Отчеты

Кожина Людмила Николаевна

В данном разделе публикуются информация об итогах работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_2018-19.docx23.6 КБ
Microsoft Office document icon otchet_logoped_2019-2020_samoobrazovanie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 1 «Улыбка»

Аналитический отчёт учителя – логопеда

на логопункте

за 2018-2019 уч. год

Подготовила

Людмила Николаевна Кожина

учитель – логопед

Логопедическая работа в течение учебного года строилась в соответствии с «Положением об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп».

В 2018-2019 учебном году на логопункт зачислено 12 воспитанника:

11 человек – воспитанники подготовительной группы:

1 ребёнок – имеет ЗПР;

1 ребёнок – инвалид ДЦП;

8 детей – ФФНР;

4 детей – ФНР;

       1 ребёнок – старшей группы.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитие фонематического слуха, формированию лексико-грамматических категорий) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2018-2019 учебный год.

Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.

По результатам работы 11 детей подготовительной группы выпущены в массовую школу. Из них 9 детей с чистой речью, 2 со значительными улучшениями, на стадии автоматизации и дифференциации некоторых групп звуков (частые пропуски детей по болезни и неуважительная причина).

Ребёнок со старшей группы остаётся для продолжения коррекционной работы на логопункте.

В течение учебного года были проведены заседания ПМПк ДОУ по проблемам детей с нарушением речи. Дети с поставленными звуками и хорошей речью были выведены с логопункта, а дети, нуждающиеся в логопедической помощи, были зачислены на логопункт.

Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, взяты на контроль, направлены на комплектование логопункта на 2019-2020 учебный год.

Работа с родителями:

- значимым направлением логопедической работы на логопункте ДОУ с воспитанниками с речевыми нарушениями является консультативная работа с родителями, их включение в совместную с образовательным учреждением коррекционную работу с речевым ребёнком. Взаимосвязь с родителями осуществлялась через тетради с домашним заданием, индивидуальные беседы и консультации (по запросу и запланированные).

В рамках просветительско-профилактической деятельности проведены в ноябре родительские собрания «Давайте познакомимся», мастер-класс по артикуляционной и дыхательной гимнастике, «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда», реализация долгосрочного проекта «Говорушка», индивидуальные консультации.

Работа с педагогами:

- Консультативная деятельность с педагогами ДОУ была направлена на

решение поставленной цели коррекционной работы.

- Анализ результатов психолого-педагогического и логопедического обследования, планирование коррекционной работы совместно со специалистами ДОУ.

- Консультация «Речевое дыхание - основы правильной речи», «Учите детей говорить правильно», индивидуальные консультации педагогов в течение года.

Положительными моментами в работе было следующее: при проведении групповых занятий у воспитанников усвоились коммуникативные навыки, социальная адаптация. С помощью занятий, направленных на развитие самосознания, у дошкольников усилилась мотивация на собственную эмоциональную и поведенческую саморегуляцию. На родительских собраниях и индивидуальных консультациях родители прислушивались к рекомендациям и задавали много вопросов о детях, т.е. присутствовала обратная связь.

         Принимала активное участие:

- на праздниках, мероприятиях детского сада (утренники, конкурсы);

- «Использование ИКТ в условиях логопункта»

- «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»;

Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

          Задачи на 2019-2020 уч.г.г.

1. Формирование связной речи, коммуникативной культуры речи, грамматических категорий через коррекционные занятия на логопункте ДОУ.

Выводы:

Подведя итоги за прошедший учебный 2019-2020 года, можно сделать вывод, что работа учителя-логопеда проходила на качественном уровне в процессе разных форм работы, в том числе и инновационных.

  1. Консультативное направление.

     В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводились консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем, оказывалась систематическая помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Была проведена консультация для музыкального руководителя «Развитие речевого дыхания у детей ». В каждой группе ДОУ оформлены методические стенды (тематические логопедические уголки) для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка. За период с сентября по май проведены  индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих занятия логопеда, ожидающих зачисления на логопедические занятия. На каждый запрос родителей (зачисление на занятия, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда) даны рекомендации и советы по всем вопросам.

Самообразование:                                                                                              

В рамках самообразования в течение учебного года по теме «Инновационные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»:

По выработке стратегии коррекционного процесса, провела анализ инновационной, методической литературы по инновационным технологиям.

В работе по развитию общей и мелкой моторики в сочетании с произнесением определённого речевого материала в сопровождении музыки, использовала логоритмику в коррекционно-образовательной работе.

В проектной деятельности продолжается реализация долгосрочного проекта «Говорушка», где проводится коррекционная работа с детьми, родителями в домашних условиях.

Применяла на коррекционных занятиях компьютерные развивающие игры.

 Реализация программы самообразования  предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений,  участие в методической работе,  подготовка сообщений и методических материалов.        

На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.        

Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической  работы на учебный год выполнены.  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Улыбка» пгт. Смирных Сахалинской области

Смирныховского района

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя-логопеда за 2019-2020учебный год

тема:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих речевые нарушения».

Учитель-логопед:

Кожина Л.Н.

пгт Смирных

2020

 

Отчёт по самообразованию за  2019-2020 учебный год.

Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих речевые нарушения».

Цель:

Достичь положительного результата в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

  1. Улучшение развития мелкой моторики пальцев, кистей рук посредством сочетания игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью.
  2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  4. Повышение компетентности  в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
  5. Повысить интерес детей к упражнениям и играм, связанными с движениями рук и пальцев.
  6. Подтвердить положительное влияние пальчиковой игры на развитие речи детей.

 «Руки – это видимая часть

полушарий головного мозга»

Э. Кант

Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал:  «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир.  Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

 

«Развитие движений руки способствует развитию речи» Академик В. М. Бехтерев

Совершенствование мелкой моторики рук способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук».

Таким образом, мелкая моторика – это способность пальцев. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи ребенка.

Игры с пальчиками и руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений. Очень важно и необходимо уделять внимание процессу совершенствования мелкой моторики после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. В пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизирует соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.

Для достижения поставленных задач автор использует различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Такую работу необходимо  проводить регулярно.

Игры на ладошке, игры для пальчиков, игры с кулачками, игры с хлопками в ладоши, самомассаж кистей рук с помощью перекатывания карандаша - обязательное ежедневное  сопровождение проводимых автором индивидуальных, фронтальных занятий.

Так же автором используются и другие способы: дети работают с раскрасками, трафаретами, шаблонами по лексическим темам, выполняют обведение  по контуру, точкам,  рисуют пальчиками,  ватными палочками, выкладывают фигуры из пуговиц, счетных палочек, собирают бусы из макарон и готовых конструкторов, перебирают крупы, узнают на ощупь предметы в сухом бассейне из круп.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в логопедическом кабинете:

-кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;

-прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка);

-деревянные ложки  для отстукивания ритма;

-шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

-игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

-грецкие орехи и шишки, шарик «су-джок»  для массажа;

-крупы, фасоль и нитки, счетные палочки для выкладывания рисунков;

-макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Группы пальчиковых игр

1 группа. Упражнения для кистей рук.

Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. С их помощью дети учатся  расслаблять и напрягать мышцы кистей рук, переключать внимание  с одного движения на другое.

Примеры игр: «Заготовим капусту», «Месим тесто», «У оленя дом большой»

«Ловкие руки».

2 группа. Упражнения для пальцев условно-статические.

С их помощью совершенствуют полученные ранее навыки.

Примеры упражнений: «Ножницы», «Очки», «Коза», «Зайка»

«Кошка».

3 группа. Упражнения для пальцев динамические.

С их помощью развивают точную координацию движений,  учат сгибать и разгибать пальцы рук.

Примеры упражнений: «Семья», «Пальчики здороваются», «Этот пальчик хочет спать», «Мы делили апельсин».

Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - координации движений, их точность. Развивает фантазию, творческое воображение.

Педагогом приобретены дидактические игры и пособия: кубики, конструктор Лего, доска деревянная для составления геометрических фигур, пазлы на составление картинок, разработаны картотеки  "Пальчиковые игры", «Игры с бумагой».

На родительском собрании педагог отметил значимость  мелкой моторики для развития речи, объяснил, что участие родителей не должно быть разовым, эпизодическим, что навыки самообслуживания формируют ручную умелость, продвигают речевое развитие. Предложил родителям вести работу по трём направлениям:

1. Массаж, специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев.

2. Обучению умению управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи.

3. Формирование моторики с использованием настольных и подвижных игр, а также в изодеятельности (лепка, рисование).

Посоветовал приобрести различные пирамидки, матрешки, строитель, конструктор, огородный набор (лопатка, совок, лейка, грабли, учить ими пользоваться. Научить ребенка различать на ощупь: песок, гальку, ракушки, воду. Зимой играть со снегом (лепить, сгребать, чистить дорожки). Объяснил родителям, что совместная работа доставляет детям огромное удовольствие и в тоже время привносит большую пользу, развивая мелкую моторику и координацию движений, положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развития речи.

Вывод: Выполняя эти упражнения, кисти рук у детей становятся  гибкими, а движения свободными.  Педагог продолжает учить детей правильно держать карандаш во время выполнения задания в тетради,  в результате чего пальчики приобретают ловкость и сноровку, что в будущем поможет детям избежать дисграфию, приобрести хороший почерк.  Педагог планирует продолжать искать, развивать и применять в работе новые методические формы и приемы по развитию мелкой моторики рук, общей моторики. Весь этот материал играет положительную роль в развитии мелкой моторики, а также в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.