РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Диденко Дарья Владимировна
                                 «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
        Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Виды одаренности
1) В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
2) В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
3) В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
4) В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
5) В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию «форма проявления» можно говорить о:
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
   Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришли к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из наших учеников.
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования.
 
       Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа»является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Проблема одаренности в современной системе образования на организационном уровне решается путем углубления предметных знаний на учебных и факультативных занятиях, специальных развивающих курсах по различным направлениям, дополнительной системой образования.
Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.
Педагог ставит перед собой цель: создание условий для оптимального развития детей, совершенствование системы работы школы по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого учащегося.
Цель может быть достигнута тогда, когда решены следующие задачи:
- необходимо выявить одаренных детей с использованием различных диагностик;
- найти оптимальные средства обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- повысить квалификацию педагогов и подготовить их, к работе с одаренными детьми;
- обеспечить научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;
- стимулировать и поддерживать одаренных детей;
- развить спектр образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;
- обеспечить благоприятные условия для возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
        Для работы с детьми начальной школы выбраны следующие формы работы:
- школьное научное общество, факультативы, спецкурсы, конкурсы, конференции, олимпиады (интеллектуальная одаренность);
- кружковая работа, выставки, конкурсы (творческая одаренность);
- соревнования, спартакиады, олимпиады (спортивная одаренность);
- музыкальная студия, концерты, конкурсы (музыкальная одаренность).Обеспечить научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей, позволяет предложенная структура взаимодействия:
 
       Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования.
Задания, предлагаемые ученикам, должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.
 
          При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами:
- использовать в своей работе большое количество творческих заданий;
- учёба должна приносить ребёнку удовольствие;
- необходимо самостоятельное добывание информации;
- уважение желания ребёнка работать самостоятельно;
- поощрение настойчивости, активности;
- не снижать самооценку ученика.
 
Для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь не только широкий круг интересов, знаний и умений, творческое, нетрадиционное, личное мировоззрение, но и убежденность, внутреннюю уверенность и настойчивость.
 
Конкурсы и олимпиады
 
 
Творческие задания на уроках музыки
 Всесторонне и целостное развитие личности происходит только в том случае, если человек активен, деятелен.  Творческую  деятельность на уроках  музыки я представляю себе в виде творческих заданий. Именно они тренируют и развивают память, мышление,  воображение, наблюдательность, интуицию. Творчество предполагает непременное условие - отказ от стереотипных представлений.
Я предлагаю примеры творческих заданий, которые  использую на своих уроках. Может быть,  они помогут вам  при подготовке к урокам. Желаю удачи!
• Создавать голосом или на инструменте движение звука: вверх, вниз, кружение, прыжки. 
• Выражение своих мыслей и чувств  звуками. Передать с помощью звука заданное учителем  психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры,  когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные  дети  –  отгадывают. 
• Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в  качестве домашней работы. 
• Графическое, цветовое моделирование музыки. 
• Мимически, пластически создать  образ героя данного музыкального произведения. Например, слушая пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы»,  «Новая кукла», «Баба Яга»; С.С. Прокофьева «Прогулка» и т.д. (поле деятельности очень обширное). 
• Создать  литературный «перевод» с языка музыки на язык слов. Пример: в 4 классе, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц личного дневника,  в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки. 
• Создание  звуковых картин: «Утро  в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».
Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.
«Идём по снегу» - дети  равномерно хрустят целлофаном.
«Бежим» - хрустят в быстром темпе.
«Остановились, прислушались» - пауза.
«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.
«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.
«Сосульки» - звучит  треугольник или металлофон.
«Дятел стучит»  - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла: «День за днём стучу, стучу:
Тук-тук-тук-тук-тук.
Все деревья я лечу,
Тук-тук-тук-тук-тук». 
Пример 2: звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).
Используемые материалы:  целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.
Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!» : слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны);  народ собирается (гул голосов), снег  хрустит под ногами (целлофан).
Затем – картина «Вот она,  весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит  балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых  озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»;  «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д.  После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».
• Снять свой рисованный фильм, который состоит  всего из  3-4 кадров, но последовательно раскрывает настроение музыки.
• Музыкальная инсценировка небольших по объёму произведений. Можно сочинить песенки для героев, музыкальные темы, сопровождающие их выход , и т.д.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по музыке (5 класс)

В этом разделе вы найдете методический материал для проведения пробной олимпиады по музыке для учащихся 5-ых классов. Во время проведения олимпиады школьники получат возможность актуализировать имеющиеся знания и закрепить пройденный материал. Учитель музыки может использовать эти задания для подготовки учеников к олимпиаде.

Вы можете использовать данный материал не только на уроке, но и в качестве домашнего задания. Благодаря тому что к тестовым заданиям и открытым вопросам прилагаются ответы, ученики смогут проверить и оценить себя самостоятельно.

Тестовые задания

1.Название этой нелетающей птицы из Австралии состоит из двух нот. Что это за птица?

А) Додо

Б) Рере

В) Сиси

Г) Ляля

2. Укажи балет, не принадлежащий П.И. Чайковскому:

А) «Спящая красавица»

Б) «Петрушка»

В) «Щелкунчик»

Г) «Лебединое озеро»

3. К вокальному жанру не принадлежит:

А) соната

Б) каватина

В) вокализ

Г) ария

4. Самый высокий детский голос называется:

А) сопрано

Б) альт

В) дискант

Г) фальцет

5. Кто написал балет «Лебединое озеро»

А) Чайковский

Б) Римский-Корсаков

В) Глинка

Г) Шнитке

6. Дополнительный заключительный раздел  музыкального произведения, означающий в буквальном переводе с итальянского – «хвост»:

А) интродукция

Б) кода

В) финал

Г) эпилог

7. Название музыкального жанра, означающее в буквальном переводе с итальянского – «соревнование», «состязание»:

А) симфония

Б) кантата

В) соната

Г) концерт

8. Найди лишнее среди названий мюзиклов:

А) «Юнона и Авось»

Б) «Кошки»

В) «Болтунья»

Г) «Моя прекрасная леди»

9. Название концертной симфонии для арфы с оркестром:

А) «Волшебное озеро»

Б) «Фрески Софии Киевской»

В) «Времена года»

Г)  «Перезвоны»

10. Найди лишнее в именах скрипичных мастеров:

А) Монтекки

Б) Гварнери

В) Амати

Г) Страдивари

Открытые вопросы

Вопрос 1

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кто написал это произведение и какова его история?

Вопрос 2

Как называется техника «прекрасного, красивого пения»? Дайте короткую характеристику этой технике.

Вопрос 3

Название этого инструмента переводится с итальянского как «небесный». Он происходит от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст внес несколько изменений и в 1886 году получил патент на новый инструмент. Как называется этот инструмент? Каков его принцип звукоизвлечения?

Вопрос 4

Какой прусский король виртуозно играл на флейте и сочинял музыку? Что вы можете рассказать о нем?

Вопрос 5

Что в России в старину называли «ямской гармонью»?

Ответы на тесты

Тестовое задание        № 1        № 2        № 3        № 4        № 5

Ответ                        А        Б        А        В        В

Тестовое задание        № 6        № 7        № 8        № 9        № 10

Ответ                        Б        Г        В        Б        А

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:

Произведение было написано Сергеем Прокофьевым. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора.

Ответ на вопрос 2:

Белька́нто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бельканто голос — это инструмент певца.

Ответ на вопрос 3:

Челе́ста (итал. celesta — «небесная») — небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков.

Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы).

Ответ на вопрос 4:

Фридрих Великий. Он написал 121 сонату, 4 концерта для флейты, несколько симфоний и арий для опер. Ни один концерт в его времена не обходился без исполнения его произведений, и ни один бал — без его выступления.

Ответ на вопрос 5:

«Ямской гармонью» называли в старину тройку лошадей. Нигде в мире, кроме России, не было такой замечательной упряжки — стремительный транспорт и «музыкальный инструмент» одновременно. Всякий ямщик «играл» на ней по-своему. Каждый ремешок, каждый элемент сбруи украшался набором разных бубенцов, бряцал и колокольцев. Перезвон предупреждал станционного смотрителя о приближении тройки. Под дугой могло быть от одного до пяти валдайских колокольчиков, звонкий голос которых слышался за несколько километров. Самые дорогие сбруи расшивались посеребренными бубенцами. Поэтому каждая тройка имела своё, присущее только ей, звучание.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по музыке (6 класс)

Мир музыки — интересное и захватывающее место. У каждого произведения есть своя история, а биография практически каждого известного композитора достойна экранизации. Соприкасаясь с этим миром на уроках музыки, школьники делают первые пометки на карте, которая в будущем может привести их к сокровищнице истинного искусства.

Предложенные задания олимпиады по музыке помогут ученикам 6-го класса актуализировать и систематизировать накопленные на уроках музыки (и вне их) знания. Предлагается 10 тестовых заданий и 5 открытых вопросов. Для того чтобы ответить на некоторые открытые вопросы нужно проявить аналитическое мышление и самостоятельно сопоставить исторические факты.

Эти задания можно использовать для подготовки к олимпиаде по музыке, а так же для самостоятельной работы. Присутствуют, как правильные варианты тестовых заданий, так и ответы на открытые вопросы.

Тестовые задания

1. Автор песен «Школьная песня», «Прекрасное Далёко»:

А) Е. Крылатов

Б) Ю. Чичков

В) Г. Свиридов

Г) Л. В. Бетховен

2. Что такое увертюра?

А) вокальное произведение

Б) вступление к опере или балету

В) полифоническое произведение

Г) музыкальный жанр

3. Какое слово обозначает длительность ноты:

А) акцент

Б) четвертная

В) регистр

Г) динамика

4. Что такое полифония?

А) многоголосие

Б) одноголосие

В) характеристика телефона

Г) термин из геометрии

5. В какой оркестр входят виолончели?

А) народный

Б) духовой

В) симфонический

Г) военный

6. Этот жанр вокальной музыки является верным спутником человека всю его жизнь:

А) этюд;

Б) романс;

В) соната;

Г) песня.

7. Автор ста сказочных опер:

А) И. С. Бах

Б) С. В. Рахманинова

В) Н. А. Римский-Корсаков

Г) П. И. Чайковский

8. Музыкальный цикл, написанный М. П. Мусоргским:

А) «Пер Гюнт»

Б) «Времена года»

В) «Картинки с выставки»

Г) «Петя и волк»

9. Кого называют «король вальса»:

А) Л. Бетховен

Б) Иоган Штраус

В) В. А. Моцарт

Г) И. С. Бах

10. О ком идет речь?

Он родился в 1810 году в имении под Варшавой. Отец — капитан армии Костюшко, поднявшего восстание против России. После отставки преподаватель. Мать была необычайно музыкальна. Мальчик удивлял музыкальной одержимостью, погруженностью в звуки, мог заплакать, слушая музыку, или вскочить ночью, чтобы сыграть полюбившуюся мелодию. С 6 лет занимается музыкой. В 12 лет — блестящие успехи. Первое сочинение в 7 лет. Закончил лицей. В 1826 году поступил в консерваторию. Музыкальные сочинения: вальсы, польки, полонезы, мазурки, баллады.

А) И. Штраус

Б) К. Глюк

В) Ф. Шопен

Г) В. Моцарт

Открытые вопросы

Вопрос 1

Кто написал оперу «Война и мир»? Какова история создания данного произведения?

Вопрос 2

Что такое серенада? Что вы знаете о серенадах?

Вопрос 3

Этот струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известен с первой половины XVI века. Он имеет такое же строение, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Что это за инструмент? Какова его история создания?

Вопрос 4

Этот род музыкально-драматического произведения основан на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, здесь она является основным носителем действия. Как называется такое произведение? Каких отечественных композиторов, которые создавали такие произведения вы знаете?

Вопрос 5

Вы наверняка знаете, что балет «Лебединое озеро» написал Петр Ильич Чайковский. А что вы можете рассказать о сюжете данного произведения?

Ответы на тесты

Тестовое задание        № 1        № 2        № 3        № 4        № 5

Ответ                        А        Б        Б        А        В

Тестовое задание        № 6        № 7        № 8        № 9        № 10

Ответ                        Г        В        В        Б        В

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:

Война и мир — опера Сергея Прокофьева, в тринадцати картинах с хоровым прологом, на либретто композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой по роману Льва Толстого.

Замысел оперы появился весной 1941 года, еще до начала Великой отечественной войны, параллельно с работой над другими произведениями. Однако начало войны побудило композитора отложить все прочие работы и вплотную заняться осуществлением именно этого замысла.

Ответ на вопрос 2:

Серенада (фр. serenade, от итал. serenata, от sera — вечер) — музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь.

Серенада — песня, исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса. Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре.

Ответ на вопрос 3:

Это виолончель. Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).

Ответ на вопрос 4:

Это Опера. С. С. Прокофьев, В. Я. Шебалин, Ю. А. Шапорин, Т. Н. Хренников, И. И. Дзержинский, А. В. Мосолов, Д. Д. Шостакович и т. д.

Ответ на вопрос 5:

В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

В четырёх картинах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя своё совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покорённый её красотой и потрясённый её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и отдаёт предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума (хозяина озера) (корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-лебедь уйдёт с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по музыке (7 класс)

Предметом рассмотрения на уроках музыки в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др.

Для школьников олимпиада по музыке — это отличная возможность систематизации изученного материала. Предложенные задания помогут подготовиться к такой олимпиаде. Учащимся предлагается справиться с десятью тестовыми заданиями и развернуто ответить на 5 открытых вопросов.

Тестовые задания

1. Назовите инструмент, не входящий в состав симфонического оркестра

А) Арфа;

Б) Гитара;

В) Контрабас;

Г) Литавры

2. Назовите инструмент, не входящий в состав эстрадного оркестра

А) Гитара;

В) Саксофон;

В) Контрабас;

Г) Ударная установка.

3. Назовите главный жанр в творчестве Ф. Шуберта

А) Балет;

Б) Песня;

В) Опера.

Г) Вальс

4. Определите музыкальный образ произведения Д. Шостаковича «Симфония №7» (Блокадная)

А) Героический;

Б) Драматический

В) Лирический.

Г) Комический

5. На сюжет какого произведения И.В.Гёте  Франц  Шуберт  написал музыку?

А) «Горные вершины»;

Б)  «Лесной царь»;

В) «Эгмонт».

Г) «Фауст»

6. Для какого композитора наиболее характерным считается полифонический стиль?

А) И.С. Бах;

Б) Л.В. Бетховен;

В) В.А. Моцарт.

Г) Ф. Шопен

7. Что является единым стержнем музыки и литературы?

А) слово

Б) интонация

В) напев

Г) припев

8. Кто из композиторов не входил в «Могучую кучку»?

А) М.П. Мусоргский,

Б) А.П. Бородин,

В) Н.А. Римский-Корсаков,

Г) П.И. Чайковский.

9. Манера исполнения в опере, когда герой говорит нараспев

А) Ария;

Б) Ариэтта;

В) Монолог;

Г) Речитатив.

10. Вокальная баллада это  —

А) Величественная песня о богатырях, их подвигах, повествующая о подвигах богатырей, выдающихся событиях народной жизни.

Б) Направление в искусстве, возникшее во Франции в 70-х годах 19 века.

В) Песня, которая имеет свободное  развитие. Сюжет её остро драматический, в нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Г) Это вступление к какому-нибудь музыкальному произведению или небольшая пьеса для клавесина, фортепиано, органа.

Открытые вопросы

Вопрос 1

Этот композитор — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом и один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Его часто называют последним представителем «венской классической школы». Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.  Его творчество  оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков. Назовите этого композитора. Что вы знаете о нем?

Вопрос 2

К оформлению и оркестровкам музыкального наследия этого композитора приложил значительные усилия Римский-Корсаков и именно в его оркестровках мы чаще всего слышим произведения этого композитора. Одно из самых известных таких произведений «Ночь на Лысой горе». Кто этот композитор? Как его можно охарактеризовать?

Вопрос 3

Этот струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известен с первой половины XVI века. Он имеет такое же строение, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Что это за инструмент? Какова его история создания?

Вопрос 4

Это явление не только стало одной из фундаментальных основ музыки, но и присуще человеку как живому организму. Это проявляется в восприятии пространства и времени, а также в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года. О чем идет речь? Что вы можете рассказать об этом явлении.

Вопрос 5

Это понятие применяется для характеристики логически организованной звуковысотной системы: типа лада, музыкального стиля, индивидуально специфического воплощения звуковысотности или же характерной аккордики. Что это за понятие и какова его суть?

Ответы на тесты

Тестовое задание        № 1        № 2        № 3        № 4        № 5

Ответ                        Б        В        Б        А        Б

Тестовое задание        № 6        № 7        № 8        № 9        № 10

Ответ                        А        Б        Г        Г        В

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:

Людвиг ван Бетховен. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. .

Ответ на вопрос 2:

Модест Петрович Мусоргский. В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (например, в многочисленных модализмах) и ритмике (например, в использовании сложных, «неквадратных» метров); наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.

Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.

Ответ на вопрос 3:

Кларнет. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфонических и духовых оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе.

Ответ на вопрос 4:

Это ритм. А в контексте музыки — музыкальный ритм. Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения. Числовые отношения длительностей и пауз в музыке могут быть как кратными (соседние длительности в заданном ряду длительностей выражаются отношениями 1:2, 1:3 и т.д.), так и некратными (1:1,5), и даже нестрого закреплёнными, «иррациональными». Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени (секундам, миллисекундам и т.п.), в нём заданы лишь относительные длительности нот и пауз.

Ответ на вопрос 5:

Речь идет о музыкальной гармонии. Сущность музыкальной гармонии — проекция философско-эстетического понятия гармонии на область звуковых явлений. Гармония объединяет наиболее специфические для музыки художественные элементы и отношения: звукоряды и интервальные системы, аккорды и ладовые функции и т. д. (тогда как, например, метр и ритм, присутствующие в музыке, свойственны также поэзии). Осознание благозвучности гармонически упорядоченных отношений звуков явилось величайшим завоеванием художественного мышления.

При этом восприятие того или иного аккорда как «гармонии» (то есть созвучия) или как набора несвязанных звуков зависит от музыкального опыта слушателя и его эстетических предпочтений. Так, неподготовленному слушателю гармония музыки XX — XXI веков (особенно в произведениях композиторов-авангардистов) может показаться хаотичным набором звуков, «какофонией».