2.1-2.4 .Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

Кунгаа Айланмаа Хомушкуевна

2.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.   Продуктивность  личного  вклада  педагогического работника в   повышение  качества образования.

Тема мероприятия

класс

Форма проведения

2.1

классный  час « Мы  выбираем  здоровый  образ  жизни»

классный час

2.2

 Внеклассное  мероприятие  ко дню национального  праздника  Шагаа -2021 Шаг  чаагай, шагаа  чаагай!

классный  час

2.3

 « Авам  чаагай  суттуг  шайы»

мамы 1-11 кл

конкурс  

2.4

« Улус  аразындан авам  караа чылыг»

мамы 1-11 кл

круглый  стол



Предварительный просмотр:

             

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ак-Довурака, Республики Тыва.

Классный час составила: социальный педагог школы

Кунгаа Айланмаа Хомушкуевна

                                                                             

                                                 2021г

  Классный  час «Мы выбираем ЗОЖ!»


МЫ ВЫБИРАЕМ ЗОЖ.

Что же такое здоровый образ жизни? В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической работоспособности.

Цель: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; дополнить представления девятиклассников о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.

Задачи:

  1. Развивать знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни.
  2. Формировать навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
  3. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

-Про здоровье люди думали и в древности, это подтверждают пословицы, а пословицы - это народная мудрость. Недаром много сложено в народе пословиц. 
- А какие пословицы о здоровье вы знаете? (Ответы учащихся)

 Вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.

Ход мероприятия

Я бы хотела обсудить с вами, как поддерживать свое здоровье, что необходимо делать, а чего лучше избежать.

После обсуждения ученики делают вывод о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются:

  • Отказ от курения.
  • Отказ от алкогольных напитков.
  • Отказ от наркотиков.
  • Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность.
  • Рациональное питание.

Как мы выяснили,что необходимо правильно поддерживать свое здоровье. С помощью каких приемов у нас это получится?

Безусловно, правильное дыхание.

Необходимо всегда дышать через нос. В носовых ходах воздух очищается, согревается, увлажняется. В оздоровительной гимнастике под названием «йога» принято считать, что «одно только поколение правильно дышащих людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное». Конечно же, важно и то, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым.

Правильное питание.

Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным.

Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты,  повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.

Занятие физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание.

Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья.

Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.

Факторы, негативно влияющие на здоровье человека.

Курение часто относится к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирают около 2,5 млн. человек. В табачном дыме около 400 компонентов, 40 из которых имеют канцерогенный эффект, т.е. способны вызвать раковые заболевания. Наиболее опасен радиоактивный полоний-210. Особенно пагубно влияет курение на организм женщины. Если женщина курит в период беременности, то повышается вероятность выкидыша, снижается вес плода, могут произойти преждевременные роды. Ребенок у такой женщины чаще болеет. Если женщина курит в период кормления грудью, то ребенок становится слабым, болезненным, отстает в развитии. Очень вредно курение для детей и подростков, юношей и девушек. Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить всю жизнь. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Так называемое «пассивное курение», когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как и собственно курение.

Как ты думаешь, чем жертвует человек ради курения табачных изделий?

С каким из данных утверждений вы согласны? 

 Как вы думаете, какие из нижеперечисленных жизненных ситуаций в первую очередь подталкивают к курению подростков

Как ты думаешь, - курение вредно для здоровья?

Почему курение может быть вредным для здоровья?  Какие сигареты на твой взгляд приносят наибольший вред организму?

Верно ли, что в большинстве стран модно курить? 

У кого наибольшая зависимость от табака?  Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается

продолжительность его образа? 

 А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма.

В первую очередь страдают органы дыхания. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением. Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, более сорока, из которых, вызывают рак, а также несколько сотен ядов, включая никотин, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, окись углерода, синильную кислоту и т.д. В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения за год!

Алкоголизм.

В глубокой древности человек познакомился с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но и приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивается головной болью, разбитостью, дурным настроением. Наши далекие предки и не догадывались, какого страшного врага они приобрели. Основным составляющим веществом большинства алкогольных напитков является этиловый спирт. Принятый вовнутрь, через 5–10 минут он всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у тканей и органов кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени.

 Кровеносные сосуды под действием алкоголя сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров, – вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу (низших) подкорковых отделов мозга. Поэтому опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных низших отделов мозга.

Известный русский психиатр С.С. Корсанов так описывал это состояние: «Опьяненный не думает о последствиях своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно… Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам. А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым. Все в его личности, что сдерживается воспитанием, навыками приличия, как будто вылезает наружу. В состоянии опьянения человек может рассказать любую тайну, теряет бдительность, перестает быть осторожным. Недаром говорится: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

На телеэкране запрещена реклама алкогольных напитков и сигарет, а реклама пива все же присутствует. Пиво – совершенно доступный напиток для молодежи. Значит, оно безвредно? Пиво вовсе не так безобидно, как порой, кажется. Оно делается из полезного продукта – ячменя. Этот напиток содержит углеводы, белки, жиры и даже витамины. Но в процессе приготовления пива микробы брожения уничтожают все полезные компоненты, так что пользы от него, мягко говоря, нет. К тому же 0,5 л пива соответствуют 60-80 г водки. По наблюдениям немецкого психотерапевта Э. Крепелина, 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно  много пили пива. Кроме того, не забывайте, что это очень калорийный напиток.

Наркомания.

Часто первый шаг к наркотикам делается из любопытства. До 60% наркоманов именно так «попробовали» наркотики. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, ее процесс столь стремителен, что в 30-40 лет наркоман – это уже глубокий старик. От психологической склонности до физической зависимости проходит всего 2–3 месяца. Наркотические вещества оказывают на организм человека чрезвычайно выраженное влияние. Нервные клетки как бы сгорают, резко снижаются защитные функции организма. Беззащитный организм подвергается атаке множества болезней. Страдают все органы и системы организма: поражается мышца сердца, возникают гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, цирроз печени, желчнокаменная и почечно-каменная болезни, пневмония, плеврит, гепатит, СПИД. Нарушаются все виды обмена: белковый, углеводный, жировой. Изменения личности выражаются в прогрессирующей деградации, нередко переходящей в слабоумие.

– В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных привычек;
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции;
  • высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

– Ребята, давайте попытаемся наши представления о счастливой полноценной жизни выразить в виде дерева жизни. Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: « я могу», «я хочу», «я должен». Это ведь замечательно, что человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит тому, что он должен, не противоречит интересам других людей; когда то, что человек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями – «составляющими здоровый образ жизни».

Заканчивается занятие изучением общественного мнения: каждому раздаются заготовки (изготовленные контуры лица, на котором нарисованы только глаза.



  В зависимости от отношения к проблеме здорового образа жизни, веры в личные возможности сделать свою жизнь счастливой, оптимизма, дети рисуют различные выражения лица – чем шире улыбка, тем больше уверенности в завтрашнем дне и в свои силы. Затем рисунки вывешиваются на доске.

-Желаю вам крепкого здоровья! До свиданья!

          Заключение.

И курение, и алкоголизм, и, тем более, наркомания все больше и больше заставляют задуматься подростков, задуматься о своем будущем. Ведь все эти привычки сказываются на социальной, экономической, психологической и культурной жизни общества.

Сейчас, на рубеже тысячелетий, часто говорят о приближающемся конце света. Но, если человечество не остановится, не начнет задумываться о себе, о своем будущем, то оно само себя обречет на полнейшее вымирание. Если не будут предприниматься меры по предотвращению распространения алкогольных и табачных изделий, наркотиков среди молодежи, если не будет проводится пропаганда здорового образа жизни, человечество останется без будущего, и, быть может, через несколько десятилетий о нашем времени будут говорить «они не смогли вовремя остановиться»…

Проблема “вредных привычек” является наиболее актуальной в наше время, и борьба с ними – это задача не только государства в целом, но и каждого отдельного гражданина. Методическая разработка направлена, в первую очередь, информировать подростков о губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека.

Литература

  1. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -336 с.
  2. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях: Кн. для всех. — М.; СПб.: Бином; Невский Диалект, 1998. — 125 с.
  3. Братусь Б.С., "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма", -Москва, 1999г.
  4. Васильева З.А., Любинская С.М, "Резервы здоровья",- Москва, 2001.
  5. Величковский Б. Т. и др. Здоровье человека и окружающая среда: Учеб. пособие  — М.: Новая школа, 1997. — 236 с.
  6. Запороженко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. - М.: Медицина, 1985.-32 с.
  7. Искусство быть здоровым: Ч. 2 / Чайковский А.М., Шенкман С.Б. - 2-е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 96 с.: ил.
  8. Касмынина Т.В. “Влияние алкоголя на организм полростка”.- М., Просвещение 1996 г.
  9. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 463 с.

  1. Снайдер Д. Курс выживания для подростков: Пер. с англ. — М.: Горизонт, 1995. —208с.
  2. Куценко Г. И., Ю. В. Новиков, "Книга о здоровом образе жизни", -Москва, "ПРОФИЗДАТ" 2000 г.
  3. Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., «Как стать сильным и выносливым»- М., 2004.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ак-Довурака, Республики Тыва.

Мероприятие составила: социальный педагог школы

Кунгаа Айланмаа Хомушкуевна

   

                                                  2021г

Тема: Шаг чаагай, Шагаачаагай!

Сорулгалары:

1.Тыва улустун ай календары-биле чаачылуткулдазы-биле таныштырар;

2.Оюннар таварыштыруругларнындылдомаансайзырадыры;

3. тываулустунчанчылёзузунтаврыштырэкиаажы-чаннгакижизидер.

Арга-методу:беседа, оюннар.

Дерилгези:шагаадугайындачуруктар (слайдылар), улегердомактар.

Чорудуу.

  1. Организастыгкезээ.

а) амыр-менди, аалчы-биле чолукшулга.

-Шаг чаагай, шагааамыр! Чылбажыкелди, чыланкежитуледи. Хой чылымоорлаполур, ажы-толге, арат-чонгааас-кежик курай-курай!

б)сорулгаларындамчыдар.

-богунгуклазывысшагындаШагаадепчулдээрзинбискеЧылгычынынкырган-авазындандыннапбилипалыр бис, уруглар.

II. Кол кезээ. Эге сөс.

- Шагаадугайында беседа.

ЧоончукулустарынынШагаадепбайырлалы бар. Шагааны кыш тонуп, час айыэгелептурдабайырлаар. Шагаа - тывачоннунЧаачылы-дыр. Шагаагабелеткелкустен-не эгелээр. Чемнин эн экизин, дээжизинбелеткээшшыгжапкаар. Шагаахунунгеуткуштураъш-чеминбыжырар.Укчемнернианаа-ла чий бербес. Олчемнерниндээжизин отче, оранчуртчеоргуур, санчечалаар. Шагаабайырындаамыр-мендиникелген чон онзахундуткел-биле солчур. Чолукшулгадээр - бичиикижихолунадаангасалыр, а улугкижикырынга.

( чолукшулгаёзузунулуглар-биле кадыкылыр)

Билипалынар, уруглар!

Шагаа 9 ёзулалдыг: сан салыр, чаламабаглаары, чажыгчажарыболгашйорээлсалыры, чалбарыыры, акхаргаарыгланыпкактаныры, чунгулаары, моорейлигоюннаройнаары, Шагаа дою кылыры.

Сан-Шагааныныдыксузуглелдигодаа.

Чаламашойгенхендирге азы ыяшбудуктарынгабаглапкаарянзы-буру оннугдилиндек постер.

Йорээлбугу-лечувегечаагайкузээшкиннерёзулалы.

Чалбарыгоран -тандыээлеринденбугу-леэкини (аайны) дилепаарынынёзулалы.

III.Моорейлигкезээ.

- Аалгакиргенкижиаякэрииызырар,

Аргакиргенкижисаатдайнаар.

-Изигсуттугшайларданаяктаргакудупижип, аъш-чемденчооглаалынар

Ыры «Шайывыс»

Созу: Ч.Кара-Кускении

Аялгазы: А.Тановтуу


Хуннунишкешпокпес-даа

Хундуткелдигчемивис

Кузелхандыраартапаар

Куш-лекиирершайывыс

П-в

Ааштандатоттурар,

Аараанда- сегидер,

Шагзыраанда- сергедир

Шайывыс, шайывыс!

Унген-киргенулуска

Ургулчу-лесоннепбээр,

Чугаа-сооттуооскудер

Шынапчаагайшайывыс!

П-в

1-ги моорей: Тывызыымдытбаштады

Тоолумдошадаакирди.


1.Дорт алышкы, дортчузуноннуг. (дорт уе).

2. кудууртанкелдим ,кумдансайданкелдим

Кумдансайданкелзе-даа, кумга сайга борашпадым( тараа).

3. ужупчорааш, ыыттавас, удупчыткаш, ыыттавас,

Оттупкелгеш, моорепунер. (хар)

4. сен келдин, мен келдим,

Ыытчоккакелдивис. (чааптурархар)

5. Дээримденкелгенделгемакторгумнун

Ишти-даабилдинмес, дашты-даабилдинмес( черкырындахар)

6. Башкыхолумайышкак, сонгу буду шоюшкак (кодан)

7.Кон-кон ыыттыг, кондаалайындасаадактыг (элик).

8.Кижи чуге хая корнурул?

9. унеркалбан, киреркалбан(эжик).



2-ги моорей. Узун тыныш.

Хогжумнугбайыр. Танцы.

3-ку моорей. Дургенчугаа.

4-ку моорей. Улегердомак.

5-ки моорей. «ундуритчир». Уругларга.

Шанналдар. Кырган-авагамогейиг.

IY. Туннелсос.

- Богунгуклазывысшагындачунубилипалдынар, уруглар? Шагаадепчул? Шагааёзулалдарынамбирсактыптынарам. Чуусолунболду?






Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ак-Довурака, Республики Тыва.

Тургузукчузу:  Кунгаа Айланмаа Хомушкуевна

социальный педагог башкы

                                                                             

                                                 2021г

         Аваларга  моорей  «  Авам  чаагай   суттуг   шайы»

                                                                                      Аяк шайым,
                                                                                     Сарыг Шайым,
                                                                                     Амданныг-ла
                                                                                     Тыва чемим.


Сорулгазы:  Тыва улустун хундуткелдиг чеми, суттуг шайнын тоогузун, оон янзы-буру хевирлерин, кезектерин, канчаар хайындырарын ооредир.
Дериглези:   Шай дугайында улегер домактар, ыры, шайнын янзы-буру кезектери саазында шайнын хевирлери, хайындырып каан шайнын хевирлери. Магнитафон кассетазы.
Организастыг кезээ: Сорулгазын болгаш темазын дамчыдары. «Аяк шайым» ноутбукта  ырлап турар. 
Кол кезээ:

  Делгелге :  

    Хайындырган шай делгелгези.

    Эдилеп чоруур шай, дус хавын делгеп салыр.

    Амданныг шайынын чажыттары.

Шай дугайында беседа.
Шай ог-булеге эн-не хундуткелдиг, ыдыктыг чем: тыва кижи оонге шайын куруглатпас чораан. Хонек, саваларнын эн хундулуу, ону ургулчу арыг-силиг тургузар. Шай кудуп ижерде безин оору кодурбес дээр. Аалга кирген кижи аяк эриин ызырар, арга кирген кижи саат дайнаар деп тыва улугер домак безин шайны кайы-хире хундулеп чораанын херечилеп чораан. Огге келген улуг-даа, бичи-даа кижиге тыва чон шайын бир-ле дугаарында соннээр.
Шайнын хевирлери.
-Хайындырар шайнын хевирлери янзы-буру. Оларны чугаалаан аайым-биле силерге амзадыр мен, амданнанып корунер, сонуурганнар уруглар.
1. Шай (чеми четчир, кара азы суттуг шай) шаар.
2. Хымыраан (чеми-даа, дузу-даа четпес кылдыр суттеп каан).
3. Шеннеден хайындырган (кузун шенне быжа бээрге казып алгаш кургаткаш соктап аар).
4. Уурак (аа-биле) суттээн Тыва шай.
5. Манчы шай.
6. Чудап шай.
7. Инек-караа бурузунден шай.
Шай хайындырары улуг мергежил. Ону чем четчип, шары бадып, чыды унгужеге чедир хайындырар, саарар. Суттэрде шээр мал судун ажыглаар, судун кыйгак дээр чораан. Чок болза кызыр инек суду-биле суттээр.
Шаанда Тывага кээп чораан эртемдээнер тыва шайны амзап ижип коргеш делегейнин кандыг-даа рестораны ынчаар хайындырып шыдавас деп унелээннер. Чуге дээрге сарыг шайга шенне, ыт-кады дээш, оске-даа эм оъттарнын хевилерин амдан киир кады хайындырган турган.
Аъш-чем -- чоннун культуразынын база бир чугула кезээ.
Шайдан унуш Мурнуу-Барыын Кыдаттын тропиктиг бедик дагларында унуп турар. 15-17 метр хире ыяштардан бомбурзекке тараан. Шайны бодунун чуртундан сонгаарладып тарыырга, унуш чыкпайып, чадаг ыяш апарган. Амгы уеде делегейнин 30 ажыг чурттарында остуруп турар. Эн эки шайлар Кыдат, Индия, Цийлон, Япониянын дагларында унуп турар. Шай дыка хой сорттарлыг, аттарлыг, а харын-даа оннерлиг.
Тывада шагдан бээр нептерээн шайлар: сарыг, байгуу шай. Шай Тывада ырак тоогулуг дээрзин тыва тоолдар бадыткап турар. «Чин шайын хайындырып,
Чигир-боовазын салып,…» - дээн состер тоол бурузунде бар. Чин дээрге дензилеп каан чуък. Чинни теве, аът-биле Бээжинден (Пекинден) Моолдан чудуруп эккеп турган. Тываларнын биеден бээр ижип келген шайынын ады оон унген. «Чин шайны хайындырып» дээрге-ле дендии амданныг шайны хайындырары дээни ол. Кыдаттын чин шайы Тывага 1936 чылга чедир кээп турган. Кумза дээрге-улузундан аргып кылган хааржок.
Кызыл шай.
Кызыл шай-дыт човурээзинден шай. Шайны солуптар ол дег хой кофеинниг унуш бойдуста чок. Ынчалза-даа бугу чоннар шай ортээ аар, тывылбас шагда чурттап чораан черинин унуштерин суксун хайындырарда калбаа-биле ажыглап турган. Ындыг байдал Тывага дыка сайзыраан турган.
1913 чылда Бай-Тайганын Кара-Хол чоогунга чораан шор сооктуг миссионер П.Штыгашевтин мынчаар бижээни солун: «Шай кижи бурузунде турбас. Ынчангаш олар янзы-буру ыяштарнын човурээзин ажыглаар.» Тыва тоолдарда «чоннун уези човурээ шайын» чылыдып алган дээн ышкаш состер ында-хаая эвес таваржыр.
Шай хайындырар човурээни тывалар чаагай, чоон дыттын холеге талазындан ыяштын чулуун балыглавайн, картааш, куу картын кызыдыр чолуп кааптар. Болган хоюг човурээни хаптаптар. Ону дурбууш-биле хоюдур тыртпылааш, улугларын согаашка эки чуура шааптар. Шайны хайындырары чаа андарлып эгелээн 3 литр сугга 1 улуг омааш ишти човурээни опайтыр каггаш, бичии отка саартпышаан 8-9 минута чымыладыптар. Оон соонда суттээш, шай андарылгыже саарып, хайындырыптар. Болган човурээ шай кызылдыр оннуг, чуксуг, хоюг амданыг боор. Ынчангаш ону кызыл шай дээр. Тывалар човурээ шай чодулге, ижинге эки дижир.

Хараган картындан шай.
Тывада 6 янзы хараган бар: хола-хараган, кызыл-хараган, инек-хараган, кара-хараган, теве кудуруктуг болгаш ховар чугле Тапсы ору унген, алтай хараган. Час эгезинде чулуп шимчээр уеде хараганнарнын картынга чем будумелдер ковудээр. Шай хайындырарда хола-хараган картын чазып сывыргаш, балды азы бижек-биле доорай какпылааш, изиг сугже кааптар. Ол чанчыл чамдык черлерде ам-даа уттундурбаан. Чеми: 1 литр сугга 1 улуг омааш ишти хойну каарга ажыгзымаар апаар. 8-9 минут хайындырар. Суттээш, суксунга ижер.

Черлик шай. Шайназа.
Шайназанын кызыл-ногаан чечектери июль ортузунда тайгаларнын ажык ийлеринде, оргеннерге, хемчигештер унунга чингир-ле турар. Ол уеде ону чыггаш, салгынныг холегеге кургадып аар. Кыжын шайназаны пашка суг хайныры билек каггаш, саванын аскын хаапкааш, 10-15 минут чымыладыр хайындырыптарга сарыг-ногаан шай белен. Ону карага-даа суттеп-даа ижер. Ол чугле суксун эвес, кончуг эки эм. Сураглыг эртемден М.Варланов 1913-1933 чылдарда Бурят ламаларнын ажыглап турар эм унуштернин шинчилеп чорааш, мынчаар бижээн: «Шайназаны ижин-шойунду оюлганы, оон ыжыктарын эмнээринге сумелезе чугула.» Оон будумелдеринде хой демир, никель, чес, марганец, титан, молибтен бар дээш оске-даа микроэлементилерни тыпкан. Шайназын дазылын чаш кокте чазын, чем кылып чиир, ында хой крахмал бар.

Шенне шай.
Тываларнын толчургу улегер чугааларындан: бирээзи паларган, турамык бай, оскези карачал ядыы ийи оол чоруп орган. Шенне чаны-биле чыткаш, оларнын баштайгызы:
- Чыдыг сигенни! – дээштин, кымчылап эрткен. 
Ийи дугаары:
- Чараш чечектиг, чаагай чемниг! – дээш, эргеледип суйбапкаан.
Шаг баскыраан уеде эриг баарлыг карачал оол шенне дазылын казып чип чорааш, дириг арткан; Ында хой крахмал, чигир бар. А улуургак, дон сеткилдиг чиир чуве тыппайн аштап олген.
Бирээде, канчаар-даа тодуг, байып азы ядарап баксырап чорзунза, сон-мурнуулуг чор, арын-нуурун ышкымыл деп чуве бо.
Ийиде, шенне дээрге тываларнын чуттуг, берге, аарыг-аржыктыг уеде дузалаар, аргаланып даяныр эргим чараш унужу деп чуве моон коступ турар
.

Хадын бурулеринден шай.
Тыванын ыяштарынын аразында хадын база бир онза унуш. Эн-не отчуг ыяш хадын, эн-не быжыг ыяш база хадын. Тывада 6 янзы хевирнин хадыннары бар: чадан ыяштардан эгелээш бедик ыяшка чедир. Салбагар бурулерлиг (береза бородавчатая) бурулери-биле шай хайындырары моолдан дамчып, улегерлеттинип келген дижир. Хадыннын чулдузу-биле база шаанда чон, ылангыя тожулар шайлап чораан. Борбак чулдуну изиг сугже супкаш, чеми унуп, шай кара-хурен апаарга уштуп салгылап, оожум дык ур ынчаар ажыглаар турган. Чулду шайда кандыг-даа амдан чок. Тожунун улуг назыныглары кадыынын быжыын ижип чорааны оът холаан чулдулуг шайдан келген дижирлер.

Башкарыкчы:

Частын онза байырлалы – Март 8-биле!

Март сестин будуузунде хережээн чон

Мага-хандыр ойнап-хоглеп, байырлазын.

Чазык-чаагай хулумзуруг арыннардан

Частын чараш байырындан ыравазын!

Аваларга оюн - морей:

1. Йорээлдер.

2. Шай дугайында ырылар, шулуктер.

3. Айтырыгларга харыы.

 Аваларга  байыр  чедириишкинни  сам  « Аяк-шайым». 11а  класстын  оореникчилери

 шулук  « Херээжен».  Кужугет  А-С. Б-  тыва –дыл  литература  башкызы.

«Авам  чаагай  суттуг шайы»  деп  моорейивис   моон-биле доозулду.  Келген аваларга, башкыларга, угбаларга, кырган-аваларга база катап байырлал таварыштыр кан-дег быжыг кадыкшылды, амыдырал-чуртталганарга чугле экини кузевишаан, чедип келгенинерге улуу-биле ооруп четтиргенивисти илередип тур бис.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ак-Довурака, Республики Тыва.

Тургузукчузу:  Кунгаа Айланмаа Хомушкуевна

социальный педагог башкы

 

                                                     2021г

  Круглый  стол   по  теме « Улус  аразындан  авам  караа  чымчак»

Цель : способствовать  формированию   нравственных  качеств  личности  матери;

пропаганда культурных, нравственных семейных ценностей и почитания женщины-матери, ее неоценимой роли в воспитании детей и сохранении семьи.

  • способствовать  сохранению  национальных  традиций  и  повышение  роли  матери  в  воспитании  детей.
  • воспитание уважительного отношения к женщине, к женщине – матери;
  • укрепление семейных отношений.

Ход  мероприятии:

Вступительное  слово  социального  педагога  Кунгаа А.Х

Добрый день, дорогие мамы, здравствуйте, милые женщины! Разрешите поздравить вас с нежным семейным праздником, Днём Матери, наполненным яркими красками осени, ароматами зелени и фруктов, собранных в садах.

Мама! Какое великое слово! Мать даёт жизнь своему ребёнку. Мать волнуется и печалится, чтобы ребёнок её был здоров, сыт, счастлив. Мать - это окно в мир!

Она помогает ребёнку понять красоту мира. У мамы самое доброе, самое ласковое сердце, самые нежные, самые заботливые руки, которые умеют всё. В её сердце никогда не гаснет любовь!

 Презентация  « Ава  ог-буленин  корунчуу» Кужугет  Айсуу  Байыровна

   методист  по  научной  работе.

 Поздравление  мам.

Стихотворение « Мама» Сонам-Байыр  Аюна 11а кл

 Песня « Мама» 3б класс

  Стихотворение « Милая  мамочка» Чыргал  Алена 3б класс

Этапы:

Выставка « Уран-кыс  удазынга  ораашпас»

Аванын  толунге ынакшылы. Колыбельная  песня « Любовь  к своей ребенке».

Викторина  для  учащихся.  Хорошо ли вы знаете свою маму.

Детям и мамам раздаются анкеты. Потом ответы сравниваются, и выясняется, на сколько хорошо дети знают свою маму.

(Любимое блюдо мамы, любимая телепередача, умеет ли мама пользоваться интернетом, какую песню напевает чаще всего, что ее особенно сильно может огорчить, расстроить и т.д.

5.Обсуждение Качества идеальной женщины.

Все вы, когда вырастете, станете родителями. Создадите свой дом, будете обустраивать семейный уют. А кого мы называем хранителем семейного очага, хранителем любви в семье?

Женщина – это мама, жена, хозяйка. Многое приходится ей успевать за день, приготовить еду, постирать, прибрать, уделить внимание мужу, детям. Подсчитано, что женщина за год моет 18000 ножей, вилок и ложек, 13000 тарелок и 8000чашек. Без помощи близких ей не обойтись, ведь большинство мам еще и работают.

- А как вы представляете себе качества идеальной женщины: жены, мамы, хозяйки дома. (обсуждение, совместно с родителями)

Как и раньше, сегодня ценятся качества женщины, в первую очередь связанные с материнством: нежность, доброта, заботливость и.т.д.

- Современные женщины часто в стремлении к карьере откладывают материнство или даже отказываются от него. Как вы думаете, правильно ли это? (обсуждение)

Давайте постараемся ежедневно делать жизнь наших мам немного легче и праздничнее. Цените своих матерей, дарите им минуты радости, будьте заботливы и всегда помните, что мы все перед ними в неоплатном долгу. Пусть светом и добром отзываются в наших душах бесконечные заботы, терпение, любовь и преданность мам.

Фотозона

Все  мамы фотографировались  с  дочерями.

На такой позитивной ноте закончилось наше мероприятие, доставившие много радости и приятных впечатлений всем присутсвующим.