Воспитатель года России


Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

«Дидактические игры как средство нравственного воспитания дошкольников»

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от взрослых, окружающих его.

В современное время проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста выдвинулась в ряд наиболее важных вопросов. Её актуальность связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается в окружении множества разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности.

Нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей, которая  находит свое отражение в важных государственных документах в области образования.

В ФГОС ДО отмечено, что Стандарт направлен на решение задач формирования общей культуры личности детей,  развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года  говорится о том, что одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей.

Нравственное воспитание – основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Оно подразумевает воспитание дружеских, партнерских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

Сюда же относится воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им, развитие волевых качеств, таких как: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы и правила поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Нравственное воспитание играет важную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие. [1]

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие (Н. А. Ветлугина):

1.    художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;

2.   природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.;

3.   собственная деятельность детей (игра, обучение, общение, труд) — способствует развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;

4.   окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственного воспитания. [1]

Все эти средства используются мной в работе с дошкольниками. Но особое место среди перечисленных средств принадлежит играм — дидактическим, сюжетно-ролевым,  подвижным, спортивным, народным, театрализованным и др.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Я считаю, что широкие возможности для нравственного воспитания предоставляют дидактические игры.

С их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение.

Дидактические игры не только выполняют обучающую функцию, но и  являются средством воспитания, формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности, вызывают интерес к трудовой деятельности и желание самим трудиться.

В своей  работе использую следующие виды дидактических игр:

-словесные;

-с предметами и игрушками;

-настольно-печатные.

Эту классификацию предложила А. К. Бондаренко, положив в основу классификации зависимость от дидактического материала.

Словесные  дидактические игры «Назови волшебное слово», «Доскажи словечко», «Назови ласково» и др. построены на словах и действиях играющих.  Эти игры использую для обогащения словаря формулами словесной вежливости и уважительного, доброго отношения к окружающим людям и т.д.

В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы, природный материал. Дидактические игры «Помоги Маше», «Наведем порядок», «Поможем белке сделать запасы на зиму» и др.  использую для формирования у детей коммуникативных навыков, представлений о правильном поведении, чувства общности, способности понимать другого, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

В настольно-печатных играх «Найди друзей», «Расскажи, как правильно себя вести», «Назови времена года» и др. детей занимает и увлекает игровое действие. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, успешно решается ребенком, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, наши воспитанники учатся спокойно отстаивать свое мнение, оценивать свои поступки и поступки других людей, бережно относиться к природе и т.д.

Я хочу представить вашему вниманию изготовленную мной многофункциональную дидактическую игру-бродилку «Отважные путешественники».

Игра представлена игровым полем, съёмными деталями, разноцветными карточками с заданиями, фишками и кубиком. Игровое поле можно разместить на стене или столе. В игре могут участвовать от двух до шести игроков. Воспитатель выступает в роли ведущего, который зачитывает задания, контролирует действия игроков и соблюдение правил игры.

Оформление игрового поля и задания меняются в зависимости от темы игры и поставленных задач. Например, тема  - «Нравственное воспитание», сюжет - «Кто быстрее доберется до Страны вежливости». Задачи: способствовать формированию у детей основ речевой культуры, обогащению словаря формулами словесной вежливости и уважительного, доброго отношения к окружающему миру;  развивать у детей способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в рамках игры, способствовать развитию речи,  мышления, памяти; воспитывать дружелюбие и доброжелательность.

В ходе игры игрок, оказавшийся на цветном круге, должен выполнить задание. Примеры заданий: сделай столько шагов вперед, сколько назовешь «волшебных слов» или «Продвигаясь вперед, назови морских обитателей ласково» и т.д.

Игра многофункциональна, т.к. ее можно использовать для закрепления и расширения знаний из разных направлений воспитательной работы и образовательных областей.

Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Для того, чтобы уберечь ребенка от негативных воздействий необходимо заложить у него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться. [1] Важным средством нравственного воспитания в дошкольном возрасте является игра.

Список источников и литературы

1.         Борзиева, З. М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/

2.         От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf

3.         Электронный ресурс. – [Код доступа]:

https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskoe-posobie-igry-v-vospitani-nravstvenyh-kachestv-doshkolnikov.html

4.         Электронный ресурс. – [Код доступа]: http://kolosok.bdu.su/wp-content/uploads/sites/108/2020/03/картотека-игр-на-развитие-социально-коммуникативных-навыков-min.pdf

5.         Энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. – [Код доступа]: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/39982/нравственность



Предварительный просмотр:

Квест-игра

«Поможем Даше»

Задачи:

-способствовать формированию у детей основ речевой культуры, формированию умений различать хорошие и плохие поступки,  способности к сочувствию и заботе, к нравственному поступку;

- развивать у детей способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел, умение различать игровую и реальную ситуации, действовать в рамках игры, способствовать развитию речи,  мышления, памяти;

- воспитывать дружелюбие и доброжелательность, стремление детей совершать добрые поступки.

Оборудование: кукла, картина в рамке, фотография картины, детали картины (цветы, бабочки, облака, солнце), контейнеры, карточки с пунктами плана, магнитная доска, следы, обруч, подушки (по количеству детей), карточки с заданиями, мяч, лента.

Ход квест-игры

Мотивационно - ориентировочный этап

Дети, вам не кажется, что кто-то плачет? Это же кукла Даша! (рядом с куклой пустая картина и фотография полноценной картины). Вы не знаете, что с ней случилось?! Я, кажется, поняла! (педагог показывает на картину и на фотографию). Дашу пригласила на День рождение подружка. Даша нарисовала ей в подарок прекрасную картину, украсила ее цветами, бабочками и другими элементами. Сфотографировала картину на память. Но через окно в комнату ворвался ветер,  сорвал с картины и разбросал по комнате все, что  Даша так старательно приклеивала. Посмотрите, картина пустая. А вот так она выглядела, когда Даша только ее закончила (фотография размещается на магнитной доске).

-Что же делать, дети?  

-Вы хотите помочь Даше?

-Как ей можно помочь?

Поисковый этап

Итак, что же нам надо сделать, чтобы помочь Даше?

Сначала нам нужно найти элементы картины. Посмотрите, чего не хватает на картине? (сравнивают картину и ее фото)

Что раскидал ветер? (цветы, бабочек, солнце, облака)

На доске размещается символическое изображение плана предстоящих действий:

1.Найти цветы, бабочек, солнце, облака.

2.Наклеить их на картину.

3.Обвязать картину ленточкой.

Практический этап

Да, это очень хорошо! Да вот только, где же нам искать все это?!

Комната большая! Как отыскать такие мелкие детали?!

Посмотрите, какие-то следы! Может они нам помогут найти то, что мы ищем? Пойдем по следам?

 Воспитатель вместе с детьми под музыку передвигается по следам. Следы приводят к обручу, в центре которого лежат мяч и карточка с заданием, контейнер  с элементами картины.

- Смотрите, что это? Карточка? А на ней задание! Все ясно!

Чтобы найти элементы картины, нам нужно выполнить задания. На карточке написано: «Назовите слова ласково!»

Дидактическая игра «Ласковое слово».

Чтобы выполнить это задание, нужно встать в круг (дети встают в круг). Правила игры такие, я называю слово и бросаю одному из вас мяч, а вы возвращаете мяч и произносите, как это слово звучит ласково.

Птица – птичка, дерево – деревце, сказка – сказочка, рука – ручка, ребенок – ребёночек, ручей – ручеёк, кольцо – колечко, сердце – сердечко, стол – столик, кошка – кошечка, мама – мамочка. Вам понравилось произносить  ласковые слова. Да, ласковое, доброе слово душу согревает.

Раздается «волшебный» звук. 

Думаю. Звук обозначает, что мы справились с заданием и можем открыть контейнер. Тут цветы! Чтобы их не помять, положим в корзину.

Продолжим поиски?

Отправляемся дальше по следам! Интересно, куда они нас приведут на этот раз!

 Следы приводят к полянке: на полянке разложены подушки по кругу, в центре карточка и контейнер.

Давайте, присядем и посмотрим, какое 2 задание нам нужно выполнить.

На карточке задание: «Назовите вежливые слова!»

Добрые люди всегда вежливы. Они часто произносят слова, которые называют волшебными. А вы знаете вежливые слова? Сейчас проверим.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Я буду читать стихи, а вы должны  добавлять волшебные слова.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо) 

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день) 

Когда нас ругают за шалости, говорим (прости, пожалуйста) 

Ты чихнул? Без лишних слов, мы желаем….(будь здоров) 

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо) 

Ребёнок вежливый и развитый, говорит при встрече (здравствуйте)

         Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись и справились с этим заданием. Как вы думаете, почему эти слова называют волшебными?

Звучит «волшебный» звук, воспитатель открывает контейнер и показывает детям бабочек. Дети и воспитатель радуются.

           Отправляемся в путь?

 Дети встают и продолжают двигаться по следам.

        Следы приводят к столу, на нем разложены картинки, а в центре - карточка и контейнер. 

Какое задание ждет нас в этот раз?

Читает: Назовите хорошие и плохие поступки.

Дидактическая игра «Назови хороший и плохой поступок»

На одной доске смайлик веселый, а на другой-грустный. На столе разложены картинки с хорошими и плохими поступками. Вы должны взять по одной картинке. Если на ней изображен хороший поступок, то его расположите на доске с веселым смайликом, а если плохой -  с грустным. А потом объясните свой выбор.

Молодцы, с этим заданием вы тоже справились!

(Звучит «волшебный» звук, открывают контейнер, в нем облака и солнце)

Мы нашли солнце и облака!

Можно отправляться дальше. Дети идут по следам, которые приводят к кукле Даше, рядом с ней картина и стол. Педагог раскладывает на столе найденные детали – их количество должно быть больше количества детей.

Теперь мы можем вернуть на картину унесенные ветром детали.

Коллективная аппликация

Сначала прикрепим цветочки на поляне.

Можно назвать имена детей и предложить им взять цветы и расположить их на картине.

Красиво получилось?

Такая же работа проводится с бабочками,  облаками и солнцем.

Посмотрите!  Вам нравится получившаяся картина?

Педагог обвязывает картину лентой.

Все! Подарок готов!

 Даша их благодарит за помощь.

Рефлексивно-оценочный этап

-Как вы считаете, мы помогли кукле Даше?

-Почему нам это удалось?

-Правильно, потому что мы справились со всеми заданиями!

А самое главное, вы проявили доброту – пожалели Дашу и решили ей помочь. Вы действовали дружно, слаженно, как настоящая команда! Слушали воспитателя и друг друга! И поэтому у нас все получилось!

Молодцы, я и Даша очень этому рады!


Предварительный просмотр: