Воспитательная и внеаудиторная работа

Королева Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеаудиторного занятия для выпускной группы

  1. Пояснительная записка

Куратор группы 2264 «Мастер слесарных работ», преподаватель высшей категории Королева Ольга Владимировна

Занятие № 1                                                                                    Дата 28.01.2025 

Форма занятия - кураторский час

Тема: «Колледж…что дальше?»

ЦЕЛЬ для педагога – подготовка обучающихся к важному этапу в жизни выходу на рынок труда и осознание своей ценности как специалиста.

ЦЕЛЬ для обучающихся - Узнать существующие возможности для карьерного роста. Выявлять свои конкурентные преимущества на рынке труда.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная

Гражданское направление воспитания:

-Помочь обучающимся определить свои сильные стороны, навыки и интересы, что поможет в построении карьеры. 

Развивающая

Ценность научного познания

- Предоставить студентам информацию о возможностях дальнейшего образования, трудоустройства и профессионального развития после колледжа.

Педагогические технологии:

 - Технология развития «критического мышления»

 - Информационно-коммуникационная технология

Форма организации – Деловая игра

Методы:

- убеждения

- создания воспитывающей ситуации

Прием:

 - групповая дискуссия

 - мозговой штурм

 - обсуждение

Время проведения занятия -35 – 40 минут

МТО – бумага формат А4, ручки маркеры


  1. Структура и сценарий внеаудиторного занятия
  1. Организационная часть (1-2мин)

Добрый день уважаемые студенты, уважаемые гости нашего кураторского часа. Я очень рада видеть вас сегодня здесь. Друзья, вы видите сколько у нас сегодня гостей, но я прошу вас абстрагироваться от их внимания и поработать со мной, т.к мне кажется, я пришла к вам с очень важной темой и информацией.

  1. Сообщение темы и цели занятия (2-мин)

Куратор: Тема сегодняшнего нашего занятия «Колледж… что дальше?»

Сегодня я для себя как для педагога поставила цель -  подготовка обучающихся к важному этапу в жизни, выходу на рынок труда и осознание своей ценности как специалиста.

А какую цель вы поставите для себя, исходя из темы нашего мероприятия? (Наводящие вопросы –Армия, семья, свой бизнес ???) Цель может быть: Узнать существующие возможности для карьерного роста. Выявить свои преимущества на рынке труда.

  1. Начальная мотивация деятельности (3мин)

Куратор: Подходит к завершению ваше обучение в колледже, осталось совсем немного до финишной прямой. В конце июня вы получите дипломы о среднем профессиональном образовании и тут возникает вопрос. Что же дальше? Сейчас многие из вас работают на ВБ, в сетевых магазинах или в кафе и предполагают, что только после окончания колледжа подумают о том, что делать дальше.  

Сейчас мы вместе с вами мы попытаемся разобраться в важном вопросе - что же делать после окончания колледжа и как. В этом нам поможет следующее упражнение.

  1.  Изучение нового материала (6 мин)

Для начала заполните схему с изображением колеса баланса. (Приложение А)   

           

     C:\Users\User\Downloads\ozXV38NZMoc.jpg


Куратор: Ваша задача: оценить на сколько вы удовлетворены своей жизнью в каждой сфере по шкале от 1до 10. Закрасьте подходящее количество делений в каждом секторе от центра колеса единицы, где все плохо - катастрофа, до обода колеса десятки где все хорошо так что менять вы этого точно никогда не захотите потому что все превосходно. Важно понимать, что в секторе работа — это работа по вашей профессии «Мастер слесарных работ», а не та где вы работаете сейчас.

  1. Обобщение и систематизация изученного материала (10-12 мин)

Куратор: Вы познакомились с колесом баланса.  Внимательно посмотрите на свои колеса вы как будущие рабочие довольны деталью, которая у вас получилась?

Где вы видите самые большие “пробелы”? 

Какие зоны выглядят менее заполненными?

Что это может означать в реальной жизни? 

Какие конкретные проблемы могут быть связаны с таким низким баллом?

(Студенты делятся своими наблюдениями, возможно, кто-то скажет о конкретной зоне, в которой есть проблемы. Важно подвести их к пониманию взаимосвязи между разными зонами колеса баланса).

Куратор: Мы с вами обсудили колесо баланса и поняли, что у каждого из нас оно свое, со своими взлетами и падениями. Мы даже наметили пути улучшения некоторых областей жизни. А теперь давайте посмотрим на ситуацию шире. Представьте, что ваше колесо – это не просто набор отдельных зон, а части единого целого. Как вы думаете, связаны ли они между собой?  Например, как ваши карьерные успехи могут влиять на ваше здоровье или отношения с близкими? (Студенты делятся своими мыслями. Подвести к выводу, что для того что бы улучшить все зоны важно состояться в жизни, а для того что бы состояться необходимо быть уверенным в завтрашнем дне, иметь работу, которая тебе нравится, быть занятым тем что приносит благополучие тебе, твоей семье).

  1.  Итоговая часть занятия (7 мин)

Для того что бы выровнять колесо баланса при помощи работы, карьеры, или бизнеса вам необходим дальнейший план. У вас на столах находится дидактический материал (Приложение Б;В) с подсказками, каким образом вы можете повысить уровень образования, с помощью этого материала я предлагаю вам заполнить таблицу (Приложение Г)  (Работа в группах)

Таблица 1 Кем я вижу себя через …

Через год

Через пять лет

Через десять лет

Кто я?

Мои действия

Кто я?

Мои действия

Кто я?

Мои действия

(Студенты заполняют таблицу. После заполнения делятся результатами)


Куратор: Давайте вспомним цель которую мы с вами вместе поставили на наше мероприятие. Как вы думаете мы достигли ее? В качестве подведения итога прошу вас закончить одно из предложений: Сегодня на мероприятии я понял, что…. И …. Сегодня на занятии я узнал….

Куратор: Благодаря полученным знаниям, выявлению своих сильных сторон вы смогли представить свое будущее и сейчас оно для вас не является абстрактной фигурой. Ваше будущее имеет четкую форму, с которой вы знаете как работать. Жизнь не стоит на месте.  Я всем вам желаю что бы ваше колесо жизни было ровным без изъянов что бы вы были счастливы и удовлетворены во всех сферах своей жизни чтобы ваши будущие и настоящие дети гордились вами, а вы состоялись как достойные граждане нашей любимой огромной страны России.


Приложение А

Дидактический материал «Колесо баланса»

C:\Users\ДОМ\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2025-01-27_23-10-52.png


Приложение Б

 Дидактический материал «Пути повышения уровня образования для выпускников по профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ»

  1. Профессиональные курсы и тренинги:
  • Курсы повышения квалификации: Регулярное прохождение курсов повышения квалификации для освоения новых технологий, материалов и инструментов.
  • Сертификационные курсы: Получение сертификатов, подтверждающих навыки и компетенции в определенных областях (например, работа с определенным оборудованием или программным обеспечением).
  • Тренинги по технике безопасности: Регулярное прохождение обучения по правилам техники безопасности на производстве.

  1. Среднее профессиональное образование (техникум, колледж):
  • Получение квалификации “техник” или “механик”: Позволит глубже понимать процессы, проводить диагностику и планировать работы.

  1. Высшее образование (бакалавриат, магистратура):
  • Инженерное образование (машиностроение, металлообработка и т.д.): Расширит теоретические знания, позволит занимать более высокие руководящие должности, заниматься проектированием, разработкой и внедрением новых технологий.
  • Менеджмент и управление: Позволит перейти на руководящие позиции, управлять производством и командой.

  1. Самообразование:
  • Изучение профессиональной литературы: Чтение книг, журналов и онлайн-ресурсов по слесарному делу и смежным областям.
  • Участие в вебинарах и онлайн-курсах: Освоение новых знаний и навыков в удобном формате.

Общение с коллегами: Обмен опытом и знаниями с другими специалистами.


Приложение В

Дидактический материал «Пути изменения профессии»

  1. Смена специализации внутри слесарного дела:
  • Переход в более узкую область: Мастер может специализироваться на конкретном типе слесарных работ, например, работа с высокоточным оборудованием, ремонт специализированной техники, работа с конкретным материалом (например, нержавеющая сталь) или на производстве определенных изделий (например, изготовление металлоконструкций).
  • Освоение новых технологий: Изучение новых методов обработки металла, применение цифровых инструментов (например, CAD/CAM), использование современного оборудования (например, лазерная резка, 3D-печать). Это позволит стать более востребованным специалистом.
  • Работа с новыми материалами: Освоение навыков работы с композитными материалами, полимерами и другими современными материалами.
  1. Переход в смежные области:
  • Техник-механик: Мастер может углубиться в изучение технических аспектов оборудования, научиться проводить диагностику и планировать ремонтные работы.
  • Наладчик оборудования: Переквалификация в специалиста по настройке и обслуживанию промышленного оборудования, станков с ЧПУ и другого высокотехнологичного оборудования.
  • Менеджер по производству: Переход на управленческую позицию, где можно использовать опыт работы и знание производственных процессов для управления командой слесарей.
  • Технический контролер: Стать специалистом по контролю качества выполненных работ, проверять соответствие деталей и конструкций стандартам.
  • Специалист по продажам оборудования: Переход в сферу продаж, где можно применять знание оборудования и процессов для консультации клиентов.
  1. Открытие собственного дела:
  • Мастерская по ремонту: Организация собственной мастерской по ремонту и обслуживанию техники или изготовлению металлоизделий.
  • Производство изделий на заказ: Изготовление уникальных изделий из металла, работа по индивидуальным заказам.
  • Бизнес по обслуживанию: Услуги по обслуживанию и ремонту оборудования на выезде.
  1. Переход в обучение:
  • Инструктор: Обучение начинающих слесарей в учебных центрах или на предприятиях.
  • Преподаватель: Преподавание в колледжах или профессиональных училищах.

Приложение Г

Дидактический материал таблица для заполнения в группах

 Кем я вижу себя через …

год

пять лет

десять лет

Кто я?

Мои действия

Кто я?

Мои действия

Кто я?

Мои действия


САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ

Куратор группы 2264 «Мастер слесарных работ», преподаватель высшей категории Королева Ольга Владимировна

Количество присутствующих _________      Количество обучающихся по списку__15___

Тема: «Колледж…что дальше?»

Тип занятия и его структура: кураторский час

Форма занятия - кураторский час в виде деловой игры, состоящий из организационной части, начальной мотивации деятельности, изучения нового вида деятельности, обобщения и систематизации изученного, рефлексии и итоговой части мероприятия.

Методы: убеждения, создания воспитывающей ситуации

Приемы: мозговой штурм, обсуждение, групповая дискуссия

ЦЕЛЬ для педагога – подготовка обучающихся к важному этапу в жизни выходу на рынок труда и осознание своей ценности как специалиста.

ЦЕЛЬ для обучающихся - узнать существующие возможности для карьерного роста. Выявить свои преимущества на рынке труда.

Занятие направлено на развитие таких направлений воспитания как гражданское, ценность научного познания.

Коллектив группы создан в 2022году. На занятии присутствовали ______ группа средняя, идущая на контакт, достаточно активная, слабо организованная.

Воспитательная цель мероприятия направлена на формирование активной гражданской позиции, уважительного отношения к труду, стремление к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

На мероприятии формировались следующие общие компетенции:

ОК 01 Выбор способа решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 03 планирование и реализация собственного профессионального и личностного развития предпринимательской деятельности в профессиональной сфере, использование знаний по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04 эффективное взаимодействие и работа в коллективе и команде

Цели, поставленные как для педагога, так и для обучающихся достигнута, обучающиеся группы формировали уверенность в своих силах через осмысленное заполнение колеса баланса, принятия проблемных зон колеса и способа решения этой проблемы. Считаю, что главным этапом мероприятия было формирование обучающимися своих целей на временные промежутки, так как именно этим они показали, что тема мероприятия выбрана правильно.

Психологическая атмосфера на мероприятии была благоприятной, способствующей принятию обучающимися материала.



Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Профессиональное воспитание»

Кейс. Использование нормативных документов в формировании профессионального воспитания в учреждениях СПО

Программа воспитания образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, разрабатывается на основе следующих нормативных правовых документов:

- Конституция Российской Федерации;

- Указ Президента Российской Федерации на период до 2023 года»;

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный Закон от 3.07.2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании  в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года;

- Письмо Минпросвещения России от 26.08.2021 № АБ-1361/06 «О примерном календарном плане воспитательной работы»

Письмо Министерства просвещения РФ от 27.07.2021г. № НН-62/06 «О направлении примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО»

Задание и вопросы:

  1. Дополните перечень нормативных правовых документов, принятых в 2023-24 году федеральными структурами для улучшения эффективности реализации Программы воспитания в образовательной организации, реализующих программы среднего профессионального образования.
  • ФЗ от 04.08.2023 №479-ФЗ ФЗ от 04.08.2023 №479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ», цель, задачи и методы трудового воспитания, воспитание как становление личности обучающего СПО.
  • Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2024 г. № 2223 «Стратегия реализации молодежной политики в РФ на период до 2030года»
  • Концепция развития наставничества в РФ(одобрена Решением президиума РАО от 29.06.2023 года);
  1. Укажите отраслевые нормативно-правовые акты, определяющие деловые качества выпускника вашей образовательной организации.
  • Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты1978 года ( с поправками);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.03.2023г. № 122н «Об утверждении профессионального стандарта «Матрос»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.06.2018г. № 392н «Об утверждении профессионального стандарта «Оператор системы управления движением судов»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.10.2017г. № 728н «Об утверждении профессионального стандарта «Лоцман»;
  1. Какие локальные нормативные документы вы чаще всего используете в вашей работе для реализации вариативных модулей.

Обоснуйте ваш ответ. Данные занесите в таблицу:

Наименование модуля

Локальный нормативный акт

1

Гражданско-патриотическое воспитание и правовая культура

Рабочая программа воспитания

2

Проект  по заданию индустриального партнера

-

3

От студенческого к производственному коллективу

Положение о  практической подготовке

4

Наставник в профессии

-

5

Профессия эстетика

Положение о студенческом совете

6

Профессиональное воспитание в семье

-

7

Студенческое самоуправление и профессиональный менеджмент

Положение о студенческом совете

8

Профессиональная мобильность в отраслевой среде

Рабочие программы по дисциплинам/модулям.

9

Деловые коммуникации с индустриальными партнерами

-

10

Профессиональное развитие для цифровой экономики

Положение о реализации образовательных программ

 

  1. В каких федеральных проектах по профессиональному воспитанию участвуют ваши обучающиеся:
  • Отраслевые конкурсы профессионального мастерства;
  • Чемпионатное движение «Профессионалы»;
  • Движение «Амбилимпикс»
  • Целевое обучение
  • Новая образовательная технология (НОТ) «Профессионалитет»