5. Экспертная оценка результатов профессиональной деятельности
Развитие ритмического слуха является неотъемливой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: Восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на инструментах, музыкально дидактических играх.НО установлено, что если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи.
Поэтому я взяла тему самообразования «Развитие музыкально ритмических способностей»
В структуру своих занятий я включила такие разделы как - музыкально- дидактические игры на развитие чувства ритма, музицирование, пальчиковая гимнастика, речевые игры.Результатом проведённой работы можно считать повышение уровня развития музыкально-ритмических способностей детей.
начало года
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Оптимальный |
34,5% | 65,5% | - | - |
конец года
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Оптимальный |
- | 33,7% | 51,3% | 15% |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию музыкального руководителя
Преображенской А.В.
по теме:
«Развитие музыкально-ритмических способностей
детей старшего возраста»
Актуальность
Музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. Развитие музыкальных способностей, как формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию детей. В частности, среди задач музыкального воспитания актуальной задачей является развитие ритмического слуха дошкольников.
Развитие ритмического слуха является неотъемливой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: Восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на инструментах, музыкально дидактических играх.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирование ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмических структур звуковой среды резко тормозят формированию экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи.
Поэтому я взяла тему самообразования «Развитие музыкально ритмических способностей»
Цель: развитие музыкального слуха
Для себя я определила следующие задачи:
- Слышать смену частей в музыке
- Развивать чувство ритма, используя звучащие жесты, игру на палочках, на музыкальных инструментах.
- Учить различать динамическую, тембровую окраску музыки, чувствовать характер музыки и передавать его в движении
- Развивать координацию движения, умение ориентироваться в пространстве - Воспитывать интерес к музицированию.
Проблемой развития чувства ритма занимались такие педагоги как ОРФ, Эмиль Жак – Далькроз, Н.А Ветлугина, А.Н Зимина. Известно, что в основе системы Э.Жак -Далькроза понятие ритм положено как универсальное начало.
В своей работе опиралась на методические разработки С. И.Бекиной «Музыка и движения», «Логоритмика в детском саду» М.Картушиной,
«Ритмическая мозаика» Бурениной. «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнникова
Работа осуществлялась в непосредственно в образовательной области «Музыка» (на музыкальных занятиях)
В структуру занятия включила такие разделы как - развитие чувства ритма, музицирование, пальчиковая гимнастика.
. На музыкальных занятиях дети много двигаются. Большое внимание уделяю музыкально-ритмическим движениям –это вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, танцы, пляски, игры. Большое место занимают музыкально-ритмические упражнения.
«Прыжки через воображаемые препятствия», Спокойная ходьба с изменением направления», «Приставной шаг», «Бег с лентами», «Ходьба с остановкой на шаге», «Бег и прыжки», Где дети учатся и упражняются в бодрой ходьбе, перестроении, бегать легко и стремительно, используя всё пространство зала, учатся ощущать окончание музыкальной фразы, выполняют танцевальные движения. Упражнения развивают ритмическую чёткость и ловкость движений: «Прыжки через воображаемые препятствия», Спокойная ходьба с изменением направления», «Приставной шаг», «Бег с лентами», «Ходьба с остановкой на шаге», «Бег и прыжки».
Эти движения несут в себе различные ощущения: зрительные, слуховые, кинестетические (ощущения связанные с движением в пространстве) и др. Они также тренируют мышечную основу организма, что позволяет говорить о них как способ сохранения и укрепления здоровья. Выполняя музыкально-ритмические движения, дети непроизвольно активизируют саморазвитие таких психофизических качеств, как координация, ориентировка в пространстве, развитие чувства равновесия.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи поскольку помогают им координировать пение и движения, упорядочивать темп и движения: «Вальс друзей», «Добрый жук», «Весна-Красна», «Зверобика»
«На горе-то калина», «Почтальон», «Как на тоненький ледок» русская народная хороводная песня, «Алый платочек» хорошо подходят для инсценирования с ритмическим сопровождением.
Особенно привлекательны для детей коммуникативные танцы-игры: «Весёлые дети», «Весело танцуем вместе» …поскольку они построены в основном на жестах и движениях, позволяют ребёнку раскрепоститься.
Использую такую форму как «активное слушание»
«Танец дикарей» музыка Ёсинао Нака, «Марш гусей», Вальс игрушек», «В пещере горного короля» Э.Грига, «Марш Черномора» М.Глинки
Сложность у детей вызывают парные танцы: они требуют координации движений партнёров в парах, а дети с нарушением речи часто выполняют движения каждый в своём темпе.
Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринуждённой форме я успешно решаю поставленные коррекционные задачи- это игры с пением: « Сапожник», «Ищи», «Паузы» (английская игра),
Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребёнка должен быть инструмент.
Музыкальные инструменты для детей- всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотя играть на них.
Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.
А игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкально-ритмического чувства, координации движений, общей и мелкой моторике.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.
В разделе «Развитие чувства ритма» большое внимание уделяю речевым играм.
Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев.
«Дидили, дидили» р.н.потешка, «Еду, еду».р.н.потешка.
Для речевых игр использовала игру на палочках.
Игра с палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику,речь, чувство ритма., тембровый слух. Дети с удовольствием играют в игру «Рондо с палочками», «Эхо».
Детей привлекает ритмика и созвучие стиха. Считаю, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым, а речевой слух – это одна из основ музыкального слуха.
Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, регистр, ритм, тембр, фразировка.
Для развития мелкой моторики, , речевого, интонационного, ритмического слуха и музыкального слуха детей включила в занятие пальчиковую гимнастику.
Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, которые далее переносим в хлопки.
«Звучащие жесты» - игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье языком. Использовала их как сопровождение речевых упражнений. Например: «Сел комарик под кусточек», «Наша Таня». Это привлекает внимание детей и делает занятие интересней, способствует развитию вниманию и координации движений.
После освоения на слух и воспроизведения в хлопках ритмического рисунка, знакомлю детей с графическим изображением. Используя кружочки и другие изображения разной величины –даю понятие того, что так обозначают долгие и короткие звуки.
Для обозначения длительностей – ввожу ритмослоги: та-та и ти-ти.
Задания постепенно усложняю так, как ввожу понятие «пауза».
- Упражнение с ритмическими карточками позволяет мне сделать работу по развитию чувства ритма эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию единого темпа.
Работу по развитию музыкально- ритмических способностей считаю успешной, потому, что вижу, что сам процесс движения под музыку приносит детям радость, положительно сказывается на психическом здоровье детей, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе.
