Сценарий праздника – презентации музейного комплекса «Исток».

Евгения  Васильевна Малюкова, Хабарова Елена Васильевна

Сценарий праздника – презентации музейного комплекса «Исток».

 

Автор - воспитатель Хабарова Е.В.

 

Цель: организация представления  интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства детского сада.  Формирование у дошкольников интереса к истории родного Сибирского края и к русской национальной культуре и быту.
Основные задачи.
• Создать условий для воспитания гражданских чувств и духовности у дошкольников.

Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечит  детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
• Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника – презентации музейного комплекса «Исток».

Автор - воспитатель Хаброва Е.В.

Цель: организация представления  интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства детского сада.  Формирование у дошкольников интереса к истории родного Сибирского края и к русской национальной культуре и быту.
Основные задачи.
• Создать условий для воспитания гражданских чувств и духовности у дошкольников.

Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечит  детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
• Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

1.Встреча

Возле входа в детский сад гостей будут встречать кадеты, и провожать до главного входа.

Гости проходят и собираются через боковую дверь в 24 группе. После того, как все соберутся. предлагают гостям выйти на крыльцо. из 24 группы.

Оформление крыльца

По  колонам крыльца можно развешать гирлянды шаров, флаг России и знамя  Победы.

 Окно оформить: летят журавли

Реквизит: столик, на котором стоит поднос расписной с караваем и рушником. солонка.

Начало встречи (крыльцо)

Действующие лица:

Ведущий.

Девочка

 Мальчик.

Начинается встреча на крыльце.

Встречают ведущая, мальчик и девочка в русских народных костюмах.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

Добрый день, уважаемые гости нашего праздника!  

Девочка. Приветствуем вас, гости званные и желанные!

                    Милости просим!

Мальчик. Рады гостям, как добрым вестям.

                   Всех привечаем, душевно встречаем!

Ведущий. По - старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом - солью:

Ведущая берёт каравай со стола и подаёт девочке.

Девочка. Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

На крыльце того встречаем

С белым пышным караваем.

Мальчик  

А еще мы соль подносим,

Поклонясь,  ( кланяются) отведать просим:

Все дети. Дорогой наш гость и друг,

                  Принимай-ка хлеб из рук.

Гости принимают хлеб.

Ведущая. Милости просим к нам в гости.

Приглашает зайти в здание.

2. «Славе – не меркнуть. Традициям – жить!»

Баннер «письма» сбоку георгиевская лента и орден Отечественной войны.

Угол и арка крепостная стена.

Действующие лица:

Ведущий (взрослый)

Илья Муромец- мальчик

Василий Тёркин - мальчик

Илья Муромец: (стоит у крепости.)

Сегодня, в этот добрый светлый час,

Хорошим русским словом «Здравствуйте!»

Друзья, приветствую я вас!

Я из города, из Мурома.

Из села того Карачарова.

И зовут меня Илья Муромец (отдает поклон).

Я стоял за Русь много лет и зим,

Не жалея сил, да и времени.

Чтобы Русь никогда, на все времена,

Воевать, разорять было некому.

Теркин. (Возле баннера «Письма»)

Слева — горки, справа — горки,

Посередке — это я.

Рядовой Василий Теркин

Вас приветствует, друзья!

Как врага мы уложили

На лопатки навсегда,

То немного захандрили

Без солдатского труда.

Командир приметил это,

Головою покачал

И велел идти в разведку

Год в две тысячи двадцать второй.

Все разведать, расспросить.

Чтут ли там Победу нашу,

Что добыли мы в бою?

Нашим правнукам на свете

Хорошо ли стало жить?

Все разведать и приметить,

По прибытью — доложить.

Илья Муромец:  (подходит к Теркину)

Музей сегодня мы торжественно откроем

А через годы будем им гордиться!

Здесь оживут истории страницы,

Расскажут нам о прожитых годах.

Ведущая. Сегодня у нас в детском саду знаменательное событие, распахивает свои двери музейный комплекс «Исток».

Сопровождающая приглашает пройти на второй этаж к музею «Русская изба».

II часть.  Представление музея «Русская изба»

Оформление……. В коридоре баннер деревенского двора или улицы. Рядом стоит лавка.

Выступление руководителя музея «Русская изба»

Руководителя музея. Обычаи и традиции – часть фундамента народной культуры. Русский народ всегда соблюдал и чтил свои традиции, и мы хотим вам представить фольклорный обряд «Проводы в армию».

2. Сценка «Проводы в армию»

Действующие лица

Дети из ансамбля «Казачья песня»

Бабушка.

Мать Андрея 

Подружки 

Отец 

Сестренка 

Андрей  сын –

Сидят на скамейке, шепчутся подружки,

Муз . звуки деревни.

Василиса – подружка Ох! По деревне разговоры -

                                Во солдаты жди набора.

Гая – подружка.. Кто из молодых ребят во солдаты в этот раз?

Василиса – подружка Да соседский сын Андрюшка.

            Или может быть Гаврюшка.

Гая – подружка.. Ой, пошли же к ним, подружка.

           Увезут, небось, с утра

             Мово милого дружка. (уходят за дверь)

 Ведущий. Давайте заглянем в избу и посмотрим, как семья готовится провожать новобранца.

В хате мать накрывает на стол. За прялкой сидит девушка – сестра парня.

Бабушка вяжет носки. Отец сидит на скамейке и чинит сапог.

Сынок сидит за столом, пригорюнившись.

Мать(причитает): 

Ой, ты жалочка, сыночек,

драгоценный голубочек

Не хочу тебя пускать,

саблей вострую махать.

Отец (строго): 

Цыц, хватит сырость разводить.

Отец (продолжает более ласково): 

Полно мать, уже не птенчик –

Уж орлом пора взлетать,

 Саблей вострою махать.

Сестра (ласково, обнимает брата): 

Ой, ты родненький мой, братка,

Будет там тебе не сладко.

Потемнеет белый день,

Опустеет дом, то ведь.

  Бабушка: (грозит пальцем сестре)

Ишь, коза, разголосилась,

Ничего ведь не случилось.

Я вон деда провожала,

И во след ему бежала.        

 Не велел мне горевать,

Говорил: «Так надо, мать!»

Девушки робко входят.

Гая – подружка. Здорово дневали?

Отчего, Андрюша, ты не весел?

Отчего ты нос повесил?

Василиса – подружка Он за нами заскучал,

Да чуть плакать не начал. (смеётся)

Отец:

Эх вы, девки – тарахтелки,  

расставляйте – ка тарелки, отобедаем гуртом.

Василиса – подружка. Да уж это мы могём.

Гая – подружка. А пока готовим стол, мы чего ни будь споём.

Музыка. Народная казачья песня «Если хочешь быть военным» -1 куплет и припев.

Отец: Тише, тише, девчата.

 Дайте сынку напутствие сказать. (подходит к сыну)

Ты, Андрюха, не журись,

Ты домой скорей вернись.

Н, а коль война случится –

Будешь саблею махать,

Ворогов от нас гонять.

Землю нашу охранять.

(оглядывается)

Мать, да где ты там старушка?

Мать (плача): 

Да иду, уж я иду

И припасы вот несу

Для сыночка во дорогу

Пирогов спекла немного.

(Несет мать в лукошке пироги в платке. Завязывает и укладывает их в котомку)

Отец: Мы сыночка обнимаем,

 да наказом наставляем.

Не позорь родителей,

да всегда будь бдительным.

Сестра (подаёт саблю): 

Дюже сну не доверяй,

Саблю чаще навостряй.

Бабушка: Дед с войны её принёс.

Говорил «с соседями дружись,

А за саблю держись».

Землю нашу охраняй,

 Да родных не забывай.

Отец: Слушай меня, Андрюша сынок.

Деду нашему отец говаривал, и я тебе повторю:

«Береги честь смолоду.

Наше солдатское дело –

бить врага смело».

Мать: Слушайся, сынок отца,

            Его доброго словца.

           Да возьми вот рушничок.  

           Обережек он сынок.

(вытирает глаза рушником)

Рушничок я вышивала,

Да Андрюшу вспоминала,

В добрый час тебе сынок,

 Не оставит тебя бог.

Служи не тужи.

(повязывает его рушником)

Бабушка: Подойди сюда, внучок.

Обнимает

Бабушка: Не забудь меня, старуху,

 Отчий дом не забывай,

 Командиров уважай.

Вот тебе земелька наша.

От ворогов обережет

И домой назад вернет.

Подаёт мешочек с землёй.

Бабушка: Дай тебя я обниму,

 Дюже я тебя люблю.

Сестра:  Будем мы тебя все ждать,

 И молитвы распевать.

Андрей: Дайте слово мне сказать. (оборачивается к девушке)

Обещаешь меня ждать?

Гая – подружка Коль тебе я дорога,

Не забудешь ты меня.

Весточки мне присылай,

 Да поклон передавай.

Видно, доля такова –

Расставаться нам пора.

вытирает глаза

Андрей: Благодарствую на том,

Поклонюсь перед отцом. (кланяется каждому в отдельности)

Перед матерью, сестрой,

Перед бабушкой родной.

Перед вами мои дружки.

Честь семьи я соблюду,

Деда я не посрамлю.

Отец: Что ж, сынок, сбирайся в путь,

Всё, что слышал – не забудь.

Ну-ка девки запевайте,

Мово сынку провожайте.

Муз. Народная казачья песня «Если хочешь быть военным» -2 куплет и припев 

Солдат выходит в холл, гости идут за ним.

 

В фае 2-ого этажа..

Оформление:

Плакаты: «Вставай страна огромная!»  «Ты записался добровольцем! «и т.д. плакаты довоенные.

  Начало ВОВ. 22 июня 1941.  

Ведущий. История нашей страны богата значимыми и важными событиями.  Одно из таких событий имеет значения до сих пор. Это – Великая Отечественная война.  Вот как все начиналось.

3 девочки стоят напротив спортзала, 2 пары танцуют.

1 девочка. 

Это лето мне на память,

Это лето не забыть:

Подвалило к сердцу камень —

И навек не отвалить.

2 девочка.

Три письма дружку писала,

Не спала девять ночей.

Не чернилами писала,

А слезами из очей.

3 девочка

Двадцать третьего июня

В сорок первом году

Провожала свово дролю

На германскую войну.

Пары останавливаются, девочки из пар читают.

 1 девочка.

Городок провинциальный,
Летняя жара.
На площадке танцевальной
Музыка с утра:
2 девочка

Рио-Рита, Рио-Рита –
Вертится фокстрот.
На площадке танцевальной.

Священная война
Сорок первый год.

Муз. 1 куплет Пасодобль «Рио-Рита», звук воздушной сирены, минус  «Священная война».

Музыка продолжает звучать, мальчики перестраиваются в строй. Обрывается «Рио- Рита, начитает звучать звук воздушной сирены, минус  «Священная война». Довоенные плакаты скручиваются и остаются военные плакаты. Мальчики маршевым шагом отправляются к лестнице на 3–ий этаж.

Бой

Фае 3–его этажа.   26, 34 группы

Ведущая. Пришли враги разорять нашу землю, и становился каждый бугор, каждый ручей, каждая высота еще милее и дороже. И народ защищал их потому, что они наши - советские.

Действующие лица

Связист – Кристина Сафоева.

Медсестра 

Раненный – Семён Гормаш

1-й летчик  -

2-й летчик –

Моряк - Данил Зыков

Автоматчик –Данил Козлов

Оформление: на ящике лежит карта, возле стоят пеньки, на стене растянутая маскировочная сетка, на одном из пеньков стоит рация. Расстелена плащ- палатка.

Инсценировка  стихотворения С. Михалкова «Мы тоже войны».

Муз. Звучит шум боя, когда все гости подойдут, затихает шум.

1.        Связист (ребенок сидит на стульчике, изображая связиста, на голове — наушники, в руках — микрофон или телефон).

Связист:  Алло, Юпитер? Я — Алмаз,

Почти совсем не слышу вас,

Мы с боем заняли село.

А как у вас? Алло! Алло!

2.        Медсестра (перевязывает раненого, сидящего на стульчике, он стонет). 

Медсестра. Что вы ревете, как медведь?

Пустяк осталось потерпеть.

И рана ваша так легка,

Что заживет наверняка.

3. Моряк (смотрит в бинокль на небо):

Моряк.  На горизонте самолёт.

По курсу – полный ход вперёд!

Готовься к бою, экипаж!

1-й лётчик. Отставить, истребитель наш.

Два летчика рассматривают карту в раскрытом планшете или на столе.

1-й летчик – командир

Пехота здесь, а танки тут,

Лететь до цели семь минут.

2-й летчик. (отдаёт честь).

Понятен боевой приказ.

Противник не уйдет от нас.

Звуки боя звучат тихо.

Автоматчик ходит вдоль центральной стены, в руках автомат.

Автоматчик:

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг?

За домом очищаем дом.

Дети становятся в линейку, лицом к зрителю

Все вместе: Врага повсюду мы найдём. (встали и ушли.)

(перед музейным залом)

Ведущая. Похожему историческому событию посвящён один из залов нашего музейного комплекса.  История нашей страны неразрывно связана с историей нашего родного города.  О городе Новосибирске - нашей общей Родине и говорится в следующем зале. Разрешите вам представить музей «Краеведение». 

III часть. IV часть. Музей краеведения.

Предлагается войти в зал.

 В зале под мелодию песни

Муз.   «С чего начинается Родина»  минус Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского.

 ребенок читает стихотворение.

…………«С чего начинается Родина»

С чего начинается

Родина

С картинки в твоем букваре

С хороших и верных товарищей

Живущих в соседнем дворе

А может она начинается

С той песни что пела нам мать

С того что в любых испытаниях

У нас никому не отнять

С чего начинается

Родина

С заветной скамьи у ворот

С той самой березки что во поле

Под ветром склоняясь растет

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной

Которой не видно конца

С чего начинается

Родина

С окошек горящих вдали

Со старой отцовской буденовки

Что где-то в шкафу мы нашли

А может она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы которую в юности

Ты ей в своем сердце принес

С чего начинается

Родина...

Руководитель музей «Краеведение». Маленькая или большая Родина – это память, это невероятная привязанность и любовь человека к своему дому, к   красоте природы, места, где он родился.

Представление правой стороны «Природа».

На правой стороне нашей экспозиции расположены материалы  о природе  Новосибирской области.

Можно смело утверждать, что Новосибирская область представляет собой миниатюрную Западную Сибирь. Ее уникальность заключается в том, что здесь в предельной сжатости ландшафта последовательно сменяют друг друга сразу три природных зоны: лес, лесостепь и степь. В регионе множество крупных и мелких рек, более двух тысяч озёр. Отсюда богатое разнообразие животных и растений, которое дополняется обильным миром водной живой природы.

Природа прекрасна. Она делает нашу жизнь ярче и богаче, но только тогда, когда мы ее умеем любить и смотреть на нее добрыми глазами.

 А теперь предлагаем вам   в следующий зал нашего комплекса.

Выступление руководителя музея, посвящённого героям высоты №224,1

Муз. песня «На безымянной высоте»,  М. Матусовский, В. Баснер 

Через 50 сек. открывает дверь.

Руководитель. Все дальше, все глубже в историю уходит Великая Отечественная война.

Песня, которую мы с вами сейчас услышали, написана поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером для кинокартины «Тишина» по роману Юрия Бондарева.  Она так и называется « На  безымянной высоте». В этой песне рассказывается о реальном боевом эпизоде - в полосе наступления 139 стрелковой дивизии.

Наш музей и посвящен этому подвигу воинов  - новосибирцев.

18 бойцов – сибиряков  под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина  оказались в окружении превосходящих сил противника. Бойцы  сражались против нескольких сотен гитлеровцев до утра. Ведя этот смертельный бой, группа сковала значительные силы противника, что дало возможность основным силам 718-го полка нанести врагу жестокий удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт А из восемнадцати добровольцев уцелело только двое: сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин.  С их слов и была записана  история этого подвига.

Показывает на левую сторону экспозиции.

Вот эти  герои все они были нашими земляками, призванными  на Кировском призывном пункте города.  

Спустя 20 лет после победы поэт  Михаил Матусовский дописал  к своему стихотворению ещё несколько строк:

«На склонах обагренной Волги,

На берегах Москвы-реки

В своих дубленых полушубках

 Стояли вы, сибиряки.

Да будет не забыт ваш подвиг,

Как не забыты будут те —

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте".

Презентация правой стороны музея посвященного героям безымянной высоты.

 Руководитель музея предлагает обратить внимание на правую сторону,

Руководитель. На этой стороне нашего музея представлены экспонаты посвященные участникам Великой Отечественной войне дожившим до наших дней, а также труженикам тыла. У нас   в экспозиции есть настоящие награды, которые передали нам дети и внуки участников этих событий, не дожившим до нынешнего времени.  Фамилии…

Руководитель.  Продолжим нашу  экскурсию.

Выходят из зала. 

Муз.  Песня «На солнечной поляночке» («Тальяночка») В. Калабухов, А. Фатьянов  минус

Руководитель.  Музыка всегда в любые времена для людей имела огромное значение. Она помогала и в бою, и в труде, и на отдыхе. Поэтому мы очень дорожим нашими музыкальными экспонатами. Про них можно сказать, что они непосредственные очевидцы военных   и послевоенных лет.  Это патефон и гармошка.

Сценка «Теркин с гармошкой»

действующие лица:

В. Теркин

1 экскурсовод

2 экскурсовод.
Звучит веселая музыка (гармонь), выходит В. Тёркин и обращается к детям – экскурсоводам.

В. Теркин: Ну-ка, хлопец, на привале,

Песню звонкую разлей.

Пусть гармошечка играет,

Будет сердцу веселей!

1 экскурсовод. Наша русская тальянка,

На военных рубежах,

 Напевала на полянке,

Ночевала в блиндажах.

В. Тёркин. Мы дружили крепко с нею,

В те крутые времена.

Под гармошку борщ вкуснее,

И бомбежка чуть слышна.

 Шла до самого Рейхстага,

Одолев такую даль,

За веселье, за отвагу,

Я бы дал тебе медаль!

Отдает гармонь экскурсоводам, и те переходят к экспозиции с патефоном и пластинкам.

2 экскурсовод.
Песню про синий платочек
Тихо запел патефон.
В давние годы военные
Снова уносит нас он.
Крутится в вальсе пластинка,
Слышим мы голос родной,
Синенький скромный платочек
Зовёт танцевать нас с тобой.

Муз. Песня  «Синий платочек» в исполнении К. Шульженко

Руководитель. В дополнение к патефону, также нам подарили грампластинки 1936, 37, 47,56 года. И сегодня, я хочу вам представить часть этих пластинок, и дать прослушать в первом исполнении.

Выход из зала «Краеведения»

Руководитель. А сейчас мы с вами продолжим нашу экскурсию в зале «Краеведения». Посмотрите с левой стороны у нас показана история развития Новониколаевска – Новосибирска. Здесь вы можете посмотреть фотовыставку  нашего города от 30 до 80 годов.

Хочется сказать, что в пополнении экспозиций активное участие принимают жители нашего района,  родители,  педагоги детского сада  и подшефные организации.

Следующий зал нашего музейного комплекса посвящен космонавтике. Куда  мы вас  с удовольствием приглашаем пройти.

V часть.  Музей. «Космонавтики».

Гости подходят к музею.

Муз. «Я – Земля» - проход до зала музея.

Выступление руководителя музея «Космонавтики»

Ведущая.  Здравствуйте уважаемые гости, приветствую вас в музее «Космонавтики».

Космонавтика сложная, опасная, но очень интересная специальность, требующая от человека огромного мужества и самопожертвования.

Думается, каждого космонавта по этой причине можно уверенно назвать настоящим героем нашего времени. Но любой космонавт делает свои первые шаги к звёздам можно сказать даже с первых ступенек нашего детского сада.

 И мы надеемся, что наши малыши тоже, когда-то отправятся покорять космические дали.

Данный зал создан с использованием современной технологии, в нём вы можете познакомиться с историей освоения космоса.

А пока, посмотрите, как сейчас изучают космос наши ребята.

Показ презентации «»

 VI часть  – перерыв.

VII. Концерт. «»