Раздел 3. Научно-методическая деятельность педагога.
1. Сказки - шумелки с использованием социоигровой технологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 336.33 КБ | |
| 2.58 МБ | |
| 41.9 КБ | |
| 1.21 МБ | |
| 603.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида»
Сказки – шумелки с использованием социоигровой технологии
Выполнил воспитатель
Сорокина В.Ф.
О. Муром
Сказки – шумелки с использованием социоигровой технологии.
В век современных технологий, взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения, чтения вслух. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры и прочая электронная техника, заменяющая общение взрослого и ребенка.
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: игре, труде, учебе. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей, способствует построению взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.
В то же время оно не является врожденным видом деятельности – оно формируется.
В последнее время вопрос о проблемах развития речи, как средства общения не сформированности у детей коммуникативного поведения, неумения строить партнерские отношения в детском сообществе, вызывает особую тревогу у педагогов, а так же родителей.
Поэтому, как никогда актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка, его общения со сверстниками и взрослыми.
Одним из методов в решении данной проблемы является сказка.
Сказка для ребенка – это как сознательное, так и бессознательное средство общения. Социально – нравственным правилам жизни.
Сказка помогает развивать у детей способность к сопереживанию, учит определять эмоциональное состояние героев на основе жестов, мимики и поступков. Детей, которые не любят, когда им читают или рассказывают сказки, не бывает. Главное, как их преподнести, ведь дети хорошие критики.
Я работаю с детьми младшего возраста. Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес при рассказывании сказок. В работе с детьми я использую сказки – шумелки.
Сказки – шумелки, что это такое?
Сказки – шумелки – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражание.
Сказка с шумовым оформлением является веселым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики и конечно развития речи у детей. Использовать можно разные инструменты: (барабан, бубен, дудочки, гармошки, ложки, погремушки и так далее). Также можно использовать самодельные шумовые инструменты: (бутылочки, коробочки, баночки и так далее). Их я заполняю разными предметами внутри.
Данные сказки могут планироваться в разных образовательных областях.
- Художественно – эстетической – показ театров, музыкальная деятельность.
- Социально – коммуникативной – ребенок общается с героями сказки и с другими детьми.
- Познавательной – в игровой форме ребенок познает новое.
Сказки должны быть выучены, хорошо знакомы детям. Я проигрываю сказку несколько раз в виде кукольного театра, рассматриваем иллюстрации к сказкам. Можно показать мультфильм.
Алгоритим работы со сказкой:
- Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.
- Выбор музыкальных инструментов и шумовых инструментов для озвучивания.
- Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба звучания.
- Озвучивание сказки.
Мастер класс для педагогов.
Сказка – шумелка «ЛЯГУШОНОК»
Жил – был в пруду маленький лягушонок | Звукоподражание «ква - ква» высоким голосом |
Над прудом летали маленькие комарики. | Звукоподражание «ззззззззз» высоким голосом |
Днем лягушонок любил ловить комариков | Выполняем хватательные движения руками и приговаривая «ам, ам» |
А ночью с удовольствием плавал в пруду. | Трясем бутылочкой с водой. Ударяем бубном по ладони. |
Шла на встречу корова. | Приставляем пальцы ко лбу, мычим протяжно «Мууууу». |
Лягушонок ее спрашивает: - Корова, ты знаешь, где живут большие комары? |
|
Ничего не сказала корова, и лягушонок поскакал дальше | Ударяем бубном по ладони |
Бежала навстречу лошадка | Звукоподражание – Цокаем язычком «Цок - Цок» и стучим деревянными ложками. |
Лягушонок ее спрашивает: - Лошадка, ты знаешь, где живут большие комары? |
|
Ничего не сказала лошадь, и лягушонок поскакал дальше | Ударяем бубном по ладони |
Доскакал лягушонок до большого пруда, где летали большие комары. | Звукоподражание «ззззззззз» низким голосом. |
И только он хотел поймать большого камара, как вдруг услышал громкий треск. | Проводим палочкой по ксилофону. |
На берегу стоял большой гусь, и громко стучал клювом | Гусь шипит и стучит молоточком по металофону. |
Маленький лягушонок испугался и поскакал обратно в свой маленький пруд. | Ударяем бубном по ладони. |
Вывод:
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребенка. Ребенок реализует свои представления. Образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Звукоподражание хорошо развивает речь у детей. Совместное музыцирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
Использованая литература:
maam.ru›detskijsad/master-klas…skazki-shumelk
Е.Карелина « Родничек.Книга для чтения детям до 3 лет»
В.Н. Волчкова,Н.В.Степанова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей младших групп
Музыкальная игра как средство развития социально-
коммуникативных навыков дошкольников.
Игра-оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. «Игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных» (Д.Б. Эльконин).
Социальный заказ и новые требования ФГОС ориентируют отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к с к самостоятельной творческой деятельности. В сложившейся ситуации педагоги все чаще обращаются к такой форме деятельности, как игра.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
∙ развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционного
аппарата; координации движений и нормализацию их темпа и ритма;
∙ формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов,
движения;
∙ обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
∙ развитие музыкальных, творческих способностей;
∙ развитие социально-коммуникативных навыков.
Воздействие музыкальной игры на развитие социальной сферы ребенка.
Долгие годы музыкальная игра рассматривалась как дидактическое средство и
метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания
детей стремится к использованию игр, которые предусматривали бы не только
развитие музыкальных и творческих способностей, эстетических эмоций и
чувств, но и являлись бы средством формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников.
Музыкальная игра помогает стимулировать интерес и доброжелательное
отношение к сверстникам и взрослым, способствует эмоционально-положительным контактам между детьми, развивает инициативные действия,
направленные на взаимодействие друг с другом.
Содержание и тематика музыкальных игр.
Содержание и тематика музыкальных игр складывается под влиянием других
разделов программы-знакомства с социальным окружением, с природой, литературными и сказочными персонажами и пр. В основе игры чаще всего музыка изобразительного характера, которая подсказывает ход действия сюжетной игры или игры с правилами. В ходе игры даже самые застенчивые дети могут представить себя и почтальоном, и козой, и сапожником… В играх, сопровождаемых песней, непосредственно сам текст подсказывает соответствующие действия.
Ребенок в дальнейшем и сам придумывает сюжет игры, используя для этого
игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как
организатор в подгруппе играющих детей-сверстников.
Подбор музыки для детей с различным типом нервной системы.
∙ Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы
повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий
тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
∙ Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного
темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
∙ Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена
эмоционального состояния (от агрессии до апатии), требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости.
Формы проведения музыкальных игр.
В методике дошкольного воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача-передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача-двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.
Музыкальные подвижные игры с правилами.
Музыкальные подвижные игры сопровождают детей в детском саду, начиная
с самых простых в младшей группе, и усложняются по мере взросления в
старших группах, приобретая осознанность и четкое выполнение правил игры.
Если малышам надо просто побегать, то старшие дошкольники, например,
сознательно соблюдают правила сами и следят, чтобы так же поступали
товарищи по игре. Особую пользу от подвижных игр получают гиперактивные
дети. Очень часто родители и педагоги задают вопрос: как развивать
гиперактивного ребенка, который не то, что сосредоточиться на ваших словах,
на месте пары минут не может усидеть. Подвижная игра здесь самый лучший
выход.
Таким образом, игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение
эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила и, облачённая в интересную для ребёнка форму, помогает в непринуждённой обстановке взаимодействию детей
между собой.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания и образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку, формирует социальную активность и умение взаимодействовать в игре со сверстниками.
Семинар – практикум для воспитателей на тему «Музыкально – дидактические игры для дошкольников»
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока - белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их. Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении Знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.
Например, дидактическая задача "научить детей различать кольца по величине" реализуется через игровое задание "собери башенку правильно". У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая его на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие - проверить правильность собирания башенки- предлагает детям самим это сделать.
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (от 4-х до 6-ти лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижения результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнения игровых правил.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.
В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "В следующий раз будем играть ещё лучше" или: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.
Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое, отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.
Для детей младшего дошкольного возраста в музыкальные уголки целесообразно помещать игрушки-забавы, которые также обыгрываются воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.)
Например, воспитатель усаживает детей полукругом и рассказывает сказку о том, как мишка хотел попасть в детский сад, как он долго искал его, а когда нашёл, решил повеселиться с детьми. Мишка танцует, а дети хлопают. Затем воспитатель предлагает всем повеселиться с гостем.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
«Как бегают зверята»
Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.
Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)
«Песенки-ритмы»
Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок
Ход игры: Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
Лошадка.
Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)
Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок
Звонко цокают копытца цок-цок-цок
Приглашают прокатиться цок-цок-цок.
Воробушки
Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,
Любят песни распевать бойкие воробушки
Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.
Неваляшки
До чего же хороши неваляшки-малыши,
Низко наклоняются, звоном заливаются.
(прохл)Дили-день, дили-день
Могут кланяться весь день,
Вам поклон и нам поклон
(прохл) Дили-дон, дили-дон.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
«Лесенка» (3 ступени)
Цель: та же, что в игре «Птица и птенчики»
«Птица и птенчики»
Цель: Различать звуки по высоте (до 2 октавы) и низкие (до первой октавы)
Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц.
Низкие голоса Высокие голоса
1 ступень лесенки 3 ступень лесенки
Медведь Птицы
Птица Птенчики
Коза Козлята
«Веселый кубик»
Цель: Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса.
Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:
Кубик детям передай,
Кто пришел к нам угадай!
Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу,мяу») и т.п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
- Весело-грустно
Цель: различать построение музыки
Ход игры: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.
2 вариант – слушают и изображают мимикой.
«Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского
- Здороваться, прощаться песенкой
- Побуждать детей к сочинению отдельных интонаций: колыбельной (баю-бай), плясовой (ля-ля)
- Кто как поет
Цель: Повторение звукоподражания за взрослым
Ход игры: Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки - тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т.д.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
«Угадай, на чем играет зайчик»
Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.
Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.
«Кто в домике живет»
Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом.
Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
- «Барабанщики»
Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо.
Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).
- «Ноги и ножки»
Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)
Ход игры: Воспитатель поет громко:
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.
- «Тихо-громко»
Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.
Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:
У ребяток ручки хлопают,
Тихо-тихо ручки хлопают,
Громче хлопают,
Сами хлопают,
Вот так хлопают,
Ну и хлопают.
- «Кукла шагает и бегает»
Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту.
Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла. Воспитатель:
Громко будем мы играть –
Кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует).
Тихо будем мы играть –
Ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).
Игра усложняется, если играть индивидуально.
Музыкально-дидактические игры для детей 1 младшей группы
Цель: развитие эмоционального восприятия музыки.
- Веселый или грустный?
- Потанцуем, отдохнем
Цель: развитие звуковысотного слуха.
- Где мои детки?
- Птицы и птенчики
- Курица и цыплята
Цель: развитие чувства ритма.
- К нам гости пришли
Цель: развитие тембрового слуха.
- Нам игрушки принесли
- Угадай, на чем играю
- Петрушка и Мишка
Цель: закрепление пройденного музыкального материала.
- Подумай и отгадай
«Веселый или грустный?»
Цель: развитие эмоционального восприятия музыки.
Игровой материал: два цветка с изображением противоположных эмоций – с веселым и грустным лицом, красного и голубого цвета.
Ход игры:
Педагог играет веселую музыку, просит одного из детей взять показать тот цветок, который подходит к этой музыке, затем то же с грустной музыкой (цветочек послушал песенку и развеселился, стал грустным).
«Потанцуем, отдохнем»
Цель: развитие эмоционального восприятия музыки.
Ход игры:
Педагог играет веселую музыку, спрашивает, что можно делать под эту музыку (танцевать, дети танцуют – кружатся, прыгают, хлопают и т.п.). Играет медленную грустную музыку, спрашивает, что мы будем делать теперь? Спать, отдыхать (дети закрывают глаза и делают вид, что спят).
«Где мои детки?»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: три больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены утка, курица, птица; на маленьких – утята, цыплята, птенчики в гнёздышке.
Ход игры:
Дети сидят напротив педагога, у каждого по маленькой карточке.
Педагог:(предлагает поиграть и начинает рассказ):
– В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошёл дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поёт на ре первой октавы).
Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают:
«Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).
Педагог:(забирает у ребят карточки и продолжает):
– Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама – курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!»…
Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
Затем можно предложить детям представить, как будут отвечать детки, если они испугались, веселятся, или грустят. Кроме того, можно использовать плясовые мелодии, которые исполняются в разных регистрах и в разном темпе, а ребята должны изображать, как будут танцевать детки, а как мама.
«Птицы и птенчики»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: лесенка из трёх ступенек, металлофон, по три картинки с изображением больших птиц и птенчиков.
Ход игры:
Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной карточке.
Педагог играет на металлофоне высокие звуки.
Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушек на верхнюю ступеньку.
Затем звучат низкие звуки, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
«Курица и цыплята»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. Всё раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (утка и утята).
Ход игры:
Дети рассаживаются вокруг стола.
Педагог(берёт куклу):
В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовёт Маша. (Играет на металлофоне ре второй октавы)
Дети с утятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц.
Педагог просит детей спеть тоненьким голосом, как утята «кря-кря-кря». Затем кукла Маша зовёт утку – (педагог играет на металлофоне ре первой октавы.)
Дети ставят фигурку утки на стол перед Машей и поют на этом же звуке «кря-кря-кря».
«К нам гости пришли»
Цель: развитие чувства ритма.
Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры:
Педагог:(предлагает детям подойти к нему)
Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки.
Слышится стук в дверь, воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку
Педагог:
– Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу.
Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.
Аналогичным образом педагог обыгрывает приход других игрушек.
Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под чёткие ритмичные удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.
«Нам игрушки принесли»
Цель: развитие тембрового слуха.
Игровой материал: музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка).
Ход игры:
Педагог: (берёт в руки кошку и поёт песню «Серенькая кошечка» В. Витлина.)
– В коробке лежат ещё музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.
Педагог незаметно от детей играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушки ребёнку. Тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передаёт игрушку другому ребёнку.
«Угадай, на чем играю»
Цель: развитие тембрового слуха.
Игровой материал: детские музыкальные инструменты: дудочка, металлофон, трещотка.
Ход игры:
Педагог вызывает к столу ребёнка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чём он будет играть. Затем ребенок поворачивается и проверяет, правильно ли отгадал.
«Петрушка и Мишка»
Цель: развитие тембрового слуха.
Игровой материал: детские музыкальные инструменты: погремушка, бубен.
Ход игры:
На ширме появляется Петрушка с погремушкой.
Я - весёлый Петрушка,
У меня есть погремушка.
Под музыку звенит погремушкой и прячется за ширму.
Появляется медвежонок с бубном.
А я - Мишка косолапый,
Вот как бью по бубну лапой.
Под музыку бьет в бубен и прячется за ширму.
Педагог: Ни Петрушки нет, ни Мишки -
Убежали шалунишки.
Кто играет - отгадайте,
Поскорее отвечайте.
Дети отгадывают, кто играет за ширмой.
В конце Мишка и Петрушка приглашают детей потанцевать.
Звучит плясовая музыка.
«Подумай и отгадай»
Цель: закрепление пройденного материала.
Игровой материал: игрушечные медведь, зайчик, птичка.
Ход игры:
Звучит мелодия: «Зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. дети узнают мелодию и показывают нужную игрушку.
Цель игры: учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Ход игры
Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
- Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
В лесу
Цель игры: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Оборудование: картинки с изображением медведя, зайца и птицы, фишки
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
Веселый кубик
Цель игры: Развивать творческие проявления в посильной эмоционально – выразительной передаче образов.
Оборудование: демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением животных: лиса, кошечка, собачка, заяц, медведь, лошадка.
Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:
Нужно взять веселый кубик,
И по кругу передать.
Что покажет этот кубик,
Нужно детям показать!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают.
Педагог предлагает ребенку показать под музыку как движется это животное, дети повторяют характерные движения. Затем игра продолжается.
Дятел
Цель игры: Развитие чувства ритма.
Ход игры: Педагог проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:
Тук, тук, тук-тук-тук,
Мы в лесу слыхали стук.
Тук, тук, тук-тук-тук,
Это дятел сел на сук.
Дети повторяют ритмический рисунок
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.
Работая над способом развития речи можно выделить дидактическую игру, поскольку в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям. Игра используются взрослыми в целях воспитания дошкольников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «РЕЧЬ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И ЕГО СВОЙСТВО 1.1. Понятие речи и ее развития Речь – это форма общения людей, опосредствованная языком. Л.С. Выготский считает, что речь – это, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. По его словам, «Речь – не только выразительно-эмоциональная реакция, но и средство психологического контакта с себе подобными». В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных возможностей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь и речевое развитие- это очень сложный и многоуровневый процесс, которое имеет свои функции, свойства, виды, характеризующиеся различными критериями.
1.2. Характеристика речевого развития дошкольников Развитие грамматического строя речи начинается на 2-м году жизни. Первое предложение – аморфное слово, затем присоединяются 2, 3, 4 слова. Предложения пока бесформенны (мама каша дать). Развитие простых и сложных предложений идет очень быстро. К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желание и потребности ребенка . К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений.
Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина , происходит к 4-5 годам. Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности . Таким образом, речевое развитие детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи свои мысли, чувства, впечатления.
1.3. Процесс развития речи в дошкольном возрасте У детей дошкольного возраста продолжается процесс развития речи — они осваивают родной язык. Этому способствуют существенные изменения, происходящие в образе жизни четырех-, семилетнего ребенка. Освоив первоначальные формы самостоятельности, ребенок быстро накапливает свой чувственный и практический опыт. Понимание речи Развитие связной речи Формирование внутренней речи Исследования показали, что переход разговорной речи во внутреннюю совершается в проблемно-практической ситуации и происходит у ребенка четырех-, пятилетнего возраста. Таким образом можно сделать вывод, что процесс речевого развития проходит поэтапно , каждый из которых наполнен содержанием в соответствии с возрастом детей.
Выводы по первой главе Речь и речевое развитие- это очень сложный и многоуровневый процесс, которое имеет свои функции, свойства, виды, характеризующиеся различными критериями. Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. Овладение речью является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 2.1. Дидактические игры как методический прием развития речевой деятельности дошкольников. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы). Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Игровые методы могут быть словесными и наглядными. Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребёнка, тем самым служит хорошим методом и средством для развития детей. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, использование дидактических игр является эффективным способом развития речевой активности детей.
2.2. Примерный план работы с дидактическими играми направленные на развитие речи дошкольников. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций: Обучающие — формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность; Развивающие — развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии. Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях.
Тема Дидактические игры «Осень. Признаки осени» «Какое время года?» Учить определять осень по характерным признакам. Развивать активный словарь прилагательных. «Бывает-не бывает» Учить определять по признакам времена года. Развивать словарь. «Что неправильно» Учить находить и исправлять ошибки, называть признаки осени. Развивать мышление, словарь. «Назови признаки» Учить называть признаки осени. Развивать словарь прилагательных. «Огород. «Овощи» «Я собрал на огороде» Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. «Что растет в саду?» Упражнять в назывании фруктов, обобщать понятия по общим признакам. Активизировать словарь. «Собери фрукты» Упражнять в умении составлять из кубиков целое изображение фруктов. Развивать мышление. «Лишнее слово» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
И так, изучив теорию по данной теме можно предположить, что предложенный выше план дидактических игр будет способствовать развитию речевой активности детей . Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Вывод по второй главе Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что дидактическая игра имеет огромное значение в развитии речи детей дошкольного возраста . Именно, дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимым ему дать. Дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если четко поставить задачи решаемые в процессе их проведения, и учесть в чем особенность их организации на ступени определенного дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Благодаря дидактическим играм , дети могут строить свое общение с учетом ситуации, ориентироваться на собеседника, поддерживать тему разговора, возникающую по инициативе взрослого, отвечать на вопросы, отзываться на просьбу, могут подать реплику, возразить, пояснить, ясно и последовательно выражать свои мысли, адекватно использовать невербальные средства общения, умеют регулировать темп речи и силу голоса. Используя рекомендации известных педагогов О.С. Ушаковой, Г.А. Тумаковой , можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.
Спасибо за внимание!















