Я участница районного этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года 2025"

Инна Борисовна Фатнева

Работы на конкурс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spils-karta.docx20.55 КБ
Файл esse_vospitetel_21_v.docx17.84 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2_1_1.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Моя педагогическая находка»

Использование спилс-карты в патриотическом    воспитании                дошкольников

Сегодня важным является патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое обозначено как одно из приоритетных направлений государственной политики. Именно активные и патриотически настроенные люди могут решать сложные задачи современной жизни. Патриотизм выражается как личностное качество, которое включает в себя следующие компоненты : любовь к «малой» Родине, к земле где родился и вырос, социальную толерантность и стремление выполнять свой долг перед Отечеством.

Родиной для маленького ребенка является, в первую очередь, его семья, его дом, его улица, детский сад, родной город. Поэтому, приобщение к культуре и истории своей родины, невозможно без приобщения к краеведческому компоненту. Каждая область, каждый край, каждый город, деревня или село имеют отличительные особенности, свою уникальную историю, природу, традиции и быт. Выбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о том, чем славен их родной край.

Известно, что знание географии своей Родины является действенным средством формирования личности человека и его активной жизненной позиции.

Решение данного вопроса мы видим в использовании географической карты, так как одним из методов научного познания при изучении географии является территориальный. Но в дошкольном образовании ведущим видом деятельности является игра. А как можно играть с географической картой? На помощь нам могут прийти спилс-карты – это набор магнитных элементов в форме российских регионов, которые собираются на доске. Разработчиком и правообладателем спилс-карт является руководитель программы «Знаю Россию - служу Отечеству»,  Евгений Владимирович Тюриков. 

Работа детей с такой картой способствует многогранному развитию детей.

-Развивает координацию глаз и рукДети, чтобы собрать карту, используют метод проб и ошибок, и это требует большой концентрации внимания и правильной координации глаз и рук;

-Учит решать проблему, добиваться поставленной целиОсновная проблема в сборе спилс-карт это верно соединить субъекты, и тут необходимо приложить старание, усердие, знания для решения проблемы.

-Развивает словарный запас. Ярким преимуществом спилс-карт является формирование и развитие географических словарных навыковРебенок запоминает названия районных центров, названия районов, жителей района, историей возникновения названий.

-Улучшает памятьРазвивается зрительная и тактильная память, тренируется моторика;

-Развивает навыки социального общения. Спилс-карты могут собираться совместно с одногруппниками, друзьями, и это помогает развивать социальные и коммуникативные навыки у детей;

-Развивает уверенность в себе. Поскольку дети собирают карты самостоятельно, их уверенность в себе возрастает, так как они ставят перед собой задачу и решают ее.

Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё интересно познать. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления. Всё это побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы. Иногда они комментируют то, что узнали, внося своё видение, используя нестандартное, интересное объяснение.

Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

Поэтому основная идея моей работы заключается в проведении обучающих мероприятий по работе со спилс-картой Ярославской области для формирования патриотического воспитания через знакомство с особенностями своей малой Родины.

Задачи моей работы:

-Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного края;

-формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

-воспитание любви и уважения к своему родному народу, его обычаям и традициям;

-воспитание у детей привязанности к родному дому, земле, где они родились.

  Для решения этих задач, я сделала дидактические игры, расширяющие возможности работы с картой:

- «Расположи сказочных героев по районам»;

- «Найди герб района»;

-« Узнай промысел»;

-Краеведческое лото «Районы Ярославской области»- предлагается определить, к какому району относятся картинки, на которых представлены природные, культурные объекты, промыслы и сказочные герои.

Знакомство с областью началось с рассматривания разобранной карты. Ребята увидели, что очертания районов похожи на животных, птиц или предметы. Первым, для ознакомления, ребята выбрали Мышкинский район, по очертаниям похожий на кошку. 

При знакомстве с районом. Дети узнают о географическом положении, учатся определять границы районов,  изучают достопримечательности районных городов. Знакомятся дети с названием районных центров, их гербами, музеями, особенностями культуры и истории возникновения.

Дети собирают карту на скорость, отслеживая время по песочным часам, отдельно собирают районы, где протекает Волга, сначала ориентируясь по бумажной карте, затем по памяти. Ребята заинтересовались и стали сами придумывать различные варианты сбора карты: «Граничат ли между собой районы на одну букву?», «Районы, граничащие с водохранилищем», определяют, какого района не хватает. Во время сборки карты работает зрительная  и тактильная память. Потренировавшись несколько раз, ребята запоминают территории Ярославской области, их масштаб и расположение.

Так же, я планирую сделать спилс-карту Некрасовского района и поселка Некрасовское для более подробного ознакомления детей с историей и современностью родного поселка географическим положением, достопримечательностями района через игру.

Используя разнообразные методы и формы работы, можно развивать у детей чувство гордости за свою малую родину и сформировать у них ответственное отношение к ее настоящему и будущему.



Предварительный просмотр:

                             Эссе на тему «Воспитатель 21 века»

     Осень застилает жёлтым ковром улицы, по стеклу стекают мелкие капли холодного дождя. Я сижу под уютным пледом и размышляю о своей жизни. Что-то не всё стало клеиться, в профессии.  Перестала радовать работа – дело, которому я отдала немало лет. Мне сорок. Я полна сил и энергии, но на что их теперь направить?.. На экране героиня фильма «Москва слезам не верит» произносит известную фразу: «В сорок лет жизнь только начинается, это я теперь точно знаю».

- Какая ерунда, - подумала я, - к сорока годам у человека уже всё должно сложиться, какие изменения могут быть в сорок лет?!

    Такие невесёлые мысли роились в моей голове в тот дождливый осенний вечер. Но наступил другой день, который заставил меня посмотреть на привычные вещи по-новому.

- А может быть, мне попробовать себя в работе с детьми? – подумала я. Почему бы нет?

   В детстве я мечтала быть доктором Айболитом, мечтала лечить животных, но жизнь изменила мои планы: перестройка, семья, дети… Педагогом я себя НИКОГДА не представляла, хотя детей всегда очень любила.

- Что ж, может, пришло время написать новую страницу в книгу своей жизни? – подумала я и однажды перешагнула порог знакомого мне детского сада. Когда-то, много лет назад, я водила сюда своих сыновей.

    Сад принял меня по-доброму, да и Фортуна от меня не отвернулась. Мне повезло, я – младший воспитатель, а рядом со мной – опытная Елена Сергеевна, сделавшая к тому времени уже немало выпусков. Счастье, наконец, нашло меня! Каждый день я летела на работу на крыльях радости и знала, что меня ждут дети, которым я нужна и которые нужны мне. И вот позади учёба, месяцы профессиональной переподготовки, и я – воспитатель!

   Ещё К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само отыщет вас». Мне повезло, счастье меня отыскало!

    Я – воспитатель XXI века! У меня самая удивительная и творческая профессия, позволяющая возвращаться в детство каждый день. Я люблю детей за их непосредственность, люблю с ними разговаривать, играть, учить их чему-то новому и необычному, ежедневно многому учусь у них сама, и это здорово! Я осознаю свою ответственность перед родителями своих воспитанников и перед обществом, частью которого они уже являются. Мои дети активно участвуют во всевозможных конкурсах, фестивалях, концертах, многие из них за свои достижения награждены дипломами и призами.

    Быть воспитателем в современной жизни сложно и ответственно, так как нужно быть не только всесторонне развитым человеком, но и иметь огромное терпение, а также постоянно находиться в творческом поиске.

     О чём думает воспитатель XXI века? Начиная каждую неделю с пения и слушания Гимна России и, ведя с детьми беседы «О важном», я думаю о том, как помочь детям научиться жить в социуме, быть внимательными и терпеливыми друг к другу, научиться жить в коллективе, уважая людей разных национальностей и проявляя интерес к истории и культуре своей страны, а также к культурам разных народов. Я думаю о том, как воспитать из детей достойных граждан своей страны, привить им любовь к Родине, рассказываю им о подвигах героев прошлого и настоящего, учу их беречь и ценить свою семью, проявлять понимание и любовь к своим близким.

     Однажды, после утреннего приёма, я услышала в группе громкие всхлипывания. Это плакал Максим. Доверившись мне, он рассказал, что его несправедливо обидела мама, отругала, по его мнению, «ни за что».

 - Она меня совсем не любит, - продолжал мальчик, - лучше бы я жил с бабушкой, а не с мамой, - с грустью добавил он.

Почти целый день потребовался мне для того, чтобы убедить Максима в обратном, что мама очень его любит, просто она переживает за него и хочет, чтобы он вырос достойным, сильным и смелым человеком, настоящим гражданином своей страны.

- Максим, от кого гнев – от того и милость, - напомнила я ему пословицу, с которой мы знакомились совсем недавно.

 – Вот увидишь, мама сегодня тебя обязательно обнимет, вы помиритесь и сможете спокойно обо всём поговорить, - уверенно сказала я.

Сказала, а сама задумалась: а хватит ли мудрости у мамы Максима, чтобы всё сделать правильно, чтобы не повредить ту тонкую нить взаимопонимания и доверия, которая связывает мать и сына? «Надо будет успеть вечером обязательно с ней пошептаться о важном», - продолжала думать я. Главное, чтобы мальчик правильно понял, за ЧТО ему попало, и чтобы мамин авторитет остался на должном уровне, не пошатнулся в глазах ребёнка.

    Сегодня приоритетным направлением государственной политики является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Именно активные и патриотически настроенные люди могут решать сложные задачи современной жизни. Для маленького ребёнка Родиной, в первую очередь, является его семья, его дом, улица, детский сад, его родной город, посёлок или деревня, поэтому приобщение к культуре и истории своей родины невозможно без приобщения к краеведческому компоненту. В связи с этим, одним из основных направлений моей работы с детьми является проведение обучающих мероприятий по работе со спилс-картой Ярославской области. Данное направление способствует формированию патриотического воспитания через знакомство со своей малой Родиной. Используя разнообразные формы и методы работы, мы воспитываем у детей чувство гордости за свою малую Родину, формируем у них ответственное отношение к её настоящему и будущему, а также растим достойных граждан нашего общества, будущих созидателей и открывателей. Я надеюсь, каждый из моих воспитанников найдёт в жизни своё достойное место. И, чем раньше он сумеет правильно его определить, тем быстрее он станет счастливым и успешным.

      … И снова за окном дождь, только уже тёплый и весенний. Душа полна радости и светлых надежд. Позади ещё один трудный, но, как всегда, интересный день. Беру плед, любимую книгу и иду отдохнуть. На память снова приходят слова всё той же Кати Тихомировой из «Москва слезам не верит», что в сорок лет…

- А ведь действительно, в сорок лет жизнь только начинается. Это Я теперь точно знаю! – со спокойной душой подумала я и, улыбаясь сама себе, открыла любимую книгу.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование спилс-карты в патриотическом воспитании дошкольников.

Слайд 2

Знание географии своей Родины является действенным средством формирования личности человека и его активной жизненной позиции. Одним из методов при изучении географии, является работа с географической картой.

Слайд 3

Как можно играть с картой? На помощь нам могут прийти спилс-карты , разработчиком которых является руководитель программы «Знаю Россию», Е. В. Тюриков

Слайд 4

Улучшает память Развивает навыки социального общения Развивает уверенность в себе Развивает координацию Развивает словарный запас Учит решать проблему, добиваться поставленной цели

Слайд 5

Чему способствует сбор спилс-карт ? Самостоятельно собрав спилс-карту несколько раз, ребенок получает превосходный результат в освоении географических знаний. Дети, чтобы собрать карту, используют метод проб и ошибок, и это требует большой концентрации внимания и правильной координации глаз и рук. Осуществляется познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни. Спилс-карты помогают развить мышление и память, так как дети пытаются вспомнить карту и составить ее, при этом используют накопленный опыт, т.е. вспоминают субъекты , расположенные рядом друг с другом.

Слайд 6

Задачи Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного края; Воспитание уважения к своему родному народу, его обычаям и традициям; Формирование патриатических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину.

Слайд 7

Игры со спилс - картами способствуют формированию географических представлений, представлений об истории, природных особенностях и территории родного края

Слайд 8

Рассматривание элементов карты.

Слайд 9

Фантазируем, творим!

Слайд 10

Где живет сказочный герой?

Слайд 11

Узнай герб района

Слайд 12

Краеведческое лото

Слайд 13

Узнай район по силуэту

Слайд 14

Собери районы, где протекает Волга

Слайд 15

Сбор карты на время

Слайд 16

Используя разнообразные методы и формы работы, можно развивать у детей чувство гордости за свою малую родину и сформировать у них ответственное отношение к ее настоящему и будущему.