Использование ментальных карт в обучении английскому языку

Цховребова Зинаида Владимировна

Доклад на тему: Использование ментальных карт в обучении английскому языку

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ментальных карт в обучении английскому языку

«Хотите мыслить творчески                          

 и легко запоминать?

          Рисуйте!»

                  Тони Бьюзен                                                                                                                                              

     При переходе общего образования на стандарты нового поколения неотъемлемой частью педагогической деятельности любого учителя становится формирование на уроках универсальных учебных действий (УУД). Ученик должен научиться осмысливать полученные знания и уметь ими пользоваться в повседневной жизни, а также научиться ставить учебные цели, задачи, проектировать пути их реализации, рефлексировать свои действия и использовать полученные знания на практике. Поэтому основной задачей педагога должно стать стремление развить в учащихся творческие и интеллектуальные способности. В современной методике существует огромное количество технологий, развивающих мыслительную деятельность учащихся. ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.              Главная цель системно-деятельностного подхода – научить детей учиться, т.е. усваивать и перерабатывать информацию. На современном этапе развития общества объём информации настолько велик, что учащимся неизбежно приходится сталкиваться с определёнными требованиями к памяти, умению решать задачи и анализировать сложные данные. Если приложить меньше усилий, большая часть информации останется неусвоенной. Упорство ведёт к снижению работоспособности, а учёба, как следствие, ассоциируется со скукой и постоянной усталостью.

     Цель каждого учителя – заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит, в том числе, и от того, какие приёмы в обучении использует учитель. Чтобы научить учиться всех обучающихся, и сильных, и слабых, существует множество инновационных методов развития когнитивных способностей. Наиболее значимый - метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т. Бьюзена.

      В данной статье хотелось бы отметить преимущества применения технологии интеллектуальных карт на уроках английского языка.  Как известно, человеческий мозг имеет два полушария: левое и правое. Левая сторона отвечает за логику и порядок, извлечение фактов и их анализ. Правая сторона – за творчество и восприятие невербальной информации (через шестое чувство). 

     По мнению Бьюзена, запомнить информацию, которая представлена исключительно в форме текста, сложно, потому что при ее считывании задействуется только левое полушарие, а правое при этом бездействует, дремлет. Человек мыслит картинками. Бьюзен утверждал, что слова – это просто подпрограммы, которые облегчают формирование изображений в нашей голове. Использование картинок и графических элементов в ментальных картах гармонизует работу мозгу, активизируя сразу оба полушария. Поскольку мозг начинает работать комплексно, задействовав инструменты левого и правого полушарий, то мышление становится ясным и структурированным, улучшается память и повышается креативность.

           Области применения метода «Mind-Maps» на уроках английского языка

Mind Mapping- один из приёмов технологии критического мышления. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями.

Попросту говоря - это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее. Приём «ментальных карт» позволяет одновременно активизировать два полушария и оба вида мышления (логическое и творческое).

    Таким образом, ментальные карты – это техника, при помощи которой можно:

1) упорядочить мыслительный хаос;

2) запомнить большой объём данных;

3) составить планы любой сложности и контролировать их выполнение.

    В своей работе я наиболее часто использую Mind Maps при работе с лексикой, грамматикой и фонетикой. Мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные. Учащийся сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти и мышления. Ведь, представляя каждое слово в виде картинки, мы используем навыки, характерные как для левого, так и для правого полушария мозга. Слова – это функция левого полушария, а образы и фантазия – правого. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. К тому же, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

При изучении и закреплении новой лексики и грамматики применяю следующие способы работы с картами:

  1. Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.
  2. Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.
  3. Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.
  4. Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

     Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:

  1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения
  2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся
  3. Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся
  4. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Организовывать самостоятельную работу учащихся.
  5.  Организовывать проектную деятельность учащихся.
  6.  Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
  7. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

   Мыслительные карты можно использовать, для:

1) работы с лексическим материалом: введение новой лексики закрепление новой лексики контроль лексики.

 2) работы с грамматическим материалом. Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания

3) работы с текстовым материалом. Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

 4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор. Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) представления результатов проектной деятельности. Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

6) проведения “мозгового штурма”. С помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные.

7) проведения дискуссии, дебатов.

В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Главное же достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

                            Использованная литература:

 1. Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2012. – 208 с.

 2. Бьюзен. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн