Методическая копилка

Зайцева Ирина Вениаминовна

Учимся любить книгу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Научно-познавательные и художественные рассказы: Л. Толстой. Рассказ «Лебеди». Определение особенностей повествования, эмоциональной составляющей, позиции автора.

Цель и задачи урока:

Цель:

продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

Задачи:

Предметные:

  • закрепление понятие художественного текста,
  • закрепление понятия научно – познавательного текста,
  • формирование навыков сравнительного анализа научно-познавательного и художественного текста,
  • наблюдение за языковыми средствами, развитие критического мышления,
  • развитие навыков чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность),
  • создание условий для усвоения нравственных идей (об отношении к природе);
  • осмысление мира, как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

Метапредметные:

  • создание условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
  • создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  • способствование развитию навыков исследования, фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи,
  • помощь учащимся в осознании ценности совместной деятельности,
  • воспитание нравственных ориентиров через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;

Планируемый результат:

Познавательные УУД: знать понятия научно – познавательный и художественный текст, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.

Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи.


Ход урока

1.Орг. момент.

Настраиваемся на урок

-Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать наше знакомство с творчеством великого русского писателя. (слайд 2)

На прошлом уроке мы познакомились с ним. Назовите имя этого великого русского писателя.

- Об этом человеке говорили, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы.

- Кто это? (слайд 4 с паузой Л.Н.Толстой.)

- Какого человека мы называем – гений?

- Гений – высшая творческая способность, исключительно талантливый.

- Таким был Л.Н.Толстой.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать наше знакомство с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

- Какие цели поставим для себя?

2. Осмысление

1 этап - «Вызов»

- Познакомиться…   (с рассказом Л.Толстого)

- Учиться правильно… (читать, находить в тексте слова)

- Проанализировать…   (рассказ «Лебеди»)

- Учиться составлять план                    СЛАЙД

Приём «Мозговой штурм» по картинке

- Внимание на экран.

- Что вы видите на экране?

– Это картина Рылова “В голубом просторе” 1918 год. (слайд 5)

– Кто является героями этой картины? 

Определите тему рассказа 

То есть предметом нашего сегодняшнего разговора будут лебеди.

2 этап  - Постановка проблемы.

-К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили её, берегли её богатства.

-Сегодня мы коснёмся мира прекрасного в произведении Л.Толстого «Лебеди».

-О чём может быть произведение? ( о жизни прекрасного вокруг себя, о жизни живого мира)

Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре 20 и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей.

 – Читаю

- беседа по содержанию, анализ произведения.

- Какие чувства вызвал рассказ? ( сопереживание, жалость, страх)

- Был момент, где вы волновались?

- Что произвело на вас впечатление? ( после отдыха лебедь вновь полетел)

- Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рассказ можно назвать описанием. Здесь описывается один день из жизни главного героя)

Верите ли вы, что лебедь долетит??

Обратимся к тексту. Прочитаем 1 и 2 абзац.

Тонкие и толстые вопросы

тонкие однозначный ответ

толстые это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы

Куда летели лебеди?

Какая черта характера наблюдается у птиц при перелете

Кто летел впереди?

Что узнали об особенностях полёта птиц? («впереди летели старые, сильные лебеди, сзади слабее») - -Молодые учатся у старых жизни, законам перелёта.

- Сколько дней птицам требуется для перелёта?

- Откуда узнали, что они летят долго?

-Какое слово повторяется в этом отрывке? Т  стр. 80 №2

-Зачем автор использует этот приём? (повторением слова «летели» автор указывает на дальность пути.)

-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу? (уморились)

Читаем 3 абзац

-Почему один  лебедь опустился на воду? ( Он был молодой, неопытный, слабый)

Читаем 4 абзац

-Как море приняло птицу? ( Есть гармония между лебедем и морем)

-Что вызывает особую тревогу? (лебедь слаб, одинок), но море приняло его, покачало

Прочитаем последний абзац

-Что произошло за ночь? Тяжело ли ему сейчас?( Да, потому что он вздохнул, как человек. Значит, ему тяжело лететь одному.)

Лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль, одиночество, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведёт бой за жизнь.)

Сколько частей можно выделить в рассказе? ( полет, устал, взлет)

Возвращаемся к тексту и  Чтение с остановками????? Стр. 134

Работа с текстом.

- Сейчас мы будем читать текст, по частям и озаглавливать их уже из предложенных мною заглавий. Записываем в тетрадь стр.80 тетради

(Чтение 1ой части)

- С чего все начинается?

– Как они совершают перелет?                                              

– Как они себя чувствуют в это время?

– В какое время они летят?

– Как можно озаглавить эту часть? (Слайд 8)

  • Стадо лебедей
  • Полет в теплые земли
  • Перелет

(Чтение 2ой части)

– Какое событие происходит?

– На что решился молодой лебедь?

– Что чувствовал лебедь?

– Можем ли мы предположить, что море с лаской приняло лебедя ?

–  Что изменилось в поведении лебедя?

– Какие ещё происходят изменения?

– Как можно назвать эту часть?

  • Лебедь
  • Одинокий лебедь
  • Печаль
  • Одиночество

(Чтение 3ей части)

– Чем заканчивается рассказ?

– Как вы думаете, ребята, что преодолевал лебедь?

- Как можно озаглавить эту часть?

  • Взлет
  • Полет
  • Победа
  • Утро

- Прочитайте свой план рассказа.

- Зачем написал его Л. Н.Толстой?

- Чему учит нас этот рассказ? Мы переживаем за судьбу героя?

(Рассказ, в котором автор передаёт своё отношение к судьбе героя, вызывает у читателя сочувствие, переживает за судьбу героя, желает поддержать его в беде – художественный рассказ.

Понравилось ли вам, как закончился рассказ «Лебеди»?

-Как думаете, долетит ли лебедь?

Составить синквейн «Лебеди».

1. 1. Написать имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных

3.Три слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Синквейн «Лебеди».

  1. Кто?___Лебеди_____________________________
  1. Какой?____сильные, молодые- слабые________________________
  1. Что делает? летели, махали, уморились
  1. Главная мысль всего рассказа: Лебедь превозмогая усталость, боль одиночества, после отдыха из последних сил подымается вновь в небо, ведет бой за жизнь.

5. Кто он?_______Герой____________________

3.Рефлексия

Мы сегодня изучали рассказ Л.Н.Толстого «Лебеди» Для этого читали, слушали, отвечали на вопросы, анализировали, сравнивали т.е. выполняли всё, что задумали. Слайд

Считаете ли вы, что мы напрасно работали?

- Чему учит нас этот рассказ?

– Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа?

-Сколько учебных задач мы поставили в начале урока?

-Удалось ли их выполнить?

-Что нового и интересного узнали на уроке?

-Оцените себя и своих товарищей                   карандаши

Домашнее задание.

  • Нарисовать рисунок. К нему подобрать отрывок.
  • Написать продолжение рассказа.

«Лебеди».

Кто?_____________________________________________________________

Какой?___________________________________________________________

Что делает? _______________________________________________________

      Главная мысль всего рассказа: _______________________________________

____________________________________________________________________

     Кто он?___________________________________________________________

«Лебеди».

Кто?_____________________________________________________________

Какой?___________________________________________________________

Что делает? _______________________________________________________

      Главная мысль всего рассказа: _______________________________________

____________________________________________________________________

     Кто он?___________________________________________________________

«Лебеди».

Кто?_____________________________________________________________

Какой?___________________________________________________________

Что делает? _______________________________________________________

      Главная мысль всего рассказа: _______________________________________

____________________________________________________________________

     Кто он?___________________________________________________________

«Лебеди».

Кто?_____________________________________________________________

Какой?___________________________________________________________

Что делает? _______________________________________________________

      Главная мысль всего рассказа: _______________________________________

____________________________________________________________________

     Кто он?___________________________________________________________

«Лебеди».

Кто?_____________________________________________________________

Какой?___________________________________________________________

Что делает? _______________________________________________________

      Главная мысль всего рассказа: _______________________________________

____________________________________________________________________

     Кто он?___________________________________________________________

«Лебеди».

Кто?_____________________________________________________________

Какой?___________________________________________________________

Что делает? _______________________________________________________

      Главная мысль всего рассказа: _______________________________________

____________________________________________________________________

     Кто он?___________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методы и приёмы смыслового чтения в начальной школе» Учитель начальных классов Зайцева И.В. средняя школа № 2 г. Данилов

Слайд 2

Что должен уметь современный школьник, чтобы учиться без проблем, быть успешным учеником, а в дальнейшем – успешным работником? Уметь работать с разными видами информации. Актуальность

Слайд 3

Виды информации : числовая текстовая графическая звуковая мультимедийная

Слайд 4

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения темп чтения правильность чтения выразительность

Слайд 5

Что значит смысловое чтение? Вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.

Слайд 6

Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Слайд 7

Методы и приёмы смыслового чтения Исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте. Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов. Викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию. Заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

Слайд 8

Верно - неверно – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста . «Тонкие» и « толстые» вопросы «Толстые» вопросы вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа «Тонкие» вопросы вопросы, требующие простого, односложного ответа Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Слайд 9

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Чтение с остановками – чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. Чтение вслух (попеременное чтение) - по очереди читать текст по абзацам. Зада­ча — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу во­просы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

Слайд 10

Формирование навыка смыслового чтения В зависимости от того, какую цель мы преследуем на своем уроке, мы создаем определенный набор задач. В основе у нас стоит коммуникативно-познавательная задача. (Решение задач идет от простых к сложным) А именно, задачи на узнавание отдельных фактов до задач, требующих творческого мышления.

Слайд 11

Тема: Е Чарушин « Зайчата» Коммуникативно-познавательная задача: ( задача относится ко 2 уровню по классификации Д. Толлингеровой) На основании текста раскройте значения слов матери-зайчихи, какие качества воспитываются у зайчат – осторожность или трусость. Текст: Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит. А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет, — кто вас найдет? Для решения данной задачи у школьников должно быть сформировано представление о том, как живут дикие животные в лесу, какие опасности ожидают зверей в природе Способ чтения: чтение «Цепочкой». Метод/прием/технология: индивидуальная, парная, фронтальная Форма предъявления результатов речевое высказывание, рисунки школьников

Слайд 12

Рефлексия 1.На мастер-классе мы научились ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Мы можем ________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ 3. Нам ещё трудно ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговое родительское собрание

Слайд 2

Цель: - ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс, - раскрыть особенности обучения в среднем звене школы.

Слайд 3

«Путник и проводник»

Слайд 4

Пятый класс

Слайд 5

Камень 1: изменение условий обучения.

Слайд 6

Камень 2: изменение требований .

Слайд 7

Камень 3: отсутствие контроля.

Слайд 8

Камень 4: пробелы в знаниях.

Слайд 9

Существенные психологические изменения 5-го класса

Слайд 10

Помощь в период адаптации Обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте режим, Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки. На первых порах помогайте в подготовке домашних заданий, в преодолении трудностей в учебе. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели. Не ждите следующего родительского собрания. Найдите время подойти к классному руководителю. Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.

Слайд 11

«Мудрец и бабочка»

Слайд 12

Все в ваших руках! Желаем удачи!



Предварительный просмотр:

Учимся любить книгу

  • Рассмотри обложку, титульный лист.
  • Определи     содержание     книги     (для     этого     рассмотри
    иллюстрации,   познакомься   с   предисловием,   оглавлением,
    полистай книгу).
  • Приготовь закладку и обложку для книги.
  • Читай книгу по частям (главам).
  • Читай внимательно, не забегай вперед, не перескакивай через
    страницу.
  • Выделяй всё непонятное, сформулируй вопрос. Найди на него
    ответ самостоятельно или спроси у взрослых.
  • Пользуйся закладкой.
  • Прочитав, вспомни, что тебя взволновало, что запомнилось.
  • Перечитай интересные места (страницы, отрывки, части).
  • Поделись своими впечатлениями с друзьями, с близкими тебе
    людьми.