Раздел 3. Научно-методическая деятельность педагога.

Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Лэпбук, как итоговое событие в ходе тематической недели».
Задачи мастер-класса:
Дать педагогам представление о лэпбуке, как способе организации итогового события в ходе тематической недели;
активизировать творческий потенциал педагогов на использование игровых технологий.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Согласно федеральным государственным стандартам вся наша работа построена на комплексно-тематическом планировании. В ходе тематической недели часто организуются мини-проекты по теме. А если это проектная деятельность, то дети в течение недели , пока с помощью родителей и педагогов , а некоторые уже самостоятельно, находят много различного материала по теме. Это могут быть и различные иллюстрации, загадки, стихи, интересные факты о чем-либо и т.д.
И в связи с этим возникает вопрос, как можно сохранить, систематизировать все это, чтобы не потерять, использовать в дальнейшей своей работе?
1 слайд: титульный слайд.
2 слайд: - Что такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
3 слайд: демонстрация лэпбуков
4 слайд: - Зачем нужен лэпбук?
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
- Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
5слайд:
- Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
6слайд: С чего начать создание лэпбука?
- Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая - вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки «Золушка» можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие, предложить написать современный вариант сказки и т.д.
- После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е. какие под темы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших мини-книжечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек), но вообще здесь нет ограничений.
- Для каждой темы выберите подходящий конверт, книжку или какую-нибудь открывающуюся коробочку и т.д.
7слайд: Что нужно, чтобы сделать лэпбук?
- Для изготовления лэпбука необходима основа.
Это может быть бумажная папка, лист А3 картона, плотный разворот фотоальбома, потолочные плитки, основы планшета для рисования, гофрированный картон из под тары.
8 слайд: К основе крепятся всевозможные карманы, развороты, складные листы с заданиями, листающиеся блокноты.
- Они могут быть из разных материалов (бумага, пластик), но самое главное – их функциональность.
- Наибольший интерес представляют собой раскрывающиеся кармашки, двигающиеся и вращающиеся детали, перелистывающиеся страницы.
9 слайд: Чем можно наполнить лэпбук?
- - стихи по теме;
- - загадки, пословицы, поговорки по теме;
- - мнемотаблицы;
- - ребусы по теме;
- - раскраски;
- - игра «Найди тень»;
- - мемори (парные картинки);
- - наложенные картинки, перепутанные;
- - оригами по теме;
- - разрезные картинки;
- - схема составления рассказа;
- - мини-книжки;
- - сюжетные картинки по теме для составления рассказов;
- - наборы последовательных картинок для составления рассказа;
- - сделай сам (поделки из пластилина, бумаги, листьев и т.д. на тему);
- - вставь пропущенную деталь;
- - различные игры на соотношение (в зависимости от темы);
- - 10 «почему»;
- - из истории;
- - интересные факты;
- - «Верю – неверю» или, правда или ложь;
- - нарисуй по клеточкам;
- - тема в живописи и т.д.
10 слайд: Уважаемые воспитатели, давайте вместе с вами попробуем сделать лэпбук. Но сначала, я хотела бы с вами поделиться технологией изготовления основы для лэпбука из потолочной плитки.
Практическая часть.
На прошлой неделе в моей группе была тема «Инструменты». Набралось много материала, а что с ним делать я не знаю. Мне нужна ваша помощь.
Нам нужно объединиться в две группы по 8 человек.
Задание для первой группы. «Работа парами».
На столе лежат 4 картинки с изображение рабочего, швеи, доктора и музыканта, а также картинки с изображением инструментов для этих профессий.
Одному человеку из каждой пары нужно выбрать картинку с изображением профессии, второй – подбирает картинки с изображением инструментов к этой профессии. Первый человек из пары контролирует правильность подбора картинок.
После того, как все картинки будут собраны, нужно будет их сложить в кармашек. Для этого первый человек из пары берет заготовку кармашка, приклеивает его к основе лэпбука, второй – приклеивает картинку с изображение профессии к кармашку. Картинки с инструментами складывают в кармашек.
Задание для второй группы «Собери игру».
На столе лежат заготовки для игр: «Разрезные картинки», «Какие бывают инструменты», лото «Кому что нужно?», круги Луллия «Кому какие инструменты?».
Каждой паре нужно отобрать заготовки для одной игры, вырезать, склеить кармашек и разместить на основе лэпбука.
По окончании работы показываем готовый результат нашей деятельности – лэпбук «Инструменты».
Рефлексия:
Уважаемые коллеги!
Сегодня я показала вам один из способов организации итогового события в ходе тематической недели с помощью изготовления лэпбука. И , конечно, мне хотелось бы узнать, интересна ли была для вас эта информация, пригодится ли она для вашей практической деятельности или не оставила никаких впечатлений, была не интересна.
У меня есть «волшебные» кружочки, которые я вам сейчас раздам (подобие кругов Луллия). Их нужно соединить с помощью специальной скрепочки (братса). А теперь, с помощью этого небольшого устройства, вы покажете то настроение, которое вызвало у вас та информация, которую я вам сегодня представила.
(В конце раздаются буклеты-памятки по изготовлению лэпбука).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Формирование интереса к истории родного города через знакомство с образом былинного
богатыря Ильи Муромца.
- АКТУАЛЬНОСТЬ
Патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. Поэтому нравственно- патриотическое воспитание стало одним из важнейших звеньев системы воспитательной работы в дошкольном учреждении в условиях введения ФГОС ДО.
Дошкольное детство — важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.
В настоящее время мы наблюдаем, что дети мало знают о культурно-исторических ценностях, традициях, героях нашего города.
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Известно, что именно дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируется интерес к культурным традициям. Очень важно своевременно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, воспитать гордость за достижения и успехи жителей города Мурома.
В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в ДОУ.
Необходимо выбирать наиболее эффективные средства воспитания и обучения для приобщения детей к истокам культурно-исторических традиций.
Как показывает практика, без новых технологий уже невозможно представить современный детский сад.
Поэтому перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребёнка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Осуществляя воспитательно-образовательную работу в детском саду, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребёнка к своим родителям, близким, родному городу, поэтому формировать нравственно-патриотическое воспитание нужно, начиная с малых, понятных детям вещей.
Невозможно воспитать патриотические чувства у дошкольника без тесного взаимодействия с семьёй. Поэтому, именно привлечение родителей к активному участию в воспитании патриотов своего города, формирует чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает семью самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТА
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. В детском саду эта работа ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности, по направлениям как: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», и объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Взаимодействию каждой из сторон воспитательного процесса для получения единого результата способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения. На занятиях по физическому развитию разучиваются подвижные народные игры, по музыкальному развитию – русские народные песни и пляски. Во время изобразительной деятельности воспитатель знакомит детей с разными видами народной росписи. В совместной деятельности с воспитателем деятельности - инсценировка русских народных сказок.
Поэтому очень важно искать новые, инновационные формы работы с детьми, способные качественно улучшить результаты работы в данном вопросе. Наиболее эффективной формой работы по патриотическому воспитанию является проектная деятельность, так как основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.
Начиная работу над проектом, необходимо поставить перед собой такие цели, которые формируют конкретные представления у детей по нравственно-патриотическому воспитанию .
В нашем детском саду проектный метод получил широкое применение в области патриотического воспитания. В ходе различных проектов дети знакомятся с историей своего города, его достопримечательностями, его героями, природой, памятниками архитектуры, предприятиями города, на которых работают родители детей, а так же с профессиями мам и пап и т.д.
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.
Одним таким проектом, по ознакомлению с родным городом , проводимом в нашем детском саду, стал проект – «Былинный богатырь – Илья Муромец, славный защитник родной земли».
Почему именно, Илья Муромец? В результате опросов и анкетирования среди родителей детского сада, выяснилось, что современные родители, люди послесоветского периода, плохо знают историю города, о былинном герое. Это не смотря на то, что Илья Муромец является одним из главных героев нашего древнего города.
III. ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- Дошкольники имеют ограниченные представления об исторических достопримечательностях родного города и связанных с ними событиями. Недостаточен интерес детей и родителей воспитанников к традициям и истории родного края.
- Образовательная среда ДОУ недостаточно насыщена дидактическими пособиями краеведческого содержания.
ТИП ПРОЕКТА:
Информационно – практико – ориентировочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:
Июль - ноябрь
IV. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование интереса к истории родного города на основе знакомства детей старшего дошкольного возраста с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада , способствовать развитию познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Вызвать у детей интерес к знаниям о родном городе, к историческому прошлому.
- Сформировать у детей знания и представления о былинах и легендах русского народа,
- Познакомить с главным героем былин о Илье Муромце, его подвигами; дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
- Формирование предпосылок гражданских качеств, нравственных ценностей на основе знакомства с историческим наследием и боевым прошлым родного города.
- На основе былин формировать у детей проектно- исследовательские умения и навыки;
- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию патриотических чувств, гордости за свой город. Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников через чтение художественной литературы о былинном герое, о городе, брошюры, информационные стенды.
- Способствовать активному участию родителей в мероприятиях, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории родного города, посещение музеев, памятников, а так же культурных мероприятий, посвящённых дню города.
V. НОВИЗНА
Проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы по патриотическому воспитанию, так как основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.
VI. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Создание единого информационного - образовательного пространства, объединяющего участников образовательного процесса для развития познавательной активности и воспитания социокультурных ценностей дошкольников.
- Повышение мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста к истории родного города через проектную деятельность.
- Расширение возможностей педагогов при реализации регионального компонента в ДОУ, разработка календарно-тематического планирования.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов по формированию у детей дошкольного возраста краеведческой культуры.
- Повышение педагогической грамотности родителей в формировании у детей первичных представлений о малой Родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.
VII. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Этапы создания проекта «Былинный богатырь Илья Муромец – славный защитник родной земли».
Механизм реализации проекта проходил в три этапа:
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Деятельность педагогов
- Педагоги изучили педагогическую литературу и спланировали мероприятия по реализации проекта.
- Продумали алгоритм создания и оформления предметно-пространственной развивающей среды.
- Провели экспресс – опрос и педагогическое наблюдение за игровой деятельностью краеведческого содержания (интервью- опрос детей «Что я знаю о городе Муроме?» и наблюдение за игровой деятельностью дошкольников).
- Подготовили материал для анкетирования родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Подобрали консультативный материал для родителей .
Совместная деятельность с детьми:
- Чтение былин.
- Просмотр фильмов и мультфильмов об Илье Муромце.
- Беседы.
- Викторины.
Сотрудничество с родителями:
- Ознакомили с проектом родителей.
- Провели анкетирование родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Городок былинный –Муром»
- Изготовили материал для папки-передвижки «Нужно ли знакомить ребенка с историей родного города?»
- Подбор литературы в библиотеку для родителей краеведческого содержания.
- Чтение былин о Илье Муромце.
- Продуктивная деятельность: изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд, поделки из природного материала.
- Организация экскурсии в театрализованный музей «Илья Муромец».
- Организация экскурсии в музей «Хлебная горница».
- Организация экскурсий к памятным местам ВОВ.
- ПРАКТИЧЕСКИЙ:
Практический этап был разделен на несколько блоков.
- «Встреча с былиной».
Основной задачей этого блока было: выявление и уточнение представлений детей о былине, ее происхождении и авторстве. Мы рассказали детям о том, чем отличаются былины от литературных жанров или других произведений народного творчества, таких как, например, сказка. Во время знакомства с былинами мы стремились сформировать у детей чувство гордости за богатырскую силу страны, уважение к русским воинам.
Во время работы над этой темой с детьми была проведена диагностическая беседа «Что ты знаешь про былину?». Очень заинтересовало детей чтение книги И.В.Красноуховой «Русские богатыри» и рассматривание репродукции В.Васнецова «Три богатыря» и иллюстраций Древней Руси, слушание звукозаписи произведения А.Пахмутовой «Богатырская наша сила». Детям очень понравилась игра-имитация «Представим себя богатырями».
Во время проведения этого блока активное участие принимали родители. Совместными усилиями детей, родителей и воспитателей был создан альбом «Былинные богатыри земли русской».
2. «Былинный богатырь Илья Муромец – славный защитник родной земли».
В ходе проведения этого блока нашего проекта мы старались сформировать у детей понятие о том, кто такой богатырь Илья Муромец, какими качествами он обладал, его отношение к матери и русскому народу. Через знакомство с историей родного города, жизни и подвигах муромского былинного богатыря, мы стремились начать воспитание у детей чувство уважения и любви к родной семье.
Для этого были использованы отрывки из былины «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище» в пересказе Н.П.Колпаковой, с последующей беседой. С помощью родителей мы с детьми собрали и познакомились с пословицами и поговорками о богатырях, о Родине, о матери, о семье.
Свои знания дети стали воплощать в самостоятельной изобразительной деятельности - «Богатырь Илья Муромец». Дети лепили самого богатыря и его семью.
На информационный стенд для родителей мы подготовили материал «Былину прочитаем, слепим, поиграем», памятка «Как знакомить детей с былинами». С помощью детей и родителей была создана выставка книг про богатырей в книжном уголке, изготовлены пазлы «Собери богатыря», поместили в уголок изобразительной деятельности раскраски на тему «Илья Муромец». Видеотека была пополнена фильмами и мультфильмами о былинном богатыре.
Итоговым событием этого блока стала организованная нашими родителями экскурсия в театрализованный музей нашего города «Илья Муромец», где дети, пройдя своеобразный экскурс в историю, вернулись во времена жизни былинного героя. После просмотра небольшой постановки об исцелении Ильи Муромца от болезни и победы над Соловьем Разбойником дети были рады примерить шлем Ильи Муромца, пересвистать Соловья-разбойника, самостоятельно изготовить оберег от болезней и дурного глаза. Закончилась интерактивная часть чаепитием с Муромским символом - румяным калачом. И дети, и взрослые были наполнены большими впечатлениями от посещения музея и встречи с былинным героем. В игровой деятельности детей появилась новая сюжетно-ролевая игра – «Богатыри».
- «Богатырская одежда».
Задача этого блока: познакомить детей с главными предметами богатыря – рубахой и доспехами; поддержать желание быть похожими на былинного богатыря.
Во время бесед и непосредственно-образовательной деятельности дети познакомились с одеждой воинов прошлого и настоящего, рисовали и украшали богатырскую рубаху.
Также большую помощь в нашей работе оказывали родители. С их помощью мы начали создание в нашей группе былинного богатырского уголка, а так же пополнили альбом с пословицами и поговорками материалами: о семье, Отчизне, смелости, о русских воинах.
В конце этого блока, так же с помощью родителей, была организована экскурсия в «Хлебную горницу». Дети с большим удовольствием послушали рассказ экскурсовода об Илье Муромце, научились расписывать ароматные пряники в форме богатыря цветной глазурью. После трудной работы дети с удовольствием поиграли в богатырские игры и выпили ароматного чая. После посещения музея игры детей стали более развернутыми и интересными.
- «Доспехи и вооружение русских богатырей».
Здесь мы познакомили детей с доспехами и оружием былинных богатырей, стремились воспитать чувство гордости и уважения к русскому оружию.
С детьми была проведена познавательная беседа «Доспехи и вооружение богатырей». Дети с интересом рассматривали иллюстрации с изображением снаряжения богатырей. Вместе с детьми мы придумали новые дидактические игры «Что нужно богатырю для похода» и «Собери богатыря в дорогу». А во время образовательной деятельности мы с увлечением делали «Богатырские щиты».
Для создания мини-музея родители вместе с детьми изготовили богатырское оружие и доспехи, которые так же использовались детьми в самостоятельной игровой деятельности «Мы богатыри».
Итоговым событием этого блока стало совместное изготовление новой интерактивной папки (лэпбука) «Былинный богатырь Илья Муромец» для нашей предметно-развивающей среды. Дети вместе с родителями дома подбирали различные иллюстрации о богатыре, интересные факты из жизни былинного героя, картинки с изображением доспехов и оружия. Создали так же книжку с былинами о подвигах Ильи Муромца. Все это мы с ребятами расположили на основе нашей папки в красивые кармашки. Получился очень познавательный и интересный лэпбук, которым дети с удовольствием пользуются и в настоящее время.
- «Образ Ильи Муромца в картинах русских художников».
Основной задачей этого блока было обобщение и упорядочение знаний о былинном герое – Илье Муромце через рассматривание картин разных художников.
Основной картиной для изучения образа Ильи Муромцы мы взяли «Витязь на распутье» В.Васнецова. После подробного рассмотрения картины, дети вместе с родителями дома выполнили совместное творческое задание «Новая концовка былины – выход за рамки картины». Получились очень интересные и увлекательные рассказы.
Так же, с помощью родителей мы собрали целую коллекцию репродукций картин разных русских художников с изображением былинного героя.
- «Подвиги наших дедов - потомков былинного героя - в годы Великой Отечественной войны».
Задачей этого блока было воспитание уважительного отношения к ветеранам ВОВ, которые в годы войны защищали свою Родину, свой народ ценой своей жизни. Почти у каждого воспитанника нашей группы в семейных архивах нашлись фотографии их прапрадедов, которые участвовали в войне. А ведь их тоже можно считать муромскими богатырями, потомками нашего былинного богатыря Ильи Муромца – они сражались на поле боя против врагов нашей родной русской земли.
Вместе с детьми и родителями мы собрали и оформили альбом «Дед, я тебя помню!»
Итоговым событием нашего проекта стал увлекательный и веселый спортивный праздник «Богатырские забавы».
- ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ:
- Создан перспективный и календарно-тематический план по ознакомлению детей старшей группы с былиной и былинным богатырем Ильей Муромцем
- Разработан лэпбук по ознакомлению дошкольников с былинным богатырем – Ильей Муромцем.
- Предметно-развивающая среда пополнена новыми дидактическими пособиями и костюмами.
- Организован мини-музей «Богатырский уголок».
- Анализ полученных результатов в ходе проекта «Былинный богатырь – Илья Муромец, славный защитник родной земли».
- Определение новых задач по формированию интереса к истории родного города.
- Анализ проделанной работы: анкетирование родителей, диагностика детей.
- Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Презентация опыта работы по проекту.
VIII. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Итогово - аналитический этап нашей работы был направлен на анализ полученных результатов в ходе нашего проекта «Былинный богатырь Илья Муромец – славный защитник родной земли», который соотносился с предполагаемыми результатами. Показателями эффективности реализации нашего проекта и региональной направленности выступили:
- Повышение мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста к истории родного города, края через проектную деятельность.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов по формированию у детей дошкольного возраста краеведческой культуры.
- Повышение педагогической грамотности родителей в формировании у детей первичных представлений о малой Родине и Отечестве, об ее истории, отечественных традициях и праздниках.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования нравственно - патриотических чувств к родному краю, так как дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью и высоким интересом к игровой деятельности.
Успешное воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников на основе развития познавательного интереса и инициативы, любви к малой родине и повышение уровня начальных представлений о родном городе и крае у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности подтверждена. Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
IX. ПЕРСПЕКТИВА
- Обогащение знаний и интереса детей к своей Родине посредством проектной деятельности.
- Создание новых проектов по изучению города Мурома и Владимирской области.
- Обобщить опыт работы по созданию проекта для повышения качества работы с дошкольниками по региональному компоненту.
X. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Проект «Былинный богатырь Илья Муромец – славный защитник родной земли» организован для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов, он будет интересен и детям младшего школьного возраста.
XI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алешина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной». М., 2011
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». – М.: ЦГЛ, 2004.
- Воспитательная система «Маленькие россияне» / под ред. Т.И. Оверчук. М., «Мозаика-синтез», 2005
- Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». М.АРКТИ, 2003
- «Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ». / Под редакцией Л.А.Кондрыкинской. М.,ТЦ Сфера, 2006
- Королёв А. С. «Илья Муромец». М., Молодая гвардия, 2016.
- Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры». М., 2005
- «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотичеких чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ» //Авт.- сот. Натарова В.И. и др. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005
- Головков А. «Илья Муромец и другие. Анализ былин об Илье Муромце». // Журнал Перемены, 2011
- Крайнова Д. «Илья Муромец. Былинный богатырь, почитаемый Русской православной церковью» // Аргументы и факты. 01.01.2017.
ССЫЛКИ НА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
https://infourok.ru/nravstvenno-patrioticheskiy-proekt-na-rubezhe-vekov-1603916.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/09/grazhdanskoe-vospitanie

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:
Мастер-класс
воспитателя МБДОУ «Детский сад №39 комбинированного вида» округа Муром
Чумазиной Натальи Викторовны
Тема: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при изготовлении лэпбука
Цель: Ознакомление педагогов с формой работы по творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста - «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению, развитие творческих и исследовательских способностей. Ознакомление педагогов с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.
Задачи:
- Проанализировать форму работы - «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности по развитию творческих и познавательных способностей детей.
- Познакомить педагогов с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.
- Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.
Предполагаемый результат:
1. Актуализированы знания педагогов о форме работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста - «ЛЭПБУК».
2. Педагоги проанализировали данную форму работы с точки зрения педагогической ценности при формировании творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Педагоги познакомились с этапами изготовления ЛЭПБУКа.
4. Закреплены практические навыки педагогов по изготовлению интерактивных папок. Педагоги презентовали свои интерактивные папки.
Участники мастер-класса: педагоги ДОО
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация «Изготовление интерактивной папки ЛЭПБУК (Lapbook)»; необходимые материалы для изготовления (клей, ножницы, цветная бумага, картон, готовые детали (кармашки, книжки – гармошки, конверты и др.); буклеты.
Ход мастер-класса:
I часть - Теоретическая
Слайд 1 – заголовок
Слайд 2
ЛЭПБУК (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» или «книга на коленях» (lap - колени, book - книга).
Это небольшая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по какой-то определённой теме.
Слайд 3
При этом ЛЭПБУК - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы (поиска информации, проведения наблюдений, выполнения заданий и др.), которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал.
Лэпбук обеспечивает:
- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
- разнообразие игровых заданий;
- интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);
- компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
- вариативность использования игровых заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Слайд 4
Эффективно использовать ЛЭПБУК можно для подгрупповой и индивидуальной работы.
ЛЭПБУК является интересной формой совместной работы взрослых и детей.
Слайд 5
ЛЭПБУК - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы);
- техническую (фото, видео);
- информационную (сбор информации для лэпбука);
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Слайд 6
Работа с ЛЭПБУКОМ отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В результате данной культурной практики у детей развиваются умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания;
- представлять (презентовать) результаты своего труда
- и др.
Слайд 7 - Выбор темы:
Для того, чтобы мы с Вами (педагогами) смогли обучить родителей и детей изготовлению лэпбука, мы должны с Вами сами освоить данные навыки.
Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего выбирать частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее. С другой стороны, можно сделать обзорный лэпбук на очень общую тему "Экология", потому что эта тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и лэпбук призван лишь поверхностно познакомить его с этой наукой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее.
Слайд 8 - Составление плана:
После того, как вы выбрали тему, вам необходимо составить план. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Не более 5-7 заданий. Например, план к теме «Ворона» может охватывать следующие информационные блоки:
- Строение вороны.
- Где они обитают?
- Чем питается?
- Какую пользу или вред они приносят человеку?
- Стихи, загадки о воронах.
- Небольшие рассказы о вороне.
- Развивающие задания по теме (лото, разрезные картинки, мнемотаблицы по составлению рассказа, развивающие карточки и т.д.).
Слайд 9 - Макет:
Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать (начертить) на листе, сложенном в виде ЛЭПБУКА. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Слайды 10-15 – разновидности деталей
Кармашки, конвертики, книжки-раскладушки, вращающиеся круги, блокнотики и др.
Слайд 16 Что нужно, чтобы изготовить ЛЭПбук
Вам понадобятся такие материалы:
- Папка-основа. Ее можно купить готовую (кое-где она продается), а можно сделать своими руками.
- Обычная бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
- Ножницы.
- Клей-карандаш для бумаги.
- Стиплер.
- Скотч.
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Наполняем. Презентуем. Затем выполняем все задания, фиксируем достигнутые знания, наблюдения и т.д.
II часть Практическая – Изготовление ЛЭПБУКА
Сейчас я приглашаю желающих пройти за столы. Так как время у нас ограничено, я заранее выбрала тему лэпбука и приготовила все необходимые материалы, готовые детали и задания.
Ваша задача: составить план – набросать макет – изготовить Лэпбук – и презентовать его.
Рефлексия.
Участникам мастер-класса предлагается 2 круга (со смайликами и вырезанным сигментом), когда каждый изготовил самостоятельно «вращающийся круг», то подводим итог нашего мастер-класса – педагоги показывают ту картинку, которая отражает их отношение к мастер-классу.
Заключение.
Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо:
«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Педагогам вручается буклет- памятка по изготовлению ЛЭПБУКА.
Спасибо за внимание!!!

