Консультация для родителей "Что должен знать и уметь будущий первоклассник по ФГОС ДОУ" ?

Бушмагина Олеся Владимировна
Аннотация: Материал предназначен родителям будущих первоклассников, педагогам подготовительных групп ДОУ. Материал затрагивает основные положения готовности ребёнка к обучению в школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений, все это факторы которые будут сопутствовать малыша при поступлении в школу. Подготовка к этому новому периоду в жизни ребёнка и его родителей будет несколько проще, если знать критерии готовности к школе (что должен уметь ребёнок, какими должен обладать навыками, советы и рекомендации психологов). Цель: Повышение компетенции родителей по вопросам готовности детей к школе. Знакомство родителей с основными аспектами готовности ребенка к школе; дать рекомендации по подготовке детей к школе. Задачи: Познакомить родителей с основными аспектами готовности ребенка к школе. Дать рекомендации по подготовке детей к обучению в школе. Что должен знать и уметь будущий первоклассник по ФГОС ДОУ? Достигая шестилетнего возраста, ваш ребенок активно готовится к поступлению в школу. Это важный этап в жизни, как ребенка, так и его родителей, сопряженный с ростом активности, ответственности и осознанности. Вы счастливы и горды. И вы естественно волнуетесь, как сложится у него школьная жизнь. Чтобы период адаптации к школе проходил комфортно и благополучно, целесообразно заранее проанализировать знания и умения своего ребёнка. Безусловно, каждый малыш развивается по своему индивидуальному сценарию написанному природой и усваивает знания в собственном ритме. И всё же имеет смысл ориентироваться на средний показатель и время от времени отслеживать успехи вашего шестилетки. Ведь владея базовой информацией, ребенок будет чувствовать себя более уверенным и спокойным в новой обстановке. Мышление Мышление - самый фундаментальный процесс психики. Шестилетки часто мыслят нестандартно, но всегда живо и образно, они способны теперь многое замечать, узнавать, делать выводы: >Ребенок с легкостью ориентируется в пространстве, быстро адаптируется в незнакомых местах. >Умеет определять время не только по цифровому табло, но и по стрелочному. >На рисунках находит до 10 малозаметных отличий. >Сравнивает предметы по высоте или длине, ширине или глубине. > Подбирает обобщающее слово к ряду предметов или наоборот, может распространить данное слово однородными; >Выделяет существенные свойства и отношения между предметами (выделяет «лишний» предмет в предложенном ряду, составляет подобные ряды слов самостоятельно); > Умеет выделять существенное в явлениях окружающей действительности, находит причинно-следственные связи, умеет сравнивать, обобщать и классифицировать; > Делает собственные выводы и обобщения из увиденного и услышанного; > Понимает схематические изображения и пользуется ими. > Умеет отвечать на вопросы: «Почему?», «Что…., если…», «Если…., то….», т.е. умеет решать простые логические задачи. Знания об окружающем мире Представления о мире у ребенка шести лет достаточно широки и постоянно пополняются новыми сведениями: >знает нает свою фамилию, имя и отчество, возраст и свой день рождения; > Знает как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; >Знает все предметы, которые его окружают, без запинки называет и показывает их; >Угадывает любой из знакомых предметов по описанию и главным отличительным чертам; >Называет насекомых и водных обитателей; диких, домашних животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц; > Различает и называет наиболее распространённые растения, деревья, ягоды, фрукты и овощи; > Знает и называет по порядку времена суток, дни недели, названия месяцев и времена года. >Имеет начальные географические сведения: знает столицу своей страны, называет другие страны и их жителей (Америка – американцы, Англия – англичане). Математические знания У детей шестилетнего возраста, сформированы элементарные математические представления: > Без труда считает до 10 и обратно, восстанавливает числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; > Умеет определять положение предметов на плоскости, знает слова, обозначающие местоположение, и правильно понимает их значение (впереди, сзади, снизу, сверху и т.п.) > Точно определяет количество предметов в пределах знакомых цифр; >Знает графическое изображение цифр, пишет их самостоятельно; > Решает простые примеры на сложение и вычитание (чаще всего на наглядном материале); >Знает основные геометрические фигуры, умеет составлять аппликации из геометрических фигур; > Умеет поделить предмет на две/три/четыре равные части. >Сравнивает и различает предметы по величине. Внимание и память В возрасте 6-7 лет, ребенок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает педагог. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность. Все психические процессы у ребенка, на шестом году жизни, развиты практически полностью и со временем они будут только совершенствоваться. Над непроизвольной памятью, в данном возрасте, у ребенка начинает преобладать произвольная. >Способен концентрировать внимание на одном занятии до 20 минут при условии, что оно ему интересно; >Показывает отличия двух предметов; >Копирует рисунки, движения, выражение лица; >Удерживает в памяти до 10 предметов; > Запоминает текст длиной в 3-4 предложения; >Узнает прочитанную книгу по отрывку; >Ребенок запоминает и рассказывает объемные стихотворения с выражением; > Пересказывает недавно услышанную сказку или детский рассказ. >Из 10 слов, произнесенных взрослым, сразу же повторяет до 7 слов, а спустя время – до 5. Мелкая моторика У ребенка в 6 лет движения рук становятся более слаженными и точными, он способен полностью их контролировать. У дошкольника повышается уровень координации движений пальцев, кисти и всей руки: >Правильно держит ручку, карандаш и кисточку; >Лепит сложные фигуры из пластилина с использованием мелких деталей (глазки, лапки, хвостик); >Вырезает ножницами фигуры по контуру, не выходя за него; > Собирает мелкие предметы по одному; > Вдевает нитку в иголку, пришивает самостоятельно пуговицу; >Проводит прямые и волнистые линии, не отрывая карандаша от бумаги; >По клеточкам дорисовывает недостающую половину симметричного рисунка. Социальная адаптаци Необходимо обратить внимание на умение ребенка жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Так же, немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий. > Без напоминания выполняет все гигиенические процедуры, вплоть до вечернего купания; >Самостоятельно способен подогреть себе еду, накрыть на стол, вымыть посуду; > Умеет привести себя в порядок (завязать шнурки, застегнуть пуговицы, причесаться и т.п.) >С удовольствием помогает родителям; >Уверенно чувствует себя среди незнакомых людей, если рядом находится кто-то из близких; >Не теряется в общении со взрослыми, отвечает на их вопросы, легко заводит новые знакомства; > У ребенка появляются настоящие друзья, с которыми он предпочитает общаться чаще, чем с остальными; >Ребенок – шестилетка учится быть уступчивым, находить компромисс в спорной ситуации, контролирует свои эмоции; > Осознает свои ошибки, умеет оказывать помощь и проявлять сочувствие; >Чутко относится к критике, защищает личные границы и собственное мнение. Речь По сравнению с ранним детством активный словарный запас ребенка – дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. Безусловно, индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития. Диалоговая форма разговора все еще преобладает, однако малыш уже вполне способен произносить монолог. >Речь ребенок строит при помощи сложных предложений (употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, числительные и предлоги); > Использует в разговоре синонимы, легко образовывает уменьшительно-ласкательные формы. >Умеет строить словосочетания и предложения, соблюдая правила грамматики; >Регулирует силу голоса, интонацию, эмоциональную выразительность своей речи; > Способен находить в словах отдельные звуки и правильно произносить их; > Находит названную букву в слове, показывает картинки или предметы, которые начинаются с нужной буквы; >Способен связно, последовательно, понятно для окружающих описать событие, предмет или картинку, передать ход своих мыслей, объяснить то или иное явление или правило; > Делит слово на слоги. Таким образом, первостепенную роль в готовности ребенка к обучению в школе играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрел за первые 6 - 7 лет своей жизни. Не будьте слишком критичны к вашему малышу – это маленькое отражение вас самих. И, если уважаемые родители, вы видите промахи своего будущего первоклассника, в первую очередь, стоит подумать о родительских ошибках, исправить их, а затем помочь и крохе справиться с возникшими трудностями. И тогда всё, что должен уметь ребенок в 6 лет, будет ему по силам. Рекомендации по повышению уровня психологической готовности к школе Многие родители считают, что если ребенок посещает дошкольное учреждение, значит, подготовку к школе полностью должны обеспечить сотрудники детского сада. В действительности, без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребенку постоянно требуется закрепление знаний и умений. У ребенка нужно постоянно развивать тягу к знаниям. Чтобы позитивно влиять на желание малыша учиться, необходимо создавать нужную психологическую обстановку. Для этого родителям следует прислушаться к советам психологов и педагогов: Ø Постоянно разговаривайте с ребенком обо всем на свете, читайте книги, общайтесь на любые темы. После того, как прочитали малышу какой-либо рассказ или сказку обязательно обсуждайте сюжет, задавайте вопросы, проводите анализ происходящего в тексте, спрашивайте мнение ребенка обо всем. Ø Периодически играйте с ребенком в школу, и при этом меняйтесь с ним ролями. Только учитывайте продолжительность занятия, оно не должно превышать 15 минут, и обязательно включайте между «уроками» физкультминутки. Ø На своем собственном примере показывайте ребенку, как вы преодолеваете возникающие на пути к достижению цели трудности и преграды. Малыш должен знать, что не нужно опускать руки, если что-то у него не получается, всему можно научиться! Объясняйте, что главное это внимательность и терпение. Ø Обязательно приучайте ребенка к самостоятельности, откажитесь от чрезмерной его опеки. Своевременно развивайте навыки самообслуживания, чтобы в будущем у малыша не возникло проблем в школьной жизни. Ø Рассказывайте ребенку о дисциплине, создавайте положительную мотивацию к обучению, объясняйте ему, как много нового и интересного он сможет узнать на школьных уроках. Научите малыша самоуважению, умению отстаивать свои интересы без кулаков, нормально общаться со сверстниками и многому другому. Безусловно, все это в родительских силах, нужно только найти для этого время. Может быть мотивацией для мам и пап станет то, что подготовленный ребенок изначально успешен в обучении, что впоследствии сформирует у него нормальную самооценку.