Материалы конкурса "Учитель года-2022". Педагогический дебют.

Афанасьева Марина Дмитриевна

Материалы конкурса "Учитель года-2022". (Педагогический дебют.)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру

ФИО учителя

Славная Марина Дмитриевна

Класс

4 «А»

Тема урока

У Чёрного моря

Место урока в разделе

Природа России

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Формирование представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа

Задачи урока

1)образовательные: сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах; познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья;

2)развивающие: развивать умение работать с географической картой; развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

3)воспитательные: воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

  • находить и показывать субтропики на карте России;
  • характеризовать природные условия и растительный мир;
  • понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  1. наблюдать и делать выводы;
  2. анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;
  3. обсуждать проблемные вопросы;

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  1. определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
  2. высказывать своё предположение;
  3. оценивать результат своих действий.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  1. обмениваться мнениями;
  2. вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила;
  3. строить понятные речевые высказывания;  
  4. слушать других участников урока.

Ученик получит возможность формировать:

  1. учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
  2. способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
  3. эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Ресурсы:

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Часть 1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Раздаточный материал: листы с утверждениями, ребусы, план для выполнения групповой работы, парус и чайка.

Презентация к уроку, компьютер, проектор

Межпредметные связи

 Связь с русским языком, литературным чтением

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап

(1 минута)

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Проверка готовности класса к уроку

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Сядем правильно сейчас, пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час!

Сообщают о готовности к занятию.

Настраиваются на активную работу на уроке.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

2

Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

( 3 мин.)

Цель: закрепление знаний пройденного материала, постановка проблемы.

Актуализация субъективного опыта учащихся

Сегодня на уроке мне будет помогать акула- Винни. И мы Вас приглашаем в увлекательное путешествие по России, но прежде вы мне должны ответить на вопросы.

-Над каким мы работаем разделом? (Природные зоны России)

-Перечислите природные зоны (арктическая пустыня, тундра, лесная зона, зона степей, зона пустынь).

На листах задания.  

Слушают внимательно учителя, готовятся отвечать на вопросы.

Ответы обучающихся

Регулятивные УУД:

определять и формулировать тему урока; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

строить понятные речевые высказывания;  

слушать других участников урока.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: определение темы, цели и задач урока

(  5 мин.)

Организация внимания школьников. Обеспечить мотивацию учения школьников.

 Мы продолжаем увлекательное путешествие по России. Выполнив задание, мы сможем определить тему урока. Выделите из названий предметов, изображенных на картинах первые буквы и составьте два слова.

Тема урока: «У черного моря»

А какую мы поставим перед собой цель

Цель: познакомиться с субтропической зоной черноморского побережья

    

     

Выполняют задания учителя

Определяют тему урока.

Выбирают верные утверждения.

Формулируют цель урока. 

Познавательные УУД:

наблюдать и делать выводы;

анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;

Регулятивные УУД:

определять и формулировать тему урока; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

4

Первичное усвоение новых знаний

Цель:

применение теоретических знаний в условиях выполнения заданий

( 8  мин)

Обеспечить восприятие, осмысление и закрепление уч-ся изучаемого материала

Что же друзья, в дорогу пора!

И первая наша остановка - Черноморское побережье.

(Дети собирают пазл на интерактивной доске «Море и горы»)

Хорошо справились с заданием (на доске собранная картинка). А теперь мы узнаем, как море и горы влияют на климат данной зоны и как она называется.

Рассказ учителя.

Отправляются в путешествие

Дети собирают пазл на интерактивной доске «Море и горы»

Активное слушанье

Отвечают на вопрос учителя.

Познавательные УУД:

наблюдать и делать выводы;

анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;

обсуждать проблемные вопросы;

Регулятивные УУД:

высказывать своё мнение.

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

Физкультминутка

(1 мин)

Цель: смена вида деятельности, снятие напряжения и усталости

Продолжаем наше путешествие и следующая наша остановка «Здравница». Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Море волнуется раз…

Выполняют физминутку

Личностные УУД:

Установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

5

Первичная проверка понимания

( 5  мин)

Цель: первичное освоение и осмысление изученного материала

Установить правильность и осознанность изученного материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

Мы продолжаем своё путешествие и следующая наша остановка «Растительный мир». Здесь живёт фея цветов и растений. Она ждала нас и хотела рассказать нам о растительном мире Черноморского побережья, но случилась беда. Её похитили пираты. Злодеи согласились отпустить фею, если мы разгадаем их ребусы.

Мы эту работу будем выполнять в парах. У каждой пары свой ребус. Необходимо его разгадать.

Молодцы! У нас получилось разгадать ребусы и нашу фею пираты отпустили

Бук и дуб – эти красавцы деревья всегда ценились за высококачественную древесину.

В городе Сочи есть Дендрарий – уникальный парк, где собраны растения со всего мира. Их здесь более семи ста разных видов деревьев и кустарников.

зимнего парка.

На Черноморском побережье в полях и садах выращивают огромное количество овощей и фруктов: тыкву, перец, мандарины, яблоки, персики, виноград.

А мы с вами продолжаем наше увлекательное путешествие и следующая остановка «Животный мир»

Животный мир этой зоны разнообразен.

Прекрасны насекомые этих мест. Среди зелёных листьев трудно разглядеть Богомола, любителя мелких насекомых.

А это ящерица кавказская - ловкая, изящная, безобидная.

В горах Кавказа живут косули. Своим спокойствием эти грациозные животные как бы подчёркивают умиротворенность этих мест. Дельфины Афалина общительные и дружелюбные животные. Они обладают природной смекалкой и легко обучаемы.

Активное слушанье

Разгадывают ребус

Активное слушанье

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

наблюдать и делать выводы;

анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;

обсуждать проблемные вопросы;

Регулятивные УУД:

высказывать своё мнение.

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

6

Закрепление изученного материала

(  5  мин)

Цель: закрепление полученных знаний

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Сейчас мы с вами побудем в роли ученых-ботаников, экологов, зоологов.

Но нам необходимо разделиться на 3 группы.

1 группа- Ботаники, пользуясь учебником стр.127-,130 расскажите о растении субтропиков по плану.

1.Название

2.Отличительная особенность растений субтропиков.

2 группа- зоологи, пользуясь учебником на стр. 128-130, расскажите о животном мире субтропиков.

1 обитатели суши

2 обитатели моря  

3 группа- экологи, пользуясь учебником стр. 132-133, об экологии зоны.

Экологическая проблема Черноморского побережья

Выполняют задания учителя

Познавательные УУД:

наблюдать и делать выводы;

анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;

обсуждать проблемные вопросы;

Регулятивные УУД:

определять и формулировать тему урока; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1 мин)

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Разбираются разноуровневые упражнения для домашней работы.

Базовый уровень:

Стр. 126-133 пересказ.

Повышенный уровень:

Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.

Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.

Подготовить сообщение растительный и животный мир субтропиков

Слушают д/з

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

   8

Рефлексия

( 1   мин)

Цель: соотнесение цели занятия и его результатов, самооценка работы на занятии.

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолого – эмоционального состояния.

-Возьмите чайку (если у вас возникли трудности при выполнении задания), парус (если у вас всё получилось и цели урока были достигнуты)

-Оцените себя.

-Молодцы! Наше путешествие подошло к концу.

-Спасибо за урок!

Подводят итоги, проводят рефлексию.

Регулятивные УУД:

высказывать своё мнение

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Данный урок по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» изучается в системе уроков по разделу «Природа России».

 Тема урока: У Чёрного моря

Цель урока: формирование представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи:

1) образовательные: сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах; познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья;

2)развивающие: развивать умение работать с географической картой; развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

3)воспитательные: воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.

 Эти задачи направленны на формирование УУД:

 Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

1)        наблюдать и делать выводы;

2)        анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;

3)        обсуждать проблемные вопросы;

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

1)        определять и формулировать тему урока с помощью учителя;

2)        высказывать своё предположение;

3)        оценивать результат своих действий.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

1)        обмениваться мнениями;

2)        вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила;

3)        строить понятные речевые высказывания;  

4)        слушать других участников урока.

Личностные результаты:

Ученик получит возможность формирования:

1)        учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

2)        способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

3)        эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты: характеризовать природные условия и растительный мир;

понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Тема урока - освоение нового материала.

Он включал в себя следующие этапы:

Организационный этап

Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Первичное усвоение новых знаний

Физкультминутка

Первичная проверка понимания

Закрепление изученного материала

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия.

        Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания, соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался средней трудности, но интересным и увлекательным.

        В ходе урока организована индивидуальная, фронтальная, групповая, работа учащихся.

        Соотношение деятельности «учитель-ученик» соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи. На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Распределение времени было рациональным. Учащиеся включались в работу активно.

        Результаты урока совпадают с целью урока. Учащиеся научились характеризовать природные условия и растительный мир, а также понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимости охраны природы этой зоны, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

       Домашнее задание оптимального объёма, разноуровневое, с доступным инструктажем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

В целом цели и задачи, поставленные перед уроком, были достигнуты.



Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«Я - учитель»

Если вы удачно выберете труд

и вложите в него свою душу,

то счастье само вас отыщет.

                           К.Д. Ушинский

 

           На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Считала, что среди множества различных профессий на земле, эта профессия — самая интересная и привлекательная. Я учитель...

 Да, я учитель и всегда хотела им быть. Я мечтала стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Из чего состояла и состоит жизнь моя? Уроки, планы, кружки, внеклассные мероприятия, конкурсы, работа с родителями, самообразование, методическая работа, педсоветы, совещания, конференции, семинары, обмен опытом, проверка тетрадей и только потом семья, общение с друзьями. Бывают дни, когда, кажется, что всё делаешь не так, как надо, чувствуешь усталость…  Но звенит звонок, ты входишь в класс, видишь сияющие глаза, которые смотрят на тебя, надеются, ожидают какого-то чуда, и ты забываешь обо всём, тонешь в этих лучиках света, тепла, надежды и любви. Какой он, настоящий учитель? Я думаю, что у каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но я знаю одно: настоящий тот, кто просто любит детей! Любит детей разных: умных, странных, независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых…

Какой он современный учитель? Я считаю, что, прежде всего, профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный, креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянно идущий вперёд; учитель-друг, учитель-подросток, учитель-мама, учитель-мудрец. Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности, а я уверена, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы.

Учитель! Как бесценно имя это

Среди богатой россыпи сердец!

Учитель! Это имя чище света.

Он – мой отец, духовный мой отец.

Склонял он надо мной виски седые

И мир, учил, как надо понимать,

И под его диктовку я впервые

Два слова вывел: «Родина» и «мать».

Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога.

Учитель - это удивительная профессия. Ее значимость и востребованность никогда не утрачивала смысл с развитием общества. Изменения в обществе требуют не обычного выпускника, а уже взрослого человека с огромным багажом знаний, определенной жизненной позицией, нестандартным мышлением, который, не теряясь, может быстро сориентироваться, перестроиться в этом постоянно меняющемся мире, человека нравственного, с высокой культурой, который сможет самореализоваться в жизни. Ведь если бы не было учителя, то не было бы других профессий: президента, инженера, врача.

Какое прекрасное слово «учитель»!

Ваятель любви, человеческих душ,

Наставник семьи и державы строитель…

Учитель всегда и везде на виду.

Невозможно представить жизнь без учителя. Как много приходится пережить, передумать, прежде чем встанешь у учительского стола и с улыбкой скажешь: «Здравствуйте! Начинаем урок!» Во время учебного процесса учитель должен быть капитаном корабля, плывущего на пути к знаниям,  направляющим лицом, лидером и  командиром, руководителем и наставником, который будет вести детей за собой и побуждать их к стремлению получить новые знания, достигнуть успеха и максимально заинтересовать.

В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, который является не объектом, а субъектом обучения и воспитания.

Таким образом, учитель и ученик - равноправные участники непрерывного педагогического процесса и обучения. И только когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд: СО – дружество. Это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они – важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца.

У каждого свои мысли, свои проблемы и заботы, свой особый мир, такой хрупкий, и  которому надо обязательно помочь раскрыться. И я стараюсь угадать, на что настроены сегодня мои ученики, пришедшие ко мне на урок, за какую струнку потянуть, чтобы она зазвучала, чем заинтересовать. Я поняла, что даже «самый, самый» ученик – в душе обязательно  талантлив.  И это я помню всегда, ведь я – учитель! Образна и очень точна древняя мудрость: «Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь», а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.

У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками.

Не забуду и о здоровьесберегающей педагогике. Вдумайтесь, еще два века назад, в 1805 году, великий Песталоцци предупреждал о том, что при книжных формах обучения происходит ухудшение развитие детей, «убийство их здоровья». А что тогда сказать о современном образовании, если к «книжным формам» добавить стрессы, вредные привычки, малую подвижность, скудное питание, такие «наркотики», как интернет.

Я Учитель? Да! Валеолог? Тоже да! Я должна пропагандировать здоровый образ жизни, учить детей корректному отношению к своему здоровью, прививать иммунитет против болезней, стрессов, зла, помня при этом знаменитую клятву Гиппократа: «Не навреди!» 

Поэтому задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье. 

Слишком много в жизни моих учеников факторов риска для возникновения различных заболеваний из–за постоянного ожидания оценки со стороны учителей и родителей.

Нет двух отношений к ребенку — педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно, — человеческое.

Такие разные! Как научить их быть гуманными, понимать прекрасное? Как научиться любить своих (таких разных!) учеников?

Любить всех?! Аксиома?! Но любовь - чувство избирательное. Любить всех невозможно!

Отвечу согласием на возгласы скептиков. Да! Невозможно! Но в нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них (!) способен. Способен по-своему и в своём! Это трудно… Любить - это трудно. Верить ещё труднее. Веру нужно воспитывать в себе, как воспитывают привычку. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату.

Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. Ведь, я – учитель!

Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом?

На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь! Но в одном я уверена уже сейчас – я выбрала правильный путь.  Мой труд приносит мне радость! Я  счастлива от того, что я работаю с детьми!

Я – скульптор, но в руках у меня не глина.

Я - музыкант, но перед глазами совсем не ноты.

Я – хирург, но работаю без скальпеля.Кто я?

Я леплю человека. Я касаюсь струн его сердца.

Я срезаю опухоль с души. Я – учитель! 

                                         Наталья Чернова.

                  (Из книги «Доверяю тебе мою боль и радость)