IV. 2. Результативность личного участия в конкурсах методических разработок.

Очирова Зоя Михайловна

Методическая разработка - это издание, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon iv._2._prikaz286.pdf346.97 КБ
Файл horovaya_studiya_-_radost_hudozhestvennoy_napravlennosti.docx202.34 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Многопрофильная гимназия г. Лагани»

Утверждаю__________        Рассмотрено на педсовете

Директор гимназии                                    Протокол №___

Спицына В.П.                                         Дата ____________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ХОРОВАЯ СТУДИЯ «РАДОСТЬ»

Программа для учащихся возраста 11 – 14 лет

Срок реализации 3 года

https://banner2.kisspng.com/20180704/zij/kisspng-choir-damkr-soprano-blandet-kor-concert-chorus-5b3cc8bf3a4e47.9077711315307102072388.jpg

Составитель: Очирова Зоя Михайловна

                                                                                    учитель МХК, хормейстер, ВКК,                                                                  

                                                                 

заслуженный учитель РК

Лагань 2020 г.

Раздел I «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровая студия» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 № 196).

- Приказ Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Направленность образовательной программы «ХОРОВОЙ СТУДИИ РАДОСТЬ»

по содержанию - художественная;

по функциональному предназначению — учебно-познавательная;

- по форме организации — кружковая;

- по времени реализации и уровню усвоения — трёхступенчатая (1 год – стартовый, 2 год – базовый, 3 год – продвинутый).

Она направлена на воспитание и развитие личности детей, обучающихся в МКОУ «Многопрофильная гимназия г. Лагани».

       Развитие творческих способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно, и желанно исполнять?

      На эти вопросы искали ответы многие педагоги и мастера хорового искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.

    Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе пения дети осваивают основы хорового исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства, поэтому в инновационном учреждении для снятия умственного напряжения детей создана хоровая студия «Радость».  

    Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных-хоровых навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего звучания).

    Содержание программы «Хоровая студия Радость» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.

  Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

  Особенность программы в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

   Новизна программы

      Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков, обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы

    Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

     С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и хоровое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

      Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокально-хоровых способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Хоровая студия Радость», направленная на духовное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы

      В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей занятия в «Хоровой студии Радость»-это источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, и гармонизацией личности.

     Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Адресат программы

Хоровой работой охвачены обучающиеся в возрасте 11 – 14 лет. Набор проходит без предварительного прослушивания, по желанию и интересам детей.

Предлагаемая программа художественной направленности предназначена для обучающихся 11-14 лет. Однако, в силу особенностей изучаемых объектов и явлений, индивидуальных особенностей детей и подростков, их желания, пожеланий родителей, в процесс обучения могут быть вовлечены дети 10- 11 лет и подростки 15 лет. Для данной категории воспитанников предусматриваются индивидуальные маршруты обучения.

Периодичность занятий: - Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. (45 минут).

 Всего в году – 68 занятий, 68 часов. Это позволяет правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

Полный курс обучения составляет 204 ч. Программа опирается на базовые знания обучающихся по предметам: мировая художественная культура, литература, ИКТ.

Цель реализации программы

 – формирование певческой культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры.

Задачи:

 Развивающие:

  • Развитие музыкальных способностей;
  •  Воспитание устойчивого интереса к искусству;
  •  Воспитание художественного вкуса;
  •  Формирование у учащихся восприятия стилевых особенностей, исполняемых   произведений.

   Образовательные:

  • Формирование вокально-хоровых навыков;
  • Освоение репертуара;
  • Формирование твёрдой атаки, работа над мягкой атакой, работа над выработкой певческого дыхания,
  •  Работа над цепным дыханием;
  •  Выработка у обучающихся кантилены и округление звука, формирование высокой    позиции в пении;
  •  Расширение диапазона певческого голоса учащихся; 
  •  Работа над дикцией; 
  •  Пение a capella, пение каноном;
  •  Освоение навыков хорового сольфеджирования;
  •  Выработка навыков пения на p, pp;
  •  Расширение и закрепление диапазона певческого голоса;
  •  Выработка у обучащихся чистого двухголосия, освоение трехголосного пения;

     Воспитательные:

  • Вовлечение школьников в хоровое движение, приобщение их к миру прекрасного;
  • Обучение коллективному творчеству.
  • Укрепление положительной сознательной установки на пение;
  • Привлечение учащихся к выбору репертуара;
  • Воспитание уважительного отношения к другим культурам, толерантности

Планируемые результаты освоения программы

Предметные

 - овладение практическими умениями и навыками вокального творчества

 - овладение основами музыкальной культуры на материале музыкального искусства народов России

Личностные

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

 - бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро -  и макросоциума (объединения, класса, школы, города, региона и др.);
  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • использовать полученные знания на практике, жизненном опыте, прививать чувство любви к музыке у своих близких.
  •  Формы и режим занятий:
  • Занятия группы:
  • 2 раза в неделю – 68 часов в год

В процессе обучения занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально

  • Наполняемость группы:
  • 1 год обучения – 26 обучающихся
  • 2 год обучения – от 20 до 30
  • 3 год обучения – от 20 до 30

 Виды деятельности.

 -двигательно-ритмические упражнения, поддерживающие тонус и снимающие напряжение у детей;

-музыкальные игры;

-элементы актёрского мастерства, применяемые в процессе исполнения песни,

- слушание музыки;

-музыкальная грамота;

-движения под музыку;

-певческая импровизация.

Формы проведения занятий

  • гостиная,
  • игра,
  • концерт,
  • конкурс,
  • праздник,
  • репетиция,
  • спектакль,
  • экскурсия,

Формы подведения итогов:

  • Главной формой подведения итогов являются концертные выступления хоров в стенах школы перед родителями, сверстниками и педагогами, а также на смотрах-конкурсах и фестивалях в районе, городе.

Формы организации деятельности

фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение)

коллективная (хоровая):

  • репетиция,
  • постановочная работа,
  • концерт,
  • распевание,
  • выполнение дыхательных упражнений,
  • индивидуальнаяразучивание песни, коррекция певческих ошибок, музицирование.
  • Ожидаемый результат:
  • В завершении обучения по образовательной программе Хоровая студия «Радость" обучающиеся:
  • - могут правильно формировать певческий звук,
  • - пользоваться певческим дыханием,
  • -следить за правильным произношением текста в соответствии с правилами орфоэпии,
  • - умеют работать с хоровыми партитурами и хоровыми партиями,
  • - умеют исполнять произведения различных стилей и направлений и эмоционально откликаться на них,  
  • - продолжают развивать свои музыкально-слуховые представления.

 Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников хоровой студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении музыкального материала.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему– занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов,

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления.

   Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

  Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

  Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

   Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

Ожидаемые результаты обучения

  Всесторонне развитый обучающийся гимназии, умеющий грамотно петь; овладение основ музыкальной грамоты.

К концу обучения дети должны знать/понимать:

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу первого года обучения дети должны

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- 5-10 песен

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

К концу второго года обучения дети должны

знать/понимать:

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокальной музыки;

- 10-15 новых песен

уметь:

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- основные дирижерские жесты;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

К концу третьего года обучения дети должны

знать/понимать:

  • агогике.
  • различных видах ансамбля.
  • многоголосии;
  • стилях эпох и стилях композиторов;

уметь:

  • быстро и бесшумно брать дыхание в живот, ровно распределять его сначала на короткие, затем на более протяженные фразы;
  • петь спокойно и свободно (но не расслабленно) легким, звонким (не форсированным), напевным звуком в диапазоне от «ре-1» до «до-2»;
  • сохранять дыхание на более продолжительных фразах;

РАЗДЕЛ II "КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ"

Учебно-тематический план

1-й год обучения – СТАРТОВЫЙ

Цели:

  • заложить основы вокально-исполнительской деятельности;
  • сформировать начальные навыки вокального исполнительства;

Задачи:

  • развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»).
  • формирование певческой установки;
  • постановка певческого дыхания;
  • формирование начальных навыков певческой артикуляции;
  • формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне 1-ой октавы;
  • ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.

Разделы, название темы

  Теорет.

Практ.

Общ. кол.час

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.

1

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

1

-

1

2

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

1

1

2

3

Строение голосового аппарата.

1

1

2

4

Правила охраны детского голоса.

1

-

1

5

Вокально-певческая установка.

1

2

3

6

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

1

4

5

II.

Формирование детского голоса.

1

Звукообразование.

1

3

4

2

Певческое дыхание.

1

3

4

3

Дикция и артикуляция.

1

5

6

4

Речевые игры и упражнения.

1

3

4

5

Вокальные упражнения.

1

5

6

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.

1

Народная песня.

1

3

4

2

Произведениями русских композиторов-  классиков.

1

2

3

4

Произведения современных отечественных композиторов.

1

8

9

5

Сольное пение. Основные правила работы  с микрофоном

2

2

IV.

Игровая деятельность, театрализация.

1

2

3

VI.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

1

Путь к успеху.

1

2

3

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

2

2

VII

Концертно-исполнительская деятельность

1

Репетиции

6

6

2

Выступления, концерты.

4

4

Итого

16

52

68

                                       2-й год обучения – БАЗОВЫЙ

Цель:

  • развивать заложенные основы вокально-исполнительской деятельности;
  • продолжать формировать начальные навыки вокального исполнительства;

Задачи:

  • развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»).
  • формирование певческой установки;
  • постановка певческого дыхания;
  • формирование начальных навыков певческой артикуляции;
  • формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне 1-ой октавы;
  • ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.

  1. Разделы, название темы

 Теорет.

Практич.

Общ. кол.час

I.

Пение как вид музыкальной деятельности

1

Вокально-певческая установка.

1

3

4

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

1

3

4

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

3

3

II.

Совершенствование вокальных навыков

1

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

2

2

2

Вокальные упражнения.

4

4

3

Артикуляционный аппарат.

1

2

3

4

Речевые игры и упражнения

2

2

5

Дыхание, опора дыхания.

1

3

4

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.

1

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

1

3

4

2

Произведения композиторов-классиков.

1

2

3

3

Произведениями современных отечественных композиторов.

1

5

6

4

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

1

2

3

5

Сольное пение. Основные правила работы  с микрофоном

2

2

IV.

Элементы хореографии

1

1

V.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

1

Путь к успеху.

1

1

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

2

2

3

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

2

2

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

-

1

Репетиции

8

8

2

Выступления, концерты.

12

12

Итого

8

60

68

                                        3-й год обучения – ПРОДВИНУТЫЙ

Цель: совершенствовать навыки вокально-хорового исполнительства

Задачи:

  • развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»).
  • формирование певческой установки;
  • совершенствование навыков певческой артикуляции;
  • расширение интонационно устойчивого пения в диапазоне 2-ой октавы;
  • ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.

  1. Разделы, название темы

 Теор.

Практ.

Общ. кол.час

I.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

1

Сценическое движение и художественного образа песни.

1

2

3

2

Виды, типы сценического движения.

1

2

3

3

Соотношение движения и пения

1

3

4

4

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

4

4

II.

Совершенствование вокальных навыков

1

Вокальные упражнения.

6

6

2

Речевые игры и упражнения

2

2

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.

1

Народная песня

3

3

2

Произведения композиторов-классиков.

2

2

3

Произведениями современных отечественных композиторов.

8

8

4

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

2

2

5

Сольное пение. Основные правила работы  с микрофоном

3

3

IV

Элементы хореографии

2

2

V.

Актёрское мастерство

1

3

3

VI

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

1

Путь к успеху.

1

1

1

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

3

3

3

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

2

2

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

-

1

Репетиции

10

10

2

Выступления, концерты.

10

10

Итого

7

61

68

Формы и методы определения результативности освоения программы.

Контроль усвоения материала производится постоянно. Условно можно выделить три этапа оценки усвоенных знаний, умений, навыков и воспитанных личных качеств.

Вводный контроль (в начале каждого учебного года, в сентябре).

Текущий и промежуточный контроль (текущий - в течение учебного года, промежуточный в середине учебного года (итоговое занятие в декабре).

Итоговый контроль - в конце каждого учебного года (итоговое занятие в мае).

Параметры оценивания

Знания:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
  • широта кругозора;
  • свобода восприятия теоретической информации;
  • понимание терминологии, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Практические навыки:

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
  • качество исполнения репертуара;
  • техничность исполнения;
  • артистичность, эмоциональность и образность исполнения;
  • взаимодействие воспитанников в ансамбле в процессе исполнения.

Уровень развития воспитанности:

  • культура исполнения и поведения во время выступления (внешний вид, собранность, отношение к слушателям);
  • ответственность при работе;
  • дисциплина.

Методы оценки результативности:

  • анкетирование;
  • педагогическое наблюдение;
  • беседы с воспитанниками;
  • индивидуальные прослушивания на занятиях;
  • итоговые прослушивания - итоговые занятия и зачеты;
  • выступления на концертах и конкурсах;
  • самооценка воспитанников;
  • диагностические тесты.

                     

Содержание программы

Содержание учебного материала 1-го года обучения.

Формирование певческого аппарата. Гигиена голоса. Строение гортани. Работа голосовых связок. Атака звука (твердая, придыхательная, мягкая). Свойства певческого голоса. Певческая установка и дыхание. Зевок. Прикрытый звук. Штрихи (легато, нон-легато, стаккато). Виды дыхания. Три этапа дыхания. Опора дыхания. Упражнения на выработку певческого дыхания. Распределение ровного дыхания по фразам. Навык цепного дыхания. Артикуляционный аппарат. Развитие дикционных навыков. Основные правила произношения слов в пении. Гласные звуки. Упражнения. Согласные звуки. Упражнения. Интонация. Координация слуха и голоса. Унисон. Значение координации между слухом и голосом. Пение вокально-хоровых упражнений на развитие координации между слухом и голосом. Работа над чистым интонированием. Работа над чистым интонированием в песнях с инструментальным сопровождением и без сопровождения. Пение упражнений на построение унисона. Выработка активного унисона. Пение легких произведений в унисон.

Музыкально-теоретическая подготовкаСкрипичный ключ. Ноты. Расположение нот на нотоносце. Длительность нот и пауз. Знаки альтерации. Чтение нот с листа. Развитие чувства ритма. Простые ритмические упражнения. Развитие мелодического слуха. Повторение за педагогом услышанной мелодии. Сочинение своих мелодий.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Великие композиторы прошлых столетий. Знаменитые произведения композиторов-классиков. Современные композиторы. Песни современных российских композиторов. Современные вокально-хоровые коллективы.

Содержание учебного материала 2-го года обучения.

Формирование певческого аппаратаГигиена голоса. Атака звука (твердая, придыхательная, мягкая). Основные регистры певческого голоса. Выравнивание регистровых порогов. Упражнения на выработку певческого дыхания. Распределение ровного дыхания по фразам. Навык цепного дыхания. Координация слуха и голоса. Работа над чистым интонированием. Развитие дикционных навыков. Основные правила произношения слов в пении. Гласные звуки. Упражнения. Согласные звуки. Упражнения. Выработка активного унисона. Пение легких произведений в унисон.

Музыкально-теоретическая подготовкаПовторение ранее изученного материала. Лад мажорный и минорный. Интервалы. Пение интервалов. Басовый ключ. Чтение нот с листа. Развитие чувства ритма. Простые ритмические упражнения. Развитие мелодического слуха. Повторение за педагогом услышанной мелодии. Сочинение своих мелодий.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Великие композиторы прошлых столетий. Знаменитые произведения композиторов-классиков. Современные композиторы. Песни современных российских композиторов. Современные вокально-хоровые коллективы.

Содержание учебного материала 3-го года обучения.

Вокально-хоровая работаГигиена голоса. Атака звука (твердая, придыхательная, мягкая). Основные регистры певческого голоса. Выравнивание регистровых порогов. Защитная функция вибрато. Упражнения на выработку вибрато. Упражнения на выработку певческого дыхания. Распределение ровного дыхания по фразам. Навык цепного дыхания. Задержка дыхания перед началом пения, исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Координация слуха и голоса. Развитие дикционных навыков. Основные правила произношения слов в пении. Гласные звуки. Упражнения. Согласные звуки. Упражнения. Ансамбль и его виды. Дикционный ансамбль. Тембровый ансамбль. Ритмический ансамбль. Правила одновременного вступления голосов по партиям в 2-х-голосии. Поиск собственной манеры пения. Подбор репертуара для каждого воспитанника. Анализ собственного пения.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Знакомство с вокальными жанрами песня, романс. Разучивание романсов. Произведения композиторов-классиков России и Запада. Современные композиторы и исполнители. Современные вокальные студии. Анализ их выступлений.

Различная манера пенияНародное пение. Истоки. Разучивание несложной народной песни. Академическое пение. История и развитие. Разучивание канона. Эстрадное пение. Отличие от народного и академического пения. Разучивание современной эстрадной песни.

Содержание учебного материала.

Тема 1. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач хоровой студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный хоровой репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема 2. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокально-хоровых упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема 4. Игровая деятельность, театрализация песни.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема 5. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Тема 6. Концертная деятельность. Выступление хора,

в связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Приложение № 1

    В начале проведения каждого практического занятия в хоровой студии «Радость» педагог должен проводить общий инструктаж по технике безопасности для обучающихся.

Инструкция по технике безопасности

Требования к учащимся:

  1. Беречь голос от крика
  2. Беречь голос от чрезмерной нагрузки
  3. Беречь голос от высокой тесситуры
  4. Беречь горло от простуды
  5. Беречь голос во время мутации

    Перенапряжение мышц голосового аппарата, крик, бесконтрольное пение, особенно в мутационный период или после перенесенных заболеваний могут привести к значительным функциональным и органическим нарушениям голоса. Поэтому, необходимо бороться во время пения с криком. Резкий, напряженный крик портит голосовой аппарат. Не надо кричать дома, на переменах, на улицах.

    Систематическое занятие пением способствует более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом тренируется музыкальная память, развивается интеллект и вырабатываются необходимые певческие навыки.

    Продолжительность пения в младших классах- не более 20 мин, в старших- не более 30 мин.

    При разучивании репертуара диапазон песен должен быть удобным и соответствовать возрастным показателям, состоять из небольших фраз. Текст песен должен быть понятен детям, при выборе репертуара необходимо опираться на имеющиеся представления и образы у детей.

    Слуховые ощущения тесно связаны с мышечными ощущениями, в процессе пения тренируется как слуховая, так и мышечная чувствительность, которая необходима для качественного развития голоса. Петь должно быть приятно и удобно.

    Необходимо как можно больше внимания уделять креплению организма, закаливанию (солнце, воздух и вода), больше гулять на улице. Ни в коем случае не петь с больным простуженным горлом.

    Максимальная простота и доходчивость в пояснении приемов, применяемых педагогом, поможет ребенку легко воспринимать и выполнять требования педагога.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

Срок проведения: сентябрь, первое занятие для вновь пришедшего учащегося в течение учебного года.

Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса по программе.

Форма проведения: ответы на вопросы и практическое задание.

Содержание аттестации:

Первое диагностическое занятие, проводится индивидуально. Педагог приглашает ребенка в музыкальный кабинет и на фоне положительного эмоционального общения с ним задает несколько любых вопросов («Кто тебя сегодня провожал в школу?», «Как ты себя чувствуешь?» «Как тебя зовут?»-и т.п.). Ребенок отвечает на вопросы, а педагог, прислушиваясь к звучанию его естественного речевого голоса, определяет его тип (высокий, средний или низкий) и примарную речевую зону (например, ре1 - фа1, до1 - ми1, си-бемоль - до-диез1).

Ответы на вопросы:

1.Воспринимающий тест: спой как мяукает котенок, как мяукает кот. (диагностика звуковысотного чувства)

2. Определяются общий и примарный диапазоны певческого голоса ребенка. Ему предлагается легкая короткая попевка («У кота-воркота), начиная со средней части общего диапазона по полутонам вниз до момента, когда ребенок начинает повышать. Это нижняя граница общего диапазона. Затем - по полутонам вверх, очень осторожно, до момента, когда ребенок начинает понижать. Это верхняя граница общего диапазона. По ходу воспроизведения ребенком всех этих звуков педагог отмечает границы примарного диапазона, где голос звучит наиболее свободно и красиво.

*По результатам проведенной диагностики на музыкальных занятиях хор располагается по этим подгруппам: слева - группа детей с высокими голосами, в центре - со средними, справа - с низкими. Детей со средними голосами, как правило, больше всего.

3.. Гармонические загадки-выявление развития ладово-гармонического чувства-сколько в созвучии спряталось звуков?

Какой гномик пришел: грустный или веселый? -определение лада музыки

4.Поются знакомые ребенку распевки, песни. Если ребенок затрудняется, то можно «повторить мелодию» за педагогом – ладовое интонирование мелодии.

5. Игра «Ладошки»-выявление уровня сформированности метроритмических способностей (на материале русских народных песен)

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

Критерии оценки:

Низкий уровень

Полное отсутствие навыков

Средний уровень

Есть начальный опыт

Высокий уровень Хорошие навыки

Тест 1

Теряется при выполнении задания в звуковысотности

Интервальная разница между «котом» и «котенком» незначительная

При выполнении задания четко поет терцию в нужных регистрах

Тест 2

Определение примарного тона

Тест 3

1-3 балла

4-7 баллов

8-9 баллов

Тест 4

ми-си

ре-до2

до-ре2

исполнение песни легко, звонко

Тест 5

Неровное сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса

0 баллов

Адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов

1 балл

Воспроизведение ритма с одним-двумя метрическими нарушениями и некоторой помощью голосом

2 балла

Форма фиксации результата: протокол (Приложение 1).

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Срок проведения: итоговая аттестация – апрель-май.

Цель:

Итоговая аттестация – это оценка учащимися уровня достижений, заявленных в образовательной программе по завершении всего образовательного курса программы.

Форма проведения: зачеты, концерты

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

Содержание аттестации:

Учащийся должен знать

1. нотную грамоту

2. правила разбора хоровых партий

3. понимать дирижерский жест

4. особенности музыкальных стилей

5. чисто интонировать хоровое произведение

6. в соответствии с художественными требованиями исполнять произведения a capella и с сопровождением

7.Обучащийся должен владеть навыками выразительного исполнения, исполнения различных видов динамики, фразировки, агогики, ритма с необходимой артикуляцией.

Критерии оценки итогового результата аттестации:

*Результаты даны по «5» балльной системе.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Диапазон к концу года: си-ре2

Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются: - открытые уроки, - сольные выступления, - хоровые конкурсы, - годовые отчетные концерты. По окончании второго полугодия проводятся хоровые концерты.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы:

1. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);

2. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации; 3. Аудиосредства: магнитофон, микрофон, электронные аудиозаписи;

4. Ноутбук;

5. Акустическая система;

6. Пианино (электро);

7. Метроном

8. Кабинет.

9. Шкаф для методической и нотной литературы

Успехи реализации программы возможны:

∙ если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

∙ если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

∙ если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

∙ если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность) Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях. Свидетельством успешного обучения могут быть грамоты участникам.

Кадровое обеспечение

  • Работать по данной программе может педагогимеющий специальное музыкальное образование и опыт работы с детьми

Список литературы

Для педагогов:

  1. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в школе» М.,1983 г.
  2. Владимирова О.А. Слушание музыки. 1 год обучения. Учебное пособие для детских музыкальных школ и детских школ искусств. — Санкт-Петербург: Композитор, 2013. — 96 с.
  3. Сергеева П.А., Бердникова Л.А. Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе. Учебно-методическое пособие. - Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2000. - 96 с.
  4. Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2011. — 404 с.
  5. Г.П. Стулова Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное пособие. Л.: Планета музыки, 2014.-176
  6. Буланов В.Г. "Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора" - Екатеринбург, 2000 г.
  7. Богданова Т.С. Основы хороведения: учебное пособие – Минск: БГПУ 2009. -132с.
  8. Озерова В. В. Использование инновационных технологий в детском хоре для создания высокоуправляемого коллектива. Методическая работа. Тверь: ТПК, 2012 г.
  9. Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. СПб. «Лань» 2000
  10. Ткачева Е.Е. Его Величество Театр. СПб., 2006 г.
  11. У Ген-Ир Основы дирижирования - Сборник Хоровая педагогика вып.1, стр.11-18, СПб, 2005г. РГПУ им. Герцена.
  12. Ю.Б. Алиев» Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.

13.Н.Н. Рябенко «Уроки музыки в 1-7 классах» М. 2006.

Для учащихся:

  1. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 1-3 класс ДМШ М., 1982 г.
  2. Думченко А.Ю. "Пение с листа для начинающих", СПб., 2008 г. ДТЮ На Ленской Тетрадь первая, Тетрадь вторая
  3. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио 1-3 класс ДМШ СПб., 2015 г.
  4. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. / Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997. -64с.