Тубис Наталия Валентиновна

Эссе

Моя педагогическая философия

 

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. 

В.О. Ключевский.

 

Дорога на работу. Летнее солнце, легкая утренняя свежесть, новые идеи и ожидание встречи. Невольно вспоминаю свой первый рабочий день: такое же августовское утро, мне 16, ноги подкашиваются от волнения, я смотрю по сторонам удивлёнными глазами, коллеги подбадривают, что-то советуют… Улыбаюсь сама себе. Как же я была тогда наивна, но этим и близка своим юным воспитанникам. Чем старше становится человек, тем сильнее он отдаляется от ребенка.«Или жизнь взрослых - на втором плане у детей. Или жизнь детей - на втором плане у взрослых. - Когда же настанет то счастливое время, когда жизнь взрослых и жизнь детей станет единым уравновешенным текстом?» - писал один из крупнейших педагогов-гуманистов ХХ столетия Януш Корчак. Выбрав однажды профессию воспитателя,я не только ни разу не пожалела о своем выборе, но и поняла, насколько важное и нужное дело - постараться приблизить то «счастливое время», о котором писал великий педагог. Взрослея, не отдаляться от чудесного мира ребенка.

Но вот я и подошла. Не хотите ли посетить одну из групп нашего детского сада? Заглянем, например, в среднюю группу. «А позвоночник – это колокольчик такой?», «Я за тебя замуж тогда не пойду, а я красивая!», «Разве это принцесса? Не бывают принцессы в штанах!». Какие же они разные, эти дошколята! Разные, как и все мы. Разные, как и семьи, в которых они растут...  В наше время скоростей, обилия ненужной информации родителям часто не хватает времени на общение со своим ребенком. «Не видишь, я сейчас занята!» Кому-то не хватает времени, а кому-то и желания, и  умения. Невольно в голову приходят слова В.Г.Белинского: «Как  много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Ни один воспитатель не заменит ребенку ни папу, ни маму, но постараться восполнить недостающее общение – основная задача современного педагога.

Я считаю, что для любого человека, а тем более для воспитателя, важно понимать, что детство – это не подготовка к взрослой жизни, это и есть сама жизнь, фундамент, на котором построится будущее этого человечка.  Проблемы детей взрослым кажутся несерьезными, их вопросы смешными. Детство кажется нам беззаботной порой, но на самом деле это постоянный труд. Вспомним, как дети впервые берут в руки ножницы и пытаются выстригать ровные полоски. А сложные слова, которые непослушный язычок никак не хочет произносить?Я считаю, что сегодня выигрывает тот педагог, который делает ход образовательной деятельности наглядным, ярким, эмоциональным, поэтому активно использую ИКТ- технологии: интерактивную доску, документ – камеруи 3D ручки. Новые образовательные технологии позволяют детям получать удовольствие от учебного процесса, готовят к школе.

После выходных дети приходят в группу и сразу делятся своими новостями: у кого-то новый велосипед, а кто-то видел большого зеленого жука. Жук, конечно же, интересней. Оказывается, другие ребята тоже видели, но не зеленых, а коричневых или полосатых. Начинаем разбираться, что это за жуки. Спорят, доказывают. Совсем как взрослые. Такое внимание к жуку, наверное, закономерно. У нас, в детском саду, есть комната природы. И рыбки, и птички, и шиншиллы – всё это ценный материал для наблюдения, опыт общения с природой, опыт воспитания ответственного человека.

Для ребенка очень важно видеть, что взрослые его понимают, что мы такие же, как и они: тоже ссоримся, плачем, смеемся, удивляемся, и нам тоже не все удается с первого раза. И снова прав Я.Корчак: «Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта». Опыта! Человек всё познает опытным путем: как окружающий его мир, так и искусство общения. У нас просто больше этого самого опыта, не является ли нашей задачей передать его детям?

Несмотря на то, что все дети такие разные, всем им нужно только одно – любовь. Любить их надо не за то, что они красивые, умные или  талантливые, а просто так. Таких непоседливых, озорных, шумных, любопытных. Я, смею надеяться, хороший преподаватель, потому, что  люблю тех, кому преподаю.Дорога на работу для меня – это всегда ожидание встречи с детьми. Встречи, которая не позволяет мне забывать, насколько важно это «счастливое время», время детства.

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов