На заметку

Волкова Любовь Сергеевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:
«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

 

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В.А. Сухомлинский.)

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.

Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

Знакомство с рукотворным миром: знакомство с разнообразием материалов: металл, пластмасс, ткань и др., сравнение их свойств. 

Советы хорошим родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей

Что нельзя делать

Что нужно делать

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

 



Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры для использования в экологическом воспитании детей

 

В педагогическом процессе экологического воспитания и образования можно активно использовать подвижные народные игры. Они отражают опыт отношения к природе, бытующий у разных народов; в старину человек отличался поклонением силам природы, уважительным отношением к животным и растениям. Народные игры с природоведческим содержанием можно включать в непосредственно-образовательную деятельность и другие формы экологического обучения и воспитания (например, использовать в процессе работы на экологической тропе, во время проведения экологических праздников, досугов, викторин, конкурсов и т. д.). Подвижные игры природоведческого характера часто связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе; испытывают эмоциональный подъем, что способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к природе и развитию интереса к ней.

Лягушка

Один ребенок, выбранный считалкой, изображает лягушку. Остальные дети подходят к нему со словами: «Я в лягушечьем доме, что хочу, то и делаю». «Лягушка» встает и догоняет играющих, которые стараются добраться до своего домика. Добежавший игрок говорит: «Я - дома». Пойманный становится лягушкой.  

Ястреб и птицы

«Ястреб» прячется от «птиц». Когда они приближаются к нему, выскакивает из засады и ловит их. Пойманный играющий становится «ястребом».  Игра повторяется.

Хромая ворона

Считалкой дети выбирают «хромую ворону», остальные играющие – «воробышки». Шнуром обозначается «гнездо», где находится «ворона». «Воробышки» летают вокруг гнезда, имитируя звуки, которые издают птицы. Ворона вылетает из гнезда и на одной ноге старается догнать воробья. Когда это удается, она встает на обе ноги, а новый водящий спешит в гнездо. Ворона может «осалить» свою жертву и на обеих ногах, но при этом она не должна выходить из гнезда.

Пчелки и ласточки

Играющие – пчелы – «летают» на поляне и поют, приговаривают:

Пчелки летают,

Медок собирают.

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

«Ласточка сидит в своем «гнезде» и слушает их пение. По окончании песни «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из «гнезда» и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой», игра повторяется.

Лиса

Дети считают до тех пор, пока не останется один ребенок. Ему кричат: «Лиса, лиса, долгий хвост!» «Лиса», ловит детей и тот, кого она поймает, помогает ей ловить остальных.

Жабка

Шнуром обозначается круг, выбирается «жабка» считалкой. Дети становятся за шнур. Жабка выходит на середину круга, играющие спрашивают

- Зачем тебе, жабка, четыре лапки?

- Чтобы скакать по траве, вытянув лапки!

- Покажи, жабка, как ты прыгаешь, скачешь!

- А я этак и вот так!

«Жабка» показывает, как она прыгает, а дети приговаривают:

- Бода, бода, бала бода.

Живет жабка у болота,

Выпучив глаза сидит,

Громко-громко говорит:

- Ква-ква-ква-квак,

А я прыгаю вот так!

Жабка прыгает, пытаясь догнать кого-нибудь из играющих. Дети бегают по линии круга, уворачиваясь от водящего. Кого «жабка» коснется, тот берет на себя ее роль.

Заря-заряница

Дети сидят в кругу на корточках. «Заря-заряница» ходит за ними, пряча за спиной «ключи» - платочек с завязанным узелком. Все вместе приговаривают:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

месяц видел,

Солнце скрало!

Водящий незаметно кладет кому-нибудь платочек сзади. (Детям нельзя оглядываться.) Тот, кому положили ключи, бежит за водящим. Пойманный водящий садится на его место, а ребенок, которого платочек, становится «зарею».

Волк и дети

Играющий, выбранный считалкой, - «волк», остальные – дети. Волк сидит в логове. Дети изображают сбор ягод. Дразня волка, подходят к нему.

Щипаю, щипаю по ягодку,

По черную смородинку,

Батюшке на вставчик,

Матушке на рукавчик,

Серому волку

Травки на лопату.

После последних слов дети убегают от волка, который их ловит.

У медведя во бору.

«Медведь» спит в берлоге. Дети идут к медведю, изображая сбор ягод и грибов. Они приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь простыл,

На печи застыл!

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит

И на нас рычит!

Медведь выходит из берлоги и ловит детей.

В другом варианте дети могут напевать песенку:

У медведя во бору

Грузди, рыжики беру.

А медведь молчит,

Не рычит и не урчит!

У медведя во бору

Я и меду наберу…

- Ррру!..

А я удеру!

Филин и пташки

С помощью считалки выбирается «филин», который уходит в свое «гнездо». Остальные дети выбирают для себя названия птиц, голосу которых будут подражать и «летают» по площадке. По сигналу «филин!» птицы улетают в свои гнезда. Когда филин кого-либо поймает, то должен угадать, какая это птица (ребенок имитирует голос выбранной птицы), и только в этом случае пойманный становится филином.

Якутская игра «Ястреб и утки»

Шнурами выкладываются два круга – два «озера». По считалке выбирают «ястреба», остальные – «дикие утки» - чирки, нырки и шилохвостики. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостики в другом. Затем утки меняются местами, перелетая из одного озера в другое. В это время ястреб, который находится на «суше» (между двумя «озерами»), ловит уток. Пойманные выбывают из игры. В «озере» ловить нельзя.

Бурятская игра «верблюд и верблюжонок»

Выбираются «верблюд» и «верблюжонок». Дети становятся в круг и берутся за руки. «Верблюд» ловит верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Дети помогают верблюжонку. Если он в кругу, они не пускают туда «верблюда», если «верблюду» удается попасть в круг, «верблюжонка» оттуда срочно выпускают.

Чувашская игра «солнце» или «месяц»

Проводится черта. Дети выбирают двух водящих, которые втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем. «Ты чей?» - спрашивают ведущие у играющих, дети отвечают тихо, чтобы не услышали остальные. Водящие становятся друг перед другом по обе стороны черты и берутся за руки. За ними, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются дети из их команды. Они помогают «солнцу» и «месяцу», которые стараются перетянуть друг друга через черту.

 

Литература:

  1. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Летние праздники и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  2. Кондратьева Н. Н. и др. «МЫ». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-пресс», 2002.



Предварительный просмотр:

Сказкотерапия для детей

Возраст: 5-6 лет

Сигналы в нервной системе человека достигают скорости 288 км/ч. И хорошо, если ребенок уравновешенный, однако далеко не все дети могут справиться с такой скоростью. И тогда моторным, подвижным детям, которые не всегда могут себя сдержать, помогут разные виды арт-терапии.

Термин «Арт-терапия» предложил в начале XX века врач и художник Адриан Хилл. Его заинтересовал тот факт, что больные туберкулезом выздоравливали гораздо быстрее, если регулярно лепили из глины фигурки и рисовали. Позднее психологи распространили методику на детей и получили хорошие результаты, потому что у детей сильная связь между сознательным и бессознательным. 

Сейчас практикуется несколько направлений арт-терапии: изотерапия (рисование), сказкотерапия, игровая терапия, музыкальная терапия.  

Тяга к рисованию особенно заметна у детей в возрасте до 5 лет – и это самый благодарный возраст для «вырисовывания» страхов. Каждый рисунок – это своего рода зеркало, в котором отражается детский внутренний мир, и если ребенок чего-то боится, то можно предложить ему нарисовать или вылепить это страшное.

http://schoolofcare.ru/u/shutterstock_84129253.jpg

Польза сказкотерапии в том, что сказка воспринимается сразу на двух уровнях – бессознательном и сознательном

Звукотерапия поможет успокоить расшалившегося малыша – если после бурной игры вы предложите ребенку сыграть на дудочке или колокольчиках. А бубен и барабан, наоборот, помогут выплеснуть агрессию.

Сказкотерапия в работе с детьми позволит обсудить самые важные этические проблемы, наладить общение. Это самое верное решение при борьбе с капризами!

Для того, чтобы хоть как-то успокоить своего капризульку, можно использовать выдуманную историю, где ситуация центрального персонажа очень похожа на ситуацию ребенка. Вымышленные вами сказки - это очень щадящее влияние на внутренний мир любимого чада. В них нет нравоучений, нет прямых установок и указаний, но все же малыш приобретает жизненный опыт, личные переживания, полезный багаж знаний.

Родитель может миллион раз повторить, что капризничать — это скверно, и не увидеть результат. Намного лучше рассказать сказку о малыше, который всегда все делал по-своему, из-за чего влипал в разные смешные неприятности. И скорее всего, ваш малыш начнет себя вести намного лучше. Отчего? Оттого что ребенок просто выслушивает историю! Ему не дают установки, его не упрекают и не вынуждают совершать что-то вопреки его желаниям. Ему никто не помешает проанализировать выдуманную историю, узнать что-то новое, что-то соотнести с уже известным.

Слушая сказку, ребенок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой, он помнит, что это вымышленный персонаж. Так ему намного легче принять изменения, которых требует от него мама. Вымышленные истории помогают малышу ощутить, что не только он испытывает подобные переживания и неудачи, что другие ребята ощущают те же эмоции, попадая в аналогичные обстоятельства. Это оказывает успокаивающее влияние.

Ребенок освобождается от ощущения, что он единственный, кто не в ладах с родителями. Это ощущение упрочивает в малыше уверенность в себе и помогает в выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми.

Не перегружайте ребенка терапевтическими сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность

Сказкотерапия для детей может применяться в самых разных ситуациях – не хочет есть, не хочет спать, не хочет в детский сад, боится темноты, стесняется знакомиться, дерется или кусается, не убирает игрушки, не любит умываться, не садится на горшок, не любит одеваться, не хочет отрываться от экрана телевизора.

Когда придумываете сказку, важно не делать их сложными. Говорите так, чтобы малышу было понятно каждое ваше слово. Используйте юмор во время повествования.

Чем больше будет забавных моментов, тем лучше. Юмор – это самое эффективное оружие в борьбе с напряжением. С помощью юмора часто можно снять назревающий конфликт!

Хорошо, если фоном для сказки станет успокаивающая музыка.

Как правило, сюжет сказки создается буквально на ходу. Героя можно описывать словами, можно лепить из пластилина или рисовать. Действие обычно разворачивается в двух местах – хорошем и страшном или темном. У героя всегда есть враг – или в виде какого-то персонажа или в виде ситуации, и конфликт с врагом, и всегда есть волшебный помощник или волшебный предмет, которые помогают ему победить и вернуться в хорошее место. Сказка не должна прямо повторять сюжет из жизни ребенка – она должна быть похожей. Зато она обязательно должна предлагать замещающий опыт – чтобы ребенок увидел, а как можно вести себя по-другому. Какправило, сказка всегда развивается по сюжету - «жили-были» - задаете рамки действия, «и вдруг однажды» - появление врага, «и тут появился» - появление героя, кульминационное сражение, победа героя и мораль. Помните, что мягкий выход очень важен для терапевтического эффекта, никогда не оставляйте героя сказки с недоделанными подвигами.

Не удивляйтесь, если ребенок потребует рассказывать одну и ту же сказку много раз – значит, этот сюжет для него особенно важен.

Как ни странно, иногда для родителей сказка важнее, чем для ребенка – придумывая сюжет, помещая в него ребенка, они сами иногда делают для себя огромное количество открытий – почему и отчего ребенок так себя ведет, проникаются эмпатией к нему, воспитывают не только свою фантазию, но и терпение.

Используя арт-терапию, вы можете решить многие проблемы, которые кажутся вам слишком сложными для самостоятельного разрешения.