Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся

Евланова Нина Григорьевна

Дистанционное обучение как средство

создания индивидуальной образовательной

траектории учащихся

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie_kak_sredstvo1.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение как средство

создания индивидуальной образовательной

траектории учащихся

Евланова Н.Г.

учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича.

г. Аткарск

E-mail: nikabovt@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности технологии дистанционного обучения в рамках учебного процесса; рассматривается приобретённый опыт проведения дистанционного  обучения в дистанционной оболочке курса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, индивидуальная образовательная траектория учащихся.

Обучение должно быть индивидуальным. Это идеал. Как реализовать  такое обучение на практике в нашей школе? Моя статья– это начало работы над созданием индивидуальной образовательной  траектории учащихся, мечта об идеале.

Что в образовательной системе Российской Федерации считается главным? Конечно, введение моделей непрерывного образования, которые обеспечат каждому человеку возможность развития индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего личностного роста.

Поэтому, для того, чтобы работало направление «Внедрение современных образовательных технологий», особенно актуальной стала тема дистанционного образования как средства реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Дистанционное обучение  – методическое ядро, которое составляет компьютерные технологии, обеспечивающие обучение обучающихся в рамках учебного курса по индивидуальным программам.

Для организации дистанционного обучения необходимо применение компьютерных телекоммуникаций в режиме телеконференций, электронной почты, других информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой системе рассматривается применение новых средств телекоммуникационных технологий,  информационных ресурсов Интернета, включая аудио и видео конференции.

Таким образом, актуальность темы определена инновационностью обучения, как по форме, так и по содержанию.

Почему я ввела в свою практику дистанционное обучение?  Считаю, что дистанционное обучение позволит активизировать педагогическую составляющую процесса обучения, уровень познавательной активности деятельности школьников и повысит результативность в освоении предмета.

Но,  в теории и практике дистанционного обучения сложилась обстановка, где возникают  противоречия между недостаточным знанием  теоретического вопроса педагогического сопровождения в процессе дистанционного обучения и развитием информационного общества.

Дистанционное обучение рассчитано на:

  •  тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги в традиционной форме;
  •  учеников, которые желают приобрести новые знания;
  • участников олимпиад и конкурсов;
  • детей с ОВЗ.

Целью изучения данного вопроса является:  

  • теоретическое и практическое изучение возможностей дистанционного обучения (ДО);  
  • практическое применнение методов методических материалов разного уровня сложности для системы дистанционного обучения (СДО) – дистанционная оболочка Moodle.

    Достижение целей осуществляется в результатерешения следующих задач:

  • овладение современными технологиями дистанционного обучения;
  • изучение современного научно-методического опыта;
  • осуществление индивидуального подхода к обучению через разработку индивидуальных программ для отдельных учащихся;
  • формирование навыков по работе в дистанционной оболочке оболочке Moodle;
  • подготовка к ГИА и ЕГЭ;
  • формирование специальных умений и навыков по математике через выполнение тренингов по определенным темам;
  • помощь в виде индивидуальных консультаций для всех учеников;
  • обучение детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении.

Дистанционное обучение - современная педагогическая технология.  Благодаря этой новизне оно направляет на методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями и педагогами – на применение современных технологий, отвечающих потребностям современного образования. Благодаря методической свободе дистанционное обучение строится на инновационных подходах. Но в этом скрывается и сложность – дистанционные курсы не входят в структуру и программы традиционного обучения.

Среди педагогических технологий наибольший интерес для дистанционного обучения представляют технологии, которые ориентированы на групповую и парную работу, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Также эти технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения. Обучающиеся  получают реальную возможность в соответствии с индивидуальными задатками, способностями достигать определённых результатов в различных областях знаний, осмысливать получаемые знания.

Дистанционное обучение – это сложный технологический процесс, где сотрудничают разработчики курсов, учителя, учащиеся, специалисты.

Первоначальный этап проектирования системы дистанционного обучения заключается в формировании концепции обучения. Она вводит определение структуры содержания обучения, выбор педагогических технологий, разработку организационных форм и средств обучения.

      Следующий этап проектирования: создание дистанционных курсов, разработка контрольно-измерительных заданий, электронных учебников , сервисов совместной познавательной деятельности учащихся. Дистанционная форма обучения имеет свою специфику, которая требует подготовки педагогических кадров. Мною пройдена такая подготовка: изучала инструкции по работе в ДО, прошла курсы по дистанционному обучению, принимала участие в вебинарах,  круглых столах, апробировала  дистанционные курсы в дистанционной оболочке Moodle. 

Эти курсы подтолкнули меня к тому, что я  разработала авторские дистанционные курсы. Мною разработаны 3 курса: 

  • Теория вероятностей и статистика. 7- 8 класс
  • Подготовка к ОГЭ по математике. 9 класс
  • Преобразование выражений. 7 класс

Процесс создания дистанционного курса требует от преподавателей-авторов знаний не только в предметной области, для которой создается курс, но и в области информационных технологий. Одна из наиболее известных систем управления дистанционным обучением является дистанционная оболочка Moodle.

Разработчикам дистанционных курсов система Moodle предоставляет следующие возможности:

  • размещение на курсе учебных материалов любых форматов: текст, рисунки, графики, аудио и видео файлы, презентации и т.д.;
  • организация среды интерактивного общения учителя и учащихся

   ( проведение обсуждений и диспутов);

  • создание системы контроля знаний: задания, опросы, тесты, лекции, семинары;
  • дифференцированная работа с учащимися в группах – по классам, по уровню подготовленности, индивидуальная;
  • постоянный мониторинг всех действий учащихся, информирование о предстоящих событиях.

Дистанционное обучение не должно быть диковинкой. Востребованность этой формы обучения растёт с каждым годом:

  • растёт количество учащихся, желающих изучать предмет углубленно. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;
  • в настоящее время ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;
  • возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, болезни, когда нет возможности или опасно посещать школу;
  • весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения;
  • дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

Я работаю над этой темой 2-ой год. Трудности есть, были и будут. Пришлось многому учиться самостоятельно. Лично у меня желание есть, есть увлечение, а значит, работа будет. В планах – разработка аналогичных курсов для учащихся 6 и 7 классов.