Взаимодействие с родителями


Предварительный просмотр:

План воспитательной работы

на 2021- 2022 учебный год

                                                                               

                                                                                                                                                                 Классный руководитель

                                                                                                                        4 В   класса                                            

                                                                                                                                                             Ченушкина Ирина Васильевна                                                                

Нижневартовск – 2021

Пояснительная записка

к плану воспитательной работы

на 2021-2022 учебный год в  4 В классе

  1. Цели и задачи воспитательной работы

 Цель воспитательной работы в классном коллективе:

создание условий для формирования социально активной личности, адаптированной в обществе с присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения.

Задачи воспитательной работы на 2021 – 2022  учебный год в 4 В  классе  составлены на основе анализа воспитательной работы с учащимися прошлого  учебного года и с учётом  возрастных особенностей детей:

  1. Развитие  познавательной активности учащихся, продолжить работу по мотивации учебной деятельности.
  2.  Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
  3. Продолжить работу по формированию гражданско-патриотических  качеств.
  4. Формировать навыки здорового образа жизни.

  1. Психолого-педагогическая характеристика класса.

Состав 4 В  класса  – 13 мальчиков и 14 девочек. В новом учебном году в класс пришла новая ученица. Ученики класса принимают  участие в школьных олимпиадах, акциях и конкурсах.

  1. Содержание, методы, формы совместной деятельности

Для решения поставленных задач запланированы: классные тематические часы,  беседы, экскурсии в музей, мероприятия по профилактике правонарушений,  участие в школьных спортивных  соревнованиях, интеллектуальных мероприятиях,  работа с родителями.

    При  планировании  мероприятий на новый учебный год учитывались основные направления общешкольного плана воспитательной работы.

    Мероприятия плана воспитательной работы с учащимися 8А класса  распределены по этим направлениям на каждый месяц  2021 – 2022 учебного года.

Темы родительских собраний:

  1. Безопасный интернет.
  2. Поведение ребенка младшего школьного возраста и его воспитание.
  3. Тренинг для родителей «Воспитание умения управлять желаниями» .
  4.  «Итоговое собрание»  


Направления

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Гражданско-патриотическое

Кл. час «Год науки в России»

Классный час

 «День народного единства»

Кл. час «День неизвестно-го солдата».

15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами

Отечества. Уроки мужества

Всероссийский урок, посвящённый Дню

пожарной охраны.

Урок мужества

Нравственное и духовное воспитание

Акция милосердия «Протяни руку помощи»

Интерактивная игра «Иметь свое мнение - это важно?»

Новогоднее представление у ёлки

Классный час «Культура речи»

«Посылка солдату»

Конкурс сочинений «Самый дорогой человек»

Вахта памяти

Праздник Последнего звонка

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Регистрация на сайте РДШ

Акция РДШ - Сделать мир чище (сбор макулатуры)

Классный час «Что такое РДШ»

Практикум «Мои обязанности в класса»

Весенняя неделя добрых дел

Операция  «Школьный двор»

Направления

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Интеллектуальное воспитание

Виртуальная экскурсия «Мир профессий»

Урок в библиотеке Международный день школьных библиотек

Интеллектуальная игра «Занимательный русский язык»

Экскурсия 4 классы  

«Неизвест-ный солдат»

Исторический урок

«Блокада Ленинграда».

Неделя олимпиады по математике

Брейн-ринг «Нижневартовск выше ожиданий »

Посещение библиотеки № 2

Квиз  «О той весне»

Здоровьесберегающее воспитание

«Я познаю себя»

Как защититься от простуды и гриппа.

Спортивный праздник клуба «Зеленая лампа» «Мама, папа , я –спортивная семья»

Спортивный праздник «Пятерочка».

«На зарядку становись!».

Рейд «Чистота –залог здоровья»

Спортивно-игровая программа: «Здоровье! Спорт! Успех!».

Спартакиада

Брейн-ринг «Страна моя!», посвящен-ная Дню Конститу-ции

Патриотическое мероприятие

«Живая память!»

Смотр инсценированной  военно-патриотической песни

«Песни в военной шинели»

Волонтер-ская деятель-ность

«Спасибо, Вам ветераны»

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Ярмарка «Дары осени»

Конкурс «Звезда 14 школы»

Всероссийская акция, «Крылья ангела» (многодетные семьи)

Музыкальная завалинка«Делу-время, потехе-час»

Посещение кинотеатра Мир

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Классный час «Школьная форма»

Школьный конкурс на лучшую новогод-нюю игрушку, открытку.

Конкурс рисунков, плакатов ко Дню

защитника Отечества «Сыны Отечества!»

Фотовыставка «Мой город»

Творческая выставка «День космонавтики»:

Правовое воспитание и культура безопасности

Тематические классные часы:

« Моя безопасность» (ПДД, ЛБ,ПБ, преступные посягательства)

Встречи с инспектором ГИБДД.

Месячник по пожарной безопасности

Конкурс рисунков по ПБ

Классный час

 Безопасный маршрут»

Смотр классных уголков по ПДД

Практическая работа

«Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным»

Лекция соц. педагога «Правила поведения в период зимних каникул»

Игра «Дорожные законы»

Классный час «Вежливый пешеход» 

«Знай правила движения как таблицу умножения»

Всемирный день гражданской обороны

Классный час «Терроризму нет»

Профилактическая беседа с инспектором «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»

Месячник по профилактике нарушенийПДД.

Литературная композиция «Прогулки по городу Огня»

Воспитание семейных ценностей

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Классный час «Моя семья . настоящее»

Классный час «Радость в мире и во мне»

Формирование коммуникативной культуры

Слёт детского самоуправления

Фестиваль «Когда мы едины, мы не победимы»

Акция «Слушай, страна, говорит

Ленинград».

Экологическое воспитание

Всероссийский урок "Экология и энергосбережение"

Симпозиум «Земля наш общий дом»

Экскурсия «Март – протальник»

Игра – турнир по экологии «Что? Где? Когда?»



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

(МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»)

ул. Мира, 56 «б», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,  628611

тел./факс:  (3466)45-81-60, 43-34-08, электронная почта: сro-nv@mail.ru

от 23.03.2018  №315

на № _______ от ____________

Руководителю

общеобразовательной организации

Уважаемый руководитель!

С целью организации участия обучающихся общеобразовательных организаций города в окружном этапе соревнований среди отрядов юных инспекторов движения «Безопасное колесо - 2018» (далее - соревнования)
28 марта 2018 года в 17:00 в МАУ города Нижневартовска «Центр развития образования» (ул. Мира, 56 «б», каб.204) состоится организационное собрание.

Просим довести данную информацию до обучающихся и их родителей, сопровождающего педагога (приложение №1) и обеспечить их явку.

Обращаем внимание, что обучающимся, участникам соревнований, на собрание необходимо принести следующие документы:

  1. Копию свидетельства о рождении.
  2. Согласие родителей на участие ребенка в соревнованиях (приложение №2).
  3. Согласие родителей на обработку персональных данных и сопровождение ребенка (приложение №3).
  4. Справка с места учебы.

Директор                        подписано                         Е.В. Чаусова

Исполнитель:

методист отдела методического

сопровождения общего образования

        п/п                Радцева Ярослава Юрьевна

        (подпись)        (расшифровка подписи)

тел. 8 (3466) 45-53-77

Приложение №1

к письму МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»

от « 23 » марта 2018 №315

Список обучающихся, участников окружного этапа соревнований среди отрядов юных инспекторов движения «Безопасное колесо - 2018»

(г. Ханты-Мансийск, 11 - 13 апреля 2018 года)

Сопровождающий педагог: Ченушкина Ирина Васильевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №14»

№ п/п

Образовательная организация

Ф.И.О.

1.

МБОУ «СШ №12»

Кравченко Софья Викторовна

МБОУ «СШ №14»

Аймурзина Юлия Владимировна

МБОУ «СШ №15»

Мугутдинов Исламали Могомедсаидович

2.

МБОУ «Лицей»

Рахманов Александр Алишерович



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей.  

           Подготовка к новому учебному году.

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи: 

Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.

Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание и образование детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.

Форма проведения: родительский лекторий.

Ход родительского собрания:

  1. Вступительное слово.

- Добрый вечер, дорогие родители! Я рада тому, что, Вы, не смотря на свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда. Прежде всего, выражаю свою признательность и говорю огромное человеческое «СПАСИБО» за Ваше участие в подготовке класса к новому учебному году. Это Ваш успех, безусловно, Ваша заслуга. Заслуга людей с незаметными, на первый взгляд, ежедневными усилиями, трудом, терпением и ответственностью. Я благодарю Вас за творческий подход и активную жизненную позицию.
От всей души желаю всем родителям крепкого здоровья, счастья и благополучия! Выражаю надежду на то, что Ваша созидательная деятельность на благо наших детей будет продолжаться и в дальнейшем!!!

  1.  Ответственность родителей за воспитание и образование детей.

Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь.

К.Д. Ушинский

-         В любой школе: маленькой или большой; в любом классе: простом или экспериментальном есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании и обучении самого дорогого и всем сердцем любимого — своего ребёнка.

Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, к другим людям, то насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность. Она влечет за собой нежелание некоторой части людей честно выполнять свою работу, свои обязанности и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.

К сожалению, есть немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей в воспитании и образовании детей, переложив на бабушкины плечи или на плечи одного из родителей, продолжают жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Ребенок не может быть дополнением к жизни.

Странно слышать, когда жалуются: « Ах, мой сын так плохо рассказывает. Читает мало, плохо учится». Какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пустом, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Есть такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор, поиграет в компьютерные игры и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется, это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста, и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал и делал.

К сожалению, некоторые взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их, зачастую обвиняя других.

Иногда налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

«Доверяй, но проверяй» – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему.

Образовательная правосубъектность ребенка

Образовательная правосубъектность ребенка возникает с момента его поступления в образовательное учреждение. Изменение правового статуса влечет не только возникновение новых прав ребенка, но и расширение объема его юридической ответственности.

Родители учащихся являются участниками образовательных правоотношений. Их правосубъектность в сфере образования определяется ст. 38, 42 Конституции РФ;

ст. 14-18, ст. 52 Закона РФ «Об образовании»;

ст. 63 Семейного кодекса РФ;

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом образовательного учреждения.

К основным правам родителей обучающихся относят:

• защиту законных прав и интересов ребенка;

• участие в управлении образовательным учреждением;

• ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса;

• ознакомление с Уставом образовательного учреждения;

• согласие на оставление ребенком до получения им основного общего образования образовательного учреждения по достижении 15 лет;

Родители обучающегося, воспитанника обязаны:

• заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте;

• обеспечить получение детьми основного общего образования;

• отвечать за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;

• выполнять Устав образовательного учреждения;

• отвечать за ликвидацию задолженности обучающегося.

В протокол родительского собрания

1.Родители (законные представители) несовершеннолетних при получении основного общего образования несут юридические обязанности за их воспитание, образование и содержание.

         2.В случае возникновения проблемной ситуации родители (законные представители) имеют право обратиться за помощью к классному руководителю, педагогам и администрации школы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт.

          Продолжением нашего разговора в рамках родительского собрания будет разговор о введении государственного образовательного стандарта в начальной школе. В чем же проблема? Почему этот вопрос так актуален сегодня?

          Предлагаю каждому из Вас подумать, как выглядит современный ученик, нарисовать его портрет.

У каждого родителя получился свой портрет ученика. Когда ребенок отстает, это тяжело, мучительно и для него и для родителей, но если он опережает остальных детей, тоже забот хватает. Одаренный ребенок (а родителям свойственно и преувеличивать меру одаренности) пробуждает весьма опасного зверя – родительское честолюбие.

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: “Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества”.

В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: “Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования”.

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Введение государственного образовательного стандарта соответствует Конституции Российской Федерации, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно – правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации “Об образовании”.

В стандартах второго поколения говорится: “Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны”.

Таким образом, стандарт ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника начальной школы”):

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Франческо Петрарка сказал: “Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам”.

Как часто взрослые задаются вопросом: что знает и умеет мой ребенок? Как он проявляет себя как ученик? Каких результатов он достигнет?

Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет ответить на все вопросы.

Стандарт – это совокупность трех систем требований:

  1. требований к результату образования;
  2. требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
  3. требований к условиям реализации стандарта: кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и т.д.

Успешен ученик тогда, когда владеет универсальными учебными действиями (знаниями, умениями, навыками).

Формирование универсальных учебных действий происходит постоянно: на уроках, когда ученик и учитель формулируют цель задания, на уроке, кода подводит его итог, в библиотеке, когда самостоятельно подбирает книгу, чтобы расширить свои знания или готовит доклад. При выполнении рисунков, поделок, докладов, презентаций, выступлений и т. д. ребёнок учится работать самостоятельно. Программа формирования универсальных учебных действий является основой для образовательной программы и реализуется, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

  1. Контрольно- измерительные материалы (КИМ)

Одним из важных условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.

В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический и итоговый учёт знаний в традиционной форме и в форме ЕГЭ.

Целью работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам.

Основными видами проверочных работ по русскому языку являются диктанты, изложения, сочинения, списывание, а также грамматические, словообразовательные, лексические, орфографические задания.

Основными видами проверочных работ математические диктанты, задания на проверку умения решать примеры, уравнения и задачи, самостоятельные и контрольные работы.

Основными видами проверочных работ по литературному чтению являются тексты для диагностики скорости чтения и усвоения прочитанного, тексты для проверки навыков чтения, тематические, проверочные и контрольные работы.

Основными видами проверочных работ по окружающему миру являются тематические, проверочные и контрольные работы.

Основой компетентностного подхода является новое понятие «компетенция». Под этим понятием подразумевается готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, способность действовать в ситуации неопределённости.

Оценка данных умений будет проведена в марте - апреле в 4 классе в ходе выполнения контрольных и тестовых работ по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру.

Полнота проверки обеспечивается за счёт включения заданий, составленных на материале основных разделов курса по каждому перечисленному выше предмету начальной школы.

Тетради на печатной основе, которые Вы приобретёте, помогут ученикам подготовиться к итоговым переводным контрольным и тестовым работам.

  1. Основные направления внеурочной деятельности.

Можно определить основные направления внеурочной деятельности: 

спортивно-оздоровительная деятельность (спортивные секции, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия),

 художественно-эстетическая деятельность (кружки, творческие конкурсы),

научно-познавательная  деятельность (КВН, конкурсы, викторины, олимпиады),

военно-патриотическая деятельность (кружки, секции, конкурсы),

общественно-полезная деятельность (трудовая),

 проектная деятельность (подготовка и выступление на научно-практической конференции).

Расширяя поле деятельности ребенка, мы даем ему возможность приобрести социальные знания о нормах в обществе, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых нормах поведения в обществе и т.д., учим взаимодействовать ученика с учителями и сверстниками. Формируется позитивное отношение к родителям, людям, обществу, семье, труду, учёбе.

В протокол родительского собрания

3. Родителям представить свои формы и пожелания по организации урочной и внеурочной деятельности.
4. Рекомендовать классному руководителю включить предложенные родителями формы урочной и внеурочной деятельности в программу деятельности классного коллектива.

  1. Заключительное слово.

 

Правила жизни таковы: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы всё было хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически, и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите —  ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет греть вас своими лучами, излучать добро, ласку и заботу.

Счастливы там, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе — ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

  1. Рефлексия.

     Воспитание ребенка с четким представлением

Мы. Это целенаправленный и

Ежедневный процесс, в котором происходит его

Самосовершенствование и саморазвитие. Данная работа ведет к

Триумфy личности ребенка. Это путь к

Единению ученика, его родителей и школы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление

Слайд 2

Организация мозговой деятельности (А.Р. Лурия) Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации. Включает основные анализаторы: слух, зрение, осязание) Отвечает за быстроту, качество восприятия и запоминания информации, а значит за процесс формирования навыков. Поддается нейропсихологической и логопедической коррекции

Слайд 3

Функциональный состав письма (2 блок) Переработка слухо-речевой информации - фонемное распознавание, опознание лексем, слухо-речевая память Переработка кинестетической информации - дифференциация артикулем; кинестетический анализ графических движений

Слайд 4

Функциональный состав письма (2 блок) Переработка зрительной информации - актуализация зрительных образов букв и слов Переработка полимодальной информации - ориентация элементов буквы, буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов

Слайд 5

Причины трудностей при письме 2. Дети с трудностями в психомоторной сфере несформированность зрительно-двигательных координации недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки недостатки в развитии микромоторики

Слайд 6

Виды ошибок при письме у детей с трудностями в психомоторной сфере нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр): высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже строки; отсутствие связных движений при письме, "печатание" букв: затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр; сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;

Слайд 7

Виды ошибок при письме у детей с трудностями в психомоторной сфере слишком большое напряжение руки при письме (сильный нажим) или наоборот слабость мышечного напряжения руки (слабый нажим): неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно "надавливать" на ручку или карандаш; плохой, небрежный почерк; очень медленный темп письма.

Слайд 8

Примеры

Слайд 9

Что может делать педагог? Направление к психологу на диагностику Рекомендации родителям о посещении нейропсихолога и дефектолога (создание индивидуальной коррекционной работы) Помощь ученику в индивидуальном или групповом порядке: предлагать выполнять задание на развитие моторики

Слайд 10

Возможные задания 1 . Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности. 2. Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки. 3. Рисование кругов, овала и других фигур. 4. Выполнение гимнастических упражнений. 6. Выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии. 7. Выполнение гимнастики пальцев рук. 8. Нанизывание бусинок на длинную нитку. 9. Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.

Слайд 11

Возможные задания Графический диктант (умение выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм). На листе бумаги в клетку ученик рисует под диктовку учителя узор, проводя линии требуемой длины и заданного направления (направо, налево, вверх, вниз). Затем ученик продолжает узор самостоятельно. Пример: "Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше до конца строки продолжай самостоятельно"

Слайд 12

Возможные задания 11. Змейка На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их. Качество выполненной работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.

Слайд 13

Список литературы Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). М. 2006; Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М. 2011; Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Питер 2009; Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М. 2006; Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников// под ред. Ахутиной Т.В., Иншаковой О.Б.М. 2008.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины              

Психодиагностические методики

1. В письменных работах

пропускает буквы (19,9%)

1. Низкий уровень развития фонематического слуха

2. Слабая концентрация внимания

3. Несформированность приемов самоконтроля

4. Индивидуально-типологические особенности личности

5. Другие психологические причины

1. Тест различения

и выбора фонем

2. Методика изучения

концентрации

и устойчивости внимания

3. Методика "Узор"

4. Методика Рене Жиля

2. Неразвитость

орфографической

зоркости (19,0%)

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Несформированность приемов учебной деятельности

(самоконтроля, умения действовать по правилу)

3. Низкий уровень объема и распределения внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Слабое развитие фонематического слуха

6. Другие психологи¬ческие причины

1. Методика

"Графический диктант"

2. Методика "Узор"

3. Методика изучения объема

и распределения внимания

4. Методика "Оперативная память"

5. Тест различения

и выбора фонем

3. Невнимателен и рассеян

(17,0%)

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Низкий уровень объема внимания

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

4. Преобладающая мотивация учения

— игровая

5. Другие психологические причины

1. Методика

"Графический диктант"

2. Методика изучения

объема внимания

3. Методика изучения

концентрации

и устойчивости внимания

4. Методика изучения мотивации

(по Белопольской)

4. Испытывает трудности 

при решении математических задач (14,8%)

1. Низкий уровень развития общего интеллекта

2. Слабое понимание грамматических конструкций

3. Несформированность умения

ориентироваться на систему признаков

4. Низкий уровень развития образного

мышления

5. Другие психологические причины

1. Методика Векслера

(для соответствующего возраста)

2. Методика изучения осмысления

на основе слухового восприятия

3. Методика "Рисование по точкам" 4. Методика "Лабиринт"

Продолжение

Феноменология трудностей                     

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

5. Испытывает затруднения при

пересказывании текста (13,5%)

1. Несформированность умения планировать свои действия

2. Слабое развитие логического запоминания

3. Низкий уровень речевого развития

4. Низкий уровень развития образного мышления

5. Низкий уровень развития логических операций

(анализа, обобщения, систематизации)

6. Заниженная самооценка

7. Другие психологические причины

1. Методика "Узор"

2. Методика "Запомни пару"

3. Методика Эббингауза

4. Методика "Лабиринт"

5. Методика "Сапожки", методика "Заполни пустую клетку"

6. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина)

6. Неусидчив (13,1%)

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Индивидуально-типологические особенности личности

3. Низкий уровень развития волевой сферы

4. Другие психологические причины

1. Методика "Графический диктант"

2. Методика изучения темперамента

3. Методика "Графический диктант", "Домик"

7. Трудно понимает

объяснение с первого раза (12,7%)

1. Несформированность приемов учебной деятельности

2. Слабая концентрация внимания

3. Низкий уровень развития восприятия

4. Низкий уровень развития произвольности

5. Низкий уровень развития общего интеллекта

6. Другие психологические причины

1. Методика "Узор"

2. Модификация метода Пьерона-Рузера

3. Методика изучения восприятия

4. Методика "Домик", "Графический диктант"

5. Методика Векслера (для соответствующего возраста)

8. Постоянная грязь в тетради (11,5%)

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук

2. Несформированность приемов учебной деятельности

3. Недостаточный объем внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Другие психологические причины

1. Методика "Змейка"

2. Методика "Узор"

3. Методика определения объема внимания

4. Методика "Оперативная память"

Продолжение

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики                  

 9. Плохое знание таблицы сложения (умножения)

(10,2%)

 1. Низкий уровень развития

механической памяти

2. Низкий уровень развития долговременной памяти

3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы

4. Низкий уровень развития произвольности

5. Слабая концентрация внимания

6. Несформированность

приемов учебной деятельности

7. Другие психоло¬гические причины

 1. Методика изучения логического и механического запоминания

2. Методика изучения

долговременной памяти

3. Методика Векслера (для соответствующего возраста)

4. Методика "Графический диктант"

5. Методика изучения

концентрации внимания

6. Методика "Узор"

 10. Не справляется

с заданиями для

самостоятельной работы (9,6%)

 1. Несформированность

приемов учебной деятельности

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Другие психоло¬гические причины

 1. Методика "Узор"

2. Методика "Графический диктант"

 11. Постоянно забывает

дома учебные предметы (9,5%)

 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

4. Другие психологические причины

 1. Детский вариант характерологическог о опросника Г.Айзенка

2. Методика " Графический диктант"

3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

 12. Плохо списывает с доски (8,7%)

 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Низкий уровень переключения

внимания

4. Недостаточный объем внимания

5. Низкий уровень развития кратковременной памяти

б. Другие психологические причины

 1. Методика "Узор"

2. Методика " Графический диктант"

3. Методика изучения переключения внимания

4. Методика изучения объема и распределения внимания

5. Методика "Оперативная память"

Продолжение

Феноменология трудностей       

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

13. Домашнюю работу

выполняет отменно,

а в классе

справляется плохо (8,5%)

1. Низкая скорость протекания психических процессов

2. Несформированность приемов учебной деятельности

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Другие психологичес¬кие причины

1. Детский вариант характерологическог о опросника Г.Айзенка

2. Методика "Узор"

3. Методика "Графический диктант"

14. Любое задание

необходимо повторить несколько раз,

прежде чем ученик начнет

его выполнять (6,9%)

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

2. Низкий уровень развития

произвольности

3. Несформированность умения

выполнять задания по устной инструкции взрослого

4. Несформированность предпосылок

учебной деятельности

5. Другие психологичес¬кие причины

1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

2. Методика "Графический диктант"

3. Методика "Узор"

4. Методика "Узор"

15. Постоянно переспрашивает учителя (6,4%)

1. Низкий уровень объема внимания

2. Слабая концентрация и устойчивость внимания

3. Низкий уровень развития переключения внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Низкий уровень развития произвольности

6. Несформированность умения принять учебную задачу

7. Другие психологические причины

1. Методика изучения объема и распределения внимания

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

3. Методика изучения переключения внимания

4. Методика "Оперативная память"

5. Методика "Графический диктант"

6. Методика "Узор"

16. Плохо

ориентируется в тетради (5,5%)

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук

4. Другие психологические причины

1. Тест Керна — Йерасека (субтесты 2, 3)

2. Методика "Графический диктант"

3. Методика "Змейка"

Продолжение

Феноменология трудностей                                 

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

17. Поднимает руку, а при

ответе молчит (4,9%)           

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Заниженная самооценка

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Другие психологические причины

1. Анкета для определения

школьной мотивации

2. Методика изучения самооценки

3. Методика "Графический диктант"

18. Опаздывает на уроки 

(4,8%)

1. Несформированность приемов самоконтроля

2. Низкий уровень развития концентра¬ции и устойчивости внимания

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Возможные трудности в семье

5. Причины вторичной выгоды

6. Другие психологические причины

1. Методика "Узор"

2. Методика изучения

концентрации и устойчивости внимания

4. Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС)

5. Методика "Незаконченные предложения "

19. Постоянно отвлекается 

на уроках, залезает под парту, 

играет, ест (4,7%)

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Преобладающая мотивация учения — игровая

3. Индивидуально-типологические особенности личности

4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

5. Низкий уровень развития произвольности

6. Несформированность приемов учебной деятельности

7. Другие психологичес¬кие причины

1. Анкета для определения

школьной мотивации

2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)

3. Методика Рене Жиля

4. Методика изучения

концентрации внимания

(модификация метода Пьерона — Рузера)

5. Методика "Домик",

"Графический диктант"

6. Методика "Узор"

20. Испытывает страх перед опросом учителя

(4,67%)

1. Заниженная самооценка

2. Возможные трудности в семье

3. Внутреннее стрессо¬вое состояние

4. Индивидуально-типологические особенности личности

5. Другие психологичес¬кие причины

L. Методика изучения

самооценки

2. Методика "Кинетический

рисунок семьи" (КРС)

3. Методика Люшера

4. Методика Рене Жиля,

детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка

 Продолжение

Феноменология трудностей                           

Возможные психологические причины                              

Психодиагностические методики          

21. При проверке

тетради после 

проведенного

урока оказывается,

что письменная работа

полностью отсутствует

(2,6%)

1. Несформированность отношения к себе как

к школьнику

2. Преобладающая мотивация учения — игровая

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Несформированность приемов учебной деятельности

5. Другие психологические причины

1. Анкета для определения школьной мотивации

2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)

3. Методика "Графический диктант"

4. Методика "Узор"

22. Во время урока

выходит

и отсутствует

продолжительное

время (1,0%)

1. Отсутствует учебная мотивация

2. Несформированность отношения к себе как к школьнику

3. Заниженная самооценка

4. Внутреннее стрессовое состояние

5. Трудности в усвоении материала,

связанные с ЗПР

6. Другие психологи¬ческие причины

1. Методика изучения мотивации (по Белопольской)

2. Анкета для определения школьной мотивации

3. Методика изучения

самооценки (Спилбергера)

4. Методика Люшера

5. Методика Векслера (для соответствующего возраста)

23. Комментирует

оценки

и поведение учителя

своими замечаниями

(0,97%)

1. Возможные трудности в семье

2. Перенесение функции матери на учителя

3. Особенности развития "Я-концепции"

4. Другие психологические причины

1. Методика "Кинетический рисунок

семьи" (КРС)

3. Методика "Несуществующее животное"

24. Долгое время не может

найти свою парту (0,7%)

1. Слабое развитие ориентировки

в пространстве

2. Низкий уровень развития образного

мышления

3. Низкий уровень развития восприятия

4. Низкий уровень сформированности произвольности

5. Низкий уровень развития самоконтроля

6. Низкий уровень развития долговременной памяти

7. Адаптационный стресс

(связанный с большим количеством ярких событий)

8. Другие психологические причины

1. Таблицы Шульте

2. Методика "Лабиринт"

3. Методика изучения восприятия

4. Методика "Домик", "Графический диктант"

5. Методика "Узор"

6. Методика изучения долговременной памяти