Транслирование моего опыта работы

Исламова Ляйсан Фэисовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30«Лесная сказка»

г. Нефтекамск

Выступление на Городском методическом объединении воспитателей старших групп

на тему:

«Организация эксперементальной деятельности дошкольников через кружковую работу»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Исламова Ляйсан Фэисовна

2021г

        Добрый день, уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию свой опыт работы: Организация эксперементальной деятельности дошкольников через кружковую работу»

        Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

        Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Актуальность

        Детская экспериментальная и познавательно-исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны.

Цель работы: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования

Задачи: 

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  • Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • Стимулировать познавательную активность детей для разрешения проблемных ситуаций.
  • Развивать воображение, мышление, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Создание предметно-развивающей среды в группе.

        Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашей группе создан уголок экспериментирования.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования доступны для свободного экспериментирования

В нашей группе  в  уголке экспериментирования имеется оборудование:

  1. Приборы – помощники: песочные часы, магниты, лейки, лупы, термометры.
  2. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья деревьев, семена, опилки, желуди.
  3. Коллекция бумаги: обычная, картон, копировальная.
  4. Специальная посуда - стаканчики, трубочки, воронки, тарелки.
  5. Для игры с воздухом: мыльные пузыри, индивидуальные трубочки, пакеты.
  6. Игры со светом: калейдоскопы, фонарики, зеркальца, цветные стекла.
  7. Дополнительное оборудование: детские фартуки, салфетки, ватные диски, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

Для безопасной деятельности (при использовании различных материалов) нами были разработаны правила работы:

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала  посмотри, потом повтори.
  3. Убирай все на место.
  4. Работа проводится под наблюдением взрослых.

 Работа с детьми

        Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям: 

1.“Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).

2.“Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.).

3.“Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).

4.“Человек” (функционирование организма и др.).

5.“Рукотворный мир” (материалы и их свойства).

По способу применения эксперименты с детьми делятся на демонстрационные (я сама провожу опыт) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей).

        Для организации экспериментальной деятельности в режимных моментах использую такие формы работы с детьми:

  • Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводятся как в условиях группы, так и на прогулке.
  • Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами, которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
  • Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла  помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.

В нашей группе с детьми проводятся  экологические игры, чтение художественной  и познавательной литературы.

Работа с родителями.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью проводится работа с родителями:

1. Анкетирование (выявить отношение родителей к   поисково-исследовательской активности детей).

2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ. Родители принимают активное участие в уголке экспериментирования, помогают в его оборудовании и пополнении необходимыми материалами.        
4.
Памятка для родителей помогает   детям развивать любознательность.

Демонстрация опытов

Опыт «Как свет влияет на растения»

Вывод: на свету растение лучше растёт

Опыт «Что загрязняет почву»

Вывод: бумажная упаковка разлагается почти сразу, а пакет – до 400 лет.

Опыт «Воздух может перемещаться»

В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

 Вывод:  Воздух может перемещаться.

Опыт «Сухой из воды»

Вывод: воздух в стакане не дает воде попасть внутрь.

Опыт «Свойства бумаги» исследование бумаги на прочность

Может ли бумага служить мостом? (Сложить гармошкой) Может ли бумага разрезать пластилин?

Опыт «Какую бумагу легче разорвать»

Вывод: трудно разорвать скрученный в трубочку лист

Опыт «Почему смятая бумага занимает больше места, чем ровная»

Вывод: между мятыми листами находится воздух

Опыт «Делаем зеркало»

Опыт «В какой воде легче плавать?»

Вывод: соль увеличивает плотность воды, и тем легче держаться на поверхности.

Опыт «Почему свечка перестает гореть?»

Вывод: для горения нужен кислород.

Опыт «Магнит и его свойства»

Ожидаемые результаты

1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

2. Сформировать у детей развитие  личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

3. Продолжать развивать естественное любопытство и интерес к экспериментированию предмета окружающего мира и познанию их свойств; поддерживать интерес к объектам и явлениям живой и не живой природы.

4. Формировать навыки наблюдений за животными, растениями, поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов.

5. Формировать элементарные представления о материалах, из которых изготовлены предметы; формировать умение обобщать их возможности, развивать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан.

        Проведение экспериментов в подготовительной группе должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

         И хочется закончить своё сообщение китайским изречением: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

        Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.

Автор: воспитатель Исламова Ляйсан Фэисовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Актуальность.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие образовательные технологии –

1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей;

2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3. технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Цель здоровье сберегающей технологии:

обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья

Задачи здоровье сберегающей технологии:

1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Оздоровительная работа.

Профилактическо-оздоровительная  работа в  ДОУ направлена в первую очередь на выполнение требований СанПиНа ФГОС ДО. Большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям:

  • осуществляется проветривание помещений, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
  • дважды в день проводится  влажная уборка групповых помещений;
  • не загромождаются групповые помещения мебелью, коврами;
  • 2 раза в год выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
  • 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
  • правильно осуществляется подбор комнатных растений;
  • своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
  • соблюдаются правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
  • во время карантинных мероприятий строгое соблюдение санэпидрежима.

Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:

1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Активная профилактическая вакцинация детей проводится в определенные периоды жизни, направлена  на выработку общего специфического иммунитета.

2) неспецифической иммунопрофилактикой. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

  • плановые оздоровительные мероприятия (витаминизация, кварцевание);
  • закаливающие мероприятия;
  • нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости.

Система закаливающих мероприятий имеет своей целью проведение закаливания, направленного на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей. Данная система включает:

- продуманную организацию закаливающих мероприятий;

- использование комплекса апробированных закаливающих процедур;

- индивидуализацию закаливания;

- организацию и проведение врачебно-педагогического контроля.

Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всей моей работы. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую различный материал для популяризации здорового образа жизни.

При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

- создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация образовательной деятельности  (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

1Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)

• подвижные и спортивные игры

• контрастная дорожка, тренажеры

2Технологии обучения здоровому образу жизни

• утренняя гимнастика

• физкультурные занятия

• точечный массаж

• спортивные развлечения, праздники

• День здоровья

• СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

3Технологии музыкального воздействия.

• музыкотерапия

• сказкотерапия

4Технология коррекции поведения.

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов.

Поставленные цели успешно реализуются на практике.

Динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

-Подвижные и спортивные игры. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

-Релаксацию. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

-Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

-Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку

-Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

-Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.

-Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.

-Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.

-Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели.

-Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ. минуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.

-Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.

При проектировании предметно-развивающей среды, способствующей физическому развитию детей, следует учитывать следующие факторы:

• Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.

• Особенности его эмоционально-личностного развития.

• Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

• Возрастные и поло-ролевые особенности.

• Любознательность, исследовательский опыт и творческие способности.

Какие здоровье сберегающие образовательные технологии используются в работе с родителями?

- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) ; анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка? », дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы) ; выпуск газеты ДОУ и др. формы работы. Для создания педагогических условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.



Предварительный просмотр:

Речь – важнейшая собственность человека

    Речь является важнейшей способностью человека. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и неинтересна. Посредством речи мы общаемся, передаем опыт, конструктивно регулируем деятельность и поведение.

    Процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребенка, он нуждается в создании условий для возникновения потребности в речи, как с взрослыми, так и со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения, при этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи.

       В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Поэтому условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

      И хотелость бы рассмотреть вопрос как развитие речи интегрируется  в художественно – эстетическом развитии.

Художественно эстетическое развитие включает в себя такие виды деятельности как: ИЗО( рисование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность, театрализованная деятельность.

Давайте сейчас рассмотрим как же каждый вид деятельности можно интегрировать в развитии речи детей.

    В первую очередь рассмотрим театральную деятельность. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримоТеатрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей детей. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Также она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение со сверстниками, звукоподражание, а также проявляется выразительная сторона речь.

    Музыка также является одним из эффективных выразительных средств языкового развития детей, организующим и руководящим началом. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, слушания музыкальных произведений формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.

    Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение способствует развитию речевых навыков, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «та-ра-ра» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения

    Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку. Здесь очень важно развивать образность речи детей. Эту задачу помогают решить различные методы и приемы. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимодополняемы.

    Игра на музыкальных инструментах  расширяет словарь ребенка новыми словами – названиями музыкальных инструментов (игры «Что звучит?», «Назови музыкальный инструмент», в младшем дошкольном возрасте дети не только запоминают названия бубна, погремушки, колокольчика, но и произносят звукоподражания.

Итак:  Музыка – эффективное средство развития речи детей в дошкольном возрасте.

 Каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а значит позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.

     Изобразительная деятельность - это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего их мира и выражать свое отношение к изображаемому.

    На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому.

    Интеграция речевого развития и изобразительной деятельности позволяет ребенку не только посредством рисунка образно отразить действительность, но и реализовать другие творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает,; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.

    Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (краски, карандаши, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Каждый этап работы проговаривается.

    На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

    Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. С помощью речи дошкольник поясняет содержание изображения, устраняет возможное расхождение между элементами рисунка и деятельностью. Такие пояснения для него очень важны, поскольку рисунок адресован другому человеку и должен быть ему понятен.

    Дети « дорисовывают» словами то. Что не могут изобразить. Дети придают нарисованному предмету движения (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог.

       Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети (особенно младшие) любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ-топ («следы»), кап-кап-кап («дождик идёт»), и т.д.: «оживляют» свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

    Речь педагога в качестве образца, которому дети могут и должны следовать. То есть она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Образные сравнения, стихотворные тексты, загадки – все это помогает создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

      Помимо тех форм работы которые мы используем в процессе НОД –это рисование, лепка, аппликация, у нас есть еще одна форма художественной деятельности. Это -  свободная –художественная деятельность.  В СХД происходит развитие творческих способностей,  связной  речи, а также индивидуализация., т.к этот вид деятельности у нас проходит в свободной деятельности. Дети сами придумывают тот или иной сюжет, изображают на листе бумаги и в процессе рисования воспитатель проводит с ребенком диалог: А что ты нарисовал? Ребенок может целенаправленно рассказать сюжет своего изображения, но также может и пофантазировать, что способствует развитию связной речи.

    На занятиях изобразительной деятельностью необходимо создавать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребёнком, вызывают у ребёнка желание общаться посредством речи, подражать речи воспитетеля.Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных словосочетаниях и предложениях. Словарь взрослого должен быть простым, но необеднённым.

    Таким образом, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

   Исходя из выше сказанного можно сделать вывод :что речь детей станет богаче, красочнее, эмоциональнее, возростет интерес к художественно-продуктивной деятельности, дети обретут уверенность в себе ,если мы будем проводить работу в соответствии с поставленными задачами и интегрированно в каждой деятельности.