Конкурсные работы

Бельчекова Наталья Геннадьевна

Мастерская педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belchekova_n.g._pedagogicheskaya_nahodka.docx21.08 КБ
Файл master-klass_belchekovoy_n.g.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

  Конкурсное испытание «Моя педагогическая находка»

Тема выступления: Развитие детской инициативы через организацию экспериментальной деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! 

    Я, Бельчекова Наталья Геннадьевна, воспитатель старшей группы филиала «Светлячок» МБДОУ «Усть-Канский детский сад».

Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом, это постоянный поиск ответов на детские вопросы «Как?», «Зачем?», «Почему?». Я задалась вопросом, как удовлетворить присущую дошкольникам природную любознательность, найти ответы на множество их вопросов и направить их на исследование нового? А оказалось все просто, это экспериментирование!

Идея использования технологии экспериментирования пришла из наблюдений за играми детей. Ответы на детские вопросы можно искать с помощью увлекательных экспериментов. Ведь исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – сделать шаг в неизведанное. Именно в исследовательской деятельности ребёнок становится первооткрывателем, находит решения на всевозможные вопросы и понимает, почему происходит именно так.

А для этого необходимо погрузить ребёнка в автодидактичную среду, которая позволяет реализовать основную идею ФГОС ДО - ориентация на личность ребёнка, поддержку инициативы и индивидуализацию образовательного процесса, предоставление возможности быть самостоятельными.

Моей педагогической находкой стало организация автодидактичной образовательной среды в центре исследования и экспериментирования.

Что такое «автодидактичная среда»? Все просто – это среда, в которой ребёнок самообучается, самообразовывается, саморазвивается.

Для себя поставила следующую цель: развитие познавательной активности, детской инициативности и самостоятельности через включение в процесс экспериментирования в повседневной и непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи вы видите на экране:

  1. Создать единое социальное - образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку детской инициативы и развитие самостоятельности.
  2. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
  3. Развивать интеллектуальные эмоции детей, то есть создавать условия для пробуждения интереса для решения поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию
  4. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

Что даёт применение автодидактичной среды в исследовательской деятельности участникам образовательных отношений?

Для детей преимущество автодидактического материала в центре природы и науки в том, что он является стимулом для внутреннего самостоятельного развития ребёнка, потому что сориентирован на возраст ребёнка и его познавательные нужды.

У детей развивается познавательная активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать. обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, а также внимание, зрительная, слуховая чувствительность.

Принцип автодидактичности способствует проявлению творческой активности и инициативности родителей дошкольников.

Через активную познавательную деятельность в процессе подготовки детских опытов дома, родители не только познают новое, но и строят доверительные отношения со своими детьми.

Создание автодидактичной среды мотивирует педагогов на изучение и внедрение в практику современных образовательных технологий для развития детской инициативности и самостоятельности.

Ведь Для нас педагогов очень важно то, что пространство детской реализации не только позволят поддерживать детскую инициативу, увидеть уникальность каждого ребенка, но и нестандартно построить весь образовательный процесс на основе того, что ему близко.

         

 Работу по данной теме я начала с кружковой работы в средней группе. Была разработана программа по ведению экспериментальной деятельности «Юные экспериментаторы».

Для создания в группе центра природы и экспериментирования был разработан План развития группы, в котором выделила направления работы с руководством ДОУ, сотрудничество с родителями и социальными партнёрами, а так же организация работы с детьми.

Например, я сделала заявку заведующему ДОУ на закупку оборудования в Центр для ведения экспериментальной деятельности. Были закуплены контейнеры для приборов, наборы с микроскопом для проведения опытов, стол для экспериментирования с водой и другое.

Свою работу строю в тесном сотрудничестве со школой, библиотекой и музеем.

С помощью родителей были созданы коллекции природных материалов, различной бумаги, тканей, ёмкостей.

С детьми определили место центра природы и экспериментирования, расставили материалы, обговорили правила работы в лаборатории, которую совместно назвали «Экспериментаторы».

Стали проводить первые опыты. Да, он были интересны ребятам, вызывали восторг и удивление, давали первоначальные знания о свойствах предметов и явлений природы. Но… развитию самостоятельности и становлению инициативности не способствовали. Что же делать?

Для решения данной проблемы я обратилась к принципу автодидактичности в оформлении развивающей среды центра природы и науки.

Преимущество автодидактичного материала в центре природы и науки в том, что не требует постоянного присутствия взрослого. Нам педагогам надо предоставить в распоряжение детей богатую стимулами образовательную среду и разрешить детям проводить исследования и эксперименты.

 В первую очередь по результатов мониторинга (делала опросы, наблюдала)  сделала картотеку опытов. Принципы, по которым выбирали эксперименты:

  1. Связь с повседневной жизнью детей (эксперименты должны иметь отношение к природным, математическим и техническим явлениям, встречающимся детям в повседневной жизни);
  2. Безопасность при проведении экспериментов (все расходные материалы не должны наносить никакого вреда здоровью);
  3. Использование недорогих материалов (недорогие материалы можно закупить в достаточном количестве, это позволит повторять эксперимент столько раз, пока дети не утолять свою жажду исследования);
  4. Простота экспериментов (выполнение экспериментов должно быть направлено на то, чтобы дети получали знания с помощью наблюдения, сравнения и измерения, которые могут провести сами и воспринимать с помощью органов чувств).

Следующим шагом стало составление карточек – схем для проведения опытов. Они были составлены мной непосредственно под оборудование в нашем центре. Все материалы и оборудование сфотографировали, а фотографии заносили в карточки –схемы, для того чтобы ребёнок спокойно мог найти все расходные материалы в центре, и они не отличались бы на карточке-схеме. Все контейнеры с исходными материалами пронумеровали по номерам экспериментов.  Поэтому ребёнку несложно их найти в центре. Использование индивидуальных карточек – схем учат детей самостоятельности, позволяют поводить несложные исследования.

Далее разработала карточки – фиксации опыта, которые обязательно должны содержать:

  1. Место для даты проведения опыта;
  2. Имя автора;
  3. Результаты эксперимента.

В центре экспериментирования обязательно находятся предметы, без которых невозможно выполнить действия по проведению опыта. Это предметы – помощники: фломастеры для фиксации опытов, совок, щётка, мусорное ведро и т.д.

Когда Центр природы и науки был готов, я провела презентацию, обговорили с детьми правила работы в нём, нарисовали их и оформили в самом Центре. В течении года дети дополняют, вносят изменения, меняют правила поведения.

Работай по детскому экспериментированию заинтересовались родители моих воспитанников. Они провели дома эксперименты, сняли фото и видео проведения опытов и продемонстрировали нам через ват сап. Например, семья Ченкуровой Айланы провели опыт по извержению вулкана в домашних условиях, семья Киндиковой Вероники провели опыт «Микробы боятся мыла».

Итак, какой результат системной работы по данному направлению мы получили?

Системная работа  по  детскому экспериментированию помогает детям в освоении мира, развивает любознательность и индивидуальные интересы, учит управлять своим поведением, способствует правилам общения. Дети стали более инициативными, самостоятельными, уверенными в себе

 Родители стали более внимательно выбирать развивающие игры и игрушки для своих детей, также они более активно стали участвовать в жизни группы.

Педагоги изучили и стали применять принцип автодидактичности построения развивающей предметно пространственной среды в образовательном процессе.

Перспектива на будущее: В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, внедрять свои авторские идеи и наработки. Так же принцип автодидактичности внедряю во всех центрах своей группы, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя здесь как дома и для каждого было бы место и увлекательное занятие, которое будет интересно именно ему.

В этом году мы со своей группой ходили на ознакомительную экскурсию в школу в «Точку роста». Планируем дальнейшее сотрудничество с ними.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастерская педагога«Первые шаги в науку»

«Ни одно великое открытие

не было сделано без инициативы»

Эмерсон Ральф

Цель: формирование у участников мастерской практических о знаний о формировании различных компетенций детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.  

Задачи:

1. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.

2.  Показать, как можно использовать принцип автодидактичностив экспериментальной деятельности детей.

4. Распространить педагогический опыт. 

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри, участники мастер класса!

  Сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Наше совместную работу хочу начать со слов американского философа Эмерсона Ральфа «Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы».

- Вы согласны с этим высказыванием? (ответы). Я тоже согласна.

Поэтому в выборе образовательных технологий, которые были бы современны, интересны, а главное была бы доступна для детского понимания, я обратила внимание на детское экспериментирование и знакомство с профессией «Исследователь».

  1. Стартовый

Я приглашаю фокус группу для работы и предлагаю составить вместе интеллект – карту по профессии «Исследователь».

Интеллект-карта (ментальная карта) - схема, которая изображает некие объекты (например, идеи, задачи, тезисы) и связи между ними. Этот инструмент помогает структурировать и визуализировать различную информацию, а также сам процесс мышления, генерации идей.

Работа с фокус-группой: У вас на руках карточки с названиями компетенций, присущих данной профессии, вам необходимоих раскрыть, что в них входит.

Воспитатели составляют дополняют понятия компетенций:

  1. Место работы
  2. Форма одежды и орудия труда
  3. Материалы для труда и терминология
  4. Личные качества
  5. Польза труда для общества
  6. Трудовые действия

Вывод:На стартовом этапе реализации нашего большого исследования, мы с осваиваем элементарные представления о науке, исследователях, опытах.

Осмыслить, визуализировать и структурировать помогла интеллект – карта по профессии«Исследователь», которую заполняли по мере получения новых знаний по теме.

 Используя разные виды детской деятельности дошкольники знакомятся с профессиональной деятельностью учёных, местом их работы, инструментами, формой одежды, специальной терминологией, профессиональными действиями и компетенциями, а также выясняли ценность труда учёного – исследователя, которую он несёт для общества.На данной интеллект –карте мы обозначили только основные направления, по мере изучения компетенций данной профессии, интеллект-карта дополняется.

  1. Содержательный

Следующим шагом стало организация в группе Центра природы и экспериментирования.

- Я приглашаю фокус группу в нашу импровизированную мини-лабораторию, (построенную на принципе автодидактичного построения развивающей среды, где каждый получит возможность попробовать искать, экспериментировать, а главное – самовыражаться.)

Инструкция для фокус-группы: Перед вами три набора для выполнения опытов и карточки - схемы, а также карточки-фиксации, в которых вы будете фиксировать свои исследования. Я предлагаю вам разделится на микрогруппы и самостоятельно выполнить опыты по карточке-схеме и зафиксировать свои результаты. После выполнения опытов, вам необходимо сделать выводы по заданию:

  1. Получилось у вас выполнить опыт с первого раза?
  2. Ели да, как вы думаете, почему? Что вам помогло? Тяжело было выполнять по карточке-схеме?
  3. Если опыт с первого раза не получился, проанализируйте, почему? Станете ли продолжать данный опыт? На что обратите внимание?
  4. Для чего нужны карточки-фиксации опытов?

Работа с фокус –группой: делают опыты.

Работа с аудиторией:

- Пока наша фокус –группа работает, я хочу задать вам несложные вопросы, на которые вместе найдем ответы:

 У нашей планеты есть лёгкие, так же как у человека их пара. Что это?  (Леса Амазонки и таёжные леса Сибири.)

 Где на планете, самый чистый воздух?   (Австралия, остров Тасманка)

 Без воды человек может прожить 10 дней, без пищи 30 дней, а без воздуха?  (5-6 минут) 

 Единственное вещество на земле, встречающиеся в трёх видах (Вода - твёрдое, жидкое, газообразное состояние)

 Самый крупный фильтр для воды?   (Почва)

 Какое полезное свойства, имеет грунт?  (Отлично поглощает углерод, который в огромном количестве, выделяется в атмосферу.

 

мои воспитанники приготовили для вас научные загадки, а вы должны догадаться, о чем они говорят.

ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)

4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)

Вывод:   Как тает лёд, почему извергается вулкан, можно ли победить микробы, зачем фиксировать опыты?Это не полный список вопросов, на которые дети ищут ответы самостоятельно в такой лаборатории В ходе собственных размышлений, изысканий, решений проблемных ситуаций, дети учатся открывать, изучать, исследовать, а значит делать шаг в неизведанное.Такая работа в Центре природы и экспериментирования учит детей развивать такие качества, как усидчивость, ответственность, дисциплинированность и другие.Работа с картами-схемами и картами-фиксации помогает получить не готовые ответы, а побудить к приобретению новых компетенций, как самостоятельность и проявление инициативы.

Когда дошкольники имеют уже практический опыт и приобрели необходимые знания, у них появляется потребность обсудить интересующие вопросы с людьми, которые работают в данной области. Поэтому мы проводим видеоэкскурсии в научные лаборатории, экскурсии, встречи с людьми данной профессии. Например, мы с детьми моей группы побывали на экскурсии в Усть-Канской школе в «Точке роста». Дети не были пассивнымислушателями, они делились уже добытыми знаниями, задавали вопросы, рассуждали.

Успешная собственная деятельность и поддержка взрослых вдохновляет детей на поиск новых открытий.

  1. Рефлексивный

Работа с фокус-группой: Предлагаю вам встать в круг и передавать слова из рук в руки, касаясь ладошкой руки соседа. Вам необходимо назвать компетенции, которые сформируются у детей дошкольного возраста в результате применения экспериментальной деятельности. Например, дети научатся тщательно мыть руки, разовьется усидчивость, терпение…., изобретательность, творческий подход, общительность, узнают значение новых слов и т.д.

Благодарю участников фокус-группы за участие в моей мастерской, хочу подарить вам буклеты. Спасибо большое!

Вывод: Практическая значимость моей работы по экспериментированию в том, что полученные детьми знания могут быть применены ими в самостоятельной деятельности в повседневной жизни. Ведь исследовательская деятельность не является отдельной наукой, а имеет тесную связь и активно взаимодействует с различными сферами жизнедеятельности человека.

Лаборатория, институт, центры исследования

Внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные

Халат, защитные очки, нарукавники, бахилы, колбы, пробирки, микроскоп

создание технологий, научные открытия, в лабораториях проводят исследования, опыты, составляют книги, энциклопедии

Это поможет дошкольникам расширить свои знания о современных актуальных профессиях, поможет выбрать профессию в будущем. А так же формированию таких компетенций, которые в будущем позволят им жить в постоянно меняющемся мире.

аккуратность и терпеливость, обучает взаимодействию, умению ставить цели и искать пути достижения.