Методическая копилка

Чурукпан Наиля Анатольевна

В данном разделе собраны материалы и презентации к урокам на разные темы, которые можно использовать в подготовке и проведении занятий.

Сайты для воспитанников и родителей:

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

«Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно - гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.

Дошкольный возраст - это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Умения - это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык - это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

«Как ни важны навыки не следует забывать что, одно только овладение ими ещё не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всём и требуя от ребёнка выполнения определённых правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п.»

Цель исследования - изучение процесса формирования культурно - гигиенических навыков и апробация системы способствующей эффективному использованию игровых методов.

Объектом исследования является процесс формирования культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является влияние игрового метода на формирование навыков личной гигиены у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- Изучить теоретические основы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

- Выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

- Выявить особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста и выстроить систему работы, определить степень эффективности использованных игровых методов для формирования навыков личной гигиены.

- Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Методы исследования

В процессе работы использовать разные методы педагогических исследований: изучение и анализ психологической, педагогической литературы; создание проблемных ситуаций; опытно - педагогическая работа; беседа с ребёнком; целенаправленное наблюдение за детьми в их самостоятельной деятельности.

По определению известного физиолога Н.И. Щелованова « Режим дня в первые годы жизни ребенка - это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, а так же в деятельности.»

Воспитание культурно - гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

Здоровье - более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.

Формирование культурно-гигиенических навыков - процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно - гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Огромное значение режиму дня придавал выдающийся педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим - это средство воспитания, правильный режим должен отмечаться определённостью, точностью и не допускать исключений. Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.

А самое главное по режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у старших детей уже более сформированы. Из этого важно подчеркнуть, что возрастные особенности и индивидуальные способности детей играют важную роль в режиме дня.

 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка

Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы - объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными - наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно - гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.

Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом - орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет( ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры.

В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно - гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает его требования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается научить» - считают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина.

Освоение культурно - гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослым и маленькому брату! Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно - следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.

Первоначально ребенок замечает причинно - следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию. При этом следует опираться на опыт малыша.

В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действие, именно он достиг результата, он переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показывая другим свое «Я»: я сам умею умываться, одеваться, обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но сам! Хотя пока он освоил только простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки - ручки, завязывая бантик или шарфик - свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития - развитием воли.

Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». Афонькина Ю.А. и Урунтаева Г.А. считают: « Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.

С возрастом по мере овладения культурно - гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.

Таким образом, освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.»

 Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Условия и методы формирования культурно - гигиенических навыков

К числу основных условий успешного формирования культурно - гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.).

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа,» - советовал А.С. Макаренко.  

Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада и родители. «Ваше собственное поведение -- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, -- все это имеет для ребенка большое значение», говорил А.С. Макаренко

Для детей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п. Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действиями детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся - воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.). Н.Ф. Виноградова отмечает: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды».

Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом.



Предварительный просмотр:

Сценарий открытого занятия в младшей группе «Петушок и его семья».

 
Конспект открытого занятия в младшей группе "Петушок и его семья"

Цель: Сформировать у детей представления о характерных особенностях образа петушка, курицы и цыплят.

Задачи: Расширять представление детей о домашних птицах: курице, петухе, цыплятах; Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах. Обогащать словарь детей. уметь подражать голосам птиц. Формировать познавательную активность.Воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим»

Ход занятия:

Воспитатель вносит игрушку- петушка, накрытую накидкой. Воспитатель: Ребята, хотите узнать кто у меня в руках? Тогда отгадайте загадку : «Кто рано встает, громко песни поет, детям спать не дает?» (ответы детей). - Правильно, петушок. Рассматриваем петушка, выделяя особенности.

- Как поет петушок? (ответы детей) Потешка про петушка: Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

- А кого зовет петушок? Как вы думаете? (ответы детей).

- Петушок зовет курочку. Как он ее зовет? Ку-ка-ре-ку! (вместе с детьми) Воспитатель достаёт игрушку-курочку. Рассматриваем курочку, выделяя ее характерные особенности. Затем сравниваем курочку и петушка -Какой гребешок у петушка?

-Большой.

-А у курочки?

-Маленький.

-Что ещё есть у петушка?

-Бородушка.

-А у курочки есть?

-Нет.

-Как кричит петушок?

- Ку-ка-ре-ку!

-А курочка? Ко-ко-ко.

 Физкультминутка

Шел по берегу Петух, (руки сложены за спиной)

Поскользнулся в ямку Бух! (имитируем падение петушка)

Будет знать петух, что впредь (грозим указательным пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (показываем, что надо смотреть под ноги)

А как хозяйка подзывает петушка с семьей для того, чтобы покормить их? «Цып-цып-цып». - Ребята кто это там пищит, маму курочку зовет? (ответы детей)

Правильно, цыплята. А как мама курочка зовет цыплят? Ко-ко-ко! Как пищат цыплята? Пи-пи-пи. Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами. Я буду курочка, а вы мои цыплята. Вот сколько много у меня цыпляток. Как цыплята поют свою песенку «ПИ – ПИ»

Звучит песенка «Вышла курочка гулять».

Вышла курочка гулять. Воспитатель гуляет с детьми

Свежей травки пощипать. По группе.

А за ней ребятки

Желтые цыплятки.

Ко – ко, ко – ко – ко

Не ходите далекою. Грозят пальцем друг другу.

Лапками гребите

Зернышки ищите. Перебирают пальцами по полу.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка, Гладят себя по животу.

Выпили водицы

Полное корытце. «Пьют» воду из ладошек. - Ребята, вам понравились наши гости? - Да

-Кто у нас сегодня побывал в гостях? - --

-Петушок, курочка и цыпляток.

-Нашим гостям уже пора домой. Давайте с ними попрощаемся, до новых встреч!



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по математике

в подготовительной группе

«Веселая математика вместе с Буратино»

Открытое занятие по математике в подготовительной группе «Веселая математика вместе с Буратино»

Цель: Обобщение полученных знаний по математике.

Образовательные задачи:

- упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 10,

- совершенствовать умение детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10,

- закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, - закрепить знание о последовательности дней недели,

- закрепить ряд чисел в пределах 20, - закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры, - закрепить навыки составление целого из разных частей, - закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие задачи:

- развивать воображение, логическое мышление, смекалку, внимание, зрительную память,

- способствовать формированию мыслительных операций. Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к математическим знаниям,

- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно. - Воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.

Демонстрационный материал:

конверты с письмами, конверты с заданиями, дощечки для мостика с цифрами от 1; до 10; ручеёк из ткани, ель с шишками, ромашки, цифры, математические знаки, геометрические фигуры.

Раздаточный материал: листки бумаги в крупную клеточку, простые карандаши, портреты Буратино, раскраски.

Методические приёмы:

- игровой (сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, физ-минутка,

- словесный (чтение писем, вопросы, беседа, логические задачи,

- наглядный (демонстрационный материал,

- анализ занятия, поощрение.

Ход занятия

Дети заходят в группу.

Воспитатель. Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними

поздороваемся.

(Дети здороваются с гостями)

Воспитатель. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, весёлое.

Воспитатель. Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение. Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Замечательно! Посмотрите на ваши лица, они сияют от радости и теплоты, я надеюсь, что это настроение у нас будет в течение всего дня.

Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе это письмо. (Письмо №1). Хотите узнать, кто его написал? Дети. Да. Воспитатель. Ну, тогда отгадайте загадку. У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный. На земле и под водой, Ищет ключик золотой, Всюду нос суёт свой длинный, Кто же это? Дети Буратино. Воспитатель. Правильно. Давайте прочитаем, что нам написал Буратино. (Воспитатель читает письма) Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио заперли меня в чулане, потому что я не хотел учиться и не слушался Мальвину. Они сказали, что не выпустят меня пока я не решу их задания и не найду Золотой Ключик. А так как я плохо учился, то сам решить задания не могу. Прошу Вас, дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино.

Воспитатель. Ну, что. Ребята! Поможем Буратино? Дети. Да Воспитатель. Тогда нам надо отправляться в путь. Нас ждёт увлекательный мир математики. А пойдём мы с вами по дорожке. (Идут по дорожке).

(Звучит, веселая музыка. Дети идут по дорожке и находят 1й конверт с заданием). Воспитатель. А вот и конверт с первым заданием. (Воспитатель читает задание в конверте) Воспитатель. Задание называется «Переправа». Чтобы перейти речку надо собрать мост из дощечек. Но дощечки не простые, а с загадками, если вы их отгадаем, то сможете собрать мост. Справитесь с заданием. Дети. Да.

Математические загадки. 1. С хитрым носиком сестрица

Счёт откроет. (Единица). 2. У бабушки Ани внук Сережа, кот Пушок, собака Бобик. Сколько у бабушки внуков? (Один). 3. А братишка мой, Сережа, Математик и чертежник - На столе у бабы Шуры, Чертит всякие. (Фигуры). 4. Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире,

Стал он цифрою. (Четыре). 5. Что имеет вид кольца - Без начала и конца. (Ноль). 6. Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти, Сосчитают всё на свете. (Цифры). 7. Знает каждый карапуз: Знак сложенья — это. (Плюс). 8. По-латыни это слово, «меньше» означает, А у нас-то этот знак числа вычитает. (Минус). 9. У нее нет ничего: Нет ни глаз, ни рук, ни носа, Состоит она всего. Из условия с вопросом. (Задача). 10. Я с большим старанием, Выполнил. (Задания). Воспитатель. Ну, что собрали мост? Дети. Да. Воспитатель. Ребята, посмотрите, а на дощечках есть ещё и числа. Сосчитайте числа по порядку (считают вслух). Теперь посчитайте в обратном порядке (считают вслух). Сколько всего дощечек? (10) Воспитатель. Молодцы ребята, вы собрали хороший, крепкий мост. Первое задание выполнили. Можно переходить речку (переходят по мосту).

Воспитатель. Двигаемся дальше по тропинке, а тропинка извилистая. (Идут змейкой, между предметами). (Звучит «веселая» музыка, дети идут по дорожке, и находят 2й конверт). Воспитатель. Ребята посмотрите конверт с заданием № 2.

Воспитатель. Упражнение «Реши задачу» На елке висело 6 шишек, 2 шишки упало. Сколько шишек осталось на елке? Ребята, из каких частей состоит задача? Дети. Задача состоит из двух частей условие и вопрос. Воспитатель. Что такое условие? Дети. То, что мы знаем. Воспитатель. Что такое вопрос? Дети. Это то, что нужно узнать. Воспитатель. Давайте повторим задачу и отделим то, что мы знаем, от того, что мы не знаем. Что же мы знаем? Дети. 6 шишек висело на ёлке, 2 упало. Это условие задачи. Воспитатель. Что мы не знаем? Сколько шишек осталось после того, как упало 2? Это вопрос задачи. (Воспитатель убирает 2 шишки). Воспитатель. Как решить задачу? Дети. 6-2=4 (дети составляют решение задачи на доске). Воспитатель. Больше или меньше стало шишек после того, как упали ещё 2? Дети. Шишек стало меньше. Воспитатель. Насколько шишек стало меньше? Дети. Шишек стало меньше на две. Воспитатель. Сколько шишек осталось на елке? Дети. 4 шишки осталось на ёлке. Воспитатель. Молодцы. Послушайте, а можно ли решить эту задачу? На лужайке расцвело 3 ромашки, за ночь распустилось ещё 2. Стало очень красиво. (Воспитатель выкладывает ромашки на доске). Дети. Нет. Воспитатель. Почему? Дети. Это не задача, а рассказ. Нет вопроса. Воспитатель. А что можно узнать? Дети. Сколько ромашек на лужайке? Воспитатель. Мы составили задачу. Давайте повторим её, что мы знаем? Дети. На лужайке расцвело 3 ромашки, за ночь распустилось ещё 2. Это условие задачи. Воспитатель. Что мы не знаем? Сколько ромашек стало после того, как распустилось ещё 2? Это вопрос задачи. Воспитатель. Как решить задачу? Дети. 3+2=5 (дети составляют решение задачи на доске). Воспитатель. Больше или меньше стало ромашек после того, как распустилось ещё 2? Дети. Ромашек стало больше. Воспитатель. Насколько ромашек стало больше? Дети. Ромашек стало больше на две. Воспитатель. Сколько ромашек на лужайке? Дети. 5 ромашек на лужайке. Воспитатель. Молодцы, ребята, ещё с одним заданием справились. Но прежде, чем двигаться дальше и помогать Буратино, давайте с вами немного отдохнём. Вы согласны? Дети. Да «Физминутка».

. Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно. Воспитатель. Ну, что отдохнули? (Воспитатель находит конверт). Воспитатель. Ребята посмотрите конверт с заданием № 3, называется «Сначала подумай, потом ответь!» оно очень сложное, требует от вас внимания. Вы готовы отвечать? Дети. Да. (Воспитатель читает задание, дети отвечают)

1. Какой сегодня день недели? 2. Сколько всего дней в неделе? (7)

3. Как называется пятый день недели? (пятница)

4. Сколько в неделе рабочих дней? (5) 5. Сколько в неделе выходных дней? (2) 6. Какое число больше 13 или 14, 17 или 18. 12 или 15? 7. Какое число меньше 11 или 13, 10 или 16, 15 или 18? 8. Сколько пальцев на одной руке? (5) 9. Сколько пальцев на двух руках? (10) 10. Сколько солнышек на небе? (1)

11. Сколько лап у двух собак? (8)

12. Сколько ушей у двух кошек? (4). Воспитатель. Какие вы молодцы ребята и с этим заданием справились! Давайте двигаться дальше по дорожке, но будьте внимательны, на дорожке встречаются кочки, их надо перешагнуть. (Звучит «веселая» музыка, дети идут по дорожке и находят конверт с заданием № 4) Воспитатель, Задание называется «Геометрические фигуры». Ребята геометрические фигуры упали и рассыпались на разные части, нужно собрать геометрические фигуры из этих частей.

(Дети собирают геометрические фигуры на столе). Воспитатель. Ну, что справились? Назовите, какие фигуры у вас получились. Дети. Квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, ромб. Воспитатель. А какие геометрические фигуры вы ещё знаете. (Дети перечисляют все геометрические фигуры). Воспитатель. Назовите фигуры, у которых нет углов. Дети. Круг, овал. Воспитатель. Назовите фигуру, у которой все стороны равны. Дети. Квадрат. Воспитатель. Назовите фигуру, у которой три угла. Дети. Треугольник.

Воспитатель. Молодцы ребята, быстро справились с заданием. Но ключик то золотой мы ещё не нашли, двигаемся дальше по дорожке. (Звучит «весёлая» музыка, дети идут по деревянной дорожке, подходят к столу и находят конверт с заданием № 5, воспитатель читает задание). Воспитатель. Задание называется «Волшебные клеточки». Сядьте за столы. Прежде, чем мы начнём рисовать по клеточкам, давайте разомнём наши пальчики, чтобы они нас слушались. Пальчиковая гимнастика. «Школа».

В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу) Там друзей себе найду. (Руки в замок) Научусь, читать, считать, (Загибают по одному пальчику) быстро бегать и писать. Я таким учёным буду! Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальцем правой руки). Положите перед собой листочки в клетку. Возьмите карандаш, поставьте его на красную точку, выполняем графический диктант. Нарисуйте: 6 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх. Воспитатель. Все справились? Что у нас получилось? Дети хором. «Золотой Ключик!»

Воспитатель. Молодцы! Правильно ребята. Мы помогли Буратино? Выполнили все задания, и нашли «Золотой Ключик». Значит, лиса Алиса и кот Базилио его уже, наверное, отпустили. (Стук в дверь). Воспитатель. Ребята, подождите! Кто-то стучится к нам! Пойду, посмотрю, кто там. (Воспитатель приносит письмо). Воспитатель. Ребята это почтальон принёс нам письмо от Буратино. Давайте прочитаем его. (Письмо №2, воспитатель читает)

Дорогие ребята! Спасибо Вам за помощь. Лиса Алиса и Кот Базилио отпустили меня. И сейчас я иду к Мальвине. Буду её слушаться и старательно учиться. А для Вас у меня подарки; мой портрет и раскраски. До свидания. (Воспитатель раздаёт подарки детям). Воспитатель. Ребята ну раз мы помогли Буратино выполнили все задания и нашли «Золотой ключик» его отпустили, и он теперь будет слушаться и старательно учиться, то и наш увлекательный путь в мир математики закончился. Итог. Ребята, скажите, вам понравилось помогать Буратино? Что больше всего понравилось? Какие задания были трудными для вас? Что мы с вами делали? Воспитатель. Молодцы! Мне тоже очень понравилось, как вы ловко и очень быстро выполнили все задания и помогли Буратино найти «Золотой ключик». Спасибо.



Предварительный просмотр:

Открытое занятие по окружающему миру в средней группе «Животные средней полосы»

Открытое занятие по окружающему миру в средней группе «Животные средней полосы»

Формирование целостной картины мира

Тема: «Животные средней полосы».

Цели: Закрепить представление о диких животных наших лесов: внешний вид, повадки, питание их признаках, приспособлении к условиям жизни. Закрепить знание названий детёнышей животных, так же во множественном числе.

Задачи: Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.

Оборудование демонстрационное: картинки животных средней полосы, иллюстрации серии «Угадай, чей хвост», магнитная доска, фонограмма «волшебной музыки». Ход занятия: Воспитатель предлагает детям отправиться в лес. Звучит музыка, педагог произносит слова: Как прекрасен русский лес. В нём полным – полно чудес!

Что вы знаете про животных (у них 4 лапы, есть хвост, тело покрыто шерстью).

Воспитатель предлагает отгадать загадки и узнать, кто живёт в сказочном лесу.

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?

Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В лесу на старом дубе Орешки я грызу

Хвост пушистой, мех золотистый, В лесу живёт, а в деревне кур крадёт.

Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку.

Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками.

Кто, позабыв тревоги, Спит в своей берлоге?

После каждой отгадки воспитатель выставляет на доску картинку животного. У каждого животного есть свой дом.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Где живёт медведь? …в берлоге, лиса…в норе, заяц…под кустом, белка…в дупле, а волчий дом называется….логово.

Стихотворение:

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле у ели. Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу. Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. Уютно всем и мамам и их детёнышам. Кто же создаёт уют, как же этих мам зовут?

Как зовут детёныша у лисы-(лисёнок, (много-лисят, маму лисёнка- лисица. Детёныш медведя-(медвежонок, Мама медвежонка – медведица. Детёныш ежа- ежонок, мама ежонка – ежиха, много-ежат. Детёныш волка- волчёнок, много волчат, мама волчонка – волчица. Детёныш белки-бельчёнок, много-бельчат, мама бельчонка – белка.

У каждого животного свой характер, свои особенности и свой внешний вид. Да вы наверно и сами это хорошо знаете.

Игровое упражнение: «Назови признаки животных»: Лиса-(хитрая, рыжая, пушистая). Заяц-(трусливый, длинноухий, меняет зимой свою шубку). Медведь-(бурый, косолапый, неуклюжий, зимой ложиться в спячку). Волк-(злой, серый,зубастый). Ёж-(колючий).

А теперь скажите ребята, а про людей можно так сказать? Злой как….волк. Трусливый как….заяц. Хитрая как….лиса. Косолапый как…медведь. Зубастый как….волк. Прыгучая как…белка.

Физкультминутка: Давайте вместе отдохнём. Проведём «Звериную зарядку».

Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся, любят долго потянуться. Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнут и легонечко подпрыгнут.

Ну, а мишка косолапый широко расставив лапы: то одну, то обе вместе долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – начинаем всё сначала.

Дидактическая игра по картинкам: «Угадай, чей хвост».

Назовите: у лисы-(лисий); у зайца-(заячий); у волка-(волчий); у медведя –(медвежий).

Вопросы: Какие вы знаете сказки, где главными героями являются звери? «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка».

А кто мне ребята скажет, чем отличаются дикие животные от домашних? (дикие животные живут в лесу, а домашние дома, где о них заботятся люди). Диким животным самим приходится заботиться о себе, добывать себе пищу.

Давайте покормим животных. Кому мы дадим мёд? -медведю. Морковь- зайцу. Гриб – ёжику, рыба – лисе, орех – белке. Мясо – волку.

-Мы с вами говорили о ком?

На столе перед вами лежит картинка для раскрашивания. Кто на ней изображён? Давайте раскрасим животных. Посмотрите правильно ли вы подобрали цвет вашему животному?


Предварительный просмотр: