Внеклассная работа по математике

Внеклассное мероприятие "Математическое кафе" для РМО учителей математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_kafe_.docx45.73 КБ
Файл matematicheskoe_kafe.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

«Математическое кафе»

Цели.

  • Активизация деятельности учащихся.
  • Развитие умений формулировать и излагать мысль, моделировать ситуацию.
  • Развитие творческого интереса к математике.
  • Развитие кругозора учащихся.
  • Воспитание стойкости, находчивости, любознательности. Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм.
  • Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Для проведения данного мероприятия необходимо в кабинете или актовом зале создать обстановку, приближенную к кафе. Заранее можно подготовить скатерти, салфетки, разносы, свечи, музыка.

На каждом столике, за которыми будут сидеть команды, надпись: “СТОЛ ЗАКАЗАН”. В качестве ведущих учителя, которым приписана временная роль: “ШЕФ - ПОВАРА”. В помощь достаточно взять двух официантов (учеников класса). На столике жюри надпись: “БУХГАЛТЕРСКАЯ КОНТОРА”.

На доске:

Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом

Ход мероприятия.

Мы рады приветствовать всех в нашем математическом кафе.

Блюда вам предстоит продегустировать, то есть разгадать секреты их приготовления .

-Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся.

-В нашем кафе вы можете не беспокоиться об оплате. Для того чтобы вас не обсчитали, за всеми вашими заказами следит “Бухгалтерская контора”.

-В кафе есть своя конвертируемая валюта – баллы.

-За каждый правильный ответ стол получает 1 балл. Кто наберет больше баллов, тот победил!

Сегодня в нашем кафе такое меню.

МЕНЮ:

Закуски :1.Салат «Математические  обгонялки»

2.Салат “Ромашка” под соусом из загадок .

3.Бутерброд « Логический»

Первые блюда:

1.Борщ «Скороспел»со сметаной “ Кто успел, тот и съел”.

2.Суп из математических смекалок «От нашего стола – к вашему столу…»

Вторые блюда:1. Гусь , запеченный с яблоками и загадками

2.Рагу из «логических загадок и смекалок с острыми приправами из внимания и мышления»

Выпечка: 1.Слоёный пирог «Очевидное – невероятное».

2.Математический рулет с начинкой из обгонялок, навеянный непреодолимым желанием учиться, учиться и ещё раз учиться.

Напитки: Компот  из математических   рассуждалок

Позвольте, милые посетители, узнать, что вы за гости, как зоветесь, на каком языке общаетесь . Представление команд. Команды занимают места за своими столиками.

Закуски :

1.Салат «Математические обгонялки»

1. Первая  координата  точки  называется  …

2.Треугольник,  у  которого  все  стороны  равны  называется  

3.Процент-это…

4.Треугольник,  у  которого  один  из  углов  равен  100°,  а  второй  –  40°  является  …

5.Отношение  противолежащего  катета  к  прилежащему  катету  называется  

6. Две  прямые,  через  которые  нельзя  провести  плоскость  называются  …

7. Кто ввёл прямоугольную  систему  координат?

8. Числу  2  обратным  является  число  …

9. Числу  2  обратным  является  число  …

10. Число  63 является  …

11. Полторы  рыбы  стоят  полтора  рубля.  Сколько  стоят  5  рыб?

12 Старинная  мера  веса  …

13. Графиком  уравнения  х + у = 5  является  …

14.  Корень  квадратный  из  числа  169  равен  …

2.Сложить математическое высказывание : «Математику учить уже следует за то, что она ум в порядок приводит»

3.Салат “Ромашка”  из занимательных задач. Каждый участник называет номер ромашки,  с обратной стороны которой загадка или вопрос. Члены команды имеют возможность ответить на вопрос соперника в случае их неудачи. Вопрос оценивается в 1 балл

ВОПРОСЫ.

1.Что отличает один поезд от другого с точки зрения математики? (Номер поезда).

2.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).

3.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).

4.Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол).

5.Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (Луч).

6.Какая дуга вошла в историю ХХ – го века? (Курская дуга).

7.Как было названо военно-историческое кольцо? (Блокада).

8.Многогранник из Египта. (Пирамида).

9.Географический конус? (Вулкан).

10.Угол на который поворачивается солдат кругом ( 180)

4.Бутерброд логический . ИГРА В СЛОВАРИК.

Вам нужно на каждую букву алфавита назвать слово, имеющее отношение к математике. А – абсцисса, Б – биссектриса, В – высота, Г – геометрия, Д – дробь, Е – Евклид, З – знак, И – икс, К – куб, Л – линия, М – множество, Н – НОД, О – отрезок, П – параллелограмм, Р – ребро, С – сумма, Т – треугольник, У – угол, Ф – Фалес, Х – хорда, Ц – циркуль, Ч – четырехугольник, Ш – шар,

 Э – Эйлер

Переходим к следующему блюду. На горячее у нас сегодня

5.Борщ со сметанкой “СКОРОСПЕЛ” “ кто успел, тот и съел”.

Задание

Зачитывается начало пословицы, а команда заканчивает её( кто вперед назовет тот и победит).

  • Один с сошкой (семеро с ложкой).
  • Семеро (одного не ждут).
  • Одним махом (семерых убиваем).
  • Лучше один раз увидеть, (чем сто раз услышать)
  • Семь раз отмерь (один раз отрежь).
  • Семь бед (один ответ).
  • Семь пятниц (на неделе).
  • За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь.)
  • Одна нога тут, (другая – там)
  • Сам не дерусь (семерых не боюсь).
  • За одного битого( двух небитых дают)
  • Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)
  • Одна голова хорошо, (а две лучше.)
  • Один за всех и (все за одного.)
  • Один в поле( не воин)
  • Ум хорошо, а (два лучше.)

6.Суп из математических смекалок «ОТ НАШЕГО СТОЛА – ВАШЕМУ СТОЛУ”.

Каждая команда обменивается заданиями

1.В харчевню пришли  11 человек и потребовали подать им рыбы. К сожалению у хозяина оказалось только три  рыбы. Тем не менее хозяин не желал упустить случая поживиться. Имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать на стол 11. Гости заинтересовались и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяин харчевни  выполнил обещание ?

2. Как из 13 зубочисток выложить метр?

На второе наше заведение предлагает:

Вторые Блюда:

7. Гусь запеченный с яблоками и загадками.

 Кто быстрее решит задачу?

В теплом хлеве у бабуси 
Жили кролики и гуси.
Бабка странною была –
Счет животным так вела:
Выйдет утром за порог, сосчитает триста ног.
А потом без лишних слов 
Насчитает сто голов.
И с спокойною душой 
Идет снова на покой.
Кто ответит поскорей, сколько было там гусей?
Кто узнает из ребят,
Сколько было там крольчат? (50и 50)

8.Рагу из «логических загадок и смекалок с острыми приправами из внимания и мышления»

1.Семь сестер находятся на даче. Кроме них никого нет. Каждая занимается своим делом:

1- читает книгу, 2 – готовит, 3 – играет в шахматы, 4 – отгадывает кроссворд, 5 – занимается стиркой , 6 – ухаживает за растениями.

Чем занимается  седьмая сестра? ( играет в шахматы, так как 3 не может играть сама)

2.В египетской пирамиде на гробнице

начертано число , которое

делится на все числа от 1 до 10

включительно без остатка. Назовите это число 5050 ;1045 ; 2520 ; 5255


Выпечка:

9.Слоёный пирог «Очевидное – невероятное». Перед вами портреты великих ученых математиков Лобачевский, Ковалевская , Евклид, Пифагор , Декарт, Эйлер .Из предложенных выбрать тот что подходит под описание.

1) Многие знаменитые математики мира на протяжении 20 веков старались решить величайшую проблему: «Сколько прямых параллельных данной можно провести через заданную точку?» Кто разрешил эту проблему?

Ответ: Н.И. Лобачевский

2 ) Для того, чтобы получить университетское образование, нашей героине  пришлось заключить фиктивный брак и уехать за границу. Позже её признали  профессором нескольких европейских университетов, но в России долгое  время отказывали в преподавательской работе.     

Ответ: С. Ковалевская 


3)Когда правитель Египта спросил этого древнегреческого ученого, нельзя ли  сделать геометрию проще, тот ответил, что « в науке нет царского пути». Книга этого ученого легла в основу школьной геометрии.                                                                                  

Ответ: Евклид. 

4) Древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Ему приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство знаменитой теоремы «о штанах» и др.

Ответ: Пифагор

5) Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат.

Ответ : Рене Декарт 

6) Его называли „королем математиков“. С этим именем  связаны фундаментальные исследования почти во всех основных областях математики: алгебре, дифференциальной и неевклидовой геометрии, в математическом анализе, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей, а также в астрономии, геодезии и механике.

Согласно легенде, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Юный математик заметил, что попарные суммы с противоположных концов одинаковы: 1+100=101, 2+99=101 и т. д., и мгновенно получил результат: 50х101=5050.

Ответ : Карл Гаусс.

7) Кто из математиков древности погиб от руки римского солдата, гордо воскликнув: " Отойди, не трогай моих чертежей!". Он впервые правильно  рассчитал  значение первых чисел в числе ПИ.

Ответ. Архимед

9.Предлагаем вам наше фирменное блюдо “Математический рулет с начинкой из обгонялок, навеянный непреодолимым желанием учиться, учиться и ещё раз учиться

За отведённое время учащиеся должны дать ответы на наибольшее количество вопросов.

Вопросы 1 команде:

  1. Чему равна сумма углов в треугольнике? (180).
  2. Прямая, имеющая только одну общую точку с окружностью. (Касательная).
  3. Математическое предложение, не требующее доказательства. (Аксиома).
  4. Как называется направленный отрезок. (Вектор).
  5. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. (Медиана).
  6. Высота боковой грани пирамиды. (Апофема).
  7. Два числа , произведение которых равно 1. (Взаимно-обратные).
  8. Наименьшее натуральное число. (1).
  9. Сумма одночленов. (Многочлен).
  10. Сколько различных биссектрис можно провести в треугольнике? (Три).
  11. Значение переменной при решении уравнений. (Корень).
  12. Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда).
  13. Инструмент для измерения углов на плоскости. (Транспортир).
  14. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения. (Виет).
  15. Угол с вершиной в центре окружности (центральный).
  16. Единица измерения скорости на море? (Узел).
  17. Графиком квадратичной функции является… (Парабола).

Вопросы 2 команде:

  1. Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса).
  2. Количество делителей простого числа. (2).
  3. Четырёхугольник, у которого только две стороны параллельны. (Трапеция).
  4. Предложение, истинность которого нужно доказать. (Теорема).
  5. Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (Перпендикуляр).
  6. Отрезок, соединяющий середины сторон треугольника. (Средняя линия).
  7. Что находится выражением ПR2 ? (Площадь круга).

      8.   Наименьшее чётное натуральное число. (2).

   9.Параллелограмм, у которого все стороны равны. (Ромб).

10.Наибольшая хорда в окружности. (Диаметр).

11.Число П равно … (3,14).

12.Графиком линейной функции является… (Прямая).

13.Что определяет положение точки на плоскости. (Координата).

14.Какая дробь меньше 1. (Правильная).

   15.Сколько осей симметрии у равностороннего треугольника. (Три).

    16.Сотая часть числа. (Процент).

17.Один угол 50 градусов, а другой 100 градусов. Могут ли они быть смежными? (Нет).

Молодцы ребята. У вас хороший аппетит к знаниям. Вы показали хорошие знания и смекалку

10.Напитки: Компот  из математических   рассуждалок:

Рассуждалка первая:

– Это такое выражение, в котором что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать – и сделаешь

-Во втором классе они простые, в 7 классе – линейные, в 8 – квадратные,

- Не знаю, есть ли у них листья и стебли, а вот корни бывают, может быть один, а может и больше.

(Уравнение)

Рассуждалка вторая:

Это такая кривая, уходящая в бесконечность. Если взять нитку или веревку двумя руками, так, чтобы они провисли, то тоже в общем то ее получим;

- Люди давно ее знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова тоже ее часть.

- А вообще то, это красивая кривая – график одной из функций, а точнее квадратичной функции.

(парабола)

Рассуждалка третья:

– Это такая геометрическая фигура, интересная , красивая, у которой нет начала и нет конца. Эта фигура используется везде: в быту, в технике, архитектуре и других областях;

- Если пойдешь по нему, то все равно, когда-нибудь придешь туда, откуда ушел;

- А еще можно увидеть его на кораблях, катерах, Там он называется спасательным.

(Круг)

Рассуждалка четвёртая.

– Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те, кто ее еще не изучал.

В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства,

- Ее нужно доказывать. А зачем?. Ведь он ее доказал уже давным-давно. Что то там про штаны.

(Теорема Пифагора)

Наступает самый волнующий момент: какова же прибыль нашего кафе на сегодняшний день?.

Жюри подвело итоги, и мы с нетерпением ждём результатов 

ИГРА.   Отгадать загадки

1. Я невидимка. В этом моя суть. 
Хотя меня нельзя измерить,
Настолько я ничтожна и мала,
Но всё собранье я могу уверить,
Что геометрии я пользу принесла:
Двух линий я пересеченье,
Служу всегда вершиною угла. (Точка )

2.Докажет всякий школьник без труда,
Что я короче, чем наклонная любая,
Горжусь изрядно я,
Что в том особенность моя. (Перпендикуляр )

3. Скажу я, что древности глубокой,
В дни первой юности моей,
На 360 частей моя длина была разделена,
Частями этими дуги измеряют,
Их… называют. (Градусами)

4.Откуда мы идем, придем куда?
Не знаем сами никогда.
Друг к другу мы стремимся вечно.
Как две сестры, бок о бок мы идём.
Нас под прямым углом, прямая рассекает,
Её отрезок слиться нам мешает.
Ему везде одна и та же мера, 
И сократит её нам силы не дано. (Параллели)

5.Когда встречаются прямые,
Всегда я буду между ними. (Угол)

6.Со мной хлопот не оберётся школьник,
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны:
С одним тупым – тупоуголен, 
Коль острых два, а третий прям – прямоуголен.
Бываю я равносторонним, когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны, то я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я величаюсь. (Треугольник)

7. Моих заслуг никто не перечислит,
О том всему известно свету.
От древних Египтян мне был большой почёт.
Через меня и Пифагора стал славен.
Уж так и быть, открою свой секрет:
Квадрат гипотенузы равен суме квадратов катетов. (Прямоугольный треугольник)

8. Любую площадь я измерить рад,
Ведь у меня четыре стороны.
И у меня равны диагонали,
Углы они мне делят пополам. (Квадрат)

9. Мои диагонали не равны,
Но под прямым углом пересекаются!
Совсем как у квадрата. (Ромб)

10.Окружность вы нарисовали,
На ней две точки разных взяли,
Отрезком их соединили
Ему название вы дали
Отрезок именуют гордо:
Ведь он не что — нибудь, а… (Хорда)

1.Ничего не стоящий, не значащий человек.

Цифра та - не колобок, а просто он пустой кружок (Ноль)

2.Чертежный инструмент.

Сговорились две ноги делать дуги и круги (Циркуль)

3.Геометрическая фигура

Часть плоскости, ограниченная окружностью

Может быть спасательным (Круг)

4.Знак действия в математике

Он есть и на элементах питания

Это такой крестик, из двух палочек. (Плюс)

5. Утверждение в математике, с которым впервые встречаются в 7 классе

Ее надо доказывать. (Аксиома)

6.Раньше ими пользовались в магазине

Простейший калькулятор. Щелк да щелк, 5 да 5, так мы учимся считать (Счеты)

7.Одна шестидесятая его равна 1 минуте.

Они встречаются на этикетках спиртных напитков

Единица измерения углов (Градус)

8.Бывает барабанная или пальцами.

Отношение двух выражений. (Дробь)

9.Они доходят до нас от солнца

Бывает числовым и координатным (Луч)

 

                                ИГРА В СЛОВАРИК.

Вам нужно на каждую букву алфавита назвать слово, имеющее отношение к математике

А –                

Б –

В –

 Г –  

Д –

Е –

 З –  

И –

 К –

Л –

М –  

Н – 

О –

 П –

Р –

С –

Т –  

У –

Ф –  

Х –

Ц –  

Ч –

Ш –  

Э –

Игра со зрителями. Угощение «пельмешки без спешки»

Варит отлично твоя голова:

пять плюс один получается… (не два, а шесть)

Вышел зайчик погулять,

лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)

Ходит в народе такая молва:

шесть минус три получается… (не два, а три)

Говорил учитель Ире,

что два больше, чем… (один, а не четыре)

Меньше в десять раз, чем метр,

всем известно… (дециметр)

Ты на птичку посмотри:

лап у птицы ровно … (две, а не три)

У меня собачка есть,

у нее хвостов аж… (один, а не шесть)

У доски ты говори,

что концов у палки… (два, а не три)

Отличник тетрадкой своею гордится:

внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)

На уроках будешь спать,

за ответ получишь… (два, а не пять)

Вот пять ягодок в траве.

Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)

Мышь считает дырки в сыре:

три плюс две – всего… (пять, а не четыре).

«ОТ НАШЕГО СТОЛА – ВАШЕМУ СТОЛУ”.

 Каждая команда обменивается заданиями

1.В харчевню пришли  11 человек и потребовали подать им рыбы. К сожалению у хозяина оказалось только три  рыбы. Тем не менее хозяин не желал упустить случая поживиться. Имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать на стол 11. Гости заинтересовались и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяин харчевни  выполнил обещание ?

«ОТ НАШЕГО СТОЛА – ВАШЕМУ СТОЛУ”.

Каждая команда обменивается заданиями

1. Как из 13 зубочисток выложить метр?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие «Математическое кафе» Составила учитель математики МБОУ «СОШ п.Садовый » Кривкина Наталья Викторовна

Слайд 2

«Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом»

Слайд 3

Закуски : 1. Салат «Математические обгонялки 2. Салат « Ромашка» 3. Бутерброд « Логический» Первые блюда : 1. Борщ со сметанкой «Скороспел» « кто успел , тот и съел» 2. Суп из математических смекалок «От нашего стола- вашему столу» Вторые блюда 1. Гусь, запеченный с яблоками и загадками 2. Рагу из «логических смекалок с острыми приправами из внимания и мышления» Выпечка: 1.Слоеный пирог «Очевидное –невероятное» 2.Математический рулет Напитки: 1.Компот из математических рассуждалок . Меню:

Слайд 4

Салат «Математические обгонялки »

Слайд 5

1. Первая координата точки называется … А . Абсцисса Б. Ордината В. Биссектриса

Слайд 6

2. Треугольник, у которого все стороны равны называется … Б. Равноногим В. Правильным А. Равнобоким

Слайд 7

3.Процент-это… А. Десятая часть числа Б. Сотая часть числа В. Тысячная часть числа

Слайд 8

4. Треугольник, у которого один из углов равен 100°, а второй – 40° является … А . Остроугольным Б. Равнобедренным В. Прямоугольным

Слайд 9

5 . Отношение противолежащего катета к прилежащему катету называется … А. Синусом угла Б. Косинусом угла В. Тангенсом угла

Слайд 10

6 . Две прямые, через которые нельзя провести плоскость называются … А. Параллельными Б. Пересекающимися В. Скрещивающимися

Слайд 11

7 . Кто ввёл прямоугольную систему координат ? А. Галилей Б. Декарт В. Дарвин

Слайд 12

8. Числу 2 обратным является число … А. – 2 Б. 0,2 В. 1/2

Слайд 13

9.Число 13 называют… А. Дюжина Б. Чёртова дюжина В. Септима

Слайд 14

10 . Число 63 является … А. Составным Б. Простым В. Сложным

Слайд 15

11. Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоят 5 рыб? А . 5 руб. В. 7,5 руб. Б. 10 руб.

Слайд 16

12. Старинная мера веса … А. Пядь Б. Акр В. Пуд

Слайд 17

13 . Графиком уравнения х + у = 5 является … А. Парабола Б. Прямая В. Окружность

Слайд 18

14. Корень квадратный из числа 169 равен … А. 14 Б. 13 В. 12

Слайд 20

Салат «Ромашка»

Слайд 21

Бутерброд « Логический » , .

Слайд 22

Борщ со сметанкой «Скороспел» « кто успел, тот и съел»

Слайд 23

1. Один с сошкой ,……. 2. Семеро ………. 1. Одним махом …………. 2. Лучше один раз увидеть, …………. 1. Семь раз отмерь ………. 2. Семь бед …………. 1. Семь пятниц …………. 2. За двумя зайцами погонишься –………. 1. Одна нога тут ,…………. 2. Сам не дерусь …………. 1. За одного битого ………… 2. Не имей сто рублей ,……… 1. Одна голова хорошо, а …………. 2. Один за всех и ………. 1. Один в поле …………. 2. Ум хорошо, а………..

Слайд 24

« Гусь, запеченный с яблоками и загадкой» В теплом хлеве у бабуси Жили кролики и гуси. Бабка странною была – Счет животным так вела: Выйдет утром за порог, сосчитает триста ног. А потом без лишних слов Насчитает сто голов. И со спокойною душой Идет снова на покой. Кто ответит поскорей, сколько было там гусей? Кто узнает из ребят, Сколько было там крольчат?

Слайд 25

Рагу из «логических загадок и смекалок с острыми приправами из внимания и мышления» 1. Семь сестер находятся на даче. Кроме них никого нет. Каждая занимается своим делом: 1 - читает книгу, 2 – готовит, 3 – играет в шахматы, 4 – отгадывает кроссворд, 5 – занимается стиркой, 6 – ухаживает за растениями. Чем занимается седьмая сестра?

Слайд 26

2. В египетской пирамиде на гробнице начертано число , которое делится на все числа от 1 до 10 включительно без остатка. Назовите это число. 5050 1045 2520 5255

Слайд 27

Слоёный пирог «Очевидное – невероятное»

Слайд 28

“ Математический рулет с начинкой из обгонялок , навеянный непреодолимым желанием учиться, учиться и ещё раз учиться Вот здорово!

Слайд 29

Подведение итогов игры