Проект "Широкая масленица"

Хачикян Лусине Грачьяевна

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

1.Художественная литература;

2.Репродукции картин художников;

3.Тексты русских народных песен, загадок, пословиц, поговорок про масленицу и про блины;

4.Тексты народных игр;

5. Грамзаписи русских народных песен;

6.Куклы в национальных костюмах;

7.Альбомы: « Народные промыслы», « Матрёшка- русский сувенир».

Предварительная работа:

1.Рассматривание альбомов и репродукций картин.

2.Беседа о Масленицы, о том, как она празднуется на Руси;

3.Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу;

4.Рузучивание пословиц, поговорок, загадок и песен про блины и масленицу;

5.Выпечка блинов родителями и детьми;

Предполагаемый результат:

- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Результат проектной деятельности: праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План реализации проекта

ПОНЕДЕЛЬНИК  -“  ВСТРЕЧА”

-Познакомить детей с народным праздником Масленица

- Воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа.

-Беседа о Масленице, о том как она празднуется на Руси.

-Изготовление куклы” Масленица”.

-Знакомство с Масленицей.

Вторник- “ Заигрыш”

-Расширять знания детей о видах устного народного творчества.        

-Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу.

 -Разучивание песен про блины.

-Занятие “ Мы веселые матрешки”.

Среда -  “ Лакомка”        

-Познаём секреты русской кухни        

-Загадки о блинах.

-Угощение- блины с вареньем, маслом, сахаром.

 - Художественное творчество с детьми  «Мы печём блины»

- Игра в снежки.

Четверг- “Разгуляй”        

-Продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества.

-Закрепить представление о «Масленице»

-уметь играть в народные игры,воспитывать любовь к культуре.        

-Разучивание поговорок про Масленицу и блины, зимние забавы.

-“Матрешки затейницы”(конспект занятия)

Пятница- “Посиделки”

-Праздник посвящённый проводам зимы и встрече весны.

-Спортивные развлечения

-стен газета “Масленица”

-Прощай, Масленица

Конспект занятия “Знакомство с масленицей”.

Тема : Знакомство с масленицей.

Цель: познакомить детей с народным праздником Масленица, приобщать детей к традициям русского народа, учить отвечать на поставленные вопросы, развивать внимательность, мышление, словарный запас слов, воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал:  кукла- Зима, кукла- Весна, кукла- Масленица, миска со снегом, миска с водой, волшебный мешочек, бусинки , кораблик, шнуровка.

Ход занятия.

Стук в дверь, появляется кукла- зима.

Зима: - здравствуйте дети.  ( дети здороваются). Это я зима к вам в гости пришла.А вас как зовут? А ты кто? ( Дети отвечают) Какие вы? ( добрая, весёлая. хорошая и т.д.) А я зима снежная, холодная морозная. А у меня для вас сюрприз ( достаёт с мешочка миску со снегом). Что это? ( снег). Какого цвета снег? ( белый). Потрогайте снег. ( Дети трогают снег, рассматривают его) Какой он? ( холодный, пушистый, мягкий). А руки какие стали? ( мокрые и холодные).Давайте посушим наши ручки.

Пальчиковая игра:

Падал снег на порог,

Я лепил себе пирог,

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк,

Пироги себе пеки не из снега, а с муки!

- Какие стали ручки? ( сухие).

Зима:  А я снежок накрою  заботливой  рукою ( накрывает миску со снегом платком) Дружно с мест своим встаем и весну встречать пойдём.

Дети встают с мест хлопают в ладоши и говорят:

Приходи весна- красна,

Принеси ты нам тепла!

Приходи погода ясная!

Приходи солнце красное.

В группу заходит кукла- весна.

Весна: Вы меня звали? Я весна- красна, бужу землю ото сна, но я не одна пришла а  с Масленице. Посмотрите- это масленица. ( дети обходят куклу- масленицу). Какая она красивая, большая. Давайте нарядим её, сделаем для неё, бусы.

(Дети садятся за стол, собирать бусы).

Воспитатель: Соберите бусы и мы их подарим  Масленицы.( дети собирают бусы, воспитатель, помогает завязать шнурочки)  Какие бусы у вас получились? ( яркие, разноцветные). Нарядим Масленицу. ( Дети одевают бусы масленицы). Какая масленица стала ? ( нарядная).

Зима: Я совсем позабыла, что платком снежок накрыла. Сесть нам надо всем в кружок, посмотреть на наш снежок! ( убирает платок а в тазу вода) Где же снег куда пропал, он наверно убежал.

Весна: У меня есть кораблик, посмотрите как он плавает, Чтобы он поплыл на него нужно подуть. Давайте все вместе подуем на кораблик.

Дыхательная гимнастика.

Весна: Зима пора тебе уходить. Прощай зимушка- зима. Спасибо что в гостях была. ( Дети прощаются с зимой) А мы с Масленицей у ребят остаемся в гостях. Они добрые и дружные.

Рефлексия: воспитатель с детьми угощает кукол – Масленицу, Весну чаем с пирогом.

Конспект занятия “ Мы весёлые матрёшки”

Тема: « Мы весёлые матрёшки».

Цель: познакомить детей с народной куклой матрёшка, продолжать учить детей работать кисточкой и красками, закреплять названия цвета ( красный), развивать моторику рук, внимательность, воспитывать интерес к занятиям.

Материал: силуэт вырезанной матрёшки на бумаге, образец  готового рисунка, кисточка, салфетка, краски красного цвета, сундучок, кукла матрёшка.

Предварительная работа:  Рассматривание матрёшек в группе, игра с народными игрушками, рассказывание потешек,  сказок.

Ход занятия.

Стук в дверь. Входит матрёшка, неся с собой сундучок.

Воспитатель: Дети посмотрите кто к нам пришёл? ( ответы детей). Правильно Матрёшка. Это наша красивая игрушка, но она пришла не одна, с ней пришли её сестрички. Давайте посмотрим сколько их. ( Воспитатель выставляет на стол семь матрёшек  из одного набора). Какие они? ( Красивые, большие и маленькие). Покажите самую большую матрёшку и самую маленькую. ( ответы детей). Ребята давайте поиграем с нашими матрёшками.

- Ну-ка матрёшки становитесь в весёлый, дружный хоровод. ( Дети ставят по кругу матрёшек , проговаривая вместе с воспитателем слова:

 Семь кукол деревянных,

Круглолиц и румяных,

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что принесла нам матрёшка в сундучке. ( открывает сундучок и достаёт оттуда не раскрашенных матрёшек). Да это её подружки, только у них платья не раскрашены, дайте им поможем, нарядим их в красивые платья.( Дети садятся на свои места за столы). Посмотрите что лежит у вас на столе? ( матрёшка). Мы сейчас будем красить наряд матрёшки.

Воспитатель показывает готовый образец и приём рисования.

Воспитатель: Сегодня наша кисточка будет работать по особенному, станет прыгать вверх вниз. Возьмите кисточки  и попробуйте без краски показать, как кисточка будет рисовать.( Воспитатель показывает каждому ребёнку движение кисти вверх-вниз, дети самостоятельно повторяют движения на листе.

Воспитатель: ( хвалит детей) Теперь набирайте на кисточку красную краску, ведь платье матрёшки  красного цвета, и начинайте красит матрёшку.                   ( Воспитатель следит за выполнением работы). Какие у вас красивые матрёшки получились ( Можно  наряд матрёшки украсить кружками из белой бумаги, и на каждый наряд матрёшки ,приклеивает кружочки из белой бумаги).

Рефлексия:

Молодцы ребята сегодня мы с вами встретились с народной русской игрушкой Матрёшкой.

Воспитатель выставляет всех матрёшек на стол со словами:

Мы весёлые матрёшки

В сарафанах наших пестрых

Мы похожи словно сёстры,

Завязали нам платочки,

Раскраснелись наши щечки

Конспект занятия “Масленица”

Тема: « Масленица».

Цель:  продолжать приобщать детей к русским народным праздникам, учить детей запоминать весёлые заклички и использовать их в жизненных ситуациях, воспитывать любовь к традициям русского народа, интерес к игре.

Материал: Матрёшка, кукла- Масленица, сани, обруч с лентами разноцветными.

Ход занятия.

Воспитатель: Солнышко взошло, Масленица пришла

                        С песней пляской и весельем,

                        Да хорошим угощеньем!

( Стук в дверь под русскую народную мелодию Матрёшка везёт в группу на санях Масленицу. Дети здороваются, радуются гостям. Масленица предлагает детям поиграть в игру.)

Игра « Хоровод Масленица».

Дети водят хоровод вокруг Масленицы и поют:

Мы с тобою  хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся,

Масленица кривошейка, гуляем хорошенько!

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Весёлая карусель»

Игра « весёлая карусель».

(К обручу  привязаны ленты, дети берутся за ленты одной рукой и идут сначала в одну сторону, затем поменяв в руку в другую).

Еле,еле,еле,еле, закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и закончилась игра.

Рефлексия: кукла- Масленица хвалит всех детей и угощает всех леденцами

ЗАГАДКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ.

1.Это праздник объеденье!

   Напечём блины с утра,

   К ним сметана и варенье и конечно же икра ( Масленица).

2. Жёлтый, круглый, ароматный и на вкус такой приятный,

    И с вареньем и медком и сгущённым молоком. ( Блин).

3. Желтый круглый, ароматный,

     Только мама испечёт, он прыг и прямо в рот. ( Блин).

4. Всю неделю отдыхаем,

     Всех блинами угощаем,

     Холод зимний провожаем,

     А весну с теплом встречаем ( Масленица).

5. Для любимой бабушки, напеку оладушки

    Так румяны и вкусны, это вкусные… ( блины).

6. Масленица- объеденье!

    На печём блины с утра,

    К ним сметана и варенье и конечно же ( икра).

 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ.

- Масленица объедуха, денег приберуха.

-  Масленица, семь дней гуляет.

- Без блинов, не масляна.

- Это Масленица идёт,

  Блин да мёд несёт.

- Кому Масленица, да сплошная,

А  нам Вербная, да страшная.

- В прощённый день, как на Пасху все целуются.

- Не житьё- бытьё,  а Масленица.

- Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.

- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.

- Масленица без блинов,

 Что именины без пирогов , не бывают.

- Как на масляной недели в потолок блины летели.

-Отдадим почтенье, на сырной в воскресенье.

- На масляной недели повеселись, да блинком угостись.

- Масленица блинная,

Сытная, старинная,

С самоваром, огоньком,

Солнцем, снегом , ветерком.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ « ОЙ БЛИНЫ, БЛИНЫ МОИ»

1. Мы давно блинов не ели

     Мы блиночков захотели,

     Ой блины, блины мои, вы блиночки мои – 2 раза.

2. Моя старшая сестрица,

    Печь блины то мастерица,

     Ой блины, блины мои, вы блиночки мои  - 2 раза

3.  Гости будьте все здоровы,

     Вот блины наши готовы,

     Ой блины, блины мои, вы блиночки мои – 2 раза    

Конспект занятия “Матрёшки затейницы”

Тема: « Матрёшки затейницы»

Цель:  познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки- прибаутки, пословицы, развивать словарный запас детей, память, моторику рук, учить чётко проговаривать звуки в словах, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материал:  матрёшки, карточки с изображением ответов на загадки.

Ход занятия:

Давным - давно из далёкой страны Японии привезли маленькую игрушку- куклу. Кукла эта понравилась детям . Этих кукол назвали Матрёнами, ласкова матрёшками.

Семь кукол деревянных,

Круглолиц и румяных,

В гости к нам идут-

Всех матрёшками зовут,

Эта игрушка с сюрпризом…

Посмотрите – ка ребята

Чем матрёшечка богата?

Каждая матрёшка со своей затеей. Но давайте по порядку. Чем нас порадует  первая матрёшка.

Матрёшка с загадками:

Эта матрёшка любит загадки загадывать. У нас есть карточки с картинками отгадками. Отгадываете загадку, показываете картинку.

- Вся лохматая, четыре лапки, сама усатенька? ( кошка)

- Маленький, беленький

По лесочку прыг- прыг

Морковку ищет ( заяц)

Матрёшка с шутками- прибаутками:

Матрёшка- хохотушка. Сама любит посмеяться и вас повеселить. Послушайте её смешные шутки:

« Небывальщица»

По небу медведь летит,

Медведь летит хвостом вертит,

Свинья на дереве гнездо свила…

Почему эта шутка называется « Небывальщица». Чего из того , о чём говорилось не бывает.

Матрёшка с чистоговорками:

Эта матрёшка учит правильно произносить звуки. А забава её так и называется – чистоговорка.

Ветерок в лесу ш-ш-ш,

Ползёт уж в траве с-с-с,

Прилетел жук ж-ж-ж,

Спел комарик с-с-с.

Матрёшка с играми:

А эта матрёшка не любит сидеть на месте. Она любит играть

Игра « весёлая карусель»

( К обручу привязаны ленты, дети берутся за ленты одной рукой, идут сначала в одну сторону, затем поменяв руку в другую сторону)

Еле, еле, еле, еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом

Тише,  тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз- два вот и закончилась игра.

Матрёшка с пословицами:

Эта матрёшка хочет поделится с вами умными мыслями- пословицами. Послушайте чему они нас учат  

- Чище мойся, воды не бойся,

- Слезами горю не поможешь,

- на масляной недели повеселись да медком угостись.

Матрёшка со стихотворениями:

Эта матрёшка любит стихотворения сама рассказывать и  деток слушать.

- Пусть на масленицу каждый вспомнит о своих мечтах

Это праздник очень важный,

Не забудем о блинах. ( просит детей повторить стихотворение).

Седьмая матрёшка угощает детей блинами проговаривая слова:

- Всю неделю мы гуляем,

  Всех блинами угощаем,

  Зимний холод провожаем,

  Солнышко с весной встречаем…

 Рефлексия:  Сколько интересного мы узнали от Матрёшек- затейниц. Давайте поблагодарим матрёшек  и попрощаемся с ними.



Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

Масленица – это один из самых ярких, веселых, шумных и незабываемых праздников в году. Обычно дети принимают участие в масленичных гуляниях, развлечениях, но мало кто из них может объяснить смысл происходящего. В интересах развития ребенка, расширения его кругозора родители могут рассказать много любопытного о масленица.ИзображениеМасленица – веселый и жизнеутверждающий праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Но нужно помнить, что Масленица – это древний, еще языческий праздник, который сохранился после крещения Руси. Это праздник со своими особыми традициями, смысл которых детям может быть непонятен. Например, Вы знаете, почему масленица – такой громкий и шумный праздник? Потому что землю нужно разбудить, и тогда начнется весна, можно будет пахать землю и сеять хлеб. Постарайтесь найти время и расскажите детям про масленицу: о том, почему праздник так называется; почему масленица отмечается всегда разного числа; про то, зачем сжигают чучело и, конечно, про знаменитые масленичные блины.

Вот на что стоит обратить внимание:                       Изображение        

Во-первых, обратите внимание, что масленица – это праздник, который отмечали еще наши бабушки и прабабушки, то есть появился он давно. В масленичную неделю провожали зиму и встречали весну. Понаблюдайте вместе с ребенком за изменениями природы и найдите признаки, которые свидетельствовали бы о приближении весны: раньше встает солнце, которое понемногу начинает пригревать, начали щебетать птицы.

Во-вторых, испеките вместе с ребенком блины, сделайте акцент на том, что это главное угощение в масленицу. Спросите, на что похож блин. Возможно, малыш сам догадается, что блин символизирует солнце. Если ему трудно будет ответить на данный вопрос, помогите наводящими вопросами. Попробуйте блины и со сметаной, и с вареньем, и со сгущенкой. «Блин не клин, живота не расколет», — говорили в народе. Кстати, неплохо между делом знакомить малыша с масленичными пословицами, поговорками, присловьями, песнями. Например, «Не все коту Масленица, будет и Великий пост», «Не жизнь, а Масленица», «Масленица – объедуха, деньгам приберуха»
В-третьих, упомяните главные масленичные развлечения: катание на лошадях, катание с ледяных гор, кулачные бои, взятие снежного городка, чествование молодоженов, проводы и сожжение чучела Масленицы, ритуал прощения-прощания. Возможно, ребенок станет зрителем или участником какого-либо зрелища. Например, расскажите, что по спуску с горы судили о собственной судьбе: кто съедет с горы благополучно, тому предстоит хороший год; чем дальше скатишься, тем длиннее будет твоя жизнь. Научите ребенка просить прощение у близких людей, сами покажите пример.
О масленице можно говорить много и долго. Но маленький ребенок быстро устает, поэтому, надо ярко и эмоционально поведать ему о главном, что запомнилось бы надолго и сделало бы масленицу одним из любимых праздников в году!
Несмотря на то, что «блинная неделя» возвещает о начале Великого Поста, сам праздник пришел к нам из тех времен, когда славяне поклонялись языческим богам – Солнцу, Ветру, Дождю и т.д. Даже название праздника, получившее широкое распространение в народе, идолопоклонническое. В православном мире неделя, предшествующая Посту, называется сырной. Ее идея заключается в подготовке к физическому и духовному очищению. Все эти тонкости, вероятно, детям еще не понять, да это и не нужно. Пусть Масленица будет для них просто веселым праздником, символизирующим завершение зимы и возвещающим о приближении весны. Тем не менее, маленькие почемучки наверняка засыпают родителей вопросами о Масленице. Что же интересного рассказать им об этом празднике?
На масленичной неделе взрослые и дети прощаются с зимой. Но чтобы она не обиделась на людей и не загостилась надолго, делать это следует по всем правилам. Поэтому празднуют масленицу основательно. Каждый из семи дней праздника имеет свои традиции.
Понедельник: встреча
Иногда его называют детской масленицей, потому что в этот день повсюду строились ледяные горки, деревянные качели и карусели для малышей. Взрослые помогали детям мастерить соломенное чучело, которое украшали яркими одеждами и возили по улицам в санях, запряженных лошадьми. Эта кукла и была матушкой-зимой, которую нужно ублажить, как следует, прежде чем попрощаться и принести в жертву богам.
Пока гурьба детей развлекалась на горках и качелях, взрослые водили хороводы и пели песни. Хотя, при желании, малышам не запрещалось присоединяться к песнопениям. Надо сказать, хорошая, развивающая память, традиция. Предложите и вы ребенку выучить стихотворение о Масленице. Например, такое:

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои.
Моя старшая сестрица,
Печь блины ты мастерица,
Напекла она поесть
Сотен пять, а может, шесть.
Все это веселье сопровождалось поеданием блинов, которые символизировали солнце, залог плодородного урожая.
Вторник: заигрыш
Это день гостеприимства. Целыми семьями люди ходили, друг к другу в гости и угощались ароматными блинами. Неизменно трапеза проходит под песни и частушки, пляски и хороводы. Дети лепили снежных баб и катали их на санках.
Среда: лакомка
С этого дня с ледяных гор начинали кататься и взрослые. Девушки и юноши устраивали катания на
тройках с бубенцами. Родственники угощали друг друга блинами и баранками.
Четверг: разгуляй
Изображение
Блины пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Именно бога солнца. Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на солнце.
Кажется, в этот день веселье достигало своего апогея. Дети постарше и взрослые были увлечены массовыми играми и забавами.
Бои мешками, к примеру, до сих пор пользуются большим спросом на масленичных гуляниях. В игре принимают участие два человека. Каждому привязывают к телу одну руку, в другую он берет мешок, которым старается сбить с ног соперника. Эта игра-стратегия учит ребенка маневрировать, вести тактическое «состязание», тренирует координацию движений.
Не менее популярны так называемые «карельские гонки». В них участие может принять и два человека, и двадцать. Задача соперников так разогнать санки с горки, чтобы проехать дальше других участников эстафеты.
Если погода позволяла, в этот день люди строили снежные крепости, а затем играли, пытаясь отбить вражескую крепость в свои владения. На улицах появлялись ряженые, которые веселили прохожих частушками, скороговорками и стихами.
Пятница: тещины вечерки
В пятницу семьи отправлялись в гости к бабушке, так как, по традиции, зять в этот день должен угощать блинами тещу. К блинам подавали сметану, сливочное масло, мед, варенье, красную икру, яйца. Незамужние девушки в этот день пекли блины и выходили на улицу, неся тарелку с «пшеничными солнышком» на голове. Парень, которому нравилась девушка, пробовал ее блины, чтобы понять, хорошая ли она хозяйка.
Суббота: золовкины посиделки
Это день примирения и укрепления семьи. Люди ходили, друг к другу в гости, ели блины и налаживали отношения, если в них было недопонимание. Повсюду звучали только добрые слова.
Воскресенье: прощенный день
Взрослые и дети искренне просили друг у друга прощения за какие-то обиды. Затем они отправлялись на городскую площадь, где шли народные гуляния. После неудержимого веселья торжественно сжигали чучело Масленицы, провожая ее до следующего сезона. Пепел от сгоревшей куклы развеивали по полю, чтобы получить в новом году добрый урожай.
Кстати, в выпечке блинов обычно были задействованы и дети. Малышам доверяли смазывать сковороду маслом, а дети постарше замешивали тесто. Проводы зимы объединяли всю семью, в очередной раз, напоминая о том, что нужно быть дружными, заботливыми и внимательными по отношению друг к другу.

Пословицы и поговорки о Масленице

Существует множество пословиц и поговорок про масленицу, попробуйте вместе с детьми объяснить их значение:

«Блин - не клин, живота не расколет»,

«Не все коту Масленица, будет и Великий пост»,

«Не жизнь, а Масленица»,

«Масленица – объедуха, деньгам приберуха»,

«Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить»,

«Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло».

Чтобы масленица запомнилась Вашему ребенку, одного рассказа о празднике будет мало: постарайтесь реализовать на практике хотя бы часть своего рассказа. Можно сходить в музей на тематическую выставку, покататься как в старину на лошадях, разучить песни, испечь блины по старинному рецепту (из гречишной муки). А можно целый детский праздник устроить, с играми, хороводом и песнями. И настоящее чучело сделать своими руками тоже совсем не трудно. И конечно нужно сходить на воскресные народные гуляния, чтобы ребенок все увидел своими глазами.



Предварительный просмотр:

3