

                                Физкульминутка.

Воспитатель – магнит, дети железные предметы, при появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю преодолевая препятствия на своем пути).

Воспитатель: Мы уже знаем 3 свойства магнита. Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим.                                                    

                                          Опыт

Дети подносят 2 магнита друг к другу и наблюдают, как они притягиваются.

Воспитатель: Что вы сделали, и что у вас получилось?

Ребенок: Я поднес магниты друг к другу, и они притянулись; значит, магниты притягиваются.

Воспитатель: А теперь поднесите магниты другой стороной. Проверте что получится.

                                          Опыт

Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются.

Воспитатель: Расскажите, что вы сделали, и что у вас получилось?

Ребенок: Я поднес магниты друг к другу разными сторонами и они оттолкнулись; значит, « магнита могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.

Воспитатель: Вот мы и узнали еще одно (четвертое) свойство магнита. Давайте поставим схему. (Схема №6)

       Давайте теперь уточним, с какими свойствами магнита мы сегодня познакомились?

Опираясь на схемы, дети вспоминают свойства магнитов.

- Магнит притягивает железные предметы.

-Магнит имеет магнитное поле.

- Магнитные силы проходят через разные материалы (песок, вода, картон).

-2 магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу.

Воспитатель: Вы сегодня на занятиях были молодцы, активно работали, помогли Незнайке и его друзьям, узнали много нового. Что вам особенно запомнилось на занятии.

                      (Ответы детей).                                                      

         А сейчас, в конце нашего занятия, я познакомлю вас с одним интересным прибором – это компас. Его изобрели люди для того, чтобы знать, где север, где юг, где запад, где восток. Чтобы не потеряться в лесу, в горах, в пустыне.

Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная на юг.

Воспитатель:  Видите, какие вы молодцы, мне очень понравилось с вами заниматься, спасибо. На этом наше занятие окончено.