Педагогический опыт

Пигур Альбина Ряшитовна

Предствляю свой педагогический опыт по теме  "Наглядное моделирование как средство развития речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью", в котором я отражаю важность использования наглядности на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тема:

«НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

Сведения об авторе:

Пигур Альбина Ряшитовна,

учитель – логопед ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Нарушения речи детей с интеллектуальной недостаточностью имеют системный характер. Наблюдаются нарушения всех компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики и связной речи. Недостаточное развитие речевых средств ведет к снижению познавательной активности у детей, что ограничивает круг их общения, порождает специфические черты речевого поведения – неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, что мешает в полной мере овладеть речью как средством общения, усвоить школьную программу и процесс социализации в целом.

Данная проблема является весьма острой и сложной в преодолении.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства для развития речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет детям зрительно представить абстрактные понятия. Это особенно важно для детей с интеллектуальной недостаточностью, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Я полагаю, что для более успешного развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо прибегать к методу наглядного моделирования. Такая направленность в процессе обучения  может улучшить дальнейшее развитие, социальную адаптацию, процесс обучения, усвоение информации и т.д., что свидетельствует об актуальности педагогического опыта.

Идея педагогического опыта

Детям с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях необходимо постоянно повторять материал, который уже был пройден. Уже изученную  информацию приходится повторять заново с использованием разных способов, так как внимание не стабильно, рассеянно, концентрация снижена. В связи с этим логопедические занятия должны быть, в первую очередь, разнообразными, яркими, насыщенными и только после этого у детей появится к ним интерес, что приведет к наиболее успешному запоминанию материала.

Работая с младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью, и сталкиваясь с трудностями в их обучении, логопеду приходится искать дополнительные средства, которые направляют, облегчают и систематизируют процесс усвоения школьниками нового материала.

Проанализировав работу с детьми, я пришла к выводу, что необходимо использовать на логопедических занятиях более эффективные методы развития  речи. Прежде всего, это приемы, помогающие детям в концентрации внимания, усвоении и запоминании  информации, построении высказывания. Из всех существующих методов, самый эффективный, по - моему мнению – метод наглядного моделирования.

Для развития интереса и вовлечения детей в содержание логопедического занятия, мы в работе используем предметно - схематические модели, которые значительным образом облегчают процесс развития речи.

Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет более эффективно усвоить детям предлагаемый материал, повысить познавательный интерес, создать благоприятный эмоциональный фон, активизировать речь.

Теоретическая база опыта

Я. А. Коменским, было установлено, что одним из основных методов обучения является – наглядный. Он с психологической точки зрения обосновал, почему именно применение наглядности является одним из главных методом в обучении [1, с. 76].

К. Д. Ушинский утверждал, что наглядность должна быть в единстве с речевой способностью. Педагог считал, что наглядность не должна присутствовать как отдельный предмет на протяжении всего обучения, а именно, когда дети уже научились читать, важно совмещать его с объяснительным чтением. При помощи наглядного метода, по мнению К. Д. Ушинского, эффективно развиваются умственные и речевые процессы, с его помощью детям легко запомнить, проанализировать и пересказать изученный материал  [2, с. 117].

Л. С. Выготский считал, что умственно отсталые дети зачастую могут производить какие-либо действия только в том случае, если имеется перед глазами тот или иной материал, наглядная ситуация, которая смогла бы подтолкнуть их к действию или действиям [3, с. 68].

Данный метод достаточно широко изучался и рассматривался в качестве основного у Марии Монтессори. Проводя занятия с такой категорией детей, она сделала заключение, что важный этап в обучении – это знакомство детей с окружающей действительностью, так как это помогло бы им развивать практическую деятельность, поскольку самостоятельным образом рассматривали тот или иной объект [4, с. 92].

На важность применения наглядного моделирования в развитии речевых способностей детей с интеллектуальной недостаточностью указывали: В. К. Воробьева, Л. Н. Ефименкова, Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович,  Т. А. Ткаченко.

Р. И. Лалаева, в своих работах отмечала необходимость использования на логопедических занятиях наглядного материала, моделей, схем. Она указывала на то, что дети способны решать сложные задачи посредством особого рода схематических представлений – наглядных моделей [5, с. 24].

Таким образом, в теоретических исследованиях собрана доказательная база необходимости использования наглядности как при обучении вообще, так и на логопедических занятиях в частности.

Новизна

На современном этапе развития образования, а также при усовершенствовании процессов воспитания, внедрения новых федеральных программ, средства развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью подвергаются немалым изменениям не только по форме, но и в плане содержания.  

Одна и задач ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в реализации системы мероприятий по коррекции недостатков устной и письменной речи школьников с интеллектуальными нарушениями. Для эффективного решения данной задачи, я считаю, необходимость использования на логопедических занятиях метода наглядного моделирования. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования, как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.

Образовательный процесс детей с интеллектуальной недостаточностью должен быть, в первую очередь, разнообразным, и только после этого у них будет проявляться к ней интерес. Дети должны быть увлечены материалом, который должен преподноситься с уникальностью, которая будет создавать эмоциональный фон, и задавать дальнейшую основу для обучения. Использование наглядного моделирования помогает сделать логопедические занятия более интересными, разнообразными, эффективными и целенаправленными.

Под наглядным моделированием мы понимаем свойства того или иного изучаемого объекта, которые непосредственно воспроизводятся, а также производится работа с заместителем объекта.

Основные преимущества наглядного моделирования, прежде всего, заключаются в следующем:

– дети с интеллектуальной недостаточностью достаточно быстро утомляются и на основании этого они могут отключаться от процесса занятия, им становится неинтересно. Метод наглядного моделирования заинтересовывает детей и помогает на более долгий срок вовлечь их в процесс занятия;

– при помощи символической аналогии материал быстро и надолго запоминается, и, безусловно, формируются специальные приемы работы с памятью. Ученики под руководством логопеда, для лучшего запоминания речевого материала, не только делают записи, но чертят схемы и схематические рисунки;

– графическая аналогия помогает детям  увидеть суть изучаемого вопроса, а также систематизировать изученный материал.

Таким образом, именно моделирование как метод представляет собой решение проблемы в области речевой недостаточности. Так, процесс моделирования оказывает положительное влияние на мыслительную деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью, формирует не только перцептивные, но и также практические и ориентировочные навыки.

Технология опыта

При реализации мной данного метода, школьники с интеллектуальной недостаточностью знакомятся с одним из способов предоставления информации – моделью.

Научно-педагогическая литература указывает на то, что под моделированием необходимо понимать процесс использования наглядных моделей. В современных научных исследованиях говориться о моделях с тем уклоном, что использование таких методов позволяет детям с интеллектуальной недостаточностью распознать выделяемые на занятии отношения.

Смысл метода наглядного моделирования состоит в том, что при помощи наглядных схем и специальных моделей значительным образом развивается мышление и речь детей. Схемы и модели полностью отражают свойства того или иного изучаемого объекта или ситуации.

На своих коррекционно-логопедических занятиях я использую следующие приемы наглядного моделирования:

- замещения;

– мнемотаблицы;

– пиктограммы;

– предметы заместители.

Один из видов моделирования – это замещение. Данный вид моделирования предполагает замещение каких-либо объектов реально-условными: овалы, квадраты, которые могут быть разными в цветовой гамме, а также различными по величине.

Под пиктограммами необходимо понимать изображения, которые будут заменять слова. В основном, такой вид применяется либо при работе с детьми, у которых имеется расстройство аутистического спектра, либо при работе с неговорящими детьми. В данном случае используется система PECS. К тому же, применение пиктограмм находит себя при работе с детьми, чья умственная отсталость считается умеренной. На занятиях с детьми я веду работу с использованием специально разработанных рабочих тетрадей, серия которых называется «Я говорю». Задания в тетради основываются на принципе пиктограммы, письменного знака. Данные тетради разрабатывались Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, а также Л. В. Лопатиной.

На логопедических занятиях активно используется прием мнемотехники. Мнемотехника – система, благодаря которой можно развивать память и речь при помощи ассоциаций. Данный прием  значительным образом облегчает запоминание информации, а также развивает воображение. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание мы с детьми придумываем картинку; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Мнемотехника строится от простого к сложному. Вначале появляется мнемоквадрат, затем мнемодорожка, а в конечном итоге из них складывается мнемотаблица. Глядя на мнемотаблицу, дети легко воспроизводят текстовую информацию. Зрительная информация достаточно легко перерабатывается и в дальнейшем воспроизводится, в чем и есть главное преимущество мнемотехники.

Опыт работы с методами наглядного моделирования дал понять, что их использование дает большие положительные результаты. Дети увлеченно выполняют отмеченные задачи.

Результативность опыта

 В процессе реализации педагогического опыта, мной была проведена работа, в результате которой можно сделать вывод что, использование метода наглядного моделирования в процессе коррекционно-логопедической работы значительным образом улучшает речь младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и помогает достичь поставленные задачи. Увеличивается лексический запас детей, усовершенствуются навыки по словообразованию, формируются новые приемы построения предложений, особенно при составлении рассказов и при описании предметов, улучшается монологическая речь. Использование наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью так же оказывает положительную динамику не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, воображение,  мышления.

Метод наглядного моделирования представляет собой современный, актуальный, эффективный, творческий метод развития и совершенствования речи. Использовать данный метод в своей работе могут не только логопеды, но  также психологи, педагоги и родителя, так как наглядное моделирование развивает и совершенствует высшие психические функции детей с интеллектуальной недостаточностью.

Список литературы

  1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – Т.1. – М.: АПН СССР / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1982.
  2. Ушинский К.Д. О наглядном обучении. Избранные педагогические сочинения. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1945.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т.5.: Основы дефектологии./ Под ред. Т.А.Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  4. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. – 148 с.
  5. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – М.: Владос, 2004. – 223 с.