Публикации


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию использования проектных технологий в процессе подготовки педагогов профессионального обучения.  Раскрыта сущность понятий «проект», «педагогическое проектирование», «метод проектов». Разработаны методические рекомендации по выполнению творческого проекта для студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение профиль подготовки Технология и организация общественного питания.

Ключевые слова: проект, метод проектов, педагогическое проектирование.

Подготовка будущего педагога профессионального обучения тесно связана с потребностями и требованиями общества. Важно, чтобы студент педагогического вуза имел определенные профессиональные качества, особый кругозор, умения, которые создавали условия построения инновационной школы. Сейчас в обществе возрастает значение проектной культуры личности, проявляющейся в умении решать проблемы в условиях неопределенности задач и вариативности возможных результатов. Поэтому вопрос формирования проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения становится все более актуальным в педагогической науке и практике, и требует всестороннего анализа и исследований.

Исследованием разных аспектов как профессионально-педагогической деятельности, так и анализом применения проектных технологий при подготовке педагогов профессионального обучения активно занимались В.С. Безрукова, Н.В. Брюханова, Е.В. Гетманская, В.В. Готтинг, Г.С. Гура, С.Ю. Демченко, А.А. Жученко, И.А. Зимняя, В.О. Зинченко, Э.Ф. Зеер, В.А. Казанская, И.Е. Каньковский, А.В. Коваленко, Н.В. Кислинская, В.И. Кудзоева, Н.А. Кузьмина, А.С. Макаренко, В.И. Медведев, А.В. Мелецинек, Л.М. Митина, Н.Н. Никитина, Н.Г. Нычкало, И.В. Рыжкова, А.Я. Савченко, Е.Я. Сердюкова, В.А. Скакун, Л.З. Тархан, М.В. Циулина, Т.В. Яковенко  и др.  

На сегодняшний день недостаточно раскрыта проблема использования проектных технологий при подготовке будущих педагогов профессионального обучения, не в достаточном объеме разработаны методические средства подготовки студентов к педагогическому проектированию.

Цель статьи − определить особенности использования проектных технологий при подготовке будущих педагогов профессионального обучения в вузе.

Понятие о педагогическом проектировании опирается на представление о проектировании как универсальном и автономном – в интеллектуальных и социально-культурных отношениях – типе деятельности, показательном для современной стадии научно-технического прогресса и общей интеллектуальной культуры. Соотношение понятий «педагогическое проектирование» и «метод проектов» следует рассматривать как составляющие педагогической культуры, которые имеют общие структурные компоненты.

Ученые рассматривают понятие «педагогическое проектирование» с ментальной стороны поведения педагога (педагогические ценности, уровень профессиональной подготовки, личностные качества, педагогическая этика, процессуальные умение и навыки по планированию, управлению, изобретательности) и материальной стороны создания продукта, который определяет творчество педагога и конкретного ученика, достижения в рамках выполнения проектного замысла.

На сегодняшний день известно множество определений дидактического понятия «метод проекта». Его понимают, как технологию (Е.С. Полат), педагогическую, в том числе (И.Д. Чечель); как метод обучения (А.Н. Щукин, Э.Г. Азимов); как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся (З.Х. Ботамева) и др. Нам импонирует точка зрения Е.С. Полат, которая характеризует проектную технологию «как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности реализовать данный метод на практике» [1].

Метод проектов − один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий −  проектов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся − индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы [2, с. 13].

Главные цели учебного проекта – предоставить учащимся возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы.

Кроме того, метод проектов преследует следующие цели:

• стимулирование мотивации учения;

• включение всех членов группы в режим самостоятельной групповой (или индивидуальной) работы, связанной с проектированием какого-либо объекта или процесса;

• реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда ученики выполняют проекты в соответствии со своими способностями и интересами.

Основной задачей метода проектов является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Другими словами, каждый обучающийся должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее. Работа над проектом формирует у обучающихся   различные   ключевые компетенции. Перечислим некоторые из них:

1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно привлекать знания из различных областей; умение самостоятельно найти информацию в информационном поле; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнёром; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: навыки делового партнёрского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников; умение проектировать процесс (изделие);

4. Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса;

5. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления: артистические умения; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Наконец, метод проектов тесно связан с использованием новых информационных и коммуникационных технологий: это могут быть электронные почта, поисковые системы, форумы, интернет-конференции, электронные олимпиады и пр.

Таким образом, метод проектов – это образовательная технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых, часто путем самообразования. Проект можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств, которые определяются как результат освоения образовательной программы.

Особенностью использования в учебном процессе метода проектов является то, что центром деятельности становится самостоятельная работа студента, а преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, инициативу учащегося [3, с. 67]. Студенты зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Студентов необходимо научить, правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Подготовку проекта традиционно делят на несколько этапов [4, с. 178]:

1. Подготовка.

2. Планирование.

3. Исследование.

4. Результаты или выводы.

5. Представление или отчет.

6. Оценка результатов и процесса.

В свою очередь «педагогическое проектирование» − это непрерывный, сложный динамический процесс, определяемый в большей степени активностью самого студента, его субъектной позицией.

Предусматривается поэтапное осуществление этого процесса на основе комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, единство теоретической и практической подготовки, и направленности на последовательное развитие всех проектной деятельности.

Педагогическое взаимодействие в этом процессе рассматривается как сочетание приемов педагогической поддержки со стороны преподавателя, обеспечивающей успешность усвоение знаний и умений в процессе работы над проектом, позволяющим актуализировать и развивать внутренний потенциал лица студента, который самоопределяется в ценностно-смысловой сфере, обретая личный смысл в проектировании, что способствует повышению его профессиональной и общей культуры.

Метод проектов, чаще всего, используется в целях усиления связи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов в рамках изучения определенной дисциплины.

При работе над проектом, как показывает практика, студенты с большим интересом работают над поставленной задачей, как самостоятельно, так и в микрогруппах (от 2 до 5 человек).

Рассматривая возможность использования метода проектов в Луганском государственном педагогическом университете, мы определили, что реализация применения данного метода может осуществляться на дисциплине «Технологическое проектирование» для студентов по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение профиль подготовки Технология и организация общественного питания

В связи с этим нами были разработаны методические рекомендации по выполнению творческого проекта для студентов.

Приведем пример одного из разработанных практических занятий.

Практическая работа № 1

Тема: Работа над проектом

Цель работы: Рассмотреть последовательность выполнения работы над проектом; развивать наблюдательность, мышление, внимание.

Литература: Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: 2014 г. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. − М.: 2014.

Материально-техническое оснащение: Компьютер, доступ в интернет.

Теоретическая часть

Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»

Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

Что бы вы хотели изменить?

Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь?

Какую проблему хотите решить?

Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать. Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.

Шаг №2: Пишем цель проекта.

Цель − общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель ‒ образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель ‒ это проблема наоборот.

Сформулируйте цель своего проекта:

Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

Шаг №3: Пишем задачи проекта.

Задачи проекта ‒ это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели.

Важно помнить! Задач может быть несколько, все задачи ‒ шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта.

Используйте глаголы. Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте. Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте. Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).

Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию smart.

Смотрим на нашу цель и задачи, проверяем их по критерию SMART, при необходимости корректируем.

S Конкретность (specific)

M Измеримость (measurable)

A Достижимость (achievable)

R Выгодность (rewarding)

T Временные рамки (time bound)

Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку действий.

Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Например, если мы говорим о строительстве дома для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с непосредственно строительством согласованиями с органами государственной власти с работой с целевой аудиторией – семьями молодых специалистов работой с прессой по PR проекта и события в целом.

Эта логическая цепочка поможет нам написать план-график проекта в его логической последовательности.

Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения работ.

План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы.

Шаг №7. Пишем результаты.

При составлении плана действий и расчете бюджета у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.

Шаг №8. оформляем проект.

Подробное описание проекта:

Содержание проекта, обоснование.

Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.

Цели и задачи проекта.

Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.

Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д.

Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются).

Бюджет (смета).

Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе.

Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается. приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.).

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание.

При разработке практических работ мы учитывали специфику учебной дисциплины «Технологическое проектирование», а также рекомендации ведущих преподавателей кафедры технологий производства и профессионального образования Луганского государственного педагогического университета.

Таким образом, нами проведен анализ сущности проектного обучения студентов на примере дисциплины «Технологическое проектирование», теоретически обосновано и изучено влияние проектного обучения на развитие творческого потенциала обучающихся Луганского государственного педагогического университета.

Список использованной литературы

  1. Полат Е.С. «Метод проектов». http://iteach.ru ‒ Сайт «Intel Обучение для будущего».
  2. Зыкова С.С. Акмеологический подход в современном профессиональном образовании [Текст] / С.С. Зыкова // Среднее профессиональное образование. − 2012. − №2. – 99с.
  3. Павлова М.Б. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: учеб.пособие для учителя [Текст] / М.Б. Павлова, Д. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова. − М. : Вентана-Граф, 2003. − 144 с.
  4. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении [Текст] / Г.Г. Митрофанова // Молодой ученый. − 2011. − №5. Т.2. − С. 148−151.

© Е.А. Титова, О.В. Гридасова, Ю.Н. Буркивченко, 2020.



Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОКА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В современных быстро меняющихся социокультурных, экономических и научно-технических условиях квалифицированные специалисты становятся главной движущей силой устойчивого экономического роста. Особую потребность испытывает современная экономика и производство в компетентных квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, готовых к работе в условиях конкуренции производств и технологий. В связи с этим возникают и новые требования к качеству подготовки квалифицированных специалистов, которые должны обеспечить расширенное воспроизводство рабочих кадров для современного производства и сферы услуг.

Комплексное методическое обеспечение является инструментом организации и поддержки учебного процесса, оно дает достаточно полное представление как об объеме содержания обучения, подлежащего усвоению, так и о способах построения учебного процесса.

Комплексное методическое обеспечение складывается из нормативной документации, учебно-методического комплекса тем, комплексного методического обеспечения всех видов практики, комплексного методического обеспечения итоговой государственной аттестации, работы кабинета (мастерской) и внеучебной деятельности студента [1].

В нашей работе, мы опирались на государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, он представляет собой совокупность образовательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 19.01.17 Повар, кондитер для образовательных учреждений, организаций, осуществляющих подготовку по профессии на территории Луганской Народной Республики.

Термин «комплексное учебно-методическое обеспечение» используется в двух смыслах: процесса и результата. Комплексное учебно-методическое обеспечение как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. Комплексное учебно-методическое обеспечение как результат (чаще в этом случае называют учебно-методическим комплексом –  учебно-методическое обеспечение) – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. В этом смысле комплексное учебно-методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовки специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности подхода к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса средствами обучения.

Исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала, Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения.

Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.

Комплексный подход к методическому оснащению учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя, мастера и учебно-познавательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.  

При разработке комплексно-методического обеспечения рекомендуется использовать системный подход как особую исследовательскую позицию, для которой характерно:

- рассматривать анализируемый объект как систему (целостности);

- делать основной акцент для выявления всего многообразия связей и отношений как внутри, так и с внешним окружением;

- описание элементов с учетом их места и функции внутри целого.

Сущность системного подхода в решении проблем комплексно-методического обеспечения процесса преподавания предмета дидактических средств обучения состоит в управлении взаимосвязей между средствами обучения и другими компонентами методической системы.

И наконец, оснащая учебно-воспитательный процесс средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду выбор и планирование создания таких средств обучения (при оптимальных затратах на их приобретение, разработку и приготовление), которые позволяют бы успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Рассмотрев систему требований, предъявляемых к учебно-программной документации, учебно-методической литературе, ко всем средствам производственного обучения, мы определили, что она должна, обеспечивать их соответствие ФГОС и включать как общие, так и специфические требования:

- психолого-дидактические, определяющие основные дидактические функции и возможности средств обучения;

- гигиенические;

- эргономические;

- экологические;

- социально-экономические и другие требования.

Современное оснащение учебных кабинетов комплексным учебно-методическим обеспечением, методически правильное их применение являются важнейшими факторами эффективности процесса обучения.

Комплексы средств обучения представляют определенное и необходимое сочетание, составляющее одно целое и имеющее конкретную дидактическую направленность, присущую только тому или иному средству обучения. комплекса является самостоятельным свойством.  Важно, чтобы все средства обучения, входящие в комплекс по тому или иному предмету, взаимно дополняли друг друга, не дублируя содержания. Роль связующего звена в функционировании составляющих комплекс средств обучения играет преподаватель [2].

Важным условием для выбора оптимального сочетания и разработки комплексного учебно-методического обеспечения является определение и учет ряда педагогических требований, в соответствии с которыми разрабатываются все виды средств обучения, и оценивается их педагогическая эффективность в условиях деятельности преподавателя и учащихся.

Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие требования к комплексному учебно-методическому обеспечению:

1. Определение состава средств, входящих в комплекс, возможно лишь путем тщательного анализа процесса преподавания отдельных уроков по данной учебной теме. Только после этого понятие «комплекс» можно распространить на учебную тему и весь учебный предмет.

2. Комплексное учебно-методическое обеспечение должно включать в себя отдельные виды дидактических средств, объединенных общностью цели и содержания обучения, методологического подхода и методикой преподавания, способствовать формированию у учащихся необходимых прочных знаний, умений и навыков. Многообразие целей и задач обучения и воспитания требует применения совокупности различных средств их достижения.

3. Все средства обучения, входящие в комплекс, должны полностью соответствовать содержанию учебной программы, дидактическим принципам обучения. Необходим также учет психологических особенностей и закономерностей процесса усвоения учащимися, связанных с их возрастом и общим развитием, в целях совершенствования их творческих и познавательных способностей, логического мышления.

4. Средства обучения, входящие в комплекс, должны быть согласованы с основными компонентами учебно-воспитательного процесса на уроке: цель, задачи, содержание, формы и методы обучения. Для этого требуется установить их взаимосвязь с основными компонентами учебного процесса в каждом конкретном случае.

5. Средства обучения, входящие в комплекс, должны корректно моделировать элементы обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности учащихся, обеспечивать их реализацию в требуемом виде во всех случаях внедрения в учебно-воспитательный процесс.

6. Средства обучения, входящие в комплекс, должны иметь каждый свою дидактическую направленность и быть согласованы друг с другом, в отношении методики преподавания темы следует учитывать также возможную взаимозаменяемость дидактических средств в необходимых случаях и отсутствие ненужного дублирования.

Для создания совершенного комплексного учебно-методического обеспечения знание его компонентного состава имеет важное значение во многих отношениях. Объективно установленный состав комплексного учебно-методического обеспечения позволяет понять структурное строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию [3].

Определено что комплексное методическое обеспечение − это разработка и создание оптимальной системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для полного, качественного обучения профессиональным модулям и дисциплинам в рамках времени, отведенного рабочим учебным планом.

Литература:

1. Аргунова Т.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. М., 1999.

2. Гусева Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.// Среднее профессиональное образование, 2003, №3.

3. Щепотин А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е., Шеховцев А.П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002.



Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»

Сегодня происходит становление новой системы профессионального

образования, ориентированной на принципиально другое качество, что сопровождается существенными изменениями в педагогических технологиях, соответствующих требованиям современной экономики.

Поэтому сохранение и развитие системы профессиональной подготовки в учебных заведениях среднего профессионального образования (УСПО) продиктовано тенденциями экономического развития.

Объект исследования – учащиеся обособленного подразделения Луганского профессионального торгово-кулинарного колледжа Луганского национального университета имени Тараса Шевченко.

Цель работы: определить место, функции современных образовательных технологий в учебном процессе учреждений среднего профессионального образования, выявить принципы и методические основы их применения при подготовке квалифицированных рабочих по профессии «Повар, кондитер».

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что   будут изучены связи современных требований к личностному развитию и качеству подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Повар, кондитер» с возможностями новых педагогических технологий.

Создание условий для развития личности студента и качества профессиональной подготовки − ведущая задача переустройства системы профессионального образования. Поиск ориентиров в ее реализации ведется учеными и практиками, что находит отражение в работах С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, В.П. Беспалько, И.А Зимней, B.C. Леднева.

 В педагогической науке под новыми формами обучения понимаются формы обучения, сочетающие коллективную, групповую, малыми группами, парную, индивидуальную работу студентов, при которых последние объединены единой целью, реализуется их самоконтроль, взаимоконтроль, распределение учебного труда с учетом их возможностей. Совокупность нетрадиционных форм и методов обучения рассматривается учеными как система, имеющая определенную структуру и взаимосвязи со всеми сторонами образовательного процесса.

Инновационными процессами развития УСПО, которые способствуют созданию необходимых условий для формирования конкурентоспособного специалиста на современном этапе, являются:

 расширение целей образовательной системы по сравнению с традиционной;

 включенность инженерно-педагогического коллектива в совершающиеся преобразования его сознательной и творческой позиции в инновационном процессе;

 проектирование системы эффективных нетрадиционных форм обучения с учетом разработки и содержания применительно к конкретным запросам и условиям педагогической квалификации;

 объединение и активизация инженерно-педагогического коллектива ведущей целью развития учебного заведения, стимулирования               научно-методического поиска по данной теме исследования. Для современного этапа развития педагогических наук характерно активное внедрение в них новых педагогических технологий.

В данной работе мы провели исследования на базе обособленного подразделения Луганского профессионального торгово-кулинарного колледжа Луганского Национального Университета имени Т.Г. Шевченко. 

Методическая разработка составлена на основе Государственного образовательного стандарта и профессионального модуля «Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий» УП.08 по профессии 19.01.17«Повар, кондитер».    

Актуальность разработки обуславливается потребностью современного рынка обеспеченностью квалифицированными кадрами, способными к работе с инновационными технологиями на производстве, к самообучению, самосовершенствованию. В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования профессионального интереса, активность обучающихся сама по себе не возникает, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий, т.е. применение педагогических технологий.

Целью этой методической разработки является презентация опыта работы по применению на уроках практики современных педагогических технологий, которые способствуют формированию общих и профессиональных компетенций. Используется технология проблемного обучения.

Результаты данной работы, анализ литературных источников, изучение опыта организации учебно-воспитательного процесса в ГБОУ СПО ЛНР «Луганский профессиональный торгово-кулинарный колледж» позволили сформулировать следующие выводы. В современных условиях учреждения среднего профессионального образования не могут осуществлять образовательный процесс только на традиционном уровне. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые способствуют активизации творческой активности, развитию технологического мышления, творческих способностей обучающихся, формированию профессиональных компетенций.

Литература

  1. Бабаева Т.И. Современная педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие/ Т.И. Бабаева. -М.:Академия, 1998.-556с.
  2. Борисова Н.В. Новые технологии активного обучения/ Н.В. Борисова, Н.А. Морозова, А.Л. Смятских. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 71 с.
  3. Государственный образовательный стандарт и профессиональный модуль «Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий» УП.08 по профессии 19.01.17«Повар, кондитер».



Предварительный просмотр:

Буркивченко Ю.Н.

ГБОУ СПО ЛНР

«Луганский колледж

технологий торговых

процессов и кулинарного

мастерства»

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Сегодня формируется новая система профессионального образования, нацеленная на принципиально иное качество, что сопровождается значительными изменениями в педагогических технологиях, отвечающих требованиям современной экономики.

Практическая подготовка является неотъемлемой частью обучения в учебных заведениях среднего профессионального обучения. Основной дидактической целью практических занятий является формирование навыков, являющихся неотъемлемой частью профессиональных и общих компетенций.

Создание условий для развития личности обучающегося и качества профессиональной подготовки − ведущая задача переустройства системы профессионального образования. Поиск ориентиров в ее реализации ведется учеными и практиками, что находит отражение в работах С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, В.П. Беспалько, И.А Зимней, B.C. Леднева.

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания ЖФЭН (GFEN)»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, гуманистической психологии Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса [2].

«Мастерская – это не место и не территория, а событие в жизни мастера и учеников. Это реализация новой педагогической гуманной философии через эмоции и творчество. Она предполагает создание условий для саморазвития свободной творческой личности», так сказал о технологии мастерских французский педагог, поэт и драматург ‒ Анри Бассис [4].

Цель данной технологии ‒ ознакомление и предоставление обучающимся педагогических средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности общества, в котором они живут.

Эта технология получила свое название из-за того, что в ней есть мастер, который создает алгоритм действий, развивающий творческий процесс, в котором участвуют все, включая самого мастера. Это альтернатива классно-урочной организации учебного процесса. Здесь используется педагогика взаимоотношений, всестороннее образование, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, не оценивающие творческую активность учащихся. Актуальность технологии заключается в том, что ее можно использовать не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

В основу технологии мастерских вошли такие концептуальные понятия:

- сотрудничество, сотворчество, коллективный поиск;

- отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства обучающихся;

- культурные формы лишь предлагаются обучающемуся, но не навязываются;

- в мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем;

-материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий;

- процесс познания значительно важнее, ценнее, чем само знание;

- в отличие от занятия, знания на мастерских не даются, а выстраиваются;

-обучающийся имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания.

Мастерская похожа на проектное обучение, потому что есть проблема, которую необходимо решить. Педагог создает условия, помогает осознать суть проблемы, над которой необходимо работать. Обучающиеся формулируют эту проблему и предлагают ее решения. В качестве задач могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой. Рассмотрим виды и этапы работы технологии мастерских.

Принято различать творческие мастерские (ТМ) по жанрам:

- ТМ построения знаний;

- ТМ творческого письма;

- ТМ ценностных ориентаций;

- ТМ смешанного (интегрированного) типа.

Этапы работы технологии мастерских:

1. «Индукция» («наведение») ‒ создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого обучающегося, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор ‒ слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок, схема и т. д. ‒ всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. «Самоинструкция» ‒ индивидуальное создание проекта.

3. «Социоконструкция» ‒ групповое создание проекта.

4. «Социализация» ‒ всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» ‒ выставка готовых изделий обучающихся и ознакомление с ними ‒ все ходят, смотрят, обсуждают и дают свою оценку.

6. «Разрыв» ‒ это внутреннее осознание обучающегося неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Это то, что в традиционной технологии преподносится обучающемуся, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, педагога, родителя.

7. «Рефлексия» ‒ способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы., возникшие у воспитанников в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы [3].

Позиция мастера производственного обучения это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов, обсудить причины неудач, составить программу действий.

Проводя мастерскую, мастер производственного обучения не просто передает знания, а стремится подключить воображения обучающегося, направить его на создание такой атмосферы, чтобы обучающийся проявил себя как творец.

Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, включает эмоциональную сферу студента, обращается к его чувствам, пробуждает личный интерес обучающегося к изучению темы.

Оценивание работы обучающегося происходит через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки обучающегося и ее изменения, самокоррекции.

Изучение предмета с помощью мастерских ‒ это цепочка заданий, которые педагог продумывает таким образом, чтобы постоянно углублять понимание обучающимися предмета исследования, доказывать неполноту представлений о нем.

Первая задача в этой цепочке связана с процессом деконструкции («разрушением» существующего знания, указывающее на его неполноту); вторая задача связана с процессом реконструкции (построение нового знания с учетом открытий, сделанных на первом этапе); затем - снова «разрушение» и снова построение более совершенного видения объекта исследования и т.д. Такая последовательность заданий постоянно поддерживает интерес, дает понять, что окончательного знания как неизменной и единственно возможной истины не существует. Процесс познания бесконечен, и вклад каждого ученика в него важен.

Где-то в этой цепочке заданий мастером должен быть запланирован «разрыв». Это самое уникальное явление, ради которого и создается мастерская. Это завершение творческого процесса. «Разрыв» - некое озарение, новое видение предмета, явления, самого себя. Переживание «разрыва» ‒ это когда никто не ожидает, что придется осмыслить и собственные личностные качества, или когда возникает неизбежный тупиковый вопрос, разрешить который - значит преодолеть, превзойти себя вчерашнего [1].

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества. На примере обучения детей профессии Повар, кондитер, результатом будут готовые блюда по теме урока. Чтобы не потерять интерес к профессии, все обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе. Мастерская считается психологическим тренингом, помогает добраться до самого сокровенного человека, спровоцировать у него то, что он не хотел бы показывать; в этом опасность действий мастера. Миссия мастера: раскрыть способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.

Литература:

1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. - 1997. - №1.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1986.

3. Педагогические мастерские; интеграция отечественного и зарубежного опыта.- СПб,2005 г.

4. Педагогические мастерские Франция‒Россия./Под ред. Э. С. Соколовой. ‒ М.: Новая школа, 1997 г.