Педагогам

Цыкура Елена Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Вспомним Наречие - это… Наречия отвечают на вопросы… Наречия обозначают… По значению наречия можно разделить на 6 разрядов… В предложении чаще всего наречие бывает …

Слайд 3

Какую букву на месте пропуска нужно поставить и почему Реш … тка,за багаж…м, холщ …вый, собач … нка , медвеж …нок, над колодц …м, еж…вый, мальч … нка , ч… лка , пч … лка .

Слайд 4

Проверим Реш ё тка за багаж о м холщ о вый собач о нка медвеж о нок над колодц е м еж о вый мальч о нка ч ё лка пч ё лка

Слайд 5

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Слайд 6

Цель в ыяснить, когда на конце наречий после шипящей будем писать О, а когда Е; выработать умение правописания О, Е после шипящих в суффиксе наречий.

Слайд 7

В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е ? горяч о волнующ е свеж о блестящ е хорош о певуч е

Слайд 8

На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения — Е горяч о́ волну́ющ е свеж о́ блестя́щ е хорош о́ певу́ч е

Слайд 9

Алгоритм 1. Определить часть речи. 2. Поставить ударение. 3. Если гласный после шипящего ударный безударный о е исключение: ЕЩЁ

Слайд 10

Порядок применения правила Чуж…го 1)Орфограмма в окончании слова 2)Часть речи – имя прилагательное Вывод: пишем 0 Горяч… Орфограмма в суффиксе. Часть речи – наречие. Вывод: пишем 0 под ударением. Смеш…н Орфограмма в суффиксе. Часть речи – кр. прилаг. Образовано от сущ. смех. Вывод: Отымённое прилаг. Пишем 0 под ударением.

Слайд 11

Удруч …н Орфограмма в суффиксе. 2) Образовано от глагола (кр. прич.) Вывод: пишем Ё. Сгущ … нка Орфограмма в суффиксе. Образовано от глагола сгустить. Вывод: Отглагольное сущ. Пишем Ё. Теч…т Орфограмма в окончании. Часть речи – глагол. Вывод: пишем Ё. Ч..рствый Орфограмма в корне. Родственное слово – черстветь. Вывод: пишем Ё.

Слайд 12

Исправьте ошибки Неуклюжо , певуче, блечтяще , горячё , ещо , уничтожающо , волнующо , умоляющо , хороше , угрожающо .

Слайд 13

Взаимопроверка Неуклюж е , певуч е , бле с тяще, горяч о , ещ ё , уничтожающ е , волнующ е , умоляющ е , хорош о , угрожающ е . Критерии оценивания: « 5 » - 10 слов « 4 »- 9-8 слов « 3 »- 7-5 слов « 2 » - 4-0 слов

Слайд 14

Контрольный тест: Буква Ё пишется на месте пропуска в обоих словах ряда: Жесткош … рстный , ш… лковый ; Беч .. вка , прож … рливый ; Пиж …н, ш… рник ; По деш … вке , обж … гший ; Трущ …ба, грубош … рстный . Буква О пишется на месте пропуска в обоих словах ряда: Расч …санный, ж… стче , Ш… ковый , ж… лудь ; Ж… нглировать , ож …г (пальца); Чащ…ба, расч … тливый ; Крыж…венный, молодож …н. Ответ: № 1 Ответ: № 3

Слайд 15

Распределите слова по столбикам: О после шипящих, Е после шипящих. Волнующ…, луж…к, кумач…вый, горяч…, блестящ…, крыж…вник, врач…м, больш …й, сожж … нный , у незнакомц …в, шалаш…м, ш… рох , продаж…й, собач … нка , ранц …м, свеж…, ландыш…вый, ещ … .

Слайд 16

Рифмовка. Слова-исключения: Шорох, чокаться , трущоба, Жом, изжога и чащоба, Шов, крыжовник и обжоры, Шомпол, чопорный и шоры, Шоу, джоуль, корнишон, Рожон, боржоми и пижон, Капюшон, мажор и шорты, Шок, харчо, анчоус, джонки, Трещотка, джокер, чох, вечор – Запомни весь этот набор. После шипящей не спеши, В рифмовку входит? О пиши.

Слайд 17

Домашнее задание Параграф 29 , упр. 212 стр. 156, выполняем по заданию.

Слайд 18

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Основные способы образования слов в русском языке».

Слайд 2

Разминка.

Слайд 3

Слайд 4

Основные способы образования слов в русском языке.

Слайд 5

Слайд 6

Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным. Запомни!

Слайд 7

Например, в слове вод-а основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса –иц- ( вод+ -иц - водица ),тогда основа вод-а выступает как производящая, а основа нового слова водиц-а – оказывается производной.

Слайд 8

Схема словообразовательного разбора. 1. Поиск производящего слова 2.Выделение словообразовательной морфемы 3.Определение способа словообразования

Слайд 9

Приставочный способ – это образование новых слов при помощи приставок.

Слайд 10

Суффиксальный способ – это способ образования слов при помощи суффикса .

Слайд 11

Суффиксальным способом образуются: существительные от глаголов (петь — пение); существительные от существительных (дом — домик); существительные от прилагательных (синий — синева); прилагательные от прилагательных (синий — синенький); прилагательные от существительных (дом — домашний); глаголы от глаголов ( заходил — захаживал); глаголы от существительных (стекло — стеклить); глаголы от прилагательных (зеленый — зеленеть); причастия и деепричастия от глаголов (сделать — сделавший, сделав); наречия от прилагательных ( медленный — медленно); числительные от числительных (девять — девятеро).

Слайд 12

Приставочно-суффиксальный – это способ образования слов путем одновременного присоединения приставки и суффикса.

Слайд 13

под- + слеп(ой) + -оват- → подслеповат(ый) (прилагательное) со- + труд+ -ник- → сотрудник (существительное) Приставочно-суффиксальный способ:

Слайд 14

Бессуффиксный способ – это образование новых слов путем отсечения суффикса.

Слайд 15

Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово.

Слайд 16

Слайд 17

Соединительные гласные О и Е.

Слайд 18

Сложносокращенные слова – это сложные слова, состоящие из сокращенных основ.

Слайд 19

Переход слова из одной части речи в другую. Из какой части речи перешло и что обозначает В какую часть речи перешло и что стало обозначать Примеры 1. Прилагательное (признак) Существительное (предмет) Рабочий инструмент, мороженое мясо Рабочий на стройке, вкусное мороженое 2. Числительное (порядок при счете) Прилагательное (признак) Первый год обучения Первый (лучший) ученик в классе 3. Причастие (признак предмета по действию) Прилагательное (признак) Подтянутые резервы Подтянутый вид 4. Деепричастие (добавочное действие) Наречие (признак действия) Читал, стоя на сцене Читать стоя неудобно 5. Существительное (предмет) Наречие (признак действия) Медленным шагом Ехать шагом 6. Наречие (признак действия) Предлог (выражает зависимость от глагола) Командир шел впереди Впереди отряда шел барабанщик 7. Деепричастие (добавочное действие) Предлог (выражает зависимость от глагола) Ушел, благодаря за помощь. Благодаря помощи, выполнил работу.

Слайд 20

Контрольные вопросы. Что такое словообразование? Расскажите об основных способах образования слов в русском языке. Какие слова называются сложными? Приведите примеры. Какие слова называются сложносокращенными? Как они образуются? Приведите примеры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока русского языка в 7 В классе: «Повторение изученного по теме «Деепричастие».

Слайд 2

Эстафета Задание : вставьте пропущенные буквы, отгадайте зашифрованное слово. Составьте предложение с деепричастным оборотом, используя ключевое слово. 1. М…рафонец, пр…одолевая, спор…мен, з…л…той, в…лейбол, трен…руясь, бо…слей, сост…зание, п…ражение, г…мнастика, хо(к,кк)ей. 2. К…манда, пр…бежав, напряж…нно , спринт…р, с…перник, б…скетбол, п…бедив, ко(л,лл)ектив, б…атлон, пр…тивник, ч...мпион. 3. Ст…рательно, защ…щая, к…ток, сп…ртакиада, ол…мпиада, трен...р, зав…евав, вр…тарь, пр...зёр, юн…ор, с…ребря (н,нн)ый.

Слайд 3

Проверьте себя! 1. М а рафонец, пр е одолевая,спор тс мен, з олотой , в о лейбол, тренир у ясь, бо б слей, с о стязание, п о ражение, гимнасти к а, хо кк ей . 2. К о манда, пр о бежав, напряж ё нно, спринт е р, с о перник, баскетбо л , победи в , ко лл ектив, б и атлон, пр о тивник, чемпи о н. 3. Ст а рательно, защ и щая, к а ток, с п арта к иада, о л импиада, тр е нер, зав о евав, вр а тарь, пр и зёр, ю ниор, серебря н ый.

Слайд 4

1. Деепричастие обозначает основное действие предмета или лица.

Слайд 5

2. В предложении деепри-частие выполняет роль обстоятельства.

Слайд 6

3. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

Слайд 7

4. Деепричастный оборот вы-деляется на письме запятыми только в том случае, если стоит после глагола, обозначающего основное действие.

Слайд 8

5. Не с деепричастиями всегда пишется слитно.

Слайд 9

6. Деепричастия совершен-ного вида образуются только от глаголов совершенного вида.

Слайд 10

7.Деепричастия несовер-шенного вида образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида.

Слайд 11

8. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида.

Слайд 12

Состояние здоровья людей зависит от их образа жизни. Это научно признанный факт. Но не все понимают, почему нужно заниматься спортом. Любые физические упражнения, оказывая оздоровительное действие, необходимы человеку. К примеру, школьник, проводя много времени в сидячем положении, постепенно слабеет. Его мышцы атрофируются, не работая в полную силу. Спорт, укрепляя здоровье, делает здоровыми сердце, легкие, контролирует давление, помогая избежать образования тромбов. Занятия спортом могут укрепить дух человека. Люди становятся ответственными, учатся идти к определенной цели, правильно организовывая себя и свое время. Таким образом, занявшись спортом, можно стать здоровым и сильным, научиться преодолевать трудности.

Слайд 13

Состояние здоровья людей зависит от их образа жизни. Это научно признанный факт. Но не все понимают, почему нужно заниматься спортом. Любые физические упражнения, оказывая оздоровительное действие, необходимы человеку. К примеру, школьник, проводя много времени в сидячем положении, постепенно слабеет. Его мышцы атрофируются, не работая в полную силу. Спорт, укрепляя здоровье, делает здоровыми сердце, легкие, контролирует давление, помогая избежать образования тромбов. Занятия спортом могут укрепить дух человека. Люди становятся ответственными, учатся идти к определенной цели, правильно организовывая себя и свое время. Таким образом, занявшись спортом, можно стать здоровым и сильным, научиться преодолевать трудности.

Слайд 14

Тест 1. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие. а) глагола и прилагательного; б) глагола и наречия; в) наречия и прилагательного.

Слайд 15

2. Укажите признаки (или признак) глагола, которые не имеет деепричастие. а) время; б) возвратность; в) вид.

Слайд 16

3. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Туча (1)закрывшая (2)полнеба (З) пред-вещала скорый дождь. а) 1, 2, 3 б) 1,2 в) 1, 3

Слайд 17

4. Укажите предложение, в котором НЕ пишется слитно а) Сидели все (не) шевелясь. б) Он работал (не) отвлекаясь на разговоры. в) Я ушел, (не) годуя на друзей.

Слайд 18

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Играя в шахматы, а) развиваются мыслительные способности. б) я должен быть предельно внимателен. в) мне не было равных.

Слайд 19

Проверьте себя! 1. б 2. а 3. в 4. в 5. б

Слайд 20

Для меня было открытием… А что бы ещё хотелось узнать? Чья работа вам понравилась больше всего?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Режим дня и его значение для школьника Классный час 5 Г класс Классный руководитель Цыкура Е. А.

Слайд 2

Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке. Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.

Слайд 3

Учебные вопросы 1. Режим необходимое условие здорового образа жизни 2. Умственная и физическая работоспособность 3. Режим дня учащихся 4. Профилактика переутомления

Слайд 4

Вся природа живет в точных ритмах … вращение планет

Слайд 5

Вся природа живет в точных ритмах … времена года

Слайд 6

Вся природа живет в точных ритмах … день и ночь

Слайд 7

Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам.

Слайд 8

Человек живет 24 часовым ритмом Земли В течении суток меняются: Температура тело Частота сердечных сокращений Уровень артериального давления Работоспособность

Слайд 9

Умственная и физическая работоспособность человека Умственная работоспособность человека в течении дня меняется Лучший период с 9 до11 часов После отдыха с 16 до 17 часов

Слайд 10

Физическая работоспособность человека Наиболее сильная с 8 до 12 часов и с 14 - 17 часов Наиболее слабый с 3 до 5 часов

Слайд 12

Режим дня школьника Пробуждение Утренняя зарядка Завтрак Занятие в школе Обед Прогулка Приготовление уроков Ужин Свободное время Сон

Слайд 14

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает: 1. Правильное чередование труда и отдыха. 2. Регулярный прием пищи. 3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну. 4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур. 5. Определенное время для приготовления домашних заданий. 6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Слайд 15

Переутомление

Слайд 16

Признаки переутомления Часто болит голова Плохой сон Снятся кошмары После сна разбитое и усталое состояние Плохой аппетит

Слайд 17

Чтобы не допустить переутомление: Устраните или уменьшите воздействие вредных раздражающие факторы Правильно организуйте свой отдых (чередование разных видов деятельности) Рационально питайтесь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастный оборот. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом. 7 класс

Слайд 2

Цель урока: - закрепить навык различения основного и добавочного действия; - познакомиться с понятием «деепричастный оборот»; - научиться самостоятельно находить в предложении деепричастный оборот и выделять его запятыми.

Слайд 3

- Что такое деепричастие? - Признаки глагола у деепричастия? - Что общего у деепричастия с наречием? - Какова синтаксическая роль деепричастий?

Слайд 4

Определите, какие пчёлы из этого улья Деепричастия присмотревшись прибирая стуча прикасаясь возвратившийся издалека изредка отрежь объедини прибежав сияющий ?

Слайд 5

Определите, какие пчёлы из этого улья Деепричастия собирая разложив вырастив растирая стремящийся внимательно аккуратен летящий лёгкий расстилая видеть ?

Слайд 6

Найдите причастный оборот, расставьте знаки препинания. Ветерок пролетевший над садами зашумел листочками деревьев.

Слайд 7

Ветерок, | пролетевший над садами | , зашумел листочками деревьев.

Слайд 8

Ветерок, | пролетев над садами | , зашумел листочками деревьев.

Слайд 9

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособляются: Не обособляются: 1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении: Листья, / падая / , шепчутся, / прощаясь навек / . Река пенилась, / вздымая валы / , и стремительно неслась вниз. 1) деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя головы, спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхания, положив руку на сердце, затаив дыхание, очертя голову и др.) 2. Деепричастия, перешедшие в наречия ( стоя, сидя, молча, шутя, лёжа и др.): Она стояла молча . Читать лёжа вредно.

Слайд 10

Найдите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. 1 группа Жёлтые листья слабо колеблясь падают на землю. Снег падал на землю покрывая её пушистым ковром. 2 группа Дождь барабанил по крыше негодуя на кого-то. Стаи птиц хлопая крыльями поднимаются вверх.

Слайд 11

1 группа Жёлтые листья , | слабо колеблясь | , падают на землю. Снег падал на землю , | покрывая её пушистым ковром | .

Слайд 12

2 группа Дождь барабанил по крыше , | негодуя на кого-то | . Стаи птиц , | хлопая крыльями | , поднимаются вверх.

Слайд 13

Наблюдение. 1. Определите границы деепричастных оборотов. 2. Подчеркните слово, к которым они относятся. Знаки препинания расставлены. Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце. ?

Слайд 14

Объясните постановку знаков препинания. | Осветив край леса | и | согревая утренний воздух | медленно поднимается запоздалое солнце.

Слайд 15

Вывод: Два деепричастных оборота , соединенные одиночным союзом и , запятой не разделяются , если относятся к одному члену предложения . Это однородные обстоятельства.

Слайд 16

Сравните! Девочка побежала за мячом, а | взяв его | , вернулась на корт. Девочка побежала за мячом и , | взяв его | , вернулась на корт.

Слайд 17

Вывод: 1. Если деепричастный оборот стоит после союза а , то запятая между ними не ставится . 2. После других союзов запятая перед деепричастным оборотом нужна .

Слайд 18

Засучив рукава Не Не Не Совместите фразеологизмы с их значениями сомкнув глаз шевельнув пальцем подав виду Не дав заметить, понять что-либо Усердно, прилежно работать Не уснув Не сделав ни малейшего усилия

Слайд 19

Дополните предложения фразеологизмами, подчеркните их как члены предложения. 1 группа Всю ночь сторожил Иван-царевич Жар-птицу... 2 группа Каждый день трудилась Крошечка-Хаврошечка ...

Слайд 20

Сравните предложения Отец работал весь день засучив рукава . Отец , засучив рукава , тщательно вымыл руки.

Слайд 21

Эстафета До первой ошибки!

Слайд 22

1 4 10 9 5 13 ? Деепричастный оборот 2 14 6 3 12 8 7 11

Слайд 23

Найдите предложения с деепричастными оборотами. Выпишите номера предложений. В 9-14 предложениях запятые не расставлены. 1. Мы шли тихо по полевой непроторенной дороге. 2. Льды, растаяв весною, становятся синью в реке. Русла горных ручьёв рассекают кручи. 4. Ветерок колышет травы, ещё не успевшие увянуть. 5. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья. Третий день, не переставая ни на минуту, моросил дождь. Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, сковали нас. 8. Бледно розовеют кроны старых сосен за селом. 9. Ветер пробежал по степи неся глухой шум поезда. 10. Созерцая водную гладь он сел на край плота. 11. Лебеди плавали не замечая меня. 12. Белочка распушив хвост прыгала по веткам. 13. Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце снег лежит. 14. Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя…

Слайд 24

Найди пару. Снявши голову, … … , не умоешься. Не замочив рук, … … , по волосам не плачут. Что имеем, не храним, … … , не всегда брани дорогу. Спотыкаясь,… … , потерявши, плачем. Пирога ждать,… … , не суйся в воду. Не зная броду, … … , не евши, спать

Слайд 25

Продолжите предложения На этом уроке я понял … На этом уроке я вспомнил … На этом уроке я запомнил … Вызывает трудности …