Практические работы

Капленко Владимир Николаевич

Go!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9 класс120 КБ
Microsoft Office document icon 10 класс878 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1.

«Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт»

Задание 1: Объясните географию размещения и зональную специализацию животноводства и сельского хозяйства России. Заполните таблицу:

Природно-хозяйственные зоны

Сельскохозяйственные районы

Отрасли растениеводства и животноводства

Задание 2: Ответьте на вопросы:

  1. Какую тему раскрывает карта учебника (рис.10 с.29) «Зональная специализация сельского хозяйства»?
  2. Что изображено на карте цветовым фоном цифрами? Перечислите сельскохозяйственные районы России.
  3. В каком сельскохозяйственном районе вы живете? Какие из отраслей сельского хозяйства  развиты в вашем регионе?

Задание 3. Сопоставьте данную карту с картой «Природные зоны». Какие природные зоны занимает каждый из девяти сельскохозяйственных районов, обозначенных на карте учебника?

Задание 4. Сопоставьте карту «Зональная специализация сельского хозяйства» и карту «Географические и экономические районы России». Что вы узнали из сопоставления этих карт?

Практическая работа № 2

 «Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК»

Цели и задачи:

- Познакомиться с основными районами добычи нефти и природного газа, со способами транспортировки,  переработки и использования топливных ресурсов.

Задание: Используя текст учебника, карты атласа, сравните 2 нефтяные базы Западно-Сибирскую и  Волго–Уральскую по плану:

1. Географическое положение Западно - Сибирской и Волго - Уральской нефтяных баз.

а) в какой части страны находится;

б) в каком направлении, на какое расстояние протянулась база;

в) размещение базы по отношению к крупным географическим объектам;

2. Географическое положение, какие нефтяные базы более выгодно по отношению к  потребителям?

3. Перечислите основные месторождения и бассейны нефти, находящиеся на территории базы, и определите  их особенности.  

4. Как разведаны бассейны, рассматриваемых баз.

5. Способ добычи и  причины снижения добычи нефти.

6.  Качество и себестоимость (в %).

7. Транспортировка. Основные направления перевозок недостающего сырья на территории России и за ее пределами.

8. Перечислите основные районы потребления нефти и укажите причины  значительного потребления нефти в данных районах.

9.Современные проблемы  и перспективы развития баз.

Сделайте вывод, в чем сходство и различие Западно-Сибирской и Волго–Уральской нефтяных баз по перечисленным вопросам: (по добычи потреблению, направлении перевозок,  размещения НПЗ, проблем  и перспектив развития баз).        

        

Практическая работа № 3

«Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства»

Задание: заполните таблицу, сделайте вывод

Основные отрасли

металлургического

производства

Главные центры металлургического

производства

Факторы размещения

Практическая работа № 4

«Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроительного или лесного комплекса»

Задание: Составьте схему основных межотраслевых связей в машиностроении.  Сделайте вывод.

Практическая работа № 5.

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

Цели работы.

  1. Углубление знаний о межотраслевых связях в экономике на примере химической промышленности.
  2. Обучение составлению схемы.

Задания.

1.Рассмотрите основу схемы межотраслевых связей химической промышленности, которую вам предстоит заполнить.    

         

         

                                           

2.На основе ваших знаний об отраслях, и их значении в экономике составьте схему   связей химической промышленности с другими отраслями; впишите в прямоугольники схемы названия отраслей, которые имеют тесные производственные связи с химической промышленностью, на стрелках подпишите название продукции, которая составляет основу указанных межотраслевых связей

3.Сделайте выводы.

Практическая работа № 6 «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карты)»

Задание: заполните таблицу, сделайте вывод.

Название транспорта

Общая характеристика

Проблемы транспорта

Важные транспортные узлы

Особенности транспорта

Практическая работа №7. «Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территории»

Задание: обозначить на контурной карте:

  1. Главные промышленные районы
  2. Главные сельскохозяйственные районы
  3. Сделайте вывод.

Практическая работа №9 «Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины»

Список географических объектов (номенклатура),

необходимых к обозначению на контурных картах и запоминанию по теме

«Русская (Восточно-Европейская) равнина»:

моря, омывающие Русскую равнину: Белое, Баренцево, Балтийское, Азовское, Черное;

заливы: Онежская губа, Кандалакшский, Финский;

полуострова: Кольский, Канин, Рыбачий;

острова: Вайгач, Колгуев, Новая Земля, Соловецкие, Кижи (Онежское озеро);

возвышенности: Северные Увалы, Тиманский кряж, Валдайская возвышенность, Смоленско-Московская, Среднерусская, Приволжская, Общий Сырт;

низменности: Мещера, Окско-Донская, Прикаспийская, Печорская + Кумо-Манычская впадина

горы: Хибины;

реки с притоками: Мезень, Онега, Северная Двина, Нева, Волга, Ока, Кама, Вятка, Печора, Дон, Урал, Северная Двина, Кама, Нева, Москва;

озера: Ладожское, Онежское, Чудско-Псковское, Ильмень, Эльтон, Баскунчак, Селигер.

каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, канал им. Москвы (Москва-Волга), Волго-Донской;

водохранилища: Рыбинское, Горьковское, Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское;

• древние русские города: Новгород, Псков, Москва, Владимир, Суздаль, Ростов (Великий), Ярославль, Великий Устюг.

• заповедники: Кандалакшский, Лапландский, Дарвинский, Приокско-террасный, Астраханский, Самарская Лука;

• полезные ископаемые: Печорский угольный бассейн, м-ния апатитов, руд черных и цветных металлов Кольского п-ова и Карелии, Подмосковный угольный бассейн, КМА, м-ния поваренной соли (оз. Баскунчак и Эльтон), калийных и поваренной солей - г. Соликамск, нефть и газ – Прикаспийская низм. и Приволжская возв.;

• крупные города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, МоскваСанкт-Петербург (Ленинград), Новгород, Псков, Нижний Новгород (Горький), Владимир, Калининград, Смоленск, Ярославль, Тула, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара (Куйбышев), Ульяновск (Симбирск), Саратов, Волгоград (Сталинград), Астрахань.

(Все вышеуказанные объекты необходимо уметь правильно называть и показывать их местоположение на карте)

Практическая работа №10 «Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России»

Опишите ЭГП центрального района России по плану:

• Положение района на территории государства (окраиное, пограничное, центральное).
• Экономическое окружение (соседние района, пограничные государства).
• Положение относительно крупных топливно-энергетических и сырьевых баз страны. • Положение по отношению к транспортным магистралям (морским, речным и др.) 

Практическая работа № 11 «Составление туристических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России»

Группа № 1 «Географы-экскурсоводы»  - «Золотое кольцо»

Задания: изучите слайд-шоу, проанализируйте карты атласа, изучите материалы из Википедии;         составьте и опишите маршрут по городам  «Золотого кольца»; на контурной карте нанесите маршрут и подпишите города «Золотого кольца».  (карта прилагается).

Группа №2 «Географы-историки» - «Народные промыслы»

Задание:  просмотрев элемент мультимедийного урока, изделия и фотографии декоративно-прикладного искусства, мультимедийную презентацию «Декоративно-прикладное искусство», используя и атлас, перечислить наиболее известные виды промыслов (к нач. XX века) и районы, где они развивались.  Подготовить выставку  предметов народных промыслов. По ходу – заполнить таблицу «Народные промыслы Центрального района».

Группа №3  «Географы - исследователи» - «Города – науки»

Задание: используя материал интернета, учебника, справочной литературы, подготовьте краткое путешествие по наукоградам Центральной России по плану:

1.Когда родился термин  «наукоград»? Что он включает?

2.Определить наукограды России. Выделяется семь основных специализаций наукоградов России.

3.Наукограды Центральной России.

4. Строящийся Инновационный центр «Ско́лково» - основные кластеры.

•Подготовить презентацию « Российские наукограды  Центральной России»

Группа №4  «Географы – экономисты» - «Экономические центры  Центрального района»

Задание: используя материалы энциклопедии «Города России», экономическую карту района, справочные материалы,  определите  ведущие отрасли экономики Центрального района и определяющие их факторы. Заполните таблицу: «Экономические центры  Центрального района»

Практическая работа № 12 «Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем»

Задание: составьте маршрут путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем, обозначьте на карте важные объекты.

Практическая работа №18 «Описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали»

Задание: Опишите путешествие из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали .

1. Протяжённость магистрали.

2. Направление магистрали.

3. Природные условия в которых функционирует магистраль.

4. Крупные транспортные узлы.

5 Размещение населения.

6. Состав и направление грузопотоков

Вывод. Перспективы развития магистрали (грузы, которые могут перевозиться по магистрали? Сотрудничество с какими странами мира развивается? Какие регионы России получают дополнительные возможности развития.

Практическая работа №20 «Комплексная характеристика Северного Кавказа как географического района с использованием различных источников географической информации»

Задание: составьте комплексную характеристику Северного Кавказа (Южной России), используя план.

План характеристики региона:

1.Название, столица.

2. Экономико-географическое и политико-географическое положение (выгодное/невыгодное) . Влияние ЭГП на развитие.

3. Особенности населения (плотность, состав населения).

4. Природные ресурсы. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

5. Общая характеристика хозяйства (какие отрасли хозяйства наиболее развиты).

6. Развитие транспортного комплекса.

7. Внешние экономические связи.



Предварительный просмотр:

Практическая работа №1.

Составление систематизирующей таблицы

«государственный строй стран мира».

Задание: из предложенного списка стран, на основе «визитной карточки» на форзацах учебника, составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира», используя таблицу.

Бразилия, Дания, Испания, Канада, Китай, ОАЭ, Польша, Россия, Саудовская Аравия, США, Таиланд, Франция, Швейцария, ЮАР, Япония, Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Греция, Индия, Китай, КНДР, Кувейт, Норвегия, Оман, Португалия, ФРГ, ЮАР.

Форма правления

Форма административно-территориального устройства

Республики

Монархии

Унитарные государства

Федеративные государства

Конституционные

Абсолютные

Практическая работа №2

Составление графиков и диаграмм на основе статистической информации.

        

Цель работы: формирование умений обрабатывать статистическую информацию в виде графиков и диаграмм.

Задание учащимся.

  1. Используя статистические данные картосхем на с. 36-37 учебника «География 10-11» построить графики.
  2. На основе любой из таблиц с. 403-404 (таблицы 3,4,5) составить столбиковую или круговую диаграмму

Практическая работа №3.

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.

Дата _________________

Задание №1. Определите ресурсообеспеченность стран углем, используя данные. Сделайте вывод

Страна

Запасы угля (в млрд. т)

Добыча (в млн. т)

Ресурсообеспеченность

США

660

Китай

3411

Россия

385

ЮАР

251

Австралия

493

ФРГ

176

Индия

692

Вывод:

  • Страны обеспечены углем неодинаково / одинаково.
  • Ресурсообеспеченность углем в целом значительна / незначительна.
  • Большая часть стран, имеющая запасы угля - _____________________ страны.

Самые большие запасы угля имеет ____________________________________.

Задание №2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные таблицы. Сделайте вывод.

Страна

Запасы нефти (в млрд. т)

Добыча (в млн. т)

Ресурсообеспеченность

Саудовская Аравия

557

Ирак

234

ОАЭ

180

Кувейт

144

Иран

161

Венесуэла

46

Мексика

95

Россия

568

Китай

191

США

747

  • Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже / выше, чем углем.
  • Страны имеют неодинаковую / одинаковую ресурсообепеченность нефтью.
  • Среди богатых нефтью стран выделяются _______________________ страны.
  • Самая высокая обеспеченность нефтью у ________________________________.

Задание №3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы приложения №4 и рисунка на странице 138.

Страна

Запасы газа (в трлн. м3)

Добыча газа (в млрд. м3)

Ресурсообеспеченность

Россия

Иран

Нидерланды

ОАЭ

Саудовская Аравия

США

Венесуэла

Алжир

Канада

Норвегия

  • Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока / высока.
  • Страны имеют неодинаковую / одинаковую ресурсообеспеченность газом.
  • Самая высокая обеспеченность газом у ____________________________.
  • Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет ___________________________________.
  • ___________________________________ имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в ней хватит на _____ лет.

Практическая работа №4

«Оценка особенностей уровня и качества населения в разных странах и регионах мира»

Задание: на основе анализа карт, текста учебника и статистических данных, оцените уровень и качество жизни в разных странах.

Страна

ВВП

Грамотность

Продолжительность жизни

Детская смертность

1

Алжир

2

Дания

3

Россия

4

Сомали

5

США

На основе сравнения сделать вывод о влиянии уровня развития страны на отдельные показатели:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №5

«Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов

 стран и регионов мира»

Задание: cделайте сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу и укажите причины высокой или низкой обеспеченности трудовыми ресурсами.

Страна

Население, млн. чел.

0-15, %

16-60, %

> 60, %

Тип воспроизводства

Тип страны

Доля ЭАН, %

Разница между 16-60 и ЭАН

Часть света (регион)

Германия

82,1

13,7

20,3

53,1

Индия

1297

31,2

5,3

38,7

Сауд. Аравия

31,5

27,6

3,1

24,2

Сомали

9,33

44,7

2,7

39,8

Чехия

10,5

14,2

15,2

50,5

Доля населения среднего возраста: мир – 58%, Европа – 60%, Азия – 57%, Северная Америка – 60%, Латинская Америка – 55%, Австралия и Океания – 62%, Африка – 44%.

Страна

Доля населения среднего возраста по сравнению со средним региональным показателем

Доля населения среднего возраста по сравнению со средним мировым показателем

Германия

Индия

Сауд. Аравия

Сомали

Чехия

Страна

Классификация (постиндустриальная, индустриальная, аграрная)

Доля ЭАН занятого в производственной сфере

Тип страны

Регион

Германия

Индия

Сауд. Аравия

Сомали

Чехия

Вывод: __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте размещения крупнейших городских населенных пунктов мира.

Задание: обозначить на контурной карте крупнейшие городские населенные пункты мира.

Картинки по запросу контурная карта европы

Практическая работа №7.

Составление ЭГХ одной из отраслей промышленности мира.

Задание: составить ЭГХ одной из отраслей промышленности мира по примерному плану на странице 189.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №8.

Определение стран – экспортеров основных видов

промышленной продукции, видов сырья.

Задание: определить страны – лидеры по производству и экспорту продукции, заполнив таблицу.

Нефть

Природный газ

Уголь

Железная руда

1

2

3

4

5

Медная руда

Бокситы

Сталь

Прокат

1

2

3

4

5

Автомобилестроение

Судостроение

Авиастроение

Электроника

1

2

3

4

5

Причины: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №9.

Определение стран – экспортеров основных видов

сельскохозяйственной продукции.

Задание: определить страны – лидеры по производству и экспорту сельскохозяйственной продукции, заполнив таблицу.

Пшеница

Рис

Кукуруза

1

2

3

4

5

Тростниковый сахар

Хлопок

Натуральный каучук

1

2

3

4

5

Скотоводство

Свиноводство

Овцеводство

1

2

3

4

5

Причины: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №10.

Составление картосхемы основных районов международного туризма.

Последовательность выполнения работы:

1. Используя ранее полученные знания по географии и другим школьным курсам, а также дополнительные источники информации, нанесите на контурную карту основные районы международного туризма для Европы.

2. Выделите регионы с сочетанием памятников природы и культуры.

3. Проложите маршруты мирового круизного туризма.

4. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.

Картинки по запросу контурная карта европы