Работа с родителями

Мильская Татьяна Викторовна

Беседы, родитеСемья выполняет роль не второстепенного помощника государства и общества, заботящихся о сохранении, воспроизводстве существующих структур и отношений, а, напротив, является базисом для реализации задатков и способностей человека, важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. Отсюда иная модель взаимодействия в системе: личность – семья – общество.льские собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

 «СОШ №1»

Программа работы

с родителями учащихся

 «Мы вместе! ».

5-9 классы

(методические рекомендации классному руководителю)

                                                 Составитель программы:

                                                                             Мильская Татьяна Викторовна

                                                                              учитель географии

                                                                      МАОУ «СОШ № 1»

        

г.Когалым

Пояснительная записка

Чтобы быть успешным в образовательном процессе, ребенок должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. Важную роль такого развития играет семейное воспитание. Знание особенностей своего ребенка родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы взаимодействия с сыном или дочерью. Мать и отец в силах предупредить нежелательные  проявления характера ребенка. Совместно выработать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых школьных ситуаций. Тем самым они создают условия для успешной адаптации ребенка в среднем звене школы, устраняя как внешние, так и внутренние причины неуспеваемости, неврозов, агрессивного поведения и других проявлений школьной дезадаптации.

Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности начального образовательного учреждения и  среднего звена школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих старшеклассников.

Программа рассчитана на 5 лет, так как я являюсь классным руководителем 5 «а» класса. Занятия проводятся один раз в четверть, их длительность может варьироваться от часа до полутора. Программу ведут классный руководитель, психолог, социальный педагог, медицинский работник.

Концептуальные основы программы

Семья выполняет роль не второстепенного помощника государства и общества, заботящихся о сохранении, воспроизводстве существующих структур и отношений, а, напротив, является базисом для реализации задатков и способностей человека, важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. Отсюда иная модель взаимодействия в системе: личность – семья – общество.

Главные ориентиры государственной политики в отношении семьи определены Указом Президента Российской Федерации от 14. 05. 1996 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».исходя из этого документа, субъектами государственной политики в отношении семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии.

Необходимо просвещение не только родителей, но и всего населения с целью восстановления  функциональной значимости семьи как института воспитания, формирующего гражданина, семьянина и профессионала. В связи с возрастанием асоциальных явлений таких как социальное сиротство, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и др., проблемным является семейное неблагополучие что ведет к искажению репродуктивных установок молодежи.

Особую проблему составляет создание модели благополучной молодой семьи. Для нашей школы она особенно актуальна, поскольку большинство семей наших учащихся – это именно молодые семьи. Под благополучной молодой семьей понимается семья которая:

  • осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке;
  • ориентирована на рождение двух или более детей или имеет их;
  • занимается воспитанием и развитием своих детей на основе взаимодействия пространств семейного и общественного образования;
  • в состоянии самостоятельно решать свои проблемы и в полной мере выполняет социальные функции на основе реализаций своего внутреннего потенциала с использованием мер государственной поддержки;
  • обладает способностью к самореализации и саморазвитию.

Особое место в системе развития семейного воспитания должно быть уделено:

  • пропаганде семейных ценностей среди молодежи, формированию основ педагогической культуры у молодых родителей, обеспечению преемственности поколений в семье;
  • формирование моделей и механизмов поддержки семьи, в том числе созданию стартовых возможностей для становления благополучной семьи;
  • развитию форм общественного объединению семей и повышению их социальной активности, развитию самопомощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи.

При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого – педагогического всеобуча родителей. Взаимодействие школы и семьи должно строиться на принципе:

  • партнерства семьи и государства, семьи и школы, закрепляющего статус семьи как равного партнера, предполагающего взаимную ответственность сторон и открывающего для нее возможности в различных сферах жизнедеятельности;
  • гуманистической направленности и «очеловечивание воспитания» путем уважения уникальности каждого ребенка;
  • признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;
  • культуросообразности, основывающемся на общечеловеческих ценностях;
  • преемственности и связи поколений, сохранения и развития лучших традиций духовно – нравственного воспитания;
  • системности, который позволяет обеспечить целостность становления личности ребенка;
  • открытости, обеспечивающем постоянные контакты классного руководителя с семьями, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания.

Семья, какой бы она не была, - это единственный дом ребенка. В котором он получает первый опыт частной жизни, где он защищен от вторжения внешнего мира, поэтому задача классного руководителя и школы в целом – помочь обучающемуся определить свое поведение в этом доме. При этом классный руководитель, школа не могут вторгаться в семейные дела своих учеников, они выступают в качестве партнера, обладающего определенными возможностями для поддержки семьи.

Цель деятельности в работе с семьей – налаживание эффективного взаимодействия.

В качестве критериев организации оптимальной стратегии взаимодействия педагогов с семьей я выделила следующие:

  • учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей по различным проблемам;
  • взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога;
  • использовании форм работы с семьей повышающих активность родителей.

Цель программы:

  • повышение педагогической и психологической культуры родителей;
  • коррекция детско – родительских отношений;
  • создание в семьях условий для адекватного развития ребенка;
  • объединение усилий семьи и других социальных институтов в деле воспитания подрастающего поколения;
  • создание широкого социального взаимодействия для решения проблем семьи и школы;
  • профилактика асоциального поведения детей среднего возраста.

Организационная структура:

Встречи классного руководителя и родителей могут проводится в форме:

  • организационно – деятельностной или психологической игры;
  • собрание – диспута;
  • семейной гостиной;
  • круглого стола;
  • вечера вопросов и ответов;
  • семинара;
  • психолого – педагогического практикума;
  • тренингов и других форм работы.

Организация работы:

Классный руководитель строит свою работу на принципах демократии, гласности,  уважения и учета мнений и интересов различных категорий родителей.

Периодичность заседание – не реже четырех раз в год.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Оптимальная адаптации детей начальной школы к среднему звену, уменьшение факторов риска школьной дезадаптации.

2. Формирования здорового образа жизни и высоко - эффективных поведенческих стратегий родителей по отношению к их детям.

3. Создание условий для адекватного развития ребенка.

4. Овладение родителями способами контроля динамики развития детей в домашних условиях.

P.S. Данная программа апробируется также на следующих классах

5 «б», 6 «а», 9 «а».

Тематический план лектория

5 класс

Первое заседание – сентябрь.

  1.  Анкета для родителей. Диагностика «Знаю ли я своего ребенка?».
  2.  Как правильно закаливать ребенка. (Приглашение врача).
  3.  Интересы. Склонности. Увлечения.

Второе заседание – декабрь (Семейная гостиная).

2.1 Семья – восхождение к Человеку.

2.2 Семейный образ жизни и имидж семьи.

2.3 Позитивный подход к воспитанию детей, как условие гармоничных детско–родительских отношений.

Третье заседание – февраль (Вечер вопросов и ответов. Приглашение психолога).

3.1 Роль семьи в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних

3.2 Тренинг коррекции детско–родительских отношений.

Четвертое заседание – май. Круглый стол (Рекомендации для родителей на летний оздоровительный период).

4.1 Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у детей на сохранение и укреплении собственного здоровья и здоровья окружающих.

6 класс

Первое заседание – сентябрь (Организационно – деятельностная и психологическая игра). Анкетирование с приглашением психологов.

  1.  Состояние духовной сферы ребенка.
  2. Обстановка в семье и развитие детей – оценка направленности чувственно – эмоциональных доминант ребенка.
  3.  Тренинг коррекции детстко – родительских отношений.

Второе заседание – ноябрь. Круглый стол (Семейная гостиная. Вечер вопросов и ответов).

2.1 Роль общения с ребенком и его личность.

Третье заседание – февраль. Круглый стол «Обмен опытом воспитательных воздействий по формированию здорового образа жизни у детей» (Выполнение режима дня школьника и бытовая культура дома и в школе. Приглашение медика).

Четвертое заседание – апрель. (Собрание диспут. Приглашение социального педагога).

4.1 Диалог с ребенком

4.2 От чего возникают вопросы?

4.3 Искусство выслушать ребенка.

7 класс

Первое заседание – сентябрь. Приглашение учителя информатики.

  1. Пора ли в школу?
  2. Режим дня подростка.
  3.  Компьютер и здоровье ребенка.

Второе заседание – декабрь.

1.1 Как определить ребенку свой тип личности.(Приглашение психолога).

Третье заседание – март. (Вечер вопросов и ответов с участием представителей детской школы милиции).

  1. Знаете ли  вы права и обязанности своих детей. (Профилактика детских правонарушений и употребление наркотических средств).

Четвертое заседание – май (Дискуссия).

  1. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций детей на сохранение и укрепление собственного здоровья  и здоровья других людей.

8 класс

Первое заседание – сентябрь (Психолого – педагогический практикум с приглашением психологов и учителей предметников).

1.1 «Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждения.

Второе заседание – ноябрь. (Лекция – семинар с приглашением психолога).

2.1 Кризис возрастного развития: как помочь ребенку их преодолеть.

2.2 Анкета для опроса родителей (Приложение 1).

Третье заседание – январь.(Приглашение представителей прокуратуры, психолога «Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка: как уберечь ребенка от влияния асоциальных групп».

Четвертое заседание – апрель. Родительский всеобуч по теме «Ролевая игра – эффективная модель поведения в обществе: как помочь ребенку перенести игровые компьютерные модели в учебную деятельность». Приглашение учителя информатики.

9 класс

Первое заседание – сентябрь (Семинар – практикум) «Об образе собственного «Я»: как помочь ребенку в профессиональном самоопределении». (На основе центра профессиональной деятельности города).

Второе заседание – ноябрь. Круглый стол «Здоровье подростка – неприкосновенный запас нации». С участием врача нарколога, представителей прокуратуры, психолога. (Приложение № 2).

Третье заседание – март. Круглый стол «Семейный конфликт: как эффективно выходить из конфликтных ситуаций в семье». Приглашение социолога, психолога, учителей предметников.

Четвертое заседание – май. Вечер вопросов и ответов. «Начало пути к успеху. Как сохранить психологический климат подростка». Приглашение психолога.

P.S. Индивидуальные консультации для родителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации учебной деятельности в школе проводятся в течение всего года в зависимости от возникающих проблем.

К работе класса приглашаю школьного психолога и  специалистов ЦППМСП г.Перми

Обратная связь с родителями- залог успеха классного руководителя.

Список литературы по программе «Мы –вместе!»

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. 1989.
  2. Конституция Российской Федерации. 2004.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. 2004.
  4. Решение коллегии Минобразования России «Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка». 1995.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации. 1996.
  6. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (с изменениями и дополнениями). 1996.
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка  в РФ». 1998.
  8. Антонов А. И. Социология Семьи. – М., 2006.
  9. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М., 1995.
  10.  Бабенкова Е. А. Здоров ли ваш ребенок? – М., 2002.
  11.  Бестужева – Лада И. Ступени к семейному счастью. – М., 1998.
  12.  Гришина М. С. Методические рекомендации к разработке программы развития образовательного учреждения по направлению «Работа с семьей» //Семья – родина ребенка. – Н. Новгород, 2001.
  13.  Дымнова Т. И. Психология семейного образа жизни. – М., 2005.
  14. Леонова Л. А., Макарова Л. В. Компьютер и здоровье ребенка. – М., 2002.
  15. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Методическое объединения РФ, исполнительная дирекция президентской программы «Дети России».
  16. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. – М., 1996.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета для опроса родителей

Уважаемые родители! Проводится опрос по выявлению отношения родителей к школе и взаимодействию родителей с педагогическим коллективом. Буду благодарны вам за участие в этом опросе и откровенные ответы на вопросы анкеты.        

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1. Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

  • уровнем преподавания предметов

  • организацией школьного быта

  • питанием в школе

  • состоянием школьных помещений

  • оформление классов

  • материально-техническим обеспечением школы

  • отношениями между школьниками в классе

  • вашими отношениями с педагогами и администрацией

  • отношениями вашего ребёнка с педагогами

  • отношением вашего ребенка к школе в целом

2. Как вы считаете, позволяет ли наша школа ученикам:

  • получать новые знания, необходимые для успеха в жизни

  • определиться с выбором профессии

  • подготовиться к сдаче экзаменов в избранный вуз

  • выработать умение разбираться в людях

  • определить и развить свои способности, интересы

  • развить самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы

  • общаться со сверстниками, интересно проводить время

3. Согласны ли вы с утверждением, что в нашей школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересное занятие после уроков

4.        Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом учебном году и сколько их в нынешнем?

Количество предметов в прошлом учебном году_______

Количество предметов в этом учебном году____________        

Соотнесите свой ответ с ответом ребенка:

  • я назвал(а) число предметов точно;
  • я назвал(а) число предметов почти точно (не назвал(а) один-два предмета или назвал(а) один лишний);
  • я не назвал(а) более двух предметов.

5.        Сколько родительских собраний вы посетили в этом году:

  • все или пропустил(а) одно;
  • пропустил(а) два;
  • пропустил(а) более двух, но при этом посетил(а) хотя бы одно собрание;
  • не посетил(а) ни одного по различным причинам.

6.        Скольких учителей, работающих в классе, где учится ваш ребенок, вы знаете:

  • всех;
  • некоторых;
  • одного-двух учителей и классного руководителя;
  • только классного руководителя.

7.        Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники своего ребенка:

  • периодически;
  • один-два раза в четверть;
  • ни разу.

8.        Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по какому-то предмету, что вы предпримете (обведите номера наиболее часто принимаемых решений):

  1. Заставлю ребенка серьезнее учить трудный для него предмет;
  2. Обращусь за помощью к учителю;
  3. Найму репетитора;
  4. Обращусь за помощью к другим людям: знакомым, одноклассникам;
  5. Пойду к директору (заместителю директора) школы для того, чтобы разобраться в ситуации;
  6. Помогу ребенку сам(а);
  7. Другое (что именно)        

9.        Как часто вы посещаете школу и обращаетесь к учителям:

  • практически не обращаюсь;
  • редко (1 -2 раза в год);
  • иногда (3-4 раза в год);
  • часто, практически каждый месяц.

10.        Какие проблемы вашего ребенка волнуют вас больше всего (обведите 2-3 номера наиболее для вас важных):

  1. Проблемы успеваемости;
  2. Проблемы требований учителей по отдельным предметам;
  1. Проблемы качества преподавания отдельных предметов;
  2. Проблемы отношения к ребенку учителя (учителей);
  3. Проблемы поведения ребенка в школе;
  4. Проблемы отношений ребенка с одноклассниками;
  5. Проблемы отношений в классном коллективе;
  6. Проблемы школьного питания;
  1. Проблемы занятости ребенка в школе после уроков;
  2. Другие (какие именно)         .

11.        Зачем и в каких случаях вы обычно обращаетесь к  учителям (обведите наиболее часто возникающие ситуации):-

  1. За помощью;
  2. За информацией;
  3. Для урегулирования различных вопросов, касающихся ребенка;
  4. После получения ребенком замечаний;
  5. По чрезвычайным вопросам, или когда в школу вызывают;
  6. Прихожу в основном на родительские собрания;
  7. Прихожу, чтобы узнать, чем нужно помочь;
  8. Другое        .

12.        По каким вопросам вы чаще всего посещаете школу:

  • в связи с четвертными и итоговыми оценками;
  • по поводу затруднений ребенка в обучении;
  • после получения сыном (дочерью) замечаний со стороны учителей;
  • по вопросам отношений ребенка с одноклассниками;
  • в связи с возникшими проблемами в воспитании;
  • по поводу различных школьных конфликтов;
  • по другим вопросам        .

13.        В какой информации, связанной с образованием вашего ребенка, вы нуждаетесь больше всего? Укажите в колонках напротив важной и необходимой для вас информации, кем она, по вашему мнению, должна быть предоставлена.

Содержание информации

Вид информации.

Кто ее должен предоставить (директор, классный руководитель, учителя, психолог,

 заместитель директора школы и т.д.)

Устная

(собрание, беседа                 и т.д.)

Письменная

(информационный листок,
объявлениеи т.д.)

1

2

3

4

1. О ребёнке

Достижения

Затруднения (проблемы)

Отношения со сверстниками

Отношения с учителями

Особенности характера, ценности, интересы

2. О школе

Достижения (в масштабах района, города,
региона)

Мероприятия, проводимые в школе и вне школы (собрания, конкурсы, праздники, акции и т.д.)

Инновационная деятельность, связанная с обучением (новые образовательные программы, городские проекты, в которых участвует школа и т.д.)

Сведения о профессиональной компетентности и достижениях учителей

3. О системе образования района, города, региона, страны

Достижения района, города, региона, страны в области образования

Новости в области образования (нормативные акты, открытия, результаты исследований, интересный опыт других и т.д.)

4. Психолого-педагогическая информация

Информация о проблемах воспитания и развития детей.

Укажите, пожалуйста, несколько проблем, наиболее актуальных именно для вас:

1.        

2.        

3.

Пожалуйста, укажите форму, в которой вы хотели бы получить ответы на свои вопросы, например:                                      семинар, лекция специалиста, круглый стол,                                                        родительское собрание на эту тему и т.д.

14.        Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?

• да;

  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

15.        Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами или при посещении родительских собраний?

• да;

  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

16. Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ района (города)»?

  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

17. Что, по вашему мнению, школа делает хорошо? Напишите, пожалуйста.        

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше? Напишите, пожалуйста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Как вы думаете, в какой вашей помощи больше всего нуждается школа? (нужное обведите)

  • помощь при проведении воспитательных мероприятий;
  • поддержка при работе с учащимися после уроков;
  • материальная помощь, помощь в оснащении и ремонте помещений;
  • финансовая поддержка;
  • другое__________________________________________________________________________________

20. Имеете ли вы возможность регулярно участвовать в делах школы?

  • да;
  • нет;
  • имею, но редко.

21. Укажите, какую помощь и в какой мере вы бы могли реально оказать школе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. В какой помощи от школы вы нуждаетесь сами?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Пожалуйста, укажите ваше образование:

среднее;

начальное профессиональное;

среднее профессиональное;

высшее;

имею ученую степень кандидата или доктора наук.

24. В каком классе учится ваш ребенок (дети)?

Нужное обведите.

1      2       3      4       5      6       7       8       9        10       11

Большое спасибо за ваши ответы!

Приложение 2

Программа по профилактике асоциального поведения,

наркомании и алкоголизма среди детей и подростков

  1. Направленность работы на создание условий для самопознания и самосовершенствования обучающихся, системы профилактической работы по предупреждению асоциального поведения, наркомании и алкоголизма среди детей и подростков.
  2. Воспитание общественной активности и гражданского достоинства.
  3. Нравственное, эстетическое, экологическое воспитание. Физическое развитие и укрепление здоровья обучающихся.
  4. Интернациональное воспитание.
  5. Правовое воспитание.
  6. Повышение ответственности обучающихся за результаты своего учебного труда.
  7. Туризм и краеведение.
  8. Воспитание сознательной дисциплины.
  9. Организация коллективных творческих дел.
  10. Работа кружков, клубов.
  11. Школьные праздники, вечера, конференции, смотры,  диспуты, лектории.
  12. Стимулирование ученического самоуправления.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Вова\Desktop\envi3.png

           «Окружающая среда на здоровье человека» 

C:\Users\Вова\Desktop\big_thumb.jpg

Любая деятельность человека становится основным источником загрязнения окружающей среды.

Экологическая обстановка  влияет на здоровье человека.

Нарушение экологического равновесия или так называемые экологические ножницы - опасны срывом механизма адаптации человека. Организм отвечает различными расстройствами на вредные воздействия физических излучений; профессиональными заболеваниями на неподготовленность к новым профессиям; нервно-психической неустойчивостью на информационные перегрузки и перенаселенность, чрезмерный шум в городах; аллергическими реакциями на изменение химического состава окружающей среды.

ВОЗДУХ

Отрицательное воздействие на здоровье людей и окружающую среду оказывают промышленные предприятия, расположенные на территории города вблизи жилых районов. Это предприятия чёрной и цветной металлургии, угле- и рудодобывающей и перерабатывающей промышленности.

ВОДА

Негативное влияние на здоровье человека оказывает питьевая вода. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, и гибель огромного числа людей. Особенно загрязнёнными бывают открытые источники воды: реки, озёра, пруды. Существует не мало случаев, когда загрязнённые источники воды стали причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии, которые передаются человеку в результате загрязнения водных бассейнов болезнетворными микроорганизмами, вирусами. Качество воды в большинстве рек не отвечает нормативным требованиям. Исследования показали, что использование воды в качестве питьевой поступающей через водопроводы приводит население к сердечно-сосудистым и почечным патологиям, заболеваниям печени, желчевыводящих путей и желудочно-кишечного тракта.

Для человека окружающей внешней средой является не только природа, но и общество. Поэтому социальные условия также влияют на состояние организма и его здоровье. Семья влияет на становление характера, на духовное здоровье ее членов. Вообще, в городе члены семьи мало общаются друг с другом, зачастую собираются лишь за ужином, но и в эти недолгие часы контакты членов семьи подавлены просмотром телевизионных передач. Распорядок дня членов семьи – один из показателей образа жизни. Нарушение режима отдыха, сна, питания в семье приводит к развитию у большинства членов семьи ряда заболеваний: сердечно-сосудистых, нервно-психических, нарушения обмена веществ.

Все эти факторы оказывают существенное влияние на устойчивость семьи, а, следовательно, неблагоприятно влияют на здоровье населения в целом.

ПРИРОДА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

 Загрязнение окружающей среды обитания человека, прежде всего, влияет на их здоровье, физическую выносливость, работоспособность, а также на их плодовитость и смертность. Воздействие природной среды на человека — через зависимость человека от естественных средств существования, от обилия или недостатка пищи, то есть дичи, рыбы, растительных ресурсов.

C:\Users\Вова\Desktop\narisovat_dobro_i_zlo_4_klass_kartinki_17_15022451.jpgC:\Users\Вова\Desktop\l_b8a49bca.jpg        
«Здоровье свыше нам дано,

                 учись, человек, беречь его!»

                                                                                                                     



Предварительный просмотр:

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.).

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий  развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями.

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

•   в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

•   в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявле ние своих способностей и сил);

•   в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, кол лективная деятельность);

•   в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому

 Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая, антропософская.

По основному фактору развития: психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое самоуправление личности - СУМ.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + программная.

По организационным формам: классно-урочная + клубная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.

По категории обучающихся: массовая.

Акценты целей

•  Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men).

•  Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.

•  Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

•  Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Концептуальные положения

•  Ученик - субъект, а не объект процесса обучения. -,

•  Обучение приоритетно по отношению к развитию.

•  Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ.

•  Ведущая роль теоретических, методологических знаний.

Дополнительные гипотезы

•  Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации — являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья значит открыть путь к повышению качества школьного образования.

•  Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

•  На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

•  Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.

Особенности содержания

СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.

1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента -курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.

2.   «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.

3.   «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

ЗУН. Содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами.

Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.

Особую группу ЗУН представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);

V кл. - Познай себя (психология личности);

VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл - Учись учиться (самообразование);

VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);

IX кл. - Самоопределение;

X кл. - Саморегуляция;

XI кл. - Самоактуализация.

СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой особого рода знания - методологические, оценочные и мировоззренческие.

В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук.

В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими).

Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности».

СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А.А.Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:

-  осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;

-  участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

-  адекватные стиль и методы внешних воздействий.

Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим

•  психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;

•  составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития;

•  осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;

•  тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.

Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной системе И.П.Волкова.

Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное — при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.

Особенности методики

Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину.

Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.

Межличностные отношения «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

Организация учебного процесса по предметам основана на

•  перенесении акцента с преподавания на учение;

•  превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

•  использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);

•  приоритет самостоятельных методов и приемов.

Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).

В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.



Предварительный просмотр:

Психологические особенности учащихся шестого класса

Шестиклассники (дети 11-12 лет)  характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.   

Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И.В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

 

Мода на увлечения

Специфика  интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).

С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.

Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы – от достаточно возвышенных до простых и даже вредных.  Известны, например, случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические препараты.

Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.

Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто – в 11-12 лет.

 

В поисках эмоционального насыщения

«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.

Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным  ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяет существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы. 

 

Отсутствие интересов

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще – в начале старшего подросткового возраста.

Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.

Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.

Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной  контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.

«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, - писал Л.С.Выготский. – Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л.С., Сочинения, т.4, с.6).

 

Формализм в учебе

Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило опосредована. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.

Формализм в усвоении знаний – существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.

При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучат, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.

Второй, наиболее часто встречающий вид формализма наблюдается у школьников, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В.В.Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».

Одна из основных причин, как и в первом случае, - низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.

Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.

Психологические особенности учащихся седьмого класса

О пубертатном периоде (от лат. pubertas, pubertatis – возмужалость, половая зрелость) известно, конечно, всем, в том числе и родителям подростков. Известно, что этот период у девушек и юношей совпадает лишь частично (12-16 лет у девушек и 13-17 лет у юношей, хотя может и выходить за эти возрастные пределы).

Известно также, что это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в том числе появляются вторичные половые признаки.

Половое созревание – это период, который в психологии единодушно обозначается как время больших возможностей и больших опасностей.  Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во много связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.

В седьмом классе возникают первые половые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений. Все это, повторяем, в той или иной степени известно всем.

 

Опасное недовольство

Однако эти знания у многих родителей не определяют их отношения к своим детям. Жалобы родителей на чрезмерное, с точки зрения взрослых, внимание подростков к своей внешности, на чрезмерную озабоченность сексуальными проблемами или ранний сексуальный опыт, являются наиболее распространенными. Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми.

Проблема внешности – одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен. Об этом прекрасно пишет рок-музыкант Ди Снайдер, книгу которого можно рекомендовать не только самим подросткам, но и их родителям, учителям и практическим психологам: «Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. Какой еще подарочек преподнесла тебе мать-природа сегодня? Тело и лицо, к которым ты уже притерпелся, вдруг начинают изменяться с чудовищной скоростью. Порой ты уверен, что мать-природа – настоящая садистка, потому что иначе она не влепила бы тебе на лоб этот прыщ, его же видно за сто километров, это же вообще не прыщ, это рог растет».

Подлинные или мнимые недостатки внешности – неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или слишком длинный рост, прыщи и т.п. – все это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что  так будет всегда – эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь. Внешность – чрезвычайно значимая часть Я – всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана,  кстати, особая подростковая застенчивость.

Это проявляется, в частности, в отношении к занятиям физкультурой. Особенно заметно – у девочек. Даже в тех случаях, когда в школе существует два спортивных зала, и занятия ведутся раздельно, уроки физкультуры нередко оказываются источником отрицательных переживаний для подростка. Ведь сравнение себя с другими – основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен.

Внешность сверстников и собственная внешность в глазах подростка имеют очень большое значение. Это характерно практически для всех категорий подростков, различных подростковых групп.

Внешность должна жестко соответствовать некоторым нормам, эталонам, принятым в той или иной группе, а чаще среди подростков в целом.   И наиболее важны для подростка признаки развития тела по женскому и мужскому типу. Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, а главное – несовпадение с эталонами подростковой группы (а с этим в той или иной степени в различные моменты сталкивается большинство подростков) имеет громадное значение для самооценки подростков. 

Представления о собственной внешности нередко служат причиной самых разных поступков, причем часто без специального анализа эту связь обнаружить очень трудно.

Сильные отклонения в физическом развитии от некоего, бытующего среди подростков «стандарта» объективно относятся к факторам риска. Так, согласно данным психолога Е.Т.Соколовой, такие подростки более, чем их благополучные сверстники, подвержены неблагоприятным влияниям, у них чаще формируется негативная самооценка, негативная Я-концепция, отмечается большая зависимость окружения – в формах подчинения ему или бунта против него.

 

Все познается в сравнении

Напряженность и аффективная значимость проблемы внешности, полового  созревания вызывают у подростков стремление обсудить свою внешность с окружающими.

Однако ощущение подростком собственной уязвимости, боязнь проявить себя слишком маленьким, наивным, стать объектом насмешек со стороны сверстников – все это приводит к повышенному грубому обсуждению этой темы,  возрастанию популярности анекдотов с сексуальной проблематикой.

Очень часто это – специфические «детские» сексуальные анекдоты, где предметом шутки становятся названия половых органов, их величина и т.п. (Нередко они приходят на смену распространенным  в  более младших возрастах шуткам, посвященным отправлениям  человеческого организма).

Такие анекдоты и шутки часто пугают взрослых, заставляя их говорить о распущенности современных детей.

Взрослые часто обращаются к психологу, если замечают, например, в раздевалке перед уроками физкультуры, в лагере и т.п. стремление подростков сравнить буквально измерить признаки своего созревания. Чаще всего такие жалобы касаются мальчиков, хотя девочки ничуть не меньше озабочены, например, размерами груди.

Психологу приходится объяснять взрослым (очевидно, забывшим свое подростничество), что это достаточно обычное для подростков явление, что в процессе сравнения, «обсмеивания» подросток постепенно осваивает свой новый физический облик.

В последнее время приходится также часто сталкиваться с волнениями родителей и педагогов по поводу того, что дети слишком открыто и много говорят на сексуальные темы, что они совершенно не стесняются взрослых.

 

Демонстративный вызов

На наших глазах происходит определенное «разоблачение» указанных тем, снятие запретов, табу. Подростки, действительно, много думают и говорят о сексуальных проблемах. Современные школьники по телевизору, видеомагнитофону, в кино видят немало сцен, которые  в открытой или скрытой форме несут сексуальное содержание. С подростками необходимо разговаривать по этому поводу, причем достаточно рано. Работники служб «Телефон доверия» отмечают, что по вопросам секса к ним обращаются дети 10 и даже 8-9 лет.

Однако несомненно, что именно для подростков половые проблемы приобретают особую остроту. Поэтому в это время особенно важно, чтобы родители разговаривали со своими детьми на эту тему. Школьник должен научиться смотреть на эту сферу как на одну из значимых для счастливой жизни человека.

За демонстративными рассказами подростков о собственном сексуальном опыте часто скрывается переживание неуверенности в этой сфере. Особенно следует обратить внимание на случаи, когда подобный опыт прямо или косвенно демонстрируется подростком взрослому, что обычно является проявлением двух разнонаправленных тенденций: с одно стороны, стремлением доказать свою взрослость, «шокировать» взрослого, с другой – привычным ожиданием и даже требованием от взрослого помощи.

Желание получить помощь скрывается и за звонками подростков в службу «Телефон доверия». Дети хотят в беседе с внимательным и понимающим взрослым обсудить свои, пусть вымышленные, сексуальные проблемы. Если такая помощь не оказывается, то это может привести к печальным последствиям.

За случаями, когда подросток намеренно придумывает истории о своем сексуальном опыте, пытаясь таким способом утвердить свою взрослость, обычно скрываются трудности самоутверждения. Следует отметить, что среди школьников это довольно широко распространено. Подобная ситуация, конечно, не требует вмешательства со стороны взрослых. Однако если такие рассказы повторяются, то это может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростка, о его комплексе неполноценности в этой сфере,  о неудовлетворительных отношениях со сверстниками и о переживании невозможности утвердить себя другим путем. В этом случае помощь родителей может быть направлена на выявление в тактичной форме проблем ребенка, на нормализацию его самооценки и отношений со сверстниками.

 

В воображении или на самом деле?

Жалобы взрослых по поводу раннего сексуального поведения подростков, прежде всего девочек (хотя в последнее время подобные жалобы все чаще можно услышать и по поводу мальчиков), очень распространены. Обычно эти жалобы касаются контактов девочек со старшими мальчиками и даже взрослыми людьми. Вызывают опасение игры, включающие телесный контакт (ласкаясь, например, к матери, девочки раздражают эрогенные зоны – целуют в губы, в сосок груди и т.п.), а также демонстративность поведения, склонность к усиленному подчеркиванию своих женских достоинств и т.п.

Сложность этих случаев связана с тем, что по внешней картине поведения часто нельзя понять, имеет ли место недостаточно осознанное поведение, связанное с ранним половым созреванием, или проявление раннего сексуального опыта.

Проблема часто усугубляется еде и тем, что интерпретация поведения, даваемая взрослым, нередко как бы толкает подростка к тем или иным поступкам, задавая содержание первоначально недостаточно осознанным влечениям. Бывают  случаи, когда взрослые буквально «толкают» девочку на путь детской проституции тем, что постоянно твердят ей, что она развратная, что ей дорога только на панель и т.п. Более того, наказания, тем более физические, к которым иногда прибегают в таких случаях, могут не затормозить, а усилить нежелательные проявления.  Интерпретации взрослых могут вызвать депрессию, переживание собственной испорченности, неуверенность в себе и т.п.

Очень сложны случаи, когда подросток сам как бы не осознает или осознает не полностью сексуальную окрашенность своего поведения. Таким образом проявляется ранее половое созревание, когда биологический возраст подростка существенно опережает его психологический и культурно-педагогический возраст.

Отметим, что именно такие подростки, как правило, достаточно охотно обсуждают свои проблемы с чутким, внимательным, понимающим взрослым собеседником. Этим подросткам обычно рекомендуют такие занятия, где они могли бы демонстрировать себя, свои внешние особенности и вместе с тем разряжать свою энергию. Это занятия многими видами спорта, танцы, сценическое искусства, в том числе искусство пантомимы и т.п. Но не менее важно, как представляется, помочь подростку понять, что с ним происходит и найти разумные, правильные формы поведения.

 

Создайте конкуренцию

Когда же речь идет о раннем сексуальном опыте, в том числе и о раннем материнстве и отцовстве, то здесь, как правило, самое важное значение приобретает отношение подростка к случившемуся, его переживание этой ситуации. Очень важно также,  как на это реагируют родители подростков, готовы ли они оказать им помощь. Встречаются случаи, когда на путь проституции девочку ориентируют родители, видя в этом способ зарабатывания денег, в том числе и для семьи. Важна и реакция педагогов.

К психологу учителя нередко обращаются за советом, может ли подросток, имевший ранний сексуальный опыт, оставаться в школе. Педагоги боятся, не повлияет ли это развращающим образом на других школьников. Подобные проблемы, конечно, требуют индивидуального подхода, но важно иметь в виду, что, во-первых, устранение «нежелательного подростка» из школы вовсе не влечет за собой ослабление контактов с ним других учащихся. Во-вторых, воспитательные, психологические проблемы обычно не решаются чисто административным путем.

Связано ли стремление подростка к раннему половому опыту с интенсивностью полового влечения, повышенной чувственностью? Или причины этого сугубо психологические? Может быть, дело в «испорченности» подростков, связанной с влиянием видео, телевидения и т.п.?

Ответ на этот вопрос у разных психологов различен. Причины каждого случая, конечно, очень индивидуальны. Но, с моей точки зрения, точную и тонкую характеристику причин этого явления дала известный отечественный психолог Л.Л.Божович.

В этот период впервые появляется и становится предметом осознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность – половое влечение. Безусловно, депривация (неудовлетворение – А.П.) этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснять некоторые особенности его самочувствия и поведения. Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер. Как, например, потребность в раздражителях, необходимых для развития мозговых систем, сначала становится потребностью во внешних впечатления, а потом в активной познавательной деятельности, так же и половой влечение в ходе своего развития приобретет форму человеческой любви. Возникая в пубертатный период, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение не занимает доминирующего положение.

Доминирующее положение, таким образом, оно начинает занимать в случае отсутствия сильных конкурирующих потребностей и мотивов.

 

Осознанный подход

Еще один вопрос, которого следует коснуться, - это просмотр школьниками этого возраста (чаще мальчиками) порнографических или полупорнографических фильмов (по кабельному телевидению или видеомагнитофону), а также чтение ими газет подобного содержания.

Опыт показывает, что запрещения в этом случае не достигают цели, а напротив, часто ведут к усилению подобного поведения. Хотя ситуативный интерес к подобным фильмам и изданиям проявляют многие мальчики, устойчивое увлечение ими отмечается чаще всего у тех подростков, которые испытывают проблемы в этой сфере, у которых нет доступа к нормальным источникам получения подобной информации.

В случае ситуативных проявлений подобного интереса наиболее эффективны, судя по наблюдениям, следующие варианты подведения родителей. Они могут проявить «ноль реакции» в тех случаях, когда школьник сам не заводит с ними разговора на эти темы. Если же подросток начинает подобный разговор, нужно достаточно  спокойно, «баз ажиотажа» и излишнего  эмоционального накала серьезно с ним побеседовать на эту тему.

В тех случаях, когда подросток проявляет и тем более активно демонстрирует взрослым устойчивый интерес к такого рода кино-, теле- и печатной продукции, взрослым важно обратить внимание на его сексуальные проблемы и помочь ему разобраться в них. Но этим нельзя ограничиваться. Важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками  своего и противоположного пола. Очень важны разговоры со взрослым своего пола о смысле порнографической продукции.

В заключение можно сказать, что главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Советы, которые помогут Вам обрести доверие Вашего ребёнка

1. Разговаривайте со своим ребёнком о своих делах и о его делах независимо от того, сколько Вашему ребёнку лет, даже если Вы очень сильно устали за день. Помните, жалея себя, вы теряете доверие своего ребёнка, - это всегда дорогая потеря, а восстанавливается доверие с великим трудом.

2. Говорите ребёнку, что Вы его любите. Если до сих пор Вы стеснялись это делать, сегодня ещё не поздно. Ребёнок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза. Дорогие вещи никогда не смогут заменить искренних слов о любви.

3. При разговоре постарайтесь хотя бы раз коснуться руки сына или дочери. Это очень важный момент общения, но не злоупотребляйте поцелуями и объятиями, они могут смущать ребёнка, особенно если у него переходный возраст.

4. Доверие между Вами и ребёнком не даст пропустить важнейший этап развития в жизни сына или дочери – это переходный возраст. Вспомните, родители, пожалуйста, подробнейшим образом этот период в своей жизни и будьте честными перед собой. Проанализируйте, что не досказали Вам в этот период ваши родители, какую искажённую информацию Вы получили от друзей.

5.Что бы Вы сегодня изменили в тот период, если бы смогли вернуть время. Ваш честный анализ поможет Вам лучше понять своего ребёнка в этом трудном для него возрасте, и Вам легче будет держать доверительный контакт с ним.

6.Помните, уважаемые родители! Доверие – это не ежедневное «раздевание души» ребёнка перед Вами. Доверие – это его ответственность за свои поступки и умение открыто анализировать их с Вашей помощью.

7.Если вы солжёте ребёнку несколько раз, то и он солжёт Вам. Маленькая ложь рождает большую.

8.Даже при разборе поведения своего ребёнка не позволяйте себе говорить, что чей-то ребёнок лучше, аккуратнее, умнее и воспитаннее, чем Ваш негодник или негодница. Это значит, что Вы любите того, «хорошего», а своего «плохого» сегодня разлюбили; будет хорошо завтра себя вести, вот завтра его и будете любить, сами того не подозревая, Вы фактически перевернули душевный мир ребёнка. Подсознание получило информацию: «Любовь самых родных людей продаётся за хорошее и лучшее, значит, и продажен весь мир». Не удивляйтесь после этого, откуда у Вашей дочери или сына появился ужаснейший цинизм или жестокость. Дети не могут быть теми, кто Вам нравится. Вы не хотите их принимать такими, какие они есть – они Вам мстят за Ваше предательство. Это злая черта характера может пройти через всю жизнь.

9. Если ваши отношения с детьми не налаживаются, обязательно обратитесь к специалисту. Но воздержитесь, пожалуйста, от мнения, что только ребёнку нужно заниматься с психологом или педагогом, что Вы сами не нуждаетесь в помощи. В первую очередь определитесь, готовы ли меняться сами. Это трудно, но представьте, что ребёнку ещё труднее и, кроме Вас, ему, никто не поможет.

10.Не поленитесь, пожалуйста, и прочтите ту литературу, которую Вам посоветует специалист, даже если Вы давным-давно не брали в руки книгу благодаря исключительной занятости на работе. Поле тогда даёт добрый урожай, когда оно добросовестно обработано; у ленивого на земле растут одни сорняки.

Психологические советы родителям

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое - сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: "Мама сказала...", "Папа велел" и т. д. Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое "подвергают сомнению", ставя психоэкологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. ("Курить вредно!" - хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: "негативные установки", "позитивные установки" и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Негативные установки 

"Сильные люди не плачут".
"Думай только о себе, не жалей никого".
"Ты всегда, как твой (я) папа (мама)".
"Дурачок ты мой!"
"Уж лучше б тебя вообще не было на свете!"
"Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...".
"Не будешь слушаться - заболеешь!".
"Сколько сил мы тебе отдали, а ты..."
"Не твоего ума дело..."
"Бог тебя накажет!.."
"Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет".
"Не верь никому,обманут!.."
"Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!"
"Ты всегда это делаешь хуже других..."
"Ты всегда будешь грязнулей!"
"Женщина глупее мужчины..."
"Ты плохой!"
"Будешь букой - один останешься".
"Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки..."

Подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Позитивные установки 

"Поплачь - легче будет".
"Сколько отдашь - столько и получишь".
"Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!"
"В тебе все прекрасно..."
"Какое счастье, что ты у нас есть!".
"Каждый сам выбирает свой путь".
"Ты всегда будешь здоров!"
"Что посеешь, то и пожнешь".
"Мы любим, понимаем, надеемся на тебя".
"Твое мнение всем интересно".
"Бог любит тебя!"
"Кушай на здоровье!"
"Выбирай себе друзей сам..."
"Как ты относишься к людям, так и они к тебе".
"Как аукнется, так и откликнется".
" Каждый может ошибаться! Попробуй еще!"
"Какой ты чистенький всегда и аккуратный!"
"Чистота - залог здоровья".
"Все зависит от человека..." ,
"Я тебя люблю любого..."
"Люби себя и другие тебя полюбят".
"Все в этой жизни зависит от тебя"

Как часто вы говорите детям...

- Я сейчас занят(а)...
- Посмотри, что ты натворил!
- Это надо делать не так...
- Неправильно!
- Когда же ты научишься?
- Сколько раз я тебе говорила!
- Нет! Я не могу!
- Ты сведешь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во все лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Эти слова ласкают душу ребенка 

- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!..
- Я помогу тебе...
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой...

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить…



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

 «СОШ №1»

Программа

работы с неуспевающими

и слабоуспевающими детьми.

Учитель географии:

 Мильская Т.В.

г. Когалым,  2021 г

ЦЕЛЬ: создание условий для развития личностного потенциала учащихся в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума, создание благоприятного микроклимата в школе.

ЗАДАЧИ:

  • создать коллектив единомышленников, сделать учащихся, учителей, родителей соучастниками образовательного и воспитательного процесса организовать разнообразную, увлекательную, социально-значимую совместную деятельность учащихся и родителей;
  • организовать всеобуч для родителей;
  • выявление возможных причин снижения успеваемости и качества образования учащихся;
  • принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости.

Ожидаемые результаты: установление диалога и взаимовыгодного сотрудничества между школой и родителями формирование у учащихся любви, долга к родителям,

Формы организации работы с родителями  слабоуспевающих и неуспевающими учащихся:

  • Самой распространенной формы работы с такими родителями является индивидуальная беседа. Организация индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика.
  • Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.
  • Родительское собрание.
  • Встреча подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом.
  • Рекомендация методической литературы по отдельным предметам.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ (с учеником).

  • Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.
  • Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата
  • Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
  • Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем)
  • Учитель-предметник после первичного контроля ЗУН должен отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль
  • Учитель-предметник не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий (после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине)
  • Учитель-предметник должен определить время, за которое учащийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультации.
  • Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
  • Учитель-предметник  должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти
  • Учитель-предметник должен поставит в известность  классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося
  • Учитель-предметник не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика

Только при выполнении всех пунктов учитель имеет право выставить учащемуся за четверть неудовлетворительную оценку

График

индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

____ «___» класса по математике на  2020-2021 учебный год

п/п

Список

учащихся

Дни недели

Понедельн.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Возможные причины неуспеваемости:

  • Пропуск уроков
  • Недостаточная работа дома
  • Слабые способности
  • Нежелание учить предмет
  • Недостаточная работа на уроке
  • Необъективность выставления оценок на уроке
  • Предвзятое отношение учителя на уроке
  • Большой объем домашнего задания
  • Недостаточное внимание учителя
  • Высокий уровень сложности материала
  • Другие причины

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.

  • Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.
  • Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
  • Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

  • Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником, его посещаемость.
  • Родители обязаны помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем- предметником.
  • Родители ученика имеют право посещать уроки, по которым ученик показывает низкий результат.
  • Родители ученика в случае затруднения имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации школы.

ПЛАНИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

  • Ликвидация неуспеваемости.
  • Повышение уровня ЗУН учащихся.
  • Повышение качества знаний учащихся.
  • Повышение мотивации к учению.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

(образец)

ФИО учителя ….………………………………………                            

Фамилия ученика (класс)………………………………….

Предмет   ………………………………………..

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….

Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.Индивидуальные дополнительные  занятия.

Тематика занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Дифференцированные задания.

Указать методическое пособие.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Дифференцированный контроль знаний.

Сроки. Темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа с дневником и тетрадью.

 

 

 

5.Консультации для родителей.

Дата. Тема.

 

 

 

 

 

 

6.Создание ситуации успеха на уроке

 

 

 

 

 

Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося класса

 

Ф И  учащегося  _____________________________________________

Класс ______________________________________________________

Предмет ____________________________________________________

Причина неуспеваемости ______________________________________

_____________________________________________________________

Учитель ______________________________________________________

Пробелы в знаниях

Даты прове

дения индиви

дуальных занятий

Формы ликвидации пробелов

Что задано

%

выпол

нения

Отмет

ка

Подпись

учащегося,

родителя

Выполнение  учащимся  домашних  заданий.

Ф.И.  учащегося____________________________________________    Класс ___

Предмет _________________________   Учитель  ____________________________________

Сроки  контроля:  с  «____»______________ 20___ г.  по  «____»_____________ 20___ г.

Цель  контроля: отслеживание  систематичности  выполнения  домашних  заданий

                          «трудными»    учащимися.

Дата  урока

Выполнение  домашнего  задания

Примечание

выполнено  полностью

выполнено  частично

не  выполнено

Работа  учителя  за  период  контроля:

с  учащимся  ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

с  классным  руководителем _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________

с  родителями  __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Подпись  учителя_______________________


Промежуточный  контроль  успеваемости  и  посещаемости  занятий  учащимся.

Фамилия,  имя  учащегося  ______________________________________________                              Класс_____________

Классный  руководитель     __________________________________________

Период,  за  который  проводится  контроль:

 с  «_____»___________по  «_____»_______________ 20 __г.

Предметы

Количество  уроков  за  период  контроля

Количество  пропущенных  уроков

Оценки  за  период  контроля  (включая  к/р)

Оценки  за  контрольные  работы

Подпись  классного  руководителя  _________________

        

ОТЧЕТ

учителя -предметника о работе со слабоуспевающими учащимися

по состоянию на __________________

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

Учитель _________________________                            Подпись___________________

Анкета

(анализ причин неуспеваемости учащихся)

  1. Ученик____________________________ класс______ школа________
  2. Состояние здоровья:
  • Слабое
  • Удовлетворительное
  • Хорошее
  1. Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения
  2. Предметы, по которым возникла неуспеваемость:_____________________

___________________________________________________________________

  1. Причины неуспеваемости по мнению учителя_________________________

___________________________________________________________________

  1. Причины неуспеваемости по мнению ученика_________________________

___________________________________________________________________

  1. Знание учеником критериев оценивания______________________________
  2. Понимание изучаемого материала на уроках
  • Умение концентрировать внимание_______________________________
  • Оперативное (быстрое) запоминание______________________________
  • Умение повторить изложенное
  • Умение самостоятельно выполнять задания на уроках
  1. Уровень развития учебных умений:
  • Чтение_______________________________________________________
  • Письмо_______________________________________________________
  • Счет_________________________________________________________
  • Речь_________________________________________________________
  • Понимание прочитанного_______________________________________
  • Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_________________
  • Владение приемами развития памяти______________________________
  • Уровень ответов без конспектов__________________________________
  • Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)
  1. Посещение дополнительных занятий:
  • По предметам__________________________________________________
  • Виды учебной деятельности  на занятиях___________________________
  • Самостоятельные дополнительные занятия_________________________
  1. Выполнение домашних заданий:
  • Частота выполнения домашних занятий____________________________
  • Причин отсутствия домашних занятий_____________________________
  • Последовательность выполнения домашних заданий_________________

_________________________________________________________________

  • виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения__________

_________________________________________________________________

  • виды помощи при выполнении домашнего задания___________________

_________________________________________________________________

  1. Дополнительные занятия в каникулярное время:
  • Предметы_____________________________________________________
  • Виды занятий__________________________________________________