Адаптированные программы для детей с ОВЗ

Спасенникова Ирина Николаевна

Примерные рабочие программы: "Письмо", "Русский язык", "Чтение", "Общественно полезный труд".

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______/ _____________/

                         

Протокол № ___

 от  «__»_____20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР

_______/Э.В.Кузьмина/

                       

«____»_____20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Кондинской СОШ

_________/О.Д.Локоцкова/                 Приказ № ______  

от  «____» ________20__ г.        от

АДАПТИРОВАННАЯ  ПРОГРАММА

Предмет                              Письмо и развитие речи (VIII вид)

Класс                                     5 – 9  классы

Образовательная область    Филология

МО                                   Кондинский район

Срок реализации программы    2019-2020

Учитель (ФИО)     Спасенникова  Ирина  Николаевна

                                                                                                 Рассмотрено на заседании

                                                                                                 педагогического совета

                                                                                              протокол № _______

                                                                                              от «    »________20__ г

гп. Кондинское  2019 г.

Пояснительная записка

          Настоящая рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся 5 – 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с основной образовательной программой школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2019 – 2020 учебный год, на основе программы «Русский язык» (авторы: А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, С. Ю. Ильина, Э. В. Якубовская), утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации.

          Согласно Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант, пятидневная учебная неделя) и учебного плана школы на 2019 – 2020 учебный год, на изучение учебного предмета «Русский язык» в 5 – 8  классах  отводится 4 часа в неделю, в 9 классе – по 3 часа, таким образом, 136 ч. и 102 ч. в год соответственно.

          Содержание обучения русскому языку детей с нарушением интеллекта строится на новых принципах коммуникативного подхода, который направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где простейшие орфографические правила обеспечивают самостоятельное связное высказывание в его устной и письменной форме.

Цель изучения предмета:

  • создать условия для реализации коммуникативной функции речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.      

Задачи:

  • расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
  • использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения  практических (коммуникативно-речевых) задач;    
  • применение письменных речевых навыков для укрепления межличностных связей в
    различных жизненных ситуациях.

          Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, что позволяет обеспечить возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.

Задачи:

  • развитие речи учащихся как средства общения;
  • развитие речи учащихся как способа коррекции их мыслительной

           деятельности.

          Требования к контролю и оценке знаний определяются двумя уровнями – в зависимости от учебных возможностей школьников.

1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню
требований;

2-й уровень предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.

          В преподавании курса «Русский язык» в 5 – 9 классах используются учебники, которые предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализуют требования II варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

В соответствии с приказом по школе используются учебники:

класс

учебник

5 класс

Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. «Русский язык», учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 г.

6 класс

Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. «Русский язык», учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2010 г.

7 класс

Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. «Русский язык», учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 г.

8 класс

Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. «Русский язык», учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2012 г.

9 класс

Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. «Русский язык», учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2013 г.

В преподавании предмета используются цифровые образовательные и Internet-ресурсы:

- http://festival.1september.ru

- http://www.uchportal.ru/load/46

- http://nsc.1september.ru

- http://www.uroki.net/

5 класс

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень:

- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова – по слогам;

- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (35 – 40 слов);

- объяснять исправленную орфографическую ошибку;

- пользоваться школьным орфографическим словарём под руководством учителя;

- различать части речи (существительное, прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

- составлять пересказ текста по вопросам и записывать его под руководством учителя (до 45 слов);

- правильно записывать свой домашний адрес.

2-й уровень:

- списывать слова, словосочетания и короткие предложения по слогам;

- писать под диктовку отдельные слова и короткие предложения с предварительным разбором изученных орфограмм;

- участвовать в обсуждении темы текста;

- правильно записывать свой домашний адрес.

Содержание учебного предмета

Раздел

Часы

Содержание


Звуки и буквы. Текст.

13

Звуки речи. Гласные и согласные. Алфавит. Знакомство с орфографическим словарем. Характеристика гласных: слогообразующая роль гласных, ударные и безударные гласные. Характеристика согласных: мягкие – твердые, звонкие – глухие. Несовпадение звука и буквы в слове.

Твёрдые и мягкие согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами е, ё, ю, я, ь.

Разделительный мягкий знак (ь). Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в словах (ля – лья). Употребление мягкого знака как показателя раздельного произношения согласного и гласного. Дифференциация употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных и разделительного мягкого знака.

Согласные звонкие и глухие. Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и буквы на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие их в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Текст. Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.

Предложение. Текст.

17

Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Главные и второстепенные члены предложения. Распространение предложения. Выражение в нем мысли коротко и подробно. Порядок слов в предложении. Построение разных по конструкции предложений из слов, данных в нужной форме. Связь слов в предложении.  Предложения, разные по интонации. Вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения, расстановка их в диалоге.

Выделение вопросительных и восклицательных слов в предложении. Составление разных по интонации предложений с данными словами. Правильное интонирование. Преобразование повествовательных предложений в вопросительные предложения с помощью данных вопросительных слов.

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Границы предложений.

Состав слова.

Текст.

25

Родственные, или однокоренные, слова. Корень – выразитель общего значения в группе однокоренных слов. Соотнесение однокоренных слов с их значением и включение их в предложения.

Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний.

Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Их различение.

Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

Непроверяемые написания в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в группе однокоренных слов.

Практическое использование однокоренных слов в тексте.

Текст. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.

Части речи. Текст.

46

Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Существительное. Прилагательное. Глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.

Существительное. Значение существительных в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, события и т. д.

Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Большая буква в именах собственных. Адресные данные. Названия праздников.

Изменение существительных по числам. Нахождение смысловой связи между двумя данными существительными (тетрадь, ошибки) и составление предложений на основе двух слов.

Род существительных. Родовые окончания. Различение существительных по родам.

Подбор однокоренных существительных с разными грамматическими признаками. Включение их в предложения.

Текст. Тема и основная мысль. Отражение темы в заголовке. Выбор заголовка, отражающего тему.

Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Признаки, обозначаемые прилагательными (цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет).

Выписывание из текста сочетаний существительных с прилагательными. Восстановление текста по опорным словосочетаниям.

Род прилагательных. Его зависимость от рода существительных. Родовые окончания прилагательных.

Подбор нескольких прилагательных к существительному по смыслу (с опорой на предмет или его изображение). Согласование прилагательных с существительным.

Распространение предложений прилагательными.

Глагол. Значение глаголов в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, глаголы труда, глаголы речи).

Изменение глагола по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

Текст. Отбор примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).

Предложение. Текст.

11

Нераспространённые и распространённые предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов предложения на виды). Распространение предложения с помощью вопросов, рисунков. Ответы на вопрос нераспространённым и распространённым предложениями.

Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.

Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.

Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Дополнение предложения однородными членами по вопросу. Постановка вопроса к однородным членам предложения.

Текст. Повторение пройденного.

Повторение.

9

Деловое письмо.

15

Адрес. Адресные данные и порядок их записи. Восстановление нарушенного порядка адресных данных. Индекс, его значение. Отправитель и получатель. Тематический словарь.

Почтовая марка, ее функциональное значение.

Заполнение конверта.

Поздравление. Текст поздравления, его структурные части (обращение, поздравление, пожелание, подпись). Тематический словарь.

Дополнение текста поздравления пропущенными структурными частями.

Поздравительная открытка. Расположение частей текста поздравления на ней.  

Всенародные праздники, их названия, календарные данные.

Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки.

Записка. Текст записки, его структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический словарь.

Дополнение текста записки пропущенными структурными частями. Составление записок на заданные темы, правильное расположение структурных частей записки на листе бумаги.

Письмо. Личные письма. Текст письма и его структурные части (приветствие с обращением, сообщение, прощание, подпись). Тематический словарь.

Членение текста письма на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.

Дополнение текста письма пропущенными структурными частями. Преобразование повествовательного текста в текст письма. Коллективное сочинение писем на заданную тему, ответов на полученное письмо.

Связная речь с элементами творчества.

Даётся в процессе изучения всего програм-

много материала.

(11)

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Свободный диктант. Выделение опорных слов из каждой части. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.

Коллективное изложение зрительно   воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам.

Коллективное составление рассказа с использованием образных слов и выражений (опорные слова).

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану. Коллективная запись начала текста с последующим самостоятельным воспроизведением наиболее простых частей.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.

Свободный диктант. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части текста с использованием выписанных слов.

Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений.  Самостоятельная запись основной части.

Запись адреса на конверте. Ознакомление со структурными частями адреса. Коллективная и самостоятельная запись адреса отправителя и получателя.

Составление текста поздравительной открытки.

Составление текста письма к родственникам (друзьям), анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма.

             Всего:

136

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Содержание урока

Коррекционная работа

Словарь

Дата

Работа над орфографической зоркостью (зрительные диктанты)

Работа над развитием речи

по плану

по

факту

по

плану

в теме

Повторение. Звуки и буквы. Текст. (13 ч.)

1

1

Звуки речи. Алфавит.

Звуки речи. Гласные и согласные. Алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.

2

2

Гласные и согласные звуки.

Характеристика гласных: слогообразующая роль гласных, ударные и безударные гласные. Характеристика согласных: мягкие – твёрдые, звонкие – глухие. Несовпадение звука и буквы в слове.

Орфографический словарь. Выделение орфограмм в словах из словаря.

Составление словосочетаний, предложения со словарным словом.

пассажир

3

3

Твёрдые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я.

Твёрдые и мягкие согласные. Их дифференциация.

Пересказ текста по вопросам. Запись пересказа.

4

4

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

Обозначение мягкости согласных на письме буквами е, ё, ю, я, ь.

Написание слов с ь – показателем мягкости согласных.

Составление словосочетаний, предложения со словарным словом.

область

5

5

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Разделительный мягкий знак (ь). Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в словах (ля – лья). Употребление мягкого знака в словах как показателя раздельного произношения согласного и гласного.

Написание слов с разделительным мягким знаком.

Восстановление текста стихотворения по опорным словам.

6

6

Правописание слов с мягким знаком.

Дифференциация употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных и разделительного мягкого знака.

7

7

Текст. Различение текста и не текста.

Различение текста и не текста.

Выделение текста из данных групп предложений. Выбор заголовка к тексту.

8

Деловое письмо – 1  

Адрес.

Адрес. Адресные данные и порядок их записи. Восстановление нарушенного порядка адресных данных.

Составление словосочетаний, предложения со словарным словом.

адрес

конверт

9

8

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова.

Согласные звонкие и глухие. Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и буквы на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Тает снег.

8 букв/4 минуты

Восстановление пропущенных в тексте слов.

10

9

Ударные и безударные гласные в слове.

Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие их в безударной позиции.

Идут дожди

9/4

Выбор заголовка к тексту. Составление ответов на вопросы к тексту.

11

10

Орфограмма. Проверка безударных гласных в слове.

Введение термина орфограмма. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.

Небо хмурое.

10/5

Завершение предложений в тексте данными словами.

12

11

Текст. Определение темы текста. Заголовок.

Определение темы текста. Заголовок.

Запели птицы.

11/5

Обозначение темы текста в заголовке.

13

12

Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы».

Закрепление знаний по теме.

Коля заболел.

11/5

Работа с диалогом.

14

13

Контрольное (1) списывание по теме «Звуки и буквы».

Списывание текста. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

Беседа по содержанию.

Предложение. Текст. (17 ч.)

15

Деловое письмо – 2

Индекс на конверте.

Индекс, его значение. Отправитель и получатель.

Тематический словарь.

Почтовая марка, её функциональное значение.

16

1

Предложение. Выражение в предложении законченной мысли.

Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность.

Гудят провода.

12/6

Завершение предл-ий текста с опорой на рисунок.

17

2

Распространение предложений.

Распространение предложения. Выражение в нем мысли коротко и подробно.

Трещат морозы.

12/6

Распространение предл-ий текста с помощью вопросов, рисунка.

18

3

Порядок слов в предложении.

Порядок слов в предложении. Построение разных по конструкции предложений из слов, данных в нужной форме.

Я ищу землянику.

13/6

Работа с деформированным предложением.

19

4

Связь слов в предложении.

Связь слов в предложении.

В лесу росла ель.

13/6

Продолжение текста по данному началу.

20

5

Главный член предложения – сказуемое.

Главные члены предложения. Введение термина «сказуемое».

Наступила осень.

14/7

Восстановление пропущенных сказуемых в предл-ях текста с опорой на рисунок.

21

6

Главный член предложения – подлежащее.

Главные члены предложения. Введение термина «подлежащее».

Дни стали короче.

14/7

Определение темы текста, озаглавлива-

ние текста.

22

7

Второстепенные члены предложения.

Введение термина «второстепенные члены предложения».

В лесу много берёз.

15/8

Выделение в тексте слов, подтверждаю-

щих жанр сказки.

23

8

Связная речь – 1

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Выделение главных и второстепенных членов в предложении.

24

Деловое письмо – 3

Заполнение конверта.

Заполнение конверта.

25

9

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.

Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Границы предложений.

Прилетел скворец.

15/8

Составление текста из данных предложений.

26

10

Связная речь – 2  

Свободный диктант.

Выделение опорных слов из текста. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.

27

11

Предложения, разные по интонации. Знаки препинания в конце предложения.

Предложения, разные по интонации. Знаки препинания в конце предложения, расстановка их в диалоге.

Наша Родина – Россия.

16/8

Работа с диалогом. Озаглавливание текста.

28

12

Вопросительные предложения.

Вопросительные предложения. Выделение вопросительных слов в предложении. Правильное интонирование.

Весело бегут ручьи.

16/8

Определение жанра текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста с опорой на вопросы.

здравствуй

до свидания

благодарю

29

13

Восклицательные предложения.

Восклицательные предложения. Выделение восклицательных слов в предложении. Правильное интонирование.

Вдруг набежала туча.

16/8

Завершение текста с опорой на рисунок. Озаглавли

вание текста.

30

14

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

Составление разных по интонации предл-ий с данными словами. Преобразование повествовательных предл-ий в вопросительные предл-ия с помощью данных вопросительных слов.

Дятел долбил дерево.

17/8

Составление словосочетаний, предложения со словарным словом.

Дополнение диалога репликами.

облако

31

Деловое письмо – 4

Поздравление.

Текст поздравления, его структурные части. (обращение, поздравление, пожелание, подпись). Тематический словарь.

32

15

Связная речь – 3

Коллективное составле-

ние рассказа с исполь-

зованием образных слов и выражений.

Коллективное составление рассказа с использованием образных слов и выражений (опорные слова).

33

16

Закрепление знаний по теме «Предложение».

Закрепление знаний о предложении.

Я хочу посадить цветы.

18/7

Составление словос-ий, предл-ия со словарным словом. Восстанов-

ление диалога.

каникулы

34

17

Контрольный диктант (2) по теме «Предложение».

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

Беседа по содержанию.

Состав слова (25 ч.)

35

1

Корень и однокоренные слова.

Родственные, или однокоренные, слова.

Иней запушил деревья.

18/7

Нахождение однокоренных слов в тексте.

Работа с диалогом.

36

2

Общее и различия в значении однокоренных слов.

Корень – выразитель общего значения в группе однокоренных слов.

Без воды цветы завянут.

19/7

Составление словосочетаний, предложения со словарным словом.

охрана

граница

37

3

Включение однокоренных слов в предложения.

Соотнесение однокоренных слов с их значением и включение их в предложения

Пролетело жаркое лето.

19/7

Восстановление предложений текста с помощью родственных слов.

38

4

Окончание – изменяемая часть слова.

Окончание как изменяемая часть слова.

На ветвях заснули птицы.

20/7

39

Деловое письмо – 5

Поздравление.

Дополнение текста поздравления пропущенными структурными частями.

40

5

Установление связи между словами с помощью окончания.

Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний.

Около дома посадили ель.

20/7

Восстановление предл-ий текста с помощью данного слова с изменением его окончания.

41

6

Приставка как часть слова.

Приставка как часть слова.

Федя решал задачу у доски.

21/6

Составление рассказа по серии картинок.

42

7

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки.

У Лены в косах синие ленты.

21/6

Нахождение в тексте однокор-ых слов с разными приставками.

43

8

Приставка и предлог.

Приставка и предлог. Их различение.

В лесу громко стучал дятел.

22/6

Нахождение в тексте слов с приставками и предлогами.

44

9

Связная речь – 4 

Изложение по данному плану и опорным словам.

Коллективное изложение зрительно   воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам.

45

10

Контрольный диктант (3) по теме «Приставка и предлог».

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

46

11

Суффикс как часть слова.

Суффикс как часть слова.

Мальчик подарил маме цветы.

23/6

Работа с деформированным текстом.

47

12

Изменение значения слова в зависимости от суффикса.

Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Зимой река покрылась льдом.

23/6

Восстановление диалога по рисунку.

48

Деловое письмо – 6 Поздравительная открытка.

Поздравительная открытка. Расположение частей текста поздравления на ней.  Всенародные праздники, их названия, календарные данные.

49

13

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.

Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Дежурные стёрли пыль с доски.

24/6

Заучивание считалки. Воспроизведение.

50

14

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

Небо покрылось серыми тучами.

25

Составление текста с однокоренными словами.

51

15

Слово-корень с ударной гласной.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

В огород забрались цыплята.

25

Заучивание стихотворения, запись по памяти.

52

16

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

С ветки на ветку прыгала белка.

25

Составление словосочетаний, предложения со словарным словом.

север

53

17

Проверка безударных гласных в корне.

Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Моя сестра работает на фабрике.           

26

Дополнение текста по вопросам.

54

18

Связная речь – 5 Поздравительная открытка.

Составление текста поздравительной открытки.

55

19

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Дождевые капли падали на землю.

26

Восстановление текста стихотворения по опорным словам.

56

20

Единообразное написа-

ние парных звонких и глухих согласных в корне однок-ых слов.

Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в группе однокоренных слов.

Мы поставили в вазу букет цветов.

27

57

21

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Поля покрылись пушистым снегом.

27

Восстановление слов в тексте с опорой на рисунок.

58

22

Проверяемые гласные и согласные в корне.

Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в группе однокоренных слов.

У крыльца кружит стайка воробьёв.

28

Составление диалога.

59

23

Непроверяемые написания в корне.

 Непроверяемые написания в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в группе однок-ых слов. Работа с орфографическим словарём.

Спрятались в норы лесные зверьки.

28

Составление текста из данных предложений. Выбор заголовка.

беседа библиотека

60

24

Закрепление знаний по теме «Состав слова».

Закрепление знаний по теме «Состав слова».

Марина налила Мурке миску молока.

28

Разбор слова по составу. Практичес

кое использование однок-ых слов в тексте.

61

25

Контрольный диктант (4) по теме «Состав слова».

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

Беседа по содержанию.

62

Деловое письмо – 7 Поздравительная открытка.

Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки.

Части речи. Текст (46 часов)

63

1

Название предметов, действий, признаков.

Слово как название предмета, его признака или действия.

Сильный мороз сковал воду на речке.

29

Составление ответа на вопрос к тексту.

64

2

Понятие о частях речи.

Существительное.

Части речи. Существительное. Значение и вопросы как средство для выявления существительного.

Выросли волнушки прямо на тропинке.

30

Нахождение в тексте существительных.

65

3

Глагол.

Глагол.  Значение и вопросы как средство для глагола.

Деревья украсились хлопьями снега.            30

Восстановление пропущенных в тексте глаголов.

66

4

Прилагательное.

Прилагательное. Значение и вопросы как средство для выявления прилагательного.

На ветвях высокой ели затаилась рысь.

31

Выбор из текста словосочетаний. Пересказ текста с опорой на словосочетания.

67

5

Различение частей речи по вопросам и значению.

Значение и вопросы как средство для выявления частей речи.

Тётя Вера работает на часовом заводе. 31

Составление словосочетаний, предложения со словарным словом.

забота

68

6

Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

Дифференциация частей речи по значению и вопросам.

Земляника любит расти на опушке леса.31

Составление рассказа на заданную тему.

69

Деловое письмо – 8

Записка.

Текст записки, его структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический словарь.

70

7

Имя существительное. Значение сущест-ых в речи.

Значение сущ-ых в речи. Разделе-

ние сущ-ых на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, события и т. д.

Мы укрылись от дождя под мохнатой елью.

32

Работа с диалогом.

71

8

Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Существительные одушевленные и неодушевленные.

Осень позолотила ветви дубов и клёнов.

32

Устранение в тексте повторов.

72

9

Собственные и нарицательные существительные.

Существительные собственные и нарицательные.

Школьники готовятся к празднику книги.    33

Составление текста с именами собственными.

столица

73

10

Правописание имён собственных.

Большая буква в именах собственных. Адресные данные. Названия праздников.

У нас жили в чулане два маленьких лисёнка.                34

Составление ответа на вопрос к тексту.

космос

74

11

Контрольный диктант (5) по теме «Правописа-

ние собственных и нарицательных существительных».

Овладение орфографической зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

Беседа по содержанию.

75

12

Текст. Тема и основная мысль текста.

Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Выбор заголовка, отражающего тему.

Дятел долбил дерево своим крепким клювом.             35

Определение темы и основной мысли текста.

76

13

Связная речь – 6 Запись адреса на конверте.

Запись адреса на конверте. Ознакомление со структурными частями адреса. Коллективная и самостоятельная запись адреса отправителя и получателя.

77

14

Понятие о единственном и множественном числе.

Изменение существительных по числам.

Мохнатые снежинки закружились в воздухе.                35

Определение слов, отражающих тему текста.

78

15

Употребление существительных в единственном и множественном числе.

Упражнение в определении числа у существительных.

В пушистый снег зарылись маленькие ёлочки.

36

Определение слов, отражающих тему и основную мысль текста.

ботинки

79

16

Изменение имён существительных по числам.

Нахождение смысловой связи между двумя данными существительными (тетрадь, ошибки) и составление предложений на основе двух слов.

Ветер бросал мокрые листья на дорожку сада.

36

Восстановление пропущенных слов в тексте.

80

Деловое письмо – 9 Записка.

Дополнение текста записки пропущенными структурными частями.

81

17

Знакомство с понятием рода.

Род существительных.

Брат с сестрой каждый день убира-

ют квартиру. 37

82

18

Существительные мужского рода.

Родовые окончания.

По дорогам и оврагам побежали звонкие ручьи.      37          

Выбор из текста существительных мужского рода.

герой

83

19

Существительные женского рода.

Родовые окончания.

На берегу моря раскинулся молодёж-

ный лагерь  38

Выбор из текста существительных женского рода.

84

20

Существительные среднего рода.

Родовые окончания.

По полянам и долинам дождик хлынул проливной. 38  

Выбор из текста существительных среднего рода.

85

21

Различение существительных по родам.

Различение существительных по родам. Подбор однокоренных существительных с разными грамматическими признаками, включение их в предложение.

Берёзовая роща звенит весной от птичьих песен.

39

Работа с диалогом. Завершение предложений в тексте с опорой на рисунок.

86

22

Закрепление знаний по теме«Существительное».

Закрепление знаний по теме «Существительное».

87

23

Контрольный диктант (6) по теме «Существительное».

Соблюдение основных орфографических и пунктуацион-

ных норм в письменной речи.

Беседа по содержанию.

88

24

Значение прилагательных в речи.

Значение прилагательных в речи. Распространение предложений прилагательными.

Ловко и легко скользят ребята по гладкому льду.

39

Выписывание из текста сочетаний сущ.+прил. Восстановление текста по опорным словосочетаниям.

89

25

Различение признаков, обозначаемых прилагательными.

Признаки, обозначаемые прилагательными (цвет, размер, форма, вкус, материал предмета).

На ландыше и тюль-

пане ещё блестит в тени роса.       39

Заучивание загадки, запись по памяти.

90

26

Зависимость рода прилагательных от рода существительных.

Род прилагательных. Его зависимость от рода существительных.

Земля подарила людям чудесные весенние цветы.   39     

Составление словосочетаний, предложения со словарным словом.

огромный

91

27

Связная речь – 7 Изложение.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.

92

28

Окончания прилагательных мужского рода.

Родовые окончания прилагательных.

На лесном озере остались зимовать белые лебеди.       40

Заучивание стихотворения, запись по памяти.

телевизор

телефон

93

29

Окончания прилагательных женского рода.

Родовые окончания прилагательных.

Утром и вечером все лесные жители поют свои песни.  41     

Восстановление пропущенных в тексте прил-ых.

94

Деловое письмо – 10

Личные письма.

Текст письма и его структурные части (приветствие с обращением, сообщение, прощание, подпись). Тематический словарь.

95

30

Окончания прилагательных среднего рода.

Родовые окончания прилагательных.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки.     41

Завершение диалога репликой.

96

31

Окончания прил-ых мужского, женского и среднего рода.

Родовые окончания прилагательных.

Душистыми  гроздь-

ями зацвела на опушке черёмуха. 41 

Распространение текста прил-ми.

97

32

Связная речь – 8 Составление рассказа.

Составление рассказа по сюжет-

ной картинке и данному плану. Коллективная запись начала текста с последующим самостоятельным воспроизведением наиболее простых частей.

98

33

Изменение прилагательных по родам.

Подбор нескольких прил-ых к существительному по смыслу (с опорой на предмет или его изоб-

ражение). Согласование прилаг-ых с сущ-ым. Распространение предложений прилагательными.

От горячих солнечных лучей у крыльца растаял снег.      42

Заучивание стихотворения, запись по памяти.

99

Деловое письмо – 11

Личные письма.

Членение текста письма на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.

 

100

34

Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное».

Выписывание из текста сочетаний сущ-ых с прилаг-ми. Восстановле-

ние текста по опорным словос-ям.

Осенью вода в лесных ручьях прозрачная, как стекло.    43

Определение темы и основной мысли текста.

101

35

Контрольный диктант (7) по теме «Прилагательное».

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

Беседа по содержанию.

102

36

Значение глаголов в речи.

 Значение глаголов в речи.

Под корой больных деревьев ищет дятел вредителей.  43

Подбор заголовка к тексту.

103

37

Связная речь – 9 Изложение.

Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений.  Самостоятель

ная запись основной части.

104

38

Различение действий, обозначаемых глаголами.

Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, речи).

В густом ельнике птицы укрываются от ветра и мороза. 43  

Заучивание стихотворения, запись по памяти.

105

Деловое письмо –12

Личные письма.

Дополнение текста письма пропущенными структурными частями.

106

39

Настоящее время глаголов.

Изменение глагола по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

На сучьях и в дуплах деревьев птицы вьют свои гнёзда. 43       

Подбор заголовка к тексту.

107

40

Прошедшее время глаголов.

Изменение глагола по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

Поздней осенью поса

дили ребята берёзки возле школы.      44

Составление предложений из слов.

108

41

Будущее время глаголов.

Изменение глагола по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

Красная душистая земляника созрела на лесной опушке.   45

Подбор заголовка к тексту.

109

42

Связная речь – 10 Свободный диктант.

Выделение опорных слов и средств  связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части текста с использованием выписанных слов.

110

43

Различение и изменение глаголов по временам.

Изменение глагола по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

Осенью и зимой можно увидеть синиц в городе у кормушки.

45

Работа с деформированным текстом. Запись текста с изменением времени глаголов. Подбор заголовка.

111

44

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.

Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли (из ряда предложенных).

Каждый год ребята высаживают цветы на школьном дворе.        

45

Выделение основной мысли текста, подтвержде

ние фактами.

112

45

Закрепление знаний по теме «Глагол».

Вопросы. Значение. Определение времени глаголов по вопросам.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят на прогулку.  45       

Работа с диалогом.

113

46

Контрольный диктант (8) по теме «Глагол».

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

Беседа по содержанию.

Предложение. Текст (11 ч.)

114

1

Главные члены предложения.

Главные члены предложения.

Выделение грамматической основы предложения.

Маленький мальчик с вязанкой хвороста шёл через мост.  45    

Определение темы текста, подбор заголовка.

лестница

115

2

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов предложения на виды).

Далеко за морем, высоко в горах растёт чудесный цветок. 45

Отражение темы текста в заголовке.

116

3

Постановка вопросов от главных членов предл-ия к второстепенным членам.

Выделение из предл-ия словос-ий. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление пред-ий с данными словос-ми.

Синичка прилетела к окну и стала стучать по нему носом.  45

Выбор из текста фактов, подтверждающих основную мысль.

117

4

Годовая контрольная работа.

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

Беседа по содержанию.

118

5

Различение нераспрост-

ранённых и распростра-

нённых предложений.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Поздно вечером путники остановились на ночлег у речки. 46

Деление текста на предложения.

119

6

Распространение предложений.

Распространение предложения с помощью вопросов, рисунков. Ответы на вопрос нераспространенным и распространенным предложениями.

На берегу реки ребята увидели удивительную постройку.

46

Составление текста на заданную тему.

победа

120

Деловое письмо – 13

Личные письма.

Преобразование повествовательного текста в текст письма.

Определение признаков текста.

121

7

Знакомство с однородными членами предложения.

Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.

По широкой аллее сада дети подошли к опушке дубовой рощи.  47

122

8

Дополнение предложения однородными членами.

Дополнение предложения однородными членами по вопросу. Постановка вопроса

к однородным членам предл-ия.

Резкий осенний ветер разносит листья берёзки по поляне.      47        

Распространение предложений текста однородными членами.

однажды

123

9

Грамматический разбор предложений. Закрепление знаний по теме «Предложение».

Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.

Перепрыгивая с ветки на ветку, белка рулит своим хвостом.  47

Работа с деформированным текстом.

124

Деловое письмо – 14 Личные письма.

Коллективное сочинение писем на заданную тему.

125

10

Текст.

Повторение пройденного. Признаки текста.

Из тёплого края воз-

вращался на север маленький соловей.47

Восстановление текста по опорным словосочетаниям.

126

11

Контрольный диктант (9) по теме «Предложение».

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

Беседа по содержанию.

Повторение (9 ч.)

127

1

 Состав слова.

Разбор слов по составу.

Анализ текста на выделение группы родственных слов.

128

2

Связная речь – 11 Составление текста письма.

Составление текста письма к родственникам (друзьям), анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма.

129

3

Правописание гласных и согласных в корне.

Единообразное написание орфограмм. Работа над правилами.

Заучивание стихотворения, запись по памяти.

130

4

Части речи. Существительное.

Значение. Вопросы. Грамматические признаки.

Составление диалога по схеме.

131

Деловое письмо – 15

Личные письма.

Коллективное сочинение ответов на полученное письмо.

132

5

Прилагательное.

Значение. Вопросы. Грамматические признаки.

Восстановление текста по опорным словосочетаниям.

133

6

Глагол.

Значение. Вопросы. Грамматические признаки.

Работа с диалогом.

134

135

7

8

Предложение.

Смысловая и интонационная законченность предложения. Грамматический разбор предложений.

Пересказ текста по вопросам.

136

9

Текст.

Отличие текста от не текста. Тема и основная мысль текста. Подтверждение основной мысли текста фактами.

Деление текста на предложения, подбор заголовка в соответствии с темой или основной мыслью.

График проведения контрольных работ

Дата

Тема

1

Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы. Текст».

2

Контрольный диктант по теме «Предложение».

3

Контрольный диктант по теме «Приставка и предлог».

4

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

5

Контрольный диктант по теме «Правописание собственных и нарицательных существительных».

6

Контрольный диктант по теме «Существительное».

7

Контрольный диктант по теме «Прилагательное».

8

Контрольный диктант по теме «Глагол».

9

Годовая контрольная работа.

10

Контрольный диктант по теме «Предложение».

Контрольно-оценочные материалы

Контрольная работа № 1 по теме «Звуки и буквы. Текст»

Контрольное списывание.

Осень.

    Глубокая осень. Прозрачными стали с..ды и л..са. Старые дерев..я давно облетели. И только молодые берё…ки сохранили свою листву. Сквозь сеть берё… ярко выступают ели и сосны. Их освежили холо.., д..жди, ночные туманы. Земля покрылась лист..ями.  Далеко слышны осторожные прыжки л…сных  звер…ков. (41 слово) 

Контрольная работа № 2 по теме «Предложение»

Диктант.

Загадочный зверёк.

           Утром Ваня заметил на снегу у дома следы. Кто их оставил? Ваня положил на крыльцо хлеб.

   Ночью зверёк был. Хлеб не тронул.

   Мальчик положил косточку. Утром смотрит – косточка на крыльце.

   Положил Ваня морковь. Моркови не стало. Какой умный зверёк! (39 слов)

Контрольная работа № 3 по теме «Приставки и предлоги»

Диктант.

Мурка.

             Утром мы стали вытягивать невод. На берег вытащили вместе с рыбой и морских раков. К морю подошла кошка Мурка. Она лапкой нащупала на дне мелкую рыбёшку. Мурка подцепила когтями рыбину и бросила на берег котятам. Мурка выходила из воды. Во рту она держала живую рыбку. Большие коты бросились к добыче.   (50 слов)

Контрольная работа № 4 по теме «Состав слова»

Диктант.

Зимой в лесу.

             Пришла холодная зима. Ударил мороз. Солнышко светит мало. Голые и печальные стоят в лесу берёзки. Кружит по снегу след зайца. Набегались по лесу рыжие белки. Хитрая лиса спряталась за деревьями.

             На полянку вышел охотник. Собака Дружок обнюхала следы зверей и убежала в чащу леса. (44 слова)

Контрольная работа № 5 по теме «Правописание собственных и нарицательных существительных»

Диктант.

Радость.

             Светлана Петровна Чайкина живёт в городе Самаре. Город стоит на реке Волге.

             Она получила письмо. Какая радость! Внучата живы и здоровы. Старший Илья писал сам. Бабушку ждут в Москве. Внучка Надюша засушила и прислала цветок. А это чей листок с рисунком? Бабушка узнала малыша Павлика. (45 слов)

Контрольная работа № 6 по теме «Имя существительное»

Диктант.

В лесу.

             От села Дубровка я шёл на лыжах. Тихо стояли деревья. Снежком покрыты сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Вот взлетел глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. (46 слов)

Контрольная работа № 7по теме «Имя прилагательное»

Диктант.

Мухомор.

             Хвалился в лесу мухомор. «Я самый красивый. Ножка у меня тонкая. Шляпка красная. На шляпке белые точки. В летнее утро все меня заметят. Сердце у меня доброе. Я лечу зверей. Мух гоняю от людей. Полезный я очень.»

             Красивый мухомор, заметный. Но в суп кладут не его, а белый гриб. (49 слов)

Контрольная работа № 8 по теме «Глагол»

Диктант.

Весна.

             Светит яркое солнышко. Земля пробудилась. Тает снег. На лесных полянках появились проталины. Скоро зацветут первые цветы.

             По оврагам бегут шумные ручьи. Проснулась под пеньком юркая змейка. Звонко запела маленькая синичка. Она рада теплу и солнышку. Небо синее, высокое. Лёгкий ветерок гонит облака.

             Летят домой перелётные птицы. Несут на крыльях весну. (50 слов)

Контрольная работа № 9 по теме «Предложение»

Диктант.

Летний дождик.

             Над деревней Новинки нависла тёмная туча. Крупные капли дождя застучали по дороге. Хлынул дождь как из ведра. Птицы забились под крыши домов. Алёнка и Юля укрылись на крыльце. Тёплый дождь омыл траву, цветы, деревья. Скоро дождик перестал. Воздух стал чист. (40 слов)