Консультации для тренеров

Мартынюк Елена Геннадьевна

Консультации для тренеров преподавателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 «Детско–юношеская спортивная школа г. Черемхово»

«Мотивация занятий спортом»

        

Подготовила: педагог-психолог

                                                                            Мартынюк Елена Геннадьевна                                                                                                        

Мотивация занятий спортом

        Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, в котором движущей силой включения в спортивную деятельность является мотивация.  

        Специфичность спортивной мотивации обусловлена  своеобразием спортивной деятельности.  Её формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко поставленной цели,  мотивированность на конкретном этапе подготовки, которая  актуализируется посредством осознания задач  подготовки и самооценки своего состояния, функционирования возможностей.

         Как показывает спортивная практика, одной из распространённых причин прекращения занятий спортом уже на этапе набора детей в группы, является отсутствие у

юных спортсменов сформированной привычки и желания систематически заниматься двигательной активностью. При этом, именно «первые шаги» начальной спортивной подготовки во многом определяют успешность адаптации ребёнка к дальнейшей спортивной деятельности. Многие дети теряют интерес к занятиям, как только появляется необходимость соблюдать требования к тренировкам, к соблюдению спортивного режима,  при неизбежных проигрышах и неудачах.

        Несомненно, активность, собранность, дисциплинированность спортсмена, продолжительность занятий спортом, результативность определяются  мотивацией в тренировочном процессе.

        Мотивация строится по принципу: хочу – могу -  должен.  

        Хочу – это потребности спортсмена, его желания, влечения, стремления различной степени осознавания.

        Могу – это цели как сформулированные  потребности, как осознанные желания, дополненные пониманием высокой вероятности их удовлетворения.

        Должен - где осознанность желания доведена до понимания  причинности определенных действий, обязательной их необходимости. Все  это  реализуется через мотивы.      

       Среди проблем психологического обеспечения спортивной тренировки поддержания мотива к хорошей, продуктивной, многолетней  работе можно считать проблемой № 1.  

       Без знания  особенностей потребностно-мотивационной сферы юного спортсмена, трудно «подводить» его к соревнованиям, формировать  устойчивую, «результативную» мотивацию достижения успеха. Тренер, вооруженный информацией о личной мотивации своего подопечного, выступает как тонкий творец и истинный создатель его спортивного результата.

         Огромное влияние на формирование устойчивой мотивации достижения успеха в спорте оказывают внешние компоненты, такие как, воспитание в семье, влияние педагогов и тренеров, которое проявляется в положительном и внимательном отношении не только к способностям ребенка, но и к его потребности двигаться, соревноваться.

         Внедрение новых организационно-методических приемов физического воспитания, наличие современной материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом,  доступный спортивный инвентарь, соответствующая реклама, спортивные телевизионные каналы и каналы, пропагандирующие здоровый образ жизни,  – всё это создает у молодого человека положительный фон для формирования стойкого интереса и потребности к занятию спортом и, как следствие, к здоровому образу жизни.

         По признанию многих спортивных психологов и тренеров - преподавателей, сформированная или, как еще говорят, «заточенная на успех» мотивационно-потребностная сфера спортсмена - это стержень, ядро его личности. Это ядро состоит из совокупности внутренних качеств и побудительных мотивов к конструктивному, рациональному действию не только в момент ответственных соревнований, но и в трудоемкий, рутинный и энергозатратный период «накопительного» тренировочного процесса.  При каждодневной тренировочной деятельности спортсмену требуется достаточно высокий уровень мотивации, побуждающий его перешагнуть барьер переживания дискомфортных ощущений, возникающих при крайней степени утомления и напряжения. Степень выносливости к действию факторов нагрузки в этом случае будет зависеть от силы ведущего и сопутствующих мотивов. При высоких психофизических нагрузках они побуждают спортсмена к проявлению имеющихся волевых компонентов характера, как в учебно-тренировочном процессе, так и в ситуации соревновательной деятельности.

       Мотивация достижения успеха в спортивной деятельности имеет двойственный характер. С одной стороны, долговременный (сила и устойчивость мотива постановки и достижения отсроченной во времени цели), с другой – ситуативный (сила и устойчивость мотива достижения успеха при намерении показать лучший для себя результат с позиции «здесь и сейчас»).

       Надо отметить, что проблема отсроченной во времени конечной цели (например, итоговых спортивных состязаний - финалов) в учебно-тренировочном процессе зачастую приводит к потере («замыливанию») образа перспективы соревнования. И, как следствие, у спортсмена снижается уровень мотивации и интереса к тренировочной деятельности, без которой (и спортсмен это хорошо понимает) достижение поставленных целей невозможно. В этом случае у него довольно часто мотивация достижения успеха постепенно начинает сдавать свои ведущие позиции в пользу мотивации избегания неудач. При этом недовольство своей деятельностью или же, наоборот, иррационально завышенная самооценка своих достижений переносятся из личностного уровня, на внешние социальные факторы.

         Например, перестает нравиться ранее устраивающий план тренировочного процесса; место и время проведения тренировок становится неудобным; вызывает сомнение принимаемая ранее методика учебно-тренировочного процесса; кажется, что тренер слишком придирчив, соперники или члены родной команды бесцеремонны; снижается уверенность в личном (командном) успехе и персональная активность спортсмена. Для внимательного тренера - преподавателя эти симптомы является отражением меняющейся или уже изменившейся мотивации спортсмена.

        Работа с обучающимися организуется по алгоритму:

1. Выяснение целей каждого обучающегося относительно занятий спортом.

2. Знакомство их с общей схемой подготовки, позволяющей спортсменам достичь максимальных успехов в спортивной карьере.

3. Выделение главных составляющих успеха и факторов, отрицательно влияющих на успех в спорте (групповые беседы).

        Таким образом, совместно с детьми определялись общие требования к занятиям спортом, которые следует неукоснительно соблюдать.

        Огромная роль в мотивации принадлежит положительным эмоциям, которые являются стимулирующим фактором.

        В младшем школьном возрасте (это возраст, когда многие дети начинают заниматься спортом) мотивацией ребёнка к занятиям спортом может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, стремление к совершенствованию

в физическом плане,  отношение с друзьями, стремление достичь уважительное отношение к себе, получить впечатления и эмоции, связанные со спортивной деятельностью.

        В детском возрасте мотивацией к занятиям спортом выступают внешние факторы:

подражание друзьям, отношение к физической культуре родителей, особенно отца.

Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в

достижении желаемого. Если у ребёнка есть мотивация, то он развивает свои способности собственными усилиями. Такой ребёнок испытывает тягу к получению информации, которая поможет ему на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

       Чтобы спорт стал любимым занятием, чрезвычайно важно сформировать у ребёнка устойчивую мотивацию.

Существует несколько способов:

- вызвать интерес к спорту;

- расширять представления ребёнка о многообразии спорта (спортивные передачи, спортивные журналы, фильмы о спорте и спортсменах);

- внимательно и ответственно подойти к выбору того или иного индивидуального или коллективного вида спорта, учитывая желание ребёнка и его физические данные.

      Хотелось бы подробнее остановиться на  некоторых приемах создания мотивации

      Прием первый: апелляция к жизненному опыту юных спортсменов. Прием заключается в том, что тренер - преподаватель обсуждает с детьми хорошо  знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при обучении избранному виду спорта. Важно чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Например: вопрос ребенка: «Ну, зачем мне нужно вести дневник спортсмена?». Привожу пример и показываю Дневник спортсмена – выпускника

«А ты знаешь, что он пробежал ту же дистанцию, что и ты сегодня за более короткое

время?» Глаза ребенка тут же загораются интересом.

        Прием второй: создание проблемной ситуации. Этот прием состоит в том, что перед обучающимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, спортсмен осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому. Например, обсуждение результатов выездных соревнований.

      Третий  прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера воспринимаются спортсменами гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются обучающимся либо в качестве разминки в начале тренировки, либо для разрядки, смены вида работы в течение тренировочной деятельности, а иногда, и для дополнительного задания, которое надо выполнить дома.

      Четвертый  прием: игры и конкурсы. Всем нам известно, как во время соревновательной деятельности мы выполняем задания, даже те, которые на обычной тренировке нам даются тяжело. Для этого провожу «Веселые старты», игры-эстафеты, подвижные игры.

     С самых юных лет ребенок должен учиться адекватно воспринимать похвалу и критику

в свой адрес. Чем младше спортсмен, тем чаще его нужно хвалить за его достижения. Порицание как прием повышения мотивации у спортсменов на практике так же имеет большое значение. Но порицание должно быть своевременным: вчера пропустил

занятие – сегодня услышал критику в свой адрес.

       Не маловажное значение имеет и  постановка далеко отставленных целей. Каждый человек имеет потребности в самореализации. На каком бы этапе спортивного  пути ни находился спортсмен, перед ним всегда необходимо ставить далекие, многолетние, перспективные цели, вплоть до целей самого высокого порядка. Каких бы успехов  ни достиг спортсмен, ему  постоянно прививается мысль, что достигнутый  результат далек от его реальных возможностей. Тут же вслед за достигнутой целью, встает новая, более высоко отставленная цель. Последняя через серию промежуточных целей в тренировочном процессе определяет систематическую установку на качественную  тренировку на любом этапе спортивного совершенствования. Поэтапное достижение этих целей  обеспечивает спокойное и уверенное  достояние спортсмена, формирует и укрепляет так называемый чемпионский характер.

       Обоснованная мотивация для занятий спортом - очень значимый побудительный фактор. Одна из лучших мотиваций - работа спортсмена в команде. Человек в спорте эгоцентричен, но реализации своих  личных целей ему нужна  разнообразная поддержка окружения, принадлежность к спортивной команде. Спортсмена к цели ведет его мечта, образы будущих достижений. Эти индивидуальные мечты-образы получают дополнительный стимул к самореализации, если совпадают с общей мечтой команды, к которым спортсмен принадлежит. Единые, общие устремления создают особую силу, вскрывают глубинные ресурсы, желание  каждого спортсмена реализовать свою мечту в совместных действиях. Отмечено повышение мотивации на успех при работе парами: «слабый-сильный», «старший - младший», что позволяет спортсменам ориентироваться на лучший результат и усилить контроль за сознательностью и активностью участников пары. Кроме того, работа в паре (совместная деятельность) «лидер-лидер» нацеливает спортсменов-соперников на результат и объединяет их для достижения общего успеха (выполнение задания в соревновательной форме).

        Личный пример спортивной звезды - тоже сильная мотивация. Важная составляющая мотивации в спорте - самомотивация на победу. Для этого со спортсменами работает  тренер - преподаватель, помогая им преодолеть боязнь и неуверенность в победе.

         В мотивации ребёнка к занятиям спортом велика роль тренера - преподавателя. Поведение и деятельность тренера - преподавателя являются важнейшим фактором формирования у ребёнка устойчивой мотивации к занятиям спортом. Отсюда - очень высокие требования к

Тренеру - преподавателю как к личности. Деятельность тренера - преподавателя и проявление в процессе работы с детьми позитивных качеств личности тренера - сильнейшая мотивация ребёнка к занятиям спортом. Тренер отвечает не только за физическую, техническую и тактическую подготовку юных спортсменов, но и за их нравственное поведение, за их отношение к миру и людям. Тренер должен видеть способности ребёнка и помогать развивать их. Многим детям, начинающим заниматься спортом, необходима мотивация, которую способен обеспечить именно тренер-личность. Личность тренера является сильным мотивирующим фактором.

       Оптимизм тренера играет положительную роль во всех случаях спортивной жизни, в любых ситуациях тренировки и соревнований. Усталый, раздражительный, вечно недовольный тренер не может мотивировать к большой, длительной, качественной  спортивной деятельности.

       Энтузиазм  тренера, его любовь к спорту, фанатичная преданность делу, постоянное стремление к совершенствованию – в высшей степени положительный фактор для тренировочного  процесса.

       Умение  быть гибким и многоплановым в общении со спортсменами, то есть быть  одновременно наставником, советником, старшим товарищем, мягким или жестким – сообразно  ситуации, неукоснительно требовательным в работе, доступным и легким в жизни, - одно из важных  качеств тренера.

         Результат  спортсмена зависит от мастерства  тренера, а  жизненный и профессиональный успех тренера – от результата спортсмена.

         Искренняя  и глубокая вера в ученика, в его  возможности достичь успеха в спорте, умение вселять эту уверенность в самого спортсмена.

         Особенно необходимо внимание тренеров к формированию мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной подготовки.

         Особое значение имеет работа с родителями (родительские собрания, участие родителей в проведении различных мероприятий, выездных соревнований, волонтерском

движении). Именно такая форма работы позволяет донести до родительской общественности все наиболее важные моменты на каждом этапе становления юных спортсменов, обсудить проблемы, определить пути их решения. Роль родителей в формировании положительной мотивации юных спортсменов велика. Информационно-просветительская работа с родительской общественностью нацелена на обучение приемам поддержки спортсменов, ведению работы по учету результатов соревнований, приемам саморегуляции.  Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях. Замечено, что чем более психологически устойчив спортсмен, тем меньше он сделает ошибок на дистанции. Благотворное влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей.

         Большое место в тренировке должны занимать упражнения, требующие от спортсмена смелости, решительности, значительных волевых усилий, например, прыжки

через различные препятствия. Их с успехом могут применять спортсмены различных видов спорта.

         Применение современных информационно-коммуникативных технологий в обучающем процессе дает положительные результаты. Занятия с использованием фото- и видеосъемки, по итогам прошедших соревнованиях, не только воздействуют на эмоциональный фон обучающихся, учат анализировать ошибки и грамотно говорить, но и

способствуют повышению мотивации спортсменов на систематичность занятий.            

     Комплексное применение различных приемов, направленных на мотивацию обучающихся на отделении, позволило не только полностью сохранить численность обучающихся в тренировочных группах, но и улучшить результаты соревновательной деятельности. Польза психологического обеспечения тренировки и соревновательной деятельности доказывается высокими результатами  спортсменов, их конкурентоспособность на соревнованиях разного уровня.

       Мотивация  спортсмена – это та сторона работы тренера - преподавателя, в котором наиболее ярко  проявляется его мастерство.



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 «Детско–юношеская спортивная школа г. Черемхово»

«Создание благоприятного

психологического климата

в коллективе обучающихся ДЮСШ»

        

Подготовила: педагог-психолог

                                                                            Мартынюк Елена Геннадьевна                                                                                                        

Создание благоприятного психологического климата

в коллективе обучающихся ДЮСШ

Важнейшим звеном в становлении и развитии детско-юношеского спорта, его базовой основой в системе образования были и остаются детско-юношеские спортивные школы.
Спортивные школы как учреждения дополнительного образования детей призваны решать следующие
задачи:
- способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству занимающихся;
- формировать здоровый образ жизни;
- способствовать развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей обучающихся, достижению ими уровня спортивных успехов, соответствующих их способностям.
Таким образом, можно определить следующие
ожидаемые результаты:
- Сохранение и укрепление здоровья и физического развития обучающихся, снижение заболеваемости.
- Высокий уровень физического развития и функционального состояния обучающихся, формирование здорового образа жизни обучающихся
- Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий обучающихся.
- Увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах.
- Устойчивость интереса к учебно-тренировочным занятиям.
- Детская активность и заинтересованность.
- Наличие спортивного результата обучающихся.
- Итоги выступления в спортивных соревнованиях разного уровня.
- Устойчивая удовлетворенность детей психологическим климатом в коллективе, условиями, содержанием, организацией деятельности и др.
- Высокий уровень социализации обучающихся (социальной грамотности, активности, устойчивости).
- Высокий уровень нравственности обучающихся (культура поведения и построение отношений).
- Формирование у молодого поколения гражданского патриотического мировоззрения и активной жизненной позиции.
- Повышение качества организации и проведении массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и подростками.
- Улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных эффективно использовать традиционные формы, средства и методы, развивать и создавать новые.
- Повышение уровня обеспеченности обучающихся спортивным инвентарем и оборудованием, физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями.
- Снижение уровня безнадзорности и профилактика правонарушений.

Спортивная школа осуществляет работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и физическое развитие. Необходимо отметить, что спортивная школа привлекает обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывает всестороннюю помощь образовательным учреждениям в организации методической и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. В процессе систематических совместных занятий происходит создание благоприятного психологического климата в коллективе обучающихся.
Психологический климат коллектива – это сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний. В жизнедеятельности коллектива обучающихся они выполняют особые функции. Интегральная, или объединяющая, функция таких эмоциональных состояний людей заключается в сплочении коллектива. Стимулирующая, или активизирующая, функция выражается в повышении общего жизненного тонуса членов коллектива, их мобилизации на выполнение стоящих перед коллективом задач. Устойчивые положительные эмоциональные переживания создают «эмоциональные потенциалы» коллектива, запас его жизненной энергии, который реализуется в общественно-полезных делах. Социально-познавательная функция помогает лучше осознавать, оперативнее и адекватнее оценивать результаты своего труда, выделять решенные и нерешенные проблемы и вопросы. Стабилизирующая функция способствует формированию у детей чувства «Мы», делает их поведение последовательным и устойчивым, существенно облегчая адаптацию новых людей в коллективе. Стилеобразующая функция коллективных эмоций отражается в определенном стиле жизни коллектива, отличающего от других.
А.С. Макаренко в качестве основных признаков нормального психологического климата в детском коллективе выдвигал следующие:
1) проявление внутреннего уверенного спокойствия, постоянной бодрости, готовность к действию; наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;
2) единство коллектива;
3) защищенность всех членов коллектива;
4) разумная активность всех членов коллектива
5) умение быть сдержанным в движениях, в словах.
Для психологически здорового коллектива характерны высокая нравственная атмосфера, дружелюбие, развитое чувство долга и ответственности, взаимная требовательность. В такой атмосфере легко заниматься и совершенствовать свои результаты. Нездоровый психологический климат тормозит развитие коллектива и личности в нем. Он связан с преобладанием отрицательных эмоций, разрушающих взаимоотношения, снижающих эффективность коллективных тренировок. Таким образом, рассмотрен актуальный вопрос о психологическом климате как компоненте культуры коллектива обучающихся, который недостаточно полно освещен в современной научной литературе. Несомненно, что необходимым условием развития культуры коллектива является формирование благоприятного психологического климата, способствующего развитию у обучающихся чувства общности, а также усвоению опыта, стереотипов восприятия, мышления, поведения и ценностей той среды, к которой принадлежит обучающийся.
Обучающиеся приходят с разным темпераментом, разными характерами и способностями. Это требует от тренера – преподавателя внимания к каждому ребенку, чуткости, такта, умения «встать на место ребенка», найти к каждому свой «ключик». Когда приходят новички, нужно стараться так организовать занятия, тренировки, чтобы после каждой встречи с тренером - преподавателем, у них возникало желание прийти снова. На первых занятиях необходимо внимательно наблюдать за детьми, выявлять особенности характера и физиологии. Исходя из возможностей и способностей ребенка, разрабатывать индивидуальный план тренировок и занятий. У младшей группы обучающихся тренировки проводятся на основе учебно-игровых методов. Необходимо продумывать и строить учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы разнообразить занятия. Мероприятия, проводимые на одной неделе не должны повторяться на следующей неделе.
Принцип открытости
Перед обучающимися открыты все пути. Вопрос заключается в том, правильный ли жизненный путь они выберут, сумеют ли преодолеть препятствия, которые встретятся на этом пути. И здесь задача тренера - преподавателя быть не только наставником, но и другом, который сможет выбрать и принять правильное решение, поможет советом и делом, разделит радость и печаль.
Принцип обратной связи
«Как аукнется, так и откликнется», - гласит русская народная пословица. Сколько сил вложит тренер - преподаватель в своего обучающегося – таковы и будут результаты. Это одна сторона, а другая заключается в том, что обучающиеся, которые достигли высот в спортивных достижениях, становятся помощниками по подготовке новой плеяды ребят.

В заключении хочется сказать словами французского архитектора Виоле де Люка: «Священный огонь не загорается сам собой, - чтобы он запылал, нужно собрать топливо, сложить его в очаг и раздувать, иногда долго раздувать, пока удастся добиться первых проблесков пламени. Тогда, действительно, если все было хорошо подготовлено в очаге, этот огонь начинает постепенно согревать вас, он светит, он сверкает, он вас обжигает, но, повторяю, для этого нужно потрудиться.



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа г. Черемхово»

Профессиональная компетентность педагогов

                                                        Подготовила:

                                                                   Педагог – психолог

МУДО ДЮСШ г. Черемхово

                                                          Мартынюк Е.Г

Профессиональная компетентность педагогов

Сегодня особую значимость для формирования компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.

Работа по формированию профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности

Компетентность – это «способность делать что-то хорошо или эффективно», способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии.

Педагогическая компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, нужных для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.


1. Базовые компетентности современного человека

1. Информационная

-умение:

* искать

*анализировать

* преобразовывать

* применять информацию для решения проблем.

2. Коммуникативная

- умение:

* эффективно сотрудничать с другими людьми

3. Самоорганизация

-умение:

* ставить цели

* планировать

* ответственно относиться к здоровью

* полноценно использовать личностные ресурсы

4. Самообразование

- готовность:

* конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.

2. Что должен уметь компетентный педагог.

1. Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.

2. Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются детям, чтобы успешно продвигаться в дальнейшем.

3. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих обучающихся.

4. Проявлять уважение к своим обучающимся,  их суждениям и вопросам.

5. Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.

6. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью.

7. Планировать учебно- тренировочное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебно- тренировочной работы.

8. Ставить цель и оценивать степень их достижения совместно с детьми.

9. В совершенстве владеть методом «Создания ситуации успеха».

10. . Оценивать достижения обучающихся не только уровнем их подготовленности, но и содержательной характеристикой.

11. Оценивать не только уровень подготовленности, но и развитие личных качеств.

.

3. Педагог должен понимать:

1. Стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к постоянным переменам.

2. Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.

3. Его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих обучающихся. Поэтому их родители – самые верные союзники тренера - преподавателя.

4. Любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью и это представление можно передать обучающимся.

4. Педагог должен остерегаться:

1. По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.

2. Передавать обучающимся  свой жизненный опыт и воспитывать их, исходя из того, как был воспитан сам.

3. Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем мелочных правил и инструкций.

5. Важнейшие базовые компетенции:

• предметная - готовность к преобразовательной деятельности

• методологическая – готовность использовать различные методы деятельности

• технологическая – готовность к использованию различных технологических процессов

• менеджерская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер

• предпринимательская – готовность к профессиональной деятельности, имеющие инновационный характер.

Внешние ресурсы  – это знания, умения и навыки.

Внутренние ресурсы – это всё то, что может привлечь человека к решению поставленной перед ним проблемы:

Информационные – справочники, энциклопедии, интернет.

Человеческие – специалисты в необходимых областях. (Финансовые, материально-технические, технологические и др.)

Педагог должен уметь управлять этими ресурсами целенаправленно и последовательно.

6. Профессиональные и личностные качества педагога.

1. Формирование профессиональной компетентности педагога.

2. Умение педагога самому ставить и решать творческие и исследовательские задачи.

3. Умение решать профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук.

4. Непрерывно овладевать технологиями обучения, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, которые нужно адаптировать к своей предметной области, а главное, приспособить к своим индивидуальным особенностям и способностям.

6.1.  Тест «Какой я педагог».

1. Доволен ли я собой?

2. Способен ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая позиции другого?

3. Легко ли я принимаю критику, необходимую для моего профессионального роста?

4. Могу ли я взглянуть на себя глазами моих воспитанников?

5. Интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела, обязанности?

6. Ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять характер образовательной деятельности и заданий, если не вижу у воспитанников ожидаемых результатов и реакций?

7. Пробуждает ли мой стиль преподавания воспитанников к занятиям?

8. Знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем интересуются?

9. Считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их неспособности?

Ключ:

1и 9 вопросы

Да -0

Скорее да, чем нет – 3

Скорее нет, чем да – 7

Нет – 10

В остальных случаях:

Да – 10

Скорее да, чем нет – 7

Скорее нет, чем да 3

Нет – 0

100-75 очков – вы правильно понимаете требования к педагогической работе и работаете согласно этим требованиям: уверены в себе, готовы к изменениям, работе над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью каждого ребёнка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным для воспитанников.

75-55 очков – такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребёнка, стремление меняться, развиты у вас чуть ниже необходимого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять и решать проблемы профессионального роста.

Ниже 55 очков – многое в профессиональной деятельности педагога вы понимаете и не совсем верно. Следует задуматься, проанализировать результаты работы и вашу удовлетворённость.

6.2. Самооценка личностных качеств тренера

Этот вопросник поможет тренеру - преподавателю разобраться в достоинствах и недостатках своих личностных качеств, в сильных и слабых сторонах своего общения со спортсменами. Это своего рода карта самоанализа. Проставьте напротив каждого вопроса крестик в соответствующей колонке. Отвечайте на вопросы искренне, оценивая то, что есть на самом деле, а не то, что вам хотелось бы иметь. После того как вопросник заполнен полностью, проанализируйте свои ответы.

вопросы

никогда

иногда

всегда

1.Бываю ли я бессердечным по отношению к спортсменам?

2.Бывают ли случаи, когда я высмеиваю , оскорбляю или унижаю спортсменов?

3.Бываю ли я беспристрастным и справедливым?

4.Регулярно ли я провожу собрания и беседы с командой?

5.Разговариваю ли я с каждым спортсменом ежедневно?

6.Подготавливаюсь ли я заранее к собраниям и беседам с командой?

7.Бываю ли я твердым, но справедливым при наказании спортсменов?

8. Бываю ли я непосредственно на тренировках?

9.Провожу ли я время в кабинетах, у телефона и т.д., когда мои спортсмены тренируются?

10.Опаздываю ли я на тренировки?

11.Проявляю ли я свои эмоции?

12. Проявляю ли я чувство неудовольствия в резкой форме?

13.Предоставляю ли я спортсменам слово при обсуждении вопросов на собрании?

14.Проявляю ли я внимание к учебе каждого спортсмена?

15.Интересуюсь ли я успеваемостью каждого спортсмена?

16.Делаю ли я что-нибудь для улучшения успеваемости (в случае необходимости)?

17.Проявляю ли я внимание к интересам и увлечениям каждого спортсмена?

18.Забочусь ли я о будущем своих воспитанников?

19.Советуются ли спортсмены со мной, когда у них возникают проблемы?

20.Заходят ли спортсмены ко мне в гости (пишут ли письма, звонят те, кто уже окончил школу?

21.Когда спортсмен заболел, проявляю ли я заботу

о его выздоровлении?

22.Знаю ли дни рождения каждого воспитанника и отмечаю ли в какой-либо форме?

23.Проявляю ли я такт в отношении чувства собственного достоинства спортсменов?

24.Использую ли я в своей работе последние достижения методики подготовки спортсменов?

25.Посещаю ли я тренерские конференции или другие мероприятия по повышению квалификации ( дайте ответ , учитывая опыт прошлого года)?

26.Получаю ли я журнал или другое периодическое издание по виду спорта и читаю ли его?

27.Выражаю ли я благодарность и свое признание тренеру-помощнику, администратору команды и другим лицам, с которыми вместе работаю?

28.Сохраняю ли я приподнятое и жизнерадостное настроение на тренировках?

29.Проявляю ли я радость и удовлетворение от общения со спортсменами на тренировках?

У каждого из нас есть свои недостатки, но наш долг – стремиться к идеалу.

СОВЕТЫ:

1.Будьте энергичными и жизнерадостными.

2.Будьте общительны, постоянно подчеркивайте мысль, что вы и ваши обучающиеся - это одно целое.

3.Будьте оптимистами, проявляйте уверенность в успехе дела во всех аспектах общения со спортсменами.








Литература

  1. «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников» - Министерство образования и науки РФ, Институт содержания образования государственного учреждения «Высшая школа экономики», Москва, 2010
  2. Каунсилмен Джеймс Е., Спортивное плавание: пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт,1982.