Психологические методики

Абдунагимова Эльмира Зуфаровна

Здесь можно найти психологические методикии презентации для работы в сфере Образования

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку , когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. ТЕСТ А. АССИНГЕРА (ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ )

Слайд 2

I. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта? 1 . Всегда. 2. Иногда. 3. Никогда

Слайд 3

1. Внутренне кипите. 2. Сохраняете полное спокойствие. 3. Теряете самообладание 2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

Слайд 4

3. Каким считают вас коллеги? 1. Самоуверенным и завистливым. 2. Дружелюбным. 3. Спокойным и независтливым.

Слайд 5

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность? 1. Примите ее с некоторыми опасениями. 2. Согласитесь без колебаний. 3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия

Слайд 6

1. Выдадите ему по первое число. 2. Заставите вернуть. 3. Спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь. 5 . Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

Слайд 7

6 . Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся( лась ) с работы позже обычного? 1. Что это тебя так задержало? 2. Где ты торчишь допоздна? 3. Я уже начал(а) волноваться.

Слайд 8

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля? 1. Стараетесь обогнать машину, которая показала вам хвост? 2. Вам все равно, сколько машин вас обошло. 3. Помчитесь с такой скоростью , чтобы никто на догнал вас.

Слайд 9

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь? 1. Сбалансированными. 2. Легкомысленными. 3. Крайне жесткими

Слайд 10

1. Пытаетесь свалить вину на другого. 2. Смиряетесь. 3. Становитесь впредь осторожнее. 9 . Что вы предпринимаете, если не все удается?

Слайд 11

10. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи? 1. Пора бы уже запретить им такие развлечения. 2. Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать 3. И чего мы столько с ними возимся?

Слайд 12

11 . Что вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому? 1. И зачем я только на это нервы тратил? 2. Видно, его физиономия шефу приятнее. 3. Может быть, мне это удастся в другой раз.

Слайд 13

12. Как вы смотрите страшный фильм? 1. Боитесь. 2. Скучаете. 3. Получаете искреннее удовольствие.

Слайд 14

13 . Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание? 1. Будете нервничать во время заседания. 2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров. 3. Огорчитесь.

Слайд 15

14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам? 1. Обязательно стараетесь выиграть. 2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым. 3. Очень сердитесь, если не везет.

Слайд 16

15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане? 1. Стерпите, избегая скандала. 2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание. 3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

Слайд 17

16 . Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе? 1. Поговорите с учителем. 2. Устроите скандал родителям малолетнего преступника. 3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

Слайд 18

17 . Какой, по-вашему, вы человек? 1. Средний. 2. Самоуверенный. 3. Пробивной.

Слайд 19

18. Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами? 1. Простите, это моя вина. 2. Ничего, пустяки. 3. А повнимательней вы быть не можете?.

Слайд 20

19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи? 1. Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры? 2. Надо бы ввести телесные наказания. 3. Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели.

Слайд 21

20 . Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете? 1. Тигра или леопарда. 2. Домашнюю кошку. 3. Медведя.

Слайд 22

Результаты 45 и более очков . Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих верхов, рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать

Слайд 23

36–44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. 35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности вам не помешает!

Слайд 24

Если по 7 и более вопросам вы набрали по 3 очка и менее чем по 7 вопросам – по 1 очку, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать. Если же по 7 и более вопросам вы получите по 1 очку и менее, чем по 7 вопросам – по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно.

Слайд 25

Презентацию подготовила педагог-психолог МОУ СОШ № 78 г.Уфы Абдунагимова Эльмира Зуфаровна Использовался материал из электронного пособия «Диагностическая работа психолога в школе » Издательство «Учитель»,2010г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ТЕСТ «КАПИТАН ИЛИ ПАССАЖИР»

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя.

Марк Твен

Характер человека, как известно, проявляется в его поступках, в отношении к людям, в выборе, который каждый из нас делает в той или иной ситуации.

Если вы хотите лучше узнать себя, ответьте на каждый предлагаемый вопрос: «да», «нет» или «не знаю».

Вопросы:

1. Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.

2. В моей жизни не было бы стольких проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.

3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами моих неудач.

4. Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под «несчастливой звездой».

5. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.

6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, какой есть.

7. Если я простужаюсь, то предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врачей.

8. Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в человеке, чаще всего виноваты другие люди.

9. Считаю, что любую проблему можно решить, и не понимаю тех, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности.

10. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.

11. Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с себя.

12. Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы.

13. Я считаю, что каждый человек независимо от обстоятельств должен быть сильным и самостоятельным.

14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.

15. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия, Имя ______________________ Дата _______

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ («да», «нет», «не знаю»)

Баллы

Номер вопроса

9

10

11

12

13

14

15

Ответ («да», «нет», «не знаю»)

Баллы

Общая сумма баллов: ________________

Обработка результатов

Сравните свои ответы с ключом и подсчитайте общую сумму баллов, используя следующую шкалу:

– поставьте себе по 10 баллов за каждый ответ «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13;

– поставьте себе по 10 баллов за каждый ответ «нет» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 15;

– поставьте себе по 5 баллов за каждый ответ «не знаю».

Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

От 100 до 150 баллов. Вы – капитан собственной жизни. Чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем. Вы видите перед собой задачу и думаете над тем, как ее можно решить. Но что при этом чувствуете, что происходит в вашей душе – для окружающих загадка.

Упражнение «Забота о другом»

Вы очень внимательно относитесь к своим проблемам и умеете их решать. Но попробуйте заняться проблемами других людей, помогайте им преодолевать их трудности. Эта забота и внимание к окружающим поможет вам переключиться, снимет лишнее раздражение, придаст дополнительные силы.

Возьмите себе за правило хотя бы один раз в день помогать, пусть в самом малом, кому-либо из окружающих, но обязательно подумать о другом и сделать для него что-нибудь.

От 50 до 99 баллов. Вы охотно бываете рулевым, но можете, если это необходимо, передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы вполне реалистичны. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками. Случаются ситуации, которые никак вас не касаются, вы не несете за них никакой ответственности и тем не менее, если требуется, все-таки берете ответственность на себя. Вы обычно знаете, когда это нужно сделать. Вы умеете жить в добром согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с самим собой.

Упражнение «Собственное мнение»

Возьмите какую-нибудь интересную для вас и ваших друзей книгу (или посмотрите фильм, которым увлекаются ребята), еще раз внимательно прочитайте ее и обязательно составьте собственное мнение о ней. Четко и конкретно сформулируйте положения, которые вам особенно понравились, и те, которые вы не принимаете. Только обязательно четко и конкретно.

Затем начинайте со всеми, особенно с одноклассниками и друзьями, беседовать об этой книге. Спрашивайте собеседников о том, что им понравилось, что они запомнили, и обязательно говорите о своей личной точке зрения, не соглашайтесь с другими, отстаивайте собственную позицию как бы вам тяжело не было.

Через две-три недели найдите новый «объект» для отработки собственного мнения: видеофильм, последнюю запись рок-группы, интересную статью в газете или в журнале, популярную телепередачу и т. п.

До 49 баллов. Вы часто бываете пассажиром в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря: так сложились

обстоятельства, судьба и т.п. В своих трудностях вы обвиняете кого угодно, только не себя. Настоящая независимость кажется вам умением мирно сосуществовать с другими, не придавая значения тому, какие это люди и как они относятся к вам.

Упражнение «Я – лидер»

В компании своих друзей постарайтесь чаще брать на себя роль лидера. Заранее придумайте дело, которое будет интересно для всех, а затем организуйте его проведение. При этом действуйте, исходя из своих представлений, а не подчиняясь групповому давлению.

Если сразу не удается быть лидером в уже сформировавшейся группе, куда входите и вы, то может быть вам подумать и собрать вокруг себя собственную группу. В ней вы сможете быть полноправным лидером. Вот только для этого нужно проявить инициативу, самостоятельность, подумать самому, чем привлечь одного – двух ребят к себе, чем заинтересовать их. Попробуйте.

Комментарий. Содержание теста и особенно интерпретация его результатов вызывает активную реакцию учащихся, которые начинают бурно обсуждать итоги своей работы. Многие не согласны с теми критериями, которые заданы авторами в качестве признаков «капитана» своей жизни и «пассажира» в ней. Особенно активно спорят те ученики, которые оказываются в роли «пассажиров» или «рулевых». Практически всем хочется доказать, что они «капитаны». Педагогу не стоит настаивать на том, что тест правилен и авторы правы. Целесообразнее развернуть содержательную дискуссию, составив обобщенный портрет «капитана», т. е. человека, который самостоятельно определяет свою жизнь.

Возможно и более творческая работа – составление своего «авторского теста», который мог бы более точно выяснять наличие или отсутствие ответственности, готовности самостоятельно решать возникающие проблемы, не перекладывая их на других людей.

ТЕСТ «ЛЕНИВЫЙ ЛИ Я?»

Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни.

Китайская пословица

Очень многим из нас в жизни мешает такое качества как лень. Но мы чаще всего замечаем его у других людей, а у себя не видим проявления лени. И все-таки давайте попробуем выяснить, насколько склонны вы к бездействию, лени, бездеятельности.

Чтобы это выяснить, ответьте искренне на все предлагаемые утверждения «да» или «нет», а затем подсчитайте результат и сравните его с интерпретацией, которая приводится в конце теста.

Утверждения:

1. Если я дома не один, я никогда не снимаю телефонную трубку, надеясь, что это сделает кто-то другой из членов семьи.

2. Я часто опаздываю на занятия в школе, в секции и в другие места.

3. Даже если нужно пройти 2–3 остановки, я предпочитаю подождать автобус или трамвай и проехать это расстояние.

4. Я очень не люблю делать утреннюю зарядку и вообще физические нагрузки.

5. Я смотрю телевизор или читаю, почти всегда лежа на диване или тахте.

6. Почти каждый день час или два у меня уходят на «ничегонеделание». Я мечтаю или просто гляжу в потолок без всякой цели.

7. После занятий в школе я редко занимаюсь по собственной инициативе дополнительно по какому-нибудь предмету.

8. Если поблизости нет урны для мусора, я бросаю его на землю.

9. Родителям приходится долго меня упрашивать, чтобы я сходил в магазин, например, за продуктами.

10. Во время уборки я никогда не подметаю под кроватью и за мебелью.

11. Если я работаю вместе с кем-то из ребят, стараюсь, чтобы он сделал как можно больше.

12. Я почти не читаю газет, журналов и другой дополнительной литературы.

13. Я очень не люблю и почти никогда не мою посуду, не чищу обувь и одежду.

14. Я не вижу причины напрягаться, если результат работы будет записан на общий счет.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия, Имя _______________________ Дата _______

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

Очки

Номер вопроса

8

9

10

11

12

13

14

Ответ

Очки

Общая сумма очков: ____________

Обработка результатов

За каждый утвердительный ответ поставьте себе по одному очку и суммируйте результаты.

Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

От 0 до 3 очков. У вас нет даже намека на лень. Вы энергичны и активны. Оставайтесь таким всегда.

От 4 до 8 очков. Как и большинство людей, вы имеете склонность к лени, но можно сказать, что вы в границах нормы. Тем не менее вам желательно поработать над укреплением силы воли и отказаться от некоторых привычек, например, перестать спорить с родителями перед каждым визитом в магазин.

Упражнение «Исполнение желаний»

Вы привыкли быстро и без всякой лени исполнять все свои собственные желания. А теперь попытайтесь выполнять желания близких, родных вам людей, своих знакомых, одноклассников. Попробуйте жить в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют они, а не вы.

Для начала выберите наиболее приятного для вас человека, и постарайтесь выполнить все его желания без всяких условий с вашей

стороны. Если не получилось, через один–два дня сделайте еще одну попытку выполнить желания другого близкого вам человека.

Если это получилось, постепенно увеличивайте круг людей, желания которых вы будете выполнять.

От 9 до 14 очков. Вы на редкость ленивы. Это качество мешает вам и в учебе, и в дружбе, и в простом общении с людьми, прежде всего со своими родными.

Упражнение «Конец – делу венец»

Вам, действительно, нужно начинать серьезную работу над собой. Иначе лень окончательно победит вас. Давайте учиться делать одно пусть маленькое дело, но до конца, побеждая свою лень. Решите, что это будет в первую очередь. Необязательно браться сразу за большое и важное. Пусть это будет самое маленькое, обыденное дело, но до тех пор, пока вы его не закончите, никаких увеселений, гостей, вкусных блюд, приятных занятий и т.п.

Пусть это будет только раз в неделю, но обязательно одно дело доводим до конца. Таким образом вы сможете постепенно научиться доводить одно дело до конца, затем можно взяться за более серьезное и важное дело. Успехов вам!

Комментарий. Основная цель этого теста – помочь школьникам задуматься над человеческими слабостями, и в первую очередь над такой широко распространенной, как лень. Перечень утверждений, приведенных в тесте, не является исчерпывающим. Его можно и нужно продолжить с помощью самих ребят. Лучше это сделать до проведения тестирования в ходе дискуссии. Предложения, получившие максимальную поддержку школьников добавляются в перечень, и ребята отвечают, используя уже новую редакцию теста.

Интерпретация и психотехнические упражнения вызывают различные эмоциональные реакции детей. Будьте готовы спокойно объяснить, что это лишь предположения и советы, и к ним целесообразно прислушаться.

                                                                    ТЕСТ «МОЯ БЛАГОРАЗУМНОСТЬ»

Станьте режиссером своей жизни, вместо того, чтобы быть актером.

Ф. Эйр, психотерапевт

Одни из нас пассивны перед внешними обстоятельствами и с места не сдвинутся, даже если что-то серьезное происходит на виду у них. Они любят комфорт, и прежде чем что-то сделать, подумают много раз. Другие легко вмешиваются решительно во все, даже если об этом их не просят или не касается их лично. Они мчатся по жизни сломя голову, им все нипочем! Они могут рискнуть, даже если успех дела не гарантирован.

А вы? К какой категории людей относитесь вы? Сейчас определим степень вашей благоразумности. Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы «да» или «нет», заполняя бланк для ответов.

Вопросы:

1. Увидев, что в школьной раздевалке совершается кража, закричите ли вы: «Держите вора!»?

2. В столовой вам дают не совсем качественное блюдо, станете ли вы возражать, требовать его замены?

3. Сердитесь ли вы, когда вам делают замечания, укоряют вас в чем-то?

4. Получая сдачу у кассы, пересчитываете ли вы деньги?

5. Если вы обнаружили недостаток денег, станете ли вы громко возражать и требовать возврата недостачи?

6. Держите ли вы свои деньги, тщательно спрятав их, закрыв на ключ?

7. Легко ли вы поддаетесь на розыгрыш, на разные шутки?

8. Стараетесь ли вы ответить на розыгрыш или шутку, направленные в ваш адрес?

9. Выйдите ли вы из дому без зонтика или плаща, если обещали ясную погоду?

10. Купите ли вы то, что вам и не особенно нравится, только потому, что нужного товара нет?

11. Даете ли вы в пользование друзьям свои любимые вещи?

12. Одолжив какую-то вещь или деньги, станете ли вы требовать их возврата в установленный срок?

13. Любите ли вы сидеть часами на солнце?

14. Говорите ли вы друзьям о своих промахах, неудачах?

15. Возражаете ли вы, когда кто-то списывает у вас на

контрольной?

16. Стараетесь ли вы пройти мимо, не вмешиваясь, когда

два человека дерутся?

17. Считаете ли вы, что всегда нужно отвечать ударом на удар?

18. Готовы ли вы пропустить впереди себя спешащего человека, например, в автобус или в очереди за хлебом?

19. Сможете ли вы сказать врущему: «Ты врешь!», если знаете, что врун сильнее вас?

20. Заблудившись, станете ли вы уточнять дорогу у 2–3 прохожих, чтобы проверить правильно ли сказал первый из них?

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия, Имя________________________ Дата______________

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ («да», «нет»)

Очки

Номер вопроса

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ («да», «нет»)

Очки

Общая сумма баллов ___________________

Обработка результатов

Поставьте себе по одному очку за ответы «да» на вопросы: 1, 2, 4, 5, 11, 12, 13, 15, 18, 19, 20.

Поставьте себе по одному очку за ответы «нет» на остальные вопросы.

Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

От 0 до 6 очков. Вы очень «благоразумны», довольно пассивны в жизни. Требуются значительные усилия, чтобы вас расшевелить. Но эта позиция не очень благоразумна, так как в конце концов вы сами можете оказаться в ситуации, когда вам потребуется помощь, а рядом никого не будет.

Упражнение «Борец за справедливость»

Для преодоления своей «гражданской пассивности» регулярно включайтесь в происходящие события в роли «борца за справедливость». Начинать следует с незначительных событий, в которых участвуют один–два человека, разумеется, кроме вас. Проявите себя, активно участвуя в том, что происходит, причем добейтесь справедливости, которая должна быть, с вашей точки зрения, установлена в данном конкретном случае.

Запомните свои ощущения, как реагировали на ваши слова и действия участники разговора. Затем включайтесь в более серьезные дела, добиваясь нужного вам результата, опираясь на уже имеющийся опыт «установления справедливости».

От 7 до 14 очков. Вы весьма благоразумны. Вы можете возразить, если не согласны, но при этом вероятнее всего воздерживаетесь от действий и поступков слишком рискованных. Вы осторожны и осмотрительны в отношениях с людьми и в отношении своих вещей.

Упражнение «Готовность рискнуть»

Подумайте, всегда ли эта ваша позиция оправдана. Наверное, есть случаи, когда вам просто необходимо действовать более решительно. Поэтому в тех случаях, когда вы начинаете испытывать колебания, скажите себе: «Риск – дело благородное» и действуйте.

Разумеется, могут быть ошибки и досадные промахи, но всегда ли оправдана ваша нерешительность? В конце концов, ваша решительность и готовность к риску изменят вашу жизнь и украсят ее новыми интересными переживаниями.

От 15 до 20 очков. Вас считают довольно активным из-за вашего чувства справедливости. Вам хочется везде установить справедливость, вы смелы и решительны, даже если вам угрожает опасность.

Упражнение «Ограничитель активности»

Советуем вам иногда быть более сдержанным в своей праведной борьбе за всеобщую справедливость. Поэтому будьте осмотрительнее во время принятия решений, разговора с людьми и т.д. Как только почувствуете, что переходите определенную границу, мысленно включите своеобразный «ограничитель активности» и сделайте шаг назад. Это поможет вам избежать серьезных конфликтов и сделает жизнь более спокойной и уравновешенной.

Комментарий. Естественно, что интерпретация, которую огласит педагог после подсчета суммы очков, вызывает неоднозначную реакцию учащихся. Те из них, кто оказался в середине показателей (эта категория в тексте характеризуется наиболее положительно) будут отстаивать мнение, что автор прав и тест «правильный». Другие ребята, особенно те, у кого оказалось меньше всего очков, будут утверждать, что автор не прав, что тест «неправильный» и т. п.

Это и есть одна из основных целей тестирования – обсуждение тех нравственных ситуаций, принципов и категорий, которые встретились ребятам в тесте. Целесообразно выслушать всех желающих, но обязательно требуя от них веских аргументов в защиту своих позиций.

Вполне возможно и исправление, доработка теста. В этом случае сами ребята должны сформулировать вопросы, с которыми они хотели бы обратиться к другим людям, чтобы выяснить уровень их благоразумности. Это тоже является хорошим материалом для содержательной дискуссии. Что такое благоразумие? Кого можно назвать благоразумным? Всегда ли хорошо быть благоразумным и т. п.?

Для активизации этой работы педагог может объявить ребятам, что новый тест, который они составят сейчас все вместе, он испробует на следующем уроке с учениками другого класса. А ребятам того класса, где будет проводиться подобное тестирование, нужно объявить, что им предлагается тест, составленный учениками данного класса. Тогда дискуссия по поводу, что правильно и неправильно будет еще более жаркой. Это и будет прекрасной работой на уроке – активной, заинтересованной, результативной.

ТЕСТ «МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц.

Г. Селье

Человек по своей природе творец, находящийся в постоянном поиске новых путей преобразования окружающего мира. Но каков творческий потенциал у каждого из нас?

Предлагаемый тест поможет ответить на этот вопрос. На каждый вопрос теста нужно выбрать только один вариант ответа и записать в бланке для ответов соответствующую букву.

Вопросы:

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть значительно улучшен?

а) да; б) нет; в) только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в изменении окружающего мира?

а) да; б) нет; в) в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей ускорили бы прогресс в той сфере деятельности, которой вы занимаетесь?

а) да;

б) да, но лишь при благоприятных обстоятельствах;.

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

а) наверняка; б) маловероятно; в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять что-нибудь, думаете ли вы, что осуществите свое начинание?

а) да; б) нет; в) да, иногда.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете?

а) да;

б) неизвестное меня не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

а) да;

б) удовлетворюсь тем, что успел добиться;

в) да, но только если мне это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

а) да, конечно;

б) нет, хочу научиться только самому основному;

в) нет, хочу удовлетворить только свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствую, вопреки здравому смыслу;

б) махну рукой на эту затею;

в) продолжаю делать, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. Исходя из чего вы будете выбирать профессию?

а) из своих возможностей, перспектив для себя;

б) из нужности профессии;

в) из преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет;

в) да, но только там, где местность мне понравилась.

12. Сразу после беседы можете ли вы вспомнить все, о чем говорилось?

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения?

а) да, практически без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) могу повторить, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмышлять;

б) быть в компании;

в) быть одному или в компании – мне безразлично.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие тогда, когда:

а) дело закончено и кажется мне отлично выполненным;

б) я более или менее доволен результатом;

в) дело еще не закончено.

16. Когда вы один:

а) люблю мечтать об абстрактных делах;

б) любой ценой пытаюсь найти себе конкретное занятие;

в) иногда люблю помечтать, но о вещах, которые связаны с моей учебой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, вы думаете о ней:

а) независимо от того, где и с кем я нахожусь;

б) когда я один;

в) только там, где не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) могу отказаться от нее, если выслушаю убедительные аргументы оппонентов;

б) останусь при своем мнении, независимо от аргументов оппонентов;

в) буду сомневаться в аргументах оппонентов.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия, Имя _______________ Дата ______________

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Буква

Очки

Номер вопроса

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Буква

Очки

Общая сумма баллов: _____________________

Обработка результатов

За каждый вариант ответа «а» вы получаете 3 очка; за ответ «б» – 1 очко и за ответ «в» – 2 очка.

Интерпретация результатов

23 очка и меньше. Ваш творческий потенциал, к сожалению, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя?

Упражнение «Найди себя»

Вам нужно поверить в свои силы и знания, в свои способности и талант. Поверьте, что на свете нет неталантливых людей. У каждого человека есть задатки таланта, его нужно только обнаружить. Для того чтобы это произошло, ищите свой талант, начинайте различные дела, пробуйте себя в разных сферах деятельности. И вы обязательно найдете свой талант, свое место, Себя.

От 24 до 28 очков. У вас неплохой творческий потенциал, но есть и проблемы, которые тормозят продвижение вперед.

Упражнение «Пойми себя»

Если вы захотите – вы добьетесь успеха, только для этого вам нужно глубже понять себя, разобраться в том, что вас особенно привлекает, найти ту сферу деятельности, в которой вы сможете максимально проявить свой талант. Чаще задавайте себе вопрос: «Мое ли это дело?»

29 очков и более. У вас значительный творческий потенциал. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то добьетесь больших успехов.

Упражнение «Сохрани свой талант»

Вам повезло, так как вы уже знаете, в чем ваш талант и где вы можете проявить свои способности. Но перед вами трудная задача – сохранить и развить то, что вы имеете. Поэтому постоянно совершенствуйте свою память, приобретайте новые знания, творите и выдумывайте новое.

ТЕСТ «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»

Если друга встретил ты, веселей дорога!

Сколько прекрасных слов сказано о дружбе. У каждого народа есть свои стихи и песни, красивые баллады о верных друзьях. А что же такое дружба?

Дружба, как и любая другая форма человеческих отношений, имеет определенный набор правил, которых должен придерживаться человек, если он считает себя другом. Естественно, эти правила не являются юридическими. Они не записаны в законах, а поддерживаются людьми, которые дружат.

Именно потому, что правила дружбы нигде не записаны, людям бывает трудно найти настоящего друга. Каким он должен быть? И как он должен себя вести?

Данный тест поможет вам оценить свой уровень готовности быть настоящим другом. Для этого нужно выразить свое согласие или несогласие с 25 утверждениями, которые приведены ниже. В бланке для ответов нужно записать «да» (если вы полностью согласны с утверждением), «нет» (если вы не согласны) или «не знаю» (если вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).

Я считаю, что настоящий друг:

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Вовремя возвращает долги.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремится переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга (например, с днем рождения).

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Ни в чем и никогда не завидует другу.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия, Имя ______________ Дата ____________________

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ответ

Баллы

Вопрос

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Ответ

Баллы

Общая сумма баллов: _________

Обработка результатов

За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 очка; за ответ «не знаю» – по одному очку, а за ответ «нет» – 0 баллов. Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.

Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

От 0 до 14 очков. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

Упражнение «Я тебе доверяю»

Вам, действительно, трудно быть другом, скорее всего из-за того, что вы не научились доверять людям. В основе дружбы лежит полное доверие друг другу. Вам нужно научиться доверять другому человеку как самому себе. Начните с того, что рассказывайте о своих интересах, увлечениях, необычных ситуациях, в которые вы попадали, близким людям или знакомым. Делайте это хотя бы один раз в неделю.

Через какое-то время вы поймете, кто искренне рад за вас, кто готов откровенно поделиться с вами своими увлечениями, мыслями, переживаниями, кто готов помочь в трудную минуту.

Если будут неудачи, не останавливайтесь, пробуйте снова и снова. Поверьте, дружба стоит этих усилий. И еще помните о том, что дружбе можно научиться, если очень-очень захотеть! Удачи вам!

От 15 до 37 очков. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы, по-прежнему, верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

Упражнение «Внимание, друзья!»

Вы уже знаете, что такое дружба, но успели и разочароваться в некоторых друзьях. Сейчас главное для вас – сохранить веру в хороших и добрых людей, которыми являются настоящие друзья.

А может быть причина того, что случилось с вами отчасти в самом себе? Будьте более внимательными к своим друзьям. Возьмите себе за правило, например, поздравлять всех своих друзей с днем рождения, с успехами на соревнованиях или в школе. Не пытайтесь владеть ими беспредельно, не претендуйте на полное внимание к себе с их стороны. Это может помешать вашей дружбе. И поймите, что дружить можно научиться, как и иностранному языку или законам физики. У дружбы есть свои законы – один из них «Внимание к друзьям.» Помните об этом и удачи вам!

От 35 до 50 очков. Вы настоящий Друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам и вы платите им тем же.

Упражнение «Новый друг»

Это прекрасно, что вы стали для кого-то настоящим другом. Поздравляем вас! С вами, действительно, тепло и радостно вашим друзьям. А остальные ребята? Вспомните слова известного мультипликационного героя – кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Оглянитесь вокруг, сколько еще ребят, которым нужен настоящий друг, как вы. Станьте им! И вы поможете многим обрести уверенность в себе, увидеть радостные стороны жизни.

Но не стремитесь сразу со всеми установить дружеские отношения. Каждый месяц (или два) у вас должно быть на одного друга больше. Не верьте, что у человека не может быть много друзей! Их должно быть много, и настоящих! Не забывайте о старых своих друзьях, они ждут вас! Удачи вам!

Комментарий. Основная цель этого теста – помочь ребятам задуматься о том, что же такое настоящая дружба и кто такой настоящий друг. Перечень утверждений, приведенных в тесте, не является исчерпывающим. Его можно и нужно продолжить с помощью самих ребят после завершения тестирования или до него.

В первом случае, проводится дискуссия и предложения, получившие поддержку большинства ребят, записываются на доске и обсуждаются. Во втором случае, предложения вносятся в текст теста, в бланке для ответов добавляется соответствующее количество строк, и ребята отвечают, используя уже новую редакцию теста.

Возможно продолжение работы над тестом с помощью специального задания «Скажи мне, кто твой друг?» Попросите учащихся составить список своих настоящих друзей. Сколько их? И почему они попали в этот список? На эти вопросы учащиеся отвечают самостоятельно. Обсуждать составленные списки друзей не рекомендуется. Такая работа поможет ребятам еще раз посмотреть на себя и свое окружение с точки зрения настоящей дружбы.

Можно использовать дополнительный вариант тестирования «Проверка дружбы», который предусматривает работу с тем же перечнем утверждений для оценки конкретного человека по следующей шкале:

– «почти всегда» – 2 балла,

– «время от времени» – 1 балл,

– «почти никогда» – 0 баллов.

Например, подросток решил проанализировать свою дружбу с мальчиком по имени Юра. Тогда он берет тест и в бланке для ответов, оценивая отношение Юры к себе, сразу ставит баллы в соответствии со шкалой, приведенной выше. Закончить работу над тестом можно составлением подборки пословиц и поговорок, стихов и песен о дружбе.



Предварительный просмотр:

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС»

Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.

   Использование игры как терапевтического средства  

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

 Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус — такой, какой ты себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессия — наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм — использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога — использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность — наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность — на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества — дикорастущие, «пустынные» кактусы.



Предварительный просмотр:

Тест Г. Айзенка

Исследование экстраверсии—интроверсии

и нейротизма человека

Двухфакторная модель личности, предложенная Г. Айзенком, позволяет с помощью основных показателей экстраверсия—интроверсия и нейротизм оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности). Эти свойства структуры личности генетически детерминированы. Их проявление сугубо индивидуально. Эти характеристики существенно влияют на выполнение Вами своих обязанностей, в том числе и на осуществление профессиональной деятельности.

Экстраверсия — это направленность личности на окружающих людей, явления и события. Экстраверты мобильны, общительны, адаптивны, отзывчивы, жизнерадостны, остроумны, стремятся к лидерству. Вместе с тем они не всегда обязательны, излишне доверчивы и подвержены влиянию другого человека, неустойчивы в своих взглядах, неосмотрительны в поступках и импульсивны в действиях.

Интроверсия — это направленность личности на ее внутренний мир.

Интроверты рассудительны, самостоятельны, спокойны, целенаправленны. Они плохо адаптивны, оторваны от реальности, дистанцированы в отношениях, нерешительны в поступках. Экстраверсия и интроверсия биполярны.

Нейротизм — результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся нейротики, на другом* (низкие оценки) — эмоционально-стабильные личности, характеризующиеся уверенностью, спокойствием, уравновешенностью. Удаленность показателей от центра по шкале измерений свидетельствует о степени отклонения от среднего значения.

Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) отражена в круге Айзенка. Показатели экстраверсии — интроверсии и нейротизм — стабильность взаимонезависимы и противоположны. Каждый из них представляет собой континуум (непрерывную совокупность) между полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности, характеризует тип темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).

Оценка направленности (экстраверсия — интроверсия) и уровня нейротизма (стабильность — нестабильность) клиента может проводиться персонально (самооценка), индивидуально или индивидуально в составе группы. Бланк опросника содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсия—интроверсия, еще 24 — со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную шкалу лжи Л, которая предназначена для оценки искренности испытуемого при ответах.

Порядок оценивания. Необходимо получить опросник, включающий 57 вопросов. Без предварительного ознакомления с их содержанием надо не раздумывая, сразу же, отвечать по порядку на каждый из 57 вопросов только «да» или «нет» (знаком «+» или «-») в соответствующей графе. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные особенности, а не умственные способности. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Поэтому важно быстро и самостоятельно, без каких-либо подсказок ответить на все вопросы.

Обработка результатов. Используя «ключ» к опроснику, подсчитываются баллы по показателям Э — экстраверсия, И — интроверсия, Н — нейротизм, Л — ложь. Результаты заносятся в бланк опросника и отмечаются на соответствующих шкалах в круге Айзенка.

 «Ключ» к опроснику Г. Айзенка

Экстраверсия

Вопросы с ответом «да»:

1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Вопросы с ответом «нет»:

5, 15, 20,29, 32, 34, 37,41,51.

Нейротизм

Вопросы с ответом «да»:

2,4,7,9, 11,14,16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50, 52, 55, 57.

Вопросы с ответом «нет»:

Отсутствуют.

Ложь

Вопросы с ответом «да»:

6, 24, 36.

Вопросы с ответом «нет»: 12,18,30,42,48,54.

Нормативы для подростков 12-17 лет для отнесения их к определенному типу темперамента: Экстраверсия (Э) 11 – 14 баллов, Нейротизм (Н) – 10 – 15 баллов,«Ложь» 4 – 5 баллов.


Личностный опросник (форма Б)

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?

2. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отказывать, отвечать «нет»?

5. Задумываетесь ли Вы перед тем, как пытаетесь что-либо предпринять?

6. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете обещание (независимо от того, удобно это Вам или нет)?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточного на то основания?

10. Сделали бы Вы почти все что угодно на спор?

11. Возникает ли у Вас чувство робости и ощущение стыда, когда хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?

12. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы обычно чтение книги встречам с людьми?

16. Легко ли Вас обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас иногда мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что все горит у Вас в руках?

20. Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких Вам?

21. Часто ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в незнакомой компании?

26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. Часто ли, сделав какое-либо важное дело, Вы чувствуете, что могли бы сделать еще лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если Вы хотите узнать о чем-либо, то Вы предпочитаете прочесть об этом в книге, нежели спросить?

33. Бывает ли у Вас сердцебиение от волнений?

34. Нравится ли вам дело, которое требует от Вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки контролера?

37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают над Вами?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Вы ходите медленно и осторожно?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на службу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

49. Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в службе или на Ваши промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовлетворение от вечеринки?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?