Деятельность педагога психолога

Сандова Илона Александровна

Внутришкольная жизнь: тренинги, беседы, акции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx51.7 КБ
Файл pamyatka_roditelyam_2.docx34.73 КБ
Файл mediatsiya.pptx515.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формула учебной мотивации

Формирование учебной мотивации: игры, тренинги, упражнения

Важнейшей задачей современной школы  является формирование мотивации учения в школьном возрасте. Достижение успехов в учебе,  формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов,  немыслимы без  высокого уровня мотивации учения.

Работа над повышением уровня мотивации учащихся происходит путем взаимодействия  педагогического коллектива, учащихся и их родителей.

Проблемы формирования мотивации учения

Выделяют пять уровней мотивации учебной деятельности:

  1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
  2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
  4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
  5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Причины спада учебной  мотивации:

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение ученика к учителю.
  3. Отношение учителя к ученику.
  4. У девочек-подростков снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
  5. Личная значимость предмета.
  6. Умственное развитие ученика.
  7. Продуктивность учебной деятельности.
  8. Непонимание цели учения.
  9. Страх перед школой

Так как за каждым мотивом стоит та или иная потребность, то в ходе продуктивного учебно-воспитательного процесса у детей должны возникать потребности, мотивирующие учебную деятельность:

  1. потребность в творчестве и творческом труде;
  2. потребность быть личностью;
  3. потребность в самоутверждении и самовыражении;
  4. потребность в общении;
  5. потребность в познании;
  6. потребность в свободе;
  7. нравственно-эстетическая потребность;                                
  8. потребность смысла жизни.

Если перечисленные потребности актуализируются и активируются в ходе учебной деятельности, то у детей повышается внутренняя мотивация (собственное развитие в процессе учения, действие вместе с другими и для других, познание нового). Возникает интерес – тенденция, заключающаяся в направленности или сосредоточенности на процессе.

Формирование мотивации учения школьников.

Общий смысл формирования состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:

  • общая атмосфера в школе, классе;
  • участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности;
  • отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов;
  • привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся;

эмоциональность речи учителя;

познавательные игры, ситуация спора и дискуссии;

анализ жизненных ситуаций;

умелое применение учителем поощрения и порицания.

Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

  • Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;  
  • Уверенность в себе;
  • Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
  •    Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
  • Потребность и возможность в самовыражении,
  • Принятие и одобрение значимыми людьми;
  • Актуализация творческой позиции;
  • Осознание значимости происходящего для себя и других;
  • Потребность в социальном признании;
  • Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха; 
  • Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

Методы развития учебной мотивации

Методы развития познавательного интереса.

Основными методами развития познавательного интереса у детей с плоховыраженными познавательными потребностями являются:

  • формирование готовности восприятия учебного материала;
  • выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета;
  • стимулирование занимательным содержанием.

Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» - можно раздать учащимся по листу бумаги и написать в течение 3 минут все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.

Упражнения:

  1. Мои ценности: проранжировать свои ценности, объяснить первые 3 и почему. Что мне нужно сделать для этого.

Деньги, любовь, семья, развлечения, собственное (интеллектуальное развитие), красота, дружба, учеба, домашние животные, музыка, спорт, труд, творчество, вкусная еда, компьютерные игры и т.д

  1. Мой портрет как ученика. Нарисовать свой портрет до посещения школы и портрет на данный момент. Составить свой словесный вопрос: «Какой я был до посещения школы?» и «Какой сейчас». Представление портретов в группе. Обсуждение, как повлияла учеба на них в школе.
  2. Суд над учебой. Раздаем роли участникам: УЧЕБА, ПРОКУРОР, АДВОКАТ, СУДЬЯ (ведущий) Обвиняемая учеба. Выбираем прокурора и адвоката учебы. Судья – ведущий. Прокурор обвиняет учебу например в неинтересности , в том что занимает много времени, не нужна в настоящем и будущем. Остальные – свидетели: участники высказывают собственное негативное или положительное мнение об учебе, анализируют почему такое отношение к ней у них возникло. Каждый по очереди должен обязательно побыть в роли адвоката учебы. Конкурс на лучшего адвоката
  3. «Подарок» Участникам даются условия: каждый пришел на день рождения и принес подарок виновнику торжества – это право бесплатного обучения в школе 11 лет. Именинник в шоке. Он привык только развлекаться. Задача подростков – по очереди убедить именинника что этот подарок очень важный.
  4. Диагностика отношений к учебным предметам. Почему одни предметы нам нравятся больше, а другие меньше. Почему. Рассказать ряд трудностей. (записать в таблицу)

Диагностика к учебным предметам:

Инструкция: перечисли пожалуйста свое отношение к учебным предметам, пользуясь шкалой: 2- да это про меня, 1 – не уверен, 0 – это про меня.

  • Я знаю этот предмет
  • Я люблю им заниматься
  • С удовольствием иду на урок
  • Никогда не пропускаю урок без уважительной причины
  • Доволен отношением учителя ко мне
  • Всегда понимаю объяснение нового материала
  • Домашние задания делаю всегда
  • Много читаю по предмету (посещаю кружок, факультатив)

Обработка результатов:

16-14 активно - Положительное (А)

13-10 – положительное (П)

9-8 – безразличное (Б)

7-5 отрицательное (О)

0-4 крайне отрицательное (К)

  1. Приятные эмоции (позитив). Участники должны рассказать об уроке, на котором у них было максимально положительные эмоции, проанализировать почему так произошло. На доске фиксируются все причины позитива.
  2. Блиц – предложение. Это работа с мячом. Тот участник, которому попадает мяч, должен назвать способ получения радости от урока. Ответить на вопрос: На этом уроке мне нравится….. (ребята отгадывают предмет)
  3. Контролеры или активаторы мотивации.

Информационная часть. « что активизирует , усиливает учебную мотивацию?» (наказания. Лишения благ, материальные поощрения, принятие или благосклонность родителей, жесткие сроки, надзор –не являются активаторами или усилителями мотивации, это контролеры. Когда вас пытаются подвинуть на учебу таким образом, вы заставляете себя делать то, что считаете обязанным делать. Вы действуете не соответствие со своими потребностями, а по указке взрослых. В итоге, вы учитесь без желания и ваши способности не развиваются в полной степени, творческий потенциал не реализуется. Эксперименты показали, что когда испытуемым начинают платить за работу над интересными головоломками, они теряют интерес к ним. Итак, угрозы со стороны учителей, жесткие сроки, навязанные цели, надзор, оценки, подростки воспринимают как противоречащие их свободе и независимости, поэтому энтузиазм снижается. Когда вы чувствуете что находитесь под контролем или под давлением соревнованием, то и соревнование воспринимается как ограничение свободы.

Для того чтобы активизировать, усилить вашу учебную мотивацию,

  • во-первых, используете все свои умения и способности в учебе, совершенствуете их.
  • Во-вторых, стремитесь добиваться высоких результатов,
  • в третьих, - осознайте значимость учебы для вашей жизни и для жизни других людей.
  • Также необходима автономность – степень независимости в планировании своей учебной деятельности, в выборе способов выполнения заданий и обратная связь – информация о том, насколько ваша учеба эффективна (оценка).

Получилась формула учебной мотивации.

Показатель мотивирующего поведения = (разнообразие умений + стремление к успеху + значимость задания) * автономность *обратная связь.

Предлагаю вычислить каждому свой показатель мотивации. Единицу показателя оценить по 10 бальной шкале.

  1. Техника «Проблемные вопросы»

Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

  1. Волшебная таблетка от страха перед неудачами

«Я прошу устроиться поудобнее, несколько раз глубоко вздохните и выдохните и полностью расслабьтесь.

Представьте, что Вы приняли волшебную таблетку от страха перед неудачами. Теперь вы абсолютно не боитесь, что вас могут настигнуть неудачи, вы полностью уверены в своих силах, вы точно знаете, что добьетесь успеха во всем, что захотите. Вы полны сил, чтобы добиться любой учебной цели. Внутренним взором осмотритесь вокруг себя, где вы находитесь. Какие звуки вы слышите, какие запахи вы чувствуете? Как вы выглядите внешне? Сейчас вы пребываете в том мире, в котором оказались, вам предоставляется полная свобода в этом путешествии»

Предоставляю участникам возможность побыть в этом мире, где они не испытывают страх перед неудачами, самостоятельно в течение 5 минут «Сейчас вы будете постепенно возвращаться в эту комнату, но действие таблетки на этом не закончится, она будет действовать всегда. Страх перед неудачами исчез совсем»

  1. Сказка «Швейная игла»

Одна швейная игла была очень трудолюбивая. Она любила шить. Ей всегда хотелось выполнить свою работу хорошо и, главное, вовремя, к намеченному сроку. Но чем больше торопилась и суетилась игла, тем труднее становилось шить. Иногда игла делала кривые стежки, и их приходилось переделывать. «Опаздываю, опаздываю», — думала игла. Бывало, она так высоко взлетала над тканью, что теряла нитку. Тогда нужно было останавливаться и вновь вдевать ее в ушко. «Опаздываю, опаздываю», — волновалась игла. Даже ночью, когда игла стояла в игольнице, она долго не могла успокоиться. Уж очень ей хотелось делать ровные и правильные швы. Игла так волновалась, что даже чуть-чуть звенела от напряжения.

— Успокойся, — раздался чей-то голос. Это заговорила игольница.

— Прелестная швейная игла! Ты можешь очень хорошо шить. У тебя для этого всё есть. Твой острый носик ловко делает маленькие отверстия. В твое большое ушко легко вставлять нитку. Ты очень стройная, и тебя удобно держать. Тебе нужно просто спокойно шить.

— Но я же опаздываю, — возразила игла.

— Ты просто от волнения делаешь ошибки. Запомни, ты сможешь ловко шить. Поверь в свои силы и умения. Спокойно берись за дело: рассчитай расстояние, проколи ткань и тяни нитку. Ты всё успеешь!

На следующий день игла старательно приступила к работе. Вспомнив слова игольницы, она попробовала успокоиться. Окинув взглядом детали, игла принялась за свое дело. Нитку тянула аккуратнее, стежки делала ровнее. В этот день переделывать пришлось меньше и работа шла быстрее.

Игла задумалась. Может, игольница права? Главное — поверить в свои силы, все обдумать и спокойно приняться за дело.


Игра-тренинг "Суд над классом".

Цель игры: договориться на начальном этапе, какие правила будут установлены во вновь сформированном классном коллективе и каким он будет, а также создать образ того, что в старшем звене школы придется много учиться и трудиться, научить себя представлять, навыкам самопрезентации.

Игра - тренинг  «Суд над классом»

КР- «Здравствуйте, дорогие мои ученики! Я очень рада видеть вас всех здесь, сегодня и сейчас!

Вы только посмотрите, как вы выросли, повзрослели, изменились за лето. 

Некоторые из вас выше меня на целую голову, смотрю на вас и не нахожу маленьких мальчиков и девочек, я вижу перед собой взрослых, умных юношей и девушек! Что улыбаетесь? Нравится быть взрослыми? На вашем месте я бы так не радовалась, ведь быть взрослым - это значит быть ответственным, обязательным. С взрослого – спрос вдвойне! Кстати, об ответственности…  Начать наш классный час мне приходится  с не очень приятного известия… Дело в том, что недавно нам в школу пришло письмо из прокуратуры… Да, да, да из прокуратуры. На наш  10 класс заведено уголовное дело…  

Но т.к.  в стране кризис, не хватает денег, решили сэкономить на судьях, по этой причине мне поручили выступить в роли обвинения. Итак, вы 10 класс, обвиняетесь:

  1. В том, что на протяжении  многих лет, хотите учиться в одной и той же школе! (а может этого хотят ваши родители, а вовсе не вы?)
  2. В том, что за лето вы многое позабыли
  3. В том, что пришли в “новый” класс, но толком не знаете друг друга
  4. В том, что хотите учиться, но не знаете зачем, как и кому это надо?
  5. В том, что вы разучились друг другу улыбаться, делать приятное, смешить друг друга…
  6. В том, что вы не всегда хотите сотрудничать друг с другом
  7. В том, что вы не всегда доверяете своим товарищам, вы не очень дружны.

Вот такие против вас выдвинуты обвинения!

Сегодня вам предстоит их опровергнуть или подтвердить.

В конце мы узнаем какой будет приговор.  Итак, переходим к слушанию дела»

Кл рук: Вначале суд просит  обвиняемых  представиться, но по строго установленной форме!

Знакомство

Надо  сказать пару слов о себе, продолжив фразы:  

Если вы забыли, то меня зовут….

Летом я…….. (узнала, бывал,  скучал, прочитал и т.д.)

Я пришел (пришла) в 10 класс, чтобы…  

Например, если вы забыли, то меня зовут М.В.

Летом я все же скучала по вам. Я пришла в 10 класс, чтобы продолжить вас воспитывать,  хотя вам это порядком надоело… (идет игра)

Цель игры: научить себя представлять, навыкам самопрезентации

Кл рук:  молодцы вы помните все о себе, поэтому первые три пункта обвинения с вас снимаются автоматически. Переходим к следующему пункту.

Для допроса  на скамью подсудимых вызываются ответчики (10 человек)

Допрос «как вы знаете, друг друга»

Участникам раздаются незаконченные предложения. Их задача продолжить предложение, вставив в него фамилию и имя человека из класса, к которому больше всего подходит характеристика

  • В нашем классе самым самостоятельным является…
  • Часто меня приятно удивлял…
  • Жизнь – это сложная штука, но в ней, по моему мнению никогда не пропадет…
  • Хулигану крупно не повезет, если на его пути встретится…
  • Самая одаренная личность в нашем классе – это…
  • Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…
  • Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
  • Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
  • Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…
  • Чаще всего мне будет сниться…
  • Находчивость присуща…
  • Украшением школьного концерта является…
  • Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
  • В политики целесообразно рекомендовать…
  • Щедрость не знает границ у…
  • Скромность всегда украшает…
  • Веселее в классе, когда приходит…
  • Самая обаятельная улыбка у ……
  • Всегда придет на помощь в любое время дня и ночи ….

Цель игры: создать ситуацию, при которой одноклассники поймут, что в классе их любят, ценят.

КРПродолжаем допрос. На скамью подсудимых для дачи показаний вызываются 12 человек (вместе со стульями, а один без стула). 

Вы будете давать показания про своих одноклассников:

Допрос «соседи»

Все сидят в круг, ведущий подходит к любому игроку, обращаясь к нему по имени, спрашивает: «Маша, тебе нравятся твои соседи?». Если игрок отвечает «Нет», то его соседи меняются местами, водящий должен успеть занять любое освободившееся место. Если игрок отвечает «Да, мне нравятся мои соседи», то он должен определить какие люди ему не нравятся: «Да, мне нравятся мои соседи, но мне не нравятся те люди, которых зовут Оля и Даша», эти игроки меняются местами, а водящий спешит занять чужое место.

Цель игры: установление эмоционального контакта, знакомство, снятие напряжения.

Кл рук: надо же и в этом пункте обвинения вы оправдались. Переходим к следующему пункту. Для этого суду необходимо провести следственный эксперимент.

Следственный эксперимент: класс разбивается на 3 группы.

Первой группе предлагается создать портрет класса (сколько девочек, мальчиков; сколько Саш, Сереж и т.д.; найти суммарный возраст класса; сколько с серыми глазами, с карими, с зелеными; подумать какой он наш класс (веселый, дружный и т.д.); что любит делать; что не любит делать, чего хотите добиться; как будете учиться и т.д.).  

Второй группе предлагается собрать чемодан:

Чемодан. Вы собрались в дальнюю дорогу, которая называется “старшая школа”. Вот у нас чемодан. Давайте его соберем. Возьмем с собой то, что необходимо для успешного завершения пути. Нужно написать это на карточке и положить в чемодан.

При обсуждении этого упражнения необходимо поговорить о том, что очень многое важно в дороге, которая называется “старшая школа”. Это и учебники и знания и “светлые головы” (обычно все это называют ребята). Но также важны надежные друзья, хороший коллектив.  Много зависит от того, как ты чувствуешь себя в коллективе, с каким настроением идешь в школу.

Третьей группе предлагается придумать правила поведения в классе, на уроках: что разрешается, а что запрещается.

Время игры 5 минут. Далее зачитывают все и обсуждают.

Цель игры: договориться на начальном этапе, какие правила будут в коллективе и каким он будет, а также создать образ того, что придется много учиться и трудиться.

Кл рук: молодцы, вы оправдались. Переходим к следующему пункту обвинения.

Это самый тяжелый по обвинениям пункт и я даже не знаю, как вы будете себя защищать. По этому пункту мне придется провести еще один следственный эксперимент.

Он будет состоять из нескольких этапов: «царевна Несмеяна», «монстр», «тропа доверия».

«Царевна Несмеяна»: выходит две команды, выбирается, кто будет Несмеянами, а кто будет смешить, между ними натягивается одеяло. К одеялу выходят по одному человеку. Задача одного не засмеяться, задача другого рассмешить, когда одеяло опустят. Запрещается: пугать, зло шутить, обижать другого.

Цель игры: получение положительных эмоций от своих товарищей, улыбок.

«Монстр»  Ведущий предлагает участникам построить монстра из самого доступного материала – своих тел. У монстра должно быть__ головы,   ___ шея, __ рук, __ ног, ___хвоста, ____   туловище.  После того, как монстр построен, ведущий предлагает по команде сделать монстру три шага.

Цель игры: обучение умению взаимодействовать в группе, договариваться, распределять обязанности, сотрудничать, установление телесного контакта

 «ТРОПА ДОВЕРИЯ»

10 человек стоят на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. При выполнении задания можно переговариваться, поддерживать друг друга, т.е. найти тропу доверия друг к другу. Если кто–то наступил на пол – все начинается сначала.

   Кл рук: Молодцы, вы смогли прекрасно защитить себя по всем пунктам обвинения! А теперь оглашается приговор ( всем встать): слушалось дело о 10 классе. Они обвинялись: в неспособности учиться, понимать друг друга, общаться, смеяться, дружить и во многих других преступлениях. Суд постановил: оправдать  10 класс, позволить всем  учиться в составе 25 человек.

А если серьезно, то мне бы вам хотелось сказать, чтоб за все годы учебы в нашем классе вы понимали, уважали, ценили друг друга! А теперь на память большая семейная фотография и клятва учеников 10 класса.

Клятва ученика 10 класса

Я, ученик легендарного 10 класса, вступая в ряды нашего класса

Торжественно обещаю:

1. Приходить в школу до того,  как учитель уже сделает опрос  домашнего задания.

2. Не получать  неудовлетворительные отметки, ибо это повлияет на престиж 8 в класса.

3. Беречь нервы своих родителей, а поэтому учиться…, учиться и учиться!

4. Любить, уважать и беречь  своего драгоценного классного  руководителя во избежание

порчи ее нервной системы и психического здоровья.

5. Сохранять и поддерживать дружественные отношения в классе, ибо только так можно

стать настоящим классом!

6. Прилично вести себя в  школьной столовой, ибо  мы являемся примером  для младшего и неразумного поколения.

7.  Не обижать учителей-предметников, ибо воздастся нам все это на экзаменах.

8. Избегать любыми способами  написания на нас докладных  записок директору, дабы

избежать приятных встреч в его кабинете.

9. Не обижать и оберегать хорошистов и тех, кто  хоть что-нибудь в чем-нибудь  соображает, надо же у кого-то списывать домашние задания.

10. Показать родителям местоположение кабинета №26 в нашей школе,  дабы нашли они дорогу на  родительские собрания. В противном случае приводить за ручку.

11. В учебное время находиться в здании школы, а не в других  местах города и близ

 лежащих географических пунктов.

12. Ходить в школу прилично одетыми, дабы не вводить  противоположный пол в транс,

 а учительский состав в шок.

13. Забыть во время уроков как  выглядит свой собственный  мобильный телефон.

14. Поддерживать свой любимый класс в чистоте и порядке, во избежание попадания в него

насекомых, а в нас реакции классного руководителя.

15. Беречь классное имущество,  дабы было на чем и за чем сидеть нашим последователям.

16. Заботиться о растениях в классе,  чтобы не доводить их до чахлого  и жалкого вида.

17. Заботиться о своем здоровье, а поэтому не прогуливать уроки физкультуры

18.  Сохранять здоровый дух и здоровое тело для того, чтобы к Последнему звонку и выпускному вечеру выглядеть на все 100 процентов, а не на все 100 лет!!!

«Большая семейная фотография»

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования.

Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов семьи. Затем ребята должны сами решить, кому кем быть и где стоять (выбираются папа, мама, дяди, тети, сыновья, дочки и т.д.) После расстановки фотограф присоединяется ко всем и идет фотографирование.

Внимание: «фотограф», «дедушки» - это явные лидеры.

Портрет класса

Наши цели

прихода

в 10 класс…..

В старшей школе мы:

Для достижения целей  мы будем (что будете делать на уроках, дома, какими вы будете):

И, конечно…

Портрет класса

Всего нас –

Девочек –

Мальчиков –

Общий возраст –

Самый младший из нас –

Самое редкое имя –

Самое популярное имя -

Сколько с серыми/голубыми глазами -

Сколько с карими глазами –

Сколько  с зелеными глазами –

Какой он наш класс –

Что мы больше всего любим делать –

Что мы больше всего  не любит делать -

Чего хотим добиться –

Самая большая мечта -  

Сценарий классного часа «Суд над сигаретой»

(Ролевая игра. Открытый классный час)

Тема: Суд над сигаретой

Цели:

- развитие у подростков осознанного неприятия наркотических средств и сигарет как способов воздействия на свою личность;

- воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым;

- развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях оппонентов;

-воспитание культуры ведения дискуссии, развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

   

    В зале находятся «присяжные заседатели» (отдельные скамьи), «зрители» (в центре), «прокурор», «адвокат» сидят за отдельными столами, «обвиняемый» (в стороне за отдельным столом), «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» в зале.

   

    Секретарь: «Встать! Суд идет!» ( все встают)

    Входит «судья»: - Прошу всех садиться! Слушается дело по обвинению против человечества. Введите обвиняемую. ( В зал суда вводят «сигарету»)

-Подсудимая, сигарета обвиняется в том, что она наносит вред как добровольно курящим, так и тем, кто является пассивным курильщиком. Нам предстоит разобраться в этом деле и вынести единственно-правильное решение: или наказать обвиняемую, или оправдать.

     Слово предоставляется обвинителю. –Пожалуйста, господин прокурор!

Секретарь: - С обвинительной речью выступает прокурор!

Прокурор: - Глубокоуважаемый господин судья, господа присяжные! Сегодня мне выпала трудная, но благородная задача – открыто выступить против табакокурения. Задача очень сложная, поскольку до последнего времени курение завоевывало станы и континенты, и никакие, даже самые страшные наказания, не могла остановить победного шествия табака. Против табака выступали короли и церковь, за курение табака казнили, подвергали телесным наказаниям; но все было напрасно. Все чаще и больше курили табак мужчины, а потом стали вовлекаться и женщины, и дети. Сейчас в нашей стране курят около 40% жителей. И все же я решаюсь выступить с осуждением курения. Вселяет в меня надежду то, что мы движемся в сторону цивилизованности, что ситуация стала меняться. Мода на курение прошла. Более 35 млн. американцев и 8 млн. англичан бросили курить. Активно и успешно ведется борьба с курением в Швеции. Практически везде запрещено курение в общественных местах. Курильщик начинает себя чувствовать себя человеком второго сорта. Пора бы начать борьбу с курением и у нас. В чем же я обвиняю сигарету?

1. Она является тихим убийцей, а действует она, как мина замедленного действия: от заболеваний сердца умирают в 2-3 раза больше курильщиков, чем некурящих. И курение – основная причина рака легких.

2. Особенно коварно и мучительно она убивает тех, кто начал курить рано: от рака легких в 5 раз чаще умирают те, кто начал курить в возрасте до 15 лет.

3. Сигарета ненавидит не только своих молодых приверженцев, она вредит даже еще не родившимся детям – беременность их матерей, если они курят, протекает сложно, рождается ребенок трудно, да и нормально развиваться ребенку удается не всегда.

4. Сигарета старается внести несчастье в семейную жизнь – не говоря ужу о тяжелой, часто непосильной нагрузке на семейный бюджет. Она убивает ни в чем не повинную жену курильщика – жена курильщика умирает на 4 года раньше своих более удачливых в супружестве сверстниц вследствие пассивного курения.

5. Более того, сигарета прилагает все усилия, чтобы семья вообще не возникла – ведь 80% мужчин предпочитают некурящих женщин, что и понятно – поблекшие волосы, увядшая кожа и запах изо рта курильщицы непривлекательны!

6. Сигарета старается лишить человека вкусных и полезных фруктов, поскольку под выращивание табака отводятся лучшие земли.

7. Сигарета – противница спорта и престижных профессий. Она не дает своим поклонникам добиться хороших результатов.

Возникает вопрос: может ли человечество жить без сигареты? Ответ однозначный – может! До открытия Америки табак не был известен в Европе, и позабыть его – вот лучшее, что можно придумать для человека. Поэтому я предлагаю приговорить сигарету к изгнанию из нашего общества.

Судья: Спасибо! Заслушаем речь защиты! Слово предоставляется господину адвокату для защиты подсудимой.

Адвокат: - Глубокоуважаемый господин судья, господа народные заседатели! Перед вами жертва клеветы, миллионы людей во всем мире сигарету очень любят. Не успевает курильщик проснуться, а уже начинает кашлять и рука сама тянется за сигаретой. Очень немногие решают с ней расстаться. А если и расстаются, то на малый срок. Как говорится, нет ничего проще, чем бросить курить. Сам 100 раз бросал. Люди предпочитают курить, даже если перенесли инфаркт миокарда и продолжение курения может остановить работу сердца. Нередко курильщик предпочитает лишиться руки и ноги из-за недостаточности кровообращения вследствие курения, но не бросают курить. Ежегодно проходят сотни пожаров (лесных и в помещении) из-за не потушенной вовремя сигареты. Но курильщики полностью игнорируют этот факт – домов и лесов на наш век хватит! Немногие пожары происходят из-за сигареты. Ведь есть и другие причины пожара.

   Некоторые девушки курят, чтобы не полнеть, им это хорошо удается, а желтые зубы, запах изо рта, сморщенная кожа – не беда! Кому не нравится, тот пусть не смотрит и не подходит близко! Многие говорят: «Когда пробуешь начать курить, то часто бывают головокружение, тошнота. Не страшно – человек втягивается, и его не оторвешь от сигареты ни днем, ни ночью.

     Курят многие спортсмены. Правда, их успехи обычно из-за этого не слишком довольны, но зато они себе ни в чем не отказывают. Если ребенок слаб, то, куря с «сильной» личностью, он и сам себя чувствует личностью.

Судья. – Спасибо адвокату за защиту. Хотя доводы ваши не совсем убедительны.

    Теперь предоставим слово сигарете, пусть она нам сама скажет, понимает ли она, в чем ее вина.

Секретарь. – Пригласить в зал суда сигарету.

Вводят сигарету.

Сигарета: - Товарищи! Граждане! Вы сами прекрасно знаете, что я не такая, я не вредная. Я самая обыкновенная, и не виновата я в том, что ко мне привыкают. Значит – я хорошая. И я стараюсь как можно меньше вредить человеку, вот даже фильтр прикупила, а ваши машины и заводы дымят в 100 раз больше.

    Обвиняют меня и в том, что я являюсь причиной пожаров. Ну, подумаешь, иногда и случается, так это пожарные должны получше работать, приезжали бы быстрее, глядишь, и вреда меньше.

   Ну, зубы черные от меня, так ведь африканцы все, целиком, черные, а тут только зубы!

   Видите ли, девчонки курят. Противно их целовать! Так ведь есть и некурящие, вот их и целуйте!

    И вообще, «у сильного всегда бессильный виноват». Вот я слабая, хрупкая, маленькая. Вот Вы и взъелись на меня!

   Я не считаю себя виноватой. Я без огня никому не врежу, даже могу моль убивать. И вообще, если бы Колумб к вам меня не привез, Вы бы тут надо мной сейчас не издевались. Все!

Судья. – Никто над Вами не издевается. Хватит лить слезы! И не перекладывайте свою вину на других. В защиту Колумба выступает музыкальная группа с песней «Колумб не виноват»

Секретарь. – В зал приглашается музыкальная группа. Исполняется песня в защиту Колумба.

                               «Песня в защиту Колумба»

Стихи и музыка Тезиевой Лии

1. Когда Колумб для всех людей

Америку открыл,

Он этим вот открытием

Европу удивил.

Встречался он с индейцами,
Какие жили там.

И то, что курят здесь табак,

Открыл он тоже вам.

Припев:

Колумб Америку открыл,
В Европу ввез табак,
Но в том, что курит пол-Земли,

Колумб не виноват.

 

2. С индейцами курил Колумб,

О вредности не знал,
Ведь там его тогда Минздрав

Никак не предупреждал.

Сейчас на пачках сигарет

Написано, что вредно,

Но люди курят, курят, курят

И ему не верят.

 

3. Не будем с вами обвинять

Колумба мы во всем,
Табак привез в Европу он,

Но дело-то не в нем.

Курильщик сам виновником

Пусть назовет себя,
Ведь знает он, ведь знает он

То, что курить нельзя.

 

Судья. - Послушаем наших экспертов. Слово предоставляется представителю медицины.

Секретарь. – Слушается мнение эксперта медицины.

Медик. – Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры делают дым безвредным. К сожалению, это не так. Фильтр задерживает только 20% вредных веществ. Высокая температура дыма сжигает слизистую оболочку рта и носоглотки. Табачный деготь оседает на эмали зубов, тем самым медленно разъедает их. У курильщика выделяется слюна, ядовитые вещества растворяются в слюне и попадают в желудок, разъедая слизистую желудка. Постоянное курение сопровождается бронхитом, голос теряет звучность, выделяется серо-бурая мокрота, меняется цвет лица, кровь вынуждена мириться с тем, что она засоряется вредными веществами. Курение значительно сокращает жизнь человека! Можно утверждать, что курение – медленно действующий убийца человека! Смерть от остановки сердца может наступить у курильщика в самом молодом возрасте.

Судья. Итак, заслушаем еще и краткие факты о курении.

Секретарь. – В зал приглашаются эксперты для подачи информации о вредности курения сигарет.

(Презентация «О вреде курения»)

Судья. Суд присяжных удаляется для вынесения приговора. Последнее слово предоставляется сигарете.

Секретарь. – Слово…последнее…. Сигарете.

Сигарета.  – Граждане-товарищи, пощадите, не убивайте меня. Не забудьте, что смертная казнь у нас отменена. Я исправлюсь, ну, пусть меня поместят в музей, как лучшего друга курильщика. Ну, в крайнем случае, я буду моль убивать, чтобы она ваши вещи шерстяные не ела. Простите меня!

Суд удаляется.

Секретарь. – Встать, суд идет!

Судья входит и зачитывает: - Слушается приговор по делу о вреде курения!

Суд заслушал все доводы «за» и «против» и, посовещавшись, решил:

1. Считать сигарету виновной в том, что она несет в себе вредные вещества, вызывает привыкание, сокращает человеческую жизнь.

2. Считать курильщика вредителем не только самому себе, но и вредителем для некурящих людей.

3. Конечно, смертная казнь отменена, но таким как сигарета не место в нашем обществе. Поэтому сигарета изгоняется из нашего общества под дружные крики «Долой сигареты!»



Предварительный просмотр:

Памятка "Девиантное поведение подростков.

Рекомендации родителям"

    Памятка содержит информацию о том, что такое девиантное поведение, каковы его причины. Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение интересов. Однако только сейчас как никогда раньше поведение многих подростков не только доставляет хлопот родителям, но и представляет собой опасность для общества. Виной тому склонность современного поколения к девиантному поведению. Каковы причины этого?

    Причины девиантного поведения

    Согласно возрастной психологии примерно до 12-ти лет каждый ребенок представляет собой подрастающую личность с пока еще детскими и невинными интересами. Но буквально спустя год этого же ребенка порою трудно узнать. Вне зависимости от того девочка это или мальчик, родители начинают слышать в свой адрес хамство и оскорбления, замечают как поменялся их ребенок внешне, начиная от подростковых прыщей и заканчивая неформальной одеждой. Именно так проявляется начало периода полового созревания или как его еще называют – переходного возраста. Даже самые послушные дети в один момент могут стать неуправляемыми. Именно в этот в момент психологи отмечают зарождение девиантного поведения у детей и подростков, то есть неприемлемого обществом способа взаимодействия с нарушением норм морали, нравственности и даже уголовного кодекса.

    Причины возникновения девиантного поведения у всех «трудных» подростков, как правило, похожи:

  1. Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность, и пытаются выделиться порой за счет очень сомнительных поступков.
  2.  Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании.
  3.  Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема девиантного поведения заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых.

    Дети резко отрицательно реагируют на критику взрослых. Их поведение почти всегда неустойчиво и может с обычного плохого настроения перейти в аффективное состояние.

    Помимо вышеперечисленных, можно встретить такие признаки девиантного поведения как агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка, а также наиболее сложные случаи, влекущие за собой уголовные наказания.

    Ф. Патаки сосредоточил в своей классификации основные направления девиантного поведения подростков:

    * преступность;

    * наркомания;

* алкоголизм;

* самоубийство.

    Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей:

  • трудоголизм;
  • клептомания;
  • игровая и компьютерная зависимость у подростков;
  • пищевая зависимость (булимия, анорексия)

    Обычно после завершения полового созревания возрастной кризис завершается, и поведение подростков нормализуется. Если этого не происходит или ребенок вызывает у родителей тревогу, в этом случае необходимо прибегнуть к лечению девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков

    Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей.

2. Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку.

3. Занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно направить его интересы и энергию в положительное русло.

4. Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться за помощью к психологу. Консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

Памятка для родителей по правовому воспитанию

    Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважать, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.

  1.   Когда нарушаются права ребенка?
  • Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.
  • Когда его потребности игнорируются.
  • Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.
  • Когда нарушается неприкосновенность ребенка.
  • Когда ребенка изолируют.
  • Когда ребенка запугивают.
  • Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.
  • Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.
  • Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.
  • Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
  • Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.

   2. Как реагирует ребенок на нарушение его прав?

  • Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, замыкается в себе)
  •  Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
  •  Он часто бывает в плохом настроении.
  •  Может сбежать из дома.
  •  Может принимать наркотики или алкоголь.
  •  Может делать попытки суицида (покушения на свою жизнь).
  1. Где я могу узнать о правах своих детей? К кому обратиться?
  • Социальный педагог школы.
  • Отдел опеки и попечительства.
  • Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года.
  • Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.02.1989 года.
  1. Что родители могут сделать для своего ребенка?
  •  Память "закладку, что ребенок - это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать.
  • Обеспечить ее физическую безопасность.
  •  Научить ее говорить "Нет", научить защищаться, уметь вести себя безопасно.
  •  Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.
  •  Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день. Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями.
  • Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для нее доступными.
  •  Привлекать ребенка для создания семейных правил.

 

    Дети в обществе наиболее уязвимы.

    Дети, права которых нарушаются часто становятся социально и психологически уязвимы.

Памятка для родителей

1. Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении.

2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели.

5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.

6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил её.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же.

 8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.

 9. Воспитание - это преемственность действий.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Вы должны знать

1.С кем дружит ваш ребенок.

2. Где проводит свободное время.

3. Не пропускает ли занятия в школе.

4. В каком виде или состоянии возвращается домой.

Не позволяйте детям и подросткам

1.Уходить из дома на длительное время

2. Ночевать у малознакомых для вас людей.

3. Оставаться надолго дома без присмотра взрослых, родственников на длительное время вашего отпуска.

4. Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой насильственных действий взрослых.

5. Носить чужую одежду

6. Хранить чужие вещи.

Вы обязаны заметить и отреагировать, когда:

  • в доме появились чужие вещи (выясните, чьи они)
  • в доме есть запах жженой травы или синтетических веществ (это может свидетельствовать о курении сигарет с наркотическими веществами);
  • в доме появились иглы для инъекций, мелкие частицы растений, чем-то испачканные бинты, закопченая посуда (это может свидетельствовать об употреблении наркотических препаратов);
  • в доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику (выясните, кто и с какой целью их использует);
  • в доме слишком часто является запах средств бытовой химии - растворителей, ацетона (это может свидетельствовать о захвате детей веществами, которые вызывают состояние одурманивания);
  • состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась координация движений, повысилась возбудимость или вялость, появились следы от уколов на венах, расширение зрачков (это может свидетельствовать о применении ребенком наркотических веществ).

   Такая форма работы дает возможность родителям больше контролировать и понимать своих детей, понимать их жизнь, повышает правовое образование родителей, помогает им правильно воспитывать своих детей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

                                            «Хотите ли вы, не хотите ли, Но дело,  товарищи, в том, Что, прежде всего – вы родители, А все остальное потом!»

Р. Рождественский

Уважаемые родители!

    Обращаем ваше внимание на то, что в настоящее время проблема наркомании и токсикомании прогрессирует все больше среди молодого поколения.

    Если ваш ребенок находится в какое-то время вне вашего внимания, то вам просто необходимо присматриваться к нему, чтобы вовремя заметить, не стал ли он «жертвой» наркомании.

    Вы хотите уберечь своего ребенка от пагубных привычек? Тогда прочтите для себя ряд наших советов:

* Как заметить, что подросток начал употреблять наркотические вещества?

* Как подросток становится наркоманом и токсикоманом?

* Почему он решает попробовать то или иное вещество?

    Наркомания и токсикомания – это тяжелые хронические заболевания, причиной которых является употребление психоактивных веществ ПАВ (лекарственных препаратов, химических и растительных веществ), характеризующиеся развитием психической (болезненное стремление вновь и вновь испытывать это измененное состояние) и, как следствие, физической зависимости, психическими и соматическими расстройствами, изменением личности.

Это происходит вследствие перестройки организма под действием постоянного поступления наркотика. Как только действие наркотика прекращается, наступает тяжелое состояние, которое наркоманы называют «ломкой», медики – «абстиненцией» (синдром отмены). Подросток, употребляющий ПАВ становится рабом того вещества, которое он употреблял, не случайно в медицине используется термин «зависимость».

Одна из причин – интерес, желание испытать неизвестные ощущения, другая – быть принятым в определенную группу. Нередко желание «забыться» и удовлетвориться жизнью, приводит подростка к наркомании.

Часто родители довольно поздно и неожиданно для себя замечают, что их ребенок употребляет наркотические и токсические вещества, хотя перемены можно было увидеть в его поведении. Подросток становится скрытным, избегает родителей, ведет какие-то тайные переговоры по телефону, старые друзья и занятия, включая образовательное учреждение, ему уже не интересны. Он утрачивает интерес к учебе, убегает из дома на несколько дней, становится неуправляемым и агрессивным. Появляются резкие смены настроения, вялость, апатия. Наблюдается снижение интеллектуального развития, расстройство деятельности различных систем. Его одежда неряшлива, в карманах можно обнаружить баночки, шприцы, иглы, таблетки. Увеличиваются денежные расходы подростка, из дома нередко исчезают вещи.

 Это должно насторожить Вас!!! Он может прийти в необычном состоянии, ведь именно это состояние – наркотическое опьянение – цель приема наркотиков. Чаще всего наркотическое опьянение подросток испытывает вне дома или в отсутствии родителей, но остаточные признаки этого состояния можно наблюдать спустя несколько часов после приема ПАВ. Вы можете заметить необычное возбуждение или раздраженное состояние. Вялый и сонный, с рассеянным вниманием, представленный сам себе, он может как бы задремать. А может быть благодушен, беспричинно весел. Вернувшись домой в таком состоянии, он с жадностью будет утолять жажду или голод. Присмотритесь! Характерно ли это для вашего ребенка? Всегда ли у него повышенный аппетит? Обратите внимание на то, как двигается подросток. Возможно, вы заметите порывистые, размашистые, грубые движения, неуверенность в ходьбе.

Пусть ваше внимание привлечет внешний вид ребенка. Посмотрите ему в глаза – нет ли в них необычного блеска? Зрачки после применения наркотических и токсических веществ становятся либо необычно узкими, либо необычно широкими. Склеры могут быть покрасневшими, веки отечными. Насторожить должна бледность кожи или ее покраснения. Иногда она приобретает сальный налет. Наконец, посмотрите на руки вашего подростка: в области локтевых сгибов, на предплечьях, на тыльных поверхностях кистей могут быть следы от инъекций. Иногда подростки пытаются скрыть следы от инъекций царапинами.

Нетрудно обнаружить запахи при дыхании ребенка, от его одежды. Порой насторожить может и отсутствие запаха: подросток выглядит опьяневшим, говорит, что выпил спиртное, а запаха алкоголя нет. Проверьте, как чувствует себя ребенок на следующий день после необычного состояния: он может выглядеть заторможенным, вялым, разбитым, испытать мышечную слабость. Но это не весь перечень признаков, по которым можно заподозрить, что подросток начал употреблять опьяневшие вещества. Насторожить вас должно все необычное, что вы заметили в своем ребенке. Надо иметь в виду, что многие признаки, о которых шла речь, можно заметить лишь на первых порах, потом организм начинает привыкать к системной интоксикации, и внешние признаки наркотического опьянения изменяются, их сможет обнаружить только специалист.

 Если вы что-то заподозрили, не стоит «нападать» на ребенка с упреками и принимать «жестокие» меры. Поговорите с ним доверительно, во всяком случае, попытайтесь это сделать. Приведите его к специалисту наркологу. Попробуйте убедить его, что консультация врача-нарколога – это не наказание, а реальный шанс ему помочь. Чем раньше начато лечение – тем больше надежды на успех.

В подростковом возрасте проявляются изъяны предшествующего воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей — это контроль за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда подросток впервые закурил, принял алкоголь или наркотики. Вы можете ознакомиться с описанием симптомов и внешних признаков в поведении ребенка, принимающего ПАВ:

Симптомы:

  •  замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей), снижение физической силы, трудоспособности, или повышенная активность, ухудшение координации, нарастающая слабость, агрессивность, бессмысленное выражение лица, зрачки глаз расширены, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации, повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости.

Внешние признаки:

  •  нарочитость движений, провалы в памяти, запах табака (дыма), наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, тюбиков клея, папиросной бумаги, белого кристаллического порошка, небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, иглы или шприца для подкожных инъекций, обожженных крышек от бутылок или ложки, свечей, бритвенных лезвий, пожелтение пальцев, вид пьяного человека, красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, обесцвеченная кожа на пальцах.

Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и выявив наличие вредной привычки на ранней стадии, необходимо:

• провести мероприятия по профилактике ПАВ — лекции, беседы, тренинги;

• использовать интерактивные методы, быть готовыми вместе с подростками исследовать собственный эмоциональный и поведенческий опыт;

• больше внимания уделять формированию навыкам отказа от ПАВ — зависимости, нежели информационной части общения;

• не бороться с негативными явлениями вредной привычки, а вместо этого пропагандировать позитивные стороны ее отсутствия.

• проводить профилактику ПАВ-зависимости ребенка необходимо параллельно с ПАВ-зависимостью взрослых;

• профилактика ПАВ-зависимости должна опираться на ценности подростков, а не на ценности взрослых;

• важно обратить внимание на организацию досуговой деятельности подростка, его занятость в свободное время.

    Профилактическую работу целесообразно проводить родителям совместно с социальным педагогом, психологом школы, наркологом.

Рекомендации для родителей по профилактике наркомании и токсикомании подростков

  1. Не паникуйте.

 Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ваш ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять ПАВ под давлением. Помните о том, что и многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (обезболивающие уколы, масочный наркоз). И постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.

  1. Сохраните доверие.

  Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с психоактивным веществом. Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к взрослой его личности. Возможно, что наркотические и токсические вещества для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.

  1. Оказывайте поддержку.

«Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя» - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения ребенка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам (табак, алкоголь, лекарства).

  1. Обратитесь к специалисту, который окажет вам квалифицированную помощь.

  Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего подростка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий. В любом случае пускать ситуацию "на самотек" – значит заведомо смириться с потерей ребенка. Не спешите сдаваться, ВЫХОД ЕСТЬ! ПОМНИТЕ, что ВЫ НЕ ОДНИ в решении этой проблемы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Внимание! Вам кажется, что мир не справедлив? Если вы: поругались или подрались; вас обижают в классе; у вас что – то украли, вас побили, и вы знаете обидчика и т.д. Вы можете обратиться в школьную службу медиации Работа службы школьной медиации направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта. Это альтернативный путь разрешения конфликта. Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. Главными участниками будете вы сами. К кому обратиться в нашей школе за помощью в конфликтной ситуации? К руководителю службы медиации Штакиной В.В. По телефону-43-2-92 или в кабинет 305/1 (социальный педагог), 305/2 (педагог-психолог)