Рабочая программа подготовки к ГВЭ

Пахтышева Светлана Олеговна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для детей с ОВЗ, подготовка к ГВЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

по подготовке к ГВЭ»

для обучающихся с ОВЗ

9 класс

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Пахтышева Светлана Олеговна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку по подготовке к ГВЭ» создана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования обучающихся по  адаптированной основной общеобразовательной  программе для детей с ОВЗ    (с легкой степенью умственной отсталости).

Программа внеурочной деятельности для 9 класса, для детей с ОВЗ, разработана на основе

         Федерального  компонента  государственного  стандарта  общего образования (Примерные программы основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М., 2010. — (Стандарты второго поколения);

основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №2 им. Н. Д. Рязанцева г.Семилуки

Сроки реализации программы:  2021-2022 учебный год

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Цель внеурочной деятельности: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы.

Задачи курса внеурочной деятельности: формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации  по русскому языку за курс основной школ;

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для внеурочного курса «Коррекционные занятия по русскому языку по подготовке к ГВЭ» предусмотрено 17 часов из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений (0,5 ч. в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств  для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

•  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

•  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

•  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

•  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

•  умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

•  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

•  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

•  способность определять  цели  предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

•  умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

•  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, прочитанному, услышанному, увиденному;

•  владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

•  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

•  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

•  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

•  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные  единицы  языка,  их  признаки  и  особенности  употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Устная часть экзамена по русскому языку

Выпускник научится:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
  • владеть формами обработки информации исходного текста для выполнения заданий по тексту;
  • работать заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать устное высказывание на заданную тему или по данному фото;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения устной речью;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.

Сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Выпускник научится:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

работать с бланками экзаменационной работы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разделы

Формы организации внеурочной деятельности

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Устная часть экзамена по русскому языку (собеседование)

Работа в парах, решение вариантов итогового собеседования, составление монологов в парах

Изучение инструкции по выполнению заданий устного собеседования по русскому языку и экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГВЭ. Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста монологического высказывания, текста изложения, оценивание работы.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Создание собственного текста Написание сочинения-рассуждения.

2

Сжатое  изложение

Практические занятия по использованию способов компрессии

3

Сочинение - рассуждение

Составление текстов по образцам, разбор тем, групповые работы

4

Повторение  

Заполнение бланков, индивидуальная работа

Повторение решение вариантов ГВЭ. Заполнение бланков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Темы

Количество часов

Воспитательный компонент при изучении темы (реализации модуля «Школьный урок»)

Устная часть экзамена по русскому языку (собеседование)

Структура содержания устной части  экзамена по русскому языку в 9 классе

Работа над заданиями устной части  экзамена по русскому языку

Монологическое высказывание по заданной теме

Практическая работа по выполнению устной части  экзамена по русскому языку. Практическая работа: решение вариантов итогового собеседования

5

Дискуссия «Составляем монолог» Игра «Найди ошибку»

Сжатое  изложение

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка

Главная и второстепенная информация в тексте.  Компрессия текста: применение способа обобщения и исключения, способа замены.

Практическая работа.  Сжатое изложение, написание

5

Игра «Найди ошибку» в работах ГВЭ

Сочинение - рассуждение

Особенности  сочинения-рассуждения в формате ГВЭ. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).  Критерии оценки сочинения.

Тема, идея, проблема текста.  Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Оформление вступления и концовки сочинения.

Сочинения по выбору учащихся по определённой теме.

Просмотр и анализ образцов заданий и работ ГВЭ

 Практическая работа.  Написание сочинения-рассуждения.

Репетиционный экзамен в формате ГВЭ

5

Беседа «Приведем аргументы: кто больше» - групповая работа

Повторение

Рассмотрение сложных вопросов, отработка сложных моментов. Заполнение бланков ГИА

2

Дискуссия «Что я усвоил и понял, мои пробелы»

Всего часов

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

п/п

№ урока

в четверти

Дата

Тема

Примечание

по плану

по факту

I четверть (4 часов)

Устная часть экзамена по русскому языку (собеседование) (5 часов)

1.

1.

Структура содержания устной части  экзамена по русскому языку в 9 классе

2.

2.

Работа над заданиями устной части  экзамена по русскому языку

3.

3.

Монологическое высказывание по заданной теме

4.

4.

Практическая работа по выполнению устной части экзамена по русскому языку

II четверть (4 часа)

5.

1.

Практическая работа: решение вариантов итогового собеседования

Сжатое изложение (5 часов)

6.

2.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

7.

3.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка

8.

4.

Главная и второстепенная информация в тексте.  Компрессия текста: применение способа обобщения и исключения, способа замены.

III четверть ( 6 часов)

9.

1.

Практическая работа.  Сжатое изложение, написание

10.

2.

Практическая работа.  Сжатое изложение, написание

Сочинение – рассуждение (5 часов)

11.

3.

Особенности  сочинения-рассуждения в формате ГВЭ. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).  Критерии оценки сочинения.

   

12.

4.

Тема, идея, проблема текста.  Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Оформление вступления и концовки сочинения.

13.

5.

Сочинения по выбору учащихся по определённой теме: рассмотрение примерных теме

14.

6.

Просмотр и анализ образцов заданий и работ ГВЭ

IV четверть (3 часа)

15.

1.

Практическая работа.  Написание сочинения-рассуждения

Повторение (2 часа)

16.

2.

Рассмотрение сложных вопросов, отработка сложных моментов

17.

3.

Заполнение бланков ГИА

                                   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом № ___

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      «__» ____________ 20__ г.                                                                                                                «__» ____________ 20__ г.

Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

9 Г класс

2021 - 2022 учебный год

Учитель: Пахтышева Светлана Олеговна

Квалификационная категория: без категории

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «__» ___________ 20__ г.

г. Советский

2021 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы и конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Личностными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования:

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение различными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Разделы программы

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Речь и речевое общение

*использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

*использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

*соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

*оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

*предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

-выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Аудирование

*различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

*понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

* передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

*понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

*использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

*передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

*использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

*отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

*создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

*обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

*извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

*соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализироватьи оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата

Письмо

*создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

*излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

*соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявленияс учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

*анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

*осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

*создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

*владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

*различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

*создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

*оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

*исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

*выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературысточки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

*характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

*определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

*оценивать использование основных изобразительных средств языка.

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

*проводить фонетический анализ слова;

*соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

*извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

*делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

*различать изученные способы словообразования;

*анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

*применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информациюиз морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

*проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

*группировать слова по тематическим группам;

*подбирать к словам синонимы, антонимы;

*опознавать фразеологические обороты;

*соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

*использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

*опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

*пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информациюиз лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.)и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информациюиз словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание программы

Международное значение русского языка.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах.

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения.

Союзные предложения.

Сложносочиненные предложения.

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Р.К.: особенности построения сложных предложений в говорах.

Сложноподчиненные предложения.

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения.

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи.

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы,  видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Формы организации учебного процесса:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

Перечень практических работ.

Контроль за уровнем обучения учащихся  9  класса  осуществляется по трём направлениям:

1)учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;

2)учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение  изобразительно – выразительными средствами языка;

3) учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Формы контроля: диктанты, изложения,  различные виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров.

Тематическое планирование курса.

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Характеристика основных видов деятельности

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира

1

Построение небольшого рассуждения на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

11

5

Исследование языкового материала.  Орфографический и пунктуационный разбор, формулировка собственной позиции

Сложное предложение.

Сложносочиненное предложение

9

1

Исследование языкового материала.  Орфографический и пунктуационный разбор, формулировка собственной позиции

Сложноподчиненное предложение

43

8

Исследование языкового материала.  Орфографический и пунктуационный разбор, формулировка собственной позиции.

Бессоюзное сложное предложение

19

1

Исследование языкового материала.  Орфографический и пунктуационный разбор.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

10

3

Исследование языкового материала.  Орфографический и пунктуационный разбор. Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе

10

1

Исследование языкового материала.  Орфографический и пунктуационный разбор.

Итого

105ч

19

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата
проведения

Тема урока

Форма
контроля/практическая часть урока

Основное
содержание
урока

Введение 1 час

1

01.09.2021

Международное значение русского языка.

Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему.

Научиться объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Повторение изученного материала в 5-8 классе 11 часов

2

03.09

Р. Р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

Знают определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему .

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

3

07.09

Р.Р Стили речи

Разграничивают стили литературного языка

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста - рассуждения.

4

08.09

Р.Р.Монолог, диалог.

5

10.09

Повторение синтаксиса словосочетания.

Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

Знать типы связи в словосочетании, уметь использовать в речи, видеть нарушения в сочетании слов, соблюдать орфографические и грамматические нормы.

6

14.09

Простое предложение и его грамматическая основа.

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Уметь выделять грамматические основы простых предложений, в том числе односоставных  

7

15.09

Простое предложение  с однородными членами.

Характеризуют простые предложения, определять грамматическую основу, выполнять различные виды разборов.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста - рассуждения.

8

17.09

Предложения с обособленными членами.

Характеризовать предложения с обособленными членами, обосновывать постановку знаков препинания, выполнять различные виды разборов.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста - рассуждения.

9

21.09

Сочинение по теме «Особая тишина музея».

Определяют способы выражения основной мысли.  Устно или письменно описывают картину. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант- сочинение на заданную тему .

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют способы выражения основной мысли текста.

10

22.09

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Характеризуют предложения, осложнённые обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, обосновывать постановку знаков препинания.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста - рассуждения.

11.

24.09

Входная  контрольная работа по теме «Повторение изученного в 8 классе».

Умеют опознавать изученные части речи, определяют их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении, употребляют в речи, безошибочно пишут, соблюдая нормы литературного языка

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

12

28.09

Р.Р. Сжатое изложение.

Знают определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему.  Пишут изложение по тексту при помощи плана.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

13

29.09

Анализ ошибок вконтрольной работе и сжатом изложении.

Уметь отстаивать своё мнение с помощью аргументов, развивать навыки написания текста рассуждения

Осваивают содержание изученного и алгоритмы его использования.

Сложное предложение. Культура речи 9 часов (2р/р + 1к/р)

14

01.10

Понятие о сложном предложении.

Определять и характеризовать понятие. Определять тип предложения по количеству грамматических основ, находить грамматические основы в предложениях.

Объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

15

05.10

Союзные и бессоюзные предложения.

Определять и характеризовать понятие.Определять тип предложения по количеству грамматических основ, находить грамматические основы в предложениях.

Объясняют  языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

16

06.10

Союзные  и бессоюзные предложения.

Различать союзное и бессоюзное предложения; определять тип предложения по количеству грамматических основ, находить грамматические основы в предложениях, выполнять синтаксический  разбор сложных предложений.

Объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  творческого задания.

17

08.10

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Разграничивать разделительные и выделительные знаки препинания, классифицировать предложения по принадлежности к знакам препинания разделительным и выделительным.

Объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  творческого задания.

18

12.10

Интонация сложного предложения.

Расширять знания об особенностях интонации сложного предложения.

Объясняют  языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  творческого задания.

19

13.10

Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Пунктуация».

Контроль основных УУД по теме «Сложное предложение. Пунктуация».

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

20

15.10

Р.Р.Сжатое изложение.

Знают определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему .Пишут изложение по тексту при помощи плана.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

21

19.10

Работа над ошибками в контрольной работе и сжатом изложении.

Анализировать ошибки.

Осваивают содержание изученного и алгоритмы его использования.

Сложносочиненные предложения

22

20.10

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

Определять и характеризовать понятие, отличать простое предложение от сложного, определять структуру сложносочинённого предложения.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  творческого задания.

23

22.10

Контрольная работа за 1 четверть. Тест

Контроль основных УУД по теме «Сложное предложение. Пунктуация».

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

2.

25.10

Устное сообщение на заданную тему.

Готовить устное сообщение по заданной теме.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют способы выражения основной мысли текста.

24

26.10

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

Различать типы сочинительных  союзов, применять пунктуационные правила на практике, объясняя выбор пунктограмм, составлять схемы предложений.

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Анализируют условия и требования учебной Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. задачи.

25

29.10

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

Различать типы сочинительных  союзов, применять пунктуационные правила на практике, объясняя выбор пунктограмм,

составлять схемы предложений.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  творческого задания.

26

08.11

Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

Различать типы сочинительных  союзов, применять пунктуационные правила на практике, объясняя выбор пунктограмм, составлять схемы предложений.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий

27

09.11

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Тест

Различать типы сочинительных  союзов, применять пунктуационные правила на практике, объясняя выбор пунктограмм, составлять схемы предложений.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  творческого задания.

28

12.11

Сочинение по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком…».

Создавать текст сочинения по репродукции картины.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют способы выражения основной мысли текста.

29

15.11

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий

30

16.11

Повторение по теме «Сложносочинённые предложения и пунктуация».

Обобщать и систематизировать изученное.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют способы выражения основной мысли текста.

31

19.11

Контрольнаяработа по теме «Пунктуация сложносочинённого предложения».

Контроль основных УУД по теме «Пунктуация сложносочинённого предложения».

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

Сложноподчинённые предложения 7 часов (3р/р+1к/р)

32

22.11

Р.Р. Сочинение  по картине И. Тихого «Аисты».

Писать сочинение-описание по картине.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют способы выражения основной мысли текста.

33

23.11

Понятие о сложноподчинённом предложении.

Определять и характеризовать понятие.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий

34

26.11

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

Различать союзы и союзные слова, выявлять указательные слова в предложении, составлять схемы предложений.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложноподчиненных  предложений.

35

29.11

 Особенности построения сложных предложений в разговорной речи.

Видеть особенностипостроения сложных предложений в разговорной речи.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений.

36

30.11

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

Различать союзы и союзные слова, выявлять указательные слова в предложении, составлять схемы предложений.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложноподчиненных предложений.

37

03.12

Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».

Контроль основных УУД по теме «Сложноподчинённые предложения».

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

38

06.12

Р.Р.Сочинение по теме «В чём проявляется доброта?»

Создавать текст рассуждение.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют способы выражения основной мысли текста.

Основные группы сложноподчинённых предложений  27 часов(5р/р+3к/р)

39

07.12

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Умеют заменять термины определениями

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью  компьютерных средств.

40

10.12

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

41

13.12

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

42

14.12

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Тест.

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

43

17.11

Контрольная работа в формате ОГЭ

Контроль основных УУД по изученным темам

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

44

20.11

Контрольная работа в формате ОГЭ

Контроль основных УУД по изученным темам

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

45

21.12

Внеурочная деятельность. Презентация. Использование различных стилей речи в художественных произведениях.

Внеурочная деятельность

46

21.12

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Умеют заменять термины определениями

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью  компьютерных средств.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

47

24.12

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, времени и места.

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

48

27.12

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, времени и места.

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

49

10.01

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия.

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания.

50

11.01.

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия.

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Умеют заменять термины определениями

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью  компьютерных средств.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

51

14.01

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

52

17.01

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений

Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

53

18.01

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания.

54

21.01

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания.

55

24.01

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

Контроль основных УУД по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

56

25.01

Р.Р.Сочинение на основе картины по теме «Родина».

Знакомятся с репродукцией картины. Определяют способы выражения основной мысли.  Устно или письменно описывают картину. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант- сочинение на заданную тему .

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют способы выражения основной мысли текста.

57

28.01

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания.

58

31.01

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

59

01.02

Внеурочная деятельность. Презентация.  Сообщение о псевдонимах известных людей. Доклад о значении толкового словаря.

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

60

01.02

Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения.

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

61

04.02

Р.Р. Сжатое изложение

Писать сжатое изложение.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют способы выражения основной мысли текста.

62

07.02

Повторение по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений».

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

63

08.02

Повторение по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений».

Определять понятие, опознавать группы сложноподчинённых предложений;

определять группы сложноподчинённых предложений;

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

64

11.02

Контрольная работа по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений».

Контроль основных УУД по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений».

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

65

14.02

Р.Р. Сочинение-рассуждение

Писать Сочинение-рассуждение

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют способы выражения основной мысли текста.

Бессоюзное сложное предложение 14 часов (2р/р+1к/р)

66

15.02

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Определять понятие «бессоюзное сложное  предложение»; отличать бессоюзное сложное предложение от союзного.

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

67

18.02

Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

Различать группы бессоюзных сложных предложений по значению;

составлять схемы бессоюзных сложных предложений; применять правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;

Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

68

21.02

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

Различать группы бессоюзных сложных предложений по значению;

составлять схемы бессоюзных сложных предложений; применять правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

69

22.02

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Различать группы бессоюзных сложных предложений по значению;

составлять схемы бессоюзных сложных предложений; применять правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

70

25.02

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Различать группы бессоюзных сложных предложений по значению;

составлять схемы бессоюзных сложных предложений; применять правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;

Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

71

28.02

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Различать группы бессоюзных сложных предложений по значению;

составлять схемы бессоюзных сложных предложений; применять правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

72

01.03

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Различать группы бессоюзных сложных предложений по значению;

составлять схемы бессоюзных сложных предложений; применять правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;

Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

73

04.03

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Сформировать понятие об синтаксическом и пунктуационном разборе бессоюзного сложного предложения.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания.

74

07.03

Внеурочная деятельность. ОГЭ-марафон.

Внеурочная деятельность

75

07.03

Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания».

Уметь отстаивать своё мнение с помощью аргументов, развивать навыки написания текста рассуждения

Осваивают содержание изученного и алгоритмы его использования.

76

11.03

Контрольная работа по теме  «Бессоюзное сложное предложение».

Контроль основных УУД по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

77

14.03

Анализ ошибок работы.

Анализировать ошибки.

Осваивают содержание изученного и алгоритмы его использования.

78

Подробное изложение по теме «Что такое искусство?»

Знают определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему .Пишут изложение по тексту при помощи плана.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

79

15.03

  Публичная речь.

Сложные предложения с различными видами связи 10 часов (2р/р+1к/р)

80

18.03

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

 Углубление представлений о сложных предложениях с различными видами связи

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания.

81

21.03

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Углубление представлений о сложных предложениях с различными видами связи.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

82

22.03

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Углубление представлений о сложных предложениях с различными видами связи.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

83

25.03

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

 Углубление представлений о сложных предложениях с различными видами связи

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания.

84

04.04

Р.Р.Сжатое изложение

Знают определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему .Пишут изложение по тексту при помощи плана.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

85

05.04

Внеурочная деятельность. Диспут.  Публичное выступление по теме «Взрослые и мы».

Внеурочная деятельность. Диспут.

86

05.04

Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

Уметь отстаивать своё мнение с помощью аргументов, развивать навыки написания текста рассуждения

Осваивают содержание изученного и алгоритмы его использования.

87

08.04

Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

Уметь отстаивать своё мнение с помощью аргументов, развивать навыки написания текста рассуждения

Осваивают содержание изученного и алгоритмы его использования.

88

11.04

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Контроль основных УУД по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

89

12.04

Анализ ошибок контрольной работы.

Анализировать ошибки.

Осваивают содержание изученного и алгоритмы его использования.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах  16 часов (3р/р+1к/р)

90

15.04

Повторение. Фонетика и графика.

Знают определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему .Пишут изложение по тексту при помощи плана.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

91

18.04

Повторение. Лексикология и фразеология.

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

92

19.04

Повторение. Морфемика и словообразование.

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

93

22.04

Повторение. Морфология.

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

94

25.04

Повторение. Синтаксис.

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выполняют операции со знаками и символами. Структурируют знания.   Анализируют условия и требования задачи. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

95

26.04

Повторение. Синтаксис.

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выполняют операции со знаками и символами. Структурируют знания.   Анализируют условия и требования задачи. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

96

29.04

Р.Р.Сжатое изложение

Знают определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему .Пишут изложение по тексту при помощи плана.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

97

03.05

Повторение. Орфография и пунктуация

Знают определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему .Пишут изложение по тексту при помощи плана.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

98

06.05

Итоговая работа за курс 9 класса.

Умеют опознавать изученные части речи, определяют их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении, употребляют в речи, безошибочно пишут, соблюдая нормы литературного языка

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Устанавливают причинно-следственные связи

Строят логические цепи рассуждений

99

13.05

Анализ ошибок итоговой работы.

Анализировать ошибки.

Осваивают содержание изученного и алгоритмы его использования.

100

16.05

Повторение. Орфография и пунктуация.

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

101-105

17.05

20.05

23.05

24.05

27.05

Систематизация и коррекция знаний  по орфографии и пунктуации.

Уметь делать синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений                

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания.

Лист корректировки рабочей программы

№ урока (по КТП)

Дата по плану
(по КТП)

Дата по факту

Тема

Причина
корректировки*

Способ
корректировки**