Раздел 3. Научно-методическая деятельность педагога.

Нарышкина Юлия Васильевна
Покормите птиц зимой 
Элементарная эксперементальная деятельность, как средство общения детей и взрослых"
Конспект НОД "Теремок"
Статья "Патриотическое воспитание ребенка в семье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0556/0005be2d-ad7dfea9/1/hello_html_m21f831e3.jpg

                   

                 

                   Мастер-класс:

творческая работа

 «Покормите птиц зимой»

                                               

  Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать представление дошкольников о питании «зимующих» птиц;

2.Закрепить  у детей  умения изготавливать из подручного материала кормушки для зимующих птиц.

Развивающие:

1.Способствовать развитию познавательной активности, любознательности

2.Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

3.Развивать мелкую моторику, координацию движений

Воспитательные:

  1. Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
  2. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Оборудование и материалы: альбомный лист, акварель, кисть, вода, , картинки птичек, вата, картон, клей и корм для птиц белая гуашь,ватные палочки.

Ход мастер-класса

Данный мастер-класс был проведен в рамках тематической недели «Птицы». 15 января  отмечается «День зимующих птиц».С зимы 2002-2003 года в этот день в России регулярно проводится культурно-экологическая акция «Покормите птиц!». Впервые акцию «Покормите птиц» организовали в Иркутской области. После этого Союз охраны птиц России предложил внести 15 января —в Российский экологический календарь и объявить его Днем зимующих птиц в России.

Сейчас акция проводится во всех российских регионах и продолжается с поздней осени до середины весны. Ее официальным началом считается 12 ноября — Осенний день птиц и день Зиновия-синичника по русскому земледельческому календарю. Задача акции — бороться с вымиранием птиц зимой от холода и голода. Сытая птица гораздо лучше переживает морозные зимние ночи. Зимой день короткий, на активные дневные поиски пищи под снегом тратится очень много энергии, а ночью искать еду не получится. Но если рядом пернатые обнаружат кормушку, в которой регулярно появляется еда, то шанс дожить до весны сильно увеличивается. 

Поэтому мы ребятами, стали помогать птицам. Для начала мы решили начать с такой кормушки.

Добрый день уважаемые коллеги, мы с моей помощницей Юлей , рады приветствовать на нашем мастер-классе «Покормим птиц зимой».   С наступлением морозов, птицам очень тяжело, им трудно достать себе корм.

-Юля, а ты знаешь чем можно покормить птиц?

Безусловно, зимой птицы нуждаются в жирной пище, такой как мясо и сало. Однако ни в коем случае это не должны быть соленые продукты, так как такая пища может погубить маленьких существ.   Однако лучше всего кормить птиц специальным кормом для пернатых, который можно приобрести в магазине.    

У нас в группе есть чудесные птички, а давай сейчас сделаем  для них кормушку.

Для этого нам понадобится: альбомный лист, акварель, кисть, вода,белая гуашь,ватные палочки, картинки птичек, вата, картон, клей и корм для птиц.

Мы совместно с  Юлей заранее сделали фон (затонировали),  чтобы он просох.   Сейчас нам надо приклееть основание кормушки, столбики и крышу из картона. В середину кармушки мы приклеиваем корм, и птичек, а крышу, и основание украшаем ватой, тем самым имитируем снег.        

У нас получилась такая замечательная работа «Покормите птиц зимой». Мы украсим ею групповую комнату, и она будет нам напоминать, что нужно обязательно помогать нашим пернатым друзьям в холодную зимнюю пору.  

Я также думаю, что многие из вас заходят сделать настоящюю кармушку и повесить ее на участке тем, самым пополнить нашу птичью столовую . Птицы быстро  привыкнут к такой столовой и станут в ней частыми гостями. Мы сможем наблюдать за ними на прогулке, а птички обязательно отблагодарят нас красивыми песенками.                                  



Предварительный просмотр:

      «Элементарная  эксперементальная  деятельность, как средство общения

детей и взрослых »

Природа и окружающий нас мир своим разнообразием, яркими красками и динамичностью привлекает детей, захватывает и наделяет множеством чувств и эмоций. За один прожитый день, ребенок может испытать весь спектр эмоциональных переживаний. Тем самым познавая окружающий мир и откывая его  с новых сторон.

Поддерживая и развивая познавательный интерес, мы взрослые можем воспитать гармонично развивающуюся личность. Существенную роль в развитии у детей познавательного интереса к окружающему миру, играет познавательно-исследовательская деятельность. Как я считаю, самой эффективной формой взаимодействия здесь является эксперементирование.

Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса,  развития речи, умению взаимодействовать не только со взрослым, но и со сверстниками, формирование навыков исследовательской деятельности.

Уголок экспериментирования в ДОУ - важная составляющая образовательного процесса. В его задачи входит развитие базовых естественнонаучных представлений малышей, а также формирование навыков наблюдательности, активного познания, а так же развитие речи и взаимодействие ребенка со взрослым.

            В своей группе я создаю условия для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников, развитию речи  средствами экспериментальной деятельности.

Свою работу по экспериментированию я реализую через следующие виды деятельности:

  • Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
  • Познавательное занятие с элементами эксперимента;
  • Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  • Долгосрочные наблюдения эксперименты.
  • Для опытно-экспериментально деятельности в группе оборудован уголок экспериментирования, который соответствует следующим требованиям: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность расположения

Требования при оборудовании   уголка  экспериментирования в группе:

  • Безопасность для жизни и здоровья детей;
  • Содержательность;
  • Доступность расположения

В уголке представлены различные материалы для исследования:

приборы-помощники:

  • лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветная пленка, сито и др.

   Ребёнок третьего года жизни стремиться познать окружающий его мир, ведь он так огромен и многогранен.  Он стремиться взаимодействовать не только со взрослыми , но и  с объектами и явлениями окружающей его реальности. Это взаимодействие очень разнообразно, дети очень любят все вокруг трогать руками, нюхать, облизывать, мять, рвать,  и тд.

В моей группе я создаю условия для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников, развитию речи  средствами экспериментальной деятельности. 

Совместно с  детьми  я провожу различные опыты  с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй и т.д). Знакомлю с их свойствами  (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).

Источником сведений об окружающей предметной действительности, для ребенка является старший, чья поддержка, постоянная помощь развивает и обогащает мышление ребенка, становится важным условием интеллектуального  и познавательного и речевого развития.

В образовательном процессе детского сада экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у дошкольника интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.знавательного развития, развития взаимодействия со взрослым, и конечно же речи малыша.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка и не могут проходить в тишине, то есть обязательно речевое сопровождение эксперимента. Так, при работе с детьми младшего дошкольного возраста, весь ход эксперимента сопровождался показом действий и моим рассказом, цель которого – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Создавая условия для активного и безопасного эксперементирования, поощряется детская любознательность, удовлетворяется стремление к познанию окружающего мира, направляется активная деятельность детей. Таким образом, происходит развитие у ребёнка познавательной активности и логического мышления.Развивается взаимодействие со взрослым, расширяется словарный запас новыми понятиями, тем самым развивается речь

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. 

.



Предварительный просмотр:

          Конспект               интегрированного занятия "Теремок»                                                                                             в первой младшей группе.

Цель: закрепление у детей знаний о русской народной сказке «Теремок».

Задачи:

1. Образовательные: закрепить понятия «большой», «маленький».

2. Развивающие: продолжать развивать речевую и познавательную активность детей; внимание, память. Развивать общую и мелкую моторику.

3.  Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе, вызвать у детей желание помочь героям сказки. Продолжать воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Оборудование:

Набор героев сказки «Теремок», подставка под героев сказки, мешочек для героев сказки, магнитная доска с магнитами, два теремка, гуашь (красная, синяя, желтая, зеленая), кисти, баночка с водой, скатерти.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Теремок» и беседа по ее содержанию. Показ настольного театра «Теремок».

Имитирование и подражание героям сказки (заяц - прыгает, мышка – бегает, пищит, лягушка – квакает, прыгает, и т. д.).  Прослушивание фонограммы голосов животных.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, улыбнемся друг другу, подарим всем хорошее настроение. Я сегодня приглашаю вас в путешествие, где нас ждет встреча со сказочными героями.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребятишки, у меня для вас что-то есть. Посмотрите, какой красивый мешочек я нашла и вам принесла!

А мешок - то не простой,

Он волшебный вот какой.

(Внутри мешочка фигурки сказки «Теремок»).

Воспитатель: Интересно, что в мешочке?

Дети: Да

Воспитатель: Кто это? (Мышка)                                                                                      Воспитатель достает игрушку мышки и ставит её на стол.

А это кто? (Достает лягушку)

- Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные?        

Дети: Теремок.

Воспитатель: Ребятки, а вам интересно кто еще у меня живет в мешочке?

Дети: Да.

Воспитатель достает оставшихся героев сказки (волка, лисичку, мишку, зайчика).

Воспитатель: Ребятки, скажите мне, пожалуйста, а где стоит теремок?

Дети: В поле.

 Воспитатель: Молодцы! А кто помнит, что случилось с теремком? (ответы)

Дети: Его сломали.

Воспитатель: А кто сломал теремок?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а теремок, который сломал мишка, какой был большой или маленький?

Дети: Маленький.

Воспитатель: А звери, какой домик хотели построить?

Дети: Большой.

Воспитатель: Правильно ребята. Жалко животных, они остались без домика.

Поможем им в беде? (поможем).

Воспитатель: А как мы поможем героям сказки?

Дети: Ответы детей (построить из кубиков, нарисовать и т.д.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь зверятам сделать теремок? А давайте мы его нарисуем?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: посмотрите у меня есть два вот таких теремка, которые я рисовала вечером, но не успела всё закончить. Вы не могли бы мне помочь разукрасить их до конца?      

Дети: да, поможем.

Воспитатель: Я приглашаю вас  за столы и  мы вместе будем разукрашивать крыши на теремке разным  цветом  (окошки 4-х цветов: красный, синий, желтый, зеленый).

Дети проходят  за столы и разукрашивают теремок.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, какие красивые теремочки у нас получились, давайте пригласим в новые теремки наших зверей.

Воспитатель вместе с детьми прикрепляет теремки на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами сегодня делали?

Дети: ответы детей (помогали зверям).

Воспитатель: А вам понравилось сегодня  помогать?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте себя похвалим. А за то, что вы помогали животным, они прислали вам угощение – печенье.

Дети: спасибо!

Воспитатель угощает детей.

Приложение

https://sun9-64.userapi.com/_-TWsRfKgbfZ1RhG2bJ6Bp1Q3_xqdCefhad7PA/au5Tdk3FKHg.jpg      https://sun9-51.userapi.com/20XRbsriU7uXFQVN3gan3uHwpavdHtQJ5lX-Pw/8ClLggRWNxY.jpg

Аннотация:

Для творческого педагога  народная сказка "Теремок"- настоящий кладезь идей по проведению оригинальных развивающих занятий с детьми. Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста по теме : "Теремок". Проводя непосредственно-образовательную деятельность мы знакомим детей с окружающим миром, развиваем речевую и познавательную активность, воспитываем любовь к художественной литературе, вызываем у детей желание помочь героям сказки. Непосредственно-образовательная деятельность включает в себя задания с применением наглядного материала.



Предварительный просмотр:

Статья « Патриотическое воспитание дошкольника начинается в семье »

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна велика. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

         Патриотическое воспитание, является  важной частью воспитательногопроцесса. Моей главной задачей является воспитание у детей чувствагордости за свою Родину, за свой родной город и свой народ.Патриотизм это любовь к Родине. Воспитывать любовь в детях  должно не только дошкольное учреждение, но в первую очередь это должны делать родители. Нужно особое внимание уделять развитию и воспитаниюпатриотизма детей не только со стороны государства, и, прежде всего, со стороны семьи.

С чего же начинается патриотическое воспитание в семье? Со слов ребенка: «Мама, а что здесь было раньше?». В этот момент начинается процесс познания истории родного края, в том числе знания о  своей малой Родине. Изучать с детьми места, где живем, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств. Все, что можно посмотреть, потрогать, все, что стоит веками. Это может быть очень увлекательно! И в рамках семьи это может быть бесконечно интересно, здорово!

Условия дошкольного учреждения не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь  нам приходят  родители.  Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества.

История обладает особым очарованием для ребенка, рассказывая и показывая детям семейные реликвии – памятные предметы, или предметы, связанные с боевой жизнью или с военной службой своих отцов, дедушек, прадедушек, мы прокладываем прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у ребенка, продолжающих дела родителей, своей родословной. За каждым таким предметом стоит семейное предание.

Начиная строить свою работу по региональному компоненту,  я начала с закрепления знаний о культурных, исторических, природных, этнографических особенностях региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.

Что хорошо воспитывает настоящую любовь к Родине, к русской культуре?  

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте. Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне. Это я  выявила из анализа проведенных анкет. Поэтому для себя решила, что в нравственно – патриотическом направлении главная  наша задача состоит в привлечении родителей.  Родители – не только помощники детского учреждения, а равноправные участники формирования детской личности.

                 Моя работа, по формированию патриотических чувств, проходит наиболее эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесную связь с семьей…В нашем дошкольном учреждении проводится большая и плодотворная работа по региональному компоненту с детьми и родителями.Совместное участие детей и родителей в подготовке и проведении мероприятий, которые формируют представление об отношении к малой Родине и Отечеству стали традиционными и находят отклик в сердцах взрослых и ребят.

Воспитать патриотов сегодня, это значит обеспечить будущее, завтра. Именно эти цели и задачи мы ставим перед собой и родителями.

Патриотическое воспитание это работа, в которую мы  вкладываем часть своей души, часть своего сердца, и пропускаем через себя.

Каждое  образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды гражданского воспитания, исходя из накопившегося опыта, традиций и приоритетов.

Целью моей работы являетсяописание такой формы работы по реализации регионального компонента,  как создание проектов, используя накопительный портфолио.

Мы  совместно с родителями стали искать варианты, и, перепробовав много различных форм и методов, нашли более приемлемую для нас форму. Для нас – это  стали   портфолио – проекты. Сегодня родители  имеют хорошее представление о том, что такое портфолио. Это накопительный материал по какой-либо теме и,  который показывает успешность в данном вопросе. В нашей работе это небольшие наработки  материалов  семьи по региональному компоненту для использования их в дальнейшей деятельности. Родители сами выбирают тему одного или нескольких проектов. Главной работой является  накопить материал по данному вопросу. И не важно что  это будут  рисунки, фотографии или какие-то другие творческие работы. Главное, что это общий труд ребенка и родителей.

В результате проведенной работы почти все дети испытывают гордость за свой город Муром, интересуются историей малой Родины, знают традиции родного народа, символику города.  У большей части  детей  группы отмечаются более глубокие знания о Муромскомкрае.Радует то, что родители стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. Наблюдается повышенный интерес к изучению нашего региона, как у родителей, так и у детей.

В дальнейшем  я планирую  продолжать работу с детьми и их родителями по реализации регионального компонента в ДОУ, используя различные формы организации детской деятельности, в том числе ИКТ технологии. Продолжим обогащать развивающую предметно пространственную среду группы,  для поддержания интереса к  истории Родной страны, родного города.

Нарышкина Юлия Васильевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9»

 города Муром  Владимирской области