Публикации

Стародубова Татьяна Васильевна

 

 Аспекты здоровьесберегающих технологий

 на занятиях кружка хореографии.

 

Автор: Стародубова Татьяна Васильевна,

педагог дополнительного образования I квалификационной категории

МБОУ СОШ № 16 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Арзамаса,

 руководитель детского хореографического   коллектива «Эдельвейс».

 

Тип работы: статья.

Предмет: хореография.

Класс: 1-11.

Цель:  формирование   здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографии.

Задачи:

- способствовать созданию благоприятного состояния психической сферы, душевного комфорта на занятиях.

- эффективно воздействовать на физическое  развитие воспитанника.

- воспитывать в подрастающем поколении потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей.

- осуществлять обогащение педагогического процесса  за счет разнообразных взаимосвязей с другими видами художественно-практической деятельности, отражающих тему здоровьесбережения и экологическую тему.

 

 

           Хореографическое искусство очень популярно среди детей, широко и глубоко захватывает различные сферы личности ребенка, эффективно воздействует на эмоционально-психическое и физическое его развитие. Поэтому на занятиях кружка хореографии в нашей школе придаётся огромное значение применению  здоровьесберегающих технологий.

           Термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Выделяются следующие компоненты здоровья: соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта. Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности.

              Картины мира, складывающиеся в сознании младшего школьника на основе реальных образов окружающей действительности, уникальны. Они отличаются красочностью, радостью и не доступны человеку на других возрастных этапах развития. Образно - мифологическое мироощущение, чувственное отношение к объектам природы, отзывчивость, творческая активность позволяет создать условия для полноценной реализации и развития личности ребенка. Насколько мы оценим значимость эмоционально-чувствительной сферы личности, будет зависеть психическое здоровье учащегося.

          По результатам психологических тестов проводимых педагогом-психологом на внимательность, адаптацию, на психологическую сплоченность,  у детей, занимающихся хореографией в коллективе, выявляется более высокие положительные результаты, чем у сверстников.

             Опыт переживаний, практической деятельности, поведения и отношений из игровых ситуаций, из творческих образов ребенок переносит в реальную жизнь. Потребность в активной деятельности, интенсивность накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром, весь этот полученный опыт в значительной степени определяет нравственное здоровье личности. Какие роли проживет ребенок в танце, какие ценности, какой стиль взаимоотношений будут нести воплощаемые им на сцене пластические образы – от этого во многом будет зависеть его поведение. В танцевальных постановках нашего коллектива дети перевоплощаются в трудолюбивых пчелок, собирающих нектар с цветов, в беленьких котят, защитивших черного котенка, хулиганок которые делят между собой стул.

image

      К нравственному здоровью также относится и воспитание толерантности. Толера́нтность (от лат. tolerantia —терпение) — социологический термин, обозначающий принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта.   Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Все это прослеживается  через изучение истории традиций, обрядов, национальных костюмов и праздников. Результат отражается в постановке танцев разных стран и народов (украинский танец – гопак, индийский, испанский, латиноамериканский танец, танец французских мимов).

E:\Фото\Мамино\Старшие\8марта 2011\DSC05555.JPG

      Оказывается, очень не просто – любить свою культуру и быть толерантным к культуре чужой. Ведь обычно любовь к своей культуре вырастает в какой-то защите от окружающего мира.

           Очень высок потенциал искусства хореографии в формировании у детей соматического и физического здоровья. Это не только развитие физических данных ребенка (выворотность, растяжка, гибкость, прыжок), но и развитие координации движений, ловкость и выносливость, устранение недостатков телесного развития, патологических проявлений, умение правильно распоряжаться своим телом при тяжелых физических нагрузках. Огромное значение имеет развитие чувства ритма, музыкальности, выразительности, артистизма, исполнительского мастерства.

       В моей программе для занятий хореографического кружка предусматривается мониторинг развития физических данных,  результаты которого ежегодно показывают улучшение растяжки, гибкости, выворотности, высоту прыжка и т.д. 

        На занятиях применяется принцип интеграции – органическая связь учебного и воспитательного процесса, которая заключается во взаимопроникновении хореографического образования и экологического воспитания. Обогащение педагогического процесса осуществляется за счет разнообразных взаимосвязей с другими видами художественно-практической деятельности, отражающих экологическую тему (участие в городской акции «Праздник ВОДЫ», ежегодном празднике принятии первоклассников в экологический клуб «Экос», в едином международном Дне экологии и здоровья в форме выступления экологических агитбригад). Дети активно включаются в творческий процесс по созданию экопластических образов, являясь либреттистами и исполнителями ролей в постановочной работе по теме природы.

   На 1 году обучения у детей нередко проявляются неразвитая самоорганизация, моральная неудовлетворенность, низкий творческий потенциал, отсутствие чувства ответственности и самоопределение ребенка в рамках ведущей деятельности. Посредством участия в концертной деятельности создается ситуация переживания успеха, которая у всех детей протекает абсолютно по-разному, но в результате прослеживается положительная динамика. Дети становятся более собранными (организованными), ответственными, повышается творческий потенциал.

             В младшем школьном возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения — все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми.

       Кабинет хореографии оборудован двухуровневым станком, во время занятия используются гимнастические коврики, на которых проводятся уроки балетной гимнастики: упражнения для укрепления всего мышечного корсета, позвоночника,  для голеностопного сустава, на гибкость, для растяжки. Эти упражнения являются стержневым компонентом в хореографии, а так же в укреплении физического здоровья.  

 

     Группы детей формируются по возрастам. Протяженность занятия для  1-2 классов  - 45 минут 2 раза в неделю, 3-4 классы – 1,5 часа (с перерывом 15 минут)  2 раза в неделю; 5-8 классы – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 3 раза в неделю.

       Так как в школьный  хореографический кружок зачисляются все желающие дети, не по профессиональной пригодности, без специального отбора, у многих из них полностью отсутствуют специальные физические данные, поэтому занятия проводятся с учетом их возможностей. Учитывая физиологические особенности детей,  применяю дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты и количества повторения движения; использования верхнего и нижнего станка при исполнении растяжек; местоположение в зале.

            Ребенка можно назвать здоровым, если он: в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость. В нравственном плане – честен, самокритичен. В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

 

Рекомендации к использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией:

1.Зал для занятий хореографией площадью из расчета 3-4 м на одного учащегося, высотой не менее 4 м.

2. Балетная перекладина установлена на высоте 0,9-1,1 м от пола и на расстоянии 0,3 м от стены.

3. Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1.

4. Пол в зале должны быть дощатые, некращенные, или покрыты специальным линолиумом.

5. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

6. Группы должны быть сформированы по возрастам. Протяженность занятия для  1-2 классов  - 45 минут 2 раза в неделю, 3-4 классы – 1,5 часа (с перерывом 15 минут)  2 раза в неделю; 5-8 классы – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 3 раза в неделю.

7. Следует применять дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты повторений движений, использование верхнего и нижнего станка, местоположение в зале, постепенное ускорение темпа исполнение движений.

8. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут, предусматриваются перерывы (оздоровительные моменты: минутки релаксации, дыхательная гимнастика) по завершению определенного этапа работы.

9. Количество видов преподавания (словестный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех.

10. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

11. Следует обогащать педагогический процесс за счет разнообразных взаимосвязей с другими видами художественно-практической деятельности, отражающих экологическую тему, а также на протяжении занятия следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

12. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

13. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, небольшое стихотворение.

 

Список литературы:

1.      Костровицкая В.С., Писарев А.А., Школа классического танца: Учебное пособие для хореографических училищ и хореографических отд. Вузов искусств.- Л.: «Искусство», 1976.

2.      Майстрова Л.Ф. Экотанцпластика. Программа и методические рекомендации по воспитанию эмоционально-нравственного отношения к природе у детей младшего возраста средствами хореографии. - Москва. 2007.

3.      Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991.

4.      Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство. 1983.

5.      Барышникова Т. Азбука хореографии. – 2001

6.      Конорова Е.В. Хореографическая работа со школьниками Л., 1958.

7.      Эльяш Н. Образы танца. – М.: Знание, 1970.

8.      Халабузарь. Эстетическое воспитание в школах искусств //Сборник статей/. – М., 1988

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гармонизация личности ребенка

в процессе познания окружающего мира

на занятиях объединения дополнительного образования «Хореография».

Выполнила: педагог дополнительного образования

высшей категории Стародубова Т.В.

    «Испокон веков природа не только одевала, кормила, защищала человека. Совершенство линий, богатство красок, грациозная пластика завораживали глаз. Природа – это великолепнейший храм красоты, распахивающий перед человеком свои двери. И человек не может не оценить этой щедрости. Являясь самым драгоценным сокровищем в храме природы, не устает восхищаться той филигранности, с которой она выточила янтарь, самоцветы, разукрасила оперенье птиц, лепестки цветов, времена года. Природа – мастер, человек у нее в подмастерьях, ученик, создающий произведения искусств. Вдохновленный живописными пейзажами, композициями из камня, он пишет холсты, ваяет скульптуры, моделирует архитектурные комплексы. Зачастую движения объектов, явлений природы дают толчок творческому началу. Красота природы разлита везде и человек наслаждается ею. Питает, пополняет свою душу, эмоции, разум».

       Занятия объединения дополнительного образования «Хореография» строятся на углубленном акцентировании темы окружающих образов природы, с применением разнообразных методик (творческие, актерские задания, пластические, музыкально-сюжетные этюды, игры и т. д.). Любимые детьми пластические и музыкально-сюжетные этюды являются эффективным средством формирования эмоционального отношения к миру. Пластические характеристики природного мира, придумывание сюжетов, рисунки, сочинение сказок, импровизации позволяют ребенку стать режиссером и творцом учебно-воспитательного процесса.

     Усвоение нравственных норм, эстетического восприятия природы, повышение интеллектуального уровня, становление нравственно-экологической позиции ребенка успешно осуществляется с включением ребенка в другие виды творческой экологически ориентированной деятельности: творческие задания на импровизацию, познавательные беседы, чтение фрагментов художественной литературы о природе; сочинение и описание детьми  музыкальных образов на основе природы, игры, релаксационные пятиминутки.

    Особая роль отводится   участию ребенка в массовых экологических мероприятиях, ориентированных на практическую деятельность по охране природы.

     Следует обратить внимание на ракурс темы. Роднение ребенка с окружающим миром осуществится в случае, если ребенок будет проигрывать роль объекта природы, превращаясь в него, пропуская через свой внутренний мир, дымку эмоциональных переживаний: любовь, страдание, восхищение, чуткость, участие.

        Воспитаннику на занятии хореографии по программе «Игропластика» дается возможность перевоплощается в братьев своих меньших, проигрывая этюды, соответствующие установке «Я - природа» (я - котенок, я – капля дождя, я - мышонок).

      Интересны для детей, но чуть менее продуктивны в процессе воспитания эмоциональной сферы, этюды раздела «Я и природа». Их схема заключается в восприятии ребенком природы рядом с собой: «я – среди природы», «меня окружает природа» (это танцевальные композиции «Божьи коровки», «Аленький цветочек», «Ягодки-малинки»).

     Эти этюды формируют среди участников коллектива согласованность, взаимопонимание, отзывчивость, рефлексию, иммунитет против безнравственного поведения, уважение к окружающим.

     Творческий процесс предваряет непродолжительные беседы учебно-познавательного содержания.

      Работа с образами природы направлена на формирование у ребенка пластических, ритмических, цветовых, пространственных, эмоциональных ассоциаций наряду с расширением вербальных характеристик объектов природы. Важно, чтобы ребенок реагировал на изменения характера персонажа, находил индивидуальные средства выражения, отражал эмоциональное состояние образа. Необходимо увлекательно, красочно, эмоционально осветить ту грань существования природы, которая часто находится вне поля зрения, остается незамеченной. Следует заострить внимание ребенка на том, что природа не только художник, музыкант, но и виртуозный исполнитель грациозного движения (грациозное вальсирование листочков в пору осеннего листопада, полет стаи журавлей).

        Важно выделять эмоциональный аспект, акцентировать на том, что у природы бывает разное «настроение».

        Общение должно носить диалоговый характер, надо стараться следовать за ребенком, чутко определять его расположение, приоритеты, оценивать опыт, «разжигать» активность, поощрять инициативу.

     Тесный контакт с предметом, являющийся прообразом, расширит кругозор ребенка, вызовет активизацию творческой деятельности. После этого, самое время приступить к «работе над образом», осуществляющейся в работе над музыкально – пластическим этюдом.

       Одновременно следует озадачить ребенка, нарисовать предмет, придумать рассказ или прочитать стихотворение, загадать загадку, это позволяет ребенку стать режиссером и творцом учебно - воспитательного процесса.

     Усиление эмоциональной окраски образов большую роль играют включаемые в содержание уроков поэтические произведения.  Например: «Прислушайтесь. Вы оказались на лесной поляне. Был ясный солнечный день, но внезапно на небе появилось небольшое облако, которое заслонила солнце, постепенно облако переросло в темную тучку, из которой стали падать капли дождя. Сначала капли были мелкими и падали редко, но постепенно дождь усилился. Недолго властвовала на небе синяя туча, яркие лучи солнца прорезались сквозь нее. Дождь стал стихать, капли все реже стали стучать по листьям и траве и совсем стихли. Туча исчезла, солнце, словно умытое дождем вновь засияло на небе, и появилась радуга». Дождик был веселым, жизнерадостным, чистым и добрым.

После ливня и грозы

Мост невиданной красы,

Ни потрогать, ни забраться –

Можно только любоваться…

       Во время занятий пластической партерной гимнастикой,   применяются элементы для развития:

- пластичности и  выразительности образа,

- развивается наблюдательность,

- решается вопрос эмоционального отношения к животному: проявление нежного отношения, элементов заботы о животном, трогательные и чувственные, развивается воображение и ассоциативное мышление (как котенок умывается, просыпается и потягивается, радостно прыгает, ласкается), объясняется и применяется понятия мягкость и  пластичность исполнения.

А дальше – к соснам, к детям  и к работе,

Которая никак не утомляет:

Обнять глазами, окружить заботой

И творчеством, что души окрыляет!

Ведь души эти требуют вниманья:

Глаза в глаза – и долгое терпенье…

Бывает так: ДЕРЕВЬЯ понимают,

А человек отчаялся – не верит…

И вот тогда природа выручает –

День ото дня – своим великолепьем!

Она к добру и к ласке приручает

И   ОБЛИК   новый человеку лепит.

И, наконец, расслабился, раскрылся,

В спокойном ритме сердце застучало!

Мы вместе с соснами глаза его ОТКРЫЛИ,

Мы с ветром колыбель его качали!

За этот взгляд – спокойно-благодарный,

За ежедневно-радостную встречу

Я каждый ДЕНЬ встречаю, как ПОДАРОК,

Который мне останется НАВЕЧНО!