конспекты НОД

Баданова Татьяна Александровна

Непосредственная образовательная деятельностьпри работе с детьми с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Дикие животные"16.55 КБ
Файл НОД "Солнечное царство"19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дикие животные

    Задачи: Уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, волка, лисы, лося.

Учить замечать основные признаки, характеризующие понятия «дикие животные».

    Воспитывать интерес и доброе чувство к животным.

    Развивать способность к коллективному творчеству.

    Развитие словаря: Активизировать в речи детей глагольные формы, признаки предметов обстоятельства.

    Воспитание звуковой культуры речи:

- развивать у детей выразительность речи, умение произносить фразы и предложения с различной интонацией, силой голоса;

- развивать фонематический слух умение определять место звука в слове;

    Материал: Разрезные картинки с изображением диких животных средней полосы России, пластилин, стеки бросовый материал.

    Предварительная работа: Перед занятием на фланелеграфе размещаются демонстрационные картинки с изображением диких животных.

          Непосредственная образовательная деятельность.

    Дети с воспитателем образуют круг.

Восп.: - Ребята малыши обратились ко мне с просьбой помочь разобрать им картинки. Они все перепутались. (Дети в парах составляют картинки с дикими животными.)

- Молодцы, ребята! Помогли малышам. Но они не просто их дали нам собрать, малыши хотят, чтобы вы познакомили их с дикими животными, так как они их не знают. Поэтому, сегодня мы с вами поговорим о диких животных, которые обитают в наших лесах. (Дети сели на ковёр).

    В лесу живут разные звери. Конечно, их труднее встретить, чем птиц и насекомых, но и у них тоже много своих тайн. Звери не похожи друг на друга. И не только, потому, что одни больше, а другие меньше. У одних длинные уши, у других короткие, у одних есть рога, у других их нет. У кого - то из зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвосты еле - еле заметны. Одни животные едят листья и траву. Они так и называются травоядными.

А вот рысь и волк – хищники. Они охотятся на других животных. А знаете ли вы, что медведь тоже хищник? Но охотится он не так уж и часто. А если встретит в лесу заросли малины, лакомиться ягодами. А найдёт гнездо диких пчёл – с большой охотой будет есть мёд. Может отыскивать грибы, выкапывать из земли корешки растений. Его основное меню – орехи, ягоды, грибы, рыба, мелкие зверьки.

- А сейчас я хотела бы пригласить вас поиграть в игру «Волшебная палочка». (Дети образуют круг.)

- Тот, кто взял палочку, говорит слово. Запомните: важно, чтобы слова в нашем кругу не повторялись, иначе волшебная палочка остановится, не перейдёт к другому игроку.

(Например, медведь. Я знаю, что медведь умеет бегать. Передаёт полочку. Медведь умеет плавать, ….  ловить рыбу…..лазить по деревьям и т.д.. Тоже с другими животными. Нарушение правил игры дети отмечают топаньем ногами.)

    Восп.: - И так животные умеют двигаться. Например, лось умеет двигаться. А как он это делает? Лось двигается … быстро ( дети перечисляют: шагом, еле – еле, бегом), а как двигается заяц? Лиса? Волк?

    Восп.: А теперь поговорим о том, какие бывают животные?

А точнее какой бывает их внешность, их повадки. Например, какой может быть лиса? Волк? (Лиса может быть хитрой, осторожной, вороватой и т.д. Внешность -  рыжей, пушистой…)

А ещё люди придумали  очень интересное занятие – отгадывать загадки. Вы любите отгадывать загадки?

                  Игра: «Да – нет»

(выбирается водящий, который загадывает какое – то дикое животное. Дети должны отгадать его, они иогут задавать водящему вопросы, на которые он отвечает только «да» или «нет».

    Восп.:  А сейчас немного отдохнём, превратимся в зверей и проведём звериную зарядку. ( Дети встали в круг.)

       Раз -  присядка,                                     присесть

       Два – прыжок                                       подпрыгнуть

       Это заячья зарядка.                              ушки на макушке

      А лисята как проснутся,                       потереть кулачком глаза

      Любят долго потянуться,                     потянутся

      Обязательно зевнуть,                            повороты туловища

      Рыжим хвостиком вильнуть.                виляют

      А волчата спинку выгнуть                   наклон вперёд

      И легонечко подпрыгнуть,                   прыжок вверх

      Широко расставит лапы.                      согнуть руки в локтях

      То двумя, то всеми вместе                 переступание с ноги на ногу

      Долго топчутся на месте.

      Кому зарядки мало

      Начинает всё с начало.                        развести руки в стороны

      Восп.: - Ребята, а какие сказки о диких животных вы знаете?

(Дети отвечают.)

- Я предлагаю вам вспомнить русскую народную сказку «Лиса и волк», в которой лиса научила волка ловить рыбу из проруби хвостом. Хотите, попробуем разыграть эту сказку по ролям?

С начала нужно прорепетировать. Первое требование к актёрам: они должны чётко проговаривать все слова своей роли. Для этого актёры специально тренируются. Этим займёмся и мы. Лучшая тренировка – скороговорка. Даю вам задание: четко и ясно произнести скороговорку:

       «Мед в лесу медведь нашёл.

         Мало мёду много пчёл».

- Какой звук встречается в этой скороговорке чаще всего. Правильно звук «М»

- Сначала скажем скороговорку медленно, все вместе, затем – быстрее, тихо, шёпотом.

(Сначала скороговорка разучивается, затем воспитатель просит одного из детей произнести её медленно, другого быстрее, третьего совсем быстро, тихи, шёпотом, громко.)

      Восп.: - А теперь попробуем разные фразы произнести с разными чувствами. Давайте вспомним эпизод сказки, в котором лисичка притворилась мертвой. Мужик положил её в сани, а лисичка всю рыбу из них выбросила и сама убежала. Вот приехал мужик домой и видит, что рыбы нет. Он говорит: - «Вся рыба

куда - то пропала?» Давайте попробуем произнести эту фразу

по - разному.

- Сначала скажем её утвердительно.

- Потом восклицательно.

- А теперь спросим.

- Мужик рассержен, раздосадован.

- Он очень удивлён.

- Он страшно огорчён, чуть не плачет.

- Молодцы! Здорово у вас получается!

- Всё то, что мы сейчас говорили, я думаю, очень поможет нам в следующий раз, когда мы будем разыгрывать сказку «Лиса и волк».

- Ребята, вы очень хорошо знаете диких животных и любите их.

А вот представьте себе, что исчезнут все дикие животные на земле, или запрёт, например, в темницу Кощей Бессмертный. Как можно победить его и вызволить животных из беды? (Дети отвечают.)

- Подумайте и слепите какое -  нибудь фантастическое животное , которое может победить Кощея Бессмертного. (Дети лепят)

      Итог: Рассматривание и анализ вылепленных фигур.

- Давайте вылепленные фигуры подарим малышам.



Предварительный просмотр:

Тема: «Солнечное царство, космическое государство»

Цель:

Закрепить знания детей о солнечной системе.

Задачи:

- обобщить и расширить представления детей о космосе;

- упражнять детей в чётком и последовательном выражении своих мыслей;

- развивать у детей творческое воображение, мышление, помять;

- Вызвать интерес к исследовательской деятельности;

- совершенствовать умение детей оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы, умозаключения.

Активизировать словарь: кратеры, атмосфера.

Предварительная работа: проведение занятий на тему «Солнечная система», Рассматривание модели Солнечной системы, проведение аппликации на тему «Состав Солнечной системы», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Материал: костюм царицы космоса, «Волшебный экран», карта мира, Ракета, шлемы, обручи, наборы цифр с зашифрованным словом, наборы слогов, ёмкость с песком, портрет А. Ю. Гагарина и других выдающихся людей.

Ход

Царица космоса: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Спасибо, что вы меня пригласили в гости. Мне у вас очень нравится. Здесь тепло, красиво, уютно. Ребята, а что вы знаете о моём царстве, какое оно?

Дети: Холодное. Тёмное, огромное, блестящее и т.д.

Царица космоса: Ребята, я везла вам волшебный экран и хотела показать частичку моего космического царства – Солнечную систему. Но по дороге моя ракета столкнулась с метеоритом, и от удара волшебный экран сломался. Починить его можно, но для этого необходимо выполнить задания, отгадать загадки. Думаю, что мне одной не справиться. Не смогли ли вы мне помочь?

Дети: Поможем.

Царица космоса: Спасибо, ребята.

Слушайте первое задание.

  • Эта планета любит играть в прятки. Вот и сейчас её название спрятано в цифрах. Расставьте цифры по порядку, затем переверните и прочитайте название планеты.

(дети выполняют задание) Меркурий.

Царица космоса: Где находится планета Меркурий? Это планета – малыш или большая планета? Что вы еще о ней знаете?

Дети: На одной стороне всегда день, а на другой – ночь. На одной стороне всегда холодно, на другой – жарко.

Царица космоса: Какая поверхность у планеты?

Дети: В трещинах, ямах.

Царица космоса: Планету Меркурий всегда обстреливают метеориты. От этого на ней и образовались глубокие ямы (кратеры). Давайте посмотрим, как это происходит. Опыт.

  • Раздаю камни и сообщаю, что это метеориты. Предлагаю воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая камни в ёмкость с песком. От падения камней образуются ямки.

Царица космоса: Дети, такие впадины, только очень большие, называются кратерами. Повторите это слово.

Царица космоса: Дело в том, что на Меркурии совсем нет воздуха. А мы с вами знаем, что ветер это… (движение воздуха). Если бы на Меркурии дул ветер, то следы… (исчезли бы).

Вернём планету на свою орбиту. (Дети выбирают среди кругов, разложенных на столе, нужный и ставят его на экран)

Царица космоса: Молодцы, справились!

Задание второе.

  • Название планеты узнаете если правильно сложите слоги.

(Дети выполняют задание: ВЕ – НЕ – РА)

Царица космоса: Что вы знаете об этой планете? Где она расположена?

Дети: На Венере очень жарко. Днём и ночью бушуют грозы. Цвет поверхности планеты – оранжевый. Планета покрыта пустынями. Атмосфера состоит из углекислого газа, человек им дышать не может.

Царица космоса: А где на вашей планете царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка?

Дети: В Африке.

Царица космоса: Покажите на карте, где находится Африка. Какая самая большая пустыня мира находится в Африке? (Сахара)

(Ребёнок показывает Африку)

Царица космоса: С заданием вы справились. Наёдите планету среди других и верните на орбиту.

Задание третье.

  • Эту планету люди знают лучше всех. Из космоса она кажется голубым шаром. Как называется планета?

Дети: Земля

Царица космоса: Почему Земля кажется голубой?

Дети: На Земле много воды.

Царица космоса: Какая по счёту от Солнца планета Земля?

Дети: Третья.

Царица космоса: Как вы думаете влияет ли Солнце на жизнь на Земле?

Дети: Солнце даёт тепло, свет людям, растениям, животным.

Царица космоса: Что ещё есть на Земле без чего не могут жить люди, растения, животные.

Дети: Воздух, вода.

Царица космоса: Найдите планету и поставьте её на орбиту.

Задание четвёртое.

  • Отгадав космические загадки вы сможете вернуть на орбиту ещё одну планету.

                     Над бабушкиной избушкой

                     Висит хлеба краюшка.

                     Собаки лают,

                     А достать не могут.             (месяц)

Царица космоса: Какой первый звук в этом слове? Найдите букву «М»

                     В России его называют космонавт,

                     А в Америке …      (астронавт)

Царица космоса: Какой первый звук? Найдите букву «А».

                    Ни пера, ни крыла,

                    А быстрее орла.

                   Только выпустит хвост –

                    Понесётся до звезд.                (ракета)

Царица космоса: Какой первый звук в этом слове? Найдите букву «Р»

                    Ну – ка кто из вас ответит:

                    Не огонь, а больно жжёт,

                    Не фонарь, а ярко светит,

                    И не пекарь, а печёт.                      (Солнце)

Царица космоса: Какой первый звук в этом слове? Найдите букву «С». Какое слово у вас получилось?

Дети: Марс.

Царица космоса: Какого цвета планета? (Красная) Что есть на марсе? (Горы) Про планету Марс говорят, что он носит шапки. Какие? (Снежно – ледяные). Можно человеку находиться без скафандра на Марсе? (Нет)

Царица космоса: Найдем планету и вернём на орбиту.

Задание пятое.

  • Есть в вашей стране город Санкт – Петербург. Ещё его называют Питер. Какую букву надо добавить к названию города Питер, чтобы получилось название планеты.

Дети: Юпитер.

Царица космоса: Какая это планета?

Дети: Самая большая, планета – гигант.

Царица космоса: Можно на неё совершить посадку?

Дети: Нет. Это газовая планета. Твёрдой поверхности на ней нет.

Царица космоса: Какая на вашей планете самая большая страна? (Россия) Покажите на карте. Самое крупное животное? (Кит. Он весит 50 слонов). Назовите дерево – гигант. (Баобаб).

Задание шестое.

  • Эта планета тоже гигант, но меньше Юпитера. Её окружают кольца. Как название планеты?

Дети: Сатурн.

Царица космоса: Можно на неё совершить посадку?

Дети: Нет, это газовая планета. К кольцам приближаться опасно.

Царица космоса: Вернём планету на свою орбиту. Сатурн удерживает кольца, а вы сможете?

Физкультминутка (С обручами) Звучит музыка.

Задание седьмое:

  • Какую букву нужно добавить к слову «ура», чтобы получить название планеты?

Дети: Букву «Н», Уран.

Царица космоса: Эту планету называют газовая лежебока. Почему?

Дети: Состоит из газа, вращается лёжа на боку.

Царица космоса: Что вы ещё знаете об этой планете?

Дети: На планете очень холодно, она зеленоватого цвета, твёрдой поверхности нет, посадку совершить нельзя.

Царица космоса: Найдём планету и вернём на свою орбиту.

Задание восьмое.

  • А сейчас нужно очень внимательно слушать слова, которые я буду произносить. Когда встретится слово, напоминающее нам воду, встаньте и хлопните два раза в ладоши.

(Лес, дорога, ручей, сад, огород, река, город, страна, океан, театр, музей, родник, зверь, птица, море)

Царица космоса: Как звали владыку морей? (Нептун) Вот вы и разгадали название восьмой планеты. Что вы о ней знаете?

Дети: Большая планета. Состоит из газа и жидкости синего цвета. На планете бывают сильные штормы.

Царица космоса: Найдём планету и вернём на свою орбиту.

Задание девятое.

  • Эту планету называют далёкий странник. Почему? Как её название? (Плутон) Расскажите, что вы о ней знаете.

Дети: Дальше всех от Солнца. Планета – малыш. Покрыта льдом. Там очень холодно.

Царица космоса: Дети, а где на вашей планете самое холодное место? Покажите на карте.     (Антарктида)

Царица космоса: Какие удивительные птицы там живут? (Пингвины) Вернём на свою орбиту.

Ребята вы помогли починить мой волшебный экран. Большое спасибо. Теперь мы можем увидеть все планеты Солнечной системы. Сколько всего планет? (Девять)

Дети, в семье звезды Солнца царит порядок: никто не толпится, никого не толкает. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца. Почему планеты не сходят со своих орбит?

Опыт.

Шарики с резинкой. (Доказать солнечное притяжение).

Царица космоса: Человек всегда стремился посетить космос, и мечта его сбылась. Кто был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин)

Среди портретов известных людей, найдите портрет Ю.А. Гагарина. В космосе побывали не только мужчины, но и женщины: В.Н. Терешкова, С. Савицкая. А кто из вас хотел бы стать космонавтом?

(Ответы детей)

Царица космоса: Я дарю вам эту ракету и шлемы. Играйте в космонавтов. А когда вырастите, может быть, кто – то из вас полетит на настоящей ракете в космос и откроет новую звезду или планету, и её назовут вашим именем, и вы прославитесь на всю галактику. Мне пора возвращаться. До свидания! Берегите свою планету, другой такой на свете нету!