Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Яковлева Нина Валерьевна

Методы, формы средства организации деятельности воспитанников.

 

Детский сад является первой образовательной ступенью, с которой начинается становление и разностороннее развитие личности ребёнка.

В ФГОС ДО одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм, методов, средств работы с детьми, соответствующих психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Поэтому, прежде всего для развития полноценно развитой личности ребёнка, мне было необходимо подобрать методы, формы, средства (инновационные технологии) для более успешной организации работы с детьми.

 

Организованные формы обучения в ДОУ.

Обучение – сложный, многогранный, специально организованный процесс познания, управляемый педагогом, который обеспечивает полноценное усвоение учебного материала, способствует развитию умственных и творческих способностей детей.

Наш детский сад относится к категории малокомплектных детских садов, поэтому, в вопросах воспитания и обучения детей, возникают некоторые трудности, связанные с разным возрастом детей. Особенно это касается проведению непосредственно образовательной деятельности (НОД), когда мне, как педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей:

1) при отборе содержания НОД  и выборе  форм и методов работы с детьми (активность, инициативность, взаимная поддержка младших и старших, осведомленность и навыки старших - пример и поддержка для малышей);

2) при организации ежедневной работы (демонстрация практических действий, уход за младшими, самостоятельность в работе).

3)дифференцированный подход.

Обучение как процесс можно рассмотреть с двух сторон:

1) активное взаимодействие между педагогом и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности;

2) организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности обучаемого  по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются:

•        по количественному составу участников,

•        характеру взаимодействия между ними,

•        способам деятельности,

•        месту проведения.

В нашем детском саду используются фронтальные, индивидуальные, групповые формы  организованного воспитания и обучения. Каждая из форм организованного обучения определяет характер педагогического процесса, дидактические цели, степень самостоятельности детей.

Так как группа разновозрастная чаще использую групповую форму обучения.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная       форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера.

При использовании фронтальной формы, предлагаю детям одну общую тему для НОД, а цели определяю согласно возрасту детей.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет мне индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится мною  в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ, соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Содержание Программы ДОУ  должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) :

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья часть - Рефлексия собственной деятельности ребенка.

 

При проведении НОД я использую разные формы организации обучения: НОД (доминантные, традиционные, интегрированные, тематические), игровая ситуация, чтение, мастерская, коллекционирование (разных видов театр. кукол), экскурсия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность.  Нестандартные формы проведения занятий – занятие-сказка, занятие-путешествие, занятия – викторины, конкурсы. Для организации деятельности воспитанников используется информационно-ресурсное обеспечение образ процесса – совокупность технологических средств, ИКТ: компьютер, проектор для показа презентаций, мультфильмов, обучающего характера.

 

 

В зависимости от способа организации деятельности воспитанников, я применяю различные методы, способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания. Каждый метод ориентирован на содержание изучаемого материала,  решение определенных целей и задач, соответствующий возрастному и индивидуальному развитию воспитанников.

1. методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности 

    а) по источникам: словесные (рассказ, беседа, объяснение),

    - наглядные (показ, демонстрация, иллюстрирование),

    - практические (упражнения, приучение,  трудовые действия)

  б) по логике: индуктивные, дедуктивные

  в) по мышлению: репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательский

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, дискуссии, создание ситуаций успеха, разъяснение, поощрение и порицания

3. Методы контроля и самоконтроля

 

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности.

Гигиенические требования:

  • непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном помещении, с правильным освещением;
  • ­воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, его осанкой;
  • ­не допускать переутомления детей на занятиях, учитывать возрастные особенности детей.
  •  предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Дидактические требования

  • ­точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
  • ­творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
  • ­определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
  • ­выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
  • ­обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
  • использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
  • ­систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

При проведении НОД, я придерживаюсь следующим

 организационным требованиям:

  • иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
  • четко определить цель и дидактические задачи НОД;
  • грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
  • поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
  • в процессе обучения использовать игровые технологии, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
  • НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
  •  при организации процесса обучения применять интеграцию содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития.

Процесс обучения детей в детском саду строю, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей и умения в дальнейшем использовать их в повседневной жизни, в свободной деятельности. Для оптимизации усвоения знаний, умений и навыков в своей работе я использую интегрированные и комплексные НОД, которые позволяют сделать процесс обучения более интересным, доступным и осмысленным.

Формы организации обучения в повседневной жизни.

НОД не является основным источником обогащения детей знаниями, помимо этого существует ещё много различных фронтальных форм организации обучения в повседневной жизни дошкольников. Одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве это игра. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

 «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Сухомлинский В. А.)

В своей работе я использую различные виды игр:

Сюжетно-ролевые игры в детском саду – это возможность познакомить ребенка с новыми ситуациями, примерить то или иное поведение, научиться решать важные вопросы в мини варианте, помимо раскрытия социальных навыков общения, помогают решить спорные моменты.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

 Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий,  связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Моё отношение к игре, как способу познания мира и своего места в этом мире.

Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные события не копируются детьми, а перерабатываются, одни заменяются другими, перестраивая события. Ребенок в игре - и артист, и режиссер, сам сочиняет слова и действия своей роли, рисует декорации, делает костюмы, подбирает игрушки и материалы. Безусловно, детское творчество в игре еще несовершенно, но оно позволяет глубже понять окружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей деятельности. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и волшебством.

Сюжетно – ролевые игры включают в себя огромный спектр для выбора темы игры. Это могут быть самые простые бытовые игры, такие как «Больница», «Магазин», «Дом», «Почта», «Парикмахерская» и т.д. , дети в моей группе с удовольствием играют в такие игры с младшего возраста. В  старшем возрасте, дети уже на накопленных знаниях и опыте находят своё самовыражение в играх, с более конкретным направлением «Космос», «Ателье», «Зоопарк», «Школа» и т.д. Для этого в группе скомплектованы атрибуты для игр, предметы – заместители, создана предметно– развивающая среда.

Театрализованные игры способствуют умению раскрепощаться, выражать свои эмоции, помогают развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.

Для театрализованных игр мною было создано несколько видов театра, таких как:

Пальчиковый театр – миниатюрный театр для пальчиков.

Театр би-ба-бо представляет собой кукольный театр, персонажи которого имеют полое тельце и надеваются на всю кисть.

 Театр кукол с «живой» рукой отличаются крупными куклами, управляемыми актером, который находится на виду зрителя. Основа таких кукол – деревянный стержень и голова, выполненная из папье-маше. Кукла может быть подвешена кулоном на актера, который работает только руками.

Театр на гапите – это кукольный театр, фигуры персонажей которого закреплены на специальных палочках – гапитах. Эти палочки можно устанавливать на поверхности в специальные отверстия либо держать в руке. Но движения кукол, по сравнению с персонажами би-ба-бо, ограничены.

Театр ложек – один из простых самодельных театров. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно-ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей.

Плоскостно-нарисованный театр отличается от театра на фланелеграфе тем, что плоские фигурки не лежат на игровой плоскости, а стоят на ней. Персонажей можно вырезать из любого детского журнала или нарисовать самостоятельно, а потом закрепить на картонной подставочке.

Театр – кружек- простой в изготовлении и использовании, очень любят дети младшего возраста из- за простоты использования.

Дети с удовольствием используют все виды кукольного театра, как на занятиях, так и в повседневной жизни, что позволяет им развивать диалогическую речь, интонацию, умение само выражаться, преодолевать стеснение, развивает коммуникабельность.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.

Все дидактические игры в дошкольной педагогике делятся на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Предлагая детям поиграть в дидактические игры с предметами, я помогаю им  учить сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, знакомлю их со свойствами предметов, их признаками, цветом, величиной, формой, качеством.  Учу решать задачи на сравнение, классифицировать предметы по определённым признакам, устанавливать последовательность в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применяю  при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Во время прогулок организую игр, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры. В группе имеется большой подбор настольно- печатных игр, которые способствуют развитию аналитического подхода в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия в виде настольно- печатных игр.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках;
  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой ;
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • шашки и др.
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком и т.п.

         Стремительное проникновение в нашу жизнь гаджетов и средств массовой информации влияет и на развитие детей. Наблюдается снижение мотивации к подвижным играм у старших дошкольников, поэтому, я стараюсь прививать интерес у детей к подвижным играм, для повышение двигательной активности и обогащение игрового опыта дошкольников.

По степени двигательной активности выделяются:

Малоподвижные игры — игры с незначительной интенсивностью движений. Проводятся для снятия перенапряжения после интеллектуальных занятий и в качестве снижения физической нагрузки. Развивающая задача малоподвижных игр — развитие внимания.

Игры средней подвижности — игры с большей степенью физической нагрузки, но движения спокойные. Такие игры проводятся в подгруппах или всем коллективом. Развивающие задачи: развитие умения действовать по команде, совершенствование координации движений, глазомера, меткости. Основные движения: ходьба, наклоны туловищем, передача предметов, прыжки на месте.

Игры высокой подвижности — игры для всей группы, с интенсивными движениями. В таких играх часто содержится соревновательный элемент. Дети разбиваются на подгруппы, состязаются в быстроте, выдержке, ловкости.

В соответствии с характером игры, я определяю её место в воспитательном процессе.

Для более полного оснащения предметно- развивающей игровой среды,  мною было сделано много нетрадиционного игрового оборудования.  Такое оборудование интересно для детей в использовании в игровой деятельности, экспериментировании  и на занятиях.

 

Детское экспериментирование – это важный процесс самообразования для малышей. Оно помогает детям лучше запоминать произведенные действия и результат, у них возникает непреодолимое желание познавать мир. Для этого в группе есть центр экспериментирования, в котором совместно с детьми и родителями создано много разных коллекций, подобрано оборудование для проведения опытов.

         На протяжении дня имею возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

прогулки, которые состоят из:

- наблюдений за природой, окружающей жизнью;

- подвижных игр;

- труда в природе и на участке;

- самостоятельной игровой деятельности;

- экскурсии;

  дежурство детей по столовой, на занятиях:

- труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

          Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы;  показ кукольного театра;  вечера-досуги, квест- игры;

В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

  • предметно-игровая,
  • трудовая,
  • спортивная,
  • продуктивная,
  • общение,
  • сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

В своей работе я использую следующие современные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.

Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью нашей культуры. Соответственно система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

В нашем учреждении МБДОУ Могойтинский детский сад «Солнышко»» имеется хорошая материальная база по применению информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ).

В ДОУ имеется стационарные компьютеры с выходом в Интернет,  мультимедийный проектор, музыкальные центры, что позволяет мне преподнести новый материал дошкольникам в более доступной форме.

Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Многие презентации я разрабатываю сама, ориентируясь на потребности детей и региональный компонент.