Песочная страна

Шамина Галина Ивановна

Мастер-класс по пескотерапии.

Буклет "Песочная фантазия".

Презентация "Песочная страна"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс20.41 КБ
Файл Буклет "Песочная фантазия"589.43 КБ
Файл pesochnaya_strana2.pptx421.35 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Песочная терапия в детском саду. Игры и опыты с песком»

В данном мастер-классе  представлена  одна из арт-терапевтических техник, используемых в детском саду  – песочная терапия.

 Актуальность связана с тем, что в  последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.  При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. В сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами, занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки. В условиях детского сада не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. Все занятия проходят в игровой форме.

 Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит  и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и  в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей.

Музыкальное сопровождение и цветовые эффекты при проведении занятий по песочной терапии для детей, являются сильнейшим стимулом для развития эмоционального мира ребенка. Кроме того,  в сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки. Для детей песочная терапия, занятия которой могут проводиться в самом раннем возрасте, — это способ легко поведать о своих страхах, поделиться проблемами. Ведь не для всего мы можем подобрать нужные слова – даже будучи уже взрослыми. Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок, малыш передает нам все свои фантазии и переживания.

Цель мастер-класса:

Обучить участников мастер-класса приемам пескотерапии.

Задачи мастер-класса:

  • передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
  • популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
  • повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
  • формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.

Задачи использования пескотерапии в ДОУ:

1 Создать комфортные условия для развития эмоциональной сферы лично-сти ребенка;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира;

3. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

4. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка;

5. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;

6. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Оборудование: 1 стол для пескотерапии, мультимедийная презентация

Раздаточный материал: мини-песочницы, формочки для песка, трубочки, стаканчики, вода.

ХОД:

1. Организационный момент:

«Нам привезли песок в детсад,

И я ему безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличек, загорать!

Наделаю в песке ходы,

Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж

И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей – не ем,

Да что ж я, маленький совсем!»

2. Основная часть:

№1. Легко ли сыплется песок:

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

Легко ли он сыпется?

Песочница, песочница!

А в ней песок, песок.

Песочница, песочница!

Идем играть, дружок.

Песочница, песочница!

В руках у нас совок.

Песочница, песочница!

Мы черпаем песок.

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

№2 «Песчаная буря»

Ход эксперимента:

Предложить детям трубочки из бумаги, для того чтобы они попытались потоком воздуха подвигать песок.

Вывод: Песок под потоком воздуха двигается, создавая песчаные волны, возвышенности.

№3 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Я полил песок водой

И сложил его горой

Папа взял мою лопатку

Разровнял на горке грядку

Вышел сказочный дворец-

Ай да папа молодец!

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

№4 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка:

Кушай, кушай, мамочка,

Сладкие два пряничка!

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Посмотрите, на столах находятся лоток с песком, только не совсем простым, а в новом формате – это кинетический песок. Вы наверняка уже слышали о кинетическом песке. В последнее время он достаточно популярен. Если вы не трогали его, то описать словами его свойства нам будет сложно.

Это вещество может и сохранять форму, и рассыпаться. Оно становится тверже при сжатии, но форма (например, большой шар) может «развалиться» со временем под действием силы тяжести. Вещество имеет часть свойств влажного песка, однако оно не влажное. Оно слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам. Оно мягкое, податливое, но не «воздушное». Такой необычный материал отлично подходит для игр и развития малышей. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк.

№ 5 Немного поиграем:  «Паровозик из Ромашкино»

Цель: Продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка. Закреплять представление о геометрических фигурах. Учить создавать изображение паровоза из геометрических фигур с помощью формочек для песка.

Ход:

Показать картину с изображением паровозика.

Предложить сделать паровозик и вагончики из кинетического песка, используя формочки в виде геометрических фигур.

Песочница, песочница,

В песке вся детвора.

Построить паровозик хочется,

Забавная игра.

В конце «рассадить» пассажиров в вагоны, (вылепить животных при помощи формочек».

Вывод: Кинетический песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно надавливать пальцами, выполнять тычки, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата.

Из песка можно сделать шарики или разгладить поверхность скалкой — это развивает двусторонние навыки. Можно копать его совком, как обычный песок, или резать пластмассовым ножиком. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т. д.). Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук.

3. Заключительная часть:

Конечно, за один мастер-класс познать весь спектр  возможностей использования песка в педагогическом процессе невозможно. В своей работе Вы можете воспользоваться предложенными буклетами.

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,

Не в радость - дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз -

Весь мир песку был скучен...

И так ещё сто тысяч лет

Хранил бы он унынье,

Но был доставлен к нам чуть свет,

И не скучает, вовсе нет,

В песочнице отныне.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:


Лежал песок,
Скучал песок 
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет 
Хранил бы он унынье, 
Но был доставлен к нам чуть свет, 
И не скучает, вовсе нет, 
В песочнице отныне.

В. Бредихин

Уважаемые родители и педагоги!
Предложенные в данном буклете игры, помогут Вашему ребёнку развиваться и весело проводить время с песком.

Песочная фея

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Воспитатель в образе «песочной феи»: в колпаке с золотистым узором, с ведерком, разными формочками.

Песочная фея. Моя страна вся из песка, в ней может идти необычный песочный дождь и дуть песочный ветер. Давайте посмотрим, как это происходит.

Дети постепенно, убыстряя темп, ссыпают песок из своего кулачка в песочницу, в формочку, на свою ладонь, на ладонь взрослого.

Дети сидят с закрытыми глазами, положив ладошки на лист с песком. Воспитатель сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет его. Воспитатель играет с каждым ребенком.

Игрушки-потеряшки.

Ищем игрушки в песке 
Где ж у нас игрушки:
Куклы да зверюшки?
Зайка с мишкой на полу,
Кукла новая в углу,
Яркий мячик под столом,
А матрешки под окном!
Мы еще не наигрались,
А игрушки разбежались!
Наши игрушки, наверно, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давай найдем игрушки в песке.
Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.). Если ребёнок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует ещё раз. Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры: «Найди в песке шарик (кубик, колечко и т. д.)».

Отпечатки

Цель: научить выполнять действия в соответствии с устной инструкцией.

Используются формочки, изображающие животных, цветы, транспорт, геометрические фигуры и т.д. Воспитатель и дети по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем каждый ребенок, следуя словесной инструкции, изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс: «Возьму формочку с машинкой, наберу песок, постучу, переверну».

Таким же образом можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, выкладывая предметы по заданному контуру.

 

Мышонок.

Цель: Создать положительные эмоции у ребенка во время игры.

Прячем ладошки в песок, а потом находим
Ночь на дворе,
Мышонок в норе.
Норка в песке,
Дверь на замке.
Ночь позади.
Мышонок, выходи!
В эту игру хорошо играть летом на песчаном пляже, но можно и дома с нашим Живым песком. «Ночь на дворе, мышонок в норе» — малыш засовывает ладошку поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке» — потихоньку счищайте песок с его ладошки, стараясь не коснуться её («не потревожить мышонка»). Ладошка очищена от песка — «Ночь позади. Мышонок, выходи!» Отряхните с ладошки ребёнка остатки песка — «Вот он, мышонок!» Потом можно поменяться ролями: теперь пусть ваша ладонь находится в песке, а ребёнок пытается осторожно освободить её от песка.

Песочные человечки.

Цель: способствовать формированию интереса к рисованию песком, воспитанию бережного отношения к природе.

 Ребенку предлагается разровняйте песок ладонью и пальчиком нарисовать человечка (можно придумать с ним сказку, дать ему имя, нарисовать ему друзей и т.д.) 


Смешные человечки
В песочнице живут
И без горячей печки
Куличики пекут.


Автор: Бугаенко Г.И.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Воспитатель МКОУ « Колодезянская СОШ» СП «Детский сад» Каширский муниципальный район Воронежская область Бугаенко Галина Ивановна Дата рождения: 07.01.1979 г. Образование: высшее, Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского Балашовский филиал Общий (педагогический) стаж работы: 15 лет Стаж работы в должности: 8 лет Категория: первая Профессиональное кредо : - уважай в ребенке личность; - развивай и совершенствуй свое мастерство; - заинтересуй ребенка так, чтобы он вновь и вновь ждал встречи с тобой.

Слайд 2

МКОУ « Колодезянская СОШ» СП «Детский сад» Каширский муниципальный район Воронежская область Песочная терапия в детском саду. Игры и опыты с песком Подготовила : воспитатель Бугаенко Галина Ивановна

Слайд 3

Актуальность В данном мастер-классе представлена одна из арт-терапевтических техник, используемых в детском саду – песочная терапия. Был разработан проект «Песочная страна», который реализуется в группе «Солнышко» (3-4 года). Проект долгосрочный (октябрь 2018-май 2019). Актуальность связана с тем, что в последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. В условиях детского сада не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. Все занятия проходят в игровой форме.

Слайд 4

У нас есть песочница Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Слайд 5

Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей. Музыкальное сопровождение и цветовые эффекты при проведении занятий по песочной терапии для детей, являются сильнейшим стимулом для развития эмоционального мира ребенка.

Слайд 6

Задачи использования пескотерапии в ДОУ: 1 Создать комфортные условия для развития эмоциональной сферы лично-сти ребенка; 2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира; 3. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы; 4. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка; 5. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования; 6. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Слайд 7

Наша песочная страна

Слайд 9

Лежал песок, Скучал песок Сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно одинок, И это было скверно. Не в радость были песни гроз, Не в радость - дождь из тучек. Скучал в жару, скучал в мороз - Весь мир песку был скучен... И так ещё сто тысяч лет Хранил бы он унынье, Но был доставлен к нам чуть свет, И не скучает, вовсе нет, В песочнице отныне. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!