Методическая копилка

Боженкова Елена Вячеславовна

В данном разделе сайта собраны те методические открытия, которыми я с удовольствием пользуюсь в своей работе и рекомендую своим коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reka_vremeni_metodika.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Современные педагогические технологии в образовательном процессе:

«Путешествие по карте», «Путешествие по «Реке времени»

1. «Путешествие по карте» педагогическая технология, автор которой Надежда Александровна Короткова. Данная технология создаёт наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). «Путешествие по карте» не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – создать в воображении ребёнка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» символы.

2. Цель: обеспечение условий для развития у детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

3. Задачи:

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой .

2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.

6. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком, т.е. развивать познавательную активность.

4. Алгоритм работы по данной технологии:

1. Выбор пункта назначения.

2. Выбор транспортного средства передвижения.

3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5. Само путешествие (познавательно – исследовательская деятельность):

заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных; растений; людей, занятых типичным трудом).

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Для путешествий по карте отправным моментом могут стать воображаемые события (из художественных текстов), события в реальной жизни (олимпийские игры, путешествия с родителями в летний период.)

5. Путешествие по «Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность»)

Исследователи отмечают, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. У детей наблюдается смешение временных рамок, и время существует лишь в понятии «сейчас».

6. Данная технология направлена на упорядочение временных отношений  (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).

7. Для проведения игр – путешествий используется  одно и то же дидактическое пособие, названное Н. А. Коротковой карта – панно «Река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир.

По мнению автора,  этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются, заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).

8. Какие темы можно изучить с детьми используя данную технологию:

  • история семьи;
  • история жилища и бытоустройства;
  • история огня (освещение и тепло);
  • история сухопутного транспорта;
  • история мореплавания и воздухоплавания;
  • история письменности (книгопечатание);
  • история коммуникации (почта);
  • история профессий.

9. Этапы:

  1. Обсуждение реального или вымышленного события.
  2. Постановка цели исследования.
  3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстративного иллюстративного или предметного материала.
  4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «Река времени».
  5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
  6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
  7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

10. Задача педагога - на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, рассказывать о них, то есть упорядочивать свои представления о мире.