Культура речи

Абакарова Аида Исмаиловна

Статья помогает культурно общаться .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_rechi.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

« Формирование культуры речи младших школьников – важное условие развития личности на уроках младших школьников на уроках.

      Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь; и от того,
как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш, - являются
факелом педагогического мастерства и индивидуального творчества.

Учитель начальных классов  играет немаловажную  роль в формировании культуры речи школьников. Ребенок после беззаботного дошкольного детства оказывается в
большом коллективе. Как тут не растеряться? Вот
первый учитель и обязан помочь ребенку адаптироваться, научить его
трудиться.

Современная школа должна подготовить человека думающего и
чувствующего, который не только имеет знания ,но и умеет использовать
эти знания в жизни . Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в
том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Приоритетные средства для достижения этого -культура речи и культура
общения.

       Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.

Родную   речь, свой   родной   язык   ребенок   перенимает   от   близких   ему
людей,    из   языковой   среды.  

       Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и
письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать
необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на
современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.
Основной базой для достижения этой задачи служат уроки
чтения и русского языка.. Развитие речи детей
происходит на уроках математики, окружающего мира , музыки , технологии, изобразительного искусства.

     Звуковая сторона  речи  -  принадлежность устной речи.  От звукового оформления зависит эмоциональности речи.

       Работу начинаю с обработки чистого произношения звуков, используя на
своих уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений,
способствующих выработке у детей правильного произношения звуков,
слов, подбирать слова на определенные звуки.

  На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме
отрабатывать навыки слогового анализа, потому что вполне согласна с
утверждением, что слог - это ключ к чтению. Вспоминаются слова В. А.
Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев
математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Мир слов очень
похож на ребячий мир: слоги и слова, как дети, любят прятаться,
устраивать розыгрыши, шутить, превращаться. Игровые моменты и
занимательные упражнения - пример творческого подхода к звучащему
слову. Это умственные задачи сложного порядка, когда ребенок
задумывается над словом, его строением. в процессе такой деятельности у
детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень
важно для развития связного высказывания.

        Ведущим направлением в развитии речи учащихся провозглашается словарная работа, а наиболее распространенным приемом – объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста. Поэтому на каждом уроке я знакомлю их с историей возникновения того или иного слова. Систематическая словообразовательная работа на всех уроках позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайны их рождения.

        Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами.

С первых дней обучения первоклассников стараюсь не только
поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку.
Именно на основе чтения, при умелом и тактичном руководстве учителя
формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные вкусы.
На основе чтения и изучения художественных произведений развивается
эстетическое чувство ,обогащается духовный мир школьника.

Учу детей нужной интонации. Дети стараются уловить
именно ту интонацию, которую использует учитель, а потом копируют,
поэтому считаю, что чтение учителя - это своего рода образец
выразительного чтения для учащихся. Читаю сама так, чтобы у детей
появился интерес к дальнейшей работе.
 Цель - создать благоприятные условия для работы над содержанием,
разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов
и видов работ, больше времени уделять словарной работе, чаще
использовать различные творческие задания, учить работать с текстом.
Предлагаю выборочное чтение отдельных строф, строчек,
слов по моему заданию. Выборочное чтение обычно сопровождаю беседой -
размышлением, для чего предлагаю следующие вопросы: какое настроение
возникает при чтении этих строк? Какие слова помогают создать автору
такое настроение? Почему автор сравнивает? Как вы понимаете смысл этого
выражения? Какие звуки повторяются в этой строчке?

       Чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку стихов,
использую замену авторского слова или словосочетания другим, близким по
смыслу словом. Для развития ярких образных представлений применяю
иллюстрации или предлагаю детям представить себя художниками и
рассказать, какую иллюстрацию они нарисовали бы к данному
стихотворению.

На уроке        воспитательная   направленность   является   первоначальным  звеном, откуда исходят все остальные задачи, которые ставит перед собой
учитель. Воспитание всегда идет не только через знания о том, как есть и
как надо, а больше всего через чувства, переживания читателей за героев и
их жизнь.

      К. Д. Ушинский в своей книге «Родное слово» писал, что ученик должен учиться    самостоятельно . А учитель    должен    умело    руководить    этим самостоятельным трудом.